аллегорическая – 69, 120, 138, 143 библейская – 108 сакральная – 13, 101, 200 Герменевтический: максимализм – 162, 165 минимализм – 162, 165 Герметизм – 35 Гетеродоксальные учения – 61 Гипербола – 154 Гомилия – 19, 126 ,139, 140, 145, 186, 187, 191 Гомилетика – 196 Гнозис – 41, 44, 96, 99, 100, 106, 107, 114, 120, 163, 194, 195 Гносеология – 65, 99, 104, 112, 114, 156, 192 теистическая – 66, 137 Гностицизм – 15, 40–44, 46, 98, 102, 108, 130, 131, 149, 162, 175, 201 Дамба «Гептастадий» – 24 Демонология – 134 Диалектика – 87, 112, 163, 189 Дидаскалион – 32, 79, 80–83, 85, 87, 89–91, 120, 122, 183 дидаскал – 81, 83–85, 88, 91, 96, 109, 119, 123, 128, 132, 134, 135, 137, 142, 150, 152, 176, 178, 182, 199 Добротолюбие – 43 Догмат – 14, 107, 175, 184, 190, 196 Догматика – 17, 90, 164, 170, 192 Доксография – 100 Дуализм – 42, 175 Евангелие – 38, 64, 95, 104–106, 109, 133, 141, 142, 144, 155, 177, 179, 182,191, 198 Евхаристия – 195 Ересь – 96, 99, 106, 183 Жречество (жрецы) – 35 Зороастризм – 36 Идеализм – 28, 70, 114, 151, 175, 199 Идололатрия – 172 Иератическое письмо – 35 Иероглифика – 104 Инклюзивизм – 73 Интертекстуальность – 15, 141 Ипостась – 129, 171, 196 Исихия – 170 Иудаизм – 38, 39, 44, 133, 201 Иудейские школы Александрии – 56 Каббала – 38 Канон – 17, 56, 123 Каппадокийская школа – 10, 11, 191, 201 «Катехуменат» – 85 Киники – 27 Киренаики – 27 Кирилло-Мефодиевская традиция – 196 Космогония – 66, 98 Космология – 54, 123, 187 Космос – 28, 60, 61, 126, 130, 175, 188 Крещение – 39, 80, 95 Литургика – 196 " Лицо» – 14 Логология – 115 христианская – 111 Логос – 16, 40, 59, 61–64, 66, 71, 76, 84, 97, 100, 104–106, 109–111, 113–115, 126, 127, 129, 134, 142, 176, 177, 181, 182,196,197, 201 Манихейство – 35 Масоретский извод Ветхого завета – 38 Метареальность – 141 Метафизика – 197 Метафора – 14, 17, 54, 71, 72, 75, 156 Метемпсихоз – 143 Мистерии – 35 элевсинские – 95 эллинские – 123 Мистицизм – 40, 69, 124, 193 Мифология – 35, 43, 54, 59, 123, 141 Монашество – 41,42,44,45,143, 173,178, 201

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Доксография – 109, 162 Дуализм антропологический – 108 «Духоборы» – 157 Евангелие – 63, 81, 112, 157 Ересь – 81, 87, 97, 214 Иконоборчество – 223 Иконопочитание – 214, 224 «Имяславческие споры» – 156 Ипостась – 43, 98, 104, 107, 109, 150, 154, 158, 159, 180, 204 Ипсистарии – 92 Исихазм – 11З Иудаизм –196 Канонический спор с Римом – 94 Каппадокийская школа – 10, 14–18, 28, 43, 47, 62, 87, 98, 118, 120, 122, 131, 140, 149, 153, 184, 188, 189, 191, 193, 195, 196–198, 202, 225, 226–228 Каппадокийский кружок – 51, 57 «Каппадокийский синтез» – 16, 39, 102, 133, 163, 168, 171, 181, 187, 208, 214, 225 Кирилло-Мефодиевская традиция – 64 Космогония – 25, 68, 117 Космология – 71, 80, 102, 105, 213–215, 225 Космос – 44, 74 Креационизм – 25, 213 Крещение – 38, 93, 94, 98, 114 Литургия – 220 " Лицо» – 180 Логология – 107 Логос – 13, 24, 25, 44, 75, 76, 83, 99, 105–107, 138, 152, 169, 171, 181, 201, 204–206, 208, 210, 211, 218, 220, 227 Логоцентричность – 227 Манихеи – 125 Метафора – 94, 113 Метонимия – 150 Метемпсихозис – 40, 185 Мистерия – 37, 211 греческая – 113 египетская – 13 языческая – 114 Мистика – 40, 77, 92, 101, 126, 132, 186, 216, 220 Манихейство – 209 Модализм – 150 Монархианство – 43, 47 Монашество – 88, 121, 150 Монотеизм языческий – 153 Монофелитство – 200, 201, 213 Монофизитство – 100, 200, 202, 206 Натурфилософия – 71 Никейский Символ веры – 55, 98, 109, 161 Несторианство – 100 Неоплатонизм – 17, 37, 43, 44, 80, 104, 159, 181, 182, 195, 204, 209 Николаиты – 137 Новоалександрийская школа – 215 «Новоникейское движение» – 15, 29, 51, 98, 154, 225 Новый Завет – 81, 222 Ойкумена – 21 «Омии» – 57, 150 Омиусиане – 95, 101, 149, 150, 190 Онтология теистическая –109, 119 Ортодоксия – 18, 41, 60, 61, 83 Пайдейа – 77, 180 Пантеизм – 103, 208 Патристика – 12, 13, 16, 18, 30, 42, 48, 52, 53, 61, 71, 80, 140, 149, 161, 173, 177, 180, 181, 187, 193, 196, 197, 225 Патрология – 16, 27, 38, 52, 88, 128, 133, 149, 178, 189, 204 Перистиль – 31 Песнь песней – 58, 77, 143, 146, 148, 173

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Классификация рукописей Зографского монастыря I. Рукописи по содержанию 1 . Евангелия – 39: 1–39. 2 . Апостолы – 6: 40–45. 3 . Евангелие и апостол – 1: 46, 4 . Псалтири – 14: 47–60. 5 . Октоихи – 12: 6164 и 66–73. 6 . Пентаихи – 2: 65–66. 7 . Триоди – 10: 74–83. 8 . Стихирарь – 1: 84. 9 . Трефологий – 1: 85. 10 . Служебные Минеи – 19: 86–104. 11 . Праздничные Минеи – 3: 105–107. 12 . Часословы – 4: 108–111. 13 . Каноники – 2: 112–113. 14 . Требники – 6: 113–118. 15 . Служебники – 16: 119–134. 16 . Службы – 2: 135–136. 17 . Молитвословы – 5: 137–141. 18 . Акафистари – 2: 142–143. 19 . Богослужебный сборник – 1: 144. 20 . Типики – 3: 145–147. 21 . Кормчая – 1: 148. 22 . Синтагма Матвея Властаря – 1: 149. . 23 . Месяцеслов – 1: 150. 24 . Компиляция Зонары – 1: 151. 25 . Постнические поучения В. Великого – 2: 152–153. 26 . Богословие Иоанна Дамаскина – 1: 154. 27 . Ефрем Сирин – 1: 155. 28 . Шестоднев Иоанна Златоуста – 1: 156. 29 . Лествичники – 7: 157–163. 30 . Патерики – 2: 164–165. 31 . Жития святых – 1: 166. 32 . Четьи Минеи – 3: 167–169. 33 . Молитвы и поучения – 1: 170. 34 . Прологи – 10: 171–180. 35 . Легенды – 1: 181. 36 . Сборники – 3: 182–184. II. Рукописи по времени написаний XIII в. – 17: 1–5, 40, 47, 74, 75, 85–88, 113, 119, 145. XIII–XIV – вв. 7: 6–11, 48. XIV в. – 15: 12, 13, 14, 15, 41, 49, 61, 76, 114, 120, 150, 152, 167, 171, 172. XIV–XV вв. – 2: 154, 164. XV в. – 14: 16, 17, 18, 50, 51, 105, 121, 122, 153, 157, 158, 159, 181, 182. XV–XVI вв. – 4: 52, 77, 84, 135. XVI в. – 54: 19–34, 42, 43, 44, 46, 53, 54, 55, 62, 63, 78–82, 89, 90, 106, 107, 112, 115, 123–130, 136, 137, 148, 160, 161, 162, 165, 169, 170, 184. XVI–XVII вв. – 8: 55, 56, 144, 156, 166, 173, 174, 183. XVII в. – 65: 35–39, 45, 57–60. 64–73, 83, 91–104, 108, 109, 110, 111, 113, 116, 117, 118, 131, 132, 133, 134, 138–143, 146, 147, 149, 151, 163, 168, 175–180. Датированные из этих рукописей относятся к годам: 1305 г. 1359 г. 41), 1367 г. 152), 1504 г. 129), 1543 г. 23), 1544 г. 24), 1550 г. 25), 1558 г. 26), 1562 г. 19), 1563 г. 80), 1567 г. 27), 1569 г. 28). 1578 г. 130), 1585 г. 54), 1589 г. 62), 1626 г. 91), 1630 г. 45), 1640 92, 93), 1641 г. 58), 1644 г. 65), 1653 г. 94, 95), 1669 г. 59). III. Рукописи по редакциям

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елена Ивановна, дочь боярина Ивана Васильевича Меньшого Шереметева, в 1580–1581 гг. – третья жена царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана IV Грозного, с 1581 г. – инокиня Леонида – с. 39, 54; кат. 35, 36 Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (1674–1690) – кат. 76, 125 Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси (1667–1672) – кат. 123 Иов, митрополит Киевский и всея Руси (1586–1589), первый патриарх Московский и всея Руси (1589–1605) – с. 43: кат. 64, 65 Ирина Федоровна (1563(?)–1602), дочь костромского вотчинника Федора Ивановича Годунова, с 1575 (?) – жена царевича (с 1584 г. царя) Федора Ивановича, с 1598 – инокиня Александра – с. 39, 40, 41, 42, 46, 54; кат. 38, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 66, 67, 72, 78, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 89, 114, 128, 133, 136, 139, 161, 164, 169 Исаак Шахов (уп. 1562), устюжанин, старец Соловецкого монастыря – с. 16, 18, 63, 64; кат. 23, 24 Колычев Иван Дмитриевич (уп. 1649), боярин, родственник митрополита Филиппа II, был женат на княжне Черкасской – с. 18, 66; кат. 102 Колычев Иван Иванович (уп. 1649), стольник, сын боярина Ивана Дмитриевича Колычева – кат. 102 Мария Ильинична (ум. 1669), дочь боярина Ильи Даниловича Милославского, с 1648 г. – первая жена царя Алексея Михайловича – с. 49, 50; кат. 99, 100, 101, 105, 106 (?), 107, 108, 109, 110 (?), 111, 119, 120, 121, 122, 123 (?), 132 Матфей (уп. 1704), иеромонах Соловецкого монастыря – с. 63, 72; кат. 129, 151 Милославский Илья Данилович (уп. 1668), боярин, тесть царя Алексея Михайловича, в 1656–1662 гг. ведал Стрелецким приказом, затем Большой казной, Иноземным и Рейтарским приказами – кат. 126,127 Михаил Федорович (1596–1645), сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии патриарха Филарета), с 1613 г. – царь всея Руси – с. 10, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 55, 72; кат. 78, 79, 83, 90, 93, 98, 122 Мстиславская Домника Михайловна (конец XVI – начало XVII в.), жена князя Федора Ивановича Мстиславского – с. 15, 18, 66; кат. 88

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Промысл Божий проявился и проявляется в спасении человека, о чем изложение уже начато выше. Господь, любя праведников и милуя грешников, «захотел всех спасти и привести в истинный разум». И единый от Святой Троицы Сын Божий, «благоволением Отца, Своим хотением и споспешеством Святого Духа», родился во плоти на земле от Пречистой Девы Марии (Повесть о святых Петре и Февронии Муромских – 10, 626, 627, 629). «Днесь Несозданный в Свое создание вмещается... Сын Божий сын Девы бывает... человеча ради спасения» («Слово на Благовещение» – 4, 132). Творец «всего живого», видимого и невидимого, ради нас «воплотился и кровь Свою за нас пролил» («Повесть о взятии Царь-града турками в 1453 г.» – 9, 245). Он пришел к нам, чтобы «разрушить дела неприязненные» («Поучение пред Крещением Господним» – 4, 80), «взыскать заблудшего человека» (4, 133), показать ему «путь спасения покаянием» (4, 80). Господь «прииде на землю, да земные обожит и паки на небо возведет» («Златая цепь» – 3, 186). И спасение совершено. Своим пришествием Господь Иисус Христос «возродил падшее наше естество» (15, 27). Пострадав за нас плотью, Он наши грехи «на кресте пригвозди» (10, 628), спас и тех, которые, хотя находились в аду, но провели земную жизнь в законе Господнем и теперь с верой ожидали Его пришествия. «Не просто ведь всех спас Живодавец Христос, сойдя в ад, но сказано, что и «тамо веровавших»... Подобало ведь всем им спастись и от адовых уз разрешиться схождением Бога и Владыки, что и произошло по Его Промыслу» («Диоптра» – 10, 109). «Днесь... бесовская служба и требища их попрана быша. Днесь райские двери отверзаются, и пламенное оружие, отгнавши человечо естество, плещи дает, и человеческий род верою, яже во Христа, и благими делы с радостию паки в рай входит» («Слово на Благовещение» – 4, 133). В домостроительстве спасения центральное место занимает воскресение Господа нашего Иисуса Христа. «Если Христос не воскрес, – говорит св. апостол Павел, – то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15, 17, 20 ). Воскресение Христа «великий день нарицается». В этот день «ангели с человеки ликуют» («Слово на Пасху» – 1, 132). Почему? Потому, что это величайшее чудо милости Божией к людям: воскрес Христос – воскреснут для жизни вечной и все уповающие на Него. Христос «воскресе, спасая ны», и находящимся в гробах «живот дарова» (1, 132). Ныне «человецы Богом освящаются» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

115 Митрополит Елевферий (Богоявленский). Указ. соч. – С. 30. 116 Искажение православной истины в русской богословской мысли. С. 114, 115—116, 118. Гнедич П. – С. 100. 117 Гнедич П. В. Догмат искупления. С. 169—170. 118 ЖМП. 1952, 1. – С. 64—76. Гнедич П. В. Догмат искупления. – С. 100, 133. 119 Опыт православного догматического богословия. Т. 4, § 102. Гнедич П. В. Догмат искупления… 1953. — С. 27, 30. 120 Крест Христов, 2-е изд. – Киев, 1907. – С. 101, 103. Гнедич П. В. Догмат искупления… 1953. — С. 31, прим. 1. 121 Гнедич П. В. Догмат искупления… 1953. – С. 32, С. 33. 122 Епископ Сильвестр Опыт православного догматического богословия. ?. 4. § 102. 123 Там же. 124 Гнедич ?. В. Догмат искупления. 1953. – С. 189. 125 Предисловие.//Крест Христов – С. 9. 126 Гнедич П. В. Догмат искупления. – С. 73. 127 Там же. – С. 80. 128 Митрополит Елевферий. Об искуплении. – С. 7. 129 Богословский вестник. – 1915. 9. 130 Отдых христианина. 1916, 12. 131 Гнедич П. В. Догмат искупления. – С. 212. 132 Богословие и свобода Церкви//Богословский Вестник. 1915, 9. – С. 130—131, 133. 133 Вифлеем и Голгофа.//Отдых христианина, 1916, 12 134 Глубоковский ?. ?., заслуженный профессор, доктор богословия Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии – Варшава, 1938 – С. 9. Последняя часть фразы, взятая в кавычки, – цитируемое ? ? Глубоковским высказывание протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева (Богословский вестник – 1917, 10—12 – С. 412). 135 Богословские труды – ?. издание Московской Патриархии, Вып. 12 – С. 39—40. 136 Айвазов И., профессор. Догмат искупления//ЖМП. – 1952, 1 С. 64, 65—66. 137 1967, 9. – С. 65—72. 138 Предисловие//Против ересей. Кн. 5. 139 «Слово о воплощении Слова», глава 54. 140 Григорий Богослов Слово 45-е на Святую Пасху § 22 141 Лосский В. ?. Искупление и обожение.//ЖМП – 1967, 9 – С. 65—68. 142 Лосский В. ?. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. VIII. Домостроительство Святого Духа//Богословские труды – ?. издание Московской Патриархии. Вып. 8 – С. 83—84, 88.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

ВЛАСТЬ. Происхождение оной. III, 7–9. Первоначальное явление ее в семействе и обществе. 8, 9. Неприкосновенность власти государственной. 5, 6, 9, 10, 12. ВОЗНЕСЕНИЕ. Несомненно, что Иисус Христос вознесся на небо с плотию. I, 155. Какой облак подъял возносившегося Господа? 150. Значение слов, сказанных Ангелами Апостолам, при вознесении Господа. 145. Для чего Спаситель без свидетелей воскрес, при свидетелях возносится? 154, 155. Благословение вознесшегося Господа, чрез Пастырей Церкви, нисходит на верующих всех времен. 148, 149. Черты сходства вознесения Иисуса Христа со вторым Его пришествием. 148–152. ВОЗРОЖДЕНИЕ. Разность между возрождением и естественным рождением, I, 179 и преимущество первого пред последним. III, 383, 384. Необходимость возрождения. 385. Оно совершается в Крещении. 386. Начало к духовному возрождению человека. I, 219. Благодатное возрождение совершается по образу рождения Иисуса Христа 42, 43. Изображение благодатного возрождения человека. 179. Черты возрожденного. III, 387. Что нужно с нашей стороны в деле возрождения? 391, 302. Рождение духовное должно быть свободное. 361. Беспечность и самонадеянность – препятствия делу возрождения. 390, 391. Как может каждый узнавать, есть ли в нем плоды возрождения? 388, 389. ВОЙНА – Смотр. Брань. ВОЛЯ БОЖИЯ. Какое высшее побуждение, III, 500, и главное условие к угождению воле Божией? 455–457. Чего желаем, когда молимся, да будет воля Божия? 366. Когда исполняется она на земле, как и на небеси? 366, 367. ВОПЛОЩЕНИЕ. Плоды оного. I, 10. Оно есть начало жизни вечной для человека. 403, 404. Нужда оного для нашего богопознания, 399; для нашего приближения к Богу, 400, 401. Как принята на небесах тайна воплощения Богочеловека, 396, и избранными Божиими? 397. Как должно хранить тайну воплощения? 409. Враги оной, 397. ВОСКРЕСЕНИЕ. Постепенное явление силы воскресения в членах Церкви ветхозаветной соразмерно было с постепенным откровением об Иисусе Христе. II, 179. Истинность воскресения Иисуса Христа. I, 110, 111. Для чего Спаситель без свидетелей воскрес? 154, 155. Ризы Господа свидетельствовали o Его воскресении. 212. За что удостоились видеть Иисуса Христа по воскресении Мироносицы и Апостолы? 142. Его предсказания о Своем воскресении не поняты были Апостолами. 104, 105, 108. Каждый верующий может духовно видеть воскресшего Господа. 139, 140. Радость о воскресении Иисуса Христа в Апостолах зависела от веры, 118, постепенно в них возрастала, 119, 120; имела особенную силу от предшествовавшей печали. 136, 137. Воскресение составляет радость для достойных и недостойных. 100. Радость сия должна быть духовная. 132, 133. Признаки истинной радости о воскресении Спасителя. 133, 134. В воскресении Христовом явились слава и свет Божества. 108, 109. Оно есть основание христианской веры, 123, 124, 217, 218, и надежды. I, 99, 125. Плоды воскресения Христова. 96–99, 102, 103, 126, 127, 217. Основание приветствия: «Христос воскресе» и ответа: «Воистину воскресе». 98. Сила сего приветствия. 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

127 Ср.: Мф. 9,36. 128 Рим. 14,15. 129 От Фессалоник до Иериссо автобус доезжает примерно за два с половиной часа. — Прям, перев. 130 Мф. 16,24. 131 Эта женщина работала в одном монастыре. 132 Рим. 2, 24. 133 Мф. 43,46. 134 Схимонах Паисий (Эзнепидис), 1924–1994. Один из самых известных святогорских подвижников нашего времени. — Прим. перев. 135 Ср.: Мф. 7,15. 136 Мф. 10,16. 137 Песн. 5, 2. 138 Там же. 139 Ин. 17,11. 413. 140 Город на острове Эвбея, расположенном на юге Греции. — Прим. перев. 141 Прем. 1,1. 142 Мф. 6, 33. 143 Важно то, что мы вкладываем в эти слова. Так, например, мы можем говорить «помилуй мя» и под словом «мя» понимать весь мир, или же говорить «помилуй нас» и иметь в виду то же самое. Здесь Старец хотел подчеркнуть, что мы должны любить весь мир как самих себя. 144 Прем. 1, 10: Потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. То есть внимательное ухо Божие слышит все и ропотливый шепот не скроется от него. 145 Преп. Никодим Святогорец (1749–1809), память 1 июля. — Прим. перев. 146 Традиционно верующие в Греции вместо «Молитв на сон грядущий» читают повечерие с акафистом Благовещению Пресвятой Богородице. — Прим, перев. 147 Ин. 14,21. 148 Мф. 7,7. 149 Это общее правило. Но в особых случаях, с благословения рассудительного духовника, возможно «по икономии» и какоелибо иное решение. См. далее случаи с воздержанием от супружеских отношений и о супругах, которым Бог не давал ребенка, чтобы тот не был несчастен. 150 Точнее, это одна из целей брака, но самая главная. — Прим. греческого издателя. 151 Мф. 19,14. 152 Мф. 18,3. 153 Имеется в виду салатный латук. — Прим. перев. 154 Стремма — мера площади, равная 1000 м 2. — Прин. перев. 155 Мф. 7, 22–23. 156 Еф. 4,13. 157 Этот совет был дан конкретному человеку, который беседовал с отцом Порфирием. Он не имеет обязательной силы для всех. Например, о себе Старец говорил, что он великий грешник и негодный человек. 158 Лк 12,20. 159 Фил. 2, 7–8. 160 1 Кор. 12, 26. 161 1 Кор. 10,31. 162 Мф. 10,30. 163 Турецкая интервенция началась 20 июля 1974 г. — Прям, перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

1184. Ирмологий на крюковых нотах , в восьмушку, без начала, 306 лл., полууставом XVIII в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. В средине рукописи не достает нескольких листов. Состав: 1) ирмосы канонов восьми гласов (1–286); 2) несколько песнопений из служб на дни предпразднства Рождества Христова и Богоявления Господня (287– 306 об.). 1185. Ирмологий на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 261 л., полууставом поморского письма XVIII–XIX веков, с разрисованными буквами, от дощатаго с кожею переплета сохранилась только верхняя доска. Состав: 1) ирмосы канонов восьми гласов (1– 183 об.); 2) трипеснцы и каноны на повечериях на дни предпразднства Рождества Христова и Богоявления (184–193 об.); 3) восследование всенощнаго бдения (194–212 об.); стихиры на «Господи воззвах» и другия песнопения положены на восемь гласов; 4) избранныя песнопения Четыредесятницы и из службы в неделю Пасхи (212 об.–234); 5) величания (234–250); 6) стихиры а) на целование Креста и б) на целование умершаго (250 об.– 252); 7) тропари и кондаки Рождеству Христову и Богоявлению (252–253 об.); 8) стихиры и богородичны из служб Благовещению Пресвятыя Богородицы, Богоявлению и в Великую субботу (254–259); 9) прокимны в седмицу Пасхи (259–260); 10) богородичен восьмого гласа из службы Казанской Божией Матери и тропарь Иоанну Богослову (260–261 об.), последний без конца. 1186. Ирмологий на линейных нотах , в четвертку, без конца, 136 лл., полууставом XVIII–XIX веков, в кожаном переплете; 135 и 136 листы чистые. На переплете ярлык с надписью: «Из Нолинского духовнаго правления». Состав: ирмосы канонов: 1) на дни двунадесятых праздников (1–51); 2) восьми гласов (51–73); на дни: 3) Новаго лета –1 января (73 об.–74 об.); 4) Трем Святителям – 30 января (74 об.–75 об.); в недели: 5) Фомину (75 об.–78); 6) Мироносиц (78–80 об.); 7) Расслабленнаго (80 об.–83); 8) на день Преполовения Пятьдесятницы (83– 84); в недели: 9) Самаряныни (84–87); 10) Слепого (87– 89 об.); 11) третью Великаго поста (89 об.–92); на дни: 12) ноября 8 – Михаилу архангелу (92); 13) в Лазареву субботу (92 об.–94); 14) Рождества Иоанна Предтечи (94– 96 об.); 15) Полтавской победы (96 об.–101); 16) Петра и Павла (101–103); 17) Положения Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (103 об.–104 об.); 18) Усекновения главы Иоанна Предтечи (104 об.); 19) сентября 1-го (105), 20) Андрея Первозваннаго (106); ирмосы канонов: 21) Богородице, 2, 7 и 8 гласов (106 об.–113); 22) на день празднования Явления иконы Пресвятыя Богородйцы Тихвинския (113); 23) антифоны восьми гласов (113 об.–132 об.); 24) тропари по Непорочны, воскресные, без конца (133).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010