Его учение о крестном знамении вошло в никоновскую «Скрижаль» (М., 1655). 1101 ...Зевесь прелагатай... Гранограф и еси кронники свидетелствуют. – Ссылаясь на возникший в XV в. русский Хронограф и переводные византийские хроники, Аввакум не вполне точен в определении функций греческих богов: бога торговли Гермеса он называет богом вина и виноделия (вместо Диониса); богиню охоты Артемиду – богиней любви и красоты (вместо Афродиты). 1102 ...и еси сии мудры Быша... – Аввакум перечисляет древнегреческих философов (Платон, Пифагор, Аристотель, Диоген) и античных медиков (Гиппократ и Гален). 1111 ...на сонмицы той лукавой... – Подразумевается заседание церковного собора 17 июля 1667 г., на котором судили Аввакума. 1112 ...Иларион и Павел... – Иларион, архиепископ Рязанский, и Павел, митрополит Крутицкий; см. коммент. к с. 60, 91, 116. 1114 ...Мелхиседек... – По Библии, благочестивый царь Салимский Мелхиседек, увидев возвращающегося с победой Авраама, вынес хлеб и вино и благословил его как священник, хотя не был поставлен священником. 1115 ...на Лыскове... – В селе Лысково, на правом берегу Волги, в пяти вёрстах от Макарьевского Желтоводского монастыря. 1117 ...Исаию пилою претерли... – Пророк Исайя, происходивший, по преданию, из царского рода, проповедовал при библейских царях Озии, Езекии и Манассии. Согласно позднейшим легендам, умер мученической смертью. 1119 ...Науфея камением побили... – Согласно Библии, израильтянин Науфей отказался продать свой виноградник царю Ахаву и по приказанию царицы Иезавели был забит камнями (см.: 3Пар.21:113). 1124 ...яко Махмет... непокоряющихся в веру вашу... – Затруднительно решить, какого из Магометов (Мухаммедов) имел в виду Аввакум. Основатель ислама Мухаммед призывал покорять «неверных» силой оружия, и несколько турецких султанов, названных в его честь, следовали его доктрине. Очевидно, в данном фрагменте протопоп уподобляет жестокость, с которой воевали с другими народами турки, жестокости никониан, обращённой на своих единоверцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем, все больше и больше русских людей прибывало из Европы и Азии в Америку, и с их прибытием возникло около 100 новых приходов, пожелавших оставаться в юрисдикции нашей Русской Зарубежной Церкви. От Митрополии их отталкивало и поминание советского патриарха за богослужением, и красные флаги в церквах, и разставленные для сидения скамейки, не говоря уже о многом другом, идущем совершенно вразрез с исконным православным благочестием. Стали строиться новые постоянные храмы, а Владыка Митрополит Анастасий, несмотря на свои крайне-преклонные годы, стал предпринимать частые поездки для служения по приходам, неутомимо проповедуя и выступая на разных церковных торжествах и собраниях, причем поражал всех необыкновенной свежестью ума и ясностью мысли. Был совершен им целый ряд архиерейских хиротоний: 1) Архимандрита Антония (Синькевича) во Епископа Лос-Анжелесского, – 619 августа 1951 года; 2) Архимандрита Аверкия (Таушева) во Епископа Сиракузско-Троицкого, 1225 мая 1953 года; 3) Протоиерея Феодора Раевского, постриженного в монашество с именем Саввы, во Епископа Мельбурнского, 1124 января 1954 года; В феврале 1952 года резиденция Митрополита Анастасия и Синода была перенесена в г. Нью-Йорк, где на 77 улице 312 Вест для этой цели был приобретен небольшой особняк. Осенью 1953 года Владыкой Митрополитом был созван второй на территории США Архиерейский Собор, в котором участвовало 16 архиереев. Торжественное открытие его состоялось в Свято-Троицком монастыре, а деловые заседания происходили затем в Новой Коренной Пустыни. Уже в 1951 году Владыка Митрополит совершил поездку через весь северо-американский материк – в Калифорнию, взяв с собой столь дорогую для всех русских изгнанников святыню – чудотворную икону Знамения Божией Матери Курскую Коренную. Это первое путешествие Владыки на Запад было настоящим триумфальным шествием. Оно повторялось потом после ежегодно. Зиму Владыка проводил в Нью-Йорке, а значительную часть лета – в Сан-Франциско. Ввиду этого с 1953 г. в Бурлингейме, вблизи Сан-Франциско, было создано синодальное подворье и при нем домовая церковь во имя всех святых в Земле Российстей просиявших.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

По переписным книгам 1678 года за исключением монастырских вотчин, владения которыми подтверждались грамотами царя Михаила Федоровича, записано, что " было в монастырских вотчинах 10 дворов служних и людей в них 22 человека, 343 двора крестьянских, да 48 дворов бобыльских, а людей в них 1124 человека, да 8 дворов монастырских рыбников, а людей в них 12 человек " . Несмотря на богатство, монастырь не обременял своих вотчинных крестьян тяжелыми налогами и жил довольно скромной жизнью. В наиболее древнем известии, дошедшем до наших дней из XVII столетия, мы видим его в таком состоянии: " В Корежской волости монастырь Рождества Иоанна Предтечи и Преподобного Иакова, что на Железном Борку, на речке на Тебзе, а на монастыре ж келия игуменская, да 15 келий братских, а в них живет 32 человека " . В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь. Обитель потеряла свою самостоятельность и в таком состоянии находилась до 1701 года., управляясь уже не собственными игуменами, а наместниками донских архимандритов, присылаемыми сюда из иеромонахов Донского монастыря. Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ, отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов. В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче невдалеке от Солигалича. В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек.

http://sobory.ru/article/?object=05009

Руководителем христианина должен быть Дух Святой, как руководители ветхого человека — плоть, кровь и дух лукавый. Бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в Дух Животворящ [ 1122 ]. Все помышления, чувствования, действия христианина должны проистекать от Святого Духа, а не быть собственными, душевными, по естеству ветхого Адама. Ты достигнешь этого, когда будешь всецело располагать жизнь по заповеданиям Евангелия, по святейшим словам его: глаголы, яже Аз глаголах вам, говорит Господь, Дух суть и живот суть [ 1123 ]. Православная вера во Христа, запечатленная Таинством Крещения, одна достаточна для спасения, без дел, когда совершить их человек не имеет времени: потому что вера заменяет человека Христом, а добрые дела человеческие заслугами Христовыми. Но при продолжении земной жизни непременно требуются дела. Только те дела в христианине признаются делами добрыми, которые служат исполнением евангельских заповедей, которыми питается, живет его вера, которыми поддерживается его жизнь во Христе: потому что единым деятелем в христианине должен быть Христос. Крещеный не имеет права поступать по влечению сердечных чувств, зависящих от влияния на сердце плоти и крови, как бы ни казались эти ощущения добрыми: от него принимаются только те добрые дела, к совершению которых возбуждают сердце Дух Божий и Слово Божие, которые принадлежат естеству, обновленному Христом. Праведник от веры жив будет [ 1124 ]. Истинная вера во Христа есть единственное средство спасения, но вера живая, выражаемая всем существом человека. Этой живой веры требует от христианина святой апостол Иаков, когда он возвещает, что вера без дел мертва, что от дел совершается вера [ 1125 ]. Противность дел вере обличает другие верования, тайно и преступно гнездящиеся в сердце человеческом. Восхваляя дело патриарха Авраама, святой Иаков восхваляет дело его веры — принесение в жертву сына по повелению Божию, дело, прямо противоположное свойствам естества падшего, называемым добрыми. Силу совершить это дело дала вера, а дело выразило силу веры: так объясняется сущность поступка Авраамова, истолкованного двумя апостолами, Иаковом и Павлом [ 1126 ].

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Но они являются «братьями, отделёнными» от Католической Церкви, то есть они, в отличие от неё, не приобщаются во всей полноте к наследию истины и благодати, вверенному Христом Его Церкви. Однако речь не идёт о полном отделении. Положение Церквей или общин, образованных отделёнными братьями можно сравнить с положением ветвей дерева, которые надломлены, но не окончательно. Пусть и не полностью, но по крайней мере частично эти ветви сообщаются с деревом и получают через него необходимые для жизни соки; они способны приносить более или менее обильные плоды в силу и в меру их единения с этим деревом. То же самое можно сказать об отделённых братьях и о тех Церквях или общинах, членами которых они являются. В силу того и в меру того, как отделённые братья сохраняют общее христианское и церковное наследие, Католическая Церковь чувствует себя по многим причинам «связанной» с ними (L.G. 15); они же, в свою очередь, по тем же причинам находятся «в известном общении», более или менее интенсивном, с Католической Церковью. Таким образом, между последней и отделёнными Восточными Церквами всегда существовало и всё ещё существует общение, хотя и не совершенное и не полное, но «почти совершенное», «почти полное». Только те верные и те общины, которые признаюй все элементы или блага, совокупностью которых образована и одухотворена Церковь Христова, как это происходит в Католической Церкви, находятся с ней «в полном общении». Кан. 205 поясняет: «На сей земле в полном общении с Католической Церковью находятся те крещёные, которые в её зримом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления». 2. Разрешение на заключение смешанного брака Рамками вышеописанных вероучительных принципов охватывается каноническая дисциплина «смешанных браков». Под этим выражением понимаются браки между лицами, одно из которых крестилось в Католической Церкви или было принято в неё после крещения и никогда не отделялось от неё формальным актом, а другое принадлежит к той или иной Церкви или церковной общине, не состоящей в полном общении с Католической Церковью (кан. 1124). Принимая во внимание опасность, которой может подвергнуться осуществление полного общения супругов, такой брак запрещается, если он совершается без разрешения полномочной власти. Речь идёт о запрете, касающемся лишь правомерности брака, но не его действительности. Таким образом, здесь нет речи об отменяющем препятствии, как в случае брака между католической и некрещёной сторонами (кан. 1086, § 1). Однако ручательства, которые должна дать католическая сторона, чтобы получить диспенсацию от препятствия различия религий, являются теми же, что предусмотрены для получения разрешения в случае смешанного вероисповедания (кан. 1086, § 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Находясь под наитием поэтического и вместе пророческого вдохновения, царь и пророк Давид усмотрел, что современники его, люди преданные суете и греху, недостаточно славят и благословляют имя Божие. Он желает, чтобы имя Бога и Царя всего мира, от Которого и сам он получил, вместе с помазанием, царскую власть и достоинство, – чтобы имя сего Царя поставлено было у людей на возможно большей высоте, и потому псаломски возглашает: вознесу Тя, Боже мой, или же, как читаем по переводу с еврейского: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки». Если «небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс.18:2 ), то тем более мы, существа, одаренные от Бога словом и разумом, должны прославлять и благословлять имя Его во веки веков, т.е. в бесконечные веки. Вот что говорит на сие блж. Феодорит. «сие объясняется из подобных слов евангельских: «Прославь меня, Отче, славою, которую Я имел прежде бытия мира»: ибо, конечно, Отец не ту славу дал Сыну, Которой Он не имел прежде, но которую имел, ту открыл – и незнавшим ее возвестил. Так, теперь пророк не возвысить Бога обещается, но показать, сколько то возможно, высоту Его людям, а Бога и Царя всех называет своим, побуждаясь к сему любовию к Нему» с. 1123]. А св. Иоанн Златоуст о сем же говорит следующее: «Так и ты, когда говоришь: вознесу Тебя, Боже мой, Царь мой, покажи великую близость к Нему, чтоб и о тебе мог сказать Бог, как и о Аврааме говорил: «Аз есмь Бог Авраамов» ( Исх.3:13 ); потому что когда ты говоришь: Бог мой и Царь мой, и не только говоришь, но и любовь такую покажешь к Нему, то и Он скажет то же самое и о тебе: раб Мой и слуга Мой, что сказано о Моисее. А возносит Бога тот, кто, по возможности своей, и мыслит, и говорит о нем высоко, кто правильно и истинно богословствует» с, 1123]. В первых двух стихах пророк как бы одного себя возбуждает к ежедневному прославлению (на всяк день благословлю Тя), но в дальнейших изречениях, говоря о всесовершеннейших свойствах Божественного существа, он призывает все народы восхвалить эти неизреченные свойства существа Божия. «Ибо постыдно было бы, – говорит св. Иоанн Златоуст , – разумному и поставленному выше всего видимого существа, каков человек, приносить дар хвалы менее всей твари; она каждый день и час воссылает славословие Владыке, ибо небеса, говорит, поведают славу Божию, и день, и ночь возвещает познание, а равно и солнце, и месяц, и разнообразный лик звезд, и благочиние прочих; а тот, кто свойствами своими превосходит всех их, того не делает, но еще, напротив того, такую ведет жизнь, которая бывает причиною злословия против Творца его: какого же прощения такой достоин?» с. 1124].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН [Лат. Otto] (ок. 1065 - 30.06.1139, Бамберг, мон-рь Михельсберг), св. Римско-католической Церкви (пам. 30 июня), епископ Бамбергский, католич. миссионер в балт. Поморье и креститель («апостол») слав. племени поморян. Источники Оттон, еп. Бамбергский. Скульптура Ф. Дорша. 1896 г. (ц. доминиканского жен. мон-ря Гроба Господня в Бамберге). Фото: A. Pracfeke Оттон, еп. Бамбергский. Скульптура Ф. Дорша. 1896 г. (ц. доминиканского жен. мон-ря Гроба Господня в Бамберге). Фото: A. Pracfeke Сведения о жизни и деятельности О. представлены в разнообразных источниках. В составленной вскоре после смерти святого записи в поминальной книге аббатства Михельсберг в Бамберге О. был представлен «отцом бедных», «апостолом поморян», основателем монашеских обителей; текст сопровождался изображением епископа (Bamberg. Staatsbibl. Msc. Lit. 144. Fol. 84v; Das Nekrolog. 2004. S. 244). К кон. XI - 1-й пол. XII в. относится «Рассказ о благочестивых деяниях епископа Бамбергского Оттона» (Relatio de piis operibus Ottonis episcopi Bambergensis). «Рассказ о благочестивых деяниях...» лег в основу 3 Житий. Первое Житие составлено, вероятно, между 1140 и 1146 гг. в зависимом от Бамберга монастыре Прюфенинг, недалеко от Регенсбурга (C. Хаарлендер предлагает более позднюю датировку - после 1151/52 - Haarl ä nder. 2000. S. 529-531; см. также: Demm. 1970. S. 11-15; Idem. 1976; Petersohn. 1971). Сочинение анонимное, но, по мнению исследователей, его автором мог быть библиотекарь мон-ря и хранитель архива мон-ря Прюфенинга Вольфгер ( Petersohn. 1980. S. 8-10; Die Prüfeninger Vita. 1999. S. 17-20). Житие разделено на 3 книги; в 1-й книге, основывавшейся по большей части на письменных источниках, рассказывается о юности и епископском служении О., во 2-й и в 3-й книгах, опиравшихся на устные рассказы современников, в центре внимания агиографа находятся миссионерские поездки епископа в Поморье 1124/25 и 1128 гг.

http://pravenc.ru/text/2581737.html

В сочинении доказывает неправильность употребления опресноков и говорит о других заблуждениях, именно – об их субботнем посте, о совершении ими полной литургии в великий пост, о безженстве их священников, об их учении, об исхождении Св. Духа и от Сына. Георгий митрополит, упоминаемый под 1072 годом. Он написал два сочинения: «Заповедник исповедующимся сыном и дщерем», и краткое сочинение против латинства, которое надписывается «Стязание с латиною». Перечисляя заблуждения или вины латинян, Георгий насчитывает их 27, относя к заблуждениям и простые церковно-обрядовые, и бытовые разности от Греков. Иоанн II, умерший в 1088 г., написал 2 сочинения: ответы на вопросы черноризца Иакова и послание к папе, вернее, антипапе Клименту III. Отвечая в нем на послание Климента самым вежливым дипломатическим языком, митрополит приветствует его и молит Господа о воссоединении, однако, по этому вопросу рекомендует обратиться к патриарху Константинопольскому и находившемуся при нем собору митрополитов. Никифор I, занимавший престол с 1101–1124. От него сохранилось 4 сочинения – два против латинян и два нравоучительного содержания. Единственный, известный в настоящее время писатель из Греков не из митрополитов, есть монах Феодосий, живший в Киеве, в половине XII в. Ему принадлежит перевод с греческого послания папы Льва I к патриарху Флавиану о ереси Евтихия, сделанное по просьбе князя монаха Николая Святоши. Потом «Слово о вере крестьянской и латынской». Монашество и монастыри Прототипом монастырей была небольшая общинка в несколько человек, желавших монашествовать, которые ставили где-нибудь в одном месте кельи, – каждый сам для себя, и эта монашеская слободка, или скиток, и представлял из себя монастырь. Такие поселения зачастую устраивались при приходских церквах в их оградах. О таких монастырьках говорит Писцовая книга Новгородской области второй половины XIV века: «Погост Имоченитцкой на Ояти, а на погосте церковь Рождество Пречистой Богородицы стоит на царя и великого князя земле; двор поп Филип, дьячек Ромашка Григорьев, пономарь Микитка, проскурница Огафья; да десять келий, а в них живут 12 братов чернецов».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Jahren A.H., Sternberg L.S.L. Eocene meridional weather patterns reflected in the oxygen isotopes of arctic fossil wood//GSA Today. 2002. V. 12. 1. P. 1–9. Jenkin F. The origin of species. Art. I.//North Brit. Rev. 1867. V. 46. P. 277–318. Jones A.G., Ratterman N.L. Mate choice and sexual selection: What have we learned since Darwin?//PNAS. 2009. V. 106. 1. P. 10001–10008. Jones Z.M., Jayne B.C. Perch diameter and branching patterns have interactive effects on the locomotion and path choice of anole lizards//The Journal of Experimental Biology. 2012. V. 215. P. 2096–2107. Kameneva E.P. A new species of the genus Plagiocephalus (Diptera, Ulidiidae) from Central America//Vestnik zoologii. 2004. V. 38. 4. P. 15–22. Kaye T.G., Gaugler G., Sawlowicz Z. Dinosaurian soft tissues interpreted as bacterial biofilms//PLoS ONE. 2008. V.3. 7. P. e2808. Kelber K.-P. New Triopsids (Crustacea, Notostraca) from the Upper Triassic of Frankonia, Germany/Epicontinental Triassic International Symposium. Hallesches Jb Geowissenschaften Beiheft. 1998. V.5. P 85. Kim S., Soltis D.E., Soltis P.S., Suh Y. DNA sequences from Miocene fossils: an ndhF sequence of Magnolia latahensis (Magnoliaceae) and an rbcL sequence of Persea pseudocarolinensis (Lauraceae)//Am. J. Bot. 2004. V. 91. 4. P. 615–620. Klutsch C.F.C., Misof B., Grosse W.-R., Moritz R.F.A. Genetic and morphometric differentiation among island populations of two Norops lizards (Reptilia: Sauria: Polychrotidae) on independently colonized islands of the Islas de Bahia (Honduras)//Journal of Biogeography. 2007. V. 34. P. 1124–1135. Kolbe J.J., Leal M., Schoener T.W., Spiller D.A., Losos J.B. Founder effects persist despite adaptive differentiation: a field experiment with lizards//Science. 2012. V. 335. P. 1086–1089. Larralde R., Robertson M.P., Miller S.L. Rates of decomposition of ribose and other sugars: implications for chemical evolution//Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 1995. V. 92. P. 8158–8160. Lee M.S.Y., Jago J.B., Garcia-Bellido D.C., Edgecombe G.D., Gehling J.G., Paterson J.R. Modern optics in exceptionally preserved eyes of Early Cambrian arthropods from Australia//Nature. 2011. V. 474. P. 631–634.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Архангела Гавриила. Поныне цел еще храм Спасителя в Чернигове, основанный другим сыном равноапостольного Мстиславом и оконченный внуком его Святополком. Надпись на серебряных царских вратах его говорит, что они вылиты в 1702 г. из идолов, найденных в земле, и следователю, этот христианский храм стоит на том месте, где прежде стояли идолы. Софийский каменный храм в Новгороде – памятник благочестия сына Ярославова Мстислава, заменявший собой деревянный Софийский Владимирова времени, едва ли не стоит на том месте, где стоял идол Перун. Князья, бояре и епископы воздвигали один за другим храмы и щедро украшали их. Соборный Владимирский храм Андреем Боголюбским был украшен со щедростью изумительной: 5 куполов были вызолочены, трое дверей церковных украшены золотом, паникадила серебряные вызолоченные, ризы на иконах кованные из золота и осыпанные жемчугом: три сени для хранения Даров из чистого золота и с дорогими камнями, священнические ризы шитые золотом. В 1124 г. в Киеве, на одном Подоле, сгорело 600 церквей. В других городах число храмов представляется по летописям более ограниченным. По внутреннему и внешнему расположению, храмы в России были византийские: соборные с галереями (палатами) по бокам и на западной стороне, в два или один ярус. Смотря по тому, какую мысль веры дозволяли выразить искусство и средства, строили их с 3 и 5, с 13 и 15 главами (верхами), а иногда с одним куполом. Для построения лучших храмов каменных не считали за грех призывать иностранных художников, даже немецких: напротив, говорили: «приводе Бог из умных земель мастеры»; по опыту видели, что дела искусства не то, что мысли веры, – храмы русских художников часто падали. § 13. Святыня храмов К святыне храмов относились крест и евангелие, иконы и мощи святых. Крест и евангелие обыкновенно полагались на престоле и были предметом самого глубокого благоговения, так что много надлежало решать сомнений, когда и кому прикладываться к ним. Памятники свидетельствуют, что одинаково чтили тогда и четвероконечный и шестиконечный и восьмиконечный крест, и ничто не говорит, чтобы оказывали хотя бы предпочтение последнему пред первым, да и не с чего быть тому, когда чтили собственно Христов крест 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010