Аминь. Можно думать, что в этом летосчислении буква Н , написанная по нынешнему почерку, переправлена из буквы П : так как в древних Славянских книгах, и в этом самом Сборнике буква Н писана N , и потому надобно, может быть, читать т. е. 1076 года. Это согласнее будет и с временем Великого Князя Святослава, который родился 1027 года, княжил в Чернигове до 1075, в этом же году вступил на Великокняжеский престол и 1076 года скончался. 1 Преимущественно занимались этим предметом леЛонг, Николай Берг, Петр Коль и Бакмейстер: последующие писатели большей частью из них почерпали. 2 Как на пр. Треленцель: Vita SS. Cyrill et Method. 1667. Праг. – Пешина: Mars Moraricus. Прага. 1667. – Стредовский: Sacra Moraviae Historia, sive vita SS. Cyrilli et Methodii. Солисб. 1710. – Улмань: Alt-Mahren. Ольмюць 1762. 3 Тертул. Lib. adver. lud. vid. Opera omnia. Edit. Nic. Rigaltii. Lubetiae ann. 1641. pag. 212. Cui enim et aliae gentes crediderunt… (nisi Christo)…ut jam Getulorum varietates et Maurorum multi fines, Hispaniarum omnes termini et Galliarum diversae nationes et Britannorum inaccessa Romanis loca, Christo vero subdita, et Sarmatarum et Dacorum et Germanorum et Scytharum et abditarum multarum gentium et provinciarum et insularum multarum, nobis ignotarum et quac enumerare minus possumus? Иоанн Златоуст. в.7 беседе на Еванг.Матф., τι δ πρνη γυν λαιον ξχεεν ν οκ λεπρο τινς, δδωχα νδρν παρντων, τοτο πντες δουσι κατ τν οκουμνην… κα Περσαι, κα Ινδο, κα Ζκδαι, κα Θρκες κα Ζαυρομται κα τ τν Μαρων γνος … τ ν ουδα γενμενον λθρα ν ικ παρ γυναικς πεποενυμμης περιθρουσι. Созом. Lib. 6, cap. 27. Бергий, нашедший в списке Епископов, бывших на 2 Антиохийском Соборе (З63 года), имя ντπατρος ρσου разумеет под этим именем Епископа Русского, Concil. edit. Parisiis. 1644 tom 3 pag. 223. 4 Иероним в послании к Софронию (Oper. Hieron. Francofurti ad Moenum. 1684. in fol. tom. 3. pag. 53) говорит: «nec hoc dico, quo praedecessores meos mordeam, aut quidquam arbitrer his detrahendum, quorum traslationem diligentissime emendatam olim meae linguae hominibus dederim.

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

По существу, между королем и папой шла борьба из-за Италии, «причем Григорий боролся за господство в ней независимого папства, а Генрих – за право Священной Римской Империи». Столкнулись две теократии. В феврале 1076 года Григорий отлучил Генриха и воспретил ему царствовать в Германии и в Италии. В ответ на это Генрих заявляет о своем праве замещать кафедру св. Петра. На Пасху 1076 года он требует, чтобы Григорий сошел с престола и чтобы его место занял такой папа, который помнил бы слова св. Петра: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр., 2, 19) 50 . Григорий требует свободных церковных выборов в Германии и он заявляет, что Генрих может быть восстановлен в своих правах лишь в том случае, если он вообще перестанет рассматривать Церковь как подчиненную и рабу и вместо того признает в ней повелительницу и госпожу. Папа вообще хочет присвоить себе духовную инвеституру по отношению к королевской власти. Для того чтобы папа мог распоряжаться царствами, королевская власть должна быть не наследственной, а избирательной. И это начало он проводит после низложения Гehpuxa IV. Мало того, избирательная монархия должна носить такой характер, чтобы каждый раз избранный кандидат утверждался папой. Оказалось, что папа может ограничить королевскую власть сверху, в союзе с теми, кто хочет ограничить ее снизу. Получается компромисс между боговластием и народовластием, своеобразное соединение клерикальных течений с идеей народного верховенства 51 . В 1077 году Григорий был встречен Генрихом в Каноссе. Здесь папа остановился по дороге в Германию, куда он следовал по приглашению немецких князей, чтобы судить короля и решить дальнейшую судьбу королевства. В Каноссе было снято отлучение с Генриха, но он не был восстановлен в своих царских правах. Папа сохранил за собой право судить короля с точки зрения несоответствия его правления благу подданных 52 . Выдвигая против короля права народа, Григорий имеет в виду христианский народ, подчиненный церкви, «которая определяет и указывает те цели, во имя которых подданные должны повиноваться или сопротивляться своему королю».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Одновременно широким потоком вливалась византийская церковная литература, в связи с чем возникла переводческая школа. Инициатива создания ее принадлежала Киевскому князю Ярославу Владимировичу, по праву прозванному «Мудрым». В его княжение составилась та библиотека, которая при его сыне и преемнике Святославе послужила основой создания двух замечательных сборников, хорошо известных как «Изборники» Святослава 1073 г. и 1076 г. Первый из них, наряду с материалом по предметам естественным и историческим, содержит немало и материала богословского, учительного. Основная тема второго «Изборника» 1076 г. – как должно жить христианину. Составитель его – русский писец «грешный Иоанн» – подобрал из обширной переводной литературы ряд поучений, трактующих правила поведения истинного христианина. О тех же правилах говорится и в «Измарагде», хотя и созданном значительно позднее (вероятно, в XIV-XV вв.). Подобное встречается и в других сборниках, в состав которых входят и переводные и отечественные сочинения. Это «Евангелие учительное», «Златоустники», «Златоструи», «Торжественники», «Маргариты», «Златая цепь», «Пчела», «Физиолог», «Стословец» св. Геннадия (самый древнейший у нас «начальный» катехизис), «Пандекты» и «Тактикон» инока Никона Черногорца… Данные сборники – своеобразные энциклопедические книги – в течение всего средневековья пользовались на Руси большой популярностью, часто переписывались, дополнялись или сокращались, переосмысливались. Появился и целый ряд отдельных творений оригинальных русских писателей. Одним словом, памятников церковной литературы (и близко к ней стоящей) немало. И сегодня, когда Русская Православная Церковь стала громче свидетельствовать о своей исконной святой православной вере, долг православного русского человека оглянуться назад на своих добрых предков, на их христианский подвиг, на их великие творения и по ним проверить свой нравственный компас. Главное достоинство памятников русской церковной литературы – их неувядаемое высокое православное нравственное начало. Благодаря сему содержание их приковывало внимание – а с ним воздействовало и на жизнь – человека на протяжении всех веков. Оно не устарело, не обесценилось и не стало лишним или ненужным и сегодня. Таким оно останется и вовеки, ибо оно, внутреннее преобразуя человека, возвышает его гор é .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Слышав это, сказал Созомен ему в страхе, радостью одержимый: «Да так ли бываёт тем, кто милостыню подает убогим?» – И ответил ему: «Ей! ибо всякий, одевший убогого, Христа облачит, и всякий, его раздевший, с Христа совлечет. Или: его накормивший, Христа накормит и примет. И вот тебе заповедаю: никогда не жалей о милостыне, нищего не порицай за то, что ты дал ему, иначе вместо награды сугубый убыток потерпишь, ибо всякий, подавший милостыню и о ней пожалевший, награды лишится». Услышав все это, Созомен очнулся и, удивляясь чудесному видению, размышлял, говоря: «Если так это, то и вторую отдам я одежду нищим». И на другую ночь видел от тот же сон. И был он очень добр к нищим, так что прослышали все края земли о милостивом его житии и щедрости ко всякому человеку, и был он угоден Богу и людям. Кто пожелает добровольно и с легкостью без труда спасти свою душу – милостынею может ее спасти, ибо тот, кто о нищих заботится, Богу взаймы дает, и сеющий с благословением – с благословением и пожнет вечную жизнь. Как сам Господь говорит в Евангелии: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут». Богу нашему слава, и ныне. Закончены книги эти рукою грешного Иоанна; избранные из многих книг княжеских. А где ошибки, братья, там, исправив, читайте: благословите, а не кляните. Аминь. Кончил я книжки эти в лето 1076-е при Святославе, князе Русской земли. Аминь. Слово нкоего калугера о чь книгъ 791 Добро есть, братие, почетанье книжьное, паче вьсякому хрьстьяну, блаженеи бо, рече: «Испытаюштии съвдния Его вьсмь сьрдцьмь възиштють Его». Чьто бо, рече, «испытаюштеи съвдния Его»? – Егда чьтеши книгы, не тъштися бързо иштисти до другыя главизны, нъ поразумй, чьто глаголють книгы и словеса та, и тришьды обраштяяся о единой главизн. Рече бо: «Въ сьрдьци моемь съкрыхъ словеса твоя, да не съгршу теб». Не рече «усты тъчью изглаголаахъ», нъ «и въ сьрдьци съкрыхъ, да не съгршу теб», и поразумвая убо истиньн писания, правимъ есть ими. Реку же: «Узда коневи правитель есть и въздьржяние, правьдьнику же книгы я».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повесть о Петре и Февронии – Изд.: Повесть о Петре и Фев-ронии. Подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой Л., 1979; ПЛДР. Вып. VI. М., 1984, с. 626 – 647/Подг. текста и перевод Л. А. Дмитриева/; Изборник. М., 1969, с. 454–463; Древнерусские предания. XI–XVI вв. М., 1982, с. 318 – 344/Подг. текста и перевод В. В. Кускова/. Повесть о Соломоне и Китоврасе – Суды Соломона – Изд.: ПЛДР. Вып. IV, М., 1981, с. 68–74; Изборник. М., 1969, с. 370–375/Подг. текста и перевод Г. М. Прохорова в обоих случаях/. Поучение Владимира Мономаха – Изд.: ПЛДР. Вып. I. М., 1978, с. 392–413/Подг. текста О. В. Творогова, перевод Д. С. Лихачева/; Изборник. М., 1969, с. 146–171/Подг. текста и перевод Д. С. Лихачева/. Поучения и послания Феодосия Печерского – Изд.: Чаго-вец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901; Еремин И. П. 1) Из истории древнерусской публицистики XI века/Послание Феодосия Печерского к Изяславу Ярославичу о латинянах/. – ТОРДЛ, 1935, т. 2, с. 21–38; 2) Литературное наследие Феодосия Печерского . – ТОРДЛ, 1947, т. 5, с. 159–184. Молитва преп. Феодосия «за вся крестьяны» была открыта и опубликована Ф. И. Буслаевым; см.: Буслаев Ф. Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV рукописей Московской Синодальной библиотеки. – В кн.: Матер, для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1855, с. 23–29. Поучение Ксенофонта своим сыновьям – В составе «Изборника» Святослава 1076 г. Поучения Луки Жидяты – Изд.: Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописям XV–XVII вв. – ИОРЯС, 1914, т. 18, кн. 2, с. 196–237. Поучение св. Феодоры сыну – В составе «Изборника» Святослава 1076 г. Правда Русская – Изд.: Правда Русская. 1. Тексты. Под ред. Б. Д. Грекова. М. – Л., 1940; Памятники русского права. Вып. I. М., 1952, с. 73 – 232. Подг. текста А. А. Зимина; Российское законодательство Х–ХХ вв. Т. 1. М., 1984, с. 47–73. Притчи Кирилла Туровского – Из «Слов» и «Причт» Кирилла Туровского – Изд.: ПЛДР. Вып. II. М., 1980, с. 290–323; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского . – ТОРДЛ, 1955, т. 11; 1956, т. 12; 1957, т. 13; 1958, т. 15; Евгений. Творения отца нашего Кирилла епископа Туровского. Киев, 1880; Пономарев А. И. Св. Кирилл епископ Туровский и его поучения. – В кн.: Памятники древнерусской церковноучительской литературы. Под ред. проф. А. И. Пономарева. СПб., 1894, вып. I, с. 88–198; М; Л., 1955, т. 2, с. 342–367.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

переводами (Изборником 1076 г. и «пергаменной» «Пчелой») см.: Семёнов. 1893. С. 86-93. 2) «Мысли, отводящие от тленного» (Γνμαι πγουσαι τν φθαρτν; Изречения, возводящие человека от тленного и соединяющие с нетленным - Sententiae abducentes hominem a corruptibilibus et incorruptibilibus unientes; CPG, N 6583b; CPGS, N 6068; изд.: PG. 79. Col. 1240-1250; рус. пер.: Творения. 1858. Ч. 2. С. 246-256; переизд.: Творения. 2000. С. 372-377). Коллекция состоит из 98 изречений. Имеются грузинская (перевод прп. Евфимия Святогорца: НЦРГ. A 60, XIII в. Л. 291-294; НЦРГ. A 67, XVI в. Л. 88-91; ГЛМГ. 24, XVIII в. Л. 31-36), армянская ( Саркисян Н. 1855. С. 684-692 (в 2 переводах)) и славянская (Изборник 1076 г. М., 20092. Т. 1. С. 706-718) версии. В рус. «Добротолюбии» (М., 18952. Т. 2. С. 271-286) оба произведения переизданы под именем прп. Нила Синайского по переводу ТСОРП, где текст «Патрологии» Миня дополнен по рукописям. «Сентенции» надписаны именем Исихия лишь в нек-рых древних манускриптах (Hieros. Sab. gr. 408; Paris. gr. 955), чаще всего они усваиваются Н. А. Список наиболее важных греческих рукописей c атрибуцией сентенций Н. А.: Miltenova. 2011. Σ. 130-131. По мнению большинства исследователей, авторство Исихия является сомнительным и обе коллекции скорее следует приписывать Евагрию Понтийскому или одному из его учеников. «Сентенции», вероятно, являлись частью сборника апофтегм, о к-рой говорит свт. Фотий ( Phot. Bibl. 198//PG. 103. Col. 665). Фрагменты этой коллекции были обнаружены в некоторых грузинских (Sinait. iber. 8, 35) и армянских (под именем Н. А.- Venez. Mechit. 75, 612, 806, 856) рукописях. В сирийской традиции «Сентенции» представлены в виде сб. «Маргариты» (Margaritae; Жемчужины; CPGS, N 6066; изд.: Bettiolo, ed. 1983. P. 10-32; итал. пер.: Ibid. P. 32-45) и приписываются «Нилу, духовному философу». Сир. собрание состоит из 160 непронумерованных изречений (в нек-рых рукописях меньше). Их последовательность в сир. и греч. собраниях различается, но в целом сир.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Л. 231 об. Του ατου Μνα πισχπω. Его же к Мине епископу, см. Гервета стр. 1075, Беверегия т. II, стр. 175 (Беверегия т. II, Supplem. р. 12), в печ. Кормчей л. 282 об. под 14 правилом. [Το ν γοις Κυρλλου ρχιεπισκπου λεξνδρεις]. Κριλλος Δμνω. Послание к Домну, состоящее из 3-х глав, см. Гервета стр. 1076, Беверегия т. II, стр. 175; в печ. Кормчей из сего послания напечатаны 3 правила на обор. 282 листа, глава XXXIV (Беверегия т. II, Supplem. р. 12). Л. 232. Του ατου τος κατ Λιβην κα Πεντπολιν πισκποις. Его же послание к ливийским и пентапольским епископам, содержащее 4 главы, см. Гервета стр. 1076, Беверегия т. II, стр. 178, в печатной Кормчей из сего послания напеч. 2 правила на обор. 283 листа (Беверегия т. II, Supplem. р. 12). Л. 232 об. «Εγκκλιος πιστολ Γενναδου του γιωττου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως κα τς σν ατ γιας συνδου πρς απαντας τος σιωττους μητροπολτας. Окружное послание Геннадия, патр. константинопольского, см. Гервета стр. 1087, Беверегия т. II, стр. 181, Кормчей л. 194, гл. XXXVI (Беверегия т. II, Supplem. р. 13), в печ. Корм. 287 л. Л. 234 об. »Επιστολ γραφεσα π Κωνσταντινουπλεως Μαρτυρω πισκοπ «Αντιχειας περ του πως χρ δχεσϑαι τος αιρετικος προσερχομνους τη αγα και καϑολικη κκλησα. Послание Констант. собора к Мартирию, епископу антиохийскому, о том, как принимать еретиков, приходящих к соборной церкви, печ. Кормчей л. 193 об., у Беверегия т. II, стр. 183. Тоυ αγου ϑανασου ρχιεπισκπου »Αλεξανδρεις πιστολ προς ’Ρουφινιανν επσκοπον. Послание св. Афанасия Александрийского к Руфиниану, в нашей Кормчей печ. стр. 334, по Беверегию т. II, стр. 44. Л. 235 об. Διταξις οζ» δι τος φσιν σελγανοντας κα τος μνοντας κατ τριγς τε κα κεφαλς κα τν τοιουτων, κελευταις σχταις ποβλλεσϑαι τιμωραις. Л. 236. «Εκ τν μετ τον κδικα ϑεων νεαρν διατξεων του της ϑεας λξεως »Ιουστινιανου διφοροι διατξεις συνδουσαι, ξαιρτως τος ϑεοις κα ερος κανσι κα κ περιουσας τν οκεαν σχν νεμουσαι, ας τξιν τιν κα ριϑμν πεφκαμεν πρς σντομον ερεσιν του πιζητουμνου κεφαλαου δι τ ως ερηται κ διαφρων διατξεων εναι τα συναχϑντα ως ποττακτα της γκειμνης μετ τους καννας των συνδων διατξεως τ κεφλαια. Это оглавление извлечения из новелл Иоанна Схоластика, патриарха константинопольского, без вступления, а за ним на листе 238 следуют самые правила, числом 87, см. их Assem. Bibl. jur. lib. III, с. XIII, p. 450 sqq., Biener, Gesch. Der Nov., p. 584 seqq., печ. Кормчей л. 1, ч. II. В нашей рукописи 48 правило стоит прежде 47. Некоторые статьи находятся у Веллия, л. 763, в главе Alia Ecclesiastica.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Святослав Юрьевич, сын Юрия Владимировича Долгорукого, родился около 1120–1140 гг., умер 11 января 1174 г. В летописном некрологе Святослав изображен праведником Божиим, который с детства страдал от злого недуга и которому Господь дал власть на небесах, хотя и лишил ее на земле. Сведения о прениях, которые Святославом якобы вел с некими учеными греками и латинянами, относятся к выдумкам В.Н. Татищева (XVIII в.), что не мешает им сохраняться в специальной литературе. Святослав (Николаи) Ярославич, сын Ярослава Мудрого, родился в 1027 г., умер 27 декабря 1076 г. В 1054–1073 гг. был князем черниговским, а с 1073 г. до смерти занимал киевский стол. В течение 1054–1072 гг. Святослав и его братья Изяслав и Всеволод составляли своего рода “триархию”, совместно вершившую делами всей Руси. Это хорошо видно на примере канонизации Бориса и Глеба 20 мая 1072 г. Однако в марте 1073 г. Святослав с помощью брата Всеволода изгнал из Киева Изяслава и сам занял киевский стол. За эту “неправду” и “непослушание старшему” Святослава горячо упрекал Феодосий Печерский . Князь был любителем книг, о чем свидетельствуют два изготовленных по его заказу Изборника 1073 и 1076 гг., содержание которых отчасти соответствовало типу “энциклопедии” (εγκκλιος παιδεα). Феодор Ярославич, старший сын Ярослава Всеволодовича, родился в 1219 г. в Переяславле-Залесском, умер 10 июня 1233 г. в Новгороде. С 1228 г. Феодор вместе со своим братом Александром Невским часто пребывал в Новгороде, где оба малолетних князя наместничали в отсутствие отца. Зимою 1232/1233 г. по приказу своего дяди, великого князя владимирского Юрия Всеволодовича, Феодор принял участие в походе на мордву. Скончался он внезапно, накануне собственной свадьбы, и погребен в соборе Св. Георгия (Юрия) Юрьевского монастыря под Новгородом. Местное почитание Феодора началось, вероятно, в 1614 г. с открытием и перенесением его останков в новгородский Софийский собор. Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, родился 26 ноября 1188 (или 1187 ?) г., торжественная церемония “постригов” и “всажения на коня” произошла 28 июля 1191 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, можно вернуться к старому мнению, что Иоанн, митрополит Руси, в миру Христос Продром, был дядей поэта Феодора Продрома, тем более что в этом нас убеждает также и вполне достоверный заголовок (дошедший в рукописях с XIII в.) славянского перевода (пусть и не совсем удачного) Правила церковного Иоанна митрополита руськаго нареченного пророком Христа (Никольский Н.К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений, X XI вв. СПб., 1906. С.216). Иоанн II занимал киевскую кафедру с 1076/1077 г., здесь же он и скончался осенью (зимой?) 1089 г. Кажется, первой известной его акцией была хиротония ростовского епископа Исайи, назначенного киевским князем Изяславом после 15 июля 1077 г. Иоанн основал две новые епархии: во Владимире-Волынском около 1085 г. и в Турове в 1088 г. 1297 . Последнее известие о нем – сообщение об освящении им собора Успения Богоматери Киево-Печерского монастыря 14 августа 1089 г. Перу Uoahha II принадлежит, по крайней мере, основная часть Канонических ответов (ок. 1083/1084 г.) и Послание антипапе Клименту III (1084/1088 г.), тогда как его авторство в отношении Службы сев. Борису и Глебу подвергается сомнению, хотя многое говорит за то, что она составлена “мужем, хытрым книгам и ученью” (Повесть временных лет под 1089 г.). Попытка приписать Иоанну II также перевод Синтагмы (Кормчей) XIV титулов (Р. Пихоя) несостоятельна. Атрибуция сохранившихся митрополичьих печатей с именем Иоанна требует дальнейших изысканий. Литература: Poppe A. Prodromos Jan//SSS. 1970. Т.4. S. 356–357; дополнения см.: RM. 1975. Т.2. Р.236; 1977. Т.З. Р.233; Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в ΧΙ–ΧΠΙ вв. Μ., 1978 (по указателю); Franclin S. Who was the Uncle of Theodore Prodromus?//ByzSlav 1984. T.45. P. 40–45; Podskalsky G. Metropolit Ioann II. von Kiev (1076/77–1089) als Ökumeniker//OKSt. 1988. Bd.37. S. 179–184; Творогов O.B. Иоанн//СлККДР. Вып.1. С. 206–208; Hörandner W. Theodoros Prodromos: Historische Gedichte. Wien, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же это могло произойти? Обратимся опять к истории. Через год после рассмотренных событий, а именно весной 1073 г., Святослав, заручившись поддержкой брата Всеволода, изгнал из Киева старшего брата Изяслава, нарушив тем самым заповеданный отцом принцип престолонаследования по старшинству. С вокняжением в Киеве Святослав " умысли съзьдати цьрьковь камяну святыма " взамен деревянной, только год назад выстроенной Изяславом. Совершенно очевидно, что он придавал большое значение становлению культа святых Глеба и Бориса. Уже в 1073 г. он приступил к сооружению в Вышгороде грандиозного пятиглавого каменного храма-мавзолея князьям-страстотерпцам, который превосходил по своим размерам даже строившуюся в то же самое время Великую Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря (он был на 7 м длинее её!) – крупнейшее храмовое сооружение XI-XII вв. Конечно, именно новый пятикупольный храм, в котором нашел выражение чисто русский и отличный от византийского храмовый стиль, а не одноглавая деревянная церковь, мог выразить общерусское (и общеправославное) почитание первых русских святых Бориса и Глеба. По всей видимости, именно с этой целью и задумал его строительство Святополк Ярославич, и только смерть князя 27 декабря 1076 г. помешала закончить это строительство. Стены были возведены на 80 локтей, то есть, на три метра, что свидетельствует о довольно интенсивном строительстве. По своему характеру Святослав был очень энергичным князем. За три с половиной года своего княжения в Киеве он успел сделать для Киевского государства едва ли не больше, чем его брат за девятнадцать лет. Как мы знаем, питал он интерес и к книгам, о чем свидетельствуют переписанные для него " Изборники " 1073 и 1076 гг. И только в его княжение в Киеве могло появиться проглебовское сочинение с легендой о ногте Глеба, оставленном на его, т.е. Святослава, голове – условно называемое " Сказание о гибели Бориса и Глеба " . И только во время княжения в Киеве черниговца Святослава в " Сказании о гибели Бориса и Глеба " мог быть упомянут рядом с митрополитом Георгием другой – Черниговский митрополит Неофит.

http://pravoslavie.ru/5199.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010