Ведь Мать Того, Которому не дан человек в качестве отца, будет признана не имеющей мужа. Далее, Та, Которая будет признана не имеющей мужа, есть Дева. 7. Однако речь будет идти о двух отцах – Боге и человеке, если мать не будет девой. Ведь будет иметь мужа, если не будет девой, а, имея мужа, сделает двоих – Бога и человека – отцами того, кто будет сыном и Бога, и человека. Такое рождение, вероятно, мифы приписывают Кастору или Геркулесу. 1055 Если распределение происходит подобным образом, т. е. если Он Сын Человеческий от Матери, ибо не от Отца, от Матери же – Девы, ибо не от отцачеловека, то это будет Христос Исаии, о Котором тот предвещает, что Его зачнет Дева. 1056 8. Итак, Маркион, я не могу понять, по какой причине ты допускаешь, что Он – Сын Человеческий. Если у Него отец – человек, ты отрицаешь, что Он Сын Божий; если Он Сын в том числе и Бога, то ты делаешь Христа Геркулесом из мифа; если у Него только Мать – человек, то уступаешь Его мне; если у Него ни 1057 Отец не являются людьми, то он вообще не Сын Человеческий, и неизбежно оказывается изрекшим ложь тот, кто сказал, что он является тем, кем не является. 9. Одно может пособить тебе в твоих затруднениях: если ты дерзнешь или твоего бога, отца Христа, назвать также человеком, как Валентин поступил с Эоном, 1058 или отрицать, что дева есть человек, чего и Валентин не делал. Как теперь , если у Даниила Христос определяется этим самым прозванием Сына Человеческого? 1059 Разве не достаточно для доказательства того, что Христос был предсказан пророками? 10 . Ибо, называя Себя тем , которое было предвещено для принадлежащего Творцу Христа, Он, без сомнения, дает знать, что Он есть Тот Самый, о Котором было предвещено. Это, пожалуй, может показаться простой общностью имен – и, однако, мы, отстаивая положение о различии , утверждаем, что ни Христом, ни Иисусом 1060 не должен был называться, – но прозванию «Сын Человеческий», поскольку оно появляется случайно, трудно быть одинаковым наряду с общим именем – ведь оно (прозвание) появляется по чистой случайности – особенно когда отсутствует причина, [та же самая,] 1061 из-за которой возникала бы общность.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

О других статьях светских журналов говорить не будем, не видя в речи о них существенной (сколько-нибудь) надобности 1060 . Да, кроме того, боясь злоупотребить вниманием читателей и так уже слишком растянувшегося нашего очерка (впрочем, более кратким написать его без ущерба для дела было невозможно, тогда как удлинить его, в интересах последнего, можно было бы всегда), принуждены спешить к его концу. При чтении журнальных статей (в духовных и светских изданиях) за рассматриваемый нами период времени мы видели, что пред нами – вообще не те уже произведения, с какими нам приходилось встречаться раньше, т. е., при обозрении журналов за предшествовавшие периоды. Если в журналах этих последних периодов серьезные научные статьи встречались редко, если здесь большею частью предлагалось лишь назидательное чтение и проч., то в журналах данного периода дело обстоит наоборот: имеющиеся в них статьи суть обыкновенно строго-научного или вообще научного характера, и дают обыкновенно обстоятельные и строго обоснованные ответы на исследуемые в них вопросы, знакомят читателей чаще всего с последними выводами науки и иногда являются идеально- образцовыми,– и лишь сравнительно изредка (да и то в изданиях с популярно-назидательным характером) предлагают простые беседы, назидательные размышления... (такие статьи назывались у нас лишь в редких случаях). Правда, особенно в светских журналах иногда попадаются статьи с тенденциозным направлением неприятного тона, которые могут вносить в сознание читателей одну фальшь, одну путаницу, но за то подобное неприятное обстоятельство искупается характером довольно значительного большинства статей журналов духовных, где, в противовес тем, предлагается здравое освещение того или иного вопроса. Журнальные статьи дороги в том особенно отношении, что они могут отвечать и действительно отвечают на современные запросы жизни скорее и легче, чем книга: прежде, чем автор успеет издать последнюю, жгучий жизненный вопрос успеет взволновать, а под час и значительно смутить умы, разжечь целый пожар, – или прежде, чем явится отдельная книга в свет, давая ответ на злобу дня, эта успеет уже смениться новою злобою и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Поэтому она может регулировать то, что только по гражданским нормам является для сторон и для потомства последствием уже установленных надлежащим образом уз. Хотя по другим элементам крещёная или некрещёная сторона должна считаться освобождённой от норм гражданского законодательства, однако было бы уместно, чтобы она поступала в соответствии с ними или просила об освобождении от них, дабы гарантировать признание своего брака также перед лицом политической общины. Кан. 1071, 2 -е гласит, что «без необходимости никто не должен без разрешения местного Ординария ассистировать при бракосочетании, которое не может быть признано законным или быть заключено по нормам гражданского права»: например, из-за того, что брачующиеся не достигли возраста, требуемого гражданским правом для заключения брака. 6. Оценка сомнительного брака Супружеский союз, существующий между мужчиной и женщиной, может быть сомнительным. В наличной ситуации трудно установить, не рискуя серьёзно ошибиться, заключён ли он мнимо или всё же по-настоящему, действительным образом. Учитывая, что сам по себе этот брак может быть действительным или недействительным, с различными юридическими последствиями в зависимости от того, какое предположение принимается – первое или второе, – очень важно знать, какому из них на самом деле нужно следовать. Кан. 1060 формулирует по этому поводу практический критерий: «брак пользуется покровительством права; поэтому в сомнительных случаях следует отстаивать действительность брака до тех пор, пока не будет доказано обратное». При моральной невозможности проверить и установить, присутствовали ли в определённом браке в момент его заключения все элементы, требующиеся для его действительности, право выступает в пользу последней. До тех пор, пока не установлено иное, стороны следует рассматривать как настоящих супругов и соответственно с ними обращаться. Если одна из сторон «при наличии позитивного и неразрешимого сомнения в действительности первого брака» вступает во «второй брак», то последний «в силу кан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Победа над алеманнами и последовавшее за нею креще­ние Хлодвига в «Истории франков» отнесено к «15-му году его правления» 1058 . Это место из книги считается позднейшей встав­кой. Разные историки датируют это событие интервалом от 496 по 498 г. Но существует и принципиально иная точка зрения отно­сительно времени крещения Хлодвига, когда оно переносится на значительно более позднюю дату. Она высказана была Б. Крушем Ван ден Вивером 1059 . Эта версия базируется на написанном около 567 г. письме епископа Турского Ницетия, адресованном лангобардской королеве Хлотинде, внучке Хлодвига, в котором тот связывает крещение ее деда с посещением им Тура, где покоятся мощи покровителя этого города святителя Мартина, а такое посе­щение наиболее вероятным образом могло произойти во время его войны с вестготами, поскольку в конце V века Тур оставался еще под властью вестготов 1060 . Излагая эту версию, Л. Мюссе сам склоняется к традиционной дате: «Ортодоксальная вера Хлод­вига благоприятствовала ему в борьбе с готами в 507 г.; было бы правдоподобней, если он уже восемь или десять лет принад­лежал к ортодоксальной Церкви, чем если точкой отсчета было только минувшее Рождество. Но это предположение, – пишет однако историк, – не является доказательством» 1061 . И все же при иной версии – крещении Хлодвига незадолго до его кончины – многие из событий, относящихся к его правле­нию, становятся труднообъяснимыми. Его поразительные военно-политические успехи не только с высшей, но и с вполне праг­матической точки зрения представляются вполне понятными с учетом того обстоятельства, что в течение последних 15 лет он воспринимался народом Галлии, в том числе и жившими под вла­стью арианских королей вестготов и бургундов, как естествен­ный союзник и защитник ввиду его единоверия с ним. Франки одержали верх над другими германскими народами в борьбе за господство над Галлией и в конечном счете над всем Западом, потому что, в отличие от других варваров, они вслед за своим королем приняли не еретическое арианство, а православие, кото­рое исповедовали романизованные народы Запада, многократ­но превосходившие численностью своих завоевателей. Немало­важным фактором превосходства франков над религиозными отщепенцами готами, вандалами, бургундами и свевами было и то, что, крестившись, они стали единоверцами могуществен­ных императоров, правивших в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Первого февраля 1587-го —264— года, выслушав еще раз убедительные настояния лорда-адмирала Гоуарда, Елизавета послала за государственным секретарем Дэвисоном и подписала наконец принесенный им, давно уже заготовленный, приказ об исполнении над Марией смертного приговора 1059 . С этим, по-видимому решительным, шагом томительное беспокойство Елиза­веты, ее колебания и волнения еще далеко не окончились. Подпись приказа совсем не означала того, что королева завершила свою внутреннюю борьбу и пришла наконец к твердому решению. Напротив, в мрачном, угнетенном настроении она волновалась по-прежнему и раздражительно жаловалась на то, что в среде ее подданных не нахо­дится ни одного такого человека, который бы освободил ее от горькой необходимости прибегнуть к формальной казни и таким образом снял бы с нее тяжелую ответ­ственность. При существовании известной добровольной ассоциации, члены которой клятвенно обязывались употреб­лять все свои силы и средства на то, чтобы преследовать врагов королевы, верный подданный имеет даже право умертвить Марию и тем избавить королеву от тяжелого положения, но никто не хочет этого сделать и всю тя­жесть бремени взваливают только на нее. По внушению Елизаветы, Уольсингэм и Дэвисон писали сэру Полету, под главным надзором которого содержалась в то время Мария в замке Фотрингэй, упрекая его в недостатке преданности своей государыне и ясно давая понять ее жела­ние; но Полет отвечал решительным отказом, заявив, что он готов пожертвовать королеве всем своим иму­ществом и жизнью, но не совестью, и не запятнает себя пролитием крови без законного предписания 1060 . Нет ни­чего невероятного в том предположении, что и обнаро­дование приговора над Марией и самая подпись приказа о казни сделаны были Елизаветой только для того, чтобы по возможности избегнуть необходимости формальной казни. Королева надеялась, что человек, готовый тайно умер- —265— твить Марию, скорее найдется тогда, когда повсюду ста­нет известным, что она и судом, и парламентом, и королевой уже признана достойной смерти; но надежды Елизаветы в этом случае не оправдались.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Явка есть необходимое действие, совершением коего завещание оглашается, удостоверяется в подлинности, получает юридическое значение и обязательную силу. Всякое завещание подлежит явке, имеющей двоякое значение. Одна – для удостоверения подлинности, другая – для публичного оглашения и утверждения к исполнению. Очевидно, что последнее действие может иметь место лишь по смерти завещателя, и потому для домашних завещаний, остающихся в безгласности при жизни завещателя и являемых только по смерти его, явка соединяет в себе и то и другое значение. А крепостные завещания, коих подлинность удостоверяется явкой при жизни завещателя, требуют по смерти его другой явки, для утверждения к исполнению. Итак, явка крепостного завещания и домашнего имеет не совсем одинаковое значение. Существенная цель явки – удостоверение подлинности завещания и наблюдение за сохранением в нем установленных форм, так как с этими формами связано предположение о подлинности. Форма, как выше указано, проще в крепостном завещании; следовательно, проще и понятие о явке. Она совершается непосредственно в присутствии живого завещателя, следовательно, здесь удобно и исправление погрешностей формы и полнейшее удостоверение подлинной воли. О явке крепостных завещаний закон прямо говорит (ст. 1013, прим., прил., ст. 7), что ею удостоверяется только подлинность завещания, но не утверждается тем законность содержащихся в нем распоряжений, о коей и после явки могут быть предъявлены споры. Посему при явке к свидетельству завещаний не следует входить в рассмотрение самих распоряжений завещателя, но наблюдать только за тем, сохранены ли в составе завещания установленные формы. Напротив того, о домашних завещаниях закон выражается (ст. 1014, 1060 и 708, прил. I, ст. 18, 20), что они являются по смерти завещателя для удостоверения в подлинности их и законности. Местом для явки домашних завещаний (у крепостных же дел) указано судебное место. Суд, по получении завещания, удостоверяется, что оно в срок представлено, и вызывает подписавшихся свидетелей к допросу, который им производится в присутствии суда, без присяги, о предметах, означенных в 1050 ст., относительно подлинности завещания. Допросы эти могут быть отобраны от них и на месте жительства, в судебном месте или на дому при члене суда; но отсутствующих нет нужды допрашивать, если наличных свидетелей достаточно. Если некоторые из свидетелей или даже все оказываются умершими, это не препятствует явке завещания, лишь бы не было спора о подлинности его: в последнем случае такое завещание отсылается к судебному рассмотрению, если не ограждено от подобного спора личной отдачей на хранение в привилегированные на сей конец учреждения (1050, прим.; 1052, прим.). По учинении допроса, если показания свидетелей соответствуют требованию 1050 ст. и если в завещании сохранены установленные формы, суд по журналу полагает на завещании надпись о засвидетельствовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Совокупно с явкой завещания в суде, для признания его подлинности в качестве акта действительного, производится явка и для другой цели – ко владению и к сбору пошлин, – обряд, сохранившийся, в измененной форме, от старинного порядка явки крепостей. Пошлины надо еще исчислить и обеспечить или взыскать; ко владению надо уполномочить законным способом того, к кому переходит по завещанию имущество. Сверх того, надо придать завещанию всю гласность, требуемую законом для того, чтобы всякий, имеющий право, мог предъявить, если желает, спор свой. От этого обряда не изъемлются, по закону, кроме завещаний домашних, и крепостные: последние, хотя были уже явлены в подлинности при жизни завещателя, по смерти его представляются в суд для явки последнего рода (ст. 1060, прим.) 92 . Судебному же месту поставлено в обязанность (Ук. Сен. 19 ноябр. 1836 г. в дополнительных томах П. С. З. 9718 а) по засвидетельствовании завещания немедленно исчислить следующее количество пошлин, для взыскания их в свое время при вводе во владение имением, и сообщить куда следует о наблюдении за исполнением завещательных распоряжений, сделанных в пользу богоугодных заведений (1090, 1091 Зак. Гр.). По общепринятому порядку суд, окончив весь обряд явки, сообщает подлежащим местам о вводе во владение по завещанию, или о передаче кому следует завещанного имущества и капиталов, и делает распоряжение для припечатания в ведомостях объявлений о явленном завещании. Завещания представляются к явке от тех, у кого в руках находятся, или присылаются из учреждения, куда положены на хранение. Но для сего положен срок, со дня смерти завещателя – годовой для пребывающих в России (надо полагать, хранителей завещания) и двухгодовой – для находящихся за границей (следовательно, вместе с завещанием представлять надобно и удостоверение о дне смерти завещателя). С истечением сего срока завещания признаются недействительными (вакуфные завещательные акты в Крыму должны быть явлены в течение 6 месяцев). Однако же, если наследник по завещанию может представить неопровержимые доказательства, что срок пропущен по независящей от него законной причине, то ему оставляется право иска по сему завещанию в течение земской давности, со дня смерти завещателя (ст. 1062–1066 Зак. Гражд.); стало быть, по такому акту наследник предъявляет иск об имении к лицу, у кого во владении находится имение, и обязан доказать действительность завещания и свое право по оному, независимо от явки, ибо в законе не сказано, что такие завещания прямо принимаются к явке.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Зак. Гражд.). Смерть свидетелей не препятствует утверждению завещания, если недействительность его не может быть доказана предъявившим спор (изменение прим. 1052 ст. Зак. Гражд.). Право суда входить в поверку законности определено точнее прежнего: суд, не ожидая споров, отвергает завещания лиц, не имеющих права завещать, и завещательные распоряжения в пользу лиц, не способных к принятию завещанного, если то и другое явствует из завещания; кроме этих предметов, суд без спора не входит в рассмотрение распоряжений и наблюдает только за охранением форм. Об утверждении или не утверждении делается надпись на самом завещании. На отказ в утверждении завещания допускаются частные жалобы, а на принятие к утверждению – допускаются лишь в том случае, когда нет в виду ответчика. Определение по сему предмету во всяком случае не имеет силы судебного решения, ибо после него возможен еще судебный иск об утверждении или об уничтожении завещания. Об утверждении завещания печатается публикация в сенатских объявлениях (Зак. Гражд., ст. 1052, 1060–106614). А. Кассационным решением 1873 г., N 1687 признано, что указанный в правилах 1869 г. порядок обжалования определений окружных судов и предъявления исков о признании завещаний недействительными не относится к тем завещаниям, порядок явки и совершения коих был уже обжалован по правилам, прежде существовавшим. По завещанию Давыдовского на принятие его к явке Палатой приносима уже была частная жалоба Сенату и разрешена; посему признано, что проситель не имеет уже права предъявлять в окружном суде иск об уничтожении последовавшей и утвержденной явки завещания, а может только оспаривать по существу законность распоряжений завещателя. Б. Форма завещания – строгая. Соблюдение форм, установленных для составления завещания, необходимо для признания его подлинности. Подлинность завещания неотделима от формы, и первую невозможно доказывать независимо от последней. Так, если бы, в недостатке свидетелей под завещанием или определительности в их показаниях, кто-либо предложил доказывать подлинность завещания посредством дознания или посредством сличения подписи завещателя с подписью на других актах, таковое предложение не следует принимать на суде (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Сомнение может возникнуть, прежде всего, относительно действительности брака, а затем – относительно лишь природы уз или наличия предпосылок, необходимых для их расторжения. Согласно практическому критерию, изложенному в кан. 1060, «при наличии сомнения» относительно того, является ли брак действительным или не является, «следует отстаивать действительность брака до тех пор, пока не будет доказано обратное». Если брак считается действительным, то он представляет собою препятствие, называемое препятствием уз, которое исключает возможность вступления в новый брак, даже если объективная сила последнего зависит от объективного существования предыдущих уз. Единственным путём несомненного прекращения этих уз является использование привилегии веры при наличии тех же предпосылок, что установлены в случае объективно действительного брака. Никто не может склонять стороны, пребывающие в сомнительном браке, воспользоваться привилегией веры, и равным образом никто не может запретить им это. Они вольны как оставаться в настоящем союзе, так и выйти из него. Но и в том, и в другом случае они должны действовать так, как будто они связаны настоящим браком. Если сторона, которая может воспользоваться привилегией веры, решит оставаться в настоящем союзе, то сама по себе эта её воля не зависит ни от какого условия. Действительно, уже существующий союз защищается самим правом, воля которого состоит в том, чтобы в сомнительном случае брак считался действительным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Подобный выбор, однако, не меняет объективной природы брака. В том случае, если он недействителен, он не является косвенно исцелённым, но сохраняет характер, полученный при его заключении или принятый в несомненном обладании им. Объективно он может быть как действительным, так и недействительным, даже если на практике его всегда следует считать действительным. Следовательно, чтобы рассеять любое сомнение, рекомендуется – по крайней мере, в качестве меры предосторожности – по возможности конвалидировать или исцелить в корне этот брак, для верности. Только тогда этот союз может считаться объективно действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Описание этого Нового Иерусалима у Коммодиана (Instr.,I.44.14–18) в основном совпадает с описанием в Откр.21:11–27 . Жизнь праведников в нем будет преисполнена различными чувственно-телесными наслаждениями 1058 : «Они получат блага, поскольку претерпели страдания И, вступив в брак, произведут потомство в течение тысячи лет. Там будет приготовлена вся дань земли, И бо земля, без конца обновляясь, будет давать урожай в изобилии. Ни дождь, ни холод не проникнут в золотую крепость, Не будет ни осад, ни грабежа, как ныне; Ни в свете светильника не будет нуждаться тот Град: От Творца своего будет сиять, и не будет там ночи» (Instr., I.44.8–15). После седьмого тысячелетия наступит конец мира (saecli ruina) 1059 и Судный день (dies judicii) 1060 . Мировой пожар разрушит весь прежний мир: «Посланный Богом огонь будет господствовать, Тогда издаст стон земля в последнем конце [всех] вещей, А на земле – все народы и все неверующие. Но [Божий огонь] обойдет стороной крепости своих святых. В одно пламя обратится вся природа, Сгорит земля до основания, и горы растают. От моря ничего не останется, будет оно побеждено мощным огнем; Погибнет это небо, и эта земля изменится. Образуется иная новизна неба и вечной земли» (Instr., I.45.1–10) 1061 . 5.3. Всеобщее воскресение и Страшный Суд Затем явится на землю Сын Человеческий с ангелами Своими и произойдет второе воскресение. «Тогда семь месяцев земля будет очищаться огнем, И Того, Кто был уничижен, узрят грядущим с неба. С Ним сойдут ангелы вечной славы. Могилы разверзнутся, восстанут праведные тела, Которые будут восхищены на облака в сретенье Христу На воздухе. Господа встретят живые святые. Он воскресит и тех [богоубийц], чтобы они увидели славу Того, Кого они пригвоздили ко Кресту; после чего Он возвратит их обратно в преисподнюю» (Carm., 1041–1048). Тогда участь нечестивых и праведных будет окончательно решена: «После тысячи лет: 1062 [нечестивые] будут преданы геенне И будут гореть вместе с тем, чьими делами они были» (ibid., I.43.18–19) 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010