По словам Никсоновской летописи: «Русские епископы поставиша Иллариона, русина (русского) митрополита Киеву и всей русской земле, не отлучающеся от православных патриарх и благочестия греческого закона, ни гордящеся от них поставлятися, но соблюдающеся от вражды и лукавства, якоже беша тогда». Здесь «тогда» указывает на войну с Византией 1043 г., которая окончилась крайне неудачно для русских. В 1043 году, во время последнего нападения русских на греческие провинции, любимый воевода Ярослава Вышата, потерял из своего отряда 5200 человек, и с 800 пленными Константином Мономахом (1042–1055 год.) был ослеплен на византийской площади по заключении же мира, были отпущены в Россию 183 . Понятно, что после такого жестокого поступка, который русские историки 184  выставляют как главный повод, давший Ярославу основание прекратить зависимость русской церкви от Византии и освободить русскую церковь от преобладания чуждого греческого элемента, странно было бы предполагать, чтобы Антипа мог обратиться в греческий монастырь Афона и к греческому игумену для пострижения в монашество. Мы предполагаем, и имеем основание предположить, что монастырь, в котором любечский уроженец Антипа получил посвящение, был, без всякого сомнения, благоустроеннейшый и гостеприимный Иверский (грузинский) монастырь, блиставший в это время на Афоне святою жизнью своих насельников и религозно-богословским просвещением. Здесь блистали своими добродетелями и высокою аскетическою жизнью инок Гавриил, сподобившийся с моря принять чудотворную Портаитскую икону Божьей Матери, покровительницы земного своего удела – Иверии, – Иоанн Торникий, бывший грузинский военачальник, во галве 12.000 отборного грузинского войска, выручивший Византию от бунтовщика Барда Склероса,(976 г.),-игумен Иверского монастыря преп. Евфимий ( 1028 г.), получив при дворе греческих императоров блистательное образование и известный высокохудожественными переводами с греческого языка на грузинский и с грузинского на гречекий, и знаток языка священных канонов, – игумен Иверского монастыря Георгий Мтацлминдели ( 1065) просвещеннейщий муж своего времени, богослов, историк, пиит и выдающийся представитель конспиративно-спиритуалистического направления на христианском Востоке 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Св. Иустин Философ. О воскресении. Гл. 5, 6//Творения. М., 1995. С. 473–475. 1033 Свт. Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых. Гл. 6//PG. 50, 249; На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2//PG. 62, 436. 1034 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 160. 1035 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 12. М., 1991. С. 300. 1036 Св. Иустин Философ. О Воскресении. Гл. 9//Творения. М., 1995. С. 482. 1037 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 158–159. 1038 Татиан. Речь против эллинов. Гл. 6//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 375. 1039 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 2–3. М., 1991. С. 294–295; См. и Правила святых Апостолов, 5 : 7, 2//ΒΕΠΕΣ. 2, 79 (12–15). 1040 Свт. Афанасии Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 114//ΒΕΠΕΣ. 35, 134–135. 1041 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2–3//PG. 62, 436–440. 1042 Свт. Мефодий Олимпский. О воскресении. Ст. 40//ΒΕΠΕΣ. 18, 137 (32–37). 1043 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 1. Сергиев Посад, 1994. С. 4–12. 1044 Свт. Иоанн Златоуст. Отрывок беседы на блаж. Иова//PG. 64, 620D. 1045 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 467. 1046 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 2//PG. 61, 356–357. 1047 Там же, беседа 42, 2//PG. 61, 364–365. 1048 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 3//PG. 61, 470. 1049 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 473. 1050 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное… Поучение 18. Ст. 18. М., 1991. С. 305. 1051 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 85. 1052 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 877 А. 1053 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 3//PG. 61, 359. 1054 Свт. Григорий Нисский. О тех, кого оплакивают…//PG. 46, 532. 1055 Г. Μαντζαριδου. Παλαμικ. Θεσσαλ., 1973. Σ. 260. 1056 Свт. Иоанн Златоуст. О наслаждении будущими (благами). Гл. 6//PG. 51, 352–353. 1057 Π. H. Трембелас, комментируя слова Деяний: «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима» (Деян. 1, 4), — приводит мнение Феофилакта Болгарского, который замечает: «После Воскресения (Господь) уже не по необходимости ел и пил, но только чтобы уверить всех в истинной природе тела, которое и добровольно пострадало, и воскресло, как подобает Богу… А то, каким образом (все это произошло), — не нам сказать. Но все это произошло некоторым необычным образом: не потому, что природа нуждалась в пище, но по снисхождению (Его) к доказательству Воскресения» (Π. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα ες τας Πρξεις των Αποστλων. " Αθναι, 1955. Σ. 51–52). 1058

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Статья эта должна быть отнесена к худым номоканунцам. В ней есть такие зпрещения: «грех есть ставше мужу на восток, мочитеся… грех есть лечи на чрево ниц»… За это полагаются епитимии. Конца статьи, к сожалению, не достает. 1019 Р.И.Б. 4, стр. 8. Митр. Иоанн в своем 16 правиле руководился постановлениями: 6 вселенского собора (правило 24), Лаодокийского (54 правило) и частью 18 правилом собора Карфагенского. 1030 Жмакин, Митр. Даниил, 559–566. – Пам. стар. рус. лит. Кушелева-Безбородка, вып. 1, стр. 200–204. 1033 Ркп. Моск. Дух. Акад., Волокол. Монаст., 16 в., л. 218. Тихонравов. Летопис. 5, от. 3, 137–140. 1041 См. Сказания Сахарова. Спб. 1885 г., 2, 233. Такие гулянья бывают во многих местах на Вознесенье – в Ярославле, Туле у Вознесенских церквей. В настоящее время ярмарка и народное гулянье на Вознесение бывает в Смоленске, по случаю храмового праздника в Вознесенском женском монастыре. 1042 Рождественский. К истории борьбы с церковными безпорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту 12 в. Челобитная нижегородских священников 1636 г. Чтен. Об-ва ист. и древн. российск. 1902 г., кн. 2, отд. 4, стр. 23–31. 1053 Софийский Требник 16 в. Алмазов Тайная исповедь в православной церкви, т. 3, приложение, стр. 154. 1055 Требник 16 в. Чудова монаст. Вопросы черноризцам или схимникам. Алмазов, ibid, стр. 176. 1061 Памятники стар. русской литературы, 1, стр. 209, по рускописи Публичн. Библиотеки Погодин. Древлехранил., 1064 Голубинский. История русск. церкв. 1, 1, изд. 2, стр. 824. Слова на Четыредесятницу со вступительной статьей Петухова напечатаны в Памятниках Пономарева, 3 часть, стр. 153–192; 174. 1065 Рукопись 15 века Троицкой Серг. Лавры л. 194. Слово, вероятно, русское. Архангельский не указывает греческого источн. См. твор. Отцов церкви в древн. рус. письм. 4, стр. 153 и след. 1072 Ркп. 16 в. Моск. Акад. л. 199. В Измарагде 2-й редакции гл. 123. См. приложение стр. 201–202. 1074 Измарагд 2 редак. Гл. 138, Златоуст. 16 в. Троицк. Серг. Лавры лист 181. См. приложение стр. 204; 206.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стефану, Антонию и Николаю, святейшим и православным патриархам, вечная память. Всему против святых патриархов Тарасия, Никифора и Мефодия, Игнатия, Стефана, Фотия, Антония и Николая написанному или сказанному, анафема. Всему супротив церковного предания и учения и запечатления святых и блаженных отцов нововведенному, или учиненному или после этого хотящему учинитися, анафема. Феодору всепреподобному игумену Студийскому, вечная память. Феофану преподобнейшему игумену Мега Агроса 34 , вечная память». Далее провозглашалась анафема тем, кто речения Священного Писания против идолов относил к святым иконам. После вечной памяти царям повторяется вечная память вышепоименованным патриархам. «Сии благословения отцов от них к нам, сынам, ревнующим их благочестия, переходят. Также и клятвы ...». Далее снова анафемы. «Тем, кто словом принимает домостроительство Бога Слова во плоти, но не выдерживает видеть его через образы ..., анафема. Тем, кто пророческие видения, даже не желая, принимает, а явившиеся им (о чудо!) образные изображения и прежде воплощения Слова не приемлет, но или о том, что сама неуловимая и незримая сущность явилась зрителям, пустословят, или то, что это образы и виды истины явившиеся созерцавшим, сочинили, а изображать образами воплотившегося Слова и за ны Его страдания отказывающимся, анафема. Упорствующим в иконоборческой ереси, особо же в христоборческом отступничестве ... анафема». После поименного перечисления иконоборцев провозглашалось царское многолетие и патриархам «вечная память» 35 . Известно, что в контексте натянутых отношений с западом патриарх Михаил Кируларий исключил имя прп. Феодора Студита из синодика Православия. Но император Константин Мономах (1042–1055), вняв жалобе игумена Студийского монастыря Михаила Мерментула, принудил патриарха вернуть имя прп. Феодора в синодик и в виде раскаяния прочесть синодик на одной из седмиц после Пасхи («по приказу царскомиу был прочитан синодик в неделю о Самаряныне»), что и было исполнено 36 . Хотя переведенные нами отрывки из гомилии Керулария были прочитаны в положенное время в конце первой седмицы великого поста, они дают возможность живо представить и тот особый день после Пасхи для прочтения синодика, незадолго до драматических событий великого раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Телесная ли была причина недуга или демон мучил царя, – как бы то ни было, но часто он падал на землю без сознания, с пеной у рта, с почерневшими губами: вращая зрачками, он произносил звуки без значения, подобные овечьим, и если не подоспевал кто-нибудь для ухода за больным, он бил об стену свою голову, как чужую. Очнувшись от такого припадка, царь становился усерднее к добродетели, заботливее о своей внутренней жизни и горячее желал монашества». Давнее желание царя наконец исполнилось. Спустя семь лет царствования, Михаил, «угнетаемый обычным недугом, надевает одежду, лучшую порфиры, окрашивает мантию духовными чернилами и из многомятежной жизни удаляется в тихую пристань» 354 . Преемником Михаила Пафлагонянина был племянник его, усыновленный Зоей, Михаил Калафат 1041–42 Быть может недостатки самого М. Калафата, которого Манассия называет по уму подобным свинье, (vers. 6141) а быть может властолюбие и чувственность Зои были причиной того, что Калафат властвовал только пять месяцев и должен был уступить место третьему мужу Зои, каким является Константин Мономах (1042–1055) «Царица Зоя, сознавая, что ромейская держава требует мужской руки и желая также оставить по себе наследников и назваться чадородной матерью (ибо она была подобна дереву, орошаемому двумя садовниками и все-таки засыхающему без семян и листьев) приглашает к себе из Лесбоса на быстрокрылых кораблях некого изящного мужа, по имени Константина, по родовому прозванию Мономаха. Он был сослан в Лесбос еще царем Михаилом Пафлогонянином, – одни говорят – за участие в заговоре, – а другие вернее утверждают – за любовную связь с Зоей. Итак, Константин был осужден на заточение в Лесбосе, да еще чуть – было не был ослеплен. Вдруг перевернулся кубик судьбы, иначе расположились жребии и Константин становится царем, прежний раб властелином, осужденный государем, узник самодержцем и берет Зою в супружество. Так непостоянна жизнь земнородных! Так колесо событий, поднимаясь и опускаясь, переворачивает и изменяет все людские отношения! Людская молва изображает этого Мономаха неискусным в военном деле и ношении оружия, но во всех остальных отношениях благолепным, щедрым, приветливым, великодушным, любящим порядок и справедливым, морем щедрот, многоводным заливом, из которого многие насладились ключевых струй, многие напились живопитательной влаги»...

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Же­сто­ко убит в ре­зуль­та­те заговора. Про­слав­лен. Иоанн I Ци­мис­хий/Иоанн Цимисхий 969–976/ок. 925–976 Об­ра­тил Бол­га­рию в про­вин­цию им­пе­рии. За­бо­тил­ся о боль­ных и не­иму­щих граж­да­нах им­пе­рии, об­лег­чил на­ло­го­вый гнет на сво­ей ро­ди­не – в Армении. Был отрав­лен или умер от болезни. Ро­ман III Ар­гир/Ро­ман Аргир 1028–1034/9681034 Вер­нул из ссыл­ки опаль­ных пол­ко­вод­цев, ока­зал бла­го­де­я­ния круп­ной зе­мель­ной зна­ти, Церк­ви и мо­на­сты­рям, вы­пу­стил из тю­рем не­со­сто­я­тель­ных долж­ни­ков и упла­тил их дол­ги, вы­ку­пал плен­ных, стро­ил хра­мы. В то же вре­мя уси­лил на­ло­го­вый гнет. Отрав­лен мед­лен­но дей­ству­ю­щим ядом и утоп­лен в ванне. 1028–1034, 1034–1041, 1041–1042, 1042–1050/9781050 Ей не уда­лось обес­пе­чить ста­биль­ное управ­ле­ние, и пе­ри­од ее на­хож­де­ния у вла­сти счи­та­ет­ся вре­ме­нем по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са в империи. Умер­ла, пе­ред кон­чи­ной раз­дав боль­шие сум­мы де­нег неимущим. Фе­о­до­ра/Фe­o­дo­pa II 1028–1030, 1042–1050, 1050–1055, 1055–1056/9841056 Фе­о­до­ра взя­ла са­мо­дер­жав­ное прав­ле­ние над ро­ме­я­ми в свои ру­ки. При этом воз­ве­ла на выс­шие по­сты ев­ну­хов, ко­то­рые по­мо­га­ли ей в управ­ле­нии империей. Умер­ла от на­ру­ше­ния вы­де­ли­тель­ных спо­соб­но­стей организма. Ми­ха­ил IV Па­фла­гон­ский/Михаил 1034–1041/1010–1041 Стра­дал эпи­леп­си­ей, но бу­дучи в твер­дом уме, не­уто­ми­мо пек­ся о го­су­дар­стве и не толь­ко обес­пе­чи­вал бла­го­ден­ствие го­ро­дам внут­ри гра­ниц им­пе­рии, но и от­ра­жал на­тиск со­сед­них народов. Умер сво­ей смер­тью, бу­дучи монахом. Ми­ха­ил V Ка­ла­фат/Михаил 1041–1042/1015–1042 В жиз­ни был су­ще­ством пест­рым, с ду­шой мно­го­об­раз­ной и не­по­сто­ян­ной, враж­деб­но от­но­сил­ся к сво­ей род­не, пре­да­вал­ся удо­воль­стви­ям и был по­лон вы­со­ко­ме­рия, сверг­нут в ре­зуль­та­те на­род­но­го восстания. Был ослеп­лен, умер в ссылке. Кон­стан­тин IX Мо­но­мах/Кон­стан­тин Мономах 1042–1050, 1050–1055/ок. 1000–1055 В 1054 г. про­изо­шел Ве­ли­кий рас­кол. По­сле вой­ны с Русью за­клю­чил с ней в со­юз, скреп­лен­ный бра­ком род­ствен­ни­цы Кон­стан­ти­на IX (Ма­рии) с Все­во­ло­дом Ярославичем.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

Первый прецедент создала святая Ирина, став в 797 году единовластной царицей Римской державы (хотя для этого ей пришлось отстранить сына от власти – трагичная во всех отношениях история). Она строго соблюдала правила царского этикета и являлась перед народом в пышных одеждах, как император, а на монетах повелела чеканить: «Ирина, великий василевс римлян, автократор» . На закате славной Македонской династии, после весьма бурных событий, сразу две женщины – родные сестры Зоя (1042–1050) и Феодора (1042–1056) – правили Римским государством. Старый дворцовый церемониал пришлось перестраивать под новые веяния. И теперь обе императрицы восседали вдвоем на царских тронах, расположенных в одну линию, слегка отклонявшуюся в сторону младшей сестры. Рядом с ними стояли воины-телохранители, позади – самые близкие к сестрам придворные. Еще дальше находилась вторая стража гвардейцев и потом уже синклит (сенат). Все государственные дела сестры решали сообща в присутствии сановников . Чуть позднее к ним присоединился Константин IX Мономах(1042–1055), которого сестры избрали в мужья Зое – она являлась старшей между ними и негласно имела больше прав на царство. Теперь в тронном зале стояли три престола для всех трех императоров Византии. Константин IX Мономах остался верным слову, которое дал перед венчанием на царство. Он ни в чем не стеснял царственных сестер, и в официальных актах значилось не только его имя, но и Зои с Феодорой. Помимо этого и законы подписывались всеми императорами, чтобы не нарушить права последних представительниц Македонской династии. Каждая из императриц пользовалась известной свободой действий и по негласной договоренности могла отдавать распоряжения, обязательные для всех лиц. Так продолжалось до 1050 года, когда Зоя умерла. Но Константин IX продолжал править совместно с Феодорой. В конце концов скончался и Мономах, и Феодора стала единоличной царицей Римской империи. Удивительно, но все историки солидарны в том, что краткое царствие Феодоры ознаменовалось полным отсутствием каких-либо заговоров и мятежей; никто не злоумышлял против верховной власти. Царица в поистине мужском стиле управляла Римской империей, твердым голосом отдавая приказания и смиряя аристократическую оппозицию. А когда слышала о недовольстве некоторых сановников, справедливо напоминала, что не в первый раз занимает священный престол, а продолжает царствовать. При ней, как по мановению волшебной палочки, урожаи случались очень хорошими, войны прекратились, границы стали безопасными, что положительно сказалось на торговле. Государственная казна быстро пополнилась .

http://pravoslavie.ru/59983.html

1038 Подлинные декреталии, помещенные в Испанском сборнике, перечислены выше, пр. 930. Следующие подложны: Сильвестра – 1, переписка Афанасия В. и Марка – 2, переписка Юлия – 4, переписка Либерия – 2, декреталий Феликса – 3, Либерия – 1, Дамаса – 3 (Notum, Licet, Optaveram), Афанасия – 2, Сикста III – 1, Симмаха – 2 (собора), Uoahha I – 2 , Феликса III – 2, Бонифация II – 1, Uoahha II – 1 , Агапета I – 1, переписка Сильверия – 2, Пелагия I – 1, Uoahha III – 1 , Бенедикта – 1, Пелагия II – 3. Migne, LVI, col. 255–259. Остальные декреталии, которых нет ни в испанском сборнике, ни в числе подложных декреталий, ни в списке апокрифов, явившихся раньше лже-Исидора (ниже, примечан. 1040), заимствованы из Кенелева сборника. 1039 Можно видеть у Migne, s. 1. XCVI, col. 1055–1898, в издании и с примечаниями Антония Августина, под заглавием: Adriani papae capitula quae «Ex Graecis et Latinis canonibus et Synodis Romanis atque docretis praesulum ac pruicipum Romanorum [haec capitula] sparsim collecta sunt et Angilramno Mediomatricae urbis episcopo Romae a bento papa Adriano tradita sunt die XIII kal. Octobres, indictione nona, quando pro sui negotii causa agebatur». (Слова в кавычках составляют подлинное заглавие). Многие места буквально или почти буквально сходны с капитуляриями Бенедикта и лже-Исидоровскими декреталиями. Richter, § 37. 1041 Knust, De fontibus et consilio Ps.-Isidorianae collectionis. Cp. Ballerini, Migne, col. 251 (15) 250. 1042 Hinschius, Decretales Ps.-Isidorianae, CXI–CXXXVII (tabula fontium). Здесь указаны 80 прямых и непрямых источников. 1043 К подложным памятникам, явившимся раньше Лжеисидоровских декреталий, относятся: 1) два послания Климента к Иакову, брату Господню, – памятник, переведенный Руфином с греческого и возникший вместе с Климентинами (Uhlhorn, im Herzog, Real-Encyklopadie, II, 749) в Восточной Сирии, как думают одни Gesch. der Kirche, I, l, S. 41; Uhlhorn, im Herzog’s R. Encykl. II, 755), или в Риме, как утверждают другие (Ваиг, Die christ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

1041. Мф. 22. 12. 1042.  Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9. 27). 1043. Слово 90. 1044.  И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7. 3–5). 1045. Алфавитный патерик. 1046. Преподобного Аввы Дорофея Поучение 9. 1047. Алфавитный патерик. 1048. Здесь разумеется вера деятельная, а не догматическая. О различии их смотри Добротолюбие. Ч. 2. Иноков Каллиста и Игнатия гл. 16 1049.  …должны сносить немощи бессильных (Рим. 15. 1). 1050.  …исправляйте …в духе кротости (Гал. 6. 1). 1051. Слово 89. 1052. Слово 90. 1053. Слово 38. 1054. Добротолюбие. Ч. 1. Собеседование преподобного Максима Капсокаливи с преподобным Григорием Синаитом. 1055. Добротолюбие. Ч. 1. Преподобного Симеона Нового Богослова глава 16. 1056.  …если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19. 21; Мк. 16. 21). 1057. Лк. 14. 33. 1058. Лествица. Слово к пастырю. 1059.  Перед своим Господом стоит он, или падает (Рим. 14. 4). 249, 250 и 251 ответы преподобного Варсонофия Великого. 1060.  Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6. 19, 20). 1061.  Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6. 21). 1062.  Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6. 24). 1063. Еф. 5. 5. 1064. Лк. 12. 15–22. 1065.  «Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем» (Пс. 51. 9). 1066.  …душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. …Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя: кому же достанется то, что ты заготовил (Лк. 12. 19, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

118–120, 1–25; Dräseke, p. 343–345, 1–9. 1007 De-Lagarde, р. 118; 119, 1–14; Dräseke, р. 343, 10–25. Ср. Apollin. contr. Diodor.: «как созданное становится несозданным? – как соединенное с несозданным». – Leont., Adv. fr. Apoll., – Migne, gr. s., t. 86, 2, c. 1968. A. 1008 De-Lagarde, p. 119, 14–21; Dräseke, 343; 344. – Ср. отрывок Апол­линария у Леонтия: «и все сродное плоти имеет и Бог по единству с плотию и свойственное Богу получает плоть по единению с Богом», – Adv. fr. Apoll., Migne, ibid., c. 1961. 1011 Ср. Аполлин.: «прежде существует человек Христос», – ap. Greg. Niss., Antirr. C. XII, Migne, gr. s., t. 45, c. 1144. 1012 Ср. «Плоть Спасителя не с неба... и не Бог, Бог же она, поскольку соединено в одно Лицо с Божеством,» – ер. ad. Dionis, ар. Leont., Adv. fraud. Apoll. Migne, gr. s., t. 86, 2, c. 1499. A. – В одном месте св. Григорий Нисский замечает: «Аполлинарий знает какую-то иную плоть, кроме человеческой», Antirr. c. XIX, Migne, gr. s., t. 45, c. 1161; Тв. св. Григ. Нисс., т. VII, стр. 95, 96. 1029 Mansi, Х,р. 1113, – Совпадение в этой цитате из Аполлинария между актами Латеранского собора и автором «Учения Отцов» может вызывать догадку о зависимости последнего от первых, но обосновать эту догадку едва ли возможно, так как в остальных цитатах из Аполлинария такого же совпадения не замечается. 1031 Один из подобных списков был также в распоряжении шестого вселенского собора, – см. Mansi, XI, р. 449. 1039 Издан Consmanm’oм в Epistol. Roman. pontif., 1, 293–298; у Migne. см. lat. s., t. V, col. 144. 1042 Вслед за Кириллом, как подлинное сочинение Феликса, этот отрывок приводили Марий Меркатор (Migne, lat. s., t. 50, c. 681) и др. 1055 Оно издавалось много раз. Помимо общих изданий соборных актов (Coleti, Labbei, Mansi) упомянем следующие: Routh, Reliquiae sacrae, Oxonii, 1814–1818; t. p. 367; Maji, Scriptorum veterum nova coll., VII, 162; Walch, Biblioth. Symb., p. 275; Hahn, Biblioth. d. Symbol., s. 129 fg. 1056 Dupin, Bibliotheque d. auteurs ecclesiast., Paris, 1698, t.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010