Малый синопсис Василик – см.: закон. Мама (Мамма) – православный святой; дворец его имени находился на Босфоре в совр. турец. Бешикташ. Монастырь Св. Маммы располагался недалеко от Золотых ворот Константинополя и пристани Пиги на Пропонтиде. Мангана (манганика) – крупная метательная машина – камнемет типа требюше. Служила и на море, и на суше. См.: баллиста, катапульта. Манганарий – военный специалист, обслуживавший мангану и ведший из нее стрельбу. Манганы – район в восточной оконечности Константинополя, у Акрополя, на берегу Босфора, где находилась резиденция Патриарха Игнатия (ум. в 877 г.), затем перешедшая к василевсу Василию I Македонянину (867886 гг.), который превратил ее в роскошный «императорский дом» с одноименным названием, доходы от которого шли на частные нужды. Во дворце М. размещались арсенал и ведомство куратора М., который в IX-X вв. контролировал государственные ксенодохионы. Со временем в М. появились госпиталь, начальная школа и монастырь Св. Георгия, или монастырь М., основанный василевсом Константином Мономахом (1042–1055 гг.) В XIV в. там хранились реликвии страстей Христовых. См.: Иоанн Кантакузин , Кинигий (2). Манглавиты – известный с VIII в. отряд личных стражников василевса, которые набирались из числа варваров. Были вооружены палицами-дубинками (манглавиа – от лат. manuclavium), которые носили на плече, а также бичами. М. сопровождали царя в церемониях и шествиях, выполняли функции вестиариев, открывали двери Большого императорского дворца по утрам (ср.: этерия), иногда занимались экзекуциями провинившихся. Позднее эта должность стала почетной, начальники М. носили титулы спафариев, спафарокандидатов, протоспафариев М. Последние упоминания о М. исчезли с конца XI в. См.: равдухи. Мангуп – средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. В ранневизантийское время – обширное укрепление площадью около 90 га. Сфрагистические и письменные памятники могут свидетельствовать о присутствии на М. византийских властей в VI-VIII вв. и в фемный период середины IX – середины XI вв. (особенно любопытны фрагмент надписи около 560 г. с упоминанием автократора Юстиниана и по новому датируемая строительная надпись 994–995 гг. топотирита Цулы (3) на участке оборонительной стены в одной из балок). Находок XII-XIII вв. на М. практически нет. Лишь со второй половины – конца XIV в. М. стал политическим центром христианского княжества Феодоро, с 1476 г. – крепостью турок-османов, захвативших Феодоро. Турецкий период М. продолжался до конца XVIII в. М. расположен на плато горы, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250–300 м. Общая длина крепостных сооружений составляет 1500 м, длина оборонительного контура (с естественными преградами, скалистыми обрывами от 20 до 70 м высотой) – 6600 м. См.: Инкерман.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Пселл (1018–1097 гг.) – до пострижения в монахи носил имя Константин; знаменитый византийский писатель, политик и философ-энциклопедист, «типичный представитель эпохи скрытых интриг, кровавых дворцовых переворотов и ожесточенной битвы за трон, которую справедливо называют эпохой «ораторов и евнухов» (Андре Гийу). Происходил из небогатой, но знатной константинопольской семьи бывших консулов и патрикиев. Под опекой матери получил хорошее начальное, а затем высшее образование, великолепно знал античную философию и литературу, интересовался астрологией и оккультными науками, сочинял беседы, писал письма, стихотворения, эффектно, но неглубоко работал во всех этих жанрах. Примкнул к кружку талантливой честолюбивой молодежи, группировавшейся вокруг ритора Иоанна Мавропода, из которой вышли такие личности как Константин Лихуд, будущий всесильный временщик, а затем Патриарх Константинополя, и сменивший его в этом сане Иоанн Ксифилин, а также будущий василевс Константин Дука (1059–1067 гг). В основном этим людям обязана Византия середины XI в. своим культурным возрождением. М. П. начал свою карьеру с самых скромных ступеней административного аппарата, недолго был адвокатом в малоазийской Филадельфии. С 1041 г. занимал в столице различные чиновные должности, был протоасикритом – начальником царской канцелярии, секретарем и доверенным лицом нескольких сменявшихся на троне василевсов, в течение тридцати лет входил во все правительства. Он принимал живейшее участие в придворных интригах и добился санов ипертима и ипата философов, возглавлял константинопольскую философскую школу. Его преподавание, лекции, охватывавшие весь круг тогдашних наук и риторику, пользовались успехом. Незадолго до кончины Константина IX Мономаха (1042–1055 гг) М. П. принял постриг в монахи, а со временем ненадолго удалился в монастырь на Олимпе. Вскоре он опять вернулся к государственной деятельности, что дало новые обвинения его противникам. Из-за интриг Никифорицы, фаворита Михаила VII (1071–1078 гг.), был в очередной раз отстранен от двора, вновь удалился в монастырь, но продолжал заниматься преподавательской и литературной деятельностью. Оставил после себя большое число произведений по риторике, философии, логике, поэтических и исторических, среди которых особенно выделяется его «Хронография», необычное для византийской историографии полумемуарное историческое произведение, сохранившее описание придворной жизни с 976 до 1077 г. Будучи крайне амбициозным, тщеславным, своекорыстным и двуличным человеком, М. П. преувеличил перед читателями свое значение как государственного чиновника, но как крупный ученый, самобытный философ, сторонник живой, оригинальной мысли, создатель нового гумма- нистического взгляда на жизнь оказал сильное влияние на культуру своего времени. Среди его современников были самые известные византийские книжники, интеллектуалы, литераторы, а одним из учеников – Иоанн Итал. См.: историки Византии, география.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

На иконе Крещения Руси в 988 году святые равноапостольные Владимир и Ольга, разумеется, изображаются с нимбами, но так же изображена и великая княгиня Анна, будущая невеста князя Владимира и сестра римского императора Василия II (976—1025). Третий пример мы видим в праздничной иконе первого воскресенья Великого поста — Торжества Православия и святых икон. С нимбом изображена не только святая императрица Феодора (842—856), но также и ее сын, тогда еще отрок, император Михаил III (842—867), который определенно не был канонизированным святым. Наконец, в настенных росписях Грановитой палаты в Москве, относящихся ко времени царствования царя Алексея Михайловича (1645—1676), византийский римский император Константин IX Мономах (1042—1055), а также царь Иван III Великий (1460—1505), царь Василий III (1505—1533) и даже царь Иван IV Грозный (1533—1584) изображены с нимбами. Не нужно говорить, что ни один из них не является канонизированным святым. Какой вывод можно сделать, исходя из этой иконографической традиции? Во-первых, очевидно, что святая Православная Церковь за долгие века своей истории не рассматривала православных императоров и царей как просто политические фигуры. Во-вторых, несмотря на все свое благоговение к священному положению помазанников Божиих, святая Церковь все же предназначала действительную канонизацию только для императоров, царей и князей, которых она считала достойными прославления за их личное житие и царствование. Святая Православная Церковь, несомненно, поминает имена здравствующих монархов во время Божественной литургии и других служб. Она также поминает по особым случаям имена православных правителей: здравствующих на молебнах или службах, а усопших на панихидах или общих заупокойных службах. Раз в году, на службе первого воскресенья Великого поста, когда празднуется Торжество Православия, вслух читается великий синодик, в котором предаются анафеме величайшие ереси и поминаются великие защитники Православия — не только патриархи и епископы, но также и императоры, которые возглавляли борьбу с ересями. Однако важно, и, на первый взгляд, довольно удивительно, что хотя некоторые из этих ересей были введены и проповеданы с трона, ни один римский император в великом синодике анафеме не предается. Очевидно, что святая Церковь намеревалась ограничить свое общественное осуждение в ереси епископами и духовенством, которым одним была вверена ее Божественным Главой прямая ответственность за сохранение истинной веры.

http://moral.ru/американские-ученые-о-пр...

Несомненна его важная роль в драматических событиях середины XI века, в отношениях Восточной и Западной Церквей, приведших к историческому расколу. Автор творений – трех сотниц, которые были точным правилом деятельной жизни, руководством к непогрешительному ведению, одним словом, богатейшей сокровищницей нравственных уроков и умозрительных идей. Цит. по Добротолюбию (т. 5). Михаил Пселл (1018 -около 1078 или около 1096) – византийский политический деятель, писатель, учёный. До пострижения носил имя – Константин. Видный чиновник, первый руководитель Высшей философской школы в Константинополе, входил в состав кружка образованной столичной знати, оказывавшей большое влияние на правительство Константина IX (1042–1055). Около 1050 попал в опалу, постригся в монахи, но затем был возвращен ко двору. При Константине X (1059–67) – воспитатель наследника (Михаила VII). Просветитель, знаток античной культуры, стремившийся к усвоению основных принципов античного миросозерцания, которое Михаил хотел соединить с христианским учением (бог – творец «природы», но «природа» подчиняется внутренней закономерности, что делает невозможными противоестественные явления – отсюда вражда М. П. к вульгарному «чудотворству»). Письма Мхаила Пселла воссоздают атмосферу интеллектуальной жизни Византии. Кроме того, ему принадлежат теологические и философские сочинения (в т. ч. комментарии к Платону и Аристотелю и «Всеобщая наука» – краткое систематическое изложение представлений о мироздании), трактаты по математике, медицине, филологии, праву, музыке и т.п. Цит. по Patr. Migne. PG, 1.122. Фома Аквинский (1225 или 1227–1274 г.) – знаменитый схоластик, сын графа Ландольфа Аквинского. Первоначальное воспитание получил у бенедиктинских мона-хов в Монте-Кассино. Жизнь Фомы не отличается большим разнообразием внешних событий, она была богата разве что странствиями – родившись в Италии, Фома жил в Париже, Кельне, Риме и других городах Италии. В 1239–1243 годах учился в университете Неаполя. Далее Фома учится некоторое время в Париже, а в 1244 или 1245 году, в Кельне, он становится учеником Альберта Великого, уже в то время почитающегося одним из наиболее выдающихся ученых своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Новое архитектурное оформление Г. Г. заняло почти столетие. Оно началось в 1012 г. по инициативе бедуинского эмира Муфарриджа ибн аль-Джарра; с 1014 по 1023/24 г. работы шли под рук. матери халифа аль-Хакима, христианки Марии. В 20-30-х гг. XI в. множество монахов (в т. ч. аббаты, епископы, греч. мон. Симеон) и светских лиц (группа знатных паломников во главе с гр. Ангулемским Вильгельмом IV Тайллефером) наблюдали в Г. Г. схождение Св. Огня. Важнейший этап реставрации храма Гроба Господня связан с императорами Византии: его восстановление было отмечено в мирном договоре 1035-1038 гг. между визант. императорами и Фатимидами. Согласно историку крестовых походов архиеп. Вильгельму Тирскому (30-е гг. XII в.- ок. 1186), главные средства поступили от имп. Константина IX Мономаха (1042-1055). Работы были окончены к 1048 г. Завершение реконструкции к этому времени подтверждает Насир Хосров, к-рый видел храм Гроба Господня весной 1047 г. Следующий этап реконструкции и украшения храма Гроба Господня связан с эпохой лат. владычества в Палестине. С сер. XIX в., начиная с работ Венсана и Абеля, до выхода в свет книги В. К. Корбо ( Corbo V. La Basilica del S. Sepolcro. Jerusalem, 1969) и словаря «Grove Dictionary of Art» (N. Y., 1996) считалось, что крестоносцы изменили облик Кувуклии, возведя к 1119 г. купол, облицевав стены мрамором и украсив мозаичными композициями. Однако эти сведения Биддл подверг сомнению: крестоносцы, взяв Иерусалим, вошли в ротонду вечером 15 июля 1099 г. и увидели храм, богато украшенный визант. мастерами чуть более полувека назад, в к-ром можно было служить еще долгие годы. Поэтому крестоносцы сосредоточили усилия в зоне Мартирия и его атриума, где возвели комплекс зданий августинского приората храма Гроба Господня. В 1102-1167 гг. служба в храме Гроба Господня и приделе Животворящего Креста Господня не прерывалась. Лишь нек-рые изменения могли произойти в убранстве Г. Г. в первые годы лат. правления, до 1106/07 г., когда их описал игум. Даниил (Хождение игум. Даниила. М., 1980р), отнесший к работе этого периода единственную деталь: серебряную фигуру Христа на куполе (позже ее убрали и заменили позолоченным крестом с фигуркой голубя). Биддл не считает дату освящения храма Гроба Господня в 1149 г., после предполагаемой большой реставрации, окончательно обоснованной.

http://pravenc.ru/text/168157.html

О почитании Георгия в Каппадокии свидетельствует Похвальное слово в честь великомученика, написанное в V веке Феодотом, епископом Анкирским, которое сохранилось только на коптском языке. Византийский император Юстиниан I (527–565) построил церковь во имя великомученика Георгия в Визане близ Феодосиополя в Великой Армении; император Ираклий I (610–641) – храм в Константинополе в квартале Девтерон; Константинопольский патриарх Сергий I (610–638) – церковь в Халкидоне. Сведения о почитании великомученика в Малой Азии и о его мощах содержатся в Житии преподобного Феодора Сикеота (умер в 613 году), покровителем которого был великомученик Георгий: «А у преподобнейшего Емилиана, епископа Гермийского, была частица его святой главы, и один палец руки, и один зуб, и еще одна частица. И вот мученик явился епископу, повелевая ему отдать их своему слуге Феодору для построенного им ему храма». У епископа Емилиана мощи Георгия, вероятно, хранились в храме святых Архангелов в Гермиях, Феодор же перенес их в построенную им церковь, освященную во имя Георгия. В житии приводятся многочисленные рассказы о явлении великомученика, его чудесной помощи, защите Феодора от демонов. После смерти Феодора Сикеота эта часть мощей Георгия была перенесена императором Ираклием в Константинополь и положена в специально построенной для них церкви также во имя Георгия, в квартале Девтерон около Адрианопольских ворот. По этой причине монастырь, возникший впоследствии на этом месте (упоминается с конца IX века), назывался монастырем Георгия Сикеота. Частицы мощей Георгия хранились в церкви во имя великомученицы Евфимии около Ипподрома. Древнейшими церковными сооружениями в Константинополе, построенными в честь святого Георгия, являются монастырь Ксирокерк, или Ксилокерк (упоминается с 518 года), и церковь во имя великомученика Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, императором Константином I Великим. В Константинополе известны и другие храмы, освященные во имя великомученика Георгия, – в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX веке, сохранился после падения Константинополя, сгорел в 1782 году и был восстановлен патриархом Константинопольским Константином II в 1833 году), Сики (впервые упоминается в 1303 году в хрисовуле императора Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также монастыри великомученика Георгия «ту Препозиту» (конец VIII века) и построенный императором Константином IX Мономахом (1042–1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения Константинополя. Ее настоятель в XIV веке имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал второе место после игумена Студийского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Отличался широтой знаний, прослышав о которых халиф Мамун просил у василевса Феофила (829–842 гг.) прислать Л. М. в Багдад, предлагая за это 2000 фунтов золота и договор о вечном мире. Л. М. особенно известен как искусный механик, изобретатель Соломонова трона, а также светового (огневого) телеграфа ромеев. Им также составлен «Краткий курс медицины». Преимущественно светские интересы Л. М. не помешали ему стать архиепископом Фессалоники, где он, будучи рукоположен Иоанном Грамматиком, выступал как сторонник иконоборства. В 843 г. был отрешен от кафедры. Преподавал в частной школе в Константинополе, а после – в государственной школе при монастыре Сорока Мучеников, куда был назначен василевсом Феофилом. Позже управлял высшей школой, открытой в константинопольской Магнавре кесарем Вардой, советником василевса Михаила III (842–867 гг.). Сам Л. М. вел здесь занятия философией, а его ученики – геометрией (Феодор), астрономией (Феодигий), грамматикой (Комит, комментатор и издатель поэм Гомера). В Магнаврской школе учились дети и родственники членов императорской семьи, а также представители гражданской знати. В этом учебном заведении не было кафедры богословия, что обусловило ту враждебность, которую питал к школе Патриарх Игнатий и его последователи. Лев Торник (Торникий) – выходец из старинной армянской семьи Торников, был владетелем в Армении (откуда его прозвище от армянской области Тарон). После прихода к власти Константина IX Мономаха (1042–1055 гг), с которым состоял в дальнем родстве, был вызван в Константинополь, получил титул патрикия, а затем веста. Кроме столицы, жил в Адрианополе, где был крупным землевладельцем, пользовавшимся большим влиянием. Служил стратигом пограничной области в Ивирии. Попав в опалу, был пострижен в монахи. Это обстоятельство поставило его во главе заговора против царя. Бежав из Константинополя в Адрианополь, поднял военный мятеж. К Л. Т. присоединились македонские фемные войска, собранные против болгар, тогда как императорские войска были отправлены против сельджуков, а сам Константин Мономах лежал, сраженный подагрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. имели на вооружении наступательное (главным образом метательное) легкое оружие, небольшие копья, дротики, риктарии (риптарии), луки (см.: токсофаретры), а также спафии, небольшие секиры и щиты. Псогос – литературный риторический жанр, который предполагает утрированное изображение недостатков. Например, Михаил Пселл в «Хронографии» дал крайне негативную характеристику василевса Константина IX Мономаха (1042–1055 гг.) именно в жанре П. См.: Прокопий Кесарийский, Арефа Кесарийский . Птихии (от греч. «евтихия»=лат. fortuna, «счастье, удача») – военные знамена с изображением небесного покровителя воинов – архангела Михаила, пришедшие на смену древнеримским изображениям богини Фортуны. Птолемей Клавдий (после 83 – после 161 г н. э.) – выдающийся астроном античности, а также астролог, математик и географ. Был родом из Птолемаиды в среднем Египте, работал в Александрии. Он объединил ранние работы греческих астрономов в «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах». П. создал еще «Оптику», «Руководство по географии в 8 книгах» (математическую географию с картой мира) и очень часто используемый в Средние века астрологический труд «Четверокнижие». Исходил из геоцентрической системы мира, согласно которой Земля находится в центре, а планеты и Солнце вращаются вокруг нее. Птохи – дословно с греч. «убогие», неимущие, в том числе беднейшие крестьяне, лишенные каких-либо наделов, средств и орудий производства. Ср.: Пурпур – легко транспортируемый товар высшего разряда, высоко, на вес золота ценившийся природный краситель багряного, красно-фиолетового цвета. Краситель извлекали из желез брюхоногих морских моллюсков-иглянок Murex brandaris, или так называемых пурпурных улиток (от лат. purpura). Они питаются падалью и поэтому издают неприятный запах. Пурпурная улитка-мурекс обычно имеет высоту раковины 8–10 см и в стенке ее мантии находится железа, выделение которой под влиянием света изменяет цвет и окрашивается в различные оттенки фиолетового. Ловцы морских улиток, мурекс в ранней Византии назывались мурилегулы или конхилиолегулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перерыв в имп. строительстве в К. наступает при бережливом имп. Василии II Болгаробойце (976-1025). Проявив активность в поддержке изобразительного искусства, в сфере архитектуры Василий не сделал практически ничего, кроме вынужденного восстановления арм. зодчим Трдатом купола собора Св. Софии в 994 г. после землетрясения 986 г. Историк Михаил Пселл (сер. XI в.) обвиняет Василия II в том, что он предпочитал строить хранилища для казны: «Когда же в специально построенных хранилищах не хватило места, он велел вырыть подземные лабиринты, наподобие египетских склепов, и в них спрятал немалую долю собранного» ( Mich. Psell. Chron. VI 31). Напротив, преемники Василия II в XI в. активно растрачивали скопленные им деньги на строительство роскошных ктиторских храмов, зачастую необычной формы. Имп. Зоя восстановила храм Христа Антифонита. Имп. Роман III Аргир (1028-1034) с необыкновенной пышностью возвел храм Пресв. Богородицы Перивлепты ( Dark. 1999). Набожный, сильно болевший и раскаивавшийся в убийстве своего предшественника имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) с большим размахом перестроил храм святых Космы и Дамиана. Строительство и 2-кратное увеличение храма св. Георгия в Манганах имп. Константином IX Мономахом (1042-1055) Михаил Пселл считает примером безрассудных трат. Вероятно, одновременно с этим храмом по соседству были заложены дворец Манганы и мон-ри Пресв. Богородицы Панахрантос и Христа Человеколюбца (Филантропа; Demangel, Mamboury. 1939). К 1-й пол. XI в. относится и первоначальный тетраконх Панагии Мухлиотиссы с 3 нишами в каждой апсиде ( Μπορας. 2005). Впрочем, после царствования Константина IX этот церковный строительный бум прекратился. Вопреки мнению С. Манго ( Mango C. Byzantinische Architektur. Stuttg., 1975. S. 208) о том, что строительная активность императоров продолжалась до 1071 г., отсутствие значительных ктиторских построек после сер. 50-х гг. XI в. показывает, что уже к этому времени нараставшие финансовые трудности привели к временному сокращению расходов двора на дорогостоящие столичные церковные проекты. Напротив, имп. Исаак I Комнин (1057-1059) «отнял у храмов почти всю их собственность, передал ее в казну, а им самим определил только самое необходимое» ( Mich. Psell. Chron. VII 60). Характерно, что о пригородном храме в мон-ре Пиперудион, заложенном имп. Евдокией Макремволитиссой в 1064 г., историки упоминают только в контексте ее ссылки.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010