О смерти жены (о смерти первой жены и о том, чтобы второй жене не давать в обиду детей первой), о волхвах, о тайне (быть с ней осторожным), о снах (которым не верить), о смирении, о храбрости (воинов на войне), о рабах, о молитве. Читаемое в слове или главе о храбрости „сыну! егда на рать со князем идеши, и ты со храбрыми напереди езди, да и роду своему чести добудеши и собе добро имя” и пр. и некоторое другое заставляет видеть в авторе не только не митрополита и не епископа, но и вообще лицо не духовное, а мирянина – нового Даниила Заточеника, только имеющего над настоящим решительное превосходство в авторском отношении.– В той же Златой Чепи читается: „Слово некоего отца к сыну своему” (напечатано в Москвитянине вслед за предшествующей статьёй и Срезневским в Древних памятниках письма и языка). И так как оно находится в Святославовом Изборнике (мнимо-) 1076 года: то должно быть относимо если не к 1076 году, который на Сборнике, по всей вероятности, составляет подделку, то, во всяком случае, к периоду до-монгольскому. (О Сборнике см. ниже в Библиографии). Слово представляет собой духовное завещание или душевную грамоту некоего отца своему сыну и содержит ряд наставлений и увещаний жить благочестиво. В наставлениях нет ничего особенно замечательного, но по своим литературным достоинствам слово принадлежит к числу произведений далеко не худых, – написано замечательно складно и вместе замечательно остроумно (только не можем при этом сказать, насколько оно есть произведение самостоятельное, а не простой выбор, чтó при оценке произведении подобного рода есть главный вопрос).– Едва ли не должно быть относимо к периоду до-монгольскому Слово Иоанна Златоустог о (т. е. именем Златоустого надписанное), обращённое к тем, которые только слытьем суть крестьяни и обличающее вообще плохое христианство, а преимущественно скоморошество и бесовские игры (напечатано Тихонравовым в Летописях Русской литературы и древностей, т. IV, смеси стр. 110) ибо в слове этом „ беседа” употребляется в своём весьма древнем значении городской площади.– Знаем по указаниям „Слово о любви Климово” (Срезневский Древние памятники), но принадлежит ли оно митрополиту Клименту Смолятичу, это составляет для нас вопрос.– Известно поучение, „грешного Георгия черноризца Зарубсой пещеры”, писаное к одному духовному сыну и очень может быть принадлежащее периоду до-монгольскому (Записок Академии Наук т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Юрий питал какую-то особенную любовь к Преобразившемуся Спасу, в храме которого он, вероятно, крестился, – и любил строить церкви во имя Его Преображения. Так им построена церковь во имя Преображения ещё вместе с отцом в 1116 году во Владимире Залесском 36 , потом в Москве (Спас на Бору), в Суздале и Переяславле в 1152 году 37 . Странно такое, чуть не сентиментальное, выражение пристрастия к югу, даже к церкви, где крещён, этого «великаго любителя женъ, сладкихъ пищъ и питья, который более о веселияхъ... прилежалъ», как отзывается о Юрии Татищев, точно в нём крылись уже зачатки той раздвоенности, которая путём атавизма так ярко обнаружилась в Иоанне IV. Итоги статьи В заключение, подведём итоги настоящей статьи. Мне кажется несомненным, что: 1) Поучение Владимира Мономаха написано в 1106 году 8–10-го февраля – на память непереходную св. великомученика Феодора Стратилата (8-го февраля) и переходную св. великомученика Феодора Тирона (пятница – суббота 1-й недели поста), – на погосте Волга, лежавшем недалеко от Ростова. 2) Отрывок молитвенного содержания, начиная со слов «на страшни при», – есть окончание Поучения, которое прерывается вставкою из письма к Олегу на словах: « кань и смрень не приимиши межю собою». 3) Поучение написано очень искусно, дихотомически, и изобличает в авторе знакомство с теорией сочинения и опытность в деле литературном. 4) Написано оно под сильным влиянием богослужения первой неделипоста, не без влияния и тех » книгъ кнжихъ«,из которых избирал составитель Святославова сборника 1076 г., а, может быть, и самого сборника. 5) Идею написать Поучение дали особенно паремии из притчей Соломона и бывшие в обычае послания духовенства к князьям по поводу поста. 6) Подлинник Поучения написан был на тетрадях по два двойных листа in 16°, тоесть, вершка 2 ширины и 3 длины, стало быть, формата сложенной пополам Юрьевской грамоты, или Святосл. Изб. 1076 г. так что на странице было около 205 букв (13 строк по 16 букв?) На пергаменте такого же формата он был и переписан в конце XII или начале XIII века, но переписан в сборнике, в котором занимал срединное положение перед письмом к Олегу и после какой-то неизвестной нам статьи, вероятно, также имевшей отношение к Мономаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Сборник этот был открыт в 1817 г., в Воскресенском монастыре, близ Москвы, археографической экспедицией, снаряженной граф. Румянцевым и на его средства для описания рукописных богатств, сохранившихся в монастырях, соседних с Москвою. Известный московский славист и археолог О. М. Бодянский много лет работал над изучением этого сборника и приготовлением его к печати, но успел приготовить всего лишь 74 листа из 266, каковые и были изданы «Обществом истории и древностей» в Москве, с присоединением параллельно с славянским текстом греческого оригинала Сборника и латинского перевода под строкою. В этом издании, в предисловии, составленном Е. В. Барсовым , рассказана история открытия Сборника и предварительных работ по изучению и изданию его, а в Записке проф. Дювернуа, помещенной вслед за предисловием, представлено археографическое описание изданной части его. В 1880 г. Петербургское «Общество древней письменности» издало этот драгоценный памятник, на средства известного почтенного коммерсанта С. Т. Морозова, – с помощью фотолитографии, давшей возможность в совершенстве, до малейшего штриха воспроизвести памятник в том виде, в каком он сохранился. Издание было сделано в количестве 360 экземпляров и стоило около 100,000 руб. Оригинал рукописи сохраняется в Московской Синодал. библиотеке. Существуют и позднейшие списки Святославова Изборника, встречаются также и выписки из него в других позднейших сборниках. Из числа этих последних отметим мало еще известный Сборник Новгородской Софийской библиотеки 1285, XV в. Заглавие этой рукописи почти буквально то же, что в Святославовом Изборнике 1073 года, с добавлением лишь нескольких слов, а именно: «Си книгы повеленья Христова съборник. еже слове. от мног отець толкованья о неразумных словесех: в еуангелии. и в апостоле и в псалтыри (этого слова в Свят. Изб. нет) и в прочих книгах. в кратце сложено на память и на готов ответ. и на причастье будущего века. послоушающим книг сих. и творящим повелеваемая ими во оставление грехов. Господи благослови отче». Далее, как и в Святославовом Изборнике, следует статья из св. Василия Великого на Евномия о св. Духе и затем ряд статей, помещенных в нем же (до 30 л., изд. «Общ. люб. древ. письм.»), а дальше идут статьи из разных Сборников. Другой Святославов Изборник, по времени близкий к первому (1076 г.), но по составу несколько отличный от него, к сожалению, до сих пор не издан надлежащим образом, – при знакомстве с ним приходится пользоваться не вполне удовлетворительным изданием г. В. Шимановского, которым и мы пользовались: «Сборник Святослава, 1076 г. Изд. 2-е. Варшава. 1894». Подлинник этого Сборника находится в Имп. Публичной библиотеке в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Князь Роман Димитриевич, племянник князя Иосифа Андреевича дорогобужского, был нем от рождения. Родители Романа померли, когда он был еще очень мал; его приютила бабка, жившая в монастыре, и содержала там со всею пышностью, обычной для князя. Когда княжичу Роману было 15 лет, бабка послала его со слугами в Ярославль приложиться к мощам святых чудотворцев Феодора и чад его, а сама усердно день и ночь молилась об исцелении его, раздавала милостыню по церквам и кормила нищих. Прибыв в Ярославский Спасский монастырь, бояре и слуги, сопровождавшие князя Романа, просили архимандрита с братией отслужить молебен. Они молились усердно о выздоровлении отрока, и сам князь Роман встал у гроба чудотворцев и с умилением в душе молился. После молебна архимандрит осенил его святым крестом, приложил к святым мощам и дал ему выпить святой воды. И вдруг, к общему изумлению, князь Роман получил исцеление и заговорил так свободно, как будто никогда и не был нем. Многими и другими славными чудесами угодно было Господу Богу прославить святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, даруя в лице их небесных ходатаев и верных защитников всем с верою к ним притекающим. Игорь Черниговский, благоверный князь страстотерпец Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок – Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца – святого Мстислава Великого († 1132 г.), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115 г.), прозванного за свою горькую судьбу «Гориславичем». Олег Гориславич был сын киевского князя Святослава († 1076 г.), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени – «Изборника Святослава 1073 года» и «Изборника 1076 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Калугер призывает «братию» разверзнуть «духовные уши» и послушать «силу и поучения» святых книг. В качестве примера калугер ссылается на жития Василия Великого , Иоанна Златоуста , Кирилла Философа (просветителя славян), которые «измлада прилежли святых книг» и «на добрыя дела подвингушася». «Слово некоего отца к сыну своему» продолжает развивать мысли «Слова некоего калугера». В этом слове закладываются основы будущего «Домостроя». Отец призывает сына самому поразмыслить над теми двумя путями, по которым ему предоставлена возможность идти по жизни. Это или путь тех немногочисленных людей, которые «на небеси и на земли» оставили после себя память, либо путь «беспамятства», т. е. греха. Первый путь – это путь кротости, смирения, любви, добросердия и милостыни. Отец советует прежде всего сыну избегать греха («греха бегай, яки ратника») и призывает его быть милосердным; «Чадо, алчьнаго накорми, ждьного напои, странъна введи, больна присети, в темницы дойди, виждь беду их и воздохни». Именно эти добродетели, по мнению отца, способны привести сына к жизни вечной, то есть обрести путь спасения. Особо подчеркивает отец необходимость посещения церкви, где сын должен стоять со страхом и прилежно внимать словам писания. Специальное слово – «наказание» обращено к богатым. Оно призывает богатых оказывать постоянную помощь страждущим и категорически воспрещает творить зло, помнить о том, что «истинный пластелин – тот, кто собою обладает». В избранных статьях от многих «отец, апостолов и пророков и иных книг» Изборник 1076 г. внушал неофитам-христианам «вечные истины» морали новой веры, изложенные в форме сентенций, гномий. Изборник 1076 г. положил основание созданию оригинальных в древнерусской литературе дидактических сборников типа «Измарагд», «Златая чепь», «Домострой». К XI в. относится ряд дошедших до нас Служебных Миней, в том числе Новгородская 1095 – 1097 гг. на сентябрь, октябрь и ноябрь. Такие сборники, как «Триодь постная» (содержала службы до наступления Пасхи) и «Триодь цветная» (содержала службы на Пасху и после Пасхи), включали тексты молитв и песнопений, часть которых была создана талантливыми византийскими поэтами Романом Сладкопевцем, Иоанном Дамаскиным и др. Поэтические образы церковной гимнографии, входя постепенно в повседневный быт, становились арсеналом художественных средств оригинальной древнерусской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главы под именем пресв. Исихия, входящие в Изборник 1076 г. (РНБ. Эрм. 20. Л. 62 об.- 79 об.), являются компиляцией из 2 гномологиев прп. Исихия Иерусалимского (CPG, N 6583; см.: Изборник 1076 г./Подгот.: М. С. Мушинская и др. М., 2009. Т. 2. С. 12) и не могут считаться самым ранним свидетельством об И. С. (против ИАБ, 4. 1838). Те же главы находятся под именем прп. Исихия в флорилегии иером. Марка, составленном между 1259 и 1267 гг. для принцессы Евлогии, сестры Михаила VIII Палеолога (издан в: Marci Monachi Opera ascetica: Florilegium et sermones tres/Ed. P. Roelli. Turnhout, 2009. (CCSG; 72). Вторично «Сотницы» И. С. переведены на слав. язык прп. Паисием (Величковским), который, находясь на Афоне (1746-1763), трудился над переводом отцов «Добротолюбия» по афонским рукописям филокалического типа; после появления в 1782 г. греч. издания «Добротолюбия» прп. Паисий пересмотрел свои слав. переводы (см.: «Главизны» прп. Исихия//Добротолюбие. М., 1793. Ч. 2. Л. 1-21 об.). Разбивка глав соответствует греч. изданию прп. Никодима (203 главы). Существует ранний неизданный перевод краткой редакции (24 главы) на новогреческий язык, сохранившийся в афонской рукописи XVIII в. Ath. Vatop. 777 ( Waegeman. 1974/1975. P. 196). Др. древних вост. переводов не существует. Отсутствие переводов аскетических глав И. С. на языки груз. и араб. монашеских центров, какими являлись в VIII-XII вв. Синай (груз. и араб.), Палестина (обитель св. Саввы Освященного, Иерусалим - груз. и араб.) и Афон (груз.), косвенно подтверждает новую датировку составления «Сотниц» И. С., предложенную Риго,- 2-я пол. XII в., что совпадает со временем угасания там переводческой активности груз. и араб. общин. Краткое содержание и учение Центральная тема «Глав» И. С.- «трезвение» (νψις), к которому направлен весь путь духовной жизни (I 1, 3, 6). Трезвение тождественно др. понятиям, таким как «внимание», «хранение ума», «сердечное безмолвие» (συχα), «чистота сердца» (I 1; ср.: Мф 5. 8). Следуя Евагрию Понтийскому , И.

http://pravenc.ru/text/674960.html

Благодаря успехам в науке, Иоанн Итал был приближен к царственной особе Михаила Дуки. Вместе с Пселлом они устраивали словесные споры перед императором и его братьями 975 . Около 1070 г. во время войны с норманнами Михаил Дука послал Итала в качестве своего представителя в Эпидамн (Ломбардия), «полагая, что он свой человек, честен и хорошо знаком с положением в Италии» 976 . На философа донесли, обвинив его в предательстве. Михаил отправил в Италию человека, чтобы сместить его. Итал, испугавшись, бежал в Рим, но затем, раскаявшись, по милости императора вернулся в столицу, где ему в пользование были отданы монастырь Пиги и церковь Сорока Мучеников 977 . В 1075 г. 978 , после того как Пселл отошел от дел, Итал сменил его на посту ипата (или магистра) философов. Он преподавал молодым людям учения Прокла, Платона, Порфирия, Ямвлиха и, разумеется, «Органон» Аристотеля. Среди его учеников были высокопоставленные чиновники Иоанн Соломон, Ясит и Сервлий 979 . О последнем существует легенда, которую приводит Никита Хониат , что под влиянием Итала он совершил самоубийство 980 . Анна Комнина отмечает несдержанный нрав Итала 981 , а также его неискушенность в словесности 982 . В 1076 г. царь Михаил VII Дука, с которым Итал находился в дружеских отношениях, вследствие смущения, производимого деятельностью Итала, составил несколько глав, содержащих его учение, но без упоминания имени, и отослал их на рассмотрение патриарху Косме. По решению собора некоторые положения были преданы анафеме и включены в Синодик, но опять же без упоминания имени Иоанна. Для философа это не имело никаких внешних последствий. Однако Итал, будучи уверен в своей правоте, после того как анафемы были оглашены публично, т. е. весной 1076 г., подал записку патриарху с исповеданием веры, но тот хода делу не дал 983 . В 1082 г. Иоанн Итал, стремясь окончательно избавиться от подозрений, обратился к новому патриарху Евстратию Гариде 984 , чтобы тот всесторонне рассмотрел его дело. Патриарх затеял следствие по этому вопросу, для чего Италом была составлена новая записка с изложением его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

д. За исключением «Стослова» Геннадия († 471), извлечений из Нила Синайского († 450), и, может быть, некоторых других, статьи, надписывающиеся именами « Иоанна Златоустог о», « Василия Великого » и т. д., чаще всего не отыскиваются в творениях этих отцов церкви, или представляют очень краткие отрывки из них, отдельные изречения, и едва ли не принадлежали южно-славянским или русским «списателям». Многие из статей, читаемых в этом И. – те же, что позднее помещаются и в древнерусских «Измарагдах». Вообще нельзя не отметить весьма значительной близости, по содержанию, этого древнерусского сборника XI в. с позднейшими «Измарагдами». Во всяком случае, И. 1076 г. был одним из ближайших источников «Измарагдов». И. 1076 г. хранится в императорской публичной библиотеке. Время написания указывается в записи: «Коньчашася книгы сия рукою грешного Иоанна. Избрано из многих книг Княжьих. Коньчах книжны сия в лето 7584, при Святославе князя Русьскы земля».. Издан сполна, но неисправно, Шимановским, в приложении к исследованию: «К истории древнерусских говоров» (Варшава, 1888). Ср. Смирнова, «Заметки по истории русского языка» (Варшава, 1888). Книгами св. Писания древнерусский читатель часто пользовался не в подлинном, целом виде, а в извлечениях, особого рода сборниках. Так, в древнерусской письменности в большом употреблении (списки идут с XII в.) были Паремейники (см.) – собрания извлечений из библейских книг, церковных чтений, употребляемых за утренними и вечерними богослужениями в воскресные и другие праздничные дни. Из сборников, заменявших собою книги св. Писания, особенно замечательны Палеи (см.). Они читались вместо библейских книг Ветхого Завета, являясь распространеннейшей книгой древней Руси. Это были весьма своеобразные библейско-апокрифические сборники, со множеством вставок экзегетических, полемических, по естествоведению, истории и т. д. Особый, совершенно самостоятельный вид древнерусских сборников представляли Физиологи (см.), или Бестиарии (см.), заключавшие в себе баснословные рассказы о животных, птицах и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

15. Холм/Угровск После1230 г. Богоматери Образована в результате отделения от Владимиро- Волынской епархии; первоначальный центр в Угровске; после 1240 г. резиденция перенесена в Холм 16. Луческ(на Волыни) После 1235, но до 1250 г. Св. Иоанна Богослова Образована в результате отделения от Владимиро- Волынской епархии 17. Тверь После1250 г. Свв.Косьмы и Дамиана Образована в результате отделения от Владимиро- Суздальской епархии; построенный в 1285 г. каменный собор посвящен св. Спаса Преображению 18. Сарай (столица Золотой Орды) 1261 г. В 1269 г. Феогност поставлен епископом сарайским и переяславским; с конца XIII в. граница с Рязанской епархией спорная б. Митрополиты киевские и всея Руси (988–1305 гг.) 1. Феофилакт ранее 1018 2. Иоанн I ранее 1018 – ок. 1030 3. Феопемпт ок. 1035 – 1040-е годы 4. Иларион 5. Ефрем 1054/1055 – ок. 1065 6. Георгий ок. 1065 – ок. 1076 7. Иоанн II не позднее 1076/1077 – после августа 1089 8. Иоанн III лето 1090 – ранее 14 августа 1091 9. Николай ок. 1093 – ранее 1104 10. Никифор I 18 декабря 1104 – апрель 1121 11. Никита 15 октября 1122 – 9 марта 1126 12. Михаил I лето ИЗО – 13. Клим Смолятич 27 июля 1147 – начало 1155 14. Константин I 1158/1159 15. Феодор август 1160 – июнь 1163 16. Иоанн IV весна 1164 – 17. Константин II 1169/1170 18. Михаил II весна 1171 – 19. Никифор II ранее 1183 – после 1201 20. Матфей ранее 1210 – 19 августа 1220 21. Кирилл I 1224/1225 – лето 1233 22. Иосиф 23. Кирилл II 1242/1247 – 27 ноября 1281 24. Максим 6 декабря 1305 Нижеследующие краткие характеристики архипастырей Русской митрополии византийской церкви по необходимости (вследствие состояния источников) ограничиваются их официальной деятельностью. Автор стремился по возможности полностью, хотя и критически, использовать важнейшую историографию, но в постатейной библиографии она указывается лишь выборочно. Хронологически охвачена киевская эпоха в истории русской церкви. После смерти митрополита Кирилла II, последнего собственно киевского митрополита, перенесение митрополичьей резиденции на север (сначала во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву) и основание новой митрополии в Галиче (в 1303 г.) ознаменовали упадок единой церковной организации восточных славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы понять, как далеко завела новая теория папу в практических шагах, забежим немного вперед и посмотрим, что произошло в последующие годы. В 1073 г. помимо своего желания Гильдебранд станет папой Григорием VII (1073–1085) и начнет активно реализовывать свою доктрину. Весь мир казался ему собственностью папы, временно захваченной светскими правителями. К Сардинии и Корсике он вообще относился как к собственным ленным владениям, остальные следовало вернуть любыми средствами. Испанским князьям он написал в 1073 г., что в древности Испания принадлежала апостолу Петру, а, следовательно, является собственностью Апостольского престола. Королям Кастилии и Арагона папа «напоминал», что апостол Павел совершал путешествие в Испанию, освятив ее своей молитвой, и это по «божественному праву» – папская земля. Филиппа I (1060–1108), короля Франции, Гильдебранд холодно извещал, что каждый дом в его королевстве обязан платить Риму лепту святого апостола Петра. Короля Дании Харальда III (1074–1080) понтифик обязывал признать свою зависимость от Рима и направить сына защищать город от варваров. Венгерского короля Ласло Святого (1077–1095) Григорий упрекал в том, что тот принял корону из рук Западного императора как его вассал. Он «объяснял» ему, что единственным собственником королевства является Римский престол. Герцогу Далматии Дмитару Звонимиру (1076–1089) он вручил королевскую корону в обмен на обязательства платить лепту Риму. 8 октября 1076 г. он был коронован посланником папы в городе Солоне 841 . Папа риторически вопрошал: «Кто сомневается, что служители Христа – отцы и учители царей, князей и всех верных?» 842 В 1075 г. понтифик издал документ «Dictates Papae» («Диктаты папы»). «Диктаты» включают в себя 27 основополагающих принципов Римской Церкви. Самые важные из них таковы: 1. Римская церковь основана одним только Господом. 2. Римский епископ один по праву зовется вселенским. 3. Он один имеет право низлагать и восстанавливать епископов. 4. Папский легат, даже если он низшего ранга, на любом соборе имеет превосходство над всеми епископами и может вынести приговор о низложении против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010