Часть II. Частнейшие обязанности и права пастырей церкви Глава I. Канонические условия для получения священного сана §1. Качества избираемых во священство Уважая святость священнического служения, православная Церковь издревле обращала строгое внимание на физическое, умственное и нравственное состояние лиц, желавших вступить в клир. Общим и первым требованием Церкви было то, чтобы в священный сан (особенно епископский) никого не производить поспешно и без испытания: руки скоро не возлагай ни на кого, учил ап. Павел ( 1Тим.5:22 . сардик. 10; двукр. 17; 1 всел. 9; Кирил. 4; Феоф. 7). В частности: I) Относительно физических качеств в ветхозаветной Церкви требовалось, чтоб во священники избирались только те из левитов, которые не имели никакого телесного порока или повреждения в членах, так что, если бы после посвящения их случилось какое-либо повреждение в теле, они исключались из священного звания: да не осквернят, сказано в законе, святилища Бога своего ( Лев.21:16–24 ). Основание таких постановлений заключалось в общем характере ветхозаветного закона, который в особенности заботился о благоустройстве внешности богослужения и вообще об обрядовой стороне религии. Христианство же, как религия духа и жизни, не пренебрегая внешнею чистотою, обращает внимание преимущественно на внутреннюю душевную чистоту, и потому лицам, достойным в умственном и нравственном отношениях, правила апостольские не препятствуют получать священный сан, хотя бы они имели некоторые телесные недостатки, ибо телесный недостаток не оскверняет, но душевная скверна (апост. пр. 77). Не дозволяется рукополагать только с такими телесными недостатками, которые могут препятствовать надлежащему исполнению священнических обязанностей и трудов. Таковы: глухота, слепота (ап. пр. 78) и падучая болезнь (Ук. Св. Син. 9 окт. 1834г.) 1 . К недостаткам, препятствующим получению священства, правила апостольские относят еще произвольное скопчество, которое осуждается в данном случае не столько в смысле физического недостатка или увечения самого себя, сколько в смысле ереси. Поэтому, если подобного рода изувечение человеческого организма совершается не произвольно, а насильственно, в таком случае церковные правила не запрещают рукополагать скопцов даже во епископа (ап. 21–24; 1 всел. 1). Наоборот, добровольных скопцов они осуждают как «самоубийц, врагов Божия создания и наветников своея жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

§ 70. Противоположные пороки а) Корыстолюбие и любостяжание. Это воспрещает Иисус Христос, заповедав Апостолам давать благодатные дары туне и не стяжать за то ни злата, ни сребра, ни меди ( Мф. 10:9–10 ). Ап. Петр внушает, дабы Пастыри пасли стадо Божие не неправедными прибытки, но усердно ( 1Пет. 5:2 ). Ап. Павел пишет к Тимофею и Титу, что Епископу подобает быти не сребролюбцу, не скверностяжательну ( 1Тим. 3:3 ; Тит. 1:7 ). Правила церковныя также строжайше воспрещают все способы скверностяжательства, как-то: лихоимство, т. е. отдавание денег в рост с требованием беззаконных процентов; истязание мзды, за тайнодействия, или постыдный торг за службы и требы церковные. Соборные правила угрожают за то и другое лишением Священного сана (Смотри Апост. 44. 1Всел. Соб. 17. VI Всел. Соб. 10. Лаод. 4. Карф. 5. 21. VI Всел. Соб. 23). Сюда же принадлежит продажа правды, когда ради прибытка Пастырь делает что-либо беззаконное, например, венчает незаконные браки, дает ложные свидетельства о рождении, об исповеди и подобное. Само собою понятно, как все это бесчестно и богопротивно в Священнике Божием, как это унизительно и для лица его, и для служения его; как это далеко от высочайшего образца, которому должен он подражать – Господа Иисуса, иже обнища нас ради, и не имел где главы подклонити ( 2Кор. 8:9 ; Мф. 8:20 ), и не согласно с примером Апостолов Христовых! Ап. Петр свидетельствует, что учители, приемлющие мзду неправедну, последуют пути Валаама Восорова, иже мзду неправедну возлюби, и за сие оставлен был Богом ( 2Пет. 2:13–15 ). За корыстолюбие наказаны были сыны Илиевы смертью , и сам он за них поражен был внезапно ( 1Цар. 2:12–17 ). Гиезий, отрок Елиссея пророка, подвергся за сребролюбие проказе ( 4Цар. 5:20–27 ). Но всего страшнее пример Иуды, который, ради сребролюбия продал на смерть самого Господа и Спасителя. Посему Пастырь всеми силами должен остерегаться сего порока и лучше решиться терпеть всякую нужду и бедность, чем жить скверностяжательством, хотя и быть едва ли может, чтобы при усердном служении Богу и людям он был доведен когда-либо до этого. Юнейший бых и состарехся, говорит Псалмопевец, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлеба ( Пс. 36:25 ; Сир. 2:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Но учителями, как видно из евангелия, Христос поставил только апостолов, которым сказал: «шедше убо научи те вся языки». ( Мф. 28:19 ), и ещё: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари» ( Мр. 16:15 ), какого повеления не дал 70 ученикам, хотя они при сем и были (см. ниже прим. 189). Апостолы своё право учить передали своим преемникам – епископам. Апостол Павел так писал епископам Тимофею и Титу. «Завещай сия и учи» ( 1Тим. 4:11, 16 ). Ещё: «проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением». ( 2Тим 4:2 ). И ещё: «Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю... держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати в здравом учении и противящияся обличати... Обличай их нещадно, да здрави будут в вере». ( Титу 1:7, 9, 13 ; Титу 2:15 ). Затем апостол Павел заповедывал Тимофею, чтобы он приготовлял и научал вере и будущих учителей ( 2Тим. 2:2 ); чтобы он наблюдал, как они проходят своё служение и подвивающихся с ревностью награждал бы ( 1Тим. 5:17 ) 19 . Что только епископы могут поучать клир и народ, это заповедуют и правила соборные. «Предстоятели церквей должны по вся дни, говорят отцы VI всел. соб., наипаче в дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия». (19 пр.; срав. 58 апост.). Учителями церквей поставлены, епископы, толкуя это 19 пр., говорит Вальсамон... Заметь из настоящего правила, что право учить народ дано одним епископам«. Он же говорит в толковании 64 пр. VI соб. »Учить народ Господень и истолковывать божественные догматы благодатью Всевышнего Духа дано одним архиереям и тем, кому они поручат«. «Смежила уста свои церковь », писал св. Василий В. Неокесарийцам, разумея под устами церкви умершего епископа, (ч. 6, п. 28, стр. 72). «Мы нуждаемся в руководстве и советах учителей, т. е, архиереев, которые имеют великую силу», говорит св. Феодор Студит . (Оглас. поуч. 61, стр. 221). Но не могут ли учить народ и пресвитеры? Могут, но не самовластно, где и как захотят, а по поручению епископов и не иначе, как под их надзором, будучи ими рукоположены и посланы, потому что дело учительства пресвитерам одним не доверяется.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из находящихся в списке священного чина отказывается от брака, мяса и вина не ради подвига воздержания, но из-за того, что гнушается всем этим, забыв, что всё весьма хорошо 443 и что мужчину и женщину сотворил Бог человека 444 , и клевещет на творение Божие, хулит его, таковой пусть или исправится, или будет извержен и отлучен от Церкви. Подобным образом и мирянин. (Апост. 53; VI Всел. 13; Анкир. 14; Гангр. 1, 9,14, 21; Василия Велик. 86.) Толкование Все чисто для чистых совестью (см. Тит. 1:15 ) и всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением ( 1Тим. 4:4 ), как говорит сам ап. Павел, и нет ничего скверного или нечистого по своей природе и сущности (см. Рим. 14:14 ). Поэтому и божественные апостолы в настоящем правиле сообща определяют, что тот епископ, пресвитер или диакон или вообще кто-либо из находящихся в списке иереев и клириков, который, забыв, что всё, сотворенное Богом, хорошо весьма и что сотворил Бог человека, мужчину и женщину, откажется от брака, вкушения мяса и употребления вина не ради аскетического подвига и воздержания плоти [ 445 ] , но из-за того, что гнушается этим и таким образом хулит творение Божие и клевещет на него, будто оно нечисто и зло, – поступающий так, говорю, пусть исправится и поймет, что не должно всем этим брезгать и от этого отвращаться, поскольку вредны не брак и законное сожительство с женой, не мясо, не вино, а неправильное их употребление. Ибо если бы эти вещи были плохими и вредными, то не сотворил бы их Бог , Который по природе благ. Если же такой не исправится, да будет извержен и в то же время отлучен от Церкви. Подобным образом и мирянин, который гнушается этим, да будет отлучен. Согласование Согласно с этим правилом те же апостолы в 53-м правиле извергают священнослужителей, которые в праздники не едят мяса и не пьют вина не ради подвига воздержания, но потому, что гнушаются ими. А Гангрский собор даже предает анафеме тех, которые порицают брак и брезгают женой-христианкой, разделяющей ложе с законным мужем (правило 1); предает анафеме также тех, кто сохраняет девство не ради самой добродетели девства, но потому, что гнушается законным браком (правило 9); а кроме того, жену, которая уходит от мужа, гнушаясь браком (правило 14). Поэтому и VI Вселенский собор в 13-м правиле, следуя настоящему и 5-му апостольским правилам, определяет, что должны оставаться прочными и нерасторжимыми брачные союзы священнослужителей и что никому не должно чинить препятствия к посвящению на том основании, что человек имеет законную жену, ибо, по апостолу, брак честен и ложе непорочно ( Евр. 13:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Таков был, например, св. Ириней, епископ Лионский (см о сем у Барон. лето 193). Далее: по правилу, приписываемому апостолам Петру и Павлу, следовало пять дней делать, а субботу и неделю праздновать. Но такое постановление было отменено 29 правилом поместного Лаодикийского собора (Кормч., л. 27:28). В первые века, по 5 правилу св. апостол, епископы могли быть и женатые; шестой вселенский собор заповедал епископу не жить с женой (правило 12, Кормч. 180 об.). Неокесарийский собор 15 правилом установил быть в городе по семи дьяконов, как писано в Деяниях апостольских, – «аще град и велик есть», шестой вселенский собор 16 правилом отменил это постановление на том основании, что в Деяниях говорится не о служащих тайнам, а о служащих трапезам. При этом толковник означенного правила от имени собора выразился об отцах Неокесарийского собора «не добре разумеша того собора отцы» (Кормч., л. 56 об. и 182). Четвёртый вселенский собор, в правиле 29 назвал святотатцем того, кто низводит епископа на пресвитерство, между тем шестой вселенский собор правилом 20 повелевает, что, если епископ станет учить в ином граде, то да престанет от епископства и пресвитерское действует. Толковник же этого правила, имея в виду 29 правило халкидонского собора, замечает, что должно руководствоваться этим правилом, а не правилом 6 собора. Церковь так и приняла, епископ на пресвитерство никогда не может быть низведён (Кормч., л. 105 и 184). Наконец, по словам толковника 11 правила Лаодикийского собора, были в древних церквах такие обычаи, которые не только изменены впоследствии правилами, но и без особой отмены «от времени забвени быша, инии же отнюд просташа» (Кормч., л. 74 об. См. также 29 и 59 правила VI всел. соб., 21 правило антиох. соб. Снес. 52 правило св. апост. и Сардик. соб. правило 1, по Кормч. см. Карфаг. соб. правило 3 в Кормчей). Раскольники говорят, что это было давно, во времена вселенских соборов; теперь же должно уже строго следовать только тому, что установлено. Но « церковь никогда же стареет, но присно юнеется»; она всегда есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ); права церкви не могут со временем уменьшиться, какие она имела тысячу лет назад, такие имеет и теперь и будет иметь всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Прочти также Апост. 67 с примечанием. Правило 27 О пресвитере, по неведению вступившем в беззаконный брак, я определил, что должно: да пользуется пресвитерским седалищем, от прочих же действий да воздержится. Довольно ему прощения, а благословлять другого тому, кто должен заботиться о собственных ранах, не следует, так как благословение есть преподаяние освящения; не имеющий же его из-за греха, совершенного по неведению, как преподаст другому? А потому пусть не благословляет ни публично, ни частный образом, и не разделяет другим Тела Господня, и не совершает какого-либо иного служения, но, довольствуясь занимаемым местом, пусть просит со слезами других людей и Господа простить ему грех , совершенный по неведению. Толкование Настоящее правило дословно повторено VI Вселенским собором и является его 26-м правилом, толкование которого и прочти. Правило 28 Смешным показалось мне то, что некто дал обет воздерживаться от свиного мяса. Поэтому постарайся научить их воздерживаться от нелепых зароков и обетов, при этом употребление свиного мяса признай делом безразличным, ведь никакое творение Божие не предосудительно, если принимается с благодарением (см. 1Тим.4:4 ). Так что обет смехотворен – воздержание необязательно. Толкование Святому задали вопрос, может ли кто-то нарушить обет, т. е. обещание, которое дал перед Богом, – не вкушать свиного мяса, и он отвечает, что это обещание достойно смеха. Поэтому нужно научить таких, чтобы они впредь не давали подобных неразумных обещаний, а употребление свиного мяса, от которого уже обещали воздерживаться, считали делом безразличным 163 , т. е. равным образом могли и не вкушать его, и вкушать, потому что, по слову Павла, никакое творение Божие не предосудительно, когда его употребляют в пищу с благодарением. Смотри также VI Всел. 94. Правило 29 Начальников, когда они клянутся причинить зло своим подчиненным, требуется врачевать особо. Врачевание же для них двоякое: одно состоит в том, чтобы они учились не клясться необдуманно, а другое в том, чтобы учились не упорствовать в дурных решениях. Поэтому тот, кто связал себя клятвой причинить зло другому, пусть принесет покаяние в опрометчивой клятве и при этом не исполняет своего дурного намерения под видом благоговения. Соблюдение клятвы не принесло пользы Ироду, который, под предлогом того чтобы не нарушить клятву, стал убийцей пророка. Клятва запрещается совсем, тем более справедливо осудить клятву, данную во зло. Поэтому поклявшемуся нужно переменить образ мыслей, а отнюдь не стремиться сдержать свое бесчестное слово. В самом деле, исследуй подробнее эту несообразность: если бы кто-нибудь поклялся выколоть глаза своему брату, хорошо было бы ему исполнить это на деле? А если бы кто-нибудь поклялся убить или вообще преступить ради клятвы какую-либо заповедь? Поклялся я и постановил не грех , но хранить судьбы правды Твоей ( Пс.118:106 ). Как заповедь подобает исполнять с неизменной решимостью, так и грех следует всеми способами упразднять и искоренять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На епископа, как учителя веры, возложено проповедование Евангелия и распространение христианского учения в епархии. Апостол Павел учил Тимофея: Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим. 4:2 ). В 58-м правиле святых апостолов говорится: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людех и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен». Пресвитеры проповедуют по поручению епископов. Как первосвященник епископ может совершать в епархии все священнодействия, исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов и низших клириков ( 1Тим. 5:22 ; Тит. 1:5 ; апост. 2; Трулл. 33; 7 Всел. 14; Лаод. 26), освящения антиминсов. В 31-м правиле Трулльского Собора сказано: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крещающие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе как по изволению местного епископа». Вальсамон в толковании на это правило замечает: «Для того, вероятно, придуманы и антиминсы и уготовляются от местных архиереев в то время, когда они совершают освящение церкви, чтобы полагать оные на святые трапезы молитвенных храмин и дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и деки святыя трапезы, то есть совершение освящения, и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие». Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго исследования и рассмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера» (Двукр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Законодатель Моисей сказал израильтянам: «вот я предложил вам путь жизни и путь смерти» и присовокупил: «изберите жизнь , чтобы жить нам» (см. Втор.30:15,19 ). И пророк Илия сказал народу: доколе вы колеблетесь на обе стороны? Если Иегова Бог , то идите во след Ему ( 3Цар.18:21 ). Справедливо также сказал и Господь Иисус: «никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить , или одному станет усердствовать, a о другом нерадеть» ( Мф.6:24 ). Посему и мы, следуя Учителю Христу, Который есть Спаситель всех людей, наипаче верных ( 1Тим.4:10 ), необходимо говорим, что есть два пути: один – жизни, а другой смерти. Но пути эти не имеют никакого сходства между собою; напротив, они весьма различны, а лучше сказать, существуют совершенно отдельно... ...Первый путь есть путь жизни. Это тот путь, о котором и закон постановляет: люби Господа Бога всем помышлением и всею душою, одного и единого, кроме Которого нет других, и ближнего, как самою себя ( Втор.6:5 ; Лев.19:18 ); и все 16 ), чего не желаешь, чтобы тебе было, того и ты другому не делай 17 ). – Апост. Пост., kh.VII, гл.1 и 2. Какой должен быть порядок в любви к Богу, к ближнему и к самому себе? Любить себя должно только для Бога и частию для ближних; любить ближних для Бога; а любить Бога должно для Него Самого и больше всего. Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и ближним должно приносить в жертву любви к Богу. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, говорит Христос, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня ( Мф.10:37 ). Катих., с.95. VI. О побуждениях к исполнению нравственного закона 18 Некоторые из высших побуждений к исполнению нравственного закона: а) любовь к Богу; б) подражание Христу; в) обилие благостных даров во Христе. а) См. ниже (VII гл). Испов., III, отв. на вопр.3. б) См. ниже (XII гл., о подражании Христу) Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Апостол Павел увещевает христиан, дабы они не были младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения ( Еф.4:14 ), чтобы кто не увлек их философией и пустым обольщением ( Кол.2:8 ). Апост. Петр пророчествует, что в обществах христианских будут лжеучители, которые введут пагубные ереси ( 2Пет.2:1 ). Эти мудрые в себе люди, желая быть законоучителями христиан, производят больше споры, нежели Божие назидание в вере ( 1Тим.1:4 и 7); ибо кто не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины ( 1Тим.6:3, 4, 5 ). Не в том, без сомнения, состоит зло, причиняемое обществу Христову, что христианин хочет углубить свой ум в познание истины Божией, лучше и яснее уразуметь учение Христово, а в том, что достигнуть этого он пытается вне божественного руководства Церкви Христовой, и надмеваясь кажущимся успехом собственного знания, перестает покоряться разуму Божию, свой разум он возводит на степень истинного истолкователя учения Христова и отделяет, прежде всего, себя от истинного источника Света Божественный истины, а затем, выдавая своё учение за единое истинное учение, вводит в заблуждение и отторгает от общества Христова своих последователей: став их учителем и вождем, перестает сам быть верным учеником и послушным сыном Церкви. Уразумевать истину Христову для просвещения ею своего разума не только не запрещается христианину, а, напротив, это есть его долг и духовная пища его ума и сердца ( Еф.3:18, 19 ; Кол.1:9, 10 ). Но кто действительно любит эту истину, кто просвещает ею свой разум и питает своё сердце, не отделяясь от Церкви, тот пользуется ею для назидания своего и ближних своих в вере, для созидания тела Христова ( Еф.4:12 ), а не для того, чтобы опустошать Церковь Божию ( Гал.1:13 ). Отсюда понятно, что тот христианин, который вносит в общество верующих во Христа дух разделения и разъединения, увлекает некоторых учеников за собою, отторгает их от общества христианского, образует религиозную партию или секту, вступает с людьми несогласными с его учением в споры и в состязания, тот становится виновным, грешит пред Богом, а это и есть грех сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, и как говорит апостол Павел в послании к Римлянам: “Умоляю вас, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы [Л. 4] научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу Иисусу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” ( Рим. 16, 17–18 ). Сектанты только по-внешности любезны, а внутри слуги диавола. Вот что говорит тот же апостол Павел: “Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что если сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их” ( 2Кор. 11, 13–15 ). И далее: “Как Ианни и Иамври противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они немного успеют; [Л. 4 об.] ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось” ( 2Тим. 3, 8–9 ). И вот, братие-Христиане, вы действительно увидите их безумие, оно ясно обнаружится и для вас, когда мы перейдем к беседе о почитании видимой святыни в Церкви Христовой – о почитании Святых Икон. Сектанты богохульно называют Святые иконы,– Пречистый Лик нашего Спасителя, Его Пречистой Матери и Его святых угодников,– идолами, а нас, покланяющихся Господу Иисусу пред его пречистым образом,– идолопоклонниками. Но поступая так, они очевидно “уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, [л. 5] но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают” ( 1Тим. 1, 6–7 ). Беседа об иконах велась не в церкви, а на воле: в церкви, вследствие высокого купола, плохо слышно, а посему стол поставили на паперти, а народ был около паперти. Беседа шла обычным порядком. Мною указывались места из В[етхого] З[авета:] повеление сделать Херувимы в скинии и храме Соломона. Из Н[ового] З[авета:] Отношение И[исуса] Х[риста] к храму с Херуви[мами ]: по Марк. 11, 17 . Отношение Апост[ольских] Д[еяний]: Лук. 24, 53 ; Деян. 2, 46; 3, 1; 24, 11; 22, 17–18; 2 Фесс. 2, 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010