После вечерни 12 июня иеромонах предложил всем желающим поехать с ним в Вольск. Набралось около трехсот человек, в основном женщин. Были приобретены билеты на пароход «Святослав» общества «Кавказ и Меркурий». Днем 14 июня в Саратов была отправлена елейная телеграмма: «Дорогой владыка, великим торжеством, полным крестным ходом сегодня меркурьевским [пароходом] выехало четыреста человек [в] Вольск проводить икону Царицы Небесной. Послушник иеромонах Илиодор» . Толпа отъезжавших и провожающих богомольцев собралась на пристани. Торжественно принеся иконы, хоругви и союзнические знамена, погрузили их на пароход. Сам иеромонах стоял на нижних мостках парохода, беседуя с провожающими. Высыпав на верхнюю палубу, классные (т.е. из I и II класса с дорогими билетами) пассажиры во все глаза смотрели на это любопытное зрелище. Беда началась, как и в печальный день 10 августа 1908 г., с улыбки. Кто-то из этой прилично одетой публики усмехнулся, слушая разговор священника и его паствы. Обнаружив этот факт, о.Илиодор выкрикнул по адресу насмешника: «У этого человека души нет» . Там же наверху стоял господин в форменной фуражке, П.И.Лакстигаль. Он служил штурманом 1-го разряда на другом пароходе, а здесь находился в качестве пассажира. Услышав замечание о.Илиодора, Лакстигаль вслух сказал окружающим: «Да он по всей вероятности сумасшедший!» . И тут все увидели нового Илиодора. - Как, я сумасшедший?! – возмутился иеромонах. - Взять его! . К кому он обращался? Скорее всего, к полицейским чинам, дежурившим при нем целым отрядом в составе помощника пристава, околоточного и городовых. В таких случаях о.Илиодор и раньше обращался за защитой к полиции, поскольку законы Российской империи ограждали достоинство и священника, и вообще господствующей церкви. Справедливо или нет, илиодоровцы приняли этот приказ на свой счет и вместе с полицейскими чинами ринулись на пароход искать нечестивца. О.Илиодор тем временем продолжал изливать свое возмущение, обвиняя дерзкого пассажира в хулиганстве и называя его дьяволом в человеческом обличии, недостойным носить на себе царской короны. «А ты что - прицепил кокарду и думаешь, что все можешь сделать?..» - кричал священник .

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/29/...

Не буду распространяться о путешествии нашем из Казани в Вольск. Скажу только, что одно воспоминание об этом городе наводило на нас какой-то страх. Но вот, наконец, достигли мы места своего назначения, увидели и Вольск; забились наши сердца; печально окинули мы своим взором место, которое считали гибелью многих своих собратьев. Все товарищи мои опустили головы; нелегко было мне в таком положении видеть их; однако, собравшись с духом, я сказал: «не ужасайтесь братья! Господь укрепит нас и даст нам силу противиться врагам нашим»! Товарищи единодушно сказали: «мы на тебя, Вульф, надеемся; говори ты со всеми теми, кои вздумают разсуждать с нами о вере». «Не бойтесь, – говорил я, – не выдам. Вы знаете, что я могу говорить с каждым; я и с архимандритами говаривал в Казани». Хотя я и сказал так успокоительно, но у самого на душе было очень неспокойно, особенно как, встретившие нас далеко за городом, два товарища, отправленные прежде в г. Вольск, как самые упрямые и упорные в вере, объявили нам, что они уже присоединены к церкви Христовой и что на днях имеет быть над ними совершено таинство св. крещения. Говоривший так товарищ с каким-то самодовольством указывал на видневшийся из дали собор и прибавил: «вот здесь окрещено многое множество наших собратьев, в этом храме будут и нас крестить». Слушая это, я вышел из терпения и просил разсказчика не огорчать нас такими известиями, а лучше разсказать, почему так много крестится в Вольске евреев? Он ответил: «трудно брат, Вульф; передать тебе в кратких словах об этом; я сам удивляюсь всему этому, скажу только одно, что во главе этого святого дела – обращения иудеев в христианство – стоит один из самых усердных и ревностных архипастырей, преосвященный Иаков, он многих староверов возвратил к православию, а теперь усердно занимается обращением нас в христианство. Ведь вы слышали еще в Казани об этом; слышали также, добавил он, что и в Симбирске обращает много евреев в православие преосвященный Феодотий. Но саратовский преосвященный Иаков со своими усердными помощниками, протоиереями: П. Бибиковым и Г. И. Чернышевским творит, можно сказать, чудеса. Я думаю, вы скоро убедитесь в этом. Преосвященный непременно приедет в Вольск. Теперь же вы услышите проповедь здешнего протоиерея Бибикова, он поди уже ждет вас с начальником училища, полковником Соф–вым. Им помогают в этом также не мало, два миссионера, крещеные евреи, отличающиеся знанием еврейского языка». Разсказчик так увлек нас, что мы незаметно прошли улицы и очутились у одного громадного дома, куда и ввел нас собеседник. Во дворе увидели мы целую свиту офицеров, священника и двух крещеных евреев, названных миссионерами 17

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Следователи обнаружили, что действительно, заказчик Моисеев виноват в превышении власти, так как «в противность указам» расследовал блудные дела и брал взятки с блудодейцев и блудодениц, но во всем этом при допросе повинился и даже возвратил взятки... Равным образом он, повинился и в том, что вместе с Афанасием Игнатьевым бил николаевского попа Василия Михайлова, но за такой проступок оба они уже наказаны плетьми по указу астраханского преосвященного, при чем Моисеев взят в Астрахань, а Игнатьев, по-прежнему, определен в Дубовскую станицу. Довольно сложное дело так разыгралось, что и челобитчики, жившие беззаконно с двумя купленными женами и посягавшие на четвертый брак, не избежали плетей. Св. Синод понял, что казаки, возбуждая дело о перечислении их в Воронежскую епархию, только кляузничают; поэтому 15 апреля 1743 г. он оставил их в Астраханской епархии. На запрос Синода, почему из Астрахани в станицы не высылают священников для совершения треб, епископ Иларион 13 июня того же года ответил, что жалоба казаков напрасна, у них не шесть, а четыре станицы (с храмами?), в них не три, а пять священников, только казаки самовольно отказывают им в служении и вместо них «по своему грубому казачьему самовластью» принимают беглых бродячих попов без ставленых грамот и позволяют им священнодействовать; мало этого, они просят у него, архиерея, позволения впредь принимать беглецов по своему желанию. Такая просьба граничила с желанием казаков совершенно избавиться от влияния епархиальной власти на духовные дела в станицах Вольского войска. Но это было уже чересчур. Ни епископ Иларион, ни Св. Синод, по неоднократному донесению Илариона, не соглашались на это. Напротив, Св. Синод подтвердил епархиальную зависимость Вольского войска от астраханских владык. 353 Прошению казаков на Высочайшее Имя, видимо, не дано было ходу. Мы остановились довольно долго на изложении дела о подчинении Вольского войска Астраханскому епархиальному начальству, чтобы показать, как трудно было установить епархиальные границы и подведомственность окраинных мест, а вместе с тем старались фактически выяснить, насколько нужен был непосредственный начальственный глаз епархиального архиерея во вновь населенных местах на юго-восточной границе русского государства, где в половине XVIII в. шла колонизация свободных земель донскими казаками, малороссами и великороссами, обязанными нести кордонную службу и пользовавшимися за это разными льготами и служебными привилегиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1876 г. Голубева назначили руководителем миссионерских бесед и блюстителем миссионерской библиотеки в г. Вольске. Беседы в Вольске приобрели известность среди уездных старообрядцев, которые стали приезжать в город, чтобы присутствовать на них 222 . Здесь разбирались все вопросы, волновавшие заблудших: о клятвах Собора 1667 г., а также об исправлениях книг. Трудность деятельности Голубева заключалась в том, что он был единственным в то время миссионером в Вольске и ни учителя духовного училища, ни местное духовенство, поглощённое целиком исполнением священнических обязанностей, не могли ему оказать никакой помощи. А между тем в городе число старообрядцев разных толков достигало 7.000 человек, и многие из них были религиозно образованными и серьёзно обсуждали данные вопросы веры. Голубев неоднократно вёл беседы с известным апологетом Белокриницкой иерархии Климентом Перетрухиным и с беспоповцем Худошиным. В результате множество старообрядцев присоединились к Православной Церкви. Многих православных удержал миссионер от перехода в мистические и рационалистические секты, утвердил их в православии и наставил в истинной вере своими беседами. В с. Салтыковском Сердобского уезда вначале в храм по великим постам ходили молиться и исповедоваться не более 8 человек, а в 1890 г. – уже 400 человек 223 . Таким образом, миссионерство среди старообрядцев в целом было успешным и плодотворным в Саратовской епархии, так как многие старообрядцы разных толков обратились в православную веру. Логическое убеждение служило важной составляющей хорошей православной беседы со старообрядцами разных толков, однако она не должна была превратиться в диалектическую игру доказательств и схоластический диспут. Миссионеры прежде всего стремились примирить не разномыслие, а сердечную рознь, что требовало целой системы воспитывающих средств 224 . На отдельных примерах мы показали, что проповедь миссионеров и их конкретные действия среди старообрядцев разных толков эффективно влияли на утверждение православия в Саратовском Заволжье. Раздел V. Агиология

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Священник Алексей Лунин Лунин Алексей Алексеевич (1839 – после 1906) – поэт, прозаик, священник. Из многодетной семьи сельского священника. Учился в Саратовском духовном училище и в Саратовской духовной семинарии. Свой путь в литературе начинал под влиянием «властителей дум» 60– годов. В 1861 году издал в Саратове поэтическую книгу «Стихотворения А. Агринского», взяв фамилию деда-дьякона. Под своей фамилией издал «Стихотворения» (Саратов, 1865), «Задушевное слово» (Вольск, 1886), «Сочинения» (Вольск, 1889), в которых со временем обличительные мотивы стали вытесняться религиозными. Он переложил 55 псалмов, создал цикл «Оды и гимны». В последнем сборнике «Думы о Родине» (Вольск, 1906) представлены его религиозно-патриотические стихи. «Унижена, развращена//Моя родимая страна!» – восклицает он в стихотворении «Изменникам Родины». Подражание псалтири Песни хвалений Как хорошо воспевать Вседержителя, Нашего Бога, Творца, Промыслителя! Лира! настройся нежней! Гусли! играйте звончей! Пусть по примеру Царя вдохновенного, Богом великим ума осененного, Струны и наши звенят, Богом сердца веселят. Даруй мне, Господи, благословение! Ты оживи, освети вдохновение, Истиной, правдой святой Слабый мой разум настрой! Блажен, кто верой просвещается, Любовью к людям наполняется, Еще, еще блаженней тот, Кто в путь кощунных не идет. Кто от безбожных отрекается, Кто в храме часто поучается И у Святого алтаря Творит молитву за Царя. Своей великою десницею Воздаст ему Господь сторицею, За святость жизни и труды Спасет от горя и беды. Не так с мятежниками сбудется: Их путь погибнет и забудется. Не будет нечестивых, злых В селеньях праведных, святых. О мелодические звуки! О, лейтесь, лейтесь для Творца! О, исцеляйте сердца муки, Персты свободные певца! Рождайтесь звуки для хваленья, Одушевляйте всех людей, Одушевляйте все творенья Святой гармонией своей. Пусть хвалят Бога вдохновенно, Пусть хвалят Бога во церквях, Пусть хвалят Бога во вселенной,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Городское самоуправление Саратова и больших городов губернии до начала николаевской реакции обычно находилось в руках раскольничьего купечества. Так, например, в кругах сравнительно небольшого по численности и замкнутого круга крупных купцов поповского согласия были все выборные должности Вольска, Хвалынска, нередко и Саратова. В самом Саратове воздвигаются раскольничьи церкви и богадельни 1276 . Имена миллионеров-старообрядцев Злобина, Расторгуевых, Епифанова все время встречаются в списках муниципального управления этих городов 1277 . Те же имена мы можем встретить в числе главных участников съездов старообрядческих деятелей на Иргизе, и они же, особенно их жены, делают крупные пожертвования в иргизские монастыри, превратив эти новые заволжские обители в богатейшие центры старообрядческого благочестия. Так, Расторгуев, Злобин, Сапожников, Воскобойников, Курбатов, Матросов и другие саратовские миллионеры, несмотря на свои столичные интересы, участвуют в Иргизском съезде 1783 г. и выносят основные решения о старообрядческой поповской церковной политике. Развитие иргизских монастырей и рост их влияния среди русских старообрядцев шли столь быстро и неожиданно, как и возвышение нижневолжских раскольников-миллионеров. Оба эти элемента юго-восточного раскола – капиталисты и иноки – были тесно связаны между собой в течение всего первого столетия своей истории. И те, и другие были похожи друг на друга в своем отношении к жизни, обществу и стране. Хозяйственная крепость, любовь к жизни, крепкая обрядовая, традиционная, но без аскетических крайностей религиозность, умеренное и невраждебное отношение к властям и государству, умение пользоваться связями и влиять из далеких и затерянных заволжских степей на жизнь своих одноверцев и деловых партнеров в столицах очень характерны как для Вольских, хвалынских и саратовских негоциантов-капиталистов, так и для иргизских настоятелей. Река Иргиз, земли по обоим берегам которой старообрядцы получили в 1762 г. от " матушки» Екатерины, впадает в Волгу как раз напротив города Вольска, а езды от Вольска до монастырей всего лишь несколько десятков верст, что делало связь этих – монастырского и капиталистического – центров очень удобной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Закрыть Как примирить имперский, советский и постсоветский периоды нашей истории? Не забывать о катастрофах 16.06.2022 683 Время на чтение 6 минут Источник: Литературная Газета 12 июня – дата, в связи с которой ежегодно обостряются споры на тему: а что мы, собственно, отмечаем в День России? В пылу дискуссии нередко звучит вопрос: празднуем объявление суверенитета РСФСР, за границами которой остались миллионы соотечественников? Отмечаем наступление «крупнейшей геополитической катастрофы»?.. О том, как примириться оппонентам, и сути геополитических процессов рассуждает Андрей Вассоевич.   Стоит напомнить, что словосочетание «геополитическая катастрофа» прочно внедрилось в общественное сознание после 25 апреля 2005 года, когда в послании президента Федеральному собранию прозвучало: «Крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века, для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию… Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последующей хасавюртовской капитуляцией». Сознательное уничтожение великого Союзного государства партийной и государственной элитой СССР планировалось задолго до 25 декабря 1991 года, когда над Кремлём был спущен красный флаг, и даже задолго до подписания Беловежских соглашений. Помощник по экономике Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. Андропова Аркадий Вольский вспоминал: «Как-то генсек меня вызвал: «Давайте кончать с национальным делением страны. Представьте соображения об организации в Советском Союзе штатов на основе численности населения, производственной целесообразности, и чтобы образующая нация была погашена. Нарисуйте новую карту СССР». К работе по организации нового геополитического пространства Вольский привлёк академика Е. Велихова. В результате в итоговом варианте предполагалось разделение СССР на 41 штат. Коль скоро население СССР составляло в 1983 году 270 млн, то нетрудно подсчитать, как это сделал историк А. Островский, что на каждый штат могло приходиться не более 7 млн человек. Следовательно, главный удар реформа нанесла бы по Российской Федерации (расчленение на 20 штатов), по Украине (расчленение на 7–8 штатов), по Казахстану (расчленение на 2–3 штата) и, вполне возможно, на два штата оказалась бы расчленена Белоруссия. В дальнейшем судьба предоставила Вольскому (когда он возглавил Комитет особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью) на практике убедиться, что значит разрушение устоявшегося административно-территориального деления. События в Карабахе наглядно показывали, какой мощный взрыв негативной социальной энергии вызывает нарушение status quo.

http://ruskline.ru/opp/2022/06/16/kak_pr...

В Саратовской Семинарии состоялась конференция по православной педагогике Саратов, 17 февраля 2004 г. По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина в конце прошлой недели в актовом зале Саратовской Православной Духовной Семинарии проходил семинар «Педагогика в пространстве Православной культуры», на котором обсуждалась перспектива введения в программу учебных заведений предмета «Основы православной культуры» и вопрос координации действий православных педагогов Саратовской области, сообщает Отдел религиозного образования и катехизации Саратовского епархиального управления. Итогом работы семинара стало создание Общества правосла-вных педагогов. Семинару предшествовало состоявшееся 21 января 2004 года заседание Совета ректоров ВУЗов Саратовской области. Совет ректоров поддержал идею проведения семинара. Работа семинара началась с обращения епископа Саратовского и Вольского Лонгина к присутствующим. В своем выступлении епископ Лонгин призвал присутствующих к вниманию к собственной культуре и истории, отметил, что только Православие может способствовать оздоровлению нравственного состояния общества. Епископ указал, что лишь в спокойном диалоге, возможно истинное свидетельство о православии. Протоиерей Димитрий Полохов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации, рассказал о законодательной базе, позволяющей преподавать в школах и ВУЗах не только основы православной культуры, но и (с согласия родителей учащихся) Закон Божий, особо отметив разницу между этими предметами. Он подчеркнул, что Закон Божий есть знание религии, а ОПК - знание о религии, не предполагающее у учащихся согласия с православной точкой зрения. Профессор филологического факультета СГУ Л.Е. Герасимова, избранная председателем Ассоциации, выступила с докладом «Некоторые предложения по работе Ассоциации православных преподавателей», кратко очертив те направления, в которых должна развиваться работа всех православных педагогов нашего региона. Преподаватель СГСЭУ Н.А. Леонова выступила с сообщением об уже имеющихся методических разработках к курсу основ православной культуры, созданных педагогами и методистами Саратовской области.

http://pravoslavie.ru/8982.html

По окончании сезона семинаристы подносили театру соответствующий адрес. За этим следил все тот же Михаил Антонович. Вторым преподавателем Священного писания был Владимир Николаевич Фиников. Это был человек уже другого склада, требовавший знания текста писания «на зубок». Объяснения по предмету он давал довольно подробные, но все же в ответах учеников для него было главным именно подробное знание текста священных книг. С другой стороны, если подумать, что мог в этом отношении сделать в тогдашних условиях человек средних способностей и традиционных общих взглядов, а именно таким и был Владимир Николаевич Фиников. Ветеранами среди учителей в бытность мою учеником семинарии были Иван Иванович Вольский и Василий Андрианович Раевский. Первый преподавал латинский язык. Преподавал по старинке: грамматика, перевод текста, накопление запаса слов. Метод преподавания классических языков, даже независимо от преподавателя, был вообще сухой и скучный. Еще при нас старый учитель скончался и его место занял сравнительно молодой Николай Викторович Громцев. Это был другого склада человек, помещавший статьи по методике своего предмета в журнале «Филологический вестник». Правда, вообще схоластический характер преподавания его преподаватель едва ли был в состоянии. Василий Андрианович Раевский преподавал ряд важных и серьезных предметов: философия, логика, психология, педагогика. По внешности это был высокий и громоздкий старик, малообщительный и суровый. Не носил новой форменной одежды и в классе появлялся в скромном старомодном форменном фраке с гербовыми пуговицами. Зимою в морозные дни в класс приходил в огромной шубе. С учениками в лишние разговоры не вступал и был краток . Впрочем, преподавал Василий Адрианович четко, размеренно, хотя и без особых пояснений. До сих пор хорошо помню, как на уроках психологии он ясно и доказательно рассказывал о работе подсознательной памяти. В.А. Раевский, как и И.И. Вольский, скончался, когда я еще учился в семинарии. Его место занял прибывший из Тобольской семинарии учитель философских предметов Михаил Васильевич Миролюбов. Человек еще сравнительно молодой, он вел свой предмет уже более по-современному, в обращении с учениками был мягок и общителен. При прохождении истории философии подробно рассказывал содержание философских систем разных периодов.

http://pravoslavie.ru/29779.html

Христорождественское Братство создало ссудно-сберегательную кассу, посредническое бюро для приискания работы, потребительскую лавку. На Верхнем базаре разместился организованный Братством Духовно-просветительный союз. Несмотря на то, что Саратов был в это время крупным промышленным центром и университетским городом, революционные беспорядки в нем очень скоро прекратились. В это время владыка Гермоген учреждает газеты «Православный Россиянин» и «Братский листок», в которых помещает множество своих статей. «Саратовские Епархиальные Ведомости» превращаются в еженедельный «Саратовский Духовный Вестник». «Православный Россиянин» и «Братский вестник» предназначались для самого широкого распространения среди простого народа. Редакция этих изданий сотнями листов рассылала каждый тираж, испрашивая с благочинных символическую плату по копейке за экземпляр. В начале 1906 года при редакции «Братского вестника» Преосвященным Гермогеном был учрежден комитет по оказанию помощи голодающим Саратовской епархии, председателем которого был назначен священник Сергий Четвериков. Консистория разослала указы по всем благочинническим округам, чтобы по всем церквам епархии по всем воскресным и праздничным дням производился особый сбор в пользу голодающих, предваряемый поучением священника. Преосвященный Гермоген горячо поддерживал патриотические движения, которые начинались в гуще народной жизни. В 1905 году в Саратове и уездных городах губернии были открыты отделения Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа. Одним из первых председателей Саратовского отделения был священник Матфей Карманов. В Вольске председателем местного отделения долгое время был настоятель Кафедрального собора протоиерей Модест Белин. Помимо этого Православного Братского Союза в Саратове и уездных городах работали отделения Всероссийского Союза Русского Народа, членами которого были не только православные граждане, но и, например, старообрядцы. Так, в Вольске бессменным председателем местного отделения Союза Русского Народа был старообрядец-беглопоповец купец Александр Яковлевич Соловьев.

http://pravicon.com/info-2078

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010