567 ...позавиде Владимиру Манамаху... – Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125). С 1113 г. – великий князь киевский. С 1093 г. вел ожесточенную борьбу с половцами, был организатором и участником удачных походов 1103, 1107, 1111 гт. Автор «Поучения» (см.: т. 1 наст. изд.), в тексте которого содержится рассказ о его походах. С Фракией, Халкедонией и Грецией войн не вел. 568 ...на греческого царя Констянтина Монамаха... – Константин Мономах, император Византии с 1042 г., действительно вел войны с Русью. В 1043 г. был заключен союз между Византией и Русью, скрепленный браком родственницы Константина (возможно, даже дочери) со Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Владимир Мономах , родившийся от этого брака в 1053 г., не мог вести войну с императором Константином, умершим в 1055 г. 569 Посылает к нему с великим смирением... – Рассказ о посольстве императора Константина с дарами (царским венцом, скипетром, багряницей и сердоликовой крабицей Августа) заимствован из «Сказания о князьях владимирских» (см.: т. 8 наст. изд.). 570 ...празновав царь... пятдесятный день по Пасце... и всю ту неделю Пянтикостную... – В 1552 г. Пятидесятница (Троица) приходилась на 5 июня. Пянтикостная неделя – первая неделя после Пятидесятницы. 571 ...митрополиту Макарию. – Макарий – инок, позже – архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. С 1526 г. – архиепископ Новгородский (не по избранию новгородцев, а волею великого князя Василия III). После низложения Шуйскими митрополита Иоасафа в 1524 г. был призван на митрополичий престол, который занимал 22 года. Венчал на царство Ивана Грозного в 1547 г. При нем и под его непосредственным началом были созданы Великие Минеи-Четьи и Степенная книга царского родословия. 572 ...мир и любовное целование царице своей Анастасии... – Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (ум. в 1560 г.), первая жена Ивана IV Грозного, дочь окольничьего при Иване III Васильевиче Романа Юрьевича. Была обвенчана с царем в феврале 1547 г. Мать Ивана Ивановича и Федора Ивановича, последнего из Рюриковичей на русском престоле. К первой жене Иван Грозный относился с искренней нежностью, чему есть много исторических свидетельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов-схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов-схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра 1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

La educación mediante a través de tutores era muy usual, pero encontramos escuelas privadas hasta en pueblos remotos de Capadocia. Por ejemplo, sabemos que para San Teodoro de Siceón, el hecho de ser hijo extramatrimonial no constituyó obstáculo para recibir su primera educación en su pueblo natal en Asia Menor central, en la eparquía de Galatia. La educación superior era disponible en varias academias muy conocidas. Atenas, Alejandría, Antioquia, Beirut, Gaza, Constantinopla, Salónica, Mistra, Nicea, Nicomedea y Trebisonda eran los centros de educación superior más importantes. Algunos de ellos, por supuesto, fueron conquistados por los árabes en el primer cuarto del siglo VII. Los emperadores que no apoyaban la educación superior constituían una excepción. En esta tarea de patrocinio ocupan un lugar destacado Constantino el Grande (307–337), Teófilo (829–842), Constantino IX (1042–1055), los emperadores Komnenoi, Juan III Doukas Vatatzes (1221–1254), Miguel VIII Paleólogos (1259–1282), y Andrónicos II (1282–1328). El siglo V marcó definitivamente un momento decisivo en la educación superior bizantina. Teodosio II fundó en 425 una gran universidad con 31 cátedras para derecho, filosofía, medicina, aritmética, geometría, astronomía, música, retórica y otras materias. 15 cátedras estaban asignadas para latín y 16 para griego. Miguel III (842–867) reorganizó la universidad, que mantuvo su esplendor hasta el siglo XIV. El siglo IX tuvo mayor importancia para el futuro de los clásicos que cualquier siglo precedente. Tuvo lugar una reorganización de la universidad así como un renacimiento categórico y serio de la educación clásica. Y dado que los límites entre el ámbito de interés de lo laico y lo cristiano eran inexistentes, se logró unir la educación clásica y la cristiana. Desde mediados del siglo IX tenemos varias figuras que contribuyeron a la supervivencia y a la efectiva promulgación de los clásicos griegos, como el Patriarca Focio, Juan Geometres, León el Matemático, Aretas de Cesarea, León Choirosphaktes, Miguel Psellos, Juan Italos, Juan Mavropous, Eustatio de Salónica, Anna Komnene, Teodoro Lasaris, Teodoro Metochites, Pletón Gemistos y Jorge Scholarios.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/la-for...

Thomaschek W., Zur historischen Topographie von Kleinasien im Mittelalter, – «Sitzungsber. d. K. Akad. d. Wissensch. in Wien, Phil.-hist. CL, 124, 1891. Treitinger O., Die oströmische Kaiser- und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im höfischen Zeremoniell vom oströmischen Staats- und Reichsgedanken, Darmstadt, 1959. Vasiliev A., The Anglo-Saxon immigration to Byzantium, – «Annales de Institut Kondakov», 9, 1937. Villars I. В., Les Normands en Mediterranée, Paris, 1951. Wass A. A., Geschichte der Kreuzzüge, I-II, Freiburg, 1956. Weiss H., Kostümkunde II. Geschichte der Tracht und des Geräthes im Mittelalter, Stuttgart, 1864. Wilmans R., Über die Quellen d. Alexias von Anna Komnene, – «Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde», 10, 1857. Wittek Р., The Castle of Rechts, Berlin, 1892. Ζακυθηνο Δ., Μελται περ τ ς διοικητικ ς διαιρσεως κα τ ς επηρχιακ ς διοικσεως ν τ Βυζαντιν κρτει, ΕΕΒΣ, 17, 1941. Zenghelis С., La feu grégois et les armes à feu des byzantins, – Byz., 7, 1932. Zerves Ch., Un philosophe néoplatonien du XI e siècle Michel Psellos, Paris, 1920. Xanalatos A. D., Beiträge zur Wirtschafts- und Sozialgeschichte Makedoniens in Mittelalter hauptsächlich auf Grund der Briefe des Erzbischofs Theophylaktos von Achrida, München, 1933. Yewdale R. В., Bohemund I, prince of Antioch, Princeton, 1925. Хронологическая таблица 1042, начало – захват части Сицилии Георгием Маниаком 1043, февраль – смерть Георгия Маниака 1045, конец-1040, – выступление Роберта Гвискара из Нормандии начало 1046–1047 – наступление печенегов Тираха на Византию 1054, июль – разделение церквей (схизма) 1054 – смерть императрицы Зои 1055 – пострижение Михаила Пселла 1057, лето – восстание Исаака Комнина 1058 – женитьба Роберта на Сишельгаите 1059 – провозглашение Роберта герцогом Апулии, Калабрии и Сицилии 1059 – поход Исаака I Комнина на печенегов; основание храма св. Феклы 1059, декабрь – отречение Исаака I Комнина от престола 1062 – рождение Никифора Вриенния (мужа Анны) 1071, апрель – захват Бари норманнами

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XI в. В конце царствования Константина IX Мономаха (1042–1055 гг.) получил титул магистра и был назначен дукой Антиохии. Затем был правителем Ани, успешно сражался с сельджуками, сыграл важную роль в заговоре по возведению на трон Исаака Комнина в 1057 г, за что был вознагражден титулом куропалата. Был человеком книжным, начитанным, хорошо знал Михаила Пселла . Известен как автор «Стратегикона, или советов и рассказов», сочинения, которое было написано приблизительно в 1075–1078 гг. в виде риторического сборника военных, политических и особенно нравственных правил и примеров, советов по поведению, управлению, светскому и придворному обращению, какие из собственного опыта и разумения отец дает детям. Это сочинение является уникальным историческим источником для ознакомления с чисто византийскими воззрениями на жизнь и нравственность, на семью, общество и государство. Кеколимена – категория византийских товаров, запрещенная к частному использованию, торговле и экспорту. К ним относились, например, дорогие пурпурные шелковые ткани и одежды, золото, оружие и др. Келесирия – восточная часть Сирии. Келия (келья) – лат. cella, особое помещение, жилище отшельника, монаха, одного или нескольких. Это могла быть простая небольшая комната, пещера или целый дом со всем имуществом. См.: лавра. Кельтиберы – так ромеи именовали жителей Пиренейского полуострова, будущих испанцев. Кентарх – 1) сотник (центурион), младший офицерский чин в византийской армии, то же, что гекатонтарх; 2) командир военного корабля-дромона. Кентинарий – мера веса и денежная единица (см.: табл.). Кентукла – броня для лошади из войлока или кожи вола. Кенургий – дословно с греч. «новое здание», роскошный дворцовый зал, расположенный недалеко от Хрисотриклина, построен Василием I Македонянином (867–886 гг.). Его потолок, покрытый мозаикой с изображениями славных деяний василевса, поддерживали 16 резных колонн из фессалийского мрамора. Керамида – кровельная глиняная черепица. Имела вид плоского прямоугольника с невысокими бортиками по обеим сторонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVI в., послесловии/предисловии к «Великому миротворному кругу» новгородского свящ. Агафона 1539-1542 гг. и в др. текстах). Цикл «Сказаний о князьях владимирских» включает Послание митр. Спиридона-Саввы , к-рое позднее использовалось в чинах венчания рус. царей, отдельные сюжеты из него вошли в Воскресенскую летопись, «Книгу степенную царского родословия» . «Сказание» имело целью утвердить глубокие исторические корни правящей московской династии Рюриковичей, возводя ее (на легендарном уровне) к рим. имп. Августу и противопоставляя московских правителей литов. Гедиминовичам, имевшим менее знатных предков. В рус. части генеалогии, изложенной в «Сказании», ключевой фигурой среди владимирских князей является Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, чьей вотчиной был Владимир-на-Клязьме, где в 1108 г. князь построил крепость. Владимир Мономах, по версии «Сказания», получил от визант. имп. Константина IX Мономаха царские инсигнии («венец царский»), «и от того часа тем венцем царскым... венчаются все великие князи владимирские, егда ставятся на великое княжество Русское». В. в. к. представлено в памятнике как ступень к «великому княжеству Русскому». Рассказ о передаче на Русь царского венца не подтверждается историческими фактами, не были современниками киевский кн. Владимир Мономах (1113-1125, род. 1053/54) и визант. имп. Константин IX Мономах (1042-1055). Однако в новейших исследованиях отмечается, что основа для формирования предания о визант. царских дарах появилась в домонг. время ( Назаренко А. В. Владимир (Василий) Всеволодович//ПЭ. Т. 8. С. 684, 686). В послесловии/предисловии свящ. Агафона к «Великому миротворному кругу» митрополия Сев.-Вост. Руси называется «Владимирской и всея Руси», при этом утверждается преемство рус. столиц от Киева через Владимир к Москве. В пространном титуле митр. Иоасафа (1539-1542), в святительство к-рого был создан памятник, названа ц. Успения Богородицы «в царствующем граде новем Риме Москве, матере градовом святейшиа митрополия Владимирскиа и всеа Русии».

http://pravenc.ru/text/154987.html

Благодатию же Божиею все те три лампады зажглись сами собою, а фряжские лампады, висевшие вверху, не возгорелись ни одна. Поставив лампаду мою на святом Гробе Господа нашего Иисуса Христа, я поклонился честному Гробу тому и, облобызав с любовию и со слезами святое место, где лежало пречистое Тело Господа Иисуса, вышел из Гроба с великою радостию...” Кроме сочинений, принадлежащих известным нашим писателям рассматриваемого нами периода, встречаются или только упоминаются в рукописях еще некоторые сочинения русских писателей того времени, неизвестных по имени. Таково описание жизни и чудес святого Николая, Мирликийского чудотворца, начинающееся словами: “Во дни прежняя благоволи Бог взыскати писанья от пророк”, и разделенное на 40 глав. В главе 33-й автор описывает одно чудо святого Николая, совершившееся в Царьграде при патриархе Михаиле Керулларии (1043 – 1059), когда сам автор находился в Царьграде; в главе 34-й рассказывает о другом чуде того же угодника, бывшем при императоре Константине – или Мономахе (10421055), или Дуке (1059 – 1067) 1376 ; наконец, в 40-й главе повествует о событии киевском – о спасении святым Николаем младенца, упавшего в Днепр, которое случилось к концу XI в. 1377 Таково же Слово на перенесение честных мощей святого Николая из Мир Ликийских в город Бар, начинающееся словами: “Присно убо должны есмы, братие, праздникы Божия, творяще, дръжати!” Здесь сочинитель прямо говорит, что это чудесное перенесение последовало “в нынешняя времена, в нашу память, наши дни-лета, в тысящное лето и 95 от воплощениа самаго Бога, при цари гречестем и самодръжци Констянтина града Алексеи Комнине и патриарсе его Николе, а в лето рускых наших князей, христолюбиваго и великаго князя нашего Всеволода в Киеве и благороднаго сына его Володимера в Чернигове”. Потом излагает самую историю перенесения мощей святого Николая, подробно исчисляет совершенные им при перенесении чудеса, повествует о новой церкви, в честь его устроенной, куда поставлены были его святые мощи, и о новом в честь его празднестве 1378 . Это русское сочинение несомненно относится к концу XI или к самому началу XII столетия. Таково, наконец, житие преподобного Антония Киево-Печерского, составленное неизвестным в XI в. и существовавшее еще в XIII столетии, но, к сожалению, до нас не дошедшее; в нем заключались, кроме драгоценных сказаний о самом Антонии, и “вся жития” других печерских подвижников, “аще и вкратце речена” 1379 . Потеря для нашей церковной истории невознаградимая!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Благодатию же Божиею все те три лампады зажглись сами собою, а фряжские лампады, висевшие вверху, не возгорелись ни одна. Поставив лампаду мою на святом Гробе Господа нашего Иисуса Христа, я поклонился честному Гробу тому и, облобызав с любовию и со слезами святое место, где лежало пречистое Тело Господа Иисуса, вышел из Гроба с великою радостию...» Кроме сочинений, принадлежащих известным нашим писателям рассматриваемого нами периода, встречаются или только упоминаются в рукописях еще некоторые сочинения русских писателей того времени, неизвестных по имени. Таково описание жизни и чудес святого Николая, Мирликийского чудотворца, начинающееся словами: «Во дни прежняя благоволи Бог взыскати писанья от пророк», и разделенное на 40 глав. В главе 33-й автор описывает одно чудо святого Николая, совершившееся в Царьграде при патриархе Михаиле Керулларии (1043–1059), когда сам автор находился в Царьграде; в главе 34-й рассказывает о другом чуде того же угодника, бывшем при императоре Константине — или Мономахе (1042–1055), или Дуке (1059–1067) ; наконец, в 40-й главе повествует о событии киевском — о спасении святым Николаем младенца, упавшего в Днепр, которое случилось к концу XI в. Таково же Слово на перенесение честных мощей святого Николая из Мир Ликийских в город Бар, начинающееся словами: «Присно убо должны есмы, братие, праздникы Божия, творяще, дръжати!» Здесь сочинитель прямо говорит, что это чудесное перенесение последовало «в нынешняя времена, в нашу память, наши дни-лета, в тысящное лето и 95 от воплощениа самаго Бога , при цари гречестем и самодръжци Констянтина града Алексеи Комнине и патриарсе его Николе, а в лето рускых наших князей, христолюбиваго и великаго князя нашего Всеволода в Киеве и благороднаго сына его Володимера в Чернигове». Потом излагает самую историю перенесения мощей святого Николая, подробно исчисляет совершенные им при перенесении чудеса, повествует о новой церкви, в честь его устроенной, куда поставлены были его святые мощи, и о новом в честь его празднестве . Это русское сочинение несомненно относится к концу XI или к самому началу XII столетия. Таково, наконец, житие преподобного Антония Киево-Печерского, составленное неизвестным в XI в. и существовавшее еще в XIII столетии, но, к сожалению, до нас не дошедшее; в нем заключались, кроме драгоценных сказаний о самом Антонии, и «вся жития» других печерских подвижников, «аще и вкратце речена» . Потеря для нашей церковной истории невознаградимая!

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

В самом начале VIII века арабы окончательно подчинили Армению, однако ее зависимость носила вассальный характер. Армения с Картлией и Каспийской Албанией составляла наместничество (эмират) с центром в Двине. Благодаря этому Армения почти двести лет (до 859 г.) наслаждалась покоем, в результате чего развивались ремесла и торговля. Одновременно крупный княжеский род Багратидов постепенно закрепил за собой огромные области в центре страны и, почувствовав себя достаточно сильным, возглавил народно-освободительное движение, которое увенчалось победой (862) над арабами. Ашот Багратуни был провозглашен “князем князей армянских”, а затем и царем Армении (885). Свою столицу он основал в Ани (100 км от Эчмиадзина). Династия Багратидов управляла Арменией и Грузией в течение двух столетий (856–1071), после чего разделенная на мелкие княжества Армения перешла под власть турок-сельджуков во главе с Альп-Арсланом, который опустошил страну, превратив кафедральный собор Ани в мечеть. Таким образом, Великая Армения, исконный очаг армянской нации, прекратила свое существование как политическое единство 21 . Местоположение Армянской Церкви оказывало влияние и на ее дочерние Церкви Иверии и Каспийской Албании. Армянский католикос Вертанес, сын святителя Григория Просветителя, сделал своего старшего сына Григория “Католикосом Иверии”, в результате чего начались тесные отношения обеих Церквей, прервавшееся при католикосе Иверии Кирионе (608). Нижняя Иверия, признав IV Вселенский собор, стала независимой в этот период, а Верхняя Иверия, находившаяся в юрисдикции Антиохийского Патриарха, получила независимость в следующий период, а именно при императоре Константине IX Мономахе (1042–1055). В этот период наблюдаются попытки со стороны армянских католикосов сообразовать догматическую позицию своей Церкви с Православной. Наиболее выдающимся архипастырем Армянской Церкви был католикос Иоанн III Философ (719–729) 22 , который в своей переписке с Константинопольским патриархом ГepмahoмI (715–730) поддерживал учение святителя Кирилла Александрийского и папы Льва Великого, а на Моназкертском соборе в 719 (или 726) принял Халкидонский собор, хотя и ограничился выражением святителя Кирилла Александрийского “одна воплотившаяся природа Бога Слова” ввиду трудности в лексической формулировке догмата. Католикос HepcecIV (1166–1173) впоследствии писал о нем: “Он, ревностью божественной преисполненный, выступал против монофизитов”. Тот же католикос, выражая в вопросе христологии точку зрения Армянской Церкви, говорил: “Признавать, что во Христе Иисусе существуют две природы в одном Лице— не противоречит истине, при условии, чтобы это единство не было разделено на два” 23 .

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В южном вестибюле, в тимпане над входом в храм, изображены императоры Константин Великий и Юстиниан, подносящие модель Константинополя и Св. Софии Богородице с Младенцем 129 . Эта мозаика датируется концом X в. Другие императорские портреты сохранились на хорах. В северной галерее, в небольшом простенке рядом с западной экседрой, изображен император Александр, царствовавший всего год (912–913) 130 . На восточной стене южной галереи сохранились два панно с изображениями императоров Македонской и Комниновской династий 131 . На одном из них Христу Предстоят императрица Зоя (1028–1050) и император Константин IX Мономах (1042–1055). На другом – Богородица с Младенцем и император Иоанн II Комнин (1118–1143) с супругой Ириной и сыном Алексеем, умершим в 1122 г. Рядом, на поперечной стене южной галереи, находится мозаичный Деисис, который исследователи относят к 1260–1270-м гг. 132 Наконец, в северо-восточном парусе недавно был расчищен лик херувима, относящийся ко времени последнего ремонта купола Св. Софии в 1346–1355 гг. 133 Однако отсутствие первоначальных сюжетных мозаик не означает, что в храме не было каких-либо изображений. Павел Силенциарий достаточно подробно описывает алтарную преграду, солею и амвон, которые не сохранились. Согласно реконструкции С. Ксидиса 134 , алтарная преграда имела П-образную форму, с одними вратами в торце и парой дополнительных врат на боковых сторонах. Она была обложена серебром и состояла из низкого парапета, над которым возвышались двенадцать колонн, несущих архитрав с чеканными изображениями Христа, Богородицы, ангелов, пророков и апостолов в медальонах 135 . За алтарной преградой находился драгоценный престол 136 . Над ним возвышался серебряный киворий на четырех колоннах, увенчанный высокой восьмигранной башней с крестом на вершине и светильниками по углам. Престол покрывали шитые покровы с различными изображениями. От средней части алтарной преграды к амвону, располагавшемуся в восточной части подкупольного пространства, шел огороженный парапетом и колоннами проход – солея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010