Moines (франц.) — монахи, основное занятие которых — молитва и созерцание. 72 Religieux (франц.) — монахи, основное занятие которых — служение. При их монастырях есть обычно больницы, школы, приюты и т. п. 73 Габриэль Марсель (18891973) — французский католический философ–экзистенциалист, драматург и литературный критик. 74 Имеется в виду о. Вуайом. См прим. к письму от 13 февраля 1975 г 75 «Humanae vitae» — энциклика папы Павла VI от 25. 07. 1968 о регулировании рождаемости. 76 Камара Элдер Пессоа (1909–1999) — бразильский церковный деятель, архиепископ Олинды и Ресифи. Один из вдохновителей и организаторов II Ватиканского собора, инициатор различных социальных и благотворительных инициатив в Бразилии, основатель движения «Церковь бедных». 77 Роже Шютц (1915–2005) — основатель межконфессиональной общины примирения в Тэзе (Франция). 78 Зейпель (правильно Зайпель) Игнаций (1876–1932) — католический священник, политический деятель, канцлер Австрии в 1922–1924 и 1926–1929. 79 Стурцо Луиджи (1871–1959) — итальянский католический священник, политический деятель. Основатель Народной партии и международного Христианско–демократического союза. 80 Блж. Иероним Стридонский (ок. 342–420) — западный отец Церкви, переводчик Библии на латинский язык, получившей название Вульгаты. 81 По–видимому, имеется в виду Бернард Клервосский (1090–1153)—основатель католического ордена цистерцианцев. 82 Дидон Анри–Мартен (1840–1900) — иеромонах, французский католический церковный писатель. Речь идет о его книге «Jesus–Christ»; см. в рус переводе: «Жизнь Иисуса Христа», т. 1–2, СПб., 1892. 83 Жак Маритен (1882–1993) — французский философ и литератор. Обратился в 1906 г. и стал лидером философов–неотомистов. Играл ведущую роль в движении духовного и интеллектуального обновлении французского католицизма 84 По-видимому, этот труд написан под влиянием существовавших в то время в самиздате «Литургических заметок» о. Сергия Желудкова; они были опубликованы в Москве лишь в 2003 г.  85 К сожалению, конец письма не сохранился. 86

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Б. Т. принадлежал к характерному для интеллектуальной ситуации XI в. направлению т. н. диалектиков — теологических рационалистов, стремившихся поверить церковную доктрину школьной логикой («диалектикой» в средневековом смысле). Главный труд Б. Т. «О Евхаристии» (De sacra соепа) направлен против ставшей для католицизма догматом доктрины о пресуществлении, согласно которой в таинстве Евхаристии субстанции хлеба и вина пресуществляются в субстанции Тела и Крови Христа, удерживая, однако, акциденции — чувственно воспринимаемые приметы хлеба и вина. Б. Т. возражал, что акциденции не могут существовать вне своей субстанции; следовательно, хлеб и вино приобретают духовный смысл как символ невидимой благодати, так что вместо «пресуществления» (transsubstantiatio) надо говорить об «умопостигаемом превращении» (conversio intelligibillis). Символико–спиритуалистическая концепция Б. Т. вызвала критику Гуго и Адельмана Шартрских, Ланфранка и др.; в 105079 она была осуждена на ряде соборов. Однако у Б. Т. были последователи в схоластике XII в. Открытое возвращение к доктрине о Евхаристии как символе имело место в некоторых направлениях Реформации, прежде всего у Цвингли. БЕРНАРД КЛЕРВ0СКИЙ (Bernardus de Clarae Valle, Bernardus de Clairvaux) (1090, Фонтен–ле–Дижон, Бургундия, — 20. 8. 1153, Клерво), французский теолог–мистик и церковный деятель. Происходил из знатного рода; в 1112 г. вступил в цистерцианский орден; основал в 1115 монастырь в Клерво и был его аббатом до конца жизни. Оказывал широкое влияние на религиозную и политическую жизнь Западной Европы, выступая как советник пап и государей, инициатор реформ монастырей; способствовал победе папы Иннокентия II над антипапой Анаклетом II и созданию духовно–рыцарского ордена храмовников. Проповедь Б. К. в Везлэ в 1146 г. была решающим импульсом Второго крестового похода. Добивался суровых мер против рационалистического инакомыслия в теологии (Жильбера Порретанского и Абеляра). В 1174 г. причислен Католической Церковью к лику святых, с 1830 — «учитель Церкви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Баратынский, Евгений Абрамович (1800—1844), русский поэт. Бельский, Михаил (1884—1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода Божией Матери Всех скорбящих Радости и св. Геновефы (Женевьевы) в Париже, к которому принадлежал будущий митрополит Антоний. Бердяев, Николай Александрович (1874—1948), русский религиозный философ-экзистенциалист. Один из участников сборника «Вехи». В 1922 был выслан из России, умер в Париже. Утверждал свободное персоналистическое понимание христианства, иногда в абстрактно-метафизическом ключе («Опыт эсхатологической метафизики»), но чаще в антропологическом и историческом. Человек понимается им богословски как соработник Творца («Смысл творчества»), этически — как носитель этики искупления, эсхатологически или историософски — как участник наступающей эпохи завета Духа («О рабстве и свободе человека»). Был также проницательным политическим мыслителем («Истоки и смысл русского коммунизма»). Исповедовал православие и был вдохновенным церковным писателем, но не принадлежал ни к какой богословской школе. Оставил духовную автобиографию «Самопознание». Один из самых влиятельных русских мыслителей ХХ в. Берлин, Исайя (1909—1997), английский мыслитель, историк европейской политической и этической мысли Нового времени, историк русской культуры. Основные сочинения: «Четыре очерка о свободе», «Русские мыслители», «Понятия и категории. Философские очерки», «Против течения. Очерки по истории идей», «Личные впечатления». Бернанос, Жорж (1888—1948), французский католический писатель, публицист. Бернар Клервоский (1090—1153), св., монах-цистерцианец, мистик, церковный деятель. Основатель и аббат монастыря в Клерво, был вдохновителем Второго крестового похода. Из его сочинений наиболее известно толкование на Песнь Песней, давшее толчок к развитию обширной католической мистической литературы. Канонизирован Католической Церковью в 1174. Память 20 августа. Блок, Александр Александрович (1880—1921), русский поэт. Блум, Борис Эдуардович (1882—1937), отец митрополита Антония.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

Бернард Клервосский (1090–1153) – католический богослов-мистик. 131. Дневн. II, 364. 132. По приказу Фалариса, агригентского тирана (втор. пол. VII b. до н. э.), отличавшегося изощренной жестокостью, был отлит полый медный бык. Человека, заключенного в быка, сжигали на медленном огне, а медная оболочка превращала его крики в мелодичный звон. 133. Дьявольскую гордыню (фр.) 134. Оба лика фортуны. 135. Равнодушно выносить оба лика фортуны. 136. Богатство, почести, страсти (лат.). 137. Сделать бывшее не бывшим (лат.). 138. Вряд ли мы ошибемся, допустив, что эти два верующих – епископ Мюнстер и сам Киргегард: подробности размышления Киргегарда на эту тему свидетельствуют об этом с достаточной ясностью. 139. XI, 15, 16. 140. Дневн. I, 313. 141. Ib. VIII, 115. 142. IV, 319. Cp. III, 48: «Сделать последнее движение, парадоксальное движение веры для меня совершенно невозможно, обязан ли я или не обязан его сделать и хотя я более чем охотно сделал бы его». 143. «Когда страшно, время идет медленно; когда очень страшно, замедляется и само мгновение, когда же смертельно страшно, время окончательно останавливается. Хочешь бежать как можно быстрее – и не можешь двинуть ногой; хочешь пожертвовать всем на свете, чтобы купить только одно мгновение, – и тут же уясняешь, что оно не продается, ибо это зависит не от чьей-либо воли или способности бежать, а от милости Божией». 144. Христ. речи, 81. 145. Дневн. II, 163, ср. 204, 261, 277 и еще другие записи после 1850 г., где говорится о том же. 146. XII, 54. 147. XII, 152. 148. Дневн. II, 336… от 1854 г. – стало быть, за год до смерти: «Лютер принес неизмеримый вред тем, что он не стал мучеником». 149. XII, 82. 150. Дневн. II, 344. 151. XII, 126. 152. XII, 130. 153. Дневн. II, 325. 154. Ib. 363. 155. Перевод см. в конце этой главы. 156. Иоанн Дунс Скот (1266/1270—1308) – шотландский теолог-схоласт, по прозванию «doctor subtilis» («тонкий, изощренный учитель»), францисканец. 157. Человека обуяла гордыня, и он воображает, что он знает, что он свят, что он праведен.

http://predanie.ru/book/69924-kirgegard-...

В 1127 г. Н. участвовал в организации военного похода под командованием кор. Лотаря (имп. Лотарь III в 1133-1137) против вендов (лютичей), которые были разбиты, их языческое капище в Ретре сожжено. Н. организовал сбор десятины. Когда в 1130 г. в Риме началась схизма, вместе с католич. св. Бернардом Клервоским (1090-1153) и архиеп. Конрадом I Зальцбургским (1106-1147) Н. занял сторону папы Римского Иннокентия II, хотя прежде дружил с Пьетро Пьерлеони (антипапой Анаклетом II (1130-1138)) (сохр. адресованное Н. послание Губерта, еп. Лукки, о схизме - Pontificum Romanorum… vitae/Ed. J. M. Watterich. Lipsiae, 1862. T. 2. P. 179-182). Некоторое время Н. был имп. канцлером Италии (Annales Magdeburgenses. An. 1132//MGH. SS. T. 16. P. 184), но впосл. отказался от этой должности. 4 июня 1133 г. он устроил имп. коронацию Лотаря III в Латеранской базилике, т. к. базилика св. Петра была захвачена сторонниками антипапы. За помощь в налаживании отношений между папой и императором Н. добился от Иннокентия II издания буллы, подчинявшей Магдебургу епископов Польши и Померании (4 июня 1133 - Jaff é . RPR. N 7629 (5458); Gesta Archiepiscoporum Magdeburgensium. An. 1126//MGH. SS. T. 14. P. 414; Regesta Archiepiscopatus Magdeburgensis. Magdeburg, 1876. T. 1. N 1058). После возвращения из Италии Н. заболел, 4 месяца провел в тяжелом состоянии и скончался. В Житиях сообщается, что тело Н. в течение 8 дней оставалось нетленным, его перевозили из одного мон-ря в другой, пока члены капитула и премонстранты ц. Пресв. Девы Марии в Магдебурге спорили о том, где Н. должен быть похоронен. По-видимому, эта информация является агиографическим преувеличением, поскольку известна точная дата погребения - 11 июня. Н. был погребен в церкви аббатства Пресв. Девы Марии в Магдебурге, в центре храма перед алтарем Св. Креста, потом, вероятно еще при жизни аббата Гуго, мощи перенесли в хор. Почитание В 1200 г. магдебургские премонстранты составили описание чудес Н. для начала канонизационного процесса в Риме. Однако Н. был признан святым ордена премонстрантов только 28 июля 1582 г. (бреве папы Римского Григория XIII (1572-1585)). В бревиарии премонстрантов служба Н. указана под 6 июня. 7 сент. 1621 г. память 6 июня стала общей для всей Римско-католической Церкви (включена в Римский Миссал и Бревиарий). 16 авг. 1625 г. папа Урбан VIII (1623-1644) перенес орденское празднование на 11 июля, а празднику 6 июня была добавлена октава. 7 сент. 1672 г. праздник 6 июня был повышен в статусе и стал «двойным».

http://pravenc.ru/text/2577955.html

В булле «Unam sanctam» Бонифаций VIII требовал признания папы заместителем Бога на земле и провозгласил универсальную теократическую монархию. В XIII же веке теологами было разработано учение о сокровищнице Церкви – неиссякаемом богатстве благодати, накопленном подвигами святых и мучеников. Только папы и иерархи Церкви, могли распоряжаться этой сокровищницей. Это учение вело непосредственно к обожествлению пап и высших иерархов. Результаты реформ, проводимых монастырями, папами, не были полностью реализованы в духовно-религиозной жизни Западной Европы. Падение духовного авторитета бенедиктинских монастырей породило разнообразные формы отшельничества. В конце XI в. группа монахов из бенедиктинского монастыря во Франции покинула свою обитель и удалилась в местечко Сито, латинское название Цистерций (Бургундия). Здесь создается орден, который вырабатывает новые формы религиозной жизни – орден цистерцианцев . Цистерцианцы создавали свои монастыри, противопоставившие себя клюнийским монастырям. Во главе этого ордена стоял совет – генеральный капитул. Цистерцианцы противопоставили себя клюнийцам даже в одежде – их рясы были белого цвета – белые ангелические одеяния. Основная задача, которую они себе ставили – освоение необжитых земель и создание на них монастырей цистерцианского толка. Второй задачей было создание новых форм монашеской жизни. В этих монастырях физический труд становится основой монашеского служения. Цистерцианские монастыри приобретали огромное влияние в Европе. Этому способствовала деятельность выдающегося теолога и мистика Бернарда Клервоского (1090–1153). Идеалы бедности не спасли орден от обогащения и обмирщения. XII-XIII вв. становятся переломным временем в истории западноевропейского монашества. Если раньше монастыри были опорой папства, то в новый исторический период они перестают быть ему столь же необходимыми. И они вновь попадают в зависимость от епископов диоцезов. В XIII в. оформляется новое движение, получившее название движения регулярных каноников. Регулярные каноники были служителями соборных и приходских церквей и жили в городах. Жили они общинами, каноникатами. В конце XII в. происходит размежевание регулярных каноников и выделившегося из них монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В итоге умеренно иконоборческую позицию «Каролинских книг» утвердил Парижский Собор 825 г., что оказало определенное влияние на последующее отношение к религ. изображениям в Зап. Церкви, несмотря на то что сами «Каролинские книги» были вскоре забыты и обретены вновь лишь в XVI в., попав в католич. список запрещенных книг. На лат. Западе в отличие от Византии не предпринималось активных попыток оправдания священных изображений как свидетельств вочеловечения Христа, хотя после перевода «Точного изложения православной веры» прп. Иоанна Дамаскина в XII в. на латинский язык, выполненного Бургундио Пизанским, теория образа визант. иконопочитателей стала известна на Западе и вошла в зап. традицию благодаря «Сентенциям» Петра Ломбардского . Производились и некоторые попытки богословского обоснования связи между изображением и моделью. Фома Аквинский (1224/25-1274) использовал учение Аристотеля об отношении: ум движется к изображению двояко - одно движение совершается к образу самому по себе как вещи, другое - к образу как изображению чего-то, и почитание должно относиться не к образу Христа в первом смысле, как к дереву и краскам, но к образу во втором смысле ( Thom. Aquin. Sum. th. 3а. q25, art3), за что подвергся критике Дуранда из Сен-Пурсена , считавшего образы простыми знаками, а их почитание излишним ( Wirth. 1999). При этом из-за формального принятия Римом иконопочитания VII Вселенского Собора без богословского усвоения его христологических аргументов, отсутствия собственной разработанной метафизики иконы и латентной традиции умеренного иконоборчества на севере и западе Европы (ср. «Апологию» цистерцианца Бернарда Клервоского (1090-1153), где содержатся резкие обвинения бенедиктинцев Клюни в излишней роскоши при украшении церквей и в суетности церковного искусства: Bernardus Claraevallensis. Apologia ad Guillelmum Sancti-Theodorici abbatem. 12//PL. 182. Col. 914-918; Rudolph. 1990) в зап. религ. искусстве господствует парадигма свт. Григория Великого и объекты религ. искусства в основном продолжают выполнять традиц. функцию «книг для неграмотных» или служить посредниками в религ. практике благочестивого созерцания и размышления ( Kessler. 2006). В эпоху позднего средневековья происходит особенный расцвет иконографических тем, предназначенных не столько для молитвы, сколько для созерцания и потому насыщенных символизмом для пробуждения фантазии и визуального взаимодействия с текстами Свящ. Писания и приобретающих т. о. дополнительное значение «визуальной» экзегетики ( Бельтинг. 2002. С. 457-468; см. анализ символики иконографии «Триптиха Мероде» в: Hahn. 1986). С одной стороны, религ. изображения утрачивают свою литургическую и культовую функции, превращаясь в видимое выражение определенных теологических программ, с другой - низовое народное почитание изображений, их участие в религ. драмах и праздничных процессиях делают изображения сами по себе объектами святости или божественного присутствия.

http://pravenc.ru/text/389050.html

В понтификат папы Бонифация VIII (1299-1303) начали выпускаться индульгенции — грамоты, которые за деньги обеспечивали отпущение грехов и гарантировали место в раю. В жизни Западной Европы индульгенция играла огромную роль. Каждый бедняк собирал последние деньги, чтобы купить себе индульгенцию, свято веря, что она отпустит грехи и обеспечит ему место в раю. В булле «Unam sanctam» Бонифаций VIII требовал признания папы заместителем Бога на земле и провозгласил универсальную теократическую монархию. В XIII же веке теологами было разработано учение о сокровищнице Церкви — неиссякаемом богатстве благодати, накопленном подвигами святых и мучеников. Только папы и иерархи Церкви, могли распоряжаться этой сокровищницей. Это учение вело непосредственно к обожествлению пап и высших иерархов. Результаты реформ, проводимых монастырями, папами, не были полностью реализованы в духовно-религиозной жизни Западной Европы. Падение духовного авторитета бенедиктинских монастырей породило разнообразные формы отшельничества. В конце XI в. группа монахов из бенедиктинского монастыря во Франции покинула свою обитель и удалилась в местечко Сито, латинское название Цистерций (Бургундия). Здесь создается орден, который вырабатывает новые формы религиозной жизни — орден цистерцианцев . Цистерцианцы создавали свои монастыри, противопоставившие себя клюнийским монастырям. Во главе этого ордена стоял совет — генеральный капитул. Цистерцианцы противопоставили себя клюнийцам даже в одежде — их рясы были белого цвета — белые ангелические одеяния. Основная задача, которую они себе ставили — освоение необжитых земель и создание на них монастырей цистерцианского толка. Второй задачей было создание новых форм монашеской жизни. В этих монастырях физический труд становится основой монашеского служения. Цистерцианские монастыри приобретали огромное влияние в Европе. Этому способствовала деятельность выдающегося теолога и мистика Бернарда Клервоского (1090-1153). Идеалы бедности не спасли орден от обогащения и обмирщения.

http://sedmitza.ru/lib/text/441067/

В этих словах ясно выражена сущность христианства: оно не является каким-то отвлеченным учением, которое принимается разумом. Христианство – это жизнь, в которой отдельные личности силою Божественной Любви объединяются нераздельно и неслиянно в одно многоипостасное Существо, представляющее собой Церковь с ее внутренней, незримой стороны. Спасает и вводит в жизнь вечную только приятие в себя, внутрь своей души, Божественной Жизни Триипостасного Бога, которая состоит во взаимной самоотдаче каждой Ипостаси (Отца, Сына и Святого Духа) друг другу, когда каждое ипостасное «Я» существует в другом «Я». Это есть предвечное самоотвержение и смирение, дающее бесконечное блаженство любви, и тому, кто причастился Божественной Любви, открывается тайна Триединства в меру его причастности. Протоиерей Георгии Флоровский (1893–1979) писал: «Заповедь любви Господь возводит к тайне Троичного единства, ибо эта тайна есть Любовь... Можно сказать, Церковь есть в твари Образ Пресвятой Троицы, потому и связано откровение Троичности с основанием Церкви». Все изложенное можно резюмировать словами священника Павла Флоренского: «Любить невидимого Бога – это значит пассивно перед Ним открывать свое сердце и ждать Его активного откровения так, чтобы в сердце нисходила энергия Божественной Любви. «Причина любви к Богу есть Бог» (святой Бернард Клервоский; 1090–1153). «Напротив, любить видимую тварь это значит давать воспринятой Божественной энергии открываться через воспринявшего, во вне и окрест воспринявшего – так же, как она действует в самом Триипостасном Божестве, – давать ей переходить на другого, на брата. Для собственных человеческих усилий любовь к брату абсолютно невозможна. Это дело силы Божией. Любя, мы любим Бога и в Боге». Только познавший Триединого Бога может любить истинною любовью. Если я не познал Бога, не приобщился Его Существу, то я не люблю. И еще обратное: если я люблю, то я приобщился Богу, знаю Его. Тут прямая зависимость знания и любви к твари. Центром исхождения их является пребывание себя в Боге и Бога в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Герману Согбенному (он также именуется Расслабленным или Калекой; ум. 1054) принадлежат тропы, которые позже легли в основу новых гимнографических форм – мотетов (motetus) 1112 и cantiones 1113 . Ему приписывается также авторство написанного классическим гекзаметром рождественского гимна Alma Redemptoris Mater, составленного из фраз, взятых из писаний свв. Фульгенция, Епифания и Иринея, и, возможно, гимнов Ave Regina Caelorum 1114 и Salve Regina 1115 . В это же время, а возможно, веком позже, был написан неизвестным нам автором четвертый богородичный гимн повечерия – Regina Caeli 1116 . В 12–13 вв. западная гимнография развивается под заметным восточным влиянием; возникают подражания византийскому жанру акафиста. Продолжается развитие нелитургической гимнографии, на основе которой формируются жанры рондо (rondellus) 1117 и мотет; к этому же типу относятся т.н. pia dictamnia («благочестивая декламация»), рифмованные молитвы для частного употребления, – начало их бытования в народной среде относится к 10 в., однако широкое распространение они получают начиная с 12 в. и даже записываются в молитвенниках (Horae). В самом начале 12 в. в лиможском монастыре Сен–Марсьяль был создан conductus – новый жанр процессионального гимна, по форме более свободный, чем древний versus. В новых монашеских орденах францисканцев и доминиканцев получает импульс к развитию известный с 9 в. жанр historia – ритмизованные богослужебные тексты, основанные на житиях святых. Известными гимнографами этого времени были Марбод, епископ Реннский (ум. 1123), Годфрид Вандомский (ум. 1132), Петр Достопочтенный (ум. 1156), Адальберт Мандский (ум. 1187), Пьер Абеляр, который составил Hymnarius Paraclitensis (гимны этого сборника написаны двадцатью различными стихотворными размерами и отличаются необычными поэтическими образами, заимствованными из бестиариев и произведений античных авторов). Бернар Клервоский (ок. 1090–1153) составил службу св. Виктору Исповеднику (Officium de sancto Victore Confessore), куда вошли молитвы, гимны, антифоны, чтения и две проповеди на рождество св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010