Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После крестового похода заметно обнаруживается стремление поморских князей придать стране христианский характер. Вскоре происходит свидание князя Ратибора с немецкими князьями и епископами в Гавельберге, и вслед за тем в Поморье учреждается первый монастырь, который получает достаточные материальные средства. Учреждение монастырей было самою естественною в то время мерой для укрепления христианства. С проведением в жизнь целибата для католического духовенства (тогда, впрочем, еще не повсеместным) монашество явилось наилучшею средою, пополнявшею ряды приходского духовенства. Желая сделать свою страну вполне христианскою, поморские князья стали заботиться об устройстве монастырей и об их материальном обеспечении. Первым монастырем в Поморье был Столпский монастырь, основанный в 1153 году. Он принадлежал к бенедиктинскому ордену. Вслед за этим монастырем возникло в XII в. еще несколько монастырей премонстрантского и цистерцианскаго ордена. На возникновение этих монастырей и на снабжение их материальными средствами влияли разные обстоятельства. Столпский монастырь был основан князем Ратибором в 1153 году. О его основании князь Богуслав в грамоте от 1183 г. говорит следующее: „Блаженной памяти наш дядя и предшественник Ратибор озаботился насадить и укрепить католическую веру, доселе слабую и неокрепшую. Между другими благочестивыми делами он ради спасения души своей, a также нашего отца Вартислава, который некогда был убит в Столпе, на этом месте основал церковь и одарил ее доходами и владениями. Он поселил там монахов, в черном одеянии, дабы они достойно служили Богу и Его святым по правилам св. Бенедикта; к такому делу побуждал князя Адальберт, первый епископ Каминский. Для нужд Столпской церкви и ее монахов князь дал самую деревню Столп с корчмою и пошлинами, а также корчму в Гросвинской каштелянии с двойным мытом, т. е. рыночным и реки Рыбницы. Потом, по смерти князя, нашего дяди, когда по милости Всемогущего Бога управление государством перешло к нам, мы признали за благо укрепить за названным монастырем и его обитателями дарения нашего дяди Ратибора и брата нашего Казимира, a равно и иных каких-либо христиан, наших подданных“ 13 . Инициатором в деле основания Столпского монастыря и самым близким его покровителем был епископ Адальбертъ 14 . Материальные средства монастыря вначале были невелики, и епископ Адальберт уделил ему часть своих доходов. Он уступил монастырю десятины с Гросвинской каштелянии; кроме того, он подчинил ведению монастыря уже существовавшую там церковь , a также и все церкви, которые могли возникнуть там в будущем 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pervye-p...

Еще ближе подходит к этому назначению коротенькая записка об Аркадие, еп. Новгородском, сохранившаяся в макарьевских минеях 72 . Трудно сказать, существовали ли в письменности Новгорода до XV века какие-нибудь биографии других его древних владык, написанные в Новгороде. Жития некоторых из них, составленные позже, или молчат о своих древних источниках, или делают неясные указания на них. Литературная простота записки об Аркадие лишает вероятности предположение, что она написана при архиеп. Макарие для его миней или в близкое к нему время: тогда составили бы более пространное и витиеватое житие, сообразно с литературным вкусом времени. Помещенная в минее Макария среди кратких проложных статей, она, очевидно, вместе с ними выписана из старинного пролога Краткий некролог, эта записка чужда общих мест жития. По-видимому, она была мало известна церковным историкам: говоря об Аркадие, они обыкновенно ограничиваются летописными известиями, начинающимися с основания им Успенского Аркажского монастыря в 1153-м 73 . Записка представляет некоторый интерес тем, что сообщает черты жизни Аркадия до этого года, взятые, очевидно, из другого источника, столь же близкого, как и древняя Новгородская летопись тех годов, ко времени этого епископа (†1163). Аркадий «бе нищ», говорит записка, в молодости покинул родителей и постригся в Юрьевом новгородском монастыре; здесь. достигнув сана пресвитера, он стал потом игуменом и, наконец, был почему-то изгнан из монастыря. Когда приехал из Руси в Новгород кн. Изяслав, он полюбил Аркадия и поручил ему «место» св. Пантелеймона; оттуда Аркадий удалился потом в пустынное место, где и основал в 1153 году свой монастырь 74 . Пантелеймонов монастырь около Новгорода упоминается в грамоте кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю; следовательно, существовал еще до 1136 года, когда Всеволод был изгнан из Новгорода. Изяслав, как видно, заботился о его благосостоянии: он приезжал в Новгород на короткое время в 1148 году, к этому времени можно сгнести сохранившуюся грамоту его на земли, выпрошенные им у Новгорода для Пантелеймонова монастыря; тогда же поручил он Аркадию управление этим монастырем, о чем говорит записка. В известиях летописи об игуменах Юрьева монастыря есть пробел между 1134 годом, когда упоминается Исаия, и 1158-м, когда был поставлен Дионисий. Очевидно, к промежутку 1134–1148 годов и относится игуменство Аркадия в этом монастыре 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Верны или неверны эти сказания, во всяком случае они свидетельствуют о важном значении в древности Ладоги. Благоприятное в торговом отношении положение Ладоги было причиной того, что она скоро сделалась одним из значительнейших, населеннейших и промышленнейших городов северной Руси и стала потом, вместе с Новгородом, вести торговлю с Ган?? По введении христианства в России св. Владимиром, Ладога скоро сделалась христианским городом и стала украшаться св. храмами, а потом монастырями. Построение каменной Георгиевской церкви в Олеговой крепости относят к началу XII-ro века. В летописях под 1153 годом упоминалось о заложении в Ладоге новгородским архиепископом св. Нифонтом каменной Климентовской церкви. «В лето 6661, (1153) иде боголюбивый Архиепископ Нифонт в Ладогу, говорит летописец, и заложи церковь камину св. Климента». 94 Уже то обстоятельство, что св. Нифонт совершает закладку каменной, а не деревянной, церкви во имя св Климента, свидетельствует о том, что эта церковь была и не первой, и не единственной церковью в Ладоге, можно также сказать и о церкви Георгиевской. Для немедленного удовлетворения религиозным потребностям новообращаемых христиан, для немедленного совершения для них Богослужения, обыкновенно на первое время строились церкви деревянные, всегда легче и скорее каменных устрояемые. Потому заложение св. Нифонтом в Ладоге церкви каменной свидетельствует, что во второй половине XII-ro века существенные религиозные потребности ладожан могли быть удовлетворяемы и независимо от новоустрояемой церкви, и что следовательно, и кроме новозаложенной Климентовской церкви, в Ладоге в XII веке уже были и другие церкви. В XIII веке в Ладоге была уже немецкая церковь св. Николая с кладбищем и лугами. 95 Конечно православно-русские жители Ладоги, составлявшие громадное большинство народонаселения города, должны были иметь своих церквей несколько. Не позже, вероятно, если не ранее XIII-ro века в Ладоге начали созидаться и монастыри; – одни, по-видимому, весьма незначительные, и недолго существовавшие, а другие значительные сохранившие и до наших дней свое существование или, по крайней мере, оставившие осязательные следы своего существования в лице древних монастырских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Но самые замечательные ответы относились к Святой Евхаристии. На вопрос: «Давать ли причастие больному, если из уст его течет гной?» – святитель Нифонт отвечает: «Несомненно должно: то – не смрад и отлучает от святыни, что исходит из уст у иных, а смрад грехов». Вопрос: «Должно ли служить одною просфорою?» Ответ: «Если это будет далеко от торга, например, в селе, и негде взять другой просфоры, то следует служить». За упокой так велел служить: «Всегда служи с тремя просфорами, одна – великая для вынимания Агнца, здесь мертвый не поминается, те две – за упокой». В заключение жизнеописания Нифонта скажем еще, что он заключил собой ряд святителей, которые после Иоакима преимущественно избирались из Печерских подвижников и своим благочестием украшали в течение более 100 лет Новгородскую святительскую кафедру. Опочив телом на месте первых своих подвигов, Нифонт как будто положил завет – не давать беспокойному мятежному Новгороду владык из мирных отшельников Печерских. И действительно, после него уже ни один Печерский подвижник не восседал на кафедре Новгородской. Тропарь, глас 3 Яко сын нравом православных Восточныя Церкве преданний истинный защитник, сподобился еси великаго во отцех Феодосия видети по смерти яко жива, везвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие, его же неизреченных доброт ныне с ним неразлучно наслаждаяся, моли о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне. Житие епископа Аркадия Новгородского 5 Память его празднуется месяца февраля в 10-й день, месяца сентября в 18-й (12-й) день и месяца октября в 4-й день Т 1165 На Новгородской кафедре с 1157 по 1165 гг. Святой Аркадий после Иоакима Корсунянина был девятый епископ и в каталоге владык Новгородских записан последним в епископском сане. После него, в течение следующих 34 лет, владыки Новгородские правили паствой уже в сане архиепископов. Ничего не известно о происхождении, звании и воспитании епископа Аркадия. В первый раз в летописях упоминается о нем под 1153 г. «В то же лето, – говорит Новгородский летописец, – сруби Аркад игумен церковь святыя Богородиця Успения, и состави собе монастырь от Великого Новаграда три поприща; и бысть крестьяном прибежище, ангелом радость, а дьяволу пагуба». Отсюда видно, что Аркадий в 1153 г. был пожилых лет и что довольное уже время подвизался в иноческом образе; потому что за свои подвиги удостоен был игуменского сана; но где и когда полагал начало иноческому житию, где и от кого принял игуменство, опять неизвестно. Со времени же устроения Успенской-Аркажской обители, так названной по имени ее основателя, он управлял собравшейся братией до самого избрания в епископы. Здесь он проходил высокое добродетельное житие и был пример инокам так, что святые братья Иоанн и Григорий, бывшие один после другого преемниками его на кафедре Новгородской, избрали Аркажскую обитель местом своих подвигов, как лучшую в тогдашнее время по совершенному иноческому житию. Вот все, что известно о святом Аркадии до возведения его в сан епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

II. P. 382; Zonara. Col. 135; Ephraemius. P. 408); Антоний III (974–979), игумен Студийского монастыря (Leo Diaconus. P. 164; Banduri. T. I. P. 196); Сергий II (999– 1019), игумен столичного монастыря Мануила (Cedrenus. T. II. P. 449; Zonara. Coi. 162; Ephraemius. P. 403); Алексей (1025–1043), по одним (Cedrenus. T. II. P. 479–480) монах Студийского монастыря, а по другим (Ephraemius. Р. 404) его экклесиарх; Михаил Керулларий (1043–1058) (Ephraemius. Р. 404); Иоанн VIII Ксифилин (1063–1075), инок Олимпа вифинского (Attaliota. Р. 92; Zonara. Col. 254; Hamartolus. P. 885; Glycas. P. 606; Ephraemius. P. 369); Косьма (1075–1081) (Ephraemius. P. 405); Евстратий (1081–1084) (Ephraemius. P. 405), Николай III Грамматик (1084–1111) (Ephraemius. P. 405; Banduri. T. I. P. 197); Михаил II (1143– 1146), монах монастыря на острове Оксии в Пропонтиде ( Cinnamus . Lib. II. Cap. 2; Choniata N. De Manuelae Comneno. Lib. 1. Cap. 2; Ephraemius. P. 309); Николай IV Музалон (1147–1151), игумен монастыря Космидия в столице ( Ephraemius . Р. 407; Banduri . T. I. Р. 197); Феодот II (1151–1153), игумен монастыря Воскресения в Константинополе ( Ephraemius . Р. 407; Banduri . Р. 197); Неофит I (1153) из монастыря Евергетиды в столице ( Banduri . T. I. Р. 197); Лука Хризоверг (1156–1169) ( Ephraemius . Р. 408; Banduri . Р. 197); Харитон (1177–1178), игумен Манганского монастыря (Ibid.); Феодосий I (1178–1183) из монастыря Βοταδ ου (Ibid.); Досифей (1189, 1190–1191), иерусалимский монах (Choniat. De Isaacio Angelo. Lib. II. Cap. 4; Banduri. P. 198); Леонтий (1190), игумен монастыря св. апостолов на горе Авксентия в Вифинии (Ibid.; Ephraemius. P. 409); Георгий II Ксифилин, игумен основанного им Фриганского монастыря (Banduri. T. I. Р. 198). 2072 Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. Пер. В. Н. Неведомского. Ч. IV. М., 1884. С. 137. Ср_: Περ Βυζαντινν μελτη π Δημητρ ου Βικελ. ν Λονδ ν. 1874. Σ. 32. Читать далее Источник: Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (824 - 1204)./Соколов И.И. (Опыт церковно-исторического исследования. Вст. Ст. Г.Е. Лебедевой) - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. - 464 с. - ISBN: 5-89740-090-3 - (Библиотека христианской мысли. Исследования). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Первые сведения о княжеском столе в Костроме, который просуществовал здесь только до 1272 г., относятся к сер.— 3-й четв. XIII в. (Кучкин В. А. Формирование территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 119). Первым известным костромским князем был Василий Ярославич (сын великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича), родившийся только в 1241 г. Правильно: 1205 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 88). См. коммент. Правильно: 1231 г. Это событие не отражено в раннем новгородском летописании. По летописи, однако, эта церковь посвящена св. Никифору (Новгородская первая летопись. С. 43, 237). Отнюдь не ясно, была ли Успенская церковь, созданная в 1153 г. при основании Аркажа монастыря, деревянной. Автор основывается на летописном сообщении под 1188 г., где речь идет о заложении каменной Успенской церкви. Но и в статье 1153 г. употреблен термин «заложи», обычно применявшийся к каменным храмам, тогда как о деревянных говорится «постави» или «сруби» (Новгородская первая летопись. С. 39, 215). Сведения о прп. Варлааме Хутынском, приведенные митр. Макарием с опорой на летописи и проложное житие святого, содержат внутреннее противоречие. Дело в том, что дата смерти прп. Варлаама — 6 ноября 6701 (1193) г., которую сообщают Новгородская IV и Софийская I летописи (ПСРЛ. 2-е изд. Пг., 1915. Т. 4. Вып. 1. Ч. 1. С. 176; СПб., 1853. Т. 5. С. 169), несовместима с указанием проложного жития, что прп. Варлаам преставился по возвращении из Царьграда Добрыни Ядрейковича (будущего Новгородского архиеп. Антония), которому и передал монастырь (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых. С. 58–64; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XIV вв. Л., 1973. С. 13–18). Но Добрыня вернулся из Константинополя и постригся в Хутынском монастыре только в 1211 (Новгородская первая летопись. С. 52) или 1210 г. (Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в.//Новгородский исторический сборник. Л., 1984. Вып. 2(12). С. 93). Исследователи по-разному пытались разрешить это противоречие. Иные отвергают свидетельство жития (Л. А. Дмитриев, В. О. Ключевский, который считает, что в достоверном в целом проложном сказании не было первоначально имени архиепископа, погребавшего прп. Варлаама), иные сомневаются в точности летописной даты кончины прп. Варлаама (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 595–596) или же прямо отрицают ее, относя тем самым преставление преподобного ко времени после 1210/1211 г. (Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв. М., 1991. С. 207–210).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Во время пребывания во Франции и в Лотарингии папа посетил неск. цистерцианских аббатств, в т. ч. Сито, Клерво, Фонтене и Понтиньи. Провел 2 Собора: в Трире (нояб. 1147), где были рассмотрены и одобрены «Видения» Хильдегарды Бингенской , и в Реймсе (21 марта 1148), где обсуждалась доктрина Гильберта Порретанского , к-рая, несмотря на критику Бернарда Клервоского, не была официально осуждена. Собор в Реймсе принял также ок. 20 канонов, касавшихся вопросов церковной дисциплины. Летом 1148 г. Е. вернулся в Италию. В июле при участии итал. духовенства состоялся Собор в Кремоне, на к-ром были подтверждены постановления, принятые в Реймсе. Из-за враждебности римлян Е. был вынужден оставаться в Витербо (с 30 нояб. 1148). Заключив союз с сицилийским кор. Роджером II, папа смог вернуться в Рим только 28 нояб. 1149 г. Однако уже в июле 1150 г. он вновь покинул Латеранский дворец. В борьбе с римлянами Е. рассчитывал на помощь герм. имп. Конрада III, но тот умер в 1152 г. Менее чем через 2 года римляне пошли на уступки, папа вернулся в Рим и оставался там в последние месяцы понтификата (с дек. 1152 по июль 1153), хотя полного контроля над городом ему установить не удалось. 23 марта 1153 г. в Констанце папа подписал договор с имп. Фридрихом I Барбароссой , к-рый принял на себя обязательство защищать «честь папы и регалии св. Петра» (honorem papatus et regalia Beati Petri). Е. скончался в папской летней резиденции в Тиволи, был погребен в Риме в оратории Девы Марии при базилике св. Петра. По сообщению папского биографа кард. Бозона, на улицах Рима во время погребальной процессии было большое скопление народа. Кардинал-епископ Остии Гуго Шалонский особым посланием известил о смерти папы генеральный капитул цистерцианского ордена, назвав почившего «красой Церкви, отцом справедливости, любителем благочестия» ( Bernard. Clar. Ep. 488//PL. 182. Col. 695). Будучи папой Римским, Е. оставался верен цистерцианским аскетическим принципам; так, согласно традиции, он постоянно носил под папским облачением грубую монашескую рясу. Бернард Клервоский неоднократно призывал своего ученика провести реформу Римской курии, бороться с чрезмерным богатством и финансовыми злоупотреблениями ее членов. Однако папе не удалось реализовать эти проекты, он не смог даже покончить с практикой «незаконных даров», приносимых просителями. По указанию Е. реконструировали Ватиканский дворец и реставрировали базилику Санта-Мария Маджоре в Риме, перевели на латынь творения прп. Иоанна Дамаскина и свт. Иоанна Златоуста .

http://pravenc.ru/text/187007.html

По-видимому, она была мало известна церковным историкам: говоря об Аркадие, они обыкновенно ограничиваются летописными известиями, начинающимися с основания им Успенского Аркажского монастыря в 1153 73 . Записка представляет некоторый интерес тем, что сообщает черты жизни Аркадия до этого года, взятые, очевидно, из другого источника, столь же близкого, как и древняя новгородская летопись тех годов, ко времени этого епископа († 1163). Аркадий «бе нищ», говорит записка, в молодости покинул родителей и постригся в Юрьевом, новгородском монастыре; здесь, достигнув сана пресвитера, он стал потом игуменом и наконец был почему-то изгнан из монастыря. Когда приехал из Руси в Новгород кн. Изяслав, он полюбил Аркадия и поручил ему «место» св. Пантелеймона; оттуда Аркадий удалялся потом в пустынное место, где и основал в 1153 г. свой монастырь 74 Пантелеймонов монастырь около Новгорода упоминается в грамоте кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю, след. существовал еще до 1136 г., когда Всеволод был изгнан из Новгорода. Изяслав, как видно, заботился о его благосостоянии, он приезжал в Новгород на короткое время в 1148 г.; к этому времени можно отнести сохранившуюся грамоту его на земли, выпрошенные им у Новгорода для Пантелеймонова монастыря; тогда же поручил он Аркадию управление этим монастырем, о чем говорит записка. В известиях летописи об игуменах Юрьева монастыря есть пробел между 1134 г., когда упоминается Исаия, и 1158, когда был поставлен Дионисий. Очевидно, к промежутку 1134–1148 гг. и относятся игуменство Аркадия в этом монастыре 75 . Первоначальное житие св. кн. Александра Невского составляет большую редкость в уцелевших древнерусских рукописях: по-видимому, отдельные списки его попадались редко и старинным нашим переписчикам 76 . Это можно отчасти объяснить тем, что в позднейшей письменности, наиболее сохранившейся, древнее житие было вытеснено из обращения несколькими редакциями его. составленными в XVI в. в духе позднейшего житейного стиля. При такой редкости списков, первое сличение их может возбудить некоторые сомнения относительно первоначального состава жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010