В. являлись германский Трир, затем по- дунайский Сирмий и Сердика (София). В 326 г. К. В. принял очень важное историческое решение – избрал столицей Империи город Византий, в дальнейшем ставший называться Константинополем («градом Константина»). К. В. окружил себя пышным императорским двором, учредил консисторий – императорский совет и осуществлял свою власть с помощью строго организованного чиновничьего аппарата. Он окончательно разграничил военное и гражданское управление. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную систему. Поворот К. В. к христианству произошел, вероятно, около 312 г. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправной религией. В 325 г К. В. созвал в Никее Первый Вселенский собор и стал первым императором, признавшим христианский Символ веры . Его мать, Елена, в 327 г. совершила паломничество в Иерусалим, где в ходе раскопок на Голгофе чудесным образом обрела Честный Крест Господень, на котором был распят Христос, отчего была причислена к числу святых. К. В. скончался во время похода против персов, незадолго до того приняв крещение. Константин Гавра – видимо, сын Феодора Гавры и брат видного вельможи, Григория Гавры; был стратигом в малоазийской Филадельфии, а затем при василевсе Иоанна Комнине – дукой Трапезунда. В 1126 г. поднял в Трапезунде мятеж, который продолжался в течение 14 лет. Константин Даласин – представитель знатного рода Даласинов, катепан Антиохии в XI в. См.: Анна Даласина. Константин Диоген – отец василевса Романа IV Диогена (1068–1071 гг.), был женат на племяннице Романа III Аргира (1028–1034 гг.); начал карьеру при Василии II (963–1025 гг.). Занимал высокие административные посты на севере Балканского полуострова, успешно воевал с болгарами, носил титул патрикия. В 1031 г. был обвинен в заговоре и отдан под следствие. Не дожидаясь суда, К. Д. бросился из окна императорского дворца во Влахернах и погиб. Константин Лихуд – родился в конце Х в., учился в Константинополе у Иоанна Мавропода. Придворную карьеру сделал еще в юные годы, при василевсе Михаиле IV Пафлагоне (1034–1041 гг) входил в состав синклита, в царствование Константина IX Мономаха (1042–1055 гг) носил титул проедра и протовестиария и фактически был «первым министром» этого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всему против святых патриархов Тарасия, Никифора и Мефодия, Игнатия, Стефана, Фотия, Антония и Николая написанному или сказанному, анафема. Всему супротив церковного предания и учения и запечатления святых и блаженных отцов нововведенному, или учиненному или после этого хотящему учинитися, анафема. Феодору всепреподобному игумену Студийскому, вечная память. Феофану преподобнейшему игумену Мега Агроса вечная память». Далее провозглашалась анафема тем, кто речения Священного Писания против идолов относил к святым иконам. После вечной памяти царям повторяется вечная память вышепоименованным патриархам. «Сии благословения отцов от них к нам, сынам, ревнующим их благочестия, переходят. Также и клятвы ...». Далее снова анафемы. «Тем, кто словом принимает домостроительство Бога Слова во плоти, но не выдерживает видеть его через образы ..., анафема. Тем, кто пророческие видения, даже не желая, принимает, а явившиеся им (о чудо!) образные изображения и прежде воплощения Слова не приемлет, но или о том, что сама неуловимая и незримая сущность явилась зрителям, пустословят, или то, что это образы и виды истины явившиеся созерцавшим, сочинили, а изображать образами воплотившегося Слова и за ны Его страдания отказывающимся, анафема. Упорствующим в иконоборческой ереси, особо же в христоборческом отступничестве ... анафема». После поименного перечисления иконоборцев провозглашалось царское многолетие и  патриархам «вечная память» Известно, что в контексте натянутых отношений с западом патриарх Михаил Кируларий исключил имя прп. Феодора Студита из синодика Православия. Но император Константин Мономах (1042-1055), вняв жалобе игумена Студийского монастыря Михаила Мерментула, принудил патриарха вернуть имя прп. Феодора в синодик и в виде раскаяния прочесть синодик на одной из седмиц после Пасхи («по приказу царскомиу был прочитан синодик в неделю о Самаряныне»), что и было исполнено Хотя переведенные нами отрывки из гомилии Керулария были прочитаны в положенное время в конце первой седмицы великого поста, они дают возможность живо представить и тот особый день после Пасхи для прочтения синодика, незадолго до драматических событий великого раскола.

http://bogoslov.ru/article/290419

Всему против святых патриархов Тарасия, Никифора и Мефодия, Игнатия, Стефана, Фотия, Антония и Николая написанному или сказанному, анафема. Всему супротив церковного предания и учения и запечатления святых и блаженных отцов нововведенному, или учиненному или после этого хотящему учинитися, анафема. Феодору всепреподобному игумену Студийскому, вечная память. Феофану преподобнейшему игумену Мега вечная память " . Далее провозглашалась анафема тем, кто речения Священного Писания против идолов относил к святым иконам. После вечной памяти царям повторяется вечная память вышепоименованным патриархам. " Сии благословения отцов от них к нам, сынам, ревнующим их благочестия, переходят. Также и клятвы... " . Далее снова анафемы. " Тем, кто словом принимает домостроительство Бога Слова во плоти, но не выдерживает видеть его через образы..., анафема. Тем, кто пророческие видения, даже не желая, принимает, а явившиеся им (о чудо!) образные изображения и прежде воплощения Слова не приемлет, но или о том, что сама неуловимая и незримая сущность явилась зрителям, пустословят, или то, что это образы и виды истины явившиеся созерцавшим, сочинили, а изображать образами воплотившегося Слова и за ны Его страдания отказывающимся, анафема. Упорствующим в иконоборческой ереси, особо же в христоборческом отступничестве... анафема " . После поименного перечисления иконоборцев провозглашалось царское многолетие и патриархам " вечная память " Известно, что в контексте натянутых отношений с западом патриарх Михаил Кируларий исключил имя прп. Феодора Студита из синодика Православия. Но император Константин Мономах (1042-1055), вняв жалобе игумена Студийского монастыря Михаила Мерментула, принудил патриарха вернуть имя прп. Феодора в синодик и в виде раскаяния прочесть синодик на одной из седмиц после Пасхи ( " по приказу царскомиу был прочитан синодик в неделю о Самаряныне " ), что и было Хотя переведенные нами отрывки из гомилии Керулария были прочитаны в положенное время в конце первой седмицы великого поста, они дают возможность живо представить и тот особый день после Пасхи для прочтения синодика, незадолго до драматических событий великого раскола.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/19/...

Выступающие за линию фасадов массивные полуколонны придают особую монументальность маленькому храму. Композиция и стиль этих построек развивались в К-поле и в кон. XI в., напр. в ц. Христа Пантепопта (Эски-Имарет-джами) (1081-1087). Величественности ее облику добавляют прямоугольные лопатки на фасадах. Галерея над нартексом вела в молельни, имевшие небольшие купола, над сводами зап. угловых ячеек. Как и в Мирелейоне, тройные аркады рукавов креста снаружи, вероятно, прикрывались портиками. На фасадах использована кладка со скрытым рядом, частично техника клуазонне, воспринятая из Греции,- кирпичный меандр и зигзагообразный орнамент. Близка по технике исполнения и стилю Килисе-джами (ц. св. Феодора), постройка типа вписанного креста, вероятно комниновского времени. В 1-й пол. XI в. в столице создавали постройки, выделявшиеся размерами, сложностью структуры и роскошью отделки, напр. несохранившаяся ц. Богородицы Перивлепты, возведенная имп. Романом III Аргиром (1028-1034). Согласно описаниям XI-XIII вв., она имела центричный план, 3 нефа, купол на колоннах и пышную декорацию, но о ее объемной композиции можно лишь догадываться. Описание возведенной имп. Константином IX Мономахом (1042-1055), несохранившейся ц. вмч. Георгия в Манганах можно сопоставить с ее раскопками 20-х гг. XX в. Это была самая большая из средневизант. церквей: композиция в целом напоминает ц. Успения в Никее, но имеет 9-дольную структуру, развитый вариант крестово-купольного типа. Необычна планировка: подкупольный квадрат со стороной 10 м ограничен стенами, в к-рых прорезаны арки по ширине в 2 раза меньше стороны квадрата, его углы скруглены. Церковь предварял прямоугольный атрий, его стены внутри были оформлены чередованием ниш разных глубины и очертаний, их простенки превращены в пучковые лопатки, ближайшую аналогию им представляет резьба на стенах памятников X в. в Ани ( Mango. 1976. P. 128-131). Большей компактностью обладает композиция сев. ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (сер.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Завершает ряд византийских источников экфрасис 778 баптистерия до сих не идентифицированною монастыря св. Иоанна Предтечи. 779 Так как в конце VI столетия отдельностоящие баптистерии начинают выходить из употребления и заменяться переносимыми купелями наподобие тех, что используются сегодня, этот баптистерий может быть старше, хотя в Константинополе можно встретить средневековый баптистерий, построенный во времена императора Константина IX Мономаха (1042–1055). 780 Как и положено в экфрасисах, описание весьма детализировано, но архитектура и мозаика не находятся в сфере нашего исследования. Здание, квадратное в плане, было ориентировано дверями на запад и восток, следуя обычному символизму вхождения из тьмы запада и исхождения просвещенными к свету Христову на востоке. Фаламос, или центральное, возможно круглое, помещение прямо под куполом, было закрыто стеной и колоннами, чтобы сделать возможным крещение взрослых в обнаженном виде. Перед этим крещальным залом находился пронаос. В зале была установлена неподвижная купель на колонне, а не бассейн для взрослых неофитов, которые могли бы в него снисходить и потом восходить. 781 В любом случае, как показала Жаклин Лафонтен-Дозонь, баптистерии в ту эпоху прекращаются строить в виде отдельного здания, и крещение стало совершаться, как в сегодняшнем православном обиходе, в самой церкви в переносной купели. 782 Катехумены Финальная точка касается озадачивающего вопроса о так называемых катехуменах. При изучении вопроса о том, где находились женщины в византийском храме, можно сразу же столкнуться с двумя терминами гинекей, или «женское место», и катехумена, почти всегда употребляемого во множественном числе. Это слово, в том числе, относится к галереям, которые обычно окружают наос византийского храма с трех сторон: западной, северной и южной. Почему место, на котором находятся женщины во время литургии, называется «катехуменами», при том что неизвестен ни один из источников, упоминающих там собственно катехуменов? На этом можно дать следующие сжатые ответы:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Золото рекою лилось из царской казны в руки принявших подвижничество. 587 Раз императора постигла тяжкая болезнь, а Империю (в 1040 г.) – страшное землетрясение и засуха; увидев в том и другом бедствии Божью кару за свои грехи, царь дал всем монахам империи по одной монете каждому, прося у них молитв о себе и о народе. 588 Перед смертью Михаил и сам принял монашество. Его пострижение очень трогательно описывается историками. К угрызениям совести, мучившим царя за совершенное им отравление Романа III, в конце жизни присоединились еще физические болезни. Изнуренный ими и отчаявшийся в жизни, Михаил за день до своей смерти приказал перенести себя в основанный им монастырь Косьмы и Дамиана. Внесенный в монастырский храм, он потребовал пострижения в монашество, что и было немедленно исполнено его духовником Косьмою Цинцулуком. Затем изнемогающий Михаил был отведен в келлию и уложен в постель. Когда настало время обычного в монастыре богослужения и монахи стали собираться в церковь , поднялся со своей постели и Михаил и, поддерживаемый прислужниками, босиком отправился в церковь , едва от слабости переводя дух. Лишь только он возвратился из церкви и улегся опять на постель, как тотчас скончался, не прожив даже дня в иноческом звании. Погребли его по монашескому чину в основанном им монастыре. 589 Константин Мономах (1042–1055) действовал в отношении к монашеству в духе своих предшественников. В одном своем хрисовуле, данном так называемому Новому монастырю на острове Хиосе, он говорит: «Кто другие столько приятны Богу, сколько любезны Ему те, которые избрали монашескую жизнь и возгнушались земли и всего земного? Ибо они преимущественно пред другими заботятся о том приятном Богу деле, чтобы служить Ему, жить пред Его очами и сохранять Его заповеди... Поэтому всякому любящему Бога и добродетель человеку, желающему призвать на себя чрез них божественное благоволение, должно заботиться о них и всякими способами доставлять им спокойное подвижничество, дабы они, будучи с Богом неразлучно, возносили ему более теплые молитвы за общество и государство».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Интересно, что Падмасамбава в Сам-иасе посвятил особый культ и Маре; здесь этот злой дух, ведущий реестр жизни и смерти, давал свои предсказания. Тогда же получила свой культ и Мандарава, дочь царя Индрабхута Удаянского и одна из жен Падмасамбавы. Она и теперь еще имеет храм в Тибете. К древним переводчикам принадлежит тибетец Ка-ба-дпал-бртсегс, который жил в Тибете в первой трети IX столетия. Между прочим, он перевел на тибетский язык труды Васубанду и сам почитался одним из перерождений так называемого Кэн-ския, хутукты Пекинского. Со времени Кри-срон-лде-бтзана буддизм Тибета можно называть ламаизмом. Слово «лама (превосходный)» есть почетный титул для вполне посвященных монахов, обозначающий высший ранг. Ламаизм был местной формой буддизма в Тибете и Монголии, которая с этого времени теряет взаимную связь с прочими последователями учения Будды. Второй преемник Кри-срон-лде-тзана, Лангдарма, был врагом религии Будды. Он опозорил воплощенную супругу Срон-тзан-гам-по, которая принесла первое изображение Будды в Тибет, называя ее якшини. Индийские ученые бежали из Тибета; туземные монахи должны были нарушать свои обеты и вести хозяйство; буддийские книги были бросаемы в воду или сжигаемы; храмы Будды в Лхассе, Акшобия в Рамоче и храм Сам-иаса были заперты и окружены глиняными валами, так как Лангдарма, боясь бога, покровителя этих храмов, не отважился разрушить их. Следствием такого нечестия было то, что регенты Тибета имели краткую жизнь, страна была посещаема болезнями, голод и войны господствовали в ней. Наконец один святой по приказанию Шридеви, богини-покровительницы страны, стрелою убил Лангдарму. С Лангдармой пало единодержавие в стране и господство над страною перешло в руки многих мелких князей, пока ламы повсюду не завладели властью. После смерти Лангдармы различные тибетские князья пытались снова пригласить в Тибет индийских пандит. Самым замечательным из принявших это приглашение был Джо-бо Атиша или Дипанка-рашриджнана. Приглашенный в 1042 г. по РХ в «страну снега» послами одного тибетского царя Нари, снабженными богатыми подарками, он из монастыря Викрамашилы, который тогда был главным местом буддизма в Индии, будучи 59 лет от роду, пришел прежде всего в монастырь Тоглин в Нари, где он обучил царя сутрам и тантрам. Он был главным представителем системы калачакра. Оттуда он отправился в центральный Тибет, где составил много новых сочинений, между прочим «Лам-срон» (лампа правильного пути)». На большом собрании, которое было при преемнике того царя, который призвал его, где были представители всех вероисповеданий Тибета, он заново устроил религию; между прочим, он ввел теперешнюю форму календаря и счисление по 60-тилетним циклам, заимствовав этот календарь из царства Цам-ба-ла. В 1055 году, будучи 73 лет, он умер. Он считается основателем секты Кадампа, нормы которой выработал его ученик Бромстон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

К визант. периоду относятся 3 хранящиеся в К. чудотворные иконы: Божией Матери «Антифонитрия» («Предвозвестительница»), Божией Матери «Одигитрия» и первомч. Стефана. Однажды, когда запасы в мон-ре иссякли, экклисиарх Агафон (в великой схиме Захария) начал молиться у иконы «Антифонитрия», и сосуд наполнился елеем, а кладовые - продуктами. Согласно легендарной истории К., чудо произошло накануне праздника перенесения мощей первомч. Стефана в 1020 г. в правление Константина IX Мономаха, но этот император царствовал в 1042-1055 гг. Икона первомч. Стефана (VIII в.), поврежденная, по преданию, иконоборцами (она была брошена в огонь, и ее нижняя часть обуглилась), чудесным образом прибыла из Иерусалима к имп. Алексею I Комнину (1081-1118) и игум. Илариону. Она заключена в серебряный оклад в 1864 г. Икона «Одигитрия», согласно легендарной истории К., происходит из Влахернской ц. в К-поле и подарена К. Анной Филантропиной, получившей ее от византийского императора в 1351/52 г. Предполагают, что на самом деле дарительницей иконы была Елена, супруга Стефана IV Душана (ср.: Д. Св. Гора под српском Београд, 1992. С. 175. (ЗРВИ; 31); М. Чудотворне иконе Пресвете Богородице на Св. Гори Amohckoj//Четврта казиваньа о Св. Гори. Београд, 2005. С. 72-73). Первомч. Стефан. Икона. VIII в. (кафоликон мон-ря Кастамонит) крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня, части багряницы Христа, десницы первомч. Стефана (дар имп. Феодосия II) и мч. Трифона, глава сщмч. Власия, лопатка равноап. имп. Константина Великого, частицы мощей ап. Андрея Первозванного, бессребреников Кира и Иоанна, свт. Модеста, сщмч. Харалампия, вмч. Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Златоуста, мч. Фалалея, 2 тыс. Никомидийских мучеников, вмч. Иакова Персянина, мч. Христофора, прп. Парфения, еп. Лампсакийского, прор. Захарии, ап. Луки, вмч. Прокопия, часть челюсти вмч. Артемия, челюсть св. Аглаи и др. Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 269-273.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Константин V, 719–775, византийский император с 741 г., из Исав- рийской династии. Проводил политику иконоборчества, закрыл множество монастырей 88 Константин IX Мономах, ок. 1000 – 1055, византийский император с 1042 г. Возвел монастырь Святого Георгия, при котором были устроены странноприимные дома для престарелых и убогих. Незадолго до его смерти Христианская Церковь окончательно раскололась на Православную и Католическую 137 Косма и Дамиан, + 284, христианские святые мученики, родные братья. Были врачами, за исцеления не требовали вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что их прозвали бессребрениками. Были убиты врачом-язычником из зависти за то, что исцелили императора Карина 103,104, 129, 159 Криспина, + 304, святая великомученица родом из Тагоры (диоцез Африка, ныне Алжир). Пострадала за исповедание христианской веры в г. Тебесса (Африка). На допросе проконсулом Африки заявила, что от рождения не приносила жертв языческим богам и ежедневно молится только Господу Иисусу Христу. За отказ исполнить 4-й эдикт императора Диоклетиана была обезглавлена по приказу проконсула 5 декабря 304 г. В византийской базилике в г. Равенна ее изображение помещено рядом с изображениями других великомучениц 77 Крывелев И. А., советский ученый-религиевед, отличавшийся «воинствующим атеизмом» 116 Ксист I (Сикст I), + между 124–128, епископ Рима с 114/117 г. За годы своего понтификата издал несколько постановлений, в частности запретил касаться священных сосудов кому-либо, кроме священников. По одной из версий, претерпел мученическую кончину 49 Нулжинский Григорий Иванович, этнограф, историк XIX в. Вместе с отцом, известным украинским интеллектуалом, издавал в Харькове журнал «Благовест», автор работ «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии», «Бетлейки» об истории чудотворных и чтимых икон (например, Балыкинской иконы Божией Матери) и др. 180 Лампрехт Карл, 1856–1915, немецкий историк, автор 14-томной «Истории Германии», в которой исследовал историю развития немецкого общества от древних германцев до 1900 г. Отдавал приоритет изучению социальной психологии («культурно-исторический синтез») 15

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме него называются следующие настоятели мон-ря: Ефрем (преемник Антония), фигурирующий во мн. чудесах Е., Феодор (племянник Ефрема, исцеленный Е.), Павел Галисиот (при имп. Константине IX Мономахе (1042-1055)), Мелетий, Лука Цафис (1297-1330) и Василий. В мон-ре Е. в 1301-1302 гг. (возможно, и в др. годы) преподавал ученый иером. Григорий Хиониадис, проживший до того неск. лет в Иране (между 1295 и 1301) и изучивший там персид. и араб. языки и астрономию. Мон-рь обладал значительными земельными владениями и подворьем в районе Пайперта. Каждое лето туда ездила делегация из трапезундского мон-ря. Также у мон-ря был небольшой участок пахотной земли в Махное (там постоянно жил монах), куда можно было добраться по воде. О данном топониме не сохранилось к.-л. сведений; возможно, переписчик рукописи перепутал его с Сахноей, находившейся в долине Мацука, известной своими монастырскими имениями ( Rosenqvist. 1996. P. 85). В отличие от мн. трапезундских мон-рей обитель Е. при Великих Комнинах не владела обширными землями, т. к. благодаря особому имп. благоволению получала, вероятно, значительную часть доходов из иных источников помимо земледелия. Постройки обители были почти полностью разрушены уже к сер. XIX в. В 1222-1223 гг. храм Е. подвергся нападению тур. султана, именуемого в источниках Меликом (вероятно, Мугит ад-Дин Тугрилшах Эрзурумский), однако оно было отбито, в т. ч. благодаря укреплениям монастыря, о чем писал англ. путешественник Дж. Финлей в 1850 г. Здесь был погребен герой этой осады - Иоанн Занксис. Угроза Мелика сжечь храм Е. дотла так и не была осуществлена. Церковь мч. Евгения Трапезундского в Трабзоне. 40-е гг. XIV в. Церковь мч. Евгения Трапезундского в Трабзоне. 40-е гг. XIV в. Путешественники XIX - нач. ХХ в. описывают ныне скрытый (разрушенный?) мраморный пол церкви в технике opus sectile с надписью 1291 г. К этому же году относится и надгробие неизвестного монаха. Следов., крестово-купольный храм, пол и стены к-рого послужили основанием для совр. церкви, был построен до этой даты.

http://pravenc.ru/text/187017.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010