На другой день произошло сражение. Филистимляне обратили в бегство израильтян и убили трех сыновей Саула, в числе их и Ионафана. Саул, будучи очень изранен и не желая живым достаться врагам, пал на свой меч и умер. Жители Иависа Галаадскаго сожгли тело его и сыновей его и кости их похоронили 366 ( 1Цар. 28, 31; 1 Парал. 10). Известие о поражении израильтян и о смерти Саула принес Давиду один амаликитянин. Амаликитянин сказал: «Саул пал на свое копье, а колесницы и всадники неприятельские настигали его. Тогда он сказал мне: убей меня; тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я убил его» 367 . При этом амаликитянин представил Давиду венец с головы Саула и запястье с руки его 368 . Давид велел казнить смертью амаликитянина, как убийцу помазанника Божия, и оплакал Саула и Ионафана в плачевной песне ( 2Цар. 1 ). Давид становится царем и казнит цареубийц (4449 г. от сотворения мира, 1060 год до Рождества Христова) 369 После смерти Саула жители колена Иудина помазали Давида (30-ти лет) царем над собой в Хевроне. Над прочими коленами Израильскими воцарился Иевосфей, сын Саула. Через семь с половиной лет после воцарения Давида в Хевроне, военачальники Иевосфея убили последнего и голову его принесли к Давиду. Давид казнил их за это смертью. После этого старейшины всех колен Израильских пришли к Давиду в Хеврон и помазали его в царя над всем Израильским народом ( 2Цар. 2–5, 1–5; 1 Парал. 11, 12:1–3). Завоевание Иерусалима (4456 год от сотворения мира, 1053 год до Рождества Христова) 370 и перенесение туда ковчега завета. Намерение Давида устроить храм Господу. Попечение Давида о внутреннем благоустройстве царства Воцарившись над всем Израильским народом, Давид пошел с войском к Иерусалиму. Иерусалим со своей крепостью Сионом, стоявшей на скалистой горе, считался тогда неприступным и был во власти иевусеев. Давид завоевал Иерусалим, поселился в крепости Сион, назвал его городом Давидовым и построил в ней для себя кедровый дворец ( 2Цар. 5, 6–16; 1 Парал. 11:4–9; 14:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

4. Итак, выслушай, что я скажу; я хочу просить Тебя, наставь меня 1048 ! 5. Прислушиваясь ухом, слушал я Тебя, a ныне око моё видит Тебя 1049 ; 6. и потому отрицаюсь и раскаиваюсь на прахе и пепле 1050 ! 7. И было после того, как изрёк Иегова слова сии к Иову, сказал Иегова Елифазу Феманскому: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы не говорили так справедливо обо Мне, как раб Мой Иов 1051 . 8. И ныне возьмите себе семь тельцов и семь козлов, и идите к рабу Моему Иову, и вознесите всесожжение за себя, и Иов раб мой помолится за вас; ибо Я только его лице приму, чтобы не поступить с вами по вашей глупости; ибо вы не говорили обо Мне так справедливо, как раб мой Иов 1052 . 9. И пошли Елифаз Феманский и Валдад Савхейский и Софар Нааматский, и сделали, как сказал им Иегова, и принял Иегова лице Иова 1053 . 10. И Иегова возвратил потерю Иова, когда он помолился за друзей своих, и прибавил Иегова ко всему, что было у Иова, вдвое 1054 . 11. И пришли к нему все братья его и все сёстры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и утешали его и сожалели его за всё бедствие, которое навёл Иегова на него, и дали ему каждый по одной кесите и каждый по одному золотому кольцу 1055 . 12. И Иегова благословил последние дни Иова более первых, и было у него четырнадцать тысяч мелкого скота и шесть тысяч верблюдов и тысяча пар волов и тысяча ослиц 1056 . 13. И было у него семь сынов и три дочери 1057 . 14. И дал он имя первой: Иемима, имя второй Кециа, и имя третьей Керенгаппух 1058 . 15. И не нашлось женщин столь прекрасных, как дочери Иова, на всей земле, и дал им отец их наследство среди братьев их 1059 . 16. И жил Иов после сего сто сорок лет и видел сынов своих и сынов сыновних до четвертого рода 1060 . 17. И умер Иов старцем и насытился днями 1061 . 1 См. прибавление к кн. Иова в переводе 70-ти. Оно начинается так: Сей объясняется из Сирийской книги. Книга здесь разумеется не иная, как Сирийский перевод Ветхого завета, сделанный в 1-м или 2-м веке по Рожд. Хр.; следственно, в нем появилось первоначально сие прибавление, а из него уже перешло в Греческую Библию .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

И не только долготерпит, но и не перестает благотворить: подает пищу, одежду и прочие блага. Но кто злоупотребляет благостью Божией и не исправляется, тот непременно дознает на себе действие правды Божией, воздающей каждому по делам его. Благ Господь, воистину благ, но и праведен, правосуден» 1057 . «Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергается никаким скорбям до самого исхода (до самой кончины), то знай, – говорит преп. Марк Подвижник , – что суд над ним будет без милости» 1058 . «Когда встречаешь человека, – говорит свт. Григорий Богослов , – который худ (порочен) – и благоденствует, знай, что он блюдется для конца. Когда видишь доброго в несчастье, разумей, что скорбь служит ему очищением. Если и немного привлек он на себя (греховной) нечистоты, то потребны труды стереть ее так, чтобы не осталось ничего, годного для сожжения. Несчастья (праведным) бывают также по Божью попущению от неприязненного (от дьявола); пример этому праведный Иов» 1059 . «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому – выроется яма» ( Пс.93:12–13 ). «Если мы, – говорит свт. Иоанн Златоуст , – наслаждаемся благоденствием, живя порочно, то тем более должны сокрушаться. Служа греху, мы и всегда должны страшиться, но особенно тогда, когда не претерпеваем никакого несчастья. Когда Бог посылает нам наказания, так сказать, по частям, то облегчает этим казнь за грехи; напротив, когда долготерпит о всех наших прегрешениях, то тем охраняет для большей казни, если мы пребываем во грехах. Если и для праведников необходимо страдание, то тем более для грешников. Посмотри, сколь великое долготерпение Божие испытал на себе фараон и наконец какой жестокой подвергся казни за все свои злодеяния! Сколько преступлений учинил Навуходоносор, пока наконец не понес казни за все! Равным образом и евангельский богач за то самое, что здесь не потерпел никакого бедствия, после (смерти) сделался несчастнейшим. Насладившись удовольствиями в этой жизни, он перешел в тот мир, чтобы потерпеть казнь за все, и там не мог уже найти никакого утешения в своем страдании» 1060 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Я же сокрою лице своё от него в тот день из-за всех беззаконий его, которые он сделал”» ( Втор. 31:14–18 ). Слышы же, жидовине, ко нсть ти спасени и нсть ти избавлени то, кого чаєши, а Богу самому глаголющю исъ храма свидні о погыбели твоєй. Слышишь, жидовин: нет тебе спасения и нет тебе того избавления, о котором ты мечтаешь 1059 , если сам Бог говорил из скинии собрания о твоей погибели. И заповдахе «â äà " Моиси Ісусови сыну Навгыну: «ты въведеши сыны Израилевы въ землю, єю же с кл Господь имъ». И заповдахе " &acіrc;äà " левгитомъ: «си книгы въземше положите в стран ковчега завта Господа Бога нашего, и да будуть ту тоб въ свидни, (л.156б) ко азъ свд разгнвани тво и выю твою жестокую; и єще бо живу сущю ми съ вами дьнесь, разгнвающии єсте Бога, а не како по смерти моєй? Нын же призовте къ мн старйшину племенъ 1060 вашихъ, и старца ваша, и суди ваша, да глаголю въ ши ихъ вс словеса си, извщю имъ небомь и землєю, вид бо, ко по скончании моємь безаконите и склонитес съ пути, иже азъ заповдахе «âäà " хъ вамъ, и срщеть вы зло въ послдн дьни, ко створисте зло предъ Господомь, разгнваєте и въ длхъ руку своєю». «И заповедал Моисей Иисусу, сыну Навину: „Ты введёшь сынов Израилевых в землю, о которой Господь клялся им”. И левитам повелел: „Возьмите эти книги закона и положите их рядом с ковчегом завета Господа Бога вашего, пусть они будут там свидетельством против тебя, ибо я знаю упорство твоё и жестоковыйность твою; вот и теперь, когда я живу с вами, вы гневите Бога, что же будет по смерти моей? Ныне же соберите ко мне всех вождей колен ваших, и старейшин ваших, и судей ваших, и я скажу им вслух все эти слова и призову во свидетельство небо и землю, ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последующие дни вас постигнут бедствия за то, что вы сделаете зло пред Господом, раздражая Его делами рук своих”. Глагола же Моиси вс глаголы псни се въ ши всему сънму Израилеву: «вонми, небо, єже глаголю, и слыши, земле, глаголъ стъ моихъ!» И изрёк Моисей вслух перед всем собранием Израиля все слова сей песни: внимай, небо, что я говорю, и слушай, земля, слова уст моих!» ( Втор. 31:23–24, 26–30; 32:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Псал. 89:3 ); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Иоан. 17:5 ), и в словах апостола Павла: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа..., так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф. 1:3–4 . См. также Кол. 1:17 ; Сир. 23:29 ; Притч. 8:23 ). б) что мир имел свое начало. в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Map. 10:6). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); 1057 в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Псал. 101:26 ), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и дру­гой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности ( Иоан. 1:1 ; Притч. 8:23 ). в) наконец, что и самое время, подобно миру, никогда не су­ществовало и сотворено Богом. От века я помазана, говорит Ипостасная Премудрость Божия, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов ( Притч. 8:23–25 ). А святой Апостол присовокупляет, что этой-то Ипостасной Премудростью Бог Отец и веки сотвори ( Евр. 1:2 ). Раскрывая и защищая эту истину, Святые Отцы и учители упо­требляли преимущественно следующие рассуждения: а) если мир создан Богом, то создан не от вечности, ибо причине про­изводящей необходимо существовать прежде того, что от нее происходит; 1058 б) если мир создан из ничего, то создан не от вечности, ибо никогда не существовал; 1059 в) мир подлежит изменяемости и существует во времени, следовательно, создан не от вечности, потому что изменяемость и время, как бы далеко мы ни простирали их к началу, не могут быть представлены без начала. 1060 Вместе с тем защитники истины не остав­ляли без разрешения и недоумений, какие предлагаемы были от­носительно ее в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вспоминай великих подвижников, которые отказывались принимать видения чувственные, по апостолу, сказавшему: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они!» ( 1Ин.4:1 ) 1057 . Не забывай и о тех, кого смутили не различенные ими духи и довели до самого плачевного состояния 1058 . Но главное – всегда помни смысл Господня завета: «сними обувь твою, ибо здесь земля святая». Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:21–22 ). Чудотворящий жезл, о котором напоминает нам богоглаголивый песнотворец, был обретен Моисеем во время первого Синайского откровения, когда говорил с ним Бог «из среды куста» «и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения» ( Исх.3:2, 4:17 ; см. также: Исх.4:2–4 ). Этим жезлом творил он знамения в земле Египетской 1059 , дабы еврейский народ поверил в то, что он послан Богом освободить его от рабства 1060 , а фараон убедился в силе Господней и «отпустил сына Его, первенца, – народ Израильский, чтобы он совершил Ему служение " ( Исх.4:22–23 ) у Синайской горы. Этим-то жезлом крест начертав 1061 , повел Моисей бежавший из египетского более чем двухсотлетнего 1062 плена еврейский народ через море Чермное, расступившееся Божиим повелением перед беглецами и открывшее им путь к избавлению от рабства, а «народ не задумывался и быстро следовал, уповая на Господа Бога, за Моисеем», так что наблюдавшие за этим движением со стороны египтяне даже подумали, «что евреи потеряли рассудок, идя на очевидную гибель» 1063 . И этот же «жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает священника: неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо Креста, в державу и утверждение» 1064 . Он являет нам образ Креста Божественнаго – великой тайны спасения человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

В течение сорока дней Господь являлся Апостолам, то принимая вместе с ними пищу, то беседуя о Царстве Божием, то есть о наиболее сокровенных его таинствах, как пишет священный Лука: которым и явил Себя вым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян. 1, 3). Также и священный Феофилакт говорит: «Господь часто являлся ученикам и удалялся». А Григорий Солунский дополняет: «Евангелист не сказал, что Господь в третий раз уже при море Тивериадском пришел к ним, но сказал, что явился (Ин. 21, 1), показывая, что Он был с ними и невидимый чувственно. Он предоставил ученикам видеть Себя потому, что пожелал этого, ибо такова сила бессмертных тел». Возможно, кто–то задается вопросом: «Зачем Господь ел после Воскресения и каким образом?» Недоумение такого рода разрешает Григорий Солунский: «Это непорочное тело питалось после Воскресения не потому, что оно нуждалось в пище, но чтобы удостоверить Свое Воскресение и показать, что оно, ныне вкушающее с ними, таково же, каким было до страдания. А пищей это тело распорядилось не по природе смертных тел, но Божественной энергией, можно сказать, как огонь, истребляющий воск, с той разницей, что огонь для своего существования нуждается в горючем материале, тогда как бессмертные тела для своего существования не имеют нужды в пище». И священный Феофилакт говорит соответственно: «Нужно мыслить Господне тело после Воскресения духовным, тонким и совершенно невесомым, не нуждающимся ни в пище, ни в чем–либо другом, а если оно и ело для достоверности, то ело не по природе, а по усмотрению, чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. И, конечно, совершенно естественным было для этого тела войти при закрытых дверях (Ин. 20, 19) и без труда перемещаться из одного места в другое». И далее: «Тело Господне (после Воскресения) не было Духом, но было духовным, то есть лишенным всякой тяжести и руководимым Духом» [ 1060 ]. Святитель Епифаний Кипрский обобщает все эти мы сли следующим образом. Христос воскрес, «поистине, к нему прикоснулся Фома, Он ел и пил с Апостолами и был с ними сорок дней и сорок ночей. Но когда Он вошел при закрытых дверях, то, войдя, показал жилы, кости, следы гвоздей и место прободения, то есть что это было настоящее тело. Вознесшись же на небо, Он сел одесную Бога (Рим. 8, 34), не оставив тела, которое «Он соединил как духовное и совершенное с единым Божеством». Подобным же образом и наши тела, сеющиеся ныне «душевно», должны воскреснуть «духовно», сеющиеся «в тлении» и «в смерти», должны воскреснуть «в нетлении» и «в бессмертии» [ 1061 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

///Поэтому, мои возлюбленные, избегайте подобных обычаев и удаляйтесь от них, ибо вы получили искупление, так что вы не должны снова связывать себя, и что наш Господь и Спаситель взял от вас, тем не обременяйте себя снова и не соблюдайте этого и не думайте, что это нечистота, и не создавайте для себя препятствий ради этого 1048 , и не спрашивайте об окроплениях или омовениях, или очищениях от этого. Ибо, согласно со второзаконием, кто приблизится к мертвому или могиле, тот должен S 119/L 62//CA VI. 30а///омыться 1049 . А вы, согласно Евангелию и силою Святого Духа, должны собираться и в усыпальницах и читать в священных писаниях, и совершать без ропота вашу молитву и вашу службу пред Богом, и приносить приятную евхаристию, образ царственного тела Христа 1050 , как в ваших собраниях, так и на/ваших кладбищах и при погребении усопших, – чистый хлеб, приготовленный на огне, освященный при призываниях и неразделенный, и должны молиться и приносить это за усопших. Уверовавшие в Бога по Евангелию – не мертвы, хотя они и спят, как наш Господь 1051 сказал саддукеям о воскресении мертвых: «Разве вы не читали 1052 , что написано: Я – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? И Он не есть Бог мертвых, но живых 1053 . И далее, пророк Елисей, когда он был уже давно усопшим 1054 , воскресил мертвого 1055 ; именно, его тело коснулось тела//мертвого и сделало его живым, и воскресило его. А это было бы невозможно, если бы его (Елисея) 1056 тело, хотя он был усопшим, не было святым и исполненным Святого Духа. Поэтому беспрепятственно приступайте к умершим, вы не будете нечистыми 1057 , как вы, с другой стороны S 119/L62//CA VI. 28, 29///не должны отделять и имеющих месячные;///ибо та кровоточивая жена, когда она прикоснулась края одежды 1058 нашего Спасителя 1059 , не была порицаема, но даже была найдена достойной отпущения всех ее грехов 1060 . А если имеющие кровотечение (вообще) чисты, то будьте усердны, согласно вашей обязанности, помогать им,///ибо вы знаете, что они ваши члены 1061 , и любите их, как самих себя, как написано у двенадцати пророков, (именно у) Малахии, который называется ангелом Господа: «Он был свидетелем между тобою и женой твоей юности, которую ты (теперь) оставил, твою подругу 1062 , которая (была однако) женой твоего обета верности 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Эти свойства и цели (которые св. Августин называет благами брака, bona matrimonii) составляют неразрывное целое и не допускают никаких градаций и никакой иерархичности. (ККП 1983 упразднил иерархию целей (различавшихся на первичные и вторичные ), которая представляла собою плод теоретизирования старых школ церковного права и излагалась в кан. 1013 отменённого Кодекса от 1917 года). Следуя по стопам энциклики Папы Пия XI «Casti connubii» (1930), Ватиканский Собор подчеркнул фундаментальную и всеобщую необходимость подлинной любви между супругами для того, чтобы брак был не только средством порождения потомства, но и, прежде всего, общностью жизни и любви . В связи с этим можно отметить, что ККП в согласии с принципами Собора подчеркивает важность гетеросекуальности брака и заявляет о действительности бесплодных браков (напр., между пожилыми людьми). 3. Принцип «Благоприятствования браку» (favor matrimonii) Из существенных свойств брака, особенно из уважения к его нерасторжимости, следует, что всякий раз, когда брак заключён и отсутствуют надёжные доказательства его недействительности, должна существовать презумпция (только в юридическом смысле, iuris tantum) действительности брака. Этот принцип, называемый «благоприятствованием браку» (favor matrimonii), провозглашён в кан. 1060, где говорится: 1060 Matrimonium gaudet favore iurius; quare in dubio standum est pro valore matrimonii, donec contrarium probetur. 1060 Брак находится под покровительством права; поэтому в сомнительных случаях следует отстаивать действительностъ брака до тех пор, пока не будет доказано обратное. Положение о «благоприятствовании браку» действует как процессуальный принцип – в том смысле, что брак не может быть провозглашён недействительным, пока не будет моральной уверенности (пусть и не абсолютной) в его недействительности, такой уверенности, которая, основываясь на объективных фактах, «исключает всякое обоснованное сомнение в противном». Принцип «благоприятствования браку» теряет силу только перед принципом «благоприятствования вере» favor fidei) – в том смысле, что брак, заключённый между двумя некрещёными (infideles) является сомнительным, а если один из супругов обратится в католичество, данный брак будет считаться недействительным до тех пор, пока не будет доказана его действительность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Icon of the Mother of God “Elets-Chernigov” Commemorated on February 5 The Elets-Chernigov (Chernigov Spruce Tree) Icon of the Mother of God appeared on a spruce or fir tree near Chernigov in the year 1060, in the time of Prince Svyatoslav Yaroslavich, as was recorded in the Synodikon of Bishop Zosimus Prokopovich of Chernigov (1655-1657). The icon was placed in a church built in honor of the Elets-Spruce Icon of the Mother of God. Saint Anthony (July 10), while living an ascetical life on the Boldino Heights (1068-1069), had given his blessing to found a monastery at this place. In 1238 the monastery was pillaged by the Tatars (Mongols), but the icon was hidden inside the monastery walls. In the year 1470, Prince Simeon Olelkovich of Kiev restored the monastery, and they placed the icon in the church. The ultimate fate of the icon is unclear. According to one tradition, a descendant of the Chernigov princes, Baryatinsky, carried the icon to Moscow in the year 1579, when Chernigov fell into the hands of the Polish King Stephen Bathory. In 1687, Prince Daniel Baryatinsky was returning from a campaign in the Crimea. At Kharkov he fell seriously ill, and before his death he bequeathed the Elets Icon to the nearby Kharkov Dormition church. According to another tradition, the icon vanished from the monastery when it was sacked in the seventeenth century by the forces of Sigismund III. In 1676, Prince Constantine Ostrozhsky presented the Elets monastery a copy of the Elets Icon of the Mother of God, brought from Vladimir by the Kozel brothers. Archimandrite Joannicius (Golyatovsky) was at this time restoring the monastery and he described numerous miracles of this icon in his book, “Skorbnitsa” (or “Sokrovischnitsa”, i.e. “Consoler” or “Treasury”), published in 1676 in Novgorod. There is still another Elets Icon of the Mother of God, also appearing in the year 1060. It received its name because it appeared in the city of Elets, in a cathedral church dedicated to the Smolensk Icon of the Mother of God. The feastday of this icon was set for January 11. The Orthodox Church in America 10 февраля 2017 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/100939.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010