нодар лисентрант нохонтрофинт». 1057 Современник Осипова, Московский хлыст Варлаам Шишков, вертясь, говорил «иностранные речи», именно: «насонтос лесонтос фурт лис натруфунтру натрисинфур кресерефире кресентреферт чересантро улмири умилисинтру —739— герезон дроволмире здрувул дремиле черезондро фордей корнемила коремира уздроволне корлемире здроволде канфуте ешечере кондре насифи насофонт мересинти феретра». 1058 На радениях Царевских хлыстов, Астрахан. г., в конце XIX столетия пророк Савелий Рожков, говоря «иными языками», городил вздор, какие-то слова, в роде: «намос, памос, багос» и т. д. 1059 П. И. Мельников, ссылаясь на имевшуюся у него рукопись, приводит ряд подобных неологизмов, произнесенных в стихотворной форме одним из пророков в «корабле людей Божиих» полковника Дубовицкого (последователя Татариновой): «Савишраи само, Капиласта гандря, Дараната шантра Сункара пуруша Майя дива луча». Члены корабля думали, что пророк в этом случае говорил «по-индейски». 1060 Закавказские прыгуны, приходя в себя после исступленных телодвижений, «начинают говорить, что взбредет в голову», напр.: «Нарве – стане-наризон, Рами – стане-гаризон». «Умелые люди эти новые языки понимают и толкуют всем», заявляя: «нам Дух открыл этот дар, а говорим оттого, —740— что говорит в нас Дух». 1061 По словам Мельникова, прыгуны уверяют, будто в подобных случаях они говорят «на Иерусалимском языке». 1062 Студзинский, присутствовавший на молении Кавказских прыгунов, рассказывает: «Во время пения… с молодым парнем-пророком делалось что-то странное. Он дрожал всем телом, как в лихорадке, потом вдруг сильно затопал ногами и поднял над головой руки… Я взглянул на физиономию прыгуна и испугался. Лицо его было бледно, как у мертвеца; глаза дико сверкали в своих впадинах, а рот конвульсивно скривился на сторону. Сильно топнув об пол еще несколько раз, он подошел к столу, взял в руки обе свечи и сделал вид, что благословляет ими присутствующих, а потом забормотал что-то непонятное, из чего я мог разобрать только слово «илля», произнесенное несколько раз». 1063 Сопоцько, лично наблюдавший экзальтированное моление «штундовых прыгунов» с. Дешек, Киев. г., описывая момент общей «молитвенной суматохи» (сектанты, после телодвижений, опустились на колена, причем «каж-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С этой точки зрения материальный космос будет концом последовательного творческого процесса и заставляет искать в начальных его стадиях утонченную материальность. На всем своем протяжении творчество отливается в постепенном овеществлении божественной идеи, которая должна материализоваться в самом возникновении. Натурально, что у александрийского мечтателя силы награждаются материальной эфирностью, 1058 а Логос является крайним ее утончением, 1059 почему все они служат ступенями эманатической материализации, 1060 увенчивающейся упорядоченной космической стихийностью. 1061 Здесь не ложен приговор тех, кто считает филоновскую систему гностицизмом sui generis или его предвестником, 1062 исказившим подлинное апостольское христианство, которое и будет независимым от него. 1063 Правда, под давлением религиозных и метафизических принципов эманатизм не выдерживает неуклонно и до конца; за – то эта тенденция догматически утверждает, что в космическом реализуется божественная мощь, хотя бы и при участии материи. Вся феноменальность существенно проникается божественностью, которая динамически наклоняет весь мир. На этом пути Филон делал очень опасные уступки в пользу пантеизма и прямо шел ему на встречу. 1064 К этому влекла неустранимая судьба всякой теории натуралистического вездеприсутствия Божия, но тому же способствовала и сама логология. 1065 Ее субъект обеспечивал своим внедрением высочайшую законообразность и безупречную рациональность, поскольку он in re совпадал с Богом. 1066 Беда была в том, что это достоинство отнимало у него самобытность. Естественно, что вторжение его в космопический процесс привлекало туда и сокровенное божество, внутренний разум коего воплощался теперь в космической стройности. Логос становится реальностью, и это приобретение опять не служит ему на пользу, поскольку он сливается с космической гармоничностью. При подобной неразрывности – оба будут неотлучны на всем протяжении, и премирность посредника недопустима принципиально, а его вечность не менее принадлежит тварному миру и мыслима разве при обожествлении последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Так, предложением своим харьковской духовной консистории от 25 июня 1866 года он назначил особых блюстителей для обозрения начальных народных училищ и для наблюдения в оных за преподаванием закона Божия. 7 июля того же года он, кроме того, предложил консистории предписать благочинным для объявления всем приходским священникам, чтобы они внимательно наблюдали за религиозно-нравственным направлением во всех начальных народных и воскресных школах 1059 . Наконец, в 1868 г. он сделал распоряжение чрез консисторию, чтобы никто из священно-церковно-служителей не уклонялся от исполнения обязанностей преподавания закона Божия в начальных народных училищах, причем благочинным предлагалось, чтобы они кроткими мерами убеждали общества и лица, содержавшие училища, непременно иметь законоучителями людей духовного звания, и затем, если в каком-либо училище к 15 марта 1868 года не будет законоучителя, донесли об этом как местным училищным советам, так и епархиальному начальству 1060 . Из отчетов харьковского губернского училищного совета за 1867 и 1868 годы видно, что к началу 1868 года в Харьковской епархии было 372 народных училища, в том числе 55 церковно-приходских; а к началу 1869 г. всех начальных народных училищ насчитывалось в ней 405, в том числе 72 церковно-приходских школы. Таким образом, за время управления преосв. Макария Харьковской епархией число начальных народных училищ в ней увеличилось против прежнего почти в четыре раза. Эго красноречивее всего говорить о деятельном участии преосв. Макария в деле христианского просвещения харьковской паствы. Одним из важнейших недостатков, какие омрачали в общем удовлетворительное религиозно-нравственное состояние харьковской паствы, было присутствие в ней раскольнического и сектантского лжеучений. Раскол начал существовать в пределах нынешней Харьковской епархии с очень давнего времени. Главным образом, даже почти исключительно он был распространен здесь среди великороссийского населения епархии. Преимущественным местом распространения раскола служили особенно военные поселения харьковской губернии, расположенные большею частью в Купянском и Волчанском уездах её.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В течение последних трех десятилетий наблюдалось постепенное возрождение интереса к метафизике в целом и к богословским аргументам в частности. Одним из первых «великих старых философских аргументов», который снова поднял свою голову в дискуссиях и дебатах, стал онтологический аргумент существования Бога. 123 Онтологический аргумент (от слова ontos, бытие), по существу, является аргументом того, что сама концепция абсолютно безупречной Сущности или необходимой Сущности требует того, чтобы Нечто такое существовало. Это априорный аргумент, который базируется исключительно на чистом разуме. Формулировка Ансельма Кентерберийского Ансельм Кентерберийский (1033–1109) родился в г. Аоста в Италии. Он обучался у бенедиктинцев и стал бенедиктинцем в 1060 г. В 1093 его назначили архиепископом Кентербери. Его теория истины и вся философия насквозь августинианские. Наиболее известен он благодаря своему «онтологическому» аргументу доказательства существования Бога. 124 Ансельм Кентерберийский был первым, кто сформулировал этот аргумент. Большинство сторонников аргумента считали его рационально неизбежным, раз уж допускается сама идея абсолютно безупречной или необходимой Сущности. Ансельм говорил, что он пришел к этому аргументу во время размышлений над концепцией абсолютно безукоризненной Сущности, к примеру, христианского Бога. Поэтому некоторые называли аргумент «доказательством от молитвы». Более всего Ансельм верил в то, что разум может наглядно показать существование Бога. Он соглашался с формулой Августина об отношении между верой и разумом, что вера стремится к пониманию. Онтологический аргумент Ансельма разрабатывается в его Прослогиуме. 125 Существует две версии онтологического аргумента Ансельма, одна – во второй главе, а другая – в третьей главе Прослогиума. Так что уже у Ансельма мы находим еще одну формулировку, на которую критика Канта не распространяется. Даже если принять замечание Канта, что «существование – это не предикат» (а с этим согласны далеко не все), это повлияет только на первую форму аргумента Ансельма, основанную на предсказуемости, но не на вторую его часть, которая основывается на непостижимости несуществования Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

13 Один любопытный карфагенский памятник религиозного характера представляет, собою изображение двух крыс с открытою рукою между ними. См. Vigouroux, III, 434. 14 В настоящем еврейском тексте читается: „семьдесят мужей пятьдесят тысяч мужей“, без всякой связи между этими числами. Ставить большее число первым совершенно противно еврейскому обычаю; Иосиф говорит, что семьдесят мужей были поражены молнией, и вообще трудно думать, чтобы в небольшом городе могло пасть пятьдесят тысяч человек. Поэтому, большинство новейших толкователей думают, что число павших было семьдесят человек, а число пятьдесят тысяч есть позднейшая вставка, происшедшая вследствие еврейского способа обозначения чисел буквами. 19 Время его рождения и смерти определить весьма трудно, так как данные для определения его хронологии весьма неуверенны. Из летописных памятников египетского царя Шишака или Сусакима мы знаем, что Соломон взошел на престол в 1018 г. до Р. Хр.; отсюда мы можем заключить, что Давид царствовал с 1058 года. Царствование Саула, по свидетельству И. Флавия, продолжалось двадцать лет (Anmiq. VI, 14, 9, где слова κα ειχοσι – и двадцать – есть интерполяция, так как подлинное чтение следующее: „Саул царствовал в течение жизни Самуила восемнадцать лет и после его смерти два года“). В другом месте (Anmiq. х, 8, 4), И. Флавии выразительно заявляет, что царствование Саула продолжалось только двадцать лет, так что его первое помазание, значит, состоялось в 1078 году до Р. Хр. Между смертью Илия и битвой Авен-езерской прошло около двадцати лет; Самуил тогда был уже признанным судией в течение двенадцати или пятнадцати лет, и в течение восемнадцати лет управлял совместно с царем; и так как, на основании библейского повествования и других библейских данных, видно, что смерть его предшествовала смерти Саула только двумя годами, то, следовательно, он умер в 1060 году. Битва Авен-езерская, положившая конец сорокалетнему филистимскому игу, происходила около 1095 г. В год смерти Илия, 20 лет пред тем, Самуилу было вероятно около 20 или 25 лет от роду. Это таким образом заставляет относить его рождение к 1140 г., и год его смерти нужно полагать на восьмидесятом году его жизни или около этого. Некоторые из этих данных только вероятны, но они имеют хорошие основания и совпадают с несомненными фактами и библейским повествованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Елисей давно уже удалился от деятельного участия в делах этого времени: по всей вероятности преклонные года его требовали покоя и уединения 1058 . Мы по крайней мере не встречаем указания на его деятельность во времена Ииуя и Иоахаза. Может быть впрочем это был он, который возвестил Ииую волю Божию, что потомки его будут сидеть на престоле до четвертого рода (4 Ц. X, 30). Но с тех пор протекло сорок пять лет 1059 , и книга четвертая Царств за это время не упоминает об Елисее. Нам кажется, что пророки Илия и Елисей, независимо от распространения веры в Единаго Бога среди народа, имели еще особую миссию борьбы против культа Ваала и божеств Сидонских и против разлагающего влияния Финикии, – тем более опасного, что с одной стороны высокое развитие их техники и мореплавания и искусств и художеств влекло Израильтян к этой культуре, а с другой – единство языка Израиля и Финикии чрезвычайно облегчало их сношения 1060 . И действительно мы видим, что борьба пророков этих против культа Ваала кончается совершенным его искоренением и гибелью династии, связанной родством с Финикией. Если после того и появляется иногда попытка восстановить этот культ и соединенный с ним культ Астарты, то только случайно и временно, не получая среди народа того преобладающего прочного положения, которое он имел при Иезавели и Гофолии, и ограниченный – насколько мы можем судить – только дворами идолопоклоннических монархов, мало проникая в массы народа. Поэтому с падением династии Ахава особая миссия Елисея была окончена. Борьба же непрестанная, которую должны были вести люди Божии против культа тельцов, продолжалась под влиянием пророка, ведомая пророческими школами, которых руководителем оставался по всей вероятности Елисей до самой своей кончины. Мы видели выше, при сказании о чудесах его, как он, начав служение свое более чем за шестьдесят лет до своей кончины, постоянно обходил пророческие общины, в которых свято хранилась память о чудесах и милостях Бога завета и об обязанностях к Богу народа обетования. Вероятно в последние годы своей жизни он не имел уже силы обходить эти ветхозаветные первообразы духовно-учебных общежитий, но конечно не прекращал своей с ними духовной связи, посылая к ним через учеников своих слова утешения и любви и увещания и наставления. Мы полагаем, что слова, сказанные пророком Ииую (X, 30) о незаконности служения тельцам по грехам Иеровоама, – если были сказаны не самим Елисеем, то конечно изречены от имени Господа по поручению его одним из его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

множ. еще ни разу, – во-2-х, в паралл. ( Лк.6:36 ) заменено γ()νεσθε – и, в-3-х, в ( 1Пет.1:15 ) в цитате LXX также имеется вариант γ()νεσθε: все это заставляет при толковании σεσθε у Матвея не опускать из виду указания и на то, что последователями Христа не только повелевается быть совершенными, как совершен Отец Небесный, но и дается непреложное обетование и надежда, что они действительно будут таковыми. 1060 Только во ( Втор.18:13 ) употреблен термин τλειος (–евр. тамим – целый, неповрежденный), но с ограничением ναντου Κυρου του θεοι σου. Таким образом в смысл ветхозаветной праведности по страху пред Грозным Иеговою (евр. вм. ενοπιον стоит предлог им, что не меняет смысла), а не по подражанию Богу как Небесному Отцу. Еще только в ( Быт.6:9 ), употреблен термин о Ное, но с выразительным ограничением: в роде своем. Такая редкость употребления термина в Пятокнижии указывает и на то, что идея богоподобного совершенства человека была преждевременна для сознания тогдашнего Израиля. 1063 Это ς или др. чт. σπερ глубоко и существенно отличает учение Христа от буддийско-пантенстического учения о переходе деятельно-личной жизни человека к безлично-мертвому покою Нирваны в слиянии с Божеством. Христианин есть и будет становиться непрестанно не Богом, но только как Бог. Вечное блаженство деятельно-личного нравственного самоусовершения (прогресса) есть основная истина христианской нравственности. 1064 προσεχετε – усиленно, тщательно старайтесь, прилежите, – имейте напряженное старание Δικαιοσυνην, как Син. Ват. Вульг. др. вм. ελεημοσυνην, как Др. и Сл. Русс., – с τν указывает на (5:20) и след. 1065 Для правильного уразумения как этой, так и других заповедей Господа, необходимо иметь в виду, что в Нагорной Беседе речь о милостыне, как религиозно-нравственном подвиге и частном осуществлении идеала Правды Христовой. Но здесь конечно отнюдь не воспрещается благотворительность, как общечеловеческая, свойственная всем религиям, и даже как гражданская добродетель. 1067 Термин πιοσιος, по свидетельству Оригена , не встречающийся ни у классических писателей, ни в народной речи, составлен вновь самим евангелистом от πεναι.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—12— μες, выразительно поставленное и в греч. Лев. не имеющееся, очевидно указует на новозаветное человечество в отличие от ветхозаветного, т.е. если тем было предписано быть святыми, то вы будьте совершенны. Там: святы – γιοι и евр. кедошим, – а здесь: τλειοι – совершенны, т.е. не только святы и праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно ( Лк.1:6 ), но и смиренны, кротки, миротворцы, чистосерды, не воздающие злом за зло, а побеждающее зло добром, любящие врагов своих и благотворящие им, таким образом – совершенны по возможно совершенному осуществлении в себе богосовершенства. 1060 Если там: потому что – οτι, евр. ки, то здесь как – ς 1061 , – т.е. там указывается причина и побуждение к святости и праведности посредством исполнения предписаний закона в требовании Бога повиноваться Его воле, как святой, – здесь дается цель и сравнение, или идеал богосовершенства, коего должен достигать человек, без внешних побуждений и не по страху, а по внутреннему блаженству постепенного и вечного осуществления человеком в себе наивысшего и наисильнейшего стремления к Верховному своему Благу. Наконец, – в Моисеевом законе: Я Господь Бог ваш – γ Κριος Θς μν, а ни Иегова Елогеихем, Грозный Владыка и Святый Ревнитель, проклинающий нечестивца даже до третьего и четвертого рода его я награждающей праведника всеми благами жизни ( Исх.20:5 ; Втор.4:24; 5:9; 6:15 ; Наум.1:2 ). 1062 —13— а в правде Христовой: Πατρ μν ορνιος τλεις εστι, Отец ваш Небесный совершенный, воссиявающий солнце Свое на злых и добрых и ниспосылающий Свой дождь на праведных и неправедных. Для достижения святости, требовавшейся от лица Святого и Всемогущего Господа Бога, жестокосердый Израиль должно был трепетать пред громом и молнией Синая, работать Господу со страхом и радоваться Ему с трепетом в беспорочном хождении по всем заповедям и оправданиям Господним. А духовный взор христианина устремлен к Горнему Иерусалиму и Небесному Отцу, к восторженному созерцанию, радостному усвоению и блаженному осуществлению совершенств Его правды, чтобы быть истинным и возможно совершенным сыном своего Небесного Отца, от Коего нисходит всякий дар совершенный – истина и любовь ( Иак.1:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010