143 Имеется в виду 294-е «слово» Синайского патерика. В нем рассказывается о старце, который добровольно отдал ограбившим его келью разбойникам вещь, не замеченную ими. Другой монах, узнав об этом, стал молить Бога, чтобы и к нему пришли разбойники. Когда его молитва была услышана, он с радостью отдал все свое имущество грабителям. 144 См. «слово» Симона об Афанасии, который после смерти чудесным образом ожил и пробыл в затворе 12 лет. В своем поучении братии он выделил три основополагающих для печерских монахов правила: послушание игумену, покаяние «на всяк час» и молитву к Богу о том, чтобы умереть в лавре святых Антония и Феодосия. 150 Были попытки толковать этот фрагмент Послания Поликарпа к Акиндину в биографическом плане (см. Кубарев А.М. О патерике Печерском//ЖМНП. 1838. Кн. 3. С. 38; Шевырев С.П. Обозрение русской словесности в веке. СПб., 1854. С. 7). Однако на этом основании утверждать о пострижении Поликарпа в Киево-Печерском монастыре в молодом возрасте нельзя. Это традиционный прием самоуничижения древнерусского автора. 151 Никита был монахом Киево-Печерского монастыря. В 1096 г. он был возведен киевским митрополитом Николаем в сан епископа Новгородского. Никите приписывается чудесное спасение Новгорода от засухи и пожара в 1098 г. Он благословил Антония Римлянина на создание в Новгороде Антониева монастыря. Скончался в 1108 г., причислен к лику местночтимых новгородских святых. 152 См. коммент. к л. 10 об., к слову «Никон», откуда следует, что действие рассказа Поликарпа о затворнике Никите происходило не ранее 1078 г. и не позднее 1088 г., что не противоречит историческим реалиям «слова». 155 Глеб Святославич, старший сын Святослава Ярославича, внук Ярослава Мудрого, княжил сначала в Тмуторокани, а потом в Новгороде, где активно боролся с язычеством и публично на площади зарубил топором волхва, осмелившегося «хулить» христианскую веру. Глеб Святославич был убит в 1078 г. в Заволочье, в Двинской земле, являвшейся Новгородской областью. 156 Речь идет о Святополке II Изяславиче, сыне Изяслава Ярославича, внуке Ярослава Мудрого, который был князем полоцким (1069–1071), новгородским (1078–1088), туровским (1088–1093), великим князем киевским (1093–1113). Святополк Изяславич вел междоусобные войны, был соучастником ослепления Василька Теребовльского, о чем рассказано в Повести временных лет под 1097 г. В 1103 г. вместе с Владимиром Мономахом Святополк совершил победоносный поход на половцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но победа реформаторов была далеко не полной, поскольку многие жители Рима, присягая новому понтифику, поднимали вверх левую руку, открыто демонстрируя, что их правая рука все еще сохраняет верность Бенедикту X. Таким образом, партия реформ несколько неожиданно для себя обнаружила, что по-прежнему, как еще до папы Льва IX, папство целиком и полностью зависит от результата борьбы аристократических партий и субъективных предпочтений отдельных правителей. В таких условиях Гильдебранду и его товарищам приходилось рассчитывать лишь на самих себя. Поэтому он немедленно снесся с норманнами, которые предоставили ему отряд из 500 рыцарей, и взял штурмом Галерию. Папа Бенедикт X был подвергнут пыткам, лишен сана и помещен в богадельню, где вскоре и скончался 131 . Развивая успех, Гильдебранд инициировал через своего ставленника-папу принятие эпохального решения на Соборе в Латеранском дворце 13 апреля 1059 г. о том, что отныне избрание Римского понтифика является неотъемлемой прерогативой коллегии кардиналов. Это стало настоящей пощечиной и для Западного императора, и для римской аристократии, но за Гильдебрандом стояли норманны, а потому все дружно молча проглотили обиду. В ответ апостолик направился на Юг Италии, где в торжественной обстановке объявил своего недавнего спасителя Ричарда (1059–1078) князем Капуанским, а Роберта Твискара (1059–1085) – герцогом Апулии. В ответ норманны признали себя его вассалами 132 . Для малолетнего Генриха IV это стало неприятным ударом (не говоря уже о Константинополе – это разумеется само собой), поскольку новый акт папы кардинально менял старую практику назначения понтифика императором Западной империи, как она сложилась со времен Карла Великого. Дальше – больше. Парижский Собор 1060 г. распространил данный принцип на процедуру избрания епископов. Естественно, Королевский двор Германии посчитал свои права нарушенными, а потому созванный приказом короля Собор немецких епископов в Вормсе в 1060 г. объявил понтифика Николая II (1058–1061) низложенным, как избранного без участия императора 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 60-х гг. сельджукские отряды достигали Галатии и Фригии. Были захвачены и разграблены Севастия (1059), Ани (1065), Кесария (1067), Аморий (1068), Иконий (1069), Хоны (1070). Попытку организовать сопротивление предпринял имп. Роман IV Диоген (1068-1071), второй муж вдовствующей имп. Евдокии, но в решающей битве с войсками султана Алп-Арслана при Манцикерте (26 авг. 1071) он потерпел поражение и попал в плен. Дуки отмежевались от Романа Диогена (к-рый был отпущен султаном), объявив его низложенным; началась гражданская война (1071-1072), Роман был побежден и ослеплен. Этот конфликт стал первым в череде гражданских войн, потрясавших империю в течение следующего десятилетия, в к-рых приняли участие все наиболее видные военно-феодальные кланы. Мятежи против Михаила VII Дуки (1071-1078) поднимали кесарь Иоанн Дука и предводитель норманнских наемников Урсель (Русель), полководцы Никифор Вотаниат на Востоке и Никифор Вриенний на Балканах. Дукам удалось договориться с Вотаниатом и ценой отречения Михаила VII сохранить свое положение. Имп. Никифор III с придворными. Миниатюра из рукописи гомилий Иоанна Златоуста. 1071-1081 гг. К-поль (Paris. Coslin 79. Fol. 2r) Имп. Никифор III с придворными. Миниатюра из рукописи гомилий Иоанна Златоуста. 1071-1081 гг. К-поль (Paris. Coslin 79. Fol. 2r) В годы правления Никифора III Вотаниата (1078-1081) внутриполитическая ситуация в империи представляла собой полный хаос. С помощью Комнинов Вотаниат и Дуки добились разгрома военных мятежей Никифора Вриенния и Никифора Василаки на Балканах (1078), однако в том же году против Вотаниата поднял восстание Константин Дука, брат свергнутого имп. Михаила VII. Никифор Вотаниат неск. укрепил свое положение, женившись на августе Марии Аланской, бывш. жене Михаила VII, тем самым претендуя на вступление в клан Дук (1079). Но в кон. 1080 г. в Анатолии Никифор Мелиссин поднял против него новый мятеж. В годы гражданских войн произошло оформление династического союза, сыгравшего решающую роль в выходе Византии из кризиса.

http://pravenc.ru/text/372674.html

296 Подобает убо всякому християнину ведати... – Первые главы Домостроя (см. главы 2–5 и 7) содержат выписки из «Стословца» Геннадия, патриарха Константинопольского (в греческом оригинале – сто стихотворных строк). В свою очередь и эти стихи основаны на цитатах из учительных «слов» Иоанна Златоуста . Первые стихи излагают христианский « Символ веры », и сравнение с древнейшим славянским переводом этого греческого текста в Изборнике 1076 года помогает понять, насколько «бытовое христианство» Руси в XVI в. отошло уже от исходных позиций христианской веры (ср. соответствующие места по изданию: Изборник 1076 года. М., 1964, с. 207–209, 237–239, 214, 271–273, 241–244, 257–260, 266–267). 297 ...дора и просфира... – Просвира – белый круглый хлебец из крутого теста, употребляется в православном богослужении; дора, точнее, антидор – часть просвиры. 298 ...с кутьею... с кануном... – Кутья и канун – кушанья при поминовении умерших, особым образом приготовленные из круп. 299 ...«В чем тя застану, в том и сужу»... – Распространенный в древнерусской литературе перифраз, составленный на основе многих текстов Писания, прежде всего – книг пророков и евангельской притчи о неправедном домоправителе: судить человека станет Бог по делам его. 302 «Егда нечто имать брат твой на тя...» – Краткое переложение («напоминание») из Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и прежде пойди помирись с братом твоим, а потом вернись и принеси дар твой» ( Мф.5:23:24 ). 305 Егда зван будеши ким на брак... – Притча из Евангелия от Луки (14, 8–11) приводится по древнеславянскому переводу, в котором слово брак значит «пир»; здесь же добавления и комментарии, заимствованные из «Слов» Иоанна Златоуста по Измарагду, своего рода «преддомострой». 307 Егда жидове седоша ясти в пустыни и пити... – Напоминание о библейских текстах, говорящих о неизбежности наказания идолопоклонникам: «...народ сел есть и пить и стал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, так что в один день погибло их двадцать три тысячи» ( 1Кор.10:78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общее место в средневековых произведениях; самоуничижительность авторской формулы - ритуальна, однако в данном сочетании заметно типичное для Домостроя совмещение равнозначных терминов: наказание - книжное, учение - разговорное определение. Первые главы Домостроя (в данной редакции - главы 2-5 и 7) содержат выписки из " Стословца " (в греческом оригинале - сто стихотворных строк) Геннадия, патриарха Константинопольского; в свою очередь, и они основаны на цитатах из " Слов " Иоанна Златоуста. Первые стихи излагают христианский " символ веры " , и сравнение с древнейшим славянским переводом этого греческого текста (например, в Изборнике 1076 года) помогает понять, насколько " бытовое христианство " Руси в XVI в. отошло от исходных позиций христианской веры; ср. соответствующие места по изданию: Изборник 1076 года.- М., 1964.- С. 207-209, 237-239, 214-273, 241-244, 257-260, 266-267. Троица у православных (согласно Никейскому собору); Отец-Бог Сын-Бог Дух Святой равны. Иностранцев поражало и то, что московиты поклонялись не столько Троице, сколько своим святым и мощам; при этом особенным почитанием пользовался Святой Никола (Николай Мирликийский) - " скорый заступник " . Ниже в тексте Домостроя встречаются рассуждения об " образе и подобии " человека божеской сущности, что также важно в плане осмыс- ления ранга Сына: Сын подобен Отцу, как полагали ариане, или единосущен, как признали иерархи церкви на Никейском соборе. В сущности, весь текст Домостроя обсуждает эту проблему " на мирском " уровне, далеком от богословских споров, но сама проблема чрезвычайно важна как теоретически идеальная схема, которая накладывается на взаимоотношения отца и сына в мирском быту (сын во всем должен быть подобен своему отцу в жизни). Кутья - согласно описанию Г. Котошихина - каша из пшена или пшеницы, " вареная с сытой да с сахаром или с ягодами " ; обычно представлена была в виде лепешки, которую " вкушают как жертвенную пищу " " на поминках по умершему " ; позже это всякая поминальная каша из любой крупы, разбухшей во время варки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

Вот те, о которых я говорю и которых называю еретиками; те, которые говорят, что в наше время среди нас нет ни единого, способного сохранять евангельские заповеди и быть подобным святым Отцам… или способного просветиться, приобщаясь Святого Духа и познавая чрез Него Сына и Отца. Утверждающие, что это невозможно, впали не в какую-либо конкретную ересь, но, если мне возможно так выразиться, во все ереси сразу, поскольку эта ересь своим нечестием и преизбытком богохульства все их превосходит и все их в себе заключает… Рассуждающие подобным образом затворяют небеса, которые Христос открыл нам, и перекрывают путь, который Он Сам положил для нашего возвращения. Он, будучи всевышним Богом, сущим на небесах, стоя у врат рая, снисходит к нам и чрез святое Евангелие взывает ко всем верным, видящим Его: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою Вас». Но эти враги Божий, или, лучше сказать, эти антихристы, утверждают: «Это невозможно, невозможно»! Реальность обожения, являющегося не субъективным состоянием, не результатом чисто интеллектуального опыта, но самым содержанием христианской веры, – таково провозвестие преп. Симеона, служившее образцом для всякого творческого развития византийского богословия. Поэтому позиции, которые занимала Церковь в IX-XIII веках, и, в особенности, определения Соборов XIV столетия только выражали и защищали то, что было провозглашено преп. Симеоном в качестве религиозного опыта. Например, отрицательное отношение Византийской Церкви к светскому эллинизму, выразившееся в решениях Собора 1076–1077 годов против Иоанна Итала, прежде всего имело в виду попытки некоторых гуманистов построить систему метафизики, независимую от христианского Откровения. Учение Итала о богопознании и «просвещении», понимаемых как функции ума, божественного по природе, основывалось на неоплатонических представлениях о мире и человеке и не было связано с догматом Воплощения. Тем самым оно непосредственно предвосхищало учение Варлаама Калабрийского, появившееся в XIV столетии. Но если в XIV веке подлинное христологическое и сотериологическое измерение данной проблемы было выявлено благодаря гению св. Григория Паламы , то реакция XI столетия ограничилась кругами школьных богословов, вполне удовлетворившихся осуждением эллинизма вообще. Поскольку Итал принадлежал к платонической традиции, в 1076 году были анафематствованы основные положения этой традиции, сформулированные еще во времена осуждения Оригена , хотя сам Итал и не разделял некоторых из них: переселение душ, вечность идей и времени, предсуществование душ. «Синодик в неделю Торжества Православия» был тогда дополнен анафемой против этого «эллинского» учения. Таким образом, ежегодным воспоминанием была утверждена официальная позиция Византийской Церкви в данном вопросе: действительное общение с Богом совершается «во Христе», через участие в обоженном человечестве исторического Иисуса и никоим образом не может быть отождествлено с неоплатонической идеей просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В послании к Владимиру Мономаху (“благородному главе нашей и всей христолюбивей земли”) Никифор сравнивает государя с человеческой душой, которая руководит всеми без исключения действиями тела: тем самым недвусмысленно утверждается княжеская компетенция в религиозных делах 216 . Прибегая к библейским образам виноградника и овчарни, митрополит настойчиво обращает внимание князя на его долг быть стойким хранителем древней веры 217 . В другом Поучении Мономаху Никифор напоминает ему об обязанности защищать свою страну от латинских схизматиков. Богоизбранному и благоверному князю надлежит правильно толковать слово Христово, основу Церкви, и доносить его до вверенного ему народа: “Един бо Бог царствует небесными, вам же с Его помощью царствовали земными... в роды и роды” 218 . Наряду с этой охранительной ролью русских князей признавался, впрочем, и высший патронат византийского императора и константинопольского патриарха, особенно проявлявшийся в кризисные времена 219 . Вместе с тем Никифор, не колеблясь, характеризует и императора, и князя в равной мере как подобия Божественного первообраза 220 , а это значит, что он отказывается от византийского представления о единой и нераздельной императорской власти, присущей только василевсу ромеев и в этом своем качестве отражающей божественный миропорядок 221 . Концепция императора как “образа Божия” (imago Dei, εκν θεο) стала известна в Киеве благодаря “княжескому зерцалу”, составленному в 527 г. диаконом Агапитом для Юстиниана. Извлечения из него, в которых идет речь об обязанности подданных подчиняться видимому наместнику (князю) невидимого владыки мира (Бога), были включены в Изборник 1076 г. 222 . Однако, хотя Иларион и сравнивает Владимира с Константином Великим , хотя и признает за ним суверенитет над Киевской Русью, он не присваивает ни ему, ни его преемнику титул “императора” 223 . Составитель (или редактор) Изборника 1076 г. всюду заменил термин βασιλες (“император”) на “князь” или “каган”, чтобы приспособить тем самым византийские тексты к русским условиям, а термин βασιλες, “царь”, был сохранен только там, где он относился к Богу 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итал. Глава 2. Преподавательская деятельность Иоанна Итала О времени назначения И. Итала ипатом философов Анна Комнин, говорит, что оно случилось тогда, когда Пселл, постригшись, перешел из Византии в другое место 77 . Но такое определение неверно. Пселл постригся раньше своего окончательного удаления от преподавательства. Он постригся еще в 1055 году и после своего пострижения только на короткое время удалялся из Константинополя, а потом опять вернулся и преподавал до 1076 г., а может быть, даже до 1077 года. П.В. Безобразов установил 78 , с чем вполне согласен и Ф.Ив. Успенский 79 , что Пселл окончательно оставил свою преподавательскую деятельность после 1075г., именно, в 1076 или самое позднее в 1077 году. Он говорит, что в 1075 году умер патриарх И. Ксифилин; и в честь почившего Пселлом было составлено похвальное слово. Это похвальное слово есть самый последний письменный памятник, принадлежащий Пселлу. Более поздних произведений этого писателя неизвестно; а между тем нет почти ни одного года, который не был бы отмечен письменным произведением его. Скорее всего похвальное слово патриарху было последним произведением, которым закончилась общественная деятельность этого человека 80 . A после него преподавателем всеобщей философии и ипатом философов был назначен И. Итал 81 . Еще не уяснен вопрос о значении звания ипата философов и о круге его обязанностей. И об этом можно судить только отчасти на основании сообщений об обязанностях Пселла и Итала, как ипатов философов. В своем рассказе о назначении И. Итала на место Пселла Анна Комнин замечает, что И. Итал был назначен преподавателем всей философии и ипатом философии; при этом она прибавляет, что Итал еще заведовал всей философией 82 . Согласно с ней и Ник. Акоминат сообщает, что Итал был руководителем всей философии 83 . В «делопроизводстве же по обвинению Иоанна Итала в ереси» Итал назван «магистром философов» и «дидаксалом философов» 84 . Судя по всем этим названием с званием ипата философов соединялась двоякая обязанность – преподавать философские науки и руководить всей философской наукой, включая сюда даже и начальствование над философами, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, однозначно и непререкаемо то, что учение об окончании мучений нераскаянных грешников в аду и всеобщем их помиловании вместе с диаволом было не раз предано анафеме всей святой соборной кафолической и апостольской Церковью безотносительно к учению о предсуществовании душ; таким образом, правомерно применение к нему понятия ересь. Были преданы анафеме и все, кто говорит или думает, или будет думать подобно. 10. Осуждение ереси о всеобщем окончании мучений грешников в XI веке и анафематствование ее в чине Торжества Православия В XI веке в Византии появился высокоталантливый философ Иоанн Итал, италийский грек в звании «ипат (или «консул») философов», или, как называют эту должность сейчас, глава университета. Он был известен как одаренный преподаватель. Его философская позиция строилась по преимуществу на платонизме 131 . Он пытался совместить ее с христианством. Его учение было рассмотрено на Константинопольском Соборе 1076–1084 годов (Собор собирался несколько раз) и предано анафеме 132 . Константинопольские Соборы после VII Вселенского Собора имеют очень большое догматическое значение. После отпадения католиков от Церкви они, по сути, по своему составу стали Вселенскими 133 134 и получили общецерковное значение 135 . Многие так и считают их Вселенскими, например, современный греческий богослов Иерофей (Влахос) , митрополит Навпактский и Свято-Власиевский 136 . Всего Константинопольский Собор 1076–1084 годов вынес против Иоанна Итала 11 анафем. 10-я анафема звучит так: «Всем, которые принимают и преподают другим ложные и языческие мнения, будто есть предсуществование душ и будто все сотворенное произошло не из ничего; также будто мучению грешников в будущей жизни будет конец и будто творению и человечеству предстоит вообще восстановление (апокатастасис. – Прим.); и таким образом Царство Небесное представляют разрушимым и преходящим, тогда как Сам Иисус Христос и Бог наш предал нам учение, что оно вечно и неразрушимо, и мы на основании всего Священнаго Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, веруем, что муки будут нескончаемы и Царство Небесное вечно; тем, которые таковыми своими мнениями и себя самих погубляют, и других творят общниками вечного осуждения, анафема» 137 . Другими словами, те, кто не верят в бесконечность мучений грешников, себя самих погубляют и как раз эти бесконечные мучения и получат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Memorialis Sanctorum. 10//PL. 115. Col. 777-792). Поездка диак. Георгия может указывать на связи, которые Церковь К. в это время еще сохраняла с Церквами Ближ. Востока. В кон. X в. Церковь К. пыталась укрепить отношения с Римом. Известно, что в 990 г. в Рим прибыл Иаков, кандидат на утверждение на кафедре К., т. к. в это время во всей Африке не нашлось 3 епископов для его канонического рукоположения. Папа Иоанн XV похвалил чистоту веры Иакова и рукоположил его во архиепископа К. Из переписки папы Льва IX известно, что в 1053 г. в Африке еще оставалось 5 епископских кафедр во главе с К. ( Leo IX, papa. Ep. 83//PL. 143. Col. 728-731). В одном из посланий папа подтвердил особые права и первенство К. в Африке. Церковь К. в XI в. была еще способна поддерживать в своей среде довольно высокий уровень образования, на что указывает судьба ученого-медика Константина Африканского , выходца из К., поселившегося в Италии ок. 1069 г. и занимавшегося переводами медицинских трактатов с арабского на латынь. Последним папой, который поддерживал контакты с К., был Григорий VII. Сохранились 5 его посланий по африкан. делам, написанных между 1073 и 1076 гг., в т. ч. архиеп. Кириаку и правителю Сев. Африки Аназиру (ан-Насиру) из династии Хаммадидов ( Greg. VII, papa. Ep. I 22-23; III 19-21//PL. 148. Col. 305-308, 449-452). Письма Григория VII показывают, что обстановка в Африке ухудшилась. Из 5 епархий осталось только 2, в т. ч. К., поэтому папа задумывался об учреждении новых, но этим планам не суждено было сбыться. После 1076 г. сведения о кафедре К. теряются. Папская «Liber censuum» 1192 г. рассматривает К. как кафедру в юрисдикции Римско-католической Церкви и наделяет занимающего ее иерарха титулом примаса Африки. Однако скорее всего кафедра К. была уже лишь титулярной. Тем не менее присутствие христиан в Африке отмечается еще в течение неск. столетий. Ибн Хальдун в кон. XIV в. свидетельствовал о наличии в регионе отдельных деревень, населенных христианами, которые платили подати харадж и джизью.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010