В одном из тропарей, читаемых во время службы на первой неделе Великого поста (перед Пасхой), говорится: " На Страшном судилищи без оглагольников (обличителей) обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные разгибаются и дела сокровенные открываются " . Очевидно, речь идет о тех же многочисленных книгах, о которых говорит " Апокалипсис " . Но в тропаре они имеют уточняющее название - " совестные " , то есть, " сведующие " , " знающие " , можно сказать, " возвещающие " ( ср.: " Грядущая пред пришествиемь да съвестять вамь " ). То есть это книги, знающие и повествующие о человеческих деяниях. Такое их восприятие отразилось на Руси довольно рано, еще в " Изборнике 1076 " , составленного для Святослава Ярославича, в 1073-1076 гг. княжившего в Киеве: " Яко да написаетъ ся въ твоеи мысли вьсегда еда запечатлится в твоем сознании навечно): Вьторааго пришьствия Соудии Гърдыи на престоле седяштя: книгы отъвьрзаемы, дела таиная обличаема: любодеяния, татьбы (воровство), грабления, лихоимания (лихоимство), хоулы. клеветы, зависть... " . Но ведь все известные нам летописи как раз и повествуют о человеческих деяниях, и не всегда самых достойных. В одном из списков " Повесть временных лет " так и озаглавлена: " Повесть времянных дей (деяний, поступков) Нестора черноризца Печерскаго монастыря " . И в " Откровении " Иоанна Богослова, и в " Изборнике " 1076, и в тропаре о " совестных книгах " сообщается во множественном числе. Но ведь и летописи велись во многих местах многими летописцами и сохранились они в достаточном количестве. Так не на " Апокалипсис " ли и на великопостный тропарь ориентировались монахи " труждаясь в делах летописания и поминая лета вечныя " , к которым отходили после временных? Кому писал князь Владимир Мономах? Хорошо известно так называемое " письмо " князя Владимира Мономаха Олегу Святославличу, князю Черниговскому, представляющее собой заключительную часть трехсоставного " Поучения детям " , И хотя в самом послании Мономаха черниговский князь не назван ни разу по имени, ни у кого из исследователей не вызывает сомнения адресат, поскольку Мономах обращается к убийце своего сына Изяслава, коим и был Олег Святослвич.

http://pravoslavie.ru/archiv/letopis.htm

794 Наказание Исухия, презвутера Иерусалимьскаго. – На самом деле принадлежит перу Нила Синайского , ученика и последователя Иоанна Златоуста (он умер около 450 г.). Изречения Нила были очень популярны среди древнеславянских книжников благодаря своему содержанию: они также исповедовали «нейтральную этику», не касаясь крайностей ни языческой, ни христианской вер. Уже в ранних греческих списках текст приписывался Исихию. Эти изречения известны в трех переводах на славянский язык: древнейший славянский сделан у южных славян (именно он и входит в состав Изборника 1076 года), в конце XII в. в составе Пчелы – сборника афоризмов – был выполнен и древнерусский перевод текста; тогда же на Руси был переведен и полный текст Наказания, который издан в Памятниках древней письменности (СПб., 1892. Т. 92). 795 Прмудрость Исусова, сына Сирахова. – Относится к числу неканонических книг Писания (как и книга Премудрость царя Соломона). Здесь содержится множество изречений, впоследствии легших в основу пословиц и поговорок, в частности, и у древнерусских писателей (напр., у Даниила Заточника). Также существует несколько переводов, в том числе и сделанных на Руси. По мнению исследователей, в составе Изборника 1076 года содержится древнейший перевод, может быть, X в. Текст в составе современной Библии не всегда точно соотносится с расположением и характером приводимых здесь цитат. 796 Святого Василия, како подобаеть чловку быти. – Своего рода небольшая подборка цитат из произведений Василия Великого , епископа Кесарийского (330–379), также бывшего одно время патриархом константинопольским; в основе лежит его «Слово о подвижничестве, как подобает украшать себя монаху», которое переделано в интересах всякого вообще человека, заинтересованного в развитии личных добродетелей. Перечни добродетелей и пороков совместно рисуют нравственный портрет человека эпохи раннего средневековья, и общей мыслью проходит идея «человечности человека» в этом жестоком мире. Произведение относится к жанру «слов» святых отцов, како жити христианом, широко известному на Руси и вошедшему в состав многих средневековых сборников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Historia ecclesiastica; CPG, N 6582), описывается период между III и IV Вселенскими Соборами. Целиком произведение не сохранилось; в актах V Вселенского Собора (553) содержится отрывок, к-рый приводится в полемическом сочинении Пелагия «В защиту Трех Глав» (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 90; Pelagius. In defensione Trium capitulorum/Ed. R. Devreesse. Vat., 1932. P. 3-5. (ST; 57)). «Сентенции» (Sententiae; CPG, N 6583), небольшая коллекция изречений состоит из 2 серий кратких афоризмов («Главы увещательные» - PG. 79. Col. 1252-1264; «Изречения, возводящие человека от тленного» - PG. 79. Col. 1240-1250), которые надписаны именем И. И. в нек-рых древних рукописях (Hieros. S. Sab. gr. 408; Paris. gr. 955). Чаще в рукописной традиции эти сентенции усваиваются Нилу Анкирскому ; изданы среди творений прп. Нила Синайского ; однако, по мнению большинства патрологов, их следует приписывать Евагрию Понтийскому . «Сентенции», вероятно, являлись частью коллекции апофтегм, о к-рой говорит свт. Фотий I К-польский ( Phot. Bibl. Cod. 198//PG. 103. Col. 665C). Фрагменты этой коллекции были обнаружены в нек-рых груз. (Sinait. iber. 8, 35) и арм. (под именем прп. Нила Синайского - Venez. Mechit. 75, 612, 806, 856) рукописях. Груз. версия издана Т. Чкония ( Чкония. 1963. С. 103-111). Мхитаристами опубликованы 2 арм. версии «Изречений...» ( Алишан. 1855. С. 684-692) и 1 версия «Глав...» (Там же. С. 692-699; см.: Muyldermans . 1943. P. 99). Сентенции под именем пресв. Исихия, входящие в Изборник 1076 г. (РНБ. Эрм. 20. Л. 62 об.- 79 об.), являются компиляцией «Глав...» и «Изречений...» (Изборник 1076 г./Изд.: М. С. Мушинская и др. М., 20092. Т. 2. С. 12). Часть «Сентенций» содержится в «Пчелах», древних слав. сборниках святоотеческих и иных изречений (Таблицы согласования текстов, опубликованных Ж. П. Минем, со слав. переводами см.: Семенов. 1893. С. 86-93). В русском переводе «Изречения...» изданы в серии ТСОРП (Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 1858. Ч. 2. С. 246-256. (ТСОРП; 32. Кн. 4); То же. Серг. П., 2000. С. 372-377). Из 135 изречений 98 соответствуют 2-й половине «Наказания Исихия» из Изборника 1076 г. «Разные главы, или мысли» изданы вместе с рус. пер. «Изречений...» в 32-м т. серии ТСОРП. 115 сентенций этого сочинения соответствуют 1-й половине «Наказания Исихия». Оба произведения переизданы в рус. Добротолюбии под именем прп. Нила Синайского.

http://pravenc.ru/text/674956.html

Житие Н. было переведено на слав. язык очень рано, однако по хронологическим соображениям перевод вряд ли мог быть выполнен в Вост. Болгарии. Притом что переводил явно болгарин ( Ходова. 1952. C. 13-15), остается предположить, что он работал либо на Афоне ( Иванов. 1998. C. 512), либо в Зап. Болгарии, о чем свидетельствует древнейшее изображение Н. 1080 г. в церкви мон-ря Велюса (ныне Македония). Оно находится в вост. конхе церкви среди эсхатологических сцен, возможно навеянных Житием ( П. Beлjyca. Ckonje, 1981. C. 207-209). Текст Жития очень скоро оказался в Киеве, где фрагмент из него, «Повесть о милостивом Созомене», вставили в конец Изборника 1076 г. ( Мушинская М. С. Изборник 1076 г.: Текстология и язык. М., 2015. C. 175-176). Древнейшая из сохранившихся рукописей полного слав. перевода Жития (РГБ. Троиц. 35) была переписана в Ростове в 1219 г. Вторая полная версия перевода (РНБ. Солов. 525) появилась в XVII в., без повторного обращения к оригиналу. На Руси возникла также и краткая версия Жития (не восходящая к более поздним кратким редакциям греч. оригинала), древнейшая рукопись к-рого - Выголексинский сборник (РГБ. Муз. 62) кон. XII в. Кроме того, 8 отрывков из Жития, а также вольных их пересказов получили самостоятельное хождение в древнерус. книжности в составе Златоуста, Измарагда, Пролога, ВМЧ. Особенно популярны были приписываемые Н. предостережения против светских игрищ, именуемых в древнерус. текстах русалиями. Эпитоматоров привлекала в Житии Н. (в противоположность Житиям Андрея Юродивого и особенно Василия) не эсхатологическая, а дидактическая часть, при этом образ Н. раздвоился: он именовался как епископом (даже «патриархом Царяграда»), так и «мнихом», что нашло отражение и в различной иконографии. В совр. календаре РПЦ он назван еп. Кипрским. Изд.: Mamepiaлu з icmopiï biзahmuiйcьko-cлob " янськоï лimepamypu та мови/Niдrom.: О. В. Ристенко. Од., 1928. С. 3-186. Lpz., 19822 [пространная греч. версия]; ibid. C. 187-238; Εστρατιδης Σ. Ο σιος Νφων, πσκοπος Κωνσταντιανς τς κατ Αλεξνδρειας//ΕΘ. 1936. Τ. 35. Σ. 210-231 [кр. греч. версия]; Житие прп. Нифонта/ОЛДП. СПб., 1879-1895. 3 вып.; Щепкин В. Н. Житие св. Нифонта, лицевое XVI в. М., 1903; ВМЧ. Дек. Дни 18-23. Стб. 1783-1837 [пространная слав. версия]; Дни 25-31. Стб. 2441-2443 [отрывки]; Выголексинский сб./Изд. подгот.: В. Ф. Дубровина, Р. В. Бахтурина, В. С. Голышенко. М., 1977. С. 69-132 [кр. слав. версия]; Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 1. С. 207-208; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка. СПб., 18822. Стб. 227-229; Mercati S. G. Collectanea Byzantina. Bari, 1970. Vol. 2. P. 170-171; Изб. 1076 г. М., 2009. С. 706-707; Marinis V. The Vision of Last Judgment in the Vita of St. Niphon (BHG, N 1371z)//DOP. 2017. Vol. 71. P. 193-228 [отрывки].

http://pravenc.ru/text/2577703.html

В примере 31 аллюзии сопряжены друг с другом на основании их семантической близости. Призыв «Отлагай же и ты житейские попечения» является аллюзией на Херувимскую песнь Литургий свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого 12 , «да молчит в тебе все плотское» – аллюзией на Херувимскую песнь Великой Субботы Литургии свт. Василия Великого . Обе цитаты в их исходном варианте имеют общий смысл: «Да молчит всякая плоть человеча» означает именно «отложение житейских попечений». Об этом в Херувимской песне Великой Субботы говорится в следующей фразе 13 , которую свт. Филарет уже не приводит. Следует обратить внимание и на то, что в аллюзии на службу Страстной Субботы свт. Филарет несколько сужает контекст исходной цитаты: вместо «да молчит всякая плоть... и да стоит со страхом... » – у него: «да молчит в тебе все плотское». Внимание переносится с внешнего на внутреннее. Собственно, текст данной Херувимской песни – о том же, однако свт. Филарет еще более заостряет данный акцент на внутреннем молчании. Кроме богослужебных прямых цитат и аллюзий, в проповедях свт. Филарета встречаются иные формы присутствия богослужебного текста, такие как богослужебные топосы и поэтика. Богослужебные топосы в проповедях свт. Филарета (Дроздова) Топос «в широком смысле – стереотипный, клишированный образ, мотив, мысль» стб. 1076], «всякий устойчивый набор образов и мотивов, а также сами одинаковые мотивы и ситуации , имеющие сходное словесное выражение» с. 242]. Синонимом топоса являются такие понятия, как «общее место», «мотив» стб. 1076]. Постановка проблемы функционирования топосов в литературе принадлежит Э. Р. Курциусу s. 79–80]. В его понимании, топос носит анонимный, внеличностный характер стб. 1076]. Использование топоса не связано с непосредственным намерением автора процитировать какой-либо конкретный текст. Топос как общее место может восходить к целому комплексу культурно значимых текстов. Он принадлежит не столько конкретному источнику, сколько культурной традиции в целом. В отношении богослужебных топосов речь идет о таких выражениях, которые присутствуют в богослужении и содержат яркий литературный образ, отражающий определенную богословскую идею. При этом эти выражения могут восходить к самому широкому кругу текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1073 г. Святослав и Всеволод подступили со своими войсками к Киеву. Изяслав бежал в Польшу, а затем уехал в Германию. Он пытался выпросить у императора Генриха IV военную помощь, чтобы вернуть себе престол, но безуспешно. Тогда Изяслав направил в Рим своего сына Ярополка для встречи с папой Григорием VII Гильдебрантом, который был главным поборником идеи «диктата» римских пап над государями и народами христианского мира. За оказание помощи Ярополк от имени Изяслава обещал папе подчинить ему Русскую Церковь . Сохранилось письмо папы Григория VII князю Изяславу, в котором он писал: «Сын твой Ярополк пожелал принять ваше царство из наших рук, как дар Св.Петра, и мы вручили от имени Св.Петра правление вашим царством.» В конце 1076 г. занявший Киевский престол после изгнания Изяслава Святослав Ярославич умер. Это дало возможность Изяславу вернуться в Киев, однако привести в исполнение свои обещания папе Григорию VII он не смог, так как знал, что его могущественный младший брат Всеволод, который в это время, заняв Черниговский стол, объединил под своей властью большую половину Руси, не позволит этого сделать. Условия, вызвавшие необходимость открытия митрополичьих кафедр в Чернигове и Переяславле, существовали до тех пор, пока в 1078 г. не умер Изяслав. Вся полнота власти на Руси сосредоточилась в руках ставшего великим князем Всеволода. Летописи свидетельствуют, что 1091 году правящие архиереи Черниговской и Переяславской епархий – Иоанн и Ефрем уже носили титулы не митрополитов, а епископов. Каноническая территория русской Церкви вновь стала единой. Митрополит Георгий скончался в 1076 году. Митрополитф Иоанн II (1077–1089), Иоанн III (1090–1091) и Николай (1092–1104) После того, как Изяслав возвратился в Киев, а Всеволод завладел Черниговом, они лишили сыновей Святослава Олега и Ростислава права на наследство уделов в бывших владениях их отца. Между старшими Ярославичами и их племянниками Святославичами началась междоусобная война, в которой на стороне последних выступили пришедшие из Прикаспийских степей орды половцев. Поддержал Олега Святославича также Византийский император Алексей Комнин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

47): этим определяется хронология писем к Адриану и к Никифору Вриеннию, так как те и другие – и еще многие – имеют одно и то же содержание. В нескольких письмах Феофилакта совершенно ясно говорится ο нашествии Боэмунда на Византию, как это указано еще Дюканжем: поход Боэмунда относится к 1107 и 1108 годам, и это есть последняя точная дата, которую можно дать переписке Феофилакта. Этих замечаний пока достаточно. Но мы обязаны несколько подробнее заняться хронологическим определением трех произведений Феофилакта другого рода, из коих одно служит издавна точкою отправления для всех соображений и догадок ο времени его вступления на Болгарскую кафедру, а два следующие приведены в довольно подробных изложениях в нашей статье и приурочены к важным историческим событиям. Первое сочинение носит следующее заглавие: «Иже во святых отца нашего Феофилакта, архиепископа Болгарского, ο царском воспитании к Константину Порфирородному» (Παιδεα βασιλικ, Institutio regia). Здесь Феофилакт называет себя несколько раз учителем Константина. Еще ученый Паги, в критических замечаниях на церковные анналы Барония, утверждал, что это сочинение несомненно доказывает, будто Феофилакт, воспитатель Константина Дуки, жил и действовал при Михаиле Дуке, а не при Алексее Комнине, как заключал Дюканж из писем Феофилакта. Константин Порфирородный, сын Михаила Дуки и Марии из рода царей Грузинских, родился около 1074 года. Анна Комнина, которая считалась некоторое время его невестою, под 1081 годом замечает, что в этом году ему еще не исполнилось семи лет (р. 71 С). В 1076 году, следовательно, еще двух-трех лет, он был обручен с Еленою, дочерью Роберта Гвискара (Lupus Protospatarius, MG. SS. V, 60: Hoc anno (1076) dedit praefatus dux filiamsuam uurum imperatori Constantinopolis. Cp. Scylitz. p. 724 ed. Bonn.; Anna p. 23 B. 28 D. 29 C; Zonaras II, 288 D). Никифор Вотаниат, овладевший византийским престолом в 1078 году и низвергнувший Михаила Дуку, разорвал этот брачный договор и отослал Елену, которая находилась при Константинопольском дворе, к ее отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Келестин V 1293–1294. Бонифатий VIII 1294–1303. Бенедикт XI 1303–1305. Климент V 1305–1314. Иоанн XXII 1316–1334. Николай V антипапа 1328–1333. Венедикт XII 1334–1342. Климент VI 1342–1352. Иннокентий VI 1352–1362. Урбан V 1362–1370. Григорий XI 1370–1378. Урбан VI 1378–1389. Климент VII антипапа 1378–1394. Бонифатий IX 1389–1404. Венедикт XIII антипапа 1394–1423. Иннокентий VII 1404–1406. Григорий XII 1406–1409. Александр V 1409–1410. Иоанн XXIII 1410–1417. Мартин V 1417–1431. Климент VIII антипапа 1424–1429. Евгений IV 1431–1447. Феликс V антипапа 1440–1449. Николай V 1447–1455. Каллист III 1455–1458. Пий II 1458–1464. Павел II 1464–1471. Сикст IV 1471–1484. Иннокентий VIII 1484–1492. Александр VI 1492–1503. Пий III 1503. Иулий II 1503–1513. Лев Х 1513–1521. Адриан VI 1522–1523. Климент VII 1523–1534. Павел III 1534–1549. Иулий III 1550–1555. Маркелл II 1555. Павел IV 1555–1559. Пий IV 1559–1565. Пий V 1566–1572. Григорий XIII 1572–1585. Сикст V 1585–1590. Урбан VII 1590. Григорий XIV 1590–1591. Иннокентий IX 1591. Климент VIII 1592–1605. Лeb XI 1605. Павел V 1605–1621. Григорий XV 1621–1623. Урбан VIII 1623–1644. Иннокентий X 1644–1655. Александр VII 1655–1667. Климент IX 1667–1669. Климента X 1670–1676. Иннокентий XI 1676–1689. Александр VIII 1689–1691. Иннокентий XII 1691–1700. Климент XI 1700–1721. Иннокентий XIII 1721–1724. Венедикт XIII 1724–1730. Климент XII 1730–1740. Венедикт ΧIV 1740–1758. Климент XIII 1758–1769. Климент XIV 1769–1774. Пий VI 1775–1799. Пий YII 1800–1823. Лeb XII 1823–1829. Пий VIII 1829–1830. Григорий XVI 1831–1846. Пий IX 1846–1878. Лeb XIII 1878–1903. Пий X 1903. Ж. Русские князья, цари и императоры Великие князья В Новгороде: Рюрик 862–879. В Киеве: Олег 879–912. Игорь Рюрикович 912–945. Св. Ольга 945–957. Святослав Игоревич 957–972. Ярополк I Святославич 972–980. Св. Владимир I Святославич 980–1015. Святослав I Ярополкович 1015–1019. Ярослав I Владимирович 1019–1054. Изяслав I Ярославич 1054–1073. Святослав II Ярославич 1073–1076. Изяслав I Ярославич (втор.) 1076–1078.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Литература: Poppe А. Pastwo i kosciól... (по указателю); idem. La tentative de réforme ecclésiastique en Russie au milieu du Xie siede//ΑΡΗ. 1972. Т.25. P. 26–31. 6 . Георгий стал киевским митрополитом около 1065 г. и был им примерно до 1076 г.; как это явствует из трех дошедших до нас его свинцовых печатей, он также был членом императорского сената и носил придворный титул синкелла (σγκελλος). Во главе русской иерархии Георгий освятил 20 мая 1072 г. церковь в Вышгороде, возведенную князем Изяславом, и руководил открытием и перенесением туда мощей обоих князей-мучеников, Бориса-Романа и Глеба-Давыда, равно как и всей процедурой причисления их к лику святых. Начиная с XII в. Георгию приписываются два произведения: одно – канонистического содержания (Заповедь), другое – полемического (Стязание с латиною), в отношении первого из которых его авторство ныне особенно подвергается сомнению. Сообщение летописи о пребывании Георгия в 1073 г. в Византии вовсе не обязательно понимать в том смысле, что в этом году его правление завершилось, поскольку регулярные посещения патриархии входили в обязанности митрополитов. Вероятно, именно Георгий рукоположил первого ростовского епископа и будущего священномученика Леонтия (епископия основана между 1073 и 1076 гг.). Не позднее 1078 г. кафедру занимал уже его преемник Иоанн II. 7 . Иоанн II до недавнего времени считался дядей знаменитого византийского поэта Феодора Продрома. Согласно А. Каждану и С. Франкли ну, даты жизни того и другого противоречат такой идентификации, особенно предположению, что Иоанн был воспитателем племянника. Однако, если соответствующее упоминание в стихотворении поэта о его воспитании (стих 190-й) отнести не к дяде (стих 189-й), а к названным выше (стих 184–й) родителям (что филологически также вполне приемлемо), то устраняется основное противоречие, препятствующее отождествлению митрополита Иоанна с дядей поэта, гордого тем, что ему “выпала честь иметь деда, который был соименен Предтече”, и “дядю, названного Христосом, предстоятеля русской церкви, искусного в слове”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание. При нём был Ефрем учитель, который обучал Новгородцев Христианскому закону 5 лет. Селлий полагает его в числе Новгородских Епископов, однако же, сомнительным. 2 . ЛУКА, коего летописцы иные прозывают Вежетой, а иные Желдатой или Жидятой, Святой, хиротонисан, по сказанию одних, в 1030 году, а других – в 1036 и 1036 годах. В 1055 году, по ложному на него доносу слуги его Дутика, осуждён Митрополитом Ефремом и содержим был в Киеве 3 года, а по освобождению, едучи из Киева, 15 Октября 1059 года преставился на Копысе. Погребён в Новгороде за Софийской церковью. Через 500 лет, в 1558 году, мощи его перенесены в Софийский каменной собор и положены в Мартириевской паперти. 3 . СТЕФАН хиротонисан в 1060 году, по другим – в 1061 году. По 8-летнему правлению Епископией в 1068 году, а по другим – в 1069 году, удавлен в Киеве от холопов своих и погребён там же. 4 . ФЕОДОР хиротонисан в 1069 году, а по другим, сомнительно, однако же, – в 1071 и 1076 годах. Скончался в 1078 году от уядения пса. 5 . ГЕРМАН, Святой, хиротонисан в 1078 году. Преставился в 1095 году, а по другим – в 1096 году в Киеве. Погребён там же. Лука сомнительный. Примечание. Московской Каталог свидетельствует, якобы он хиротонисан Иоанном Митрополитом, и в 1083 году был на освящении церкви соборной Киево-Печерской и Михаила Златоверха, но в летописи по Никонову списку называется он Белгородским. 6 . НИКИТА, Святой, хиротонисан в 1096 году, а по другим – в 1097 году, из пострижеников Киевских пещер. В 1107 году, Января 31, преставился и погребён в Софийском соборе в приделе Св. Богоотец Иоакима и Анны. 7 . ИОАНН, прозванием Папин, хиротонисан в 1108 году, по другим – в 1110 году. В 1130 году оставив Епархию, отошёл на безмолвие в монастырь. 8 . НИФОНТ, Святой, хиротонисан в 1130 году, из пострижеников Киевского Печерского монастыря. В 1140 году находился с Новгородцами под стражей за несогласие их принять Ольговичей на княжение. В 1147 году удержан был в Киеве вместо заточения, откуда отпущен Князем Юрием Даниловичем на Епархию свою. В 1156 году опять был в Киеве для сретения Митрополита Константина и там, по 13-дневной болезни, в 1156 году, а по другим – в 1157 году, Апреля 18, преставился. Погребён в пещере Феодосиевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010