по Пс. 118и по примеру молитвы Павла и Силы: поются Пс. 118 и другие. Примечание: не существуют бдения 1-й и 4-й страж, ни 1-й час. III. – Городская практика 1 .  Климент Александрийский 67 : Некоторые молятся в 3-й, 6-й и 9-й час; духовный человек (гностик) должен молиться беспрестанно; см. последнее примечание о беспрестанной молитве. 2 .  Ориген 68 : Надо постоянно молиться, но по крайней мере: 1 . трижды в день по повелению Св. Писания (Дан. 6и Пс. 54:18 ), 2 . в полночь по примеру апостола Павла ( Деян. 16:25 ), 3 .  Тертуллиан 69 : 1 . утром: «законная» молитва (по Втор. 6:4 : «Слушай, Израиль») 2 . 3-й час по примеру молитвы Апостолов в день Пятидесятницы, 3 . 6-й час по примеру молитвы апостола Петра на крыше, 9-й час по примеру молитвы апост. Петра и Иоанна в храме, и в воспоминание Смерти Господней, e) вечером: «законная» молитва, f) ночью, g) в разных случаях: при питаниии, омовении, входе в дом, прощании. Когда молимся вместе, можно петь псалмы с «Аллилуиа». 4 .  Св. Киприан 70 : a) утром: в воспоминание Воскресения, b) 3-й час, c) 6-й час, d) 9-й час: эти три часа изображают Sacramentum Trinitatis: Тайну Св. Троицы, e) вечером: когда Христос заменяет солнце в душах, f) ночью. 5 .  Евсевий Кесарийский 71 : «По всему миру в церквах Божиих полагаются в славу Божию песни и хваления как «Божии наслаждения» (Dei delectationes), a) утром при восходе солнца b) и в часах вечерних.» 6 .  Св. Епифаний 72 : «В св. Церкви постоянно направляются (к Богу) a) утром: песни и молитвы утренние, b) также вечером: псалмы и светильничные молитвы.» 7 .  Св. Иоанн Златоуст 73 : a) «С утра рано будете приносить Богу вселенной ваши молитвы и хвалы, благодаря за полученные блага и прося помощи; b) вечером опять появитесь в церкви, чтобы отдать отчет Господу о прошедшем дне и просить прощения о грехах.» Комментарий к 1Тим. 2 : « «Прежде всех» ( πρωτον παντων) значит то, что мы ежедневно делаем, совершая моления утром и вечером, молясь о всем мире, о царях и о властях; эти молитвы – дело одних «мистов» (т. е. просвещенных)».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Автобиография Апост. Павла Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи. Знают также обо мне издавна (ежели захотят свидетельствовать), что я жил по учению фарисейскому, строжайшему в нашем вероисповедании ( Деян.26, 4, 5 ). Я иудеянин, родившийся в Киликии, в Тарсе, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе ( Деян. 22, 3 ). Если кто думает на плоть надеяться, то я более: обрезан в осьмой день, от рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от Евреев, по закону фарисей, по ревности гонитель Церкви Божией, по правде законной непорочен ( Филип. 3, 4–6 ). Я думал, что мне должно сильно действовать против имени Иисуса Назорея; и я делал это во Иерусалиме. Получив от первосвященников власть, я многих Святых заключал в темницы, и когда убивали их, я подавал на то голос. И по всем синагогам многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной ярости на них, преследовал их даже и в чужих городах ( Деян. 26, 9–11 ). Несмотря на сие я помилован потому, что так поступал по неведению, не будучи в вере. Помилован для того, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной ( 1Тим. 1, 13, 16 ). Идучи в Дамаск со властью и препоручением от первосвященников, среди дня, на дороге я увидел свет с неба, превосходящий солнечное сияние, который осиял меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я слышал голос ко мне, говорящий на еврейском языке: Савл, Савл! что ты Меня гонишь? трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои: ибо Я для того явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем тому, что ты видел и что Я открою тебе, Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым ныне посылаю тебя, Открыть им глаза, дабы они обратились от тьмы к свету и из-под власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение во грехах и часть наследия с освященными.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Рим. 2:14–15 . Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то... они сами себе закон... Рим. 2:12 . Те, которые, не имели закона, согрешили, вне закона и погибнуть... Иоан. 12:48 . Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. м) Только нечестивые оставляют важное в законы и даже отвергают его, а соблюдают мелочи Мф. 23:23 . Горе вам... лицемеры.. оставили важнейшее в законе. Пс. 77:10 . Они не сохранили завета Божия, и отреклись ходить в законе Его. Иер. 6:16 . Так говорит Господь: остановитесь на путях наших... Но они сказали: не пойдем. Иер. 6:19. Они слов Моих не слушали, и закон Мой отвергли. 15) О вере и делах а) Веру и дела за одно признавать нельзя Иак. 2:24 . Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только. Евр. 11:6 . А без веры угодить Богу невозможно... Иак. 2:26 . Вера без дел мертва… 1Тим. 5:8 . Если кто о домашних не печется... то отрекся от веры. 1 Иоан. З:23. Заповедь его та, что бы мы веровали во имя Сына Его И. Хр. и любили друг друга, как Он ваповед. нам. Гал. 5:6 . Во Христе Иисусе (имеет силу) вера действующая любовью. Тит. З:8. Чтобы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам. в) Сердечная вера у людей бывает различна Мы. 17:19.20. Почему мы (апост.) не изгнали его (беса?)... По неверию вашему. Лук. 17:5 . Умножь в нас веру. ж) Сердечную веру, как и добрые дела, могут иметь и язычники Лук. 7:9 . И в Израиле не нашел Я такой веры. Мф. 15:28 . О женщина! велика вера твоя... Деян. 10:1.2 . Муж... Корнилий... благочестивый и боящийся Бога, творивший много милостыни... Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он еще не христианин. и) Сердечная вера должна быть искренней и сильной Мрк. 9:23 . Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему… Мрк. 11:24 . Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам. 16) О спасении а) Слово Божие в деле спасения нашего различает две стороны

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Апостол Павел заботится о том, чтобы между членами Церкви царили добрые взаимоотношения: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотою»(1Тим.5:1–2). В 1Тим. целый параграф посвящен вдовам: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц» (1Тим.5:3–16), не тех, кто занимается домом, детьми и внуками (1Тим.5:4). Апостол много пишет о том, кто такая истинная вдовица: она одинока, предает себя Богу и посвящает дни и ночи молитве (1Тим.5:6). Женщина может быть отнесена к разряду вдовиц, если ей не меньше шестидесяти лет, и она была жена одного мужа (1Тим.5:9). Вполне вероятно, что здесь идет речь о церковной институции: возможно, эти вдовы выполняли какое-то церковное служение. Относительно молодых вдовиц апостол пишет, что они не должны быть «праздны, болтливы» и «говорить, что не должно» (1Тим.5:13): пусть «вступают в брак, рожают детей…» (1Тим.5:14). Один параграф посвящен тому, как прилично выглядеть женщине. Их внешний вид должен быть скромным, «со стыдливостью и целомудрием», им не подобает украшать себя «плетением волос, золотом, жемчугом, многоценною одеждой» (1Тим.2:9). Во время собраний общины «женщины должны быть в безмолвии» ( 1Тим.2:11 ); ей не позволено учить на этих собраниях (1Тим.2:11–12; ср. 1Кор.14:34–35). В более коротком Послании к Титу один параграф повествует о пресвитерах-епископах (Тит.1:5–9). В отдельный отрывок собраны советы верным, старцам, пожилым женщинам, молодежи, рабам ( Тит.2:1–10). Было бы неверным на основании описанной в Пастырских посланиях иерархической структуры церковных общин делать вывод о поздней датировке этих посланий. Напротив, подобная структура кажется типичной для 60-х годов. Все свидетельства Нового Завета о церковной иерархии Первоначальная иерархия Известно, что иерархическая организация возникла в Церкви постепенно. Наряду с апостолами, основавшими Церкви, очень рано появились пророки, основной ролью которых была проповедь во имя Божие, и учителя (διδσκαλοι), вероятно, отвечавшие за наставление новообращенных: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28; ср. Еф.4:11). Как сообщается в Книге Деяний, богослужение возглавлялось пророками и учителями (Деян.13:1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Это хождение Апостол изображает в гл. III и IV. Дальнейшее развитие лжеучения в том же направлении отмечают послания Апостола Павла к Тимофею. Важнейшие черты лжеучения, как они представлены здесь, следующие. Лжеучители посланий к Тимофею несомненно стоят на иудейской почве: они желают быть законоучителями, но не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают, а потому незаконно употребляют закон ( 1Тим.1:7–8 ; cp. Тит.1:10, 14, 2:9 ). Но, как и колосские лжеучители, они не выдерживали чисто законнической точки зрения и не были представителями фарисейского направления. Здесь заметно тоже увлечение аскетизмом, каким отличались колосские лжеучители: запрещение вступать в брак и употреблять известные роды пищи ( 1Тим.4:3 ; ср. Тит.1:13–14 ). Наряду с аскетизмом Апостол указывает в лжеучителях и черты, рисующие их нравственный облик: это – люди в высшей степени развращенные, хотя и прикрываются видом благочестия, чтобы извлечь отсюда для себя пользу ( 2Тим.3:2–9, 13 ; 1Тим.4:1, 6:5 ); они оставили путь нелицемерной веры и благой совести и намеренно противятся истине ( 1Тим.1:5, 19, 6:3 ; 2Тим.3:8 ); они горды, гнусны и непокорны, неспособны ни к какому доброму делу ( 1Тим.6:4 ; Тит.3:16 ). Их учение ведет только к нравственному разложению общества и даже внесло гибель в христианские семейства ( 2Тим.2:14 ; 1Тим.6:4 ; ср. Тит.1:11 ). И эти лжеучители с практическими требованиями, разрешающимися иногда в нравственное развращение, соединяли теоретическое учение. «Дух ясно говорит, – пишет Апостол, – что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая, духам обольстителям и учениям бесовским»... ( 1Тим.4:1 ). «Я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» ( 1Тим.1:3–4 ; ср. Тит.1:16 : «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются»). «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь погодного пустословия и прекословия лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим.6:20–21 ). И наименование ψεδνυμος γνσις, содержанием которого служат басни и родословия, несомненно стоящие в тесной связи с учением колосских лжеучителей о духах, и аскетизм, также, вероятно, основанный на дуалистических воззрениях, равно как и нравственный либертинизм, позволяют видеть в посланиях к Тимофею указание на представителей гностического направления, развившегося под влиянием тех же воззрений, какие уже отмечены в речи о колосских лжеучителях 238 . Замечательно, что, переходя к речи об отступниках. Апостол Павел указывает Тимофею на великую благочестия тайну: «Бог явися во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Это утверждение еще больше, чем данные в послании к Колоссянам, убеждают в том, что заблуждения относительно таинства воплощения развивались и распространялись среди малоазийских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Аналогичные качества предъявляются к диаконам ( 1Тим.3:9–10 ) и женам ( 1Тим.3:11 ), под которыми надо разуметь диаконисс (в русском переводе излишне прибавлено после «Равно и жены» местоимение – «их», отчего получается, будто речь идет о женах диаконов. Но тогда непонятно, почему Апостол оставил без внимания жен епископов и пресвитеров? Речь здесь и не просто о женщинах, т.к. непонятно было бы, к чему среди речи о служащих в Церкви вести речь о них? Значит, речь здесь о служащих женах, каковыми были в древности диакониссы. Шестой Вселенский Собор дает правила о их торжественном поставлении ( А.П. Лопухин , Толковая Библия , т. XI, II., 1912, стр. 395). Диакониссы разносили по домам причастие, заботились о столах, служили при крещении, миропомазании женщин; они и сейчас существуют в роли псаломщиц, но с меньшими полномочиями (см. 5, 9). Апостол добавляет лишь те качества, которые наиболее нарушались диакониссами в связи со спецификой их особого служения: «не клеветницы, трезвы, верны во всем» ( 1Тим.3:11 ). 4. Общие наставления пастырям (1Тим.3:14–4, 16) а) Что составляет высшую вероучительную истину ( 1Тим.3:14–16 ) Отлагая подробные наставления Тимофею до будущей личной встречи, ап. Павел кратко сообщает ему, «как должно поступать в доме Божием», который он называет « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Церковь , таким образом, есть «дом Божий», жилище Божие, поэтому она во всех своих действиях исполнена святости, благодати и истины. Основанная на Христе, абсолютной Истине, она есть «столп и утверждение истины», т. е. осуществление и хранение божественной истины в реальной исторической действительности. В ней открылась «великая благочестия тайна» – тайна спасения человеческого рода, которую Апостол изобразил в шести положениях о Христе: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Это своего рода символ веры апостольского времени, высшая истина, оберегаемая Церковью . Сама же Церковь является высшим авторитетом для пастыря в вопросах вероучения ( 1Тим.3:15 ). б) О лжеучителях «последнего времени» (1Тим.4:1–10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Преподав Тимофею правила жизни служителя Христова, Апостол преподает ему теперь частные наставления, научает кроткому и достойному обращению, сообразуясь с возрастом своих слушателей: «старца... увещевай как отца, младших как братьев, стариц как матерей, молодых как сестер со всякою чистотою» ( 1Тим.5:1–2 ). Особого почтения заслуживают вдовицы, под именем которых часто понимались и девственницы, так как «истинная вдовица и одинокая надеется на Бога, пребывает в молениях и молитвах день и ночь» ( 1Тим.5:5 ). Из таких беспорочных вдовиц некоторые избирались на особое служение уход за больными, разнос Св. Даров, служение при крещении женщин. Возраст таких вдовиц должен быть не менее 60 лет ( 1Тим.5:9 ). Они вносились в список (katalegw – не только «избирать», но и «заносить в список», причислять) лиц, которые состояли на содержании общины ( 1Тим.5:16 ). Апостол требует от них такой же нравственной высоты и добродетельной жизни, как и от пресвитеров и диаконов. Молодым же вдовам, не состоящим в церковном клире, Апостол советует вступать в брак, дабы не подавать повода к соблазнам ( 1Тим.5:14 ). б) Оказание чести пресвитерам, суд над ними (1Тим.5:17–25) Особую заботу ап. Павел внушает проявлять к пресвитерам, особенно проповедникам: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Оказание «сугубой чести» означает иерархическое подчинение пастырям, так как им дано право «вязать и решить» грехи людские. Кроме того, это относится и к обеспечению их необходимыми материальными благами, так как их служение поглощает все время. Апостол ссылается в этом на Ветхий и Новый Завет: «Не заграждай рта у вола молотящего» ( Втор.15:4 ) и «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ). Апостол предостерегает Тимофея от поспешного суда над пресвитерами: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» ( 1Тим.5:19 ). Почему требуется такая предосторожность? Потому чти пресвитеры избирались из самых достойных верующих и обвинение их должно представляться маловероятным. Во-вторых, их пастырство, связанное с обличениями, естественно навлекает нарекания от обличаемых, и чем ревностнее пастырь, тем более это возможно. Но когда свидетелями вина будет доказана, тогда Апостол требует поступать строго, «чтобы и другие страх имели» ( 1Тим.5:20 ). Как необдуманно и несправедливо обвинять бывает вредно, так и оставлять без наказания явно согрешающих грешно, так как это не ведет к исправлению и дает повод другим грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Наконец, когда апостолы, из-за большого увеличения церковных обществ, или же с приближением своей смерти, не могли рукополагать пресвитеров для христианских церквей, тогда они оставляли себе преемников, поручив им всю полноту власти домостроительства Таин Божиих: учить, священнодействовать и управлять Церковью . Эти преемники назывались епископами. Святой апостол Павел чрез молитвенное возложение рук посвятил во епископы Тимофея и Тита. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение«( 2Тим. 1:6 ). Вот как пишет к Тимофею святой апостол Павел. К Титу тот же апостол пишет: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ). Приведем еще целый ряд текстов, которые вам покажут, какою властью были снабжены епископы со времен апостольских. Епископы поставляли пресвитеров. »Чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1:5 ); избирали достойных в пресвитеры и диаконы ( 1Тим. 3:15 ); перечисляя достоинства, которые должны иметь те пресвитеры и диаконы, св. апостол Павел пишет к Тимофею: «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь . Бога Живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ); и дает ему совет: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ), т. е. никого не рукополагай без основательного знакомства с кандидатом священства. Епископы принимали жалобы на пресвитеров: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях " ( 1Тим. 5:19 ). Наказывали и награждали: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). «Согрешающих же (пресвитеров) обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели» ( 1Тим. 5:20 ). Пресвитеры и в первые времена христианства учили народ ( 1Тим. 5:17–18 ), – совершали таинства ( Иоан. 5:14 ), были в зависимости от епископов ( 1Тим. 5:19–20 ), наблюдали за паствой ( 1Петр. 5:2 ; Деян. 20:28 ), принимали непосредственное участие в организациях ( Деян. 15:6, 22–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

«Ему же честь и держава вечная». Аминь. Благовременно и даже по необходимости здесь (апостол) изъяснил учение о Боге. Так как он призвал Бога в свидетели, то говорит много об этом Свидетеле, чтобы больше тронуть ученика. То есть: слава Ему; мы можем это только говорить, это только делать, не испытуя, Кто Он. Если же держава Его вечная, то ничего не бойся, и хотя бы в настоящее время этого не было, честь Его всегда, держава Его всегда пребывает. «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе " ( 1Тим.6:17 ). Хорошо сказал: «в настоящее время», потому что есть и иные богатые – в будущем веке. Это заповедует он, зная, что ничто так не возбуждает надмен­ности, гордости и высокомерия, как деньги. Потом тотчас смиряет их, говоря: «и уповали не на богатство неверное» ( 1Тим.6:17 ), потому что от него рождается гордость, между тем как надеющийся на Бога не превозносится. Что ты надеешься на вещь, которая внезапно проходит, – а таково и есть богат­ство? И как ты надеешься на то, на что нельзя полагаться? Каким же образом, скажешь ты, они могут быть невысокомерными? Если увидят, что оно непостоянно и нетвердо; если увидят, что надежда на Бога больше всякого богатства; если увидят, что и его самого виновник есть Бог. «Но на Бога живаго, – говорит, – дающего нам все обильно для наслаждения» ( 1Тим.6:17 ). Хорошо сказал: «все обильно», указывая на перемены времен года, на воздух, свет, воду и все прочее. Видишь ли, как обильно и с какою щедростью доставляет Он нам все это? Если ты ищешь богатства, то ищи богатства пребывающего, твердого, которое происходит от совершения добрых дел. На это и (апостол) указывает, говоря: «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» ( 1Тим.6:18 ); пер­вое относится к деньгам, а последнее к любви. Общитель­ным, говорить, разговорчивым, приветливым. «Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего» ( 1Тим.6:19 ). Там нет ничего ненадежного, там непоколебимое основание, там нет ничего непостоянного, но все непоколебимо, неизменно, прочно, постоянно пребывающее. «Чтобы достигнуть, – говорит, – вечной жизни» ( 1Тим.6:19 ), – потому что совершение добрых дел может доставить нам наслаждение ею. «О, Тимофей! храни преданное тебе» ( 1Тим.6:20 ). Не уменьшай его; оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его. «Отвращаясь, – говорит, – негодного пустословия и прекословий лжеименного знания». 2. Хорошо он сказал таким образом! Действительно, где нет веры, там нет знания. Когда что-либо рождается от собственных наших помыслов, то это не знание. Он говорит это, может быть, потому, что некоторые тогда называли себя гностиками, как бы знавшие больше других. «Которому предавшись, – говорит, – некоторые уклонились от веры» ( 1Тим.6:21 ). Видишь ли, как опять он повелевает даже не сходиться в одно место с та­ковыми? «Отвращаясь, – говорит, – прекословий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010