Таково всегда было учение Церкви. Тертуллиан говорит: «Право крестить принадлежит первосвященнику, который есть епископ; за ним – пресвитерам и дьяконам, но не иначе, как с дозволения епископа, по церковному праву» 25 . Св. Игнатий также говорит: «Без «епископа никто не должен совершать ничего, что касается Церкви. Только та евхаристия истинна, которая совершается епископом, или тем, кому дана от него власть священнодействия» 26 ; в) епископству усвояется высшее право учительства в Церкви, так что епископы должны управлять самим учением и учить самих учителей. «Яже слышал еси от мене, – пишет ап. Павел к Тимофею, – сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити, – присовокупляя к сему, – чтобы труждающиеся в слове и учении пресвитеры сугубыя чести были сподобляемы» ( 1Тим.5:17 ; 2Тим.2:2 ); г) епископы получают исключительное право быть и именоваться архипастырями и предстоятелями Церквей 27 , с властью вязать и решить в целой Церкви ( 2Тим.2:25 ; 1Тим.5:20 ; Тит.2:15, 3:10 ), судить самих пресвитеров ( 1Тим.5:19 ), управлять служением всего священного сословия (ст. 17, 20) и духовно пасти все стадо Христово; д) на епископах, наконец, лежит и ответственность за всю Церковь , – за чистоту и целость Церкви в деле сохранения веры, учения, священнодействий, благоустроения священства и всего церковного порядка (Ап.1:20; 2:1; 8:12 и проч., где под именем ангелов Церквей разумеются их епископы, сн. апост. прав. 39). 2. О пресвитерах Второй разряд служащих лиц в Церкви составляют пресвитеры 28 . Имя пресвитера вообще означает старейшего – по званию, должности, или достоинству 29 . В лице священнослужителя этим именем выражается важность его сана, досточтимость служения его Церкви и превосходство нравственных качеств, свойственных его званию 30 . Права пресвитерского звания, по учению православной Церкви, состоят в следующем: «тайнами святыми совершати человека в жизнь христианскую, духовную, крещати, миропомазывати,... и пр. и вся церковныя последования действовати, яко служителю Христову и строителю таин Божиих; вверенныя ему люди учити благоверию, заповедем Божиим..., и исповедавших ему своя совести вязати и решити благоразсудно, по епископскому наставлению; вящшыя же и неудоборазсудныя вины приносити епископу своему» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

6) Недостаток гуманности (defectus pertectae lenitatis). Церковь , имея в виду заповедь Христа и Апостолов, которые требуют от служителей веры смирения, миролюбия, тихости и кротости нрава ( Мф.11:29 ; 1Тим.3:3 ; Тит.1:7 ), предполагает недостаток этих качеств во всех тех лицах, которые или по обязанности своего звания, или по другим каким-либо обстоятельствам причиняли смерть людям. Так, церковные правила не допускают в клир солдат, бывших на войне (Вас. Вел. 13), невольных убийц (Вас. Вел. 43 и Григ. нисс. 5). Вальсамон в комментарии на эти правила приводит несколько примеров извержения из клира лиц за убийство невольное или в состоянии необходимой обороны. 7) Недостаток свободы (defectus libertatis). Служение церкви должно быть исключительным, так чтобы духовное лицо —10— не связано было никакими посторонними обязанностями, которые делали бы для него затруднительным или даже невозможным исполнение своего долга перед церковью. Поэтому древние правила совершенно устраняют от принятия в клир рабов без согласия и увольнения от господ (ап. 82); далее – людей, состоящих на государственной или общественной службе (ап. 81, 83; халк. 7). Согласно с этими канонами и наши государственные законы дозволяют начальствам духовным принимать в клир лиц из податных состояний только по увольнении их от обществ, к которым они принадлежат, а лиц, состоящих на государственной службе, – по увольнении от своих начальств (Уст. Дух. Консист. ст. 76; Свод. Зак. изд. 1876 года т. IX, о сост. кн. 1, ст. 365 и 366). 8) Недостаток или порок брачного союза (defectus matrimonii). Так, церковные законы не допускают в клир: а) второбрачных (апост. 17; халкид. 3; Вас. В. 12); б) женатых на вдове или отверженной своим мужем, на блуднице или актрисе (апост. 18; ср. халк. 3; последние два вида браков, по римским законам, не дозволялись и членам сенаторских фамилий); в) продолжающих брачное сожитие с женою, уличенною в прелюбодеянии (неокес. 8): г) вступивших в брак с близкою родственницею (ап. пр. 19); д) состоящих в смешанном браке, т.е. с нехристианкою или с неправославною (карф. 45; ср. 30). Все указанные требования относятся собственно к кандидатам на низшие степени клира – до пресвитерской включительно, на которые дозволяется возводить лиц женатых. А для епископов, со времен трульского собора, обязательно безбрачие (правило 13). Так в церкви восточной; а в католической уже со времени папы Григория VII все клирики обязаны безбрачием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но справедливо замечено одним из отцев, что не легко найти между еретиками человека рассудительного: поскольку оставляя Церковь , они бывают оставляемы Святым Духом, и не остается в них ни учения, ни света, но тьма и ослепление. Ибо, если бы сего не было с ними, то очевидно они не отвергали бы самого очевидного, каково, например, великое по истине таинство епископства, о котором говорит Писание, упоминают церковная история и писания святых, и которое всегда было признаваемо и исповедуемо всею Вселенскою церковью (Послан. Восточ. патр. чл. 10). В „Православно-догматическом богословии” преосвященнейшего Макария, архиепископа литовского и Виленского (т, III. стр. 297, 298), читаем: епископ есть главный правитель в своей частной Церкви ( Деян. 20:28 ; снес. Посл. Вост. патр. о Пр. вере чл. 10). Прежде всего он имеет власть над подчиненною ему иерархиею и клиром. Все священно и церковнослужители обязаны повиноваться его постановлениям и без его разрешения ничего в Церкви не совершать (Апост. пр. 39; Лаод. 57; Карф. 6, 42, 52; Антиох. 8, 25; Халкид. 8; Сард. 14), подлежат его надзору и суду ( 1Тим. 5:19 ), вследствие которого он может подвергать их разным наказаниям (Апост. прав. 15, 32, 55; Халкид. 18; Трул. 34). Кроме клира, духовной власти епископа подлежит и вся вверенная ему паства. Он обязан наблюдать за исполнением въ его епархии божественных законов и церковных заповедей. Он же, особенно и преимущественно имеет власть вязать и решить (Посл. Вост. патр. о Прав. вере чл. 10), по правилам св. Апостолов, св. Соборов (Ап. пр. 31; соб. Карф. 6) и по единодушному свидетельству древних учителей Церкви. Посему-то с такою силою мужи Апостольские и внушали всем верующим повиноваться епископу. Пресвитеры также имеют власть вязать и решить, и вообще пасти порученное им стадо Божие ( I Nemp. 5:1–2 ); но эту власть они получают уже от своего архипастыря, чрез таинственное рукоположение (Посл. Вост. патр. чл. 10). А некоторые избранные допускаются по воле епископа, и вообще нести с ним бремя церковного управления; даже образуют при нем, с сею целью, постоянный собор. Но по древнему выражению, они служат при этом только вместо очей у епископа, и сами по себе, без его согласия, ничего не могут делать. Если сличить мнимые права этого претендента с приведенными словами книги догматико-символической и книги догматической, то не окажется никакой возможности признать его законным наследником судебной власти епарх. архиерея. Кроме епископа не только коллегия из трех или четырех пресвитеров, но все в мире священники не могут пасти Церковь Божию и совершенно управлять ею.... Пресвитеры, сами по себе, без согласия своего епископа, ничего не могут делать. 4) Пресвитер единолично

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Апост. правил. 31, 47, 49; соб. Никейск. 18), но получает эту власть от своего архипастыря при своем рукоположении. Затем и в прохождении этой своей обязанности подлежит непрестанному надзору, власти и суду своего архипастыря (Апост. прав. 30 и др.). 3) „Епископ есть главный правитель в своей частной Церкви ( Деян. 20:28 ; Посл. Восточ. патриарх. о пр. вере, чл. 10). Прежде всего он имеет власть над подчиненною ему иерархиею и клиром. Все священно и церковнослужители обязаны повиноваться его постановлениям и без его разрешения ничего в Церкви не совершать; подлежать его надзору и суду ( 1Тим. 5:19 ). Кроме клира, духовной власти епископа подлежит и вся вверенная ему паства. Он особенно и преимущественно имеет власть вязать и решить (Посл. Вост. патриарх. о прав. вере чл. 10), по правилам св. Апостолов (– 31) и св. Соборов (Карф. 6). – Пресвитеры имеют власть решить и вязать, и вообще пасти порученное им стадо Божие ( 1Петр. 5:12 ); но эту власть они получают уже от своего архипастыря чрез таинственное рукоположение, а некоторые избранные допускаются, по воле епископа, и вообще нести с ним бремя церковного управления; даже образуют при нем с сею целью постоянный собор. (§ 129 стр. 248–250). Но, по древнему выражению, они служат при этом только вместо очей у епископа, и сами по себе, без его согласия, ничего не могут делать“ „ (Правосл. догм. богосл.” т. III, 298). Средоточие духовной власти над каждою частною Церковью заключается в ее епископе, от которого проистекают для нее и учение, и священнодействия, и управление. „ Церковь Христова вообще, обнимающая собою все частные, как Церковь вселенская, вверена вообще всем епископам, как говорит св. Иоанн Дамаскин в четвертом письме своем к Африканцам (см. Посл. Восточ. патриарх. о Пр. вере чл. 10). И, следовательно, средоточие духовной власти для Церкви вселенской – во Вселенских соборах („Простр. Хр. катех. о чл. VIII”, стр. 79 М. 1840). Эту истину ясно выразили сами св. Апостолы, когда, по случаю происшедших между новыми христианами недоумений касательно обрезания и некоторых обрядов, желая постановить правила для всей бывшей в то время Церкви Христовой, решили дело соборне ( Деян. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Прочти также указанные апостольские правила. Правило 25 Епископу должно иметь власть над имуществом Церкви, с тем чтобы распоряжаться им на пользу для всех нуждающихся со всяким благоговением и страхом Божиим. Пусть и себе берет то, что требуется (если только требуется), на необходимые нужды для себя и для принимаемых им братьев, чтобы они ни в чем не нуждались, по слову божественного апостола: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим.6:8 ). Если же он не довольствуется этим, но употребляет имущество на домашние нужды и доходами Церкви или плодами полей распоряжается не с ведома пресвитеров или диаконов, а предоставляет власть над этим своим домашним и родственникам, или братьям, или сыновьям, отчего незаметно происходит беспорядок в церковных отчетах, то такой да представит отчет Собору митрополичьей области. Если же иным образом будут обвинять епископа и находящихся при нем пресвитеров за то, что они принадлежащее Церкви имущество, состоящее из доходов от полей или другой церковной собственности, обращают в свою пользу, тем самым утесняя бедняков и навлекая нарекания и укоризну на церковные отчеты и распоряжающихся доходами, то такие да будут исправлены так, как признает подходящим святой Собор. (Апост. 38,41) Толкование Равным образом и это правило составлено из правил Апост. 38 и 41. Оно определяет, что епископ должен иметь власть распределять доходы Церкви, с благоговением и страхом Божиим, между нищими и чужеземцами, так чтобы они не были лишены ничего необходимого. Пусть он и сам пользуется доходами, но только для необходимых потребностей (в том только случае, если он не имеет собственных средств и беден), потому что апостол говорит, что если у нас есть пища для пропитания и одежда для покрытия тела, то следует довольствоваться только этим и не искать лишнего. Если же епископ не довольствуется только необходимым, но растрачивает имущество епископии или митрополии на свои нужды, без ведома и согласия управляющих имуществом пресвитеров и диаконов, или дает власть над ним своим сыновьям и родственникам, так что экономы епископа не могут дать точный отчет о доходах от этого имущества, а может быть, объявляют, что архиерей и его родственники расхищают имущество, – итак, если, повторяю, епископ так поступает, он должен быть наказан Собором митрополичьей области. А если епископ вместе с экономами, иереями и диаконами присваивает себе доходы от церковного имущества, а нищие братья испытывают нужду, лишаясь их помощи, а кроме того, это навлекает обвинения и укоризну и на самих управляющих имуществом, и на отчет, который они ежегодно дают (потому что этот отчет не точный, но лживый и плутовской), если, повторяю, они и сами делают так, то их должен вразумить Собор, назначив подобающую им епитимию и указав, каким образом следует распоряжаться этим имуществом. Прочти также упомянутые апостольские правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Выборное начало при назначении на должность приходских священника и диакона существовало и в древней Руси. Обычно прихожане намечали известное лицо для указанных служений и о своем желании извещали епископа, который и посвящал избранного. С течением времени в виду разного рода злоупотреблений, связанных с выборным началом, указанный порядок при назначении на упомянутые должности получает в русской церкви все большие и большие ограничения. Указом 1739-го года прихожанам лишь усвоено было право избирать двух или трех кандидатов на пресвитерское и диаконское служения, из коих епископ в свою очередь избирал одного. Не много позднее, в 1745-м году, от мирян было отобрано и это право: вместо того епископам было дано право назначать на священнические и диаконские места лиц, учившихся при архиерейских школах. За прихожанами в отношении к этим лицам было сохранено лишь право выражать свое одобрение; но затем и это право прихожан было уничтожено 556 . Говоря о существующих в американско-епископальной церкви постановлениях относительно церковного клира, нельзя, наконец, не упомянуть еще об одном постановлении, касающемся брачной жизни клириков. Американско-епископальная церковь , как мы уже видели, допускает брак для духовных лиц и этим, резко отличаясь от римско-католической церкви, приближается к церкви православно-восточной, а чрез нее и к древне-вселенской. Известно то, что древняя христианская церковь , согласно заповеди апостольской ( 1Тим. 3:2 ; сравн. Тит. 1:6, 16 ), допускала брачную жизнь клириков на всех ступенях церковной иерархии и даже осуждала в клириках пренебрежительное отношение к браку, как к чему-то нечистому (Апост. пр. 51), и потому неодобрительно относилась к тем клирикам, которые, руководясь ложно аскетическими побуждениями, бросали своих жен (Апост. пр. 5). Эти апостольские постановления получили за сим для себя санкцию на соборах Гангрском (21 пр.) и Карфагенском 419 г. (20 пр.). Тоже самое, наконец, было утверждено новеллами Юстиниана Великого (Nov. 123. cap. 14. Nov. 6. cap. 5. Nov. 22. cap. 42. Nov. 123. cap. 12) и собором Трулльским (13-е правило). Не составляли в данном случае в древне-христианской церкви исключения и епископы. И они в первые пять веков могли вести брачную жизнь. Особенная духовная высота и трудность, связанные с епископским служением, однако же были причиной того, что уже с VI века в христианской церкви не только запада, но и востока, безбрачная жизнь епископов малу-по-малу становится законом. Сначала (в 528-м г.) Юстинианом было предписано, чтобы на епископские служения избирались и назначались такие женатые пресвитеры, у которых были небольшие семейства; затем, в 531-м году, было запрещено епископам вести брачную жизнь со своими женами и, наконец, в 535-м году, было сделано постановление, чтобы в епископа избирались или монашествующие лица, или те из белого духовенства, которые разлучились со своими женами. Это законоположение Юстиниана было затем сакционировано собором Трулльским (12-е правило).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

515 «Подлинно это таинство, говорить св. И. Златоуст, что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, – оставивши тех, которые столько благодетельствовали ему, к которым он привык, – сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему. Подлинно – это таинство родители не печалятся, но, напротив, печалятся, когда этого не бывает, и в знак радости не жалеют издерживать деньги и делать расходы. По истине – это таинство великое, заключающее в себе – в какую-то сокровенную мудрость». См. у еп. Феофана. На Eфec. V, 32 . Злат. На Ефес. Бес. XX. 4. 516 Смирнова Ф. Происхождение и литургический характер таинств (Тр. Киев. Ак. 1875 г. I т. III стр.). У всех древних народов заключение браков сопровождалось религиозными обрядами, имевшими целью призвать на брачующихся благословение богов, а самый брачный союз ставился под покровительство особых богов. У греков, напр., обрученные или новобрачные посещали храмы, молились и приносили жертвы, причем жрец или жрица внушали им законы богов о браке. В древнем римском законодательстве относительно брака еще сильнее был религиозный элемент. Религия, право и обычаи там самым тесным образом соприкасались. В ветхом завете участие в брачном обряде раввина признавалось необходимым: раввин был свидетелем брачного контракта, он же полагал на невесту священное покрывало, произносил семь благословений и предлагал брачующимся чашу с вином. 518 Сн. Сильвестра еп. Оп. Догм. Богосл. IV т. § 143. Больше и естественной последовательности в речи ап. Павла, если 1Тим. 4, 4–5 признавать опровержением обоих заблуждений, о которых упоминается в ст. 3, а не относить только к веществам, употребляемым в пищу. Подтверждение этому можно находить в 51 апост. правиле, которое несомненно имеет в виду 1Тим. 4. 4–5 , относя выражение вся добра зело вместе и к браку и к пище, и гнушающихся «брака, мяса и вина» одинаково подвергает отлучению от церкви. И Климент алекс. приводит указанные слова апостола против отвергающих брак (Стром III, 12) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

е. быть отлученный на один или два года, согласно Василия Велик. 4. Если же вдова 60 лет будет причислена к чину вдов, а затем выйдет замуж, то она не может причащаться, пока не оставит этой нечистой связи в старости и не расторгнет незаконное сожительство. Но если мы сами причислили вдову к чину вдовиц прежде достижения ею 60 лет, а потом она вышла замуж, то она достойна прощения из-за своей молодости, а вина падает на нас, потому что мы нарушили повеление Павла и причислили ее к чину вдов раньше 60 лет ( 1Тим.5:9 ). Правило 25 Тот, кто взял в жены растленную им, да будет подвергнут епитимии за растление, но пусть ему позволят иметь ее женою. (Апост. 67; Василия Велик. 22, 23, 26.) Толкование Настоящее правило определяет, что если кто-то растлил женщину, не обрученную с другим, то он получает епитимию за то, что растлил ее прежде брака 161 , но ему позволяется оставить ее своей женой навсегда. Прочти также Апост. 67. Правило 26 Блуд – не брак, и даже не начало брака. Поэтому если возможно, чтобы сочетавшиеся после блудодеяния были разлучены, то это всего лучше. Если же они в любом случае желают жить вместе, то пусть понесут епитимию за блуд, но останутся вместе, чтобы не случилось чего хуже. (Апост. 67; Василия Велик. 22, 23, 25.) Толкование Св. Василий в 22-м и 25-м правилах позволил заключать брак тем, кто прежде брака потерял целомудрие, а в настоящем правиле он в заключение дает общее и самое точное определение. Для тех, которые сначала вступили в связь с девушкой или блудницей, а после блуда хотят на ней жениться, самым верным и лучшим было бы не жениться, и даже если уже вступили в брак – расстаться. Ведь брак потому называется честным, а ложе – непорочным 162 , что они чисты от всякого предшествовавшего греха и растления, а блуд и растление – это и не брак, и даже не начало брака. Но если впавшие в блуд никак не хотят разлучаться, то должны понести епитимию блудников, т. е. семилетнюю, но могут оставаться в браке, чтобы не случилось чего хуже (иначе говоря, чтобы они не блудодействовали тайно и после разлучения, или, вступив в брак с другими, не прелюбодействовали тайно, или не убили самих себя, от чрезмерной любви не вынеся разлуки).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

4) Необходимость и полезность молитвы за умерших вытекает из указаний слова Божия: а) Когда челов. умирает и душа разлучается с телом, то тело, по слов. Писания возвращается в землю, чем оно и было, а дух к Богу, который и дал его ( Еккл. 12:7 ). б) По разлучении с телом, душа идет на предварит. суд Божий: 2Кор. 5:10 . в) Этот предвар. суд для души каждого человека наступает вскоре после ого смерти: Евр. 9:27 . г) А так как по кончине мира будет еще всеобщий, страшный суд и нам неизвестно, кто из наших близких оправдан и кто нет на предварительн. суде, то мы вместе с Церковью должны молиться за них, дабы были оправданы, если не на предварительн., то хотя бы на последнем суде. 5) У умерших может быть и вера, и покаяние, но нет у них возможности оправдать свою веру и покаяние собственными подвигами, или добрыми делами. Вот почему мы, живые люди, должны выступить защитниками и ходатаями за них пред Богом, должны предстать со своею верою и со своими добрыми делами, памятуя, что любовь никогда не перестает: 1Кор. 13:8 . 6) Св. Апост. заповед. нам молиться друг за друга – Иак. 5:16 , молиться за всех человеков: 1Тим. 2:1 , во всякое время: Ефес. 6:18–19 ,следовательно, мы должны молиться за ближних и тогда, когда они живы и тогда, когда переселятся в другой мир. Ибо живем ли или умираем, всегда Господни ( Рим. 14:8 )... У Бога все живы: Лук. 20:38 . 7) Что отпущение грехов возможно не только в сей жизни, но и в будущей, за гробом, – это видно из слов Самого Христа Спасителя: Мф. 12:31–32 . (Только хула на Духа Св. не простится челов. ни в сем веке, ни в будущем). В сем веке грехи прощаются чрез покаяние, а в будущем чрез молитвы Церкви. 8) Из слова Божия мы видим многие указания на обычай молиться за умерших и творить милостыни за них: Сир. 7:36 ; Тов. 4:17, 2  Макк. 12:43–45. И во времена апостольские было в обычае поминать даже наставников умерших, ублажать их: Евр. 13:7 . 9) Господь наш Иисус Христос воскрешал умерших и молитвою Своею к Отцу Небесному возвращал души в их мертвые тела, стало быть, жизнь и смерть во власти Христа жизнодавца, а потому в Его же власти и спасение наше и в жизни сей и по смерти, о чем свидетельствует нам слово Божие: Евр. 7:24–25 ; Откр. 1:17–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но немаловажное дело и один день провести в сокрушении о грехах, обратить взор к горней мудрости и дать душе хоть немного успокоиться от житейских попечений. А, если мы будем делать это при каждом собрании и непрерывно, то такая непрерывность слушания произведет в нас великое и отличное добро (Беседа 3 о Лазаре; Предисл. к толк. на Посл. к Рим.). Что еще говорят против этого (против слушания Священного Писания) многие? Всегда, говорят, читается одно и то же. Это-то, особенно, и губит вас. Если бы вы и знали все это, то, тем более, не следовало бы оказывать пренебрежения, ибо и на зрелищах всегда бывает одно и то же, и, однако, вы не знаете (в них) сытости. О каком «одном и том же» ты дерзаешь говорить, когда не знаешь даже имен пророков? Не стыдно ли тебе говорить, что ты не слушаешь потому, что всегда читается одно и то же, когда не знаешь даже имен читаемых (писателей), хотя и слушаешь всегда одно и то же? Ибо ты сам сказал, что читается одно и то же. Если бы я говорил это к (твоему) осуждению, то тебе надлежало бы обратиться к другому оправданию, а не (к такому, которое служит) к твоему же осуждению. Скажи мне: не вразумляешь ли ты сына своего? Но, если бы он сказал, что (ты говоришь) всегда одно и то же, то не принял ли бы ты этого за оскорбление? Тогда можно было бы не говорить одно и то же, когда бы мы и знали это, и показывали на деле; или, лучше сказать, и тогда чтение (того же) не было бы излишне. Кто может сравняться с Тимофеем? Однако, и ему в Послании Павел говорит: занимайся чтением, наставлением, учением ( 1Тим. 4:13 ). Ибо невозможно, никогда невозможно исчерпать смысл Писаний. Это – источник, не имеющий предела. Сказали (мне): я научился – и этого довольно для меня. Но хотите ли, я покажу, что не все одно и то же? Вы знаете, сколь многие говорили о Евангелиях? Но все они говорили нечто новое и особенное. Ибо, чем более кто занимается Писаниями, тем яснее видит, тем более созерцает чистый свет (их) (Беседа 19 на Деян. апост.). И, подлинно, достоин удивления этот евнух (царицы эфиопской). Он не видал Христа, не видал знамений; видел Иерусалим, еще стоящим (в целости), и – уверовал Филиппу. От чего же он сделался таким? Он имел попечение о душе своей, внимал Писаниям, упражнялся в чтении (их). И разбойник видел знамения, и волхвы видели звезду; а он ничего такого не видал и уверовал – столь полезно чтение Писаний. Что же Павел? Не поучался ли и он в Законе? Но, мне кажется, он нарочито был оставлен (в таком состоянии) для того, о чем я сказал выше, по изволению Христа, желавшего всеми мерами привлечь к Себе иудеев. Если бы они имели ум, то ничто не принесло бы им столько пользы, как это (чтение Писаний).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010