496 Говоря так, мы имеем в виду не всё вообще монашество, но те примеры отрицательных сторон монашеской жизни, которые выдвинули монофизитские споры до… и во-время собора 451 г. 503 Zachariae Rhetoris ер. Melitinensis Hist. eccl. с. III, р. 1152 (Patr. curs, compl. Migne, ser. gr. t. LXXXV). 509 Что Феодосий и монахи оставили Халкидон до окончания собора, можно заключить из того, что еп. Ювеналий, явившись в Иерусалим по его окончании, нашел возмущение вполне организованным. 510 Cotelerii, t. II, р. 261; Пал. пат. в. 2, стр. 47. «Феодосий успел завлечь в свои сети Августу Евдокию и вместе с ней преклонил на свою сторону все монашеское сословие”. 517 Ibid, p. 261. Авксолай, еп. сарацин союзников и преемник Св. Петра, во время собора 449 г. стал на сторону Диоскора. В актах соборных есть подпись еп. Авксолая, которой он заявляет свое полное согласие с деятельностью отцов собора 449 г., и считает справедливыми его определения относительно «бывших епископов Флавиана и Евсевия». (Деян. всел. собор., т. 3, стр. 214). Понятно, что, став на сторону Диоскора, он не мог питать к Св. Евфимию иного чувства, кроме ненависти. 522 Грамота имп. Маркиана архимандритам и проч. монахам в Элии около неё. Деян. вселен, собор., т. 4, стр. 187. 529 Грамота имп. Маркиона в архимандритам и прочим монахам в Элии и около неё. Деян. всел. соб. т. 4, стр. 187. 541 Chronographia, Patr. curs. compL Migne, Ser. gr. t CVIII, p. 274. Пал. пат. B. 2.. стр. 36–37. 543 Грамота имп. Маркиана к Александр, монах. Деян. всех. соб. т. 4, стр. 183; ср. Церк. ист. Евагрия, кн. 2, гл. 5. 544 Zachariae Rhet Histor. eccl. cap. III, Patrol. curs, compl. ser. gr. Migne, t. LXXXV, p. 1153. 546 Zachariae Rhetoris episc. Melit Hist, eccl., cap. 4, Patr. curs, compl. Migne, t. LXXV, p. 1153. 547 Говорим так на основании того, что Петр, будучи признан еп. Маюмским после удаления Феодосии из Иерусалима, сам не пожелал остаться в Маюме, но с верными ему (монофизитами) ушел в пустыню; он был одним из тех двух епископов, которые посвятили Тимофея Элура в Александрийские патриархи. Церк. ист. Евагрия, кн. 2, гл. 8, стр. 78.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Дневники Императора Николая II. М.: ORBITA, 1991. С. 487. Воскресенье. 21 Сентября. […] У обедни были. Завтрак и обед с Мама. В 2 ½ с ней мы 4 едем в поезд Ал[ексея]. Привезли более 200 раненых и 14 офицеров. Есть тяжелые. Слава Богу, Алексею лучше! Дневник Великой Княжны Ольги Николаевны.//ГАРФ. Ф. 673. Оп. 1. Ед. хр. 6. 21 сентября. Воскресенье. Долго не мог заснуть, т. к. на станциях при остановках бывали резкие толчки. Проснулся серым утром, по временам налетали шквалы с дождем. Зато был обрадован вестью, что натиском наших войск германцы отброшены на границу от Сувалок и Августова. В 5 ½ прибыл в Барановичи. Николаша вошел в поезд, кот. передвинулся к Ставке Верховного Главнокомандующего в сосновом лесу. В церкви железнодорож. бригады был отслужен молебен. После обеда вошел в вагон Николаши и выслушал подробный доклад ген. Янушкевича о настоящем положении дел и о новых предположениях. Вернулся к себе 10 ½ и пил чай с некоторыми лицами свиты. Дневники Императора Николая II. М.: ORBITA, 1991. С 487. Мой Душка Папа. Я очень рад победе! Мне лучше. Я еще в постеле, Анастасия душила Мг. Жильяра. Ждем тебя! Любящий тебя Алексей. Царское Село. 22 сент.1914. Письмо Цесаревича Государю Императору Николаю Александровичу.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 1153. 23/6. Вторник […] Спал хорошо. Проснулся в 8.15, уроки, а затем 1 ч. прогулки. Завтрак с доктором Д[еревенко]. После завтрака 1/2 ч. отдых. Прогулка в экипаже. Устал. Скучает. Лег спать в обычное время. (9.30) компресс на колено. Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 329. 24/7. Среда. […] Спал хорошо. Проснулся в 8.30. Вечером готовит уроки. Там же. Дорогой Папа. Я чувствую себя хорошо. Как ты поживаешь? Без тебя мне скучно. Я уже занимаюсь. Приезжай скорее. Любящий тебя Алексей. Царское Село. 24 сент. 1914. Письмо Цесаревича Государю Императору Николаю Александровичу.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 1153. Дорогой Папа. Я ужасно рад, что теперь мы скоро увидимся! У нас каждый день солнышко. Будь здоров. Любящий тебя Алексей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

П. Жильяр. Император Николай II и Его семья. Вена, 1921. Дорогой Папа. Теперь мне лучше, и я себя хорошо чувствую. Сегодня утром встал поздно. У меня диета! Вчера вечером приехала Тетя Элла. За их обедом я начал вязать шарф из разноцветной шерсти. Сегодня утром был д-р Поляков и ковырял в ушах и в носу, но не у себя, а у меня! Утром температура 36,1, а на улице – 26° мороза. Кланяйся Голому и Мордвинову, а также другим. Мне очень жалко, что я не с Тобой!!! Да хранит Тебя Бог!!! Целую, любящий Тебя Алексей. Царское-Село. 16 декабря 1915 г. Письмо Цесаревича Государю Императору Николаю Александровичу.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 1153. Наследнику Цесаревичу. Благодарю тебя за три письма. Сегодня видел твоих киевских гренадер, близ позиции. Было мокро и грязно. Скучаю без тебя и обнимаю. Папа. Получено: в Царском Селе. 21 декабря 1915. Телеграмма Государя Императора Николая Александровича Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 50. Глава 3 Война (продолжение) января. Пятница. Обрезание Господне. Встал сегодня поздно. Пил чай в 10 часов, потом пошел к Мама. Мама плохо себя чувствует, и поэтому она лежала весь день. Сидел дома, т. к. у меня насморк. Завтракал с Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией. Днем был у Коли и там играл. Было очень весело. Обедал в 6 ч., потом играл. 8 ч. был у Мама за их обедом. В 10 ч. был в постели… Принимал кап[итана] Кикера, моего 1-го сибирского стр[елкового] п[олка]. Дневник Цесаревича. 1916 г.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1 (дополнительная). Ед. хр. 189. 2/15 января. Суббота. Память Св. Сильвестра. Встал поздно. Не гулял. Читал по-английски. Завтракал с О. Т. М. А. Мама лежит в постели. Днем не гулял. Играл с Алексеем и с Сергеем. Обедал в 6 часов. В 8 ч. был за обедом у Мама. Лег поздно. Там же. Уже 2 дня, что пишу мой дневник. Это очень интересно. Скучно без Тебя. Царское Село. 3 января 1916 г. Письмо Цесаревича Государю. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 1153. Сегодня у меня начались уроки. У меня маленькая ангина. Гулять не пойду. На улице 2° выше нуля. Благодари Голого за письмо. Вместо прогулки буду играть с Мг. Гиббсом. Побаливает голова, и чувствую себя развинченным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Царское Село. 3 марта 1915. Письмо Цесаревича Государю Императору Николаю Александровичу.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 1153. [Пер. с фр.] Очень благодарю Тебя за открытку. Мы все были страшно рады, когда получили Твою телеграмму о взятии Перемышля. Татьяна крепко Тебя целует. У нее не было времени написать. Письмо Цесаревича Государю Императору Николаю Александровичу.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 1153. Алексей Николаевич не был под впечатлением своей значительности и Его простые, вежливые манеры были такие же, как у Его отца. Он знал и чувствовал, что Он Цесаревич и с раннего детства машинально вставал на свое место впереди своих старших сестер. Но Он не гордился своим положением, о котором Он знал, что оно ему принадлежит по праву, и после революции принял все без ропота. […] Все дети обожали мать, но Ее постоянные заботы о сыне еще больше укрепили любовь между Нею и Им. Когда Император выехал в Ставку Верховною Главнокомандующего в 1915 году, Алексей Николаевич начал, как Он однажды сам мне сказал, – сознавать себя мужчиной в доме и было наслаждением видеть, с каком серьезностью, совсем как взрослый, Он смотрел за Императрицей, когда они вместе отправлялись в церковь или выполняли какие-либо официальные обязанности. Он помогал Ей вставать или незаметно подвигал к Ней стул или кресло, точно так, как сделал бы Государь. Семенов-Тян-Шанский Н. Д. Царственные Дети. [Отрывки из книги С. К. Буксгевден The Life and Tragedy of Alexandra Feodorovna, Empress of Russia, перевод с английского]//Возрождение. Ежемесячный литературно-политический журнал. Paris, 1961. С. 59. 10/23. Вторник. […] Урок. Прогулка. После завтрака прогулка в санях в Павловск к переезду через железную дорогу близ Salle de musique . Наблюдал прохождение 2 поездов. Весел и оживлен. Работает затем в снегу в парке. Урок. Обед. Д[еревенко] читал рассказы Станюковича из «Морской жизни» . Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 328. Всю эту зиму здоровье Цесаревича было вполне удовлетворительно, и уроки могли идти своим чередом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Потом в 1708 году, по разорению оной от Татар, перенесена на другое место, вверх по Донцу, монахом Симеоном; а около того же времени от Бригадира Фёдора Шидловского лесом и землёй снабжена. Название своё имеет от первого Строителя, монаха Аркадия. Пустынь сия зависела от Харьковского училищного монастыря, от которого и Настоятели в оную были определяемы, иногда Игумены, а иногда Строители. Прибавление из VI тома Аркадиевский Чугуевский Зарянский монастырь См. Аркадиевская Богородицкая пустынь. Аркажский Новгородский монастырь Мужской, упразднённый, находившийся расстоянием от Новгорода к югу в 3 вёрстах, первоначально построен в 1153 году св. Аркадием Игуменом 33 , бывшим, наконец, Архиепископом Новгородским, по имени которого и прозван монастырь Аркадиевским, а по просторечию Аркажским. О построении монастыря сего в Новгородском Летописце под годом 6661/1153 записано так: «в то же лето срубил Аркадий Игумен церковь святой Богородицы Успенье, и составил себе монастырь...» После того построена вместо деревянной и доныне существующая каменная церковь , также во имя Успения Божьей Матери, с приделом в трапезе в память чуда Архистратига Михаила. Прочие же строения были в монастыре сем, как ограда, так и кельи и службы, деревянные, которые по времени все разрушились и уничтожились. Начальство в этой обители с самого построения оной, до 1764 года было Игуменское, с промежутками Строительского. В половине XVIII века приписан он был к Клопскому монастырю, за которым и состоял до учреждения Духовных Штатов, в 1764 году сочинённых, а по Штатам сим оставлен на своём содержании и вскоре обращён в приходскую церковь . А, наконец, в 1772 году, по упразднению причта, приписан к упразднённому же Благовещенскому, близ оного находящемуся монастырю: крестьян было за ним 33 души. Прибавление из VI тома В Аркажском монастыре по временам устрояемы были следующие каменные церкви: 1) в 1206 году на воротах во имя св. Симеона Дивногорца Столпника, Твердиславом Дворянинцовым; 2) в 1392 году Юрием Анцыфоровичем, Успения Божьей Матери, и монастырь возобновлён; 3) в 1395 году Михаила Архангела братом его Иваном Анцыфоровичем, 4) в 1406 году Архистратига Михаила в воспоминание чуда его в Хонях вышеупомянутым Юрием, бывшим тогда Посадником.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В интерьере церкви Успения много ремесленных моментов. Слишком узкие подпружные арки разорваны с опорами, с поверхностью коробовых сводов за ними, поскольку своды (из-за технологии их возведения по кружалам, основанным на арках) выложены не только выше арок, но и через ступеньку, отделяющую поверхность свода от нижележащей стены или столпа. Поверхности стен и столпов не очень ровные, многие элементы возникли как будто случайно, усиливая акцент алогичности 551 в развитии пространства и форм. Между тем это не уменьшает главного – особой проникновенной выразительности интерьера. Стены, столпы, своды, арки благодаря неструктурной гибкой «оболочке» охватывающей пространство, 552 её мятой, неровной поверхности не кажутся тяжелыми. Они «согреты» рукотворной лепкой, их облик постоянно меняется от света, прихотливо скользящего по шероховатостям каменной массы. Нераздельность пространственной среды с материальными носителями формы, одухотворение вещества здесь не уступают византийским храмам, хотя достигнуты. конечно, иными, а не традиционными византийскими способами. Церковь Св. Георгия (1153, 1156) – среди наиболее интересных построек ладожской группы, к тому же она сохранилась в полном объёме. Традиционная датировка церкви Св. Георгия, предложенная В. Н. Лазаревым и связанная с победой новгородцев над шведами в 1164 г., оказалась в недавнее время подвергнутой сомнению, поскольку храм имел два строительных этапа и посвящение его Победоносцу, очевидно, относилось уже к ранней постройке, никак не связанной с событиями 1164 г. В строительстве церкви Св. Георгия прослеживаются два этапа: первый воспроизводит типологию классического храма вписанного креста, как в Мирожском соборе, но меньшего размера. Она была заложена почти одновременно с Климентовской церковью около 1153 г., однако строительство было прервано, и храм 60-х годов, возникший на старых фундаментах, ближе по композиции и плану к церкви Успения в Ладоге (тоже меньшего размера). Особенность церкви Св. Георгия – сокращенность восточной зоны: восточные опоры, по сути дела, превращаются в межалтарные стенки, вима отсутствует, а сам храм выглядит как двустолпный. Очевидно, с этим 553 связано и употребление ложных форм в алтарной части: так, все восточные коробовые своды не являются самонесущими, а свод центрального креста – ложный. Кроме того, восточные своды образованы по вогнутой внутрь храма дуге (для того, чтобы увеличить поверхность конх), а восточные прясла боковых фасадов – также ложные. Конструктивные особенности храма Св. Георгия – результат того, что уже существовавший фундамент иного по типологии здания был приспособлен к храму, похожему на церковь Успения в Ладоге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 553 г. его произведения были осуждены как несторианские. Феодор Музалон (ум. 1294 г.) – полемист, богослов, великий логофет. Феодор Никейский – епископ Никеи, столицы Никейской империи. Известен своим письмом о путешествии в Эндемузу (в Никейской империи) и далее в митрополию Аланию, куда отправился между 4 января 1223 – 6 февраля 1226 г. через Крым. Его маршрут пролегал из Херсона к приазовской Тамани, а далее – к верховьям кавказского Большого Зеленчука. Затем Ф. Н. вернулся в Никею, участвовал в синодальных собраниях при Патриархе Германе II (1223–1240 гг.), оставил после себя несколько богословских работ. Более всего известен как автор ценного нарративного источника по истории Алании и северного Причерноморья под названием «Аланское послание» (издано Ю. А. Кулаковским ). Феодор Педиасим (XIV в.) – византийский ритор, писатель. Феодор Продром (ок. 1070–1075 – 1153 гг.) – очень плодовитый византийский писатель и поэт-сатирик эпохи Комнинов. Из риторического трактата Ф. П. «Против тех, кто из-за бедности злословит провидение» следует, что его автор «...происхождения был отнюдь не низкого», образование получил «у лучших учителей» того времени, «усердно изучив... грамматику, риторику, философию, науку о линиях и числах», то есть геометрию и арифметику, а также знал труды Аристотеля, Платона. По окончании школы, несмотря на имевшийся с детства дефект речи (заикание), сам занимался преподаванием, причем среди его учеников и учениц были, видимо, дети василевсов Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) и Иоанна Комнина (1118–1143 гг.). Он попадал то в милость, то в немилость двора и Церкви и, как профессиональный литератор, брался за любые виды литературной деятельности, но зачастую еле сводил концы с концами. Сетовал в своих произведениях на жизненную нужду, злосчастные обстоятельства, болезни и оставил много любопытных бытовых зарисовок. В 1144 или 1145 г. жил в птохионе при церкви Св. Павла, где и умер в конце 1153 г., незадолго до смерти приняв монашеский постриг и имя Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконостас Успенского храма Западный придел Успенского храма. Сейчас здесь церковная лавка Центральное пространство Успенского храма Вид на западный поперечный неф В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова Деревянный резной саркофаг с мощами схимонахини Пелагии Вид от мощей Деревянные резные Царские врата Наместник монастыря игумен Димитрий живо интересуется делами у свечницы Свечная лавка Наместник Старицкого Свято-Успенского монастыря игумен Димитрий (Севостьянов) с любимым котом Вид из оконца колокольни на Южные врата Вид с колокольни на Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570) Вид с колокольни на купола Успенского храма Вид с колокольни на внутренний двор, стены и Волгу Колокола Монастырский некрополь Часть построек отапливается дровами, которые аккуратно складываются в специальные ниши стен Южные ворота Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570) с трапезными палатами Коридор второго этажа гостевого дома Так выглядят кельи для паломников Вид на Старицу от стен монастыря История монастыря Основание монастыря относится к 1110 году. Пришедшие из Киевских пещер иноки Трифон (+1127) и Никандр (+1153) поселились на пустынном лесном берегу Волги, поставив для себя келью и часовню. Уже при жизни подвижников в это место стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и вскоре сложилась довольно значительная по количеству братия монастыря. Примечательно, что пустынь, основанная иноками Трифоном и Никандром, явилась одной из первых на Севере России, т.е. она оказалась центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона. После смерти инока Никандра в 1153 году труды по устройству монастырской жизни продолжили иноки Мисаил, Парфений и Феодорит. При иноке Феодорите был построен храм во имя Успения Божией Матери . Освящал храм епископ Новгородский Гавриил в присутствии великого князя Суздальского Андрея Боголюбского . С этого времени обитель управлялась игуменами. В первой половине XIII века монастырь был уже довольно многолюден и управлялся архимандритами.

http://pravmir.ru/poslednyaya-obitel-per...

И таким образом он его завершил. Поэтому некоторые говорят, что его построил Юстин, но говорящие это лгут. Глава 4. Михаил Солунский Михаил Солунский не относится к числу самых известных авторов в истории византийской литературы, а между тем этот человек играл важную ролъ в интеллектуальной жизни Константинополя середины XII в., занимая в нем даже в чем-то исключительное положение. Увы, о жизненном пути Михаила мы знаем в основном лишь из заголовков его собственных произведений. Но и те (кроме «Исповедания веры», см. ниже) сохранились лишь в одной-единственной рукописи: Escorial Y II 10, – которая представляет собой собрание преимущественно риторических произведений первой – второй третей XII в. Прозвище Михаила το Θεσσαλονκης указывает на то, что он был, вероятно, воспитанником митрополита Фессалоникского 957 . Действительно, согласно Евстафию Солунскому 958 , в Фессалонике он родился и, по всей видимости, получил образование. Его литературная деятельность связана уже со столицей, как указывает тот же Евстафий, упоминающий, впрочем, только его ямбические стихи. Ранняя карьера Михаила восстанавливается по заголовкам его энкомиев императору Мануилу Комнину 959 . В энкомиях 1149 и 1153 гг. он назван просто ритором. В энкомии 1155 г. дано уточнение: «когда он был протэкдиком», т. е. к этому году он уже получил должность протэкдика Св. Софии. В точно не датированном экфрасисе Св. Софии Михаил называется уже «магистром риторов», т. е. после 1153 г., когда он назван просто ритором, он занял кафедру риторики во Вселенском училище (Патриаршем «университете»). Более того, слова «ставшего и магистром риторов» указывают, что экфрасис был произнесен как раз в связи с его назначением на эту должность. Наконец, в связи с Константинопольским собором 1156 г. он упоминается по-разному. В деяниях самого собора 960 он назван протэкдиком (ср. выше), у Иоанна Киннама 176) и Никиты Хониата (NChonHi, 211) – профессором риторики (ср. выше) и «евангельским учителем», т. е. профессором Евангелий в том же училище, у Евстафия Солунского 961 – протэкдиком и диаконом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010