Особое значение для Атиши имел образ Тары, или спасительницы - бодхисаттвы, к-рая определила мн. моменты в жизни проповедника, предсказав путешествие в Тибет, встречу с любимым учеником и мн. др., и потому 4 гимна, посвященные ей, стали основой ее культа в Тибете. С 1042 г. и до конца жизни Атиша странствовал по Тибету, где вначале, несмотря на преклонный возраст, его активным помощником был переводчик Ринчен Изанпо (958-1055), получивший образование в Кашмире. Атиша проповедовал в Центр. Тибете, в обл. Уй, где обрел 3 учеников - Кхутона Шейраба Цзондуя (Кхутон Изондуй Юндрунг, 1011-1075), Нгора Лодана Шейраба (Нгок Лекпе Шейраб, 1018-1115) и Дромтонпу (Бромтон Гьялвэй Джюнгнэ 1005-1065 (или 1008-1064)). С именем Атиши связывается возрождение буддизма, восстановление института монашества с жестким соблюдением дисциплины (в частности, целибат и воздержание от спиртного), активное распространение концепции «колеса времени» (калачакра) и создание системы тибет. летосчисления (1051), а также перевод философских текстов праджняпарамиты. Атиша учил, что 3 ветви буддизма ( тхеравада , махаяна и ваджраяна ) не противоречат, а дополняют друг друга. Столь же важным он полагал соблюдение ритуалов, связанных с Тарой, Авалокитешварой , Буддой Шакьямуни. Учение о бодхичитте Атиша передал только Дромтонпе, своему тибет. ученику. Одно из положений учения утверждает, что можно достигнуть просветления и в статусе монаха, и будучи последователем тантрической практики, т. е. опираясь на тексты праджняпарамиты и комментарии к ним, а также на мантры. Особенно важными были наставления ламы-учителя, поскольку его пояснения определяли точность передачи смысла канонического текста при посвящении в него ученика: «Знай, что хорош тот Гуру,/кто знает ритуал [принятия] обета/и соблюдает сам его, к тому же/терпелив достаточно и сострадателен,/чтоб привести [других] к обету». После смерти Атиши, оставаясь практикующим мирянином, Дромтонпа продолжил наставления учителя и сформировал традицию, получившую затем название К. Также выделяют «3 традиции кадам»: традиция Ламрим, традиция устных наставлений Атиши, наставления в 2 истинах. При Дромтонпе новые тантры стали подразделять на 4 вида: Крия-тантра (тантры действия), Чарья-тантра (тантры исполнения), Йога-тантра, Ануттара-йога-тантра (тантры высшей йоги). «3 духовных брата кадампы» - Потоба Ринченсал (1027/31-1105), Чанга Цултим Бар, Пхучунгва Шонну-гялцен, ученики Дромтонпы, продолжили заложенное в тексте «Бодхи-патха-прадипа».

http://pravenc.ru/text/1319768.html

(Ibid. P. 238-243). Из К-поля в Трапезунд прибыл чиновник Мефодий, чтобы произвести по указу имп. Константина IX Мономаха (1042-1055) перепись населения М. Азии, и решил остановиться вместе со своими людьми в мон-ре Е. Игум. Павел (аскет, подвизавшийся прежде на горе Галисий вместе с прп. Лазарем (967-1054)) возразил, что Мефодий и самые знатные из его спутников могут остаться в обители, остальные же разместятся на рыночной площади. Но чиновник, рассердившись, въехал со всей свитой в мон-рь и занял монашеские кельи. Игумен помолился Е., чтобы тот вмешался. Ночью Е., К., В. и А. появились в келье Мефодия, и Е. повелел А. бить чиновника палкой. Наутро игумен помазал маслом раны Мефодия и исцелил его. Собрание чудес митр. Иосифа Лазаропула Чудо 1. Помощь Е. имп. Василию II в победе над иверийцами (Ibid. P. 246-259). В этом тексте подробно описана история Варды Фоки, пытавшегося узурпировать трон при имп. Василии II. Фока направил своих друзей, военачальников Панкратия (возможно, патрикий Баграт II) и Чурванелия (возможно, Чортванели II, плененный в 988-989), вместе с большой армией завоевать Трапезунд и окрестные земли. Миновав Пайперт (ныне Байбурт, Турция), войско разбило лагерь. Жители Трапезунда молились Е. о заступничестве. Святой на коне явился Панкратию, объявив, что Фока умер, и приказал поворачивать назад. В страхе войско отступило. Далее говорится о нападении на вост. области Византии царя Внутренней Иверии Георгия I (1014-1027). Однажды ночью имп. Василий II молился Е. в лагере возле г. Кутая (ныне Кутаиси, Грузия). Тем временем в мон-ре Е. иконописец Иоанн делал копию с древней иконы Е. и задремал. Во сне он увидел, как Е. вошел в храм через юж. двери и спросил, как идут дела. В ту же ночь Е. явился в лагерь иверийцев и попросил у Димитрия Липаритиана воды. На вопрос, кто он такой, Е. отвечал, что он мученик Христов, идет из Трапезунда помочь императору победить иверийских варваров. Затем Е. исчез, но Георгия I не испугало такое видение. Во время сражения иверийцы видели, что перед скачущим Василием II явился Е. на коне в длинной развевающейся мантии и ободрял императора. Иверийцы бежали, и исход войны был решен. Чудо 2. О 2 монахах из Херианы

http://pravenc.ru/text/187017.html

Влияние высокой византийской культуры на более молодую культуру Киевской Руси сказалось и в зодчестве. В подражание собору Св. Софии в Константинополе киевские князья стали строить на территории Руси многочисленные Софийские соборы. Первые из них были построены в Киеве и Новгороде, а последний — в Вологде, во время правления Ивана Грозного (XVI в.). Русь переняла у Византии искусство мозаики и фрески. В нач. XI в. на Афоне был основан русский монастырь, ставший центром русско-византийских духовно-религиозных связей и сыгравший заметную роль в дипломатии двух стран. Последний поход на Византию был совершен в 1043 г . сыном великого киевского князя Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром. Целью этого похода являлось сохранение торговых привилегий русских купцов на территории Византийской империи. Но этот поход оказался неудачным, флот князя Владимира был сожжен «греческим огнем», и отношения Византии и Руси на какое-то время прервались. Но уже в 1047 г. Русь помогает Византийскому императору Константину Мономаху (1042-1055) избавиться от очередного узурпатора и претендента на византийский престол. Русь помогла Константину Мономаху сохранить престол, и в знак благодарности и дальнейшего укрепления русско-византийских отношений, русско-византийского военно-политического союза Константин Мономах выдает свою дочь замуж за другого сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода. От этого брака родился будущий великий киевский князь Владимир II, прозванный Владимиром Мономахом в честь своего византийского деда-императора. Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии. В 1204 г . Константинополь был захвачен в Четвертом крестовом походе (1202-1204) крестоносцами, а в 1240 г . монголо-татарами был захвачен и сожжен Киев. Эти два события отбросили обе страны друг от друга на огромное временное историческое пространство, и даже память о прежних отношениях постепенно исчезала. Между ними осталась практически одна, но очень существенная связь: духовно-религиозная. Россия обязана Византии своим Православием, которое играло и продолжает играть огромную роль в ее судьбе и в контексте всей мировой истории.

http://sedmitza.ru/lib/text/441064/

Несмотря на различие церковной и светской юрисдикций, представление о фундаментальном родстве и общих задачах светского и канонического права ( Stolte. 1991. S. 242) приводило к тому, что уже в IX в. церковная власть в лице Патриарха Фотия принимала активное участие в составлении офиц. законодательных сборников. Юридическая образованность и осведомленность не только в церковном, но и в светском праве была важным требованием для кандидатов на Патриарший престол. Юристами по образованию и первоначальному роду деятельности были Патриарх К-польский Иоанн III Схоластик (VI в.) и Патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон (XII в.); юрист и буд. Патриарх Иоанн VIII Ксифилин исполнял при имп. Константине IX Мономахе (1042-1055) особую гос. должность номофилакса - хранителя законов ( Медведев. 1989. С. 238). В период поздней империи Церковь начала играть важную роль в гражданском управлении и правосудии. В XIV-XV вв. К-польские Патриархи вели интенсивную судебную деятельность в области семейного, наследственного и брачного права, о чем свидетельствует Патриарший регистр 1315-1401 гг. и многочисленные сборники церковного и гражданского права ( Darrouz è s. Le registre synodal). В 1296 г. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328) издал хрисовул о создании института 12 присяжных «вселенских судей ромеев» (ο καθολικο κριτα τν Ρωμαων), в число к-рых должны были войти не только светские, но и духовные лица - архиереи (Reg. Imp. N 2183, 2188). Юрисдикция «вселенских судей» простиралась даже на императора и членов его семьи. Т. о., принцип неподсудности императора был впервые официально признан недействительным (по крайней мере в теории). С учреждением коллегии «вселенских судей» был создан особый имп. (светский) суд высшей и низшей инстанции с участием церковных иерархов. Поскольку данная реформа не удалась из-за невозможности рассмотреть в разумные сроки огромное количество дел, в 1329 г. внук Андроника II, имп. Андроник III Палеолог (1328-1341), учредил новый «вселенский суд» из 4 судей. В первом составе нового суда был один митрополит и один диакон (Ibid. N 2743, 2747, 2805, 2806). В одном из указов Андроника III прямо определяется участие Церкви в отправлении светского правосудия: «Вселенские судьи ромеев избраны и поставлены святою Церковью Божией и моей царственностью» (Ibid. N 2747, 2805). Местом заседаний «вселенского суда» был избран храм Св. Софии в К-поле ( Медведев. 1991. С. 300-302). Взаимодействие канонического и светского права

http://pravenc.ru/text/372678.html

Четыре императора сменились при патриаршем служении Михаила Керуллария: Константин Мономах (1042–1054), Феодора (1055–1056), Михаил Стратиотик (1056–1057) и Исаак Комнин (1057–1059). Сколько попыток царских переворотов, закончившихся неудачей или восхождением на престол, сколько интриг, сколько противостоящих партий, в которые старались привлечь и патриарха! Во всех ситуациях рассудительность патриарха опиралась на сохранение строгой законности и христианского благочестия – они были определяющими во всех его решениях и поступках, отстраняющих свои личные симпатии и антипатии, обиды и тем более выгоды. Он не позволял себе в своих поступках или решениях проявлять субъективизм, продиктованный личными чувствами. В храме Святой Софии находили убежище и свергнутые императоры, и готовящиеся воссесть на императорский престол, и неудачливые претенденты на власть, и бежавшие от расправы за подготовку переворотов. Одни просили монашеского пострига, чтобы сохранить свою жизнь под омофором Церкви, другие провозглашались императорами, третьи отрекались от престола и удалялись в монастыри. Строгий ум патриарха отсеивал личные чувства и сохранял христианский и гражданский долг по отношению к каждому из них. Особо историки говорят о восхождении на престол Исаака Комнина, чему предшествовало восстание: некоторые считают, что патриарх был первопричиной восстания – это позже было ему поставлено в вину в обвинительном акте к несостоявшемуся над ним суду. Профессор Скабаланович отмечает, что «обвинительный акт против Керуллария страдает непоследовательностью… Но если бы он затеял восстание… то едва ли бы он для гарантии успеха не вошел в предварительное соглашение с Комнином. Отсутствие такого соглашения делает невероятным выставленное против Керуллария обвинение» . Наоборот, Керулларий сделал все возможное, чтобы обеспечить безопасность свергнутого императора Михаила Стратиотика, пригласив его под укрытие святой Церкви и поселив в патриарших покоях. Но главной заботой патриарха всегда была Церковь.

http://pravoslavie.ru/28997.html

было, по его словам, не более 2500 мужского населения. Хотя новые вожди турок хорошо понимали, что успех их зависит не от хищнических и опустошительных набегов, а от некоторой созидательной работы, тем не менее история возникновения самостоятельного турецкого государства сопровождалась обыкновенными сценами убийства и хищения, которое довело Малую Азию до крайнего обнищания и одичания. Завоевательная карьера Тогрул-бека в течение 20-ти лет показывает, что в его распоряжении были большие силы, которые подновлялись новыми охотниками, привлекаемыми жаждой добычи и новых завоеваний. Походы Тогрул-бека начинаются с 1042 г., когда он присоединил Горчак и Табаристан; в то же время брат его Чакыр-бек завоевал область Балх. В следующие годы они распространили завоевания на Ховарезм и Испагань. В 1048 г. брат Тогрул-бека Ибрагим Инал сделал вторжение в Армению, находившуюся в вассальной зависимости от Византии. Уже тогда турецкое завоевание могло бы угрожать значительными успехами и заставить империю принять надлежащие меры предосторожности, но между братьями вспыхнула усобица, окончившаяся поражением Ибрагима в 10491050 гг. Большим также облегчением для Византии было и то обстоятельство, что предводителю турок предстояла задача определить своё положение относительно Багдадского калифа или, правильнее сказать, многочисленных эмиров, зависимых от Хозроя Фируса, тогдашнего эмира Аль-Омра, всесильного правителя калифата. Тогрул-бек решился свергнуть Бундскую династию, но для этого ему было необходимо завладеть Багдадом. В 1055 г. он сделал нападение на столицу калифа, воспользовавшись постоянными раздорами между суннитами и шиитами и личными раздорами между руководителями политикой калифата. Трудно судить о подробностях, но известно, что в том же году наступил конец господству в Багдаде великого эмира Аль-Омра и с тем вместе значению рода Бундов. В дальнейшем обращают на себя внимание заботы Тогрул-бека заручиться родством с калифом, чтобы упрочить значение своего рода в глазах мусульманского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1041.12.10 Смерть Михаила IV. Императором стал его племянник  Михаил V Калафат . Норманно-византийская война. 1041.12–1042.04 Массовые репрессии и казни всех родственников Михаила V.  1042.04 Арест, ссылка и постриг в монахини императрицы Зои. Восстание против Михаила V. Империатрицу доставили в Константинополь. 1042.04.20 Народ провозгласил младшую сестру Зои,  Феодору  империатрицей. Патриарх Алексей Студит немедленно ее короновал. Бегство Михаила и его дяди Константина в Студийский монастырь. Арест, ослепление обоих по приказу Феодоры. 1042.06.11 Возвращенный из ссылки  Константин IX Мономах  женится на Зое и провозглашается императором. Сербия окончательно утвердила свою независимость от Византии. 1042–1043 Восстание Георгия Маниака. Норманы начали завоевывать Южную Италию у Византии. Наступление русских войск. Разгром русского флота у Константинополя. Присоединение царства Ани к Византии. В Македонии Лев Торник провозгласил себя императором. Осада им Константинополя, но армия его была рассеяна, а сам Лев пленен и ослеплен. Первое вторжение сельджуков в Византийскую Армению. При нападении на Византию печенегов им дал отпор болгарский феодал Михаил со своей дружиной. 1054.07.16 Разделение христианской церкви на Западную – римско-католическую и Восточную – греко-католическую (православную). В этот день папский легат кардинал Гумберт положил на главный алтарь Айя Софии декрет, содержащий анафему византийцам. Патриарх в ответ на это на соборе отлучил папу от церкви. 1055.01 Смерть Константина IX Мономаха. Правление перешло к Феодоре. 1056.08.31 Смерть Феодоры. Императором стал  Михаил VI Стратиотик . 1057.04 Ссора Михаила V с Исааком Комнином.  1057.06 Заговор против Михаила V во главе с Исааком. 1057.08 Переговоры между Михаилом и Исааком. Восстание в Константинополе. Отречение Михаила и постриг в монахи. Императором стал Исаак I Комнин. Нормандцы захватили Апулию и Калабрию. Вторжение сельджуков в Каппадоки и Сирию. Союз римского папы с норманнами. Смерть бывшего императора Михаила VI.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Один за другим при сестрах-императрицах Зое (1042–1050) и Феодоре (1042–1056) вступали на престол и уходили Роман III Аргир (1028–1034), Михаил IV Пафлогон (1034–1041) и Михаил V Калафат (1041–1042). И, наконец, царственные сестры начали править совместно с Константином IX Мономахом (1042–1055). А после смерти императрицы Зои ее сестра номинально вышла замуж за Михаила VI Стратиотика (1056–1057), оставаясь его соправительницей. Что бы ни говорили о «многоцарствии» Византийских царей потомки, легко убедиться, что в действительности этот дворцовый хаос всякий раз оказывался единственным средством обеспечить политическую стабильность и преемственность власти. Или, в крайнем случае, передачу ее более достойному лицу, в котором Римская империя остро нуждалась. Сын императрицы Марии Аланской юный Константин Порфирородный Дука соцарствовал с Алексеем I Комнином (1081–1118), пока не скончался от болезни. И едва ли стоит говорить, что и в этот раз «многоцарствие» оказалось полезным: всем известно, сколько Алексей I сделал для Римского государства. После смерти Мануила Комнина остались его жена Мария и 12-летний сын Алексей II (1180–1183); в государстве начались нестроения, которые слабая женщина не могла и едва ли хотела разрешить. Тогда по требованию аристократии и Церкви вторым императором был признан Андроник I Комнин (1183–1185), вскоре узурпировавший престол и запятнавший себя убийством малолетнего царя. Как следствие, его царствие было недолгим, но если бы цареубийства не произошло, этот альянс мог бы принести замечательные плоды. В дальнейшем император Андроник II Старший (1282–1328) соцарствовал со своим сыном Михаилом IX Палеологом (1295–1320), а после его смерти с внуком Андроником III Младшим (1328–1341). Но, пожалуй, наибольшие приключения выпали на долю сына Андроника III императора Иоанна V Палеолога (1341–1391). В определенное время он делил свою власть с целым сонмом василевсов: Иоанном VI Кантакузеном (1347–1354), Андроником IV Палеологом (1376–1379) и Иоанном VII Палеологом (1390). Если учесть, что помимо них императорский венец носили на своих главах его мать императрица Анна Савойская, признанная соправительницей сына в 1341 году, жена Иоанна V Палеолога Елена Кантакузен и супруга Иоанна VI Кантакузена Ирина, то количество императоров впечатляет. Однажды возникла идея венчать на царство еще и сына Иоанна Кантакузена Матфея, но сам отец благоразумно отказался от нее .

http://pravoslavie.ru/60482.html

228 ...Констянтина Мономаха. – Константин Мономах – византийский император (1042–1055). На его дочери был женат сын Ярослава Мудрого, черниговский и киевский князь Всеволод. 229 ...скодлю ее инако прврьгъщуся... – Имеется в виду остракизм – обычай некоторых полисов античной Греции. На глиняных черепках (остаконах) члены народного собрания писали имя того, кого, по их мнению, следовало изгнать из страны. 230 ...златопроходный Пактолос... – Пакто, золотоносная река в Лидии (древнем малоазийском государстве). 231 ...яко не вь тренныя проходи въ обидимые. – Текст, видимо, испорчен (в старейшем славянском списке «Хроники» – «въ нетренныя проходы», греческий текст также не ясен). Конец фразы не переведен. 234 Манияк – Георгий Маниак, византийский феодал и полководец, поднявший в 1043 г. мятеж против императора. Он был гигантского роста и отличался огромной силой. По словам современника, византийского государственного деятеля и историка Михаила Пселла , «окружающие смотрели на него снизу вверх, как на холм или горную вершину... голосом обладал громовым, руками мог сотрясти стены и разнести медные ворота». 235 ...Капаневь... – Капаней, один из участников похода семерых против Фив в античном греческом мифе. 236 ...гордяся, яко Антй. – Согласно мифу, Антей – великан, сын Посейдона и Геи, считавшийся непобедимым, пока его не одолел Геракл. 237 ...ни каркиновх устъ... – В греческом оригинале «каминустома» – то есть «огненной пасти». Возможно, однако, что чтение было испорчено в греческом списке-оригинале славянского перевода: «каркина» по-гречески «рак». 240 ...Даниил провид древле... съкрушает зубы. – Имеется в виду один из вещих снов библейского пророка Даниила. Характеристика зверя представляет собой слегка измененную цитату из описания видения (Книга пророка Даниила, гл. VII), однако там четыре зверя – это символы четырех царств. 241 ...Феодоры... – Феодора, сестра Зои, царствовала в 1042 г. совместно с ней, а одна в 1055–1056 гг. Фактически же императором был Михаил Старик (или Стратиотик, так как он являлся хранителем казны стратиотов – зажиточных воинов-феодалов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блажен стяжавший тебя, ни во что вменит он сокровища мира, ибо подлинное, неистощимое богатство – это ты. Блажен и триблажен тот, кого ты избрала себе. Бесславный на вид, он будет славнее всех славных и всех почитаемых почтеннее и выше… ГЛАВЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ 200 I, 86. Иное дело бесстрастие души, иное – бесстрастие тела. Первое своим собственным сиянием и светом, истекающими от Духа, делает святым так же и тело, а второе пребывает одиноко само по себе и не приносит пользы тому, кто обрел его. III, 51. Если невеста вознегодует, когда жених отлучится надолго, или, занятый делами, откладывает время брака, если она презрит его любовь и сотрет или порвет хартию обручения, то мгновенно лишается надежд, которые возлагала на брак. То же бывает и с душой. Едва лишь промолвит кто из подвизающихся: «Доколе должен я страдать?», едва лишь обессудит тяжелые труды подвижнические, пренебрежет заповедями, позабудет о непрестанном покаянии и тем уничтожит и расторгнет соглашение, как тотчас вовсе лишится и обручения и божественной надежды. Михаил Пселл (1018 – около 1097 гг.) Константин Пселл родился в 1018 г. в Константинополе и получил блестящее образование. После обычного начального курса обучения на классических образцах (в 9 лет он комментировал Гомера), Пселл вынужден был поступить на службу к судье в один из фемов, но через год получил возможность вернуться в Константинополь и продолжать занятия теперь уже в риторской школе. Пселл примкнул к кружку талантливой честолюбивой молодежи, группировавшейся вокруг ритора Иоанна Мавропода, из которой вышли такие личности, как Никита Византийский, будущий знаменитый грамматик, Константин Лихуд, будущий всесильный временщик, а затем патриарх Константинопольский, и сменивший его в этом сане Иоанн Ксифилин, а также будущий император Константин Дука. Дружба с Константином Лихудом обеспечила Пселлу карьеру сановника при императорском дворе. Начав с должности асикрита – чиновника имперской канцелярии в царствование Михаила V (1041–1042 гг.), Пселл стал протоасикритом – начальником этой канцелярии при Константине Мономахе (1042–1055 гг.), одним из первых лиц при дворе, составителем официальных посланий императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010