Никто ни в каком случае не должен принуждать силой какого-нибудь подданного из греков к принятию ислама» 1118 . Но признавая вполне принцип автономности церкви в управлении своими внутренними делами, турецкое правительство, однако, не могло отгородиться от неё житейской стеной уже по одному тому, что члены церкви были в то же время и его подданными. Поэтому, понятно, из политических видов турецкое правительство не могло индифферентно относиться к тому, в каком состоянии находится церковь . Существовала и другая причина, которая связывала турецкое правительство с церковью. Турки-завоеватели, чувствуя себя неспособными управлять покорёнными греками, имевшими другую культуру, нравы, обычаи, иной политический и гражданский уклад жизни, предоставили им до известной степени самоуправление. Но с прекращением византийского правительства органами гражданского и политического управления греческой нацией явилась церковная власть. «Патриарх константинопольский и греческие архиереи становятся главами народа, облечёнными гражданскою светско-судебной и полицейской властью» 1122 . Историки до известной степени справедливо называют патриарха «вождём греческой нации», «верховной главой нации в политическом отношении». Он владел правами гражданской юрисдикции, правом решать споры между различными партиями греков, правами суда по некоторым уголовным преступлениям над всеми православными христианами турецкой империи; он был представитель греческой нации и ответствен был пред Портой за спокойствие греков. Для осуществления своих приговоров он имел в своём распоряжении целые толпы янычар. Он мог присудить каждого из верующих к тюремному заключению и к ссылке на галеры, не испрашивая на это разрешения со стороны турецких властей 1123 . Равным образом и другие греческие архиереи пользовались некоторыми правами гражданской юрисдикции, а в конце описываемого здесь периода времени – в 40 и начале 50 годов XIX столетия – они усиленно привлекаются к участию в общественном управлении и гражданских судах; так, они привлекаются к участию в сборе хараджа и, как блюстители интересов церкви и своих единоверцев, к участию в провинциальных советах или меджлисах 1124 . Кроме-того к ведению церковной власти отнесено было немаловажное право бесконтрольного заведывания делами касательно устройства и надзора за школами и цензурой книг 1125 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

1101 Сочинения Филарета, IV, 226–228. Эти заключительные слова имели особенное значение в виду известных нам событий первой половины того 1842 года, совершавшихся в Петербурге по отношению к Филарету. 1102 В 1849 голу он назначен был епископом Оренбургским, а в 1853 голу – архиепископом Воронежским. 1103 См. Письма Филарета к Иосифу в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения, 1871, 9, стр. 46–47, Материалов для биографии Филарета. 1104 По вопросу и о болезни своей (слабость зрения) и о продолжения службы Иосиф еще раньше советовался с Филаретом. См. Письма Филарета к Иосифу в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения, 1871 г. 9, стр. 48 «Материалов для биографии Филарета» 1105 Казанцева, бывшего архиепископа Ярославского, в то время жившего на покое в Московском Донском монастыре, также по случаю потери зрения. 1108 Припомним скорбные минуты в жизни самого Филарета, когда он и для себя искренно желал сего. А теперь другие, не менее скорбные обстоятельства Русской церкви побуждали его говорить так. 1109 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1871, 9, стр. 49, «Материалов для биографии Филарета». 1117 Известно, что на здоровье святителя Филофея разрушительно подействовало и свело его в могилу печальное событие 1 марта 1881 года. 1121 Памятником последнего вида руководства служат назидательные Письма Филарета к Алексию, изданные высокопреосвященным Тверским Саввою в Москве в 1883 году отдельною книгою. 1124 Сахарова-Платонова, окончившего курс в академии первым магистром. Евгений, бивший в последствии епископом Симбирским, недавно скончался на покое. См. о нем нашу заметку в Церковных Ведомостях, 1888 г. 29. Срав. также Н. П. Гилярова-Платонова , Из пережитого, II, 181–182, 193–196. 1125 Из них некоторые к тому времени (к 1853 году) уже и сошли с поприща служения и поняли, каковы: Афанасий, Кирилл, Иннокентий, Николай и Виталий. 1127 В 1857 году Алексий назначен быль епископом Тульским, а к 1860 году Таврическим; но незадолго до кончины Филарета, в ноябре 1867 года из отдаленной и трудной для управления епархии Таврической переведен в Рязань, с пожалованием в архиепископы, а в 1876 в Тверь, где и скончался в следующем 1877 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Первый известный по имени епископ З. Феликс (Felix Episcopus Jadertinus) упоминается среди участников церковных Соборов в Аквилее (381) и Милане (391). Еп. св. Донат († 811) был активным церковным и политическим деятелем: в нач. 805 г. он встречался с франк. кор. Карлом Великим. В 925 и 928 гг. на Соборах в Сплите еп. Формин просил возвести Задарскую кафедру в ранг архиепископии, но ее передали в юрисдикцию Сплитской архиепископии (см. ст. Сплит ). Епископы З. при поддержке Венеции стремились к независимости от Сплита, еп. Миха (1124-1137) даже претендовал на Сплитскую кафедру. 17 окт. 1154 г. папа Римский Анастасий IV возвел З. в ранг архиепископии и передал в ее юрисдикцию кафедры Раба, Крка, Опсары и Хвара. Вскоре началось соперничество З. и Сплита за церковное лидерство в Далмации. В венецианский период владения городом, несмотря на протесты архиеп. Лампридеса Марихна, в 1155 г. папа Римский Адриан IV подчинил кафедру венецианскому Патриархату Градо . Задарские архиепископы активно боролись за независимость, поэтому избранные на кафедру архиереи часто не утверждались Ватиканом. В марте 1177 г. в З. прибыл папа Римский Александр III с целью разрешить ситуацию, но ему это не удалось ( Stragai A. Papa Aleksandr II u Zadru//Radovi instituta JAZU u Zadru. Zagreb, 1954. Sv. 1. S. 153-187): начиная с 1204 г. кандидаты на кафедру избирались в основном из венецианского клира, утверждались в Градо и приносили присягу на верность венецианскому дожу. Во 2-й пол. XII в. в З. нашли убежище спасавшиеся от преследований в Зап. Европе члены движения катаров ( Д. Kpcmjahu и jepemuчka црква Босанска. Београд, 1987. С. 128). Видимо, из-за этого папа Римский Григорий IX в нач. 30-х гг. XIII в. писал о «еретическом позоре» горожан, обвинял клириков в безбожии, воровстве и прелюбодеяниях, а еп. Иоанна - в препятствии деятельности францисканцев ( Фома Сплитский . История архиепископов Салона и Сплита. М., 1997. С. 196-197). В 1396 г. доминиканцы основали в З. семинарию (studium generale), ставшую 1-м хорват. учебным заведением (ныне Задарский ун-т). После Тридентского Собора архиеп. Муцио Каллини (1555-1566) планировал открыть иезуитскую семинарию, но из-за перемещения на др. кафедру не успел. Несмотря на сильное влияние Венеции, в 1607 г. архиеп. Витторио Рагаццони (1604-1615) основал семинарию «Collegium illyricum» с преподаванием на хорват. языке (просуществовала до 1680). Архиеп. Лука Стелла (1615-1624) хотел открыть еще одну иллирийскую семинарию, но этому помешал Ватикан. В 1624 г. папа Римский Урбан VIII назвал Задарского архиеп. Оттавиано Гарзадори (1624-1639) апостольским визитатором и реформатором всей Далмации.

http://pravenc.ru/text/182465.html

1113 В комментариях к этим изречениям читаем: „человеческая природа Спасителя со всеми её духовными силами развивалась постепенно с тем только различием от общечеловеческого развития, что зло не коснулось Христа и ничто не омрачило чистоты души Его („Сборник ст.“ – Барсова ib. 205 стр.). 1114 По словам Орды (недавно скончавшегося Иринея, арх. Орловского) „даже религиозное человеческое познание Христа не было ещё окончено... Постоянным обращением с Своим небесным Отцом, углублением в Свящ. Писание своего народа, посещением в субботы синагог, умственным рассматриванием чудес Творения расширялось и углублялось Его познание, возрастала Его премудрость” (Сборн. ст. Барсова 203 стр.). 1116 Православный богослов, по словам прот. Т. Буткевича , „с одной стороны, должен допустить, что Христос был искушаем сатаной, с другой – он не должен переходить границы, указанной словами Павла: кроме греха. Но в этих пределах нельзя долго держаться, если приписать Христу абсолютную невозможность сближения со злом... Едва ли можно Иисусу отказать во всяком пункте соприкосновения со злом, потому что в этом случае мы впали бы в докетизм и человечество Иисуса нужно было бы считать только призрачным“. (Сборн. ст. Барсова, т. 1. 267–81 стр.). 1117 „Те три искушения, которыми было сделано нападение в пустыне на великого нашего Вождя, могут быть обозначены тремя словами: мир, плоть и диавол ( 1Ин.11:16 ). В попущении удовлетворить голод образом, не согласным с волей Божией, заключалось искушение плоти“ (Сборн. ст. Барсова 264 стр. 1 т.). 1122 Не только для семинарских библиотек, а также и для фундаментальных и ученических библиотек средних учебных заведений Министерство Нар. Просвещения и для библиотек военных училищ и кадетских корпусов вместе с перв. выпуском одобрен также и второй выпуск под заглавием: „В защиту христианской веры против неверия“. 1124 Приношу глубокую благодарность за указание мне этих рукописей и за содействие при пользовании ими г. библиотекарю нашей Академии К. М. Попову. 1128

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Характер и содержание фрагментов очень напоминают большой антигностический труд Иринея: изложение и обличение еретических воззрений идет здесь параллельно с передачей и защитой православного учения. В начале первого фрагмента замечается, что Маркион и николаиты разделяют Господа надвое и по-своему объясняют Его личность, а Кердон (?) говорит, что возвещенный Законом и пророками Бог не есть Отец Иисуса Христа. Характеризуется также отношение гностиков к Св. Писанию. В противоположность им, св. отец излагает православное учение: о Св. Писании, о Боге Самом в Себе, Лицах Св. Троицы; о человеке, его составе и падении; о Христе, пришедшем для восстановления человека в первобытное нормальное состояние, и плодах Его искупительного подвига. 1124 Во втором фрагменте опровергается сначала мысль еретиков о страхе Христа; а далее разбираются докетические воззрения их на образ воплощения Спасителя и Его страдания. В результате Ириней вполне уверенно говорит, что, согласно свидетельству всех апостолов, Христос есть Сын Божий, Слово, соделавшееся человеком от блаженной Девы. В Нем не два лица, как говорят гностики, а одно. 1125 Судя по этому, можно думать, что методы устной борьбы с гностиками были у св. отца одинаковы с теми, какие употреблял он в письменном изложении и какие рекомендовал применять своему другу. Прежде всего, св. отец изучал гностические системы путем личных бесед, чтения сочинений и наблюдений над еретиками. 1126 Затем излагал их учение вместе с разбором перед православными и обличал самих гностиков. В обращении с последними у него замечалась разница в отношении к строгим, последовательным из них и колеблющимся. Своему другу он рекомендует такой образ действий: «Более умеренных и разумных между ними (еретиками) ты отклонишь и пристыдишь, чтобы они не богохульствовали против своего Создателя, Творца и Питателя, и Господа; а более диких, ужасных и неразумных ты держи от себя подальше, чтобы тебе не терпеть более болтовни их». 1127 Такие же меры, очевидно, применял и сам он. Умеренных убеждал, «диких» отдалял от себя, т. е. отсекал от церковного общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

1115. Как долго продолжается пасхальное время? Пасхальное время продолжается сорок дней. 1116. Каким пением и облачением ознаменовывается пасхальное время? При богослужениях пасхальное время ознаменовывается пением: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», а также светлыми облачениями, по преимуществу белыми. 1117. Что предшествует пасхальному времени? Пасхальному времени предшествует Великий пост, во время которого мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова. 1118. Как мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова? Во время Великого поста мы должны готовиться к празднику Воскресения Христова молитвою, постом и принятием Святых Таин. 1119. Когда начинается Великий пост? Великий пост начинается с понедельника после Сыропустной недели. 1120. Почему эта неделя называется Сыропустной? Эта неделя называется сыропустной потому, что с понедельника после нее уже наступает совершенный пост. 1121. Как называется неделя перед Сыропустной? Неделя перед сыропустной называется Мясопустной, потому что с понедельника после этой недели запрещается вкушать мясо. 1122. Как называется неделя перед Мясопустной? Неделя перед мясопустной называется Неделей блудного сына, потому что во время Святой Литургии в Евангелии читается притча о блудном сыне, напоминающая нам, что и мы должны так же каяться, как покаялся блудный сын. 1123. Как называется неделя перед Неделей блудного сына? Неделя перед Неделей блудного сына называется Неделей мытаря и фарисея, потому что при Святой Литургии в Евангелии читается о мытаре и фарисее, чтобы все стремились последовать примеру кающегося мытаря и избегали гордости фарисея. 1124. Как называется время от Недели мытаря и фарисея до недели Сыропустной? Это время называется приготовлением к Великому посту. 1125. Как называется первая неделя Великого поста? Первая неделя Великого поста называется Неделей Православия, потому что в эту неделю совершается Торжество Святого Православия в память восстановления почитания икон в 842 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Церковь Спасителя на месте Гефсиманской молитвы, раскрытая раскопками рядом с «Церковью всех наций», являлась 3-нефной базиликой (22×32 м) с 3 парами столбов. Основанные на 8-гранных базах, они имели сечения в виде квадрифолия: к квадратной основе примыкали полуколонны. Центральная из 3 апсид была снаружи 3-гранной. Предполагается, что церковь была разрушена в 1187 г. Сиро-яковитский собор святых Марии Магдалины и Симона Фарисея, известный с раннего средневековья, был перестроен в нач. XII в. еп. Игнатием II Хеснуном († 1124/25). Его развалины в Мусульманском квартале были использованы в качестве основы под зданием медресе Мамуния. Базилика (16×35 м) с 3 нефами и 5 травеями имела 3 граненые апсиды. Вторая, расширенная травея представляет собой трансепт с куполом над средней ячейкой. Все остальные зоны перекрывались крестовыми сводами. Церковь св. Юлиана, построенная латинянами и известная с 1177 г., идентифицируется с постройкой, находящейся западнее рынка Эль-Каттанин (Хлопкоторговцев). Это одна из наиболее строгих, практически лишенных декора построек крестоносцев. Она является базиликой (внешний размер 18,15×12,8 м) с 3 парами столбов квадратного сечения и полукруглыми апсидами. Все ячейки, кроме одной, перекрыты крестовыми сводами на одном уровне, над 2-м от апсиды квадратом центрального нефа - купол. Пространство церкви необычно низкое и слабо освещенное. Техника кладки не отличается идеальным прилеганием камней. Церковь св. Агнессы (ныне мечеть Маулавия) 3-нефная, очень небольшого (11×8 м) размера. Она поставлена на подклет аналогичной 3-нефной структуры. Основные, продольно направленные арки базилики опираются на 3 пары невысоких квадратных столбов. Все ячейки перекрыты крестовыми сводами на одинаковой высоте, в пространствах нефов отделенными друг от друга подпружными арками. Лишь одна из средних ячеек могла иметь купол, поскольку ее сохранившиеся арки чуть шире остальных. Храм завершен 3 полукруглыми апсидами. Профилировки деталей позволили датировать памятник ок. 1240 г. Судя по характеру перекрытий, храм, как и собор св. Иаковов, мог быть построен национальной общиной, воспринявшей романскую архитектуру, в данном случае сиро-яковитской или мелькитской ( Enlart. 1928. Vol. 2. P. 206-207). По мнению Прингла, эту версию опровергает посвящение рим. мученице ( Pringle. 2007. P. 138-142).

http://pravenc.ru/text/293782.html

В том-же 156 8 / 9 (7077) году «по государеву цареву» «жалованию и приказу», игумен Кирилл купил «у Григория да у Якова у Юрьевых детей да у Семена у Григорьева сына Монастыревых их вотчину (уже не раз принадлежавшую Кириллову монастырю, но выкупленную у него в 7066 году 1121 в Белозерском уезде «в Надпорожском стану сельцо Троицкое» («а в селе церковь Троица Живоначальная») да к тому селу починок Рыково, «да починок Комонево впрок без выкупа» за 95 рублей «да пополнка конь сер» 1122 . Наконец, в том же году игумен Кирилл за 400 рублей купил у Мясоеда, Семенова сына Вислого, в Белозерском уезде, в Надпорожском стану в волости Лозе сельцо Антушево («в нем церковь Введение Пресвятые Богородицы») с 29 деревнями, 2 починками, 2 пустошами и 4 мельницами 1123 . Все эти вотчинные приобретения, при постоянно увеличивавшемся скоплении денежных средств, не могли однако удовлетворить Кирилловскую братию, стесненную в своей деятельности правительственным контролем за служилою землею. Начиная с 1568 года игумен Кирилл, поэтому направил монастырские деньги к расширению владений на крайнем севере – в Золотице, Турчасове и т. п. местностях, богатых соляными промыслами. Хотя земля под эти промыслами в то время была черною и, следовательно, не должна бы по-видимому, подлежать освоению частными вотчинниками (см. выше) и числилась притом в «опришнине», тем не менее это не оказалось препятствием для новых предприятий монастыря по Беломорскому побережью. Купчие, заключенные монастырем в Золотице и Турчасове пред 1569 годом (до 12 июня), по свидетельству братии, были совершены к докладу царю 1124 . Кроме того, воспользовавшись пребыванием его в монастыре (в мае 1569 года), Кирилловские богомольцы выхлопотали себе две жалованные грамоты (от 12 июня и 26 августа 1569 года), которыми удостоверялось их право те земли «к монастырю держати» и предоставлялись разные судебные и финансовые льготы 1125 . Последующие покупки на Беломорье не всегда сопровождались подобными жалованными грамотами, по тем не меньше новые приобретения монастырем черных земель и угодий совершались безостановочно и беспрепятственно, конечно, под условием, что новый владелец их должен был принять на себя прежние обязательства по тяглу, наравне с черными людьми (хотя на деле обязательства эти в ущерб волости выполнялись далеко не всегда).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

10 Моск арх. мин юст. писц. кн. 506. (Устюг В., 1620-е гг.) Волость Пермогорья… Погост... на погосте дворцы непашенные... (д) Порошки Логинова, а ныне на том дворе государев кабак, сбирают целовальники на веру; (д) земской мирской... В Пермогорской же волости на погосте амбары, а торгуют в них приезжая тое ж волости крестьяне (16 амбаров). Волость Черевковская... «на погосте лавки и амбары» (19) в том числе «(амб.) никольской церковной, а владеет им церковной староста Некраско Федоров, дает приезжим людям из постоялого».... «бобыльские оброчные дворцы» (35), между ними «(дв) старой кабацкой, а ныне он на приезд земским всяким людям. А оброк с того двора платят миром». Волость Кивокурья «На погосте церковь св. пророка Илии... да церковь св. Дмитрия Солунского... На погосте ж (д) земских людей на приезд волостным крестьяном... В Кивокурской же волости на погосте дворцы непашенные бобыльские».,., Ibid кн. 168. (Турчасовский стан 1648 г.). Волость на Мошеозере... На погосте… дв. мирской. 12 Р. И. Б. XXV, Акты Лодомской церкви, 11–12, 179; XII, 111–113; 1124–1129. Чтен. О. И. Др. 1879 г. кн. I, акты XVII в. о Шеговарском приходе Шенкурского у. Арх. Мин. юст. писц. кн. 446. Сольвычегодск, 1625 г., Лальская волость: « церковь св. Михаила Архангела вверх шатровая, ставят новомирские люди Лальскою волостью». Договоры с мастерами-плотниками: Р. И Б. XXV, 31–32; 122. Договоры с живописцами: Пр. Д. 1637 14, л. 41–42. Р. И. Б. XIV, 989 и сл. Порядные на написание икон. Об основании приходов и постройке церквей в Холмогорской епархии см. Верюжский, Афанасий, арх. Холмогорский, 327–331, 351. 13 А.Ю.Б. I 62. С подобною же жалобой еще раньше, в 1610 г за отсутствием ростовского митрополита обращалась к патриарху Гермогену Ленская волость Яренского же уезда. Для освящения храма волость принуждена была приглашать «усольского» дьякона (из Сольвычегодска?), который брал за освящение от 2 до 3 рублей. Патриарх предписал дать ему рубль, но отвезти его туда и обратно на мирских подводах. Ibid I. 27 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Вполне заслуживает одобрения обычай совершать накануне погребения усопшего заупокойную всенощную (см. выше, 3 прим. на 1297 стр.) и особенно предварять самое отпевание усопшего совершением по нем заупокойной литургии, если, конечно, это отпевание бывает в такой день, накануне которого дозволяется совершение заупокойной всенощной, а в самый день – заупокойной литургии. 1116 – Сн. ниже, о поминовении усопших. Не совершается погребение умерших в первый день св. Пасхи 1117 и в день Рождества Христова до вечерни; а также воспрещается совершение погребения во дни: Рождения и Тезоименитства Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича и Государыни Цесаревны, в день Восшествия на престол и Коронации; в прочие же царские дни не возбраняется погребение умерших 1118 (Ук. Св. Син. 29 мая 1844 г.; 2 мар. 1862 г.). Место совершения «Последования погребения» Относительно места отпевания в «Последовании погребения мирских человек» говорится, что для отпевания, «вземше мощи усопшего, отходим в храм»; «егда же приидут в храм, мощи убо полагаются в паперти (или в храме, якоже зде в Велицей России обыче)». В «Последовании погребения на св. Пасху» тоже говорится, что перед преданием тела земле, «вземше мощи усопшего, отходят к церкви», а затем указывается поставлять оные мощи «в церкви». 1119 Вносить в церковь тела умерших позволяется только для отпевания 1120 и ни под каким видом не следует держать их более суток в церкви, и то по крайней необходимости 1121 (Ук. Св. Син. 16 июл. 1812 г.; Ин. бл. 16). – Женщины, умершие в период сорокадневного очищения, тоже вносятся в церковь и притом, конечно, без чтения над ними сороковых молитв. 1122 Согласно указам Св. Синода, от 18 окт. 1755 г. и 14 нояб. 1830 г., погребальное пение по умершим во время заразительных болезней должно быть совершаемо или в самых домах, или на месте погребения 1123 (см. Кр. кур. цер. права, проф. И.С. Бердникова , 432 стр.). – Сн. ниже, о проводах тел умерших. По разъяснению «Цер. Ведомостей», отпевание умерших в домах и особенно при близком расстоянии от кладбища (не более 5 вёрст), как противозаконное, следует выводить из употребления 1124 (Ц.Вед. 1898, 42); так как отпевание умерших должно быть совершаемо в церкви, кроме случаев смерти от особо заразных болезней 1125 (Ц.Вед. 1898, 44; 1905, 15; сн. 1895, 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010