1038 ...господей своих изгнаху. – В списках III вида поведение восставших радикальнее: господей своих избиваху. 1042 Устин – Марк Юниан Юстин (втор. пол. II в.), римский историк, составивший краткое изложение (эпитому) 44 книг всемирной истории Трога Помпея (кон. I в. до н. э. – нач. I в. н. э.), утраченных уже в V в. Источник прилога: Юстин «Всеобщая история», I. 2. 5; ср. также: Геродот «История», IV. 1. 3. 1046 ...преломи себе ногу. – В «Театре» 1608 г. о переломе ноги нет ни слова, хотя на гравюре одна из обезьянок, сидя, обнимает и разглядывает заднюю лапу. Судя по «Саду» Вондела, этот мотив появился лишь в переиздании «Театра». 1050 Александр – Александр Янная (129–76 до н. э.), третий сын Гиркана (см. ниже), царь Иудеи 103–76 гг. 1051 Антигон – второй сын Гиркана, умерщвленный в недолгое царствование (104–103 гг. до н. э.) Аристовула Филеллина, старшего из сыновей Гиркана. 1052 Гиркан – Иоанн Гиркан I, первосвященник и царь Иудеи в 135–104 гг. до н. э., сын Симона и племянник Иуды Маккавеев (см. коммент. к басне 35), династии, правившей в Иудее с 142 по 37 г. до и. э. 1053 ...бысть наследник отцу своему... – Возможно, в смысле «продолжателем дела», ибо Александр наследовал трон по смерти Аристовула, старшего из братьев. В «Театре» нет. 1055 ...изящных ради дел... – Суждение, что величие властителя не в пребывании у власти, а в достойных, славных деяниях, внесено Виниусом. 1056 Иосиф Флавий (37–ок. 120) – иудейский политик и военачальник. Во время иудейского восстания 66–70 гг. перешел на сторону Рима. Автор написанных по-гречески «Иудейской войны» и «Иудейских древностей», излагающих события в Палестине до восстания 66 г. См. «Иудейская война», I. 3–4. 1062 Клеопатра – Клеопатра Теа(ок. 160–121 до н. э.), дочь египетского фараона Птолемея VI и Клеопатры II. Супруга трех царей Сирии: с 150 г. – Александра I Валаса, затем Деметрия Никатора, который в 146 г. сверг Валаса. Когда же в 138 г. Деметрий попал в плен к парфянам, стала женой своего деверя Антиоха VII Сидета. После гибели Сидета в 129 г. Tea некоторое время правила одна, а в 126–121 гг. – вместе с Антиохом VIII Грипом, своим сыном от брака с Деметрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1038 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXIII, 17318. Указ 12 апр. 1795 г. напечатан в Подольских Епархиал. Ведомостях 1873 г. стр. 186–188. 1040 Там же, лл. 3; 59–60. С. Г, Рункевич. История Минской архиепископии... 1893 г., стр. 235–236; Подол. Епарх. Вед. 1873 г. стр. 183. 1041 Помимо «Трудов Комит. по ист.-стат. опис. Подольской епархии», в печати имеются статьи по истории той и другой епархии П. Троицкого «Учреждение в Подолии православной епархии, под названием Брацлавской и Подольской, и назначение первым епископом преосвященного Иоанникия 1795 г. (Подольские Епарх. Ведомости 1873 г.) С. Блонского «История учреждения на Волыни православной епископской кафедры по документам Волынской Дух. Консистории. (Волынские Епарх. Ведом. 1873 г.). Последнюю статью вернее назвать только заметкой. 1042 Арх. Св. Син. д. 1795 г. 35, лл. 94, 155, 183, 194–197. За болезнью киевского митрополита Самуила, хиротонию епископа Варлаама совершили черниговский епископ Иерофей, бывший севский епископ Кирилл и киевский викарий епископ переяславский Димитрий ( С. Г. Рункевич . История Минской архиепископии, стр. 239). 1047 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXIII, 17352, ср. К. Арсеньев, Статистические очерки России... Спб. 1848 г. стр. 132–134. 1049 Из краткого описания городов Луцка и Ковеля видно, что православие в них тогда находилось в плачевном состоянии. Православие в Луцке окончательно упало после изгнания оттуда последнего луцкого православного епископа Кирилла Шумлянского после 1711 г. (Волынския Епарх Ведомости 1873 г., стр. 845–857, 723–747, 773–778. 1051 С. Г. Рункевич . История Минской архиепископии... стр. 241. По уездам церкви распределялись следующим образом: Домбровицкий – 84 ц., Житомирский – 83 ц., Заславский – 77 ц., Лабунский – 106 цер. и 2 монастырских, Новградволынский – 92 ц., Овручский – 62 ц., Острожский – 86 ц., Радомысльский – 69 ц., Ровенский – 93 ц., Чудновский – 74 ц. 1055 Местечко Шаргород, могилевского уезда, во время польского владычества было рассадником просвещения. Здесь находился иезуитский коллегиум, после упразднения его образованием юношества занялись базилиане. Базилианский монастырь с училищем сделал это местечко, и без того славное для поляков по историческим событиям (торговый пункт, пользовавшийся магдебургским правом и имевший свой герб), богатым и многолюдным. Здесь был замок Замойских. Шаргород постоянно подвергался нападениям казаков, поляков и турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1041.  Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10. 18). 1042. Лк. 11–13. 1043. Рим. 4. 2–3; Иов. 1. 8. 1044. Рим. 4. 2–8; Гал. 3. 18–26. 1045. Мф. 10. 39. 1046. Мф. 16. 24. 1047. Слово 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых пред Святым Таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; Таинством Св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование Св. Крещения в Требнике. 1048 Слово 4, гл. 5. 1049. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21, гл. 1. 1050. 16-е поучение преподобного Синклитикия. «Достопамятные сказания». 1051. Ответ на вопрос 210. 1052. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 2. Эта цитата полнее приведена в «Слове об Иисусовой молитве». 1053. Беседа 21, гл. 3 и 4. 1054. Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал — не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается». [ Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает] (Рим. 14. 22). Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима. Москва, 1884 г. 1055.  Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих… (Пс. 24. 15–20), …избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою (Пс. 21. 21), …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16. 26), …спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов (Пс. 21. 22), …потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5. 8), …призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. Со храни душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. 24. 18–20; Иов 2. 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1042. В греч. тексте нет слова, соответствующаго utique. 1043. У Krab. нет этого титула. 1044. Mignë offerunt; Krab.: adferunt. 1045. Источник: Вход Господень в Иерусалим. Служба в неделю Ваий, с приложением избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. — Издание Московской Синодальной Типографии. — М.: Синодальная Типография, 1903. — С. 26–27. 1046. Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы и поучения святых отцов и учителей Церкви. Ч. 1, Киев, 1904, с. 36–39. Дано в сокращении. 1047. В совр. Синод. переводе: «не будь безумен» — Ред. 1048. В совр. Синод. переводе: «тверд, как луна» — Ред. 1049. Источник: Святаго Амвросия Медиоланскаго, Слово о взаимной любви христиан./Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Министерства Внутренних Дел. — 1837 г. — Часть IV. — С. 28–34. 1050. Источник: Публикуется по книге: «Вечные загробные тайны» — М.: Аксиос, 2002, сс. 203–207. 1051. Источник: Святаго Амвросия епископа Медиоланскаго Слово обличительное по случаю затмения луны./Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — 1840 г. — Часть III. — с. 36–41. 1052. Источник: Святаго Амвросия епископа Медиоланскаго Слово обличительное по случаю затмения луны./Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — 1840 г. — Часть III. — с. 36–41. 1053. Источник: Текст взят с сайта «Философская библиотека Средневековья» Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии и другие творения. М.: Учебно–информационный экуменический центр ап. Павла, [© 1997]. 1054. Переводчик дает следующую цитату: очи твои голубиные, кроме замолчания твоего — ред. 1055. В сов. Синод. перводе: «Иосиф — отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником;ветви его простираются стеною». 1056. В сов. Синод. перводе: «Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других». 1057. В частности, здесь неоднократно встречаются глагольные формы, выражающие побуждение, призванные привлечь внимание аудитории, как, например: «давайте рассмотрим» (consideremus, 1.2) или «взгляни теперь на это» (nunc illud specta, 4. 14) и др. Кроме того, в тексте запечатлены черты, отчасти обрисовывающие ситуацию, в которой звучит слово, пример тому — апеллирование к библейскому чтению, которое, по–видимому, предваряло беседу (1. 2).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1042 Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 400–402. Сн. т. III, стр. 565–567. 1048 Святитель Митрофан был епископом Воронежским с 1682 по 1703 год. В сем последнем году 23 ноября он и скончался. 1055 При сем разумеется Н. М. Неронова, иждивением которой построен храм во имя св. Митрофана. См. С. К. Смирнов, Покровский Хотьков девичий монастырь, стр. 30, изд. 3-е, Москва, 1872. 1065 «В лето 6665 (1147), говорится здесь, прислав Гюрги (великий князь Георгий или Юрий Владимирович Долгорукий) и рече (князю Святославу Олеговичу): «приди ко мне, брате, в Москов». См. Полное Собрание Русских Летописей, II, 29. Сообщение Ипатьевской летописи. 1068 Проповедь говорил известный Московский проповедник того времени протоиерей С. Г. Терновский, проповедь которого, по распоряжению генерал-губернатора кн. Щербатова, была напечатана в Московских Ведомостях, 1847 год, 5. О самом же торжестве 700-летия Москвы см. 2. 1070 Убеждая Московского князя Иоанна Даниловича Калиту воздвигнуть храм во имя Успения Богоматери (Успенский собор), святитель Петр митрополит говорил ему: «если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами русскими, и святители поживут в нем, руки его изыдут на плечи врагов наших, и прославится Бог Наш». Филарет Черниговский , История Русской Церкви, стр. 79, СПб. 1877. 1071 Митрополичья кафедра сперва была в Киеве, из Киева, по причине разорении его варварами, перенесена была во Владимир на Клязьме, а отсюда в 1325 году в Москву. 1072 В роде упомянутого сейчас князя Иоанна Даниловича Калиты, возымевшего благую мысль «собрать всю Русскую землю» вокруг Москвы. 1075 Сочинения Филарета, IV, 478–480. Срав. Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, приложение, стр. 89–90. 1079 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1868, IV, 83, 93, 94, 99; V, 88 «Материалов для биографии Филарета»; Письма Филарета к родным, стр. 375, 887, 936; Письма Филарета к князю С. М. Голицыну, стр. 7, 9, 23, 26, 29; Письма Филарета к Антонию, II, 394, 492; Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 311–312.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

13) Село Могиловка. Храм Христорождественский, с теплым приделом во имя св. арханг. Михаила, деревянный, построен в 1859 г., расстоянием от г. Пензы 100 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 35 д. Жалованья священнику 108 р., псаломщику 24 р. Прихожан м. п. 718, ж. п. 698. Приход состоит из села и дер. Трускляи, Макаровки и Нового Усада (в 4 в.). 14) Село Муравьевка. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, каменный, построен в 1890 г., расстоянием от г. Пензы 90 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Жалованья священнику от прихожан (руга) 108 р., псаломщику 36 р. Дома для членов причта общественные. Прихожан м. п. 685, ж. п. 715. Приход состоит из села и дер. Еникеевки (в 2 в.). В селе школа грамоты. 15) Село Николаевка. Храм во имя св. Димитрия Мироточивого с приделом во имя свят. и чуд. Николая, деревянный, холодный, построен в 1859 г., расстоянием от г. Пензы 70 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Жалованья 126 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 514, ж. п. 504. Приход состоит из одного села. Церк.-приходская школа. 16) Село Никольская Пестровка. Храм в память Преображения Господня с приделом во имя свят. и чуд. Николая, каменный, построен в 1752 г., расстоянием от г. Пензы 80 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., полевой 33 д. Жалованья 164 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 1042, ж. п. 1055. Приход состоит из села и дер. Никифоровки (в 2 в.). В селе школа грамоты. 17) Село Палаевка. Храм Казанско-Богородицкий, деревянный, холодный, построен в 1868 г. расстоянием от г., Пензы 95 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 33 д. Дома для членов причта общественные. Жалованья казенного священнику 294 р., псаломщику 98 р. Прихожан м. п. 520, ж. п. 525. Приход состоит из одного села. Школа грамоты. 18) Село Починки. Храм Казанско-Богородицкий, каменный, теплый, построен в 1810 г., расстоянием от г. Пензы 97 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 33 д. Жалованья 164 р. 64 к. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 927, ж. п. 1076. Приход состоит из села и дер. Медведовки (в 3 в.), Княжухи (в 4 в.), Озерки (в 3 в.) и Воробьевки (в 2½ в.). В селе училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

1 Со времен выхода монографии Пола Лемерля (Lemerle 1971) не было предложено иной, более аргументированной схемы развития византийской мысли: (а) классический период, время активного творческого взаимодействия античной и христианской традиций – до VI в.; (б) характеризующиеся упадком античных штудий «темные века», сквозь которые пробивались отдельные лучи вроде трудов Иоанна Грамматика или патриарха Фотия; (в) ренессанс XI в., связанный с именем Михаила Пселла и Константинопольским университетом. 3 См. соответствующий раздел в «Кембриджской интеллектуальной истории Византии», включающий обобщающие статьи об этом периоде: Kaldellis, Siniossoglou 2017, 27–98. 4 Точный год написания установить сложно. В качестве адресата сочинения значится Константин Мономах, правивший с 1042 по 1055 гг. Но в других рукописях стоит имя Михаила VII Дуки (1071–1078), а в одной (самой древней) даже Никифора Вотаниата (1078–1081) (Westerink 1992, X–XI). 5 От Пселла дошло множество экзегетических произведений. Многие представляют из себя краткие толкования на отдельные места Священного Писания . Большинство из них издано в двухтомнике Theologica (Gautier 1989; Westerink, Duffy 2002). См. полный перечень сочинений в Iter Psellianum 616–651, 653–659, 661–683) (Moore 2005, 187–208). Два небольших толкования остаются неизданными (Iter Psellianum: 652, 660; Moore 2005, 198, 200). Из пространных толкований сохранился трактат «О заголовках псалмов» (Westerink 1992, 1–13) и разбираемое нами толкование на Песнь Песней (Westerink 1992, 13–67). Экзегетика Пселла практически не исследована. Д. Д. Баггарли выявил некоторую зависимость толкования Михаила Пселла на первую главу книги Бытия от «Шестоднева» Анастасия Синаита (Baggarly 1970). А. Р. Литлвуд разобрал толкование Пселлом эпизода с аэндорской волшебницей ( 1Цар. 28:7–14 ), исходя из текста его обвинительной речи против патриарха Михаила Керуллария (Littlewood 1990). П. Готье сделал описание «Слова о Распятии», предпослав его изданию текста (Gautier 1991). Единственным работой, посвященной «Толкованию на Песнь Песней» является статья итальянской исследовательницы С. Леанцы (Leanza 1995). Она может служить историко-филологическим введением к его прочтению. Также см.: Iter Psellianum, 1054; Moore 2005, 469–473.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/g...

21:26. 1015 Ср.: З Цар. 21:1—19. 1016 Ср.: ЗЦар. 21:29. 1017 Вставка Кройманна. 1018 Ср.: 1 Цар. 14:45. Согласно Библии, Ионафана освободил народ. 1019 Ср.: 1 Цар. 14:27. 1020 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 1021 Ср.: Иез. 33:11. 1022 Вставка Кройманна. 1023 Вставка Кройманна. 1024 Обычно сыновьями Юпитера (соответственно, от Леды и Алкмены) считались Поллукс и Геркулес, в то время как Кастор и Ификл — сыновьями смертных супругов названных женщин (См.: Ps. — Apoll. III, 10,7; II, 4,8). 1025 Ср.: Ис. 7:14. 1026 Вставка Кройманна. 1027 У еретика Валентина во второй четверице эонов, истекающих из Бездны (Βυθς) и Молчания (Σιγ), был помещен Человек (’νθρωπος), супруг Церкви. 1028 Ср.: Дан. 7:13. 1029 Вставка Кройманна. 1030 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1031 Кройманн исключает этот отрывок из текста Тертуллиана. 1032 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1033 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1034 Навуходоносор говорит, что вид четвертого, ходящего среди огня вместе с брошенными в печь Седрахом, Мисахом и Авденаго (ср.: Дан. 3:22), «подобен сыну Божьему» (ср.: Дан. 3:91—93). О Сыне Человеческом говорится в Дан. 7:13; ср.: Дан. 10:16. 1035 Ср.: Дан. 7:13. 1036 См. выше: Adv. Marc., IV, 10,9. 1037 Ср.: Дан. 7:14. 1038 Ср.: Лк. 5:27—32. 1039 Ср.: Мф. 16:17. 1040 Ср.: Ис. 51:5. 1041 Ср.: Лк. 5:31. 1042 Ср.: Лк. 5:33—35. 1043 Исправление Кройманна. В рукописи: «с пророком Творца как». 1044 Ср.: Ис. 40:3. 1045 Ср.: Мф. 3:1—2; Мк. 1:4; Лк. 3:3. 1046 Ср.: Мф. 3:13—16; Мк. 1:9—10; Лк. 3:21; Ян. 1:29—34. 1047 Ср.: Лк. 5:33. 1048 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Но». 1049 Кройманн предлагает здесь мысленно продолжить фразу: «то дело бы обстояло иначе». 1050 Ср.: Лк. 5:34—35. 1051 Интерполяция, по мнению Кройманна. Другое толкование: «сохраняя ее для обстоятельств Иоанна». 1052 См.: Пс. 19 18:6—7. 1053 Кройманн предполагает здесь лакуну: «украсил Меня убранством». См.: Ис. 61:10. 1054 См.: Ис. 49:18. 1055 См.: Песн. 4:8. 1056 Λβανος—Ливан, горная цепь в Сирии; λβανος—ладанное дерево; ладан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

348 Эсхил, Евмениды, 848–849. 349 Ср. восторженную характеристику, которую дает Анне Далассине Феофилакт Болгарский (Gautier, Le discours..., pp. 118–119). 350 Античным термином «энкомий» Анна называет распространенный в Византии жанр похвальных речей в честь определенного лица, чаще всего императора. Противопоставление задач исторического сочинения и энкомия неоднократно встречается в «Алексиаде»; в какой-то мере это – «общее место», заимствованное писательницей у античных историографов (см. Avenarius, Lukian’s Schrift zur Geschichtsschreibung..., Ss. 13– 16). Отказываясь на словах писать энкомий, Анна, особенно в характеристике Алексея, часто использует типичные приемы похвальных речей. В то же время настойчивое противопоставление Анной истории энкомию заслуживает внимания и, может быть, имеет полемическое значение. Так, один из предшественников писательницы, Михаил Атталиат, чье сочинение было безусловно знакомо Анне, вводит в свою историю большое похвальное слово Никифору Вотаниату и сам дважды называет его энкомием (Attal., pp. 277, 281). Ср. Предисл., стр. 31. 351 См. прим. 304. Анна Далассина была дочерью Алексея Харона, императорского чиновника в Италии (Nic. Br., I, 2), по материнской линии она принадлежала к семье Далассиных (о Далассиных см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 36 и сл.). 352 Имеется в виду Константин IX Мономах (1042–1055), о котором немало пикантных историй рассказывает М. Пселл (см. Psellos, Chronogr., Ι, pp. 141–145; II, рр. 41–48). 353 В тексте αρχαιρεσα (т. е. выборы должностных лиц). Но, как известно, в Византии чиновников не избирали, а назначали. Мы исходим из предположения, что Анна использует это слово в значении «собрание»; ср. αρχαιρεσα comitia (Liddell, Scott, Lexicon, s. v. αρχαιρεσα), имея под этим в виду ежедневные собрания, т. е. приемы чиновников в императорском дворце (см. о них Беляев, Byzantina, II, стр. 1–35). 354 Эпихейремами, энтимемами, сравнениями с другими людьми превознести до небес ту, которую хвалит ( τοις επιχειρμασι και τος ενθυμμασι και τος προς αλλους συγκρσεσιν εξογκων εις μγα την επαινουμνην). Все переводчики Анны толкуют этот текст иначе: «... превознести до небес ту, которую он хвалит за ее дела, мысли и поведение в сравнении с поведением других». Нам, однако, представляется безусловным, что здесь, как и в других местах своего сочинения, Анна употребляет επιχερημα и ενθμημα как terminus technicus. Ср., например, Aл.,I, 8, стр. 71 и прим. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Долго и много рыли, надеясь на Божье милосердие 1040 ; наконец, внезапно воссияла, подобно некоторой лучезарнейшей звезде, одна из костей 1041 неоцененного мученика. При этом зрелище все исполнились неописанного восторга и уже без всякого побуждения 1042 непрерывно копали землю 1043 ; тогда показалась святая голова его. Все со слезами возопили к небу, воссылая хвалы и благодарения Богу; такой радости если вообразить не можем, то тем более описать 1044 . Ибо столько все восхищены были, как обретением святых мощей, так и благоуханием, что мечтали быть в раю 1045 . Потом принялись опять за работу и, отрывая частичку за частичкой, ископали все 1046 . Напоследок нашелся и самый якорь, с которым он брошен был в море 1047 . 5. Итак, при всеобщей несказанной радости, вызванной столь великим Божьим благодеянием, по совершении на том месте таинств святым первосвященником 1048 , сам святой муж 1049 , возложивши на собственную главу святые мощи 1050 , при восклицаниях всех сопутствующих 1051 вступил на корабль 1052 ; и потом с хвалебными песнями перенес их в столицу Глорию 1053 . При приближении к городу 1054 встретил их со многими другими доблестный Никифор, князь того города 1055 , и, поклонившись святым мощам 1056 , с радостью предшествовал, поспешая в город 1057 . Там еще, при всеобщих восклицаниях приняв, поклонился святому и честному телу и рассказал в присутствии всего народа таинственное его обретение 1058 ; когда уже начинало смеркаться 1059 и от бесчисленного множества народа идти далее невозможно было 1060 , то с рачительной осторожностью положили тело 1061 в храм святого Созонта, в предместье города 1062 : наконец, перенесли в церковь св. Леонтия 1063 . На другой день утром 1064 , при стечении всего народа 1065 , взявши святые мощи 1066 , с великими хвалами 1067 обошли кругом весь город 1068 и таким образом принесли их в соборную церковь 1069 , с честью там положили 1070 : потом, все радуясь, возвратились по домам 1071 . 6. После этого упомянутый философ отправился в путь и, прибывши к тому народу, куда был послан 1072 , проповедовал Искупителя всех Бога и силой своего слова отвратил всех тех от заблуждений, которых обольстило вероломство сарацин или иудеев. Утвержденные в кафолической вере и наученные, они с великой радостью благодарили всемогущего Бога и служителя Его, Константина философа. Сверх того, они послали к императору письмо, благодаря, что постарался обратить их к истинной и кафолической вере 1073 ; утверждая, что они за это всегда пребудут вернейшими и покорными власти его 1074 . Отпуская же философа с великой честью, принесли они ему драгоценнейшие дары, которых он, как истинный философ, не принял, а просил вместо всех даров отпустить с ним сколько есть чужеземных пленников 1075 . Это тотчас было исполнено 1076 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010