Возросла роль папы Римского и его представителей. Так, в 1076 г. еп. Гуго из Ди, легат папы Григория VII , возглавил Собор в К., рассмотревший вопрос о неканонических действиях Стефана, еп. Ле-Пюи, и Гийома из Шамальера, еп. К. (Стефан, будучи епископом К., захватил кафедру Ле-Пюи и назначил Гийома преемником на кафедре К.). После смещения обоих епископов на кафедру К. был возведен Дуранд (1076/77-1095), монах аббатства Ла-Шез-Дьё. В нояб. 1095 г. папа Римский Урбан II возглавил заседания Клермонского Собора . После кончины еп. Дуранда понтифик назначил на кафедру еп. Гийома из Баффи (1095-1101), к-рый вместе с Гийомом VI, гр. Оверни, принял участие в 1-м крестовом походе. В 1106 г., во время посещения К., папа Римский Пасхалий II освятил храм в аббатстве св. Иллидия (Сент-Алир). В нояб. 1130 г. под рук. папы Иннокентия II в К. состоялся Собор, участники к-рого осудили схизму антипапы Анаклета II и приняли постановления против николаитов и уличенных в симонии . На Соборе, проведенном в К. папой Александром III (1162), были отлучены от Церкви имп. Фридрих I Барбаросса и его ставленник антипапа Виктор IV (V) . Начиная с XI в. Римские папы даровали привилегии Сувиньи, Моза и др. клюнийским обителям, мон-рям Ла-Шез-Дьё, Орийак и др. Активное участие епископов в движении за «Божий мир» и в григорианской реформе способствовало укреплению позиций кафедры К. Несмотря на то что диоцез входил в состав церковной пров. Бурж (епископ К. считался старшим суффраганом архиепископа Буржского), влияние митрополита на положение в К. оставалось незначительным. Земельные владения кафедры были невелики, однако епископ опирался на поддержку многочисленных вассалов. В 1034 г. гр. Оверни Гийом V уступил еп. Ренкону (ок. 1028-1052) право чеканить монету и контроль над частью городских кварталов К.; впосл. сеньориальные права на город полностью перешли к епископу. Гр. Гийом VI, воспользовавшись разногласиями еп. Аймерика (1111-1151) и соборных каноников, попытался вернуть город, однако епископ обратился к сюзерену, франц.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Сильвестр вошел в историю литературы как автор целого ряда произведений. Написанное им «Житие святой княгини Ольги» включено в «Книгу степенную царского родословия». Считают, что он приложил руку к некоторым разделам «Стоглава». Но главным в его наследии несомненно остается «Книга глаголемая Домострой». Для историков – это бесценный источник истории русской жизни и быта, для филологов – неисчерпаемый кладезь русского языка и лексикологии. «В том и состоит, – пишет профессор В.В.Колесов, – основная ценность «Домостроя» сегодня: с его помощью мы можем заглянуть в быт наших предков XV-XVI вв. и как бы присутствовать при их разговорах. 1 Первые главы Домостроя (в данной редакции – главы 2–5 и 7) содержат выписки из «Стословца» (в греческом оригинале – сто стихотворных строк) Геннадия, патриарха Константинопольского ; в свою очередь, и они основаны на цитатах из «Слов» Иоанна Златоуста . Первые стихи излагают христианский « символ веры », и сравнение с древнейшим славянским переводом этого греческого текста (например, в Изборнике 1076 года) помогает понять, насколько «бытовое христианство » Руси в XVI в. отошло от исходных позиций христианской веры; ср. соответствующие места по изданию: Изборник 1076 года.– М., 1964.– С. 207–209, 237–239, 214–273, 241–244, 257–260, 266–267. 2 Троица у православных (согласно Никейскому собору); Отец-Бог Сын-Бог Дух Святой равны. Иностранцев поражало и то, что московиты поклонялись не столько Троице, сколько своим святым и мощам; при этом особенным почитанием пользовался Святой Никола (Николай Мирликийский) – «скорый заступник». Ниже в тексте Домостроя встречаются рассуждения об «образе и подобии» человека божеской сущности, что также важно в плане осмыс- ления ранга Сына: Сын подобен Отцу, как полагали ариане, или единосущен, как признали иерархи церкви на Никейском соборе. В сущности, весь текст Домостроя обсуждает эту проблему «на мирском» уровне, далеком от богословских споров, но сама проблема чрезвычайно важна как теоретически идеальная схема, которая накладывается на взаимоотношения отца и сына в мирском быту (сын во всем должен быть подобен своему отцу в жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/domos...

Время написания рукописи указывается в приписке: «В лето 7581 (1073) написа Иоанн дьяк И. св. великууму князю Святославу».. Замечателен рисунок, приложенный к рукописи, изображающий семейство князя Святослава. Рукопись хранится в Московской синодальной библиотеке. Сполна издана фотографическим способом, с предисловием Карпова, Обществом любителей древней письменности (СПб., 1880 г., LV); подробное описание и обследование у Востокова: «Описание русск. муз.» (стр. 499–505) и Горского и Невоструева, «Опис.» (П, 3, стр. 365–405). Отрывки – в «Ист. Христ.» Буслаева (161–175) и у Срезневского: «Древн. пам. русского письма и языка» (СПб., 1863). Совершенно иное содержание И. 1076 г. (276 лл., 4®), составленного «Из многих книг княжьих», рукой неизвестного Иоанна, во дни того же Святослава, «князя Рускы земли». Здесь совсем нет того церковно-энциклопедического содержания, каким отличается И. 1073 г. Содержание статей И. 1076 г. – почти исключительно общеморальное. Сборник открывается статьей о важности и полезности чтения книг, «Словом некоего Калугеря о четьи книг»; далее следуют: «Слово некоего отца к сыну своему, словеса душеполезна», «Наказание богатым», «Слово, еже правоверну веру имети», «Наказание Исихия пресвитера», «Премудрости похвала», « Иоанна Златоустог о слово разумно и полезно», «Св. Василия, како подобает человеку быти», «Ксенофонта наставление детям своим», «Наставление Феодоры», «Афанасьевы ответы противу нанесенных ему вопросов» – одна из наиболее обширных статей сборника, представляющая ряд вопросов и ответов; далее статьи: «О женах злых и добрых», «Сто слов» патр. Геннадия, «Наставление Нила Черноризца» (Синайского) и т. д. Перед нами вообще – ряд «слов», «поучений», «наказаний», общеморального содержания, «разумных и полезных», на тему: «како подобает человеку быти», как «правоверну веру имети» и т. п. Статьи излагаются или в форме кратких афористических изречений, или в виде отдельных, довольно обширных «слов» и «наказаний», в виде «вопросов и ответов» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

В случае злоупотреблений со стороны властей, духовных и светских, папа имеет право лишать их преимуществ, соединенных с их званием, и отдавать эти преимущества кому-либо другому по своему усмотрению. Словом, папа, по мысли Григория, имеет власть раздавать как епископские омофоры, так и королевские и императорские венцы. Но, прежде чем начать осуществление этих идей, Григорию нужно было окончательно устранить влияние светской власти на церковные дела. Папский престол освободился от давления императорской власти устранением ее от участия в избрании пап, но оставалась еще инвеститура, то есть право светских владетелей раздавать духовные должности. Поэтому Григорий, вскоре же после своего вступления на престол, со всей энергией взялся за уничтожение инвеституры. В 1075 году он открыл в Риме собор, на котором запретил инвеституру, постановил – всех духовных, получивших свои должности от светских владетелей при посредстве инвеституры, низлагать, а светских владетелей, производящих инвеституру, отлучать от Церкви. Это определение Григорий захотел привести в исполнение. Дело началось с Германии. Папские легаты явились к Генриху IV и представили ему замечания относительно инвеституры. Генрих, отправлявшийся в то время на войну, согласился выполнить требования папы, но, возвратившись из похода, по-прежнему стал производить инвеституру. Тогда (1076 г.) папа потребовал его к себе в Рим на суд. Генрих, оскорбленный притязательностью папы, с насмешками отослал от себя его послов, собрал в Вормсе (1076 г.) из германских епископов собор и приказал им низложить Григория. Григорий, получив постановления собора, в свою очередь, на соборе в Риме отлучил от Церкви Генриха и всех епископов, бывших на соборе; в то же время он объявил Генриха лишенным королевского достоинства, разрешил от присяги его подданных и поручил германским князьям выбрать нового короля. Распоряжения папы не имели бы никакого значения, если бы Генрих своим деспотизмом не восстановил против себя германских князей и если бы они поэтому не перешли на сторону папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Русь Е. вернулся в связи со своим поставлением на недавно открытую титулярную митрополию в Переяславле Русском (Южном) (ныне Переяслав-Хмельницкий) (см. Переяславская митрополия ). Эта кафедра была учреждена скорее всего одновременно с аналогичной Черниговской митрополией (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ) в 1069/70 г. (не ранее 1060) вслед. кризиса в отношениях между правителями Руси - киевским кн. Изяславом, черниговским кн. Святославом (Николаем) и переяславским кн. Всеволодом (Андреем) Ярославичами. В результате конфликта младшие братья решили вывести свои владения из юрисдикции Киевского митрополита. Первым Переяславским митрополитом стал грек Леонт (Лев), его рус. преемники Петр и Николай, назначенные один за другим кн. Всеволодом, похоже, не были утверждены в К-поле, так что «русский» грек Е. стал компромиссной кандидатурой. Т. о., поставление Е. должно было состояться, вероятнее всего, в период киевского княжения Святослава Ярославича (1073-1076), не позднее 1076 г., поскольку после его смерти в дек. того же года кн. Всеволод правил в Чернигове и Киеве и существование отдельной Переяславской митрополии потеряло политическую актуальность. Несмотря на такие перемены, свой титул последний Переяславский митр. Е. сохранял до конца жизни. Свт. Ефрем Переяславский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) Свт. Ефрем Переяславский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) В пределы обширной епархии Е. входили помимо области собственно Переяславского княжества, вероятно, также территории буд. Смоленской епископии и в конце святительства Е. временно упраздненной Ростовской епископии (упразднена, очевидно, после смерти Ростовского еп. св. Исаии , вскоре после 1089). Вслед. этого имя Е. могло попасть в списки Ростовских архиереев, и Суздальский еп. св. Симон , один из авторов Киево-Печерского патерика , в 1-й четв. XIII в. считал Ефрема Переяславского и Ефрема Суздальского разными лицами (слово 14). (см. др. т. зр., в соответствии с к-рой на рубеже XI и XII вв. существовала Суздальская епископия, к-рой управлял еп.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Keywords: patrology, the Saint Nilus of Sinai (Saint Nilus Hermit), Syrian Christian literature, Christian monastic literature, Syrian sayings of the Saint Nilus of Sinai, Greek sayings of the Saint Nilus of Sinai. 1 Автор выражает глубокую признательность Г. М. Кесселю (Австрийская академия наук (Österreichische Akademie der Wissenschaften)), иерею Сергею Киму (МДА) и Е. В. Ткачеву (МДА), чьи ценные советы и замечания помогли качественно улучшить настоящую статью. 17 7 Nilus Abbas. Sententiae abducentes hominem a corruptibilibus et incorruptibilibus unientes//PG 79, 1240B–1249B. 26 Применительно к вопросу об авторстве апофтегм следует отметить, что среди изданных в «Патрологии» Ж. П. Миня изречений под именем прп. Нила Синайского , а именно среди “Nili monachi capita paraenetica”, изречения 1–24 (PG 79, 1251C–1252B), составленные в порядке букв греческого алфавита, считаются принадлежащими Евагрию Понтийскому (CPG 2443). См. также: Дунаев, Фокин 2007. Заслуживает упоминания и тот факт, что эти «алфавитные» сентенции не имеют никаких параллелей с изданными П. Беттиоло сирийскими изречениями. В целом, некоторые патрологи полагают, что большинство апофтегм из обоих греческих сборников в PG 79 принадлежат авве Евагрию. См.: Guérard 1981. P. 352. 27 Между тем издатели «Изборника 1076», в состав которого вошли эти апофтегмы (в числе 103-х), указывают на авторство прп. Исихия Иерусалимского , поскольку греческий прототип «Изборника 1076» содержит именно такую атрибуцию, равно как и древнейшие греческие списки, грузинские источники и Библиотека патр. Фотия». См.: Молдован 2009. Т. 2. С. 12. 30 Колесов 1999. Примеч. 4. Новейшее издание (без русского перевода), на которое мы уже ссылались: Молдован 2009. 31 Семенов 1893a. Следует отметить, что это издание с корректировками было републиковано в: Молдован 2008. Основное издание, на которое мы ссылаемся, когда речь идет о древней русской «Пчеле»: Колесов 1989. 35 В сирийской традиции слово, которое употребляется, как правило, перед именем того или иного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Болг. книжники при копировании вносили в П. разнообразные изменения, в т. ч. содержательные и по результатам сверки с греч. текстами. Известны случаи редактирования состава и текстов изначальных переводов: напр., предположительно в Зап. Болгарии во времена болг. царя Самуила (997-1014) заимствованные из Синайского П. неск. рассказов вошли в сборник, к-рый впосл. получил распространение под названием «Лимонис»; в XIV в. был отредактирован текст Скитского П. В 1-й пол. XIV в. в связи с введением Иерусалимского устава и реформой богослужебных книг старец Иоанн на Афоне перевел некий П. («преложи и исписа книгы, ихьже имена зде: Лествица, Исаака, Варлаама, Дорофеа, патерик, Антиох и ина многа»), но сведений о переводе не сохранилось. Тексты П. использовали средневек. болг. писатели: Скитский П. цитировал Косьма Пресвитер (X в.), источниками при составлении Жития прп. Ромила Видинского (XIV в.) послужил Синайский П., последний тип П. был известен серб. книжнику Константину Костенечскому (кон. XIV - 1-я пол. XV в.). С. Николова, А. А. Турилов Патерики Патерики в русской книжности. В XI-XII вв. у вост. славян благодаря болг. переводам стали известны П.: Синайский, Скитский поглавный, Азбучный и Иерусалимский, Египетский, Римский. Термин «патерик» (наряду с калькой «отеческие книги») впервые в слав. книжности появился в Изборнике 1076 г. (рус. список болг. сборника X в.), позднее в обиход вошла калька «отечник». Древнейшая рукопись Скитского П.- восточнославянская (Сербия, Б-ка мон-ря Высокие Дечаны (Deani. Man. 93), сер. XIII в.), список неполный. Наиболее полный состав Скитского П. читается в 2 более поздних рус. списках: РНБ. Погод. 267, XIV в.; ГИМ. Син. 3, нач. XV в. Скитский П. внесен в Великие Четьи-Минеи под 31 дек. с нарушением порядка глав и разделов ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 309-310). Часть Скитского П. наряду с заимствованиями из «Лествицы» прп. Иоанна Синайского и Краткого Египетского П. вошла в компилятивный Протопатерик Скалигеров (X в., Болгария), послуживший источником для Изборника 1076 г.

http://pravenc.ru/text/2579738.html

За год до этого Изяслав построил деревянную церковь, посвященную Борису и Глебу. Святослав решил поставить вместо нее каменную. Это должен был быть грандиозный пятиглавый храм. Стены были возведены на 3 метра, когда князь умер. Было это в 1076 г., и в Киев вернулся изгнанный 3 года назад Изяслав. Через 2 года он погиб в битве с сыном Святослава, и Киевским князем стал Всеволод. Он возобновил строительство каменной церкви Бориса и Глеба. Можно найти любопытные политические моменты в памятниках, посвященных этим святым. Исследователь А. Ужанков, например, предлагает сопоставить несколько текстов. Например, статьи из «Повести временных лет» и «Сказание о Борисе и Глебе», посвященные перенесению мощей святых в деревянную церковь, построенную Изяславом в Вышгороде. В «Повести временных лет» упоминается только митрополит Георгий, официально поставленный на Руси с ведома Константинополя. В «Сказании...» помимо Георгия говорится о митрополите Неофите Черниговском. К тому же, в «Сказании...» присутствует эпизод, когда митрополит Георгий благословляет Изяслава, Святослава и Всеволода рукой Глеба, причем на голове Святослава остается ноготь святого как знак особой благодати. В «Повести временных лет» об этом не говорится. В чем же дело? Есть мнение, что «Сказание...» было написано автором, который был политическим сторонником правившего в Чернигове Святослава. Поскольку почитание Глеба было распространено именно в Черниговских землях, святой стал считаться покровителем Святославичей. Поэтому князей, как пишет неизвестный сказитель, благословляют рукой младшего Глеба, а не старшего Бориса, ведь Глеб князю ближе. Поэтому же отмечается, что святой особо благоволит ему. Надо сказать, такая поддержка святого была очень нужна князю, решившемуся преступить закон и отобрать Киевский престол у старшего брата. С учетом истории разрешается и загадка со вторым митрополитом, не упомянутом в летописи. Есть мнение, что в то время на Руси существовало две митрополии - Киевская и Черниговская. Отсюда и два митрополита. Существует и другая версия. Святослав правил в Киеве с 1073 по 1076 г. После торжеств 1072 г., связанных с перенесением мощей святых, митрополит Георгий отбыл в Константинополь, а его преемник Иоанн прибыл только в 1077 г. Стало быть, митрополичья кафедра пустовала, и при князе вполне мог быть «исполняющий обязанности» митрополита Неофит, которого назначил Святослав. Отсюда и разночтения между «Сказанием», составленным автором, который хотел укрепить авторитет Ярослава, и «Повестью временных лет», составитель которой относился к князю негативно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

40 Грот Яков Карлович (1812–1893) – ученый-филолог, академик, с 1889 г. вице-президент Академии наук; автор многочисленных работ по истории шведской и финской литературы, скандинавскому фольклору и мифологии; автор свода орфографических правил русского правописания, отразившего основы систематизации и унификации русского письма; исследователь и издатель творчества русской классической литературы XVIII–XIX вв. 42 Святослав Ярославович (ум. 1076) – князь черниговский, затем в 1073–1076 гг. великий князь Киевский. 43 Олеарий (Эльшлегер) Адам (ок. 1599–1671) – немецкий путешественник, писатель. В 1633 г. в составе шлезвиг-голштинского посольства приехал в Москву; в 1635–1639 гг. проехал через Россию по Волге к Каспийскому морю и в Персию. В 1647 г. опубликовал описание путешествия в «Московию». 44 Авриль Филипп (ум. 1698) – француз, католический миссионер, иезуит, путешественник. Дважды в 1680 г. приезжал в Москву в поисках сухопутного пути в Китай, что отразил в описании своего путешествия, изданного в Париже в 1692 г. Отправился в Китай морским путем и умер на острове Формоза (Тайвань). 46 Публикация представляет собой речь В.О. Ключевского , произнесенную на собрании Московской Духовной академии (Сергиев Посад; ныне Загорск) в память Сергия Радонежского. Впервые напечатана в Богословском Вестнике, 1892. XI (Сергиев Посад). Публикуется по последнему изданию: Ключевский В. Очерки и речи. Второй сборник статей. М, 1913. С. 199–215. Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович; ок. 1315/1319–1392) – церковный и политический деятель, происходил из боярского ростовского рода. В 1337 г. основал пустынь около г. Радонеж, превратившуюся в крупнейшее феодальное хозяйство – Троице-Сергиев монастырь, где стал игуменом. Сторонник усиления власти московских великих князей, объединения русских земель и борьбы против татаро-монгольского ига. Канонизирован православной церковью. 47 Сить – река, приток Мологи. В 1238 г. на ее берегах русская рать во главе с великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем потерпела поражение в сражении с татаро-монгольскими войсками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Авторитет архиеп-ства Д. возрос во время предстоятельства архиеп. Юнгенея (ок. 1008 - ок. 1035). Ок. 1025 г. архиепископ создал для своего брата Риваллона сеньорию Комбур, владелец к-рой получил звание «знаменосца св. Самсона» (signifer S. Samsonis); в его обязанность входила защита владений кафедры. Риваллон построил приходскую ц. Богородицы в Д. Ок. 1030 г. архиеп. Юнгеней возвел в Д. укрепленную башню (в кон. XI в. на ее основе был сооружен замок, служивший резиденцией архиепископов). С 1040 г. упоминается владение Динан, находившееся в руках Госцелина, сына архиеп. Викоэна. В 1024 г. мон. Хингветен восстановил древний мон-рь прп. Иакута (Сен-Жакю-де-ла-Мер), разоренный норманнами. В 1049 г. Римский папа Лев IX прибыл во Францию для участия в Соборе в Реймсе, на котором выслушал жалобу архиепископа Турского и признал необходимость разрешить спор между Д. и Туром. Архиеп. Ютаэль (ок. 1039-1076) был приглашен в Рим для расследования обстоятельств спора, однако на призыв понтифика не ответил. Папа Лев IX назначил на Нантскую кафедру итал. еп. Айрарда, к-рому было поручено способствовать разрешению конфликта (1049). Однако деятельность Айрарда, поддержавшего Турскую кафедру, только осложнила ситуацию. Нант оставался единственным бретон. еп-ством, не признававшим авторитета Д. (в 1049 епископ Ренна упом. как суффраган Д.). Кроме того, город был столицей герц-ства Бретонского (с 937). Еп. Айрард сопротивлялся намерению бретон. герцога подчинить еп-ство кафедре Д. В 1051 г. Нант был захвачен Хоэлем, графом Корнуая, после чего еп. Айрард бежал из города. После отлучения и изгнания архиеп. Ютаэля за симонию и незаконное отчуждение церковного имущества в пользу детей (Ютаэль открыто состоял в браке) бретон. епископы избрали на кафедру сына Риваллона, св. Гилдуина , диак. собора св. Самсона, к-рый был послан в Рим к папе Григорию VII для рукоположения. В Риме св. Гилдуин отказался от рукоположения, и на кафедру был возведен Эвен (Эван), настоятель мон-ря св. Мелания в Ренне (1076). В посланиях к дольской пастве и епископам Бретани понтифик настаивал на признании прав Турской кафедры (PL. 148. Col. 458-459), однако в 1077 г. призвал архиеп. Турского Родульфа явиться в Рим для рассмотрения всех обстоятельств спора (Ibid. Col. 467). В янв. 1081 г. дело рассматривалось папскими легатами на Соборе в Сенте. Папа Григорий VII признал доводы архиепископа Д. неубедительными, однако разрешил ему ношение паллия. За архиепископом Д. не был признан статус митрополита Бретани (Ibid. Col. 558-559).

http://pravenc.ru/text/178787.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010