Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 – ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 –15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. – ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 –1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. – ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. – 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 – в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 – 21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 – 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн) рукоположен 28.03.1165 – 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий) избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187, прибыл в Новгород 31.05.1187 – 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 – 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 – 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) рукоположен в 1210 г., переведен на Перемышльскую кафедру в 1219 г. Митрофан (вторично) 17.03.1220–3.06.1223. Арсений (не рукоположен) избран 3.07.1223–1225. Свт. Антоний (вторично) 1225–1228. Арсений (вторично) Свт. Антоний (в третий раз) 1228–1229, † 8.10.1232. Спиридон избран в 1229, рукоположен 24.02.1230, прибыл в Новгород 19.05.1230–1249. Перемышльские епископы Свт. Антоний (переведен с Новгородской кафедры) 1219–1225 Переяславские епископы и митрополиты Петр упом. 2.05.1072. Леонт (титулярный митрополит) Свт. Николай (титулярный митрополит?) Свт. Ефрем (титулярный митрополит) упом. в 1089 и 1091 гг. Симеон I упом. в 1101 г. (или ранее). Лазарь рукоположен 12.11.1105 – 6(16?). 09.1117. Сильвестр 1.01.1118 – 12.04.1123. Марк (Маркел) рукоположен 4.10.1125 – 6.01.1135. Свт. Евфимий поставлен в 1141 г., упом. прежде 1149 г. Василий рукоположен в 1156–1157 г. поставлен в 1197 г. Сщмч. Симеон II † 1239. Полоцкие епископы Свт. Мина рукоположен 13.12.1105 – 20.06.1116. упом. прежде 1128 г. Косьма рукоположен в 1143 г. Свт. Дионисий поставлен, вероятно, до 1169 г. – 1183/1184. Николай Алексий упом. в 1231 г. Ростовские епископы Свт. Феодор [Иларион] Сщмч. Леонтий ок. 1070-х гг., поставлен, вероятно, в 1073/1076 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

После этого Комнин начал действовать более активно и, надо признать, очень умело. В пику Парапинаку и Вотаниату, Алексей начал формировать «положительный образ», хорошо сочетавшийся с образом Римского царя, как он укоренился в сознании византийцев. Претендент старался обворожить собой всех слуг василевса и придворных сановников, являясь им в виде милостивого и обаятельного человека. Армия, в которой Алексей служил с малолетства и с которой неоднократно побеждал врагов, боготворила его. Солдаты, видевшие в нем не только своего товарища и талантливого полководца, но и защитника-благодетеля, готовы были пойти с Комнином на край света. В скором времени полюбила Алексея не только армия, но и вся Византия. Всем казалось, что Алексей не знает поражений. Помимо прошлых побед он, став правителем западных фем, быстро справился с печенегами. Тем самым Комнин обеспечил безопасность византийских территорий от Адрианополя до Филиппополя 117 . Легко представить, как в столице и в городах случайно встретившиеся прохожие, обсуждая события в Византии, только и говорили о том, насколько не хватает Римскому государству таких талантливых и благочестивых полководцев, как Алексей Комнин. А вскоре ему представился удобный случай, чтобы окончательно решить дело в свою пользу. Вождь сицилийских норманнов Роберт Гвискар уже давно лелеял мечту захватить не только южные земли Византии, но и сам Константинополь. Разобравшись со своими врагами на полуострове, он использовал поводом для начала войны свержение Михаила VII Парапинака, вследствие которого его дочь Елена, помолвленная с Константином Дукой, оказалась в монастыре. Летом 1080 г. он начал подготовку к грандиозному походу 118 . Ему активно помогал всей силой духовной власти папа Григорий VII Гильдебранд, оскорбившийся тем, что Никифор III Вотаниат категорично отверг предложение продолжить приятные сердцу понтифика переговоры с Римом, затеянные ранее императором Михаилом VII, о признании главенства папы в Кафолической Церкви. Еще в ноябре 1078 г. он анафематствовал Никифора III Вотаниата на Соборе в Риме – якобы за то, что он незаконно занял императорский престол. А летом 1080 г. приказал епископам Апулии и Калабрии помогать Роберту Гвискару в походе против «схизматиков» и активно поддержать его своими воинскими силами 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новгородскую епископию . Учитывая то, что в Новгороде с 1-й половины 1078 г. княжил Святополк Изяславич, а сам Изяслав имел гораздо большее время, чем Всеволод, для того чтобы узнать Германа и оценить его как кандидата в епископы, первый вариант представляется более предпочтительным. Не исключено, что прибытие нового князя и нового епископа в Новгород из Киева состоялось в 1078 г. одновременно, как неоднократно происходило в XI в. и ранее . Несмотря на то что Герман занимал кафедру почти 20 лет, судить как о его взаимоотношениях с этими князьями, так и о архипастырской деятельности не имея прямых данных источников, довольно затруднительно. В отличие от предшественников, Стефана и Феодора, архиерейство Германа проходило во внешне более благоприятных условиях и не ознаменовалось какими-либо катаклизмами. Оно пришлось на правление в Новгороде трех князей – Святополка Изяславича (1078–1088 гг.), будущего киевского князя, Давида Святославича (1095 г.) и юного сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1088–1094, 1095–1117 гг.), также будущего князя киевского. Несомненно, основной задачей Германа было продолжение христианизации населения, не только стольного города, но, по возможности, всех народностей обширной Новгородской земли. Христианизация, которой должен был руководить епископ северной миссионерской русской епархии, шла рука об руку с деятельностью княжеской власти по освоению окраинных территорий Новгородской земли . Сопоставление археологических и письменных источников позволяет утверждать, что древнерусское (и, следовательно, христианское) проникновение в Заволочье (бассейн Северной Двины) началось в конце XI в. (не ранее 60–70-х гг.) . По В. Л. Янину, между 1088 и 1094 гг. (в годы малолетства Мстислава) в Новгороде было учреждено посадничество «нового типа», т. е. независимое от княжеской власти (по другой, менее вероятной версии, выдвинутой А. А. Молчановым, оно зародилось там уже в 1064 г., когда из Новгорода был, по предположению исследователя, изгнан княживший там Ростислав Владимирович ; при том, что он не упоминается в летописных перечнях новгородских князей, восходящих в древнейшей части к концу XI в.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР III ВОТАНИАТ Иисус Христос. Имп. Никифор III Вотаниат. Серебряная монета. Аверс. Реверс. 1078–1081 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Имп. Никифор III Вотаниат. Серебряная монета. Аверс. Реверс. 1078–1081 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Νικηφρος Βοτανειτης] (ок. 1002, Лампе, Фригия - 10.12.1081, К-поль), визант. император (24 марта 1078 - 4 апр. 1081). Выходец из очень знатной семьи армянского происхождения, принадлежавшей к кругу провинциальной военно-феодальной элиты визант. М. Азии. Фамилия Вотаниатов известна по источникам с VI в. Близкий ко двору Н. В. историк Михаил Атталиат возводил происхождение семьи к древнерим. роду Фабиев. Напротив, Михаил Пселл , принадлежавший к партии противников Н. В., писал о скромном происхождении Н. В. и его возвышении при имп. Михаиле VII ( Mich. Psell. Chron. II 183). Оба мнения следует считать преувеличениями. Первым из семьи занял высокий пост дед Н. В. Никифор Вотаник, ставший архистратигом при имп. Василии II Болгаробойце на рубеже X и XI вв. Его сын Михаил также дослужился до звания стратига, в нач. XI в. командовал войсками в Фессалонике и Абасгии. В XI в. Вотаниаты владели имениями во Фригии. Из др. родственников Н. В. упоминается его внук Михаил, который был помолвлен с дочерью Мануила Комнина, младшего брата имп. Алексея I Комнина (ODB. Vol. 1. P. 314-315). Как и все его родственники, Н. В. поступил на военную службу. В период правления имп. Константина IX Мономаха (1042-1055) он уже командовал соединениями визант. армии. В 1057 г. активно участвовал в военном мятеже Исаака I Комнина , в результате к-рого был свергнут имп. Михаил VI Стратиотик , а военно-служилая знать впервые, хотя и на время, пришла к власти в империи. В 1064 г. вместе с Василием Апокавком Н. В. оборонял дунайские границы от нападений тюрок-огузов, но был ими разбит и попал в плен. После вторжения огузов на Балканы среди них началась эпидемия, они были вынуждены бежать и освободили всех пленников, в т.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

ч. Н. В. После смерти имп. Константина X Дуки в 1067 г. при к-польском дворе обсуждался вопрос о браке между Н. В. и императрицей-вдовой Евдокией Макремволитиссой. Однако Евдокия отдала предпочтение Роману IV Диогену , к-рый 1 янв. 1068 г. и стал ее супругом и императором. В период правления Романа Диогена (1068-1071) Н. В. вынужден был покинуть военную службу и жил в своих имениях в М. Азии. С началом политического кризиса, начавшегося в связи с разгромом византийцев при Манцикерте тюрками-сельджуками и пленением Романа Диогена, Н. В. вернулся ко двору, и имп. Михаил VII Дука назначил его стратигом фемы Анатолик. Переломить катастрофическую для византийцев ситуацию в М. Азии Н. В. не мог. Он руководил неск. оборонительными кампаниями, к-рые из-за недостатка сил византийцев между 1072 и 1077 гг. привели к потере ими значительных областей М. Азии. В окт. 1077 г. Н. В. поднял мятеж против имп. Михаила VII, заключил союз с сельджуками и с войском стал продвигаться из М. Азии к К-полю. Одновременно с Н. В. мятеж на Балканах начал дука Никифор Вриенний. Союз между Н. В. и Вриеннием заключен не был. В нач. 1078 г. Н. В. занял Никею и подошел к Халкидону. 24 марта он был провозглашен императором. 31 марта в К-поле произошел дворцовый переворот. Правящая фамилия Дука, противостоявшая Вриенниям, предпочла заключить соглашение с Н. В. и пригласить его на престол. Под давлением семьи имп. Михаил VII Дука отрекся в пользу своего брата Константина и принял постриг. 3 апр. 1078 г. Н. В. въехал в К-поль и вступил в переговоры с Дуками. Было решено, что Н. В. займет престол с условием сохранения за Константином Дукой, сыном Михаила VII, прав соправителя и наследника. 2 июля состоялась коронация Н. В. в соборе Св. Софии. Византийский имп. Никифор III Вотаниат с придворными и аллегорическими фигурами. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. 1078–1081 гг. (Paris. Coislin. 79. Fol. 2r) Византийский имп. Никифор III Вотаниат с придворными и аллегорическими фигурами. Миниатюра из Гомилий свт.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

Иоанна Златоуста. 1078–1081 гг. (Paris. Coislin. 79. Fol. 2r) Как император Н. В. находился под контролем Дук и самостоятельным правителем не стал; внутреннее и внешнее положение Византии при нем оставалось крайне неустойчивым. В 1078 г. Н. В. сохранил власть благодаря победе Алексея Комнина (впосл. император), союзника и родственника Дук, над Никифором Вриеннием. Однако значительная часть представителей визант. знатных фамилий и стратигов провинциальных фем власть Н. В. не признавала. В Киликии и Сев. Сирии неск. арм. полководцев объявили о независимости от империи и начали строить собственные княжества. В 1078-1079 гг. на Балканах Алексей Комнин продолжил борьбу с постоянно возникавшими мятежами, разгромил дуку Диррахия (ныне Дуррес, Албания) Никифора Василаки, а также Константина Дуку, брата отрекшегося Михаила VII. Захваченные в плен Вриенний и Василаки были ослеплены по приказу Н. В., в тюрьме был убит Никифорица, бывший глава правительства Михаила VII. Мятеж стратига малоазийских фем Никифора Мелиссина, начавшийся в кон. 1080 г., Н. В. подавить уже не смог. Кроме того, в том же году норманнский герц. Роберт Гвискар объявил войну Византии под предлогом защиты прав на престол Константина Дуки, к-рый ранее был помолвлен с его дочерью Еленой. Внутренние междоусобицы, мятежи, сельджукская экспансия в М. Азии, нападение норманнов из Италии - все эти проблемы не были решены Н. В. и легли на плечи его преемника Алексея I Комнина. Незадолго до восшествия Н. на престол умерла его 2-я жена (имя неизв.). Для укрепления своего положения Н. В. вернулся к прежним планам женитьбы на Евдокии Макремволитиссе. Однако семья Дук выступила против этого брака. По настоянию кесаря Иоанна Дуки ок. 1079 г. Н. В. женился на Марии Аланской, вдове имп. Михаила VII, и тем самым усыновил своего соправителя Константина Дуку. Н. В. планировал провозгласить соправителем и своего племянника Никифора Синадина, но также под давлением Дук отказался от этого. Ведение текущих дел Н. В. доверял слугам-вольноотпущенникам Борилу и Герману, что вызывало раздражение знати.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

После прихода к власти Михаила VII Парапинака Вотаниат вновь попал в фавор, получил чин куропалата и новое назначение на свою родину в фему Анатолик. Теперь, забыв добро благодетеля, куропалат поднял народ в своей феме на ненавистного всем Никифорицу. А попутно, как опытный политик, постарался заручиться сочувствием столичных жителей. Вскоре его сторонниками стали разоренные правительством Парапинака аристократы, священство, недовольное конфискациями церковного имущества, и рядовые обыватели. Даже близкие родственники императора Михаила VII, включая его мать монахиню Евдокию и жену Марию Аланскую, тайно сочувствовали Вотаниату. Они доверчиво полагали, будто по прибытии в столицу Вотаниат всего лишь свергнет Никифорицу, но не станет претендовать на царство. Увы, они глубоко ошибались – у Никифора были далеко идущие планы. Наконец, Никифор Вотаниат заручился помощью турок-сельджуков, большими группами стекавшихся к нему. В общем, вскоре Вотаниат имел очень приличное войско для реализации своих замыслов и множество сторонников. 2 октября 1077 г. он был провозглашен императором и уже собирался двинуться на Константинополь, когда получил известие о мятеже Никифора Вриенния. Осторожный Вотаниат остался в феме Анатолик, но время неожиданного отдыха был вынужден потратить на усмирение властителей других, соседних фем, выступивших против него – Никифора Мелиссина и Георгия Палеолога. Объявив о необходимости защищать законного василевса – Михаила VII Парапинака, на самом деле эти сановники искренне недоумевали, почему не они, а безродный, по их мнению, Никифор Вотаниат замыслил взять в руки царскую власть. Однако при помощи турок Вотаниат сумел быстро разгромить своих соперников, попутно продолжая широкую агитацию в Константинополе в свою пользу 97 . Его труды не пропали даром: 1 января 1078 г. Константинопольский патриарх Косьма I (1075–1081) по прозвищу Иерусалимлянин созвал в храме Святой Софии множество архиереев и сановников, недовольных императором. Вместе они потребовали от Парапинака оставить царский трон. Ответом им стал арест одного из наиболее громких ораторов – митрополита Иконийского, но дальше Михаил VII, верный своему природному пацифизму, не пошел. Вместо этого, наверняка по совету Никифорицы, к Вотаниату были направлены послы с предложением прекратить апостасию. Они передали Вотаниату письмо царя, в котором тот упрекал старого полководца за неблагодарность: «Кто получил от меня, – риторически спрашивал Парапинак Вотаниата, – ранг выше твоего? С кем еще я делил важнейшие заботы? Я полагал, что в одном тебе приобрел союзника и соратника. С твоей помощью я мечтал унять разгулявшуюся бурю. О, тщетные надежды и напрасные ожидания! Какова неблагодарность! Я искал сокровищ, а нашел уголья» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В данном периоде Русью правили великие князья Всеволод I Ярославич (1078-1093), а затем Святополк II Изяславич (1093-1113); первою женою первого из них была Ирина, дочь византийского императора Константина IX Мономаха, первою женою второго - Варвара, дочь императора Алексея I Комнина. «Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей - Преставления святого Николая, - сообщает источник. - В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно, все) принадлежат Русской церкви, и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы. Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. Память его чествуется также еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями». Таким образом, наши мудрые предки (несмотря на «зависимость») имели, подчеркнём это, собственное представление о природе важных вещей, суждение о них, и своё отношение к ним. Действительно: в указанное время на престоле византийских императоров последовательно пребывали Михаил VII Дука по прозванию «Парапинак» (прозвище уничижительное, так называлась мера зерна; правил в 1071-1078 годах; ярким «достижением» этого правления, помимо обнищания страны, стало то, что значительной частью византийской Анатолии овладели уже упоминавшиеся нами турки-сельджуки), и сменивший его Никифор III Вотаниат, правивший в 1078-1081 годах. Будучи в летах преклонных, этот последний женился на красавице Марии Аланской, жене свергнутого и заточённого ним в монастырь предшественника, за что был предан анафеме папой Григорием VII. В империи плодились, как грибы поганые, самозванцы, а василевс предавался сугубо делам матримониальным, доверив борьбу с мятежниками полководцу Алексею Комнину (который в итоге сам поднял мятеж против императора и сам стал василевсом под именем Алексея I Комнина (правил в 1081-1118 годах). Эта династия Комнинов занимала потом императорский трон более ста лет. Началось т.н. Комниновское возрождение, знаменовавшееся ростом военной и экономической мощи Византии - и в то же время происходило усиление роли соседних итальянских республик (Генуэзской, Венецианской).

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/29/...

Военные неудачи и мятежи сопровождались экономическим кризисом. Нехватка денег в казне заставила логофета Никифорицу поднять налоги и приступить к «порче монеты» - чеканке монет с заниженным содержанием золота и серебра, в результате чего начала падать стоимость визант. золотого солида, ранее сохранявшего стабильное положение в течение неск. столетий. Общее недовольство византийцев кризисом и неуверенным правлением М. Д. отразилось в появлении прозвища императора Парапинак (греч. Παραπινκης). В это время резко выросли цены на товары на рынках в К-поле и за золотую монету продавали уже не 1 медимн хлеба, как прежде, а медимн без пинакия, четверти (παρ πινκιον). Правительство М. Д. быстро теряло поддержку в различных слоях населения. Осенью 1077 г. против М. Д. в провинциях почти одновременно подняли мятежи полководцы проэдр Никифор Вриенний в Адрианополе (ныне Эдирне, Сев.-Зап. Турция) и стратиг фемы Анатолик Никифор Вотаниат в М. Азии (см. ст. Никифор III Вотаниат , император в 1078-1081). Войско, возглавляемое Вриеннием и его родственниками, первым подошло к К-полю, но в сражении при Афире было разбито лояльными к М. Д. силами под командованием Алексея Комнина. Вриеннии отступили от столицы. Вотаниат же, получив поддержку от сельджуков, в нач. весны 1078 г. занял Никею, из-за чего возникла угроза нападения на К-поль. При известии о приближении Вотаниата в столице начались волнения; значительная часть населения и знати, в т. ч. к-польский патриарх Косма I Иерусалимит , потребовали низложения М. Д. После кратких переговоров М. Д. был вынужден отречься от престола 31 марта и удалиться в к-польский Студийский монастырь . В тот же день М. Д. просил в письме Алексея Комнина, находившегося в столице, возвести на престол брата М. Д. Константина (RegImp, N 1009). Однако приближенные императора приняли иное решение. Престол занял Никифор Вотаниат; жена М. Д., Мария Аланская, вышла за него замуж, тем самым дети М. Д. сохранили положение соправителей императора. Спустя краткое время, в 1078 г., М. Д. был возведен в сан митрополита Эфеса и занимал эту кафедру неск. лет, по крайней мере до весны 1081 г. (RegPatr, N 909, 916). Лишь однажды он совершил краткий визит в Эфес, остальное время пребывал в К-поле. Об участии М. Д. в церковных делах и о его дальнейшей судьбе сведений нет.

http://pravenc.ru/text/2563712.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) Ламперт (ранее 1028 – после 1081), один из наиболее выдающихся историографов средневековья, обучался в школе при кафедральном соборе в Бамберге, с 1058 г. – в Херсфельдском монастыре, тогда же совершил паломничество в Иерусалим, в 1081 г. стал аббатом в Хасунгене. Перу Ламперта принадлежат «Житие св. Лула» (который был основателем Херсфельдской обители), фрагментарно сохранившаяся история монастыря, но главным его трудом были «Анналы», которые писались в течение примерно двух лет, в 1077–1078/9 гг. Сочинение охватывает время от сотворения мира до марта 1077 г., когда заканчиваются формальной концовкой, в которой выражена надежда, что описание событий, открывшихся коронацией 15 марта этого года антикороля Рудольфа Райнфельденского, продолжит кто-либо другой. Историограф проявил себя в качестве яркого стилиста, ориентирующегося на классические образцы, прежде всего – Тита Ливия. Кризисные события правления Генриха IV (саксонское восстание, борьба за инвеституру и т. п.) делают эпоху его отца и предшественника, Генриха III, идеальной в глазах историка. Нескрываемый драматический субъективизм Ламперта никогда не переходит грань, отделяющую пристрастность от фальсификации; акцент на тенденциозности «Анналов», свойственный историографии XIX в., не оправдал себя и должен быть расценен как гиперкритическое преувеличение. «Анналы» Ламперта содержат целый ряд важных известий о Руси, в понимании которых принципиальную роль играет источниковедческая критика, что и отражено в соответствующих примечаниях. Издания: Lamp. 1894. Р. 3–304; Lamp. 1957. Переводы: На немецкий язык: Lamp. 1883; Lamp. 1957 (a latere); на русский язык: Свердлов 1. С. 163–165 (только «русские» фрагменты). Литература: Holder-Egger 1894. S. 141–213, 371–430, 508–574; Manitius 3. S. 322–329; Wattenbach, Holtzmann 2. S. 456–471; 3. S. Struve 1969–1970. S. 1–123, 32–142; Eggert 1977. S. 89–120; более полную библиографию см.: RFHMAe 7. Р. 111–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010