е. гереях, панафенеях и дионисиях (135–140). – Во второй части сочинения делается «указание противоположности между учением св. апост. Павла и миросозерцанием древнего язычества», в виду, с одной стороны, вышеописанных игр, а с другой, – тех изречений из посланий св. ап. Павла, в которых образы взяты из представления о бывших во время игр состязаниях, и потому все дело исследования сводится к подробному раскрытию смысла этих изречений —195— в связи с другими изречениями св. Писания, имеющими к ним то или другое отношение по развитию мысли об упомянутой противоположности, приводящей сочинителя к убеждению в неизмеримом превосходстве христианского воззрения на жизнь, как на стремление к бесконечному усовершенствованию духа, пред языческим на неё воззрением, которое ограничивалось лишь стремлением к развитию и усовершенствованию тела со стороны сил и красоты последнего в видах разнообразной борьбы и состязаний. Сочинение, как первый опыт серьезного учено-литературного исследования, не свободно от недостатков и со стороны содержания и со стороны изложения. И прежде всего, в нём не видно вполне ясного и отчетливого раскрытия и неуклонного, последовательного проведения основной, руководящей мысли всего исследования, – мысли о превосходстве христианского воззрения на жизнь, как своего рода состязание (в разного рода и вида добродетелях для усовершенствования духа с целью достижения неистленного венца на небе по 1Кор.9:25 ), пред языческим на неё воззрением. От того и многие добрые мысли сочинителя представляются в большинстве, даже во второй, главной части разбросанными без строгого порядка и единства. От того же некоторые изречения св. Писания, не имеющие ближайшего отношения к предмету исследования, имеют для себя в сочинении г. Розанова довольно подробное раскрытие и изъяснение, как напр. Еф.4:1; 4:17–24 и особенно 6:11–17, также 2Тим.2:3 (на стр. 172 и дал., 192 и дал. и др.), а изречения, ближайшим образом относящиеся к делу, каковы, например, 1Тим. 4:8 , где в греческом тексте прямо и употреблено выражение σωματικ γυμνασα, 2Тим. 2:5 : ν δ κα θλ τις, ο στεφανοται, ν μ νομμως θλσ и некот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, «безукоризненно почитаемое служение» и «безукоризненное принесение даров» должны иметь одно и то же значение, т. е. принятие жертвенных даров (Евхаристии) и связанное с ними «принесение» их и заведование ими (ср. прим. 147), и есть та честь, которая соединяется с епископством. В лице упомянутых личностей это служение пользовалось «безукоризненно» честью: определение «безукоризненно» становится непонятным, только если принять, что это принятие чести заключается в принятии даров (жертвенных даров) и в распоряжении ими. Соответственно этому сказано в 1Тим.5:17–18 : «Достойно начальствующим старейшинам должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «Не заграждай рта у вола молотящего»: и «трудящийся достоин награды своей " ». Это значит, что старейшинам надлежит двойная доля в жертвенных дарах (в этом и состоит «двойная честь»: Holzmann. Pastoraibr. S. 213), ср.: Постан. апост. II, гл. 28 (основной текст): прежде всего из жертвенных даров должно быть отложено для епископа «в честь Бога, вручившего ему священство», вдовы должны получать простую, диаконы «в честь Христа» двойную долю, «если же кто захочет оказать честь и пресвитерам, то пусть даст им двойную долю, как и диаконам, потому что им следует почитание, как апостолам... каждому достоинству пусть оказывают миряне подобающую честь в даяниях». Столь же ясно доказывается это словоупотребление основным текстом Апостольского церковного Устава, конца II в., гл. 2 (Harnack. Texte... II, 5. S. 14): пресвитеры должны при алтаре нести заботу об епископах, «чтобы они (епископы) получали и оказывали честь, насколько это нужно»: при помощи пресвитеров епископы получают при алтаре жертвенные дары, чтобы тем оказать честь, а именно тем лицам (в особенности бедным), которым они дадут от этих даров, а также и принять честь, «насколько это нужно», именно сохраняя от жертвенных даров для себя некоторую долю, необходимую на содержание (ср. там же комментарий Harnack " а).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Принимаемое некоторыми истолкование данного выражения в смысле отрицательного указания на настоящую полигамию, как препятствие к вступлению в разряд священнослужащих лиц, представляется на наш взгляд решительно неудобоприемлемым как по несоответствию с аналогичным ограничением касательно зачисляемых в чин церковных «вдовиц» (γεγενυα νς νδρς γυν, – 1Тим.15:10 ), так и, в особенности, ввиду сказанного раньше (стр. 279–284) об изначальной недопустимости многоженства в христианском мире вообще, а не для одних только лиц духовных (сн. Полянского П. Первое послание св. ап. Павла к Тимофею, опыт историко-экзегетического исследования, стр. 356–361, Серг Пос. 1898). Каноническое право церкви в своих положительных предписаниях, примыкающих по содержанию к указанным наставлениям, дает распространительный комментарий последних, устраняя от занятия высших священных должностей не только действительно имевших по крещении, одну за другою, двух жен (ап. пр. 17; св. Вас. В. пр. 12), но и тех, чьи браки представляют лишь аналогию последовательной бигамии по действительному или с вероятностию предполагаемому сожительству их жен ранее с другими мужчинами (см. ап. пр. 18 с толкованиями на него Зонары и Вальсамона – в Σντ. Ралли и Потли, т. II, стр. 25–26; р. перев. в Правилах св. апост. с толкованиями, изд. Моск. Люб. Дух. Просвещ., стр. 33–34, М. 1887). Ср. многочисленные свидетельства о том же древнехристианских писателей – у Bingham’a, ο. с. vol. II, р. 153–158, Halae 1725. Следует, однако, заметить, что данное ограничение церковной правоспособности не всегда и не везде признавалось безусловно обязательным: как видно из письма блаж. Феодорита к антиох. патриарху Домну, в восточной церкви бывали случаи поставления второбрачных даже в епископский сан (см. Migne, Patr. gr. t. LXXXIII, col. 1305–1306), не говоря уже о двух остальных иерархических степенях (фактические указания, относящиеся к ним, см. у Zhishman’a, o. c., s. 419–440 и в статье П. Феофилова – «Больной вопрос» в Церк. Вестн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Сею опасностью чина убеждаем златоустый, страшные оные в поучениях своих произносил слова: не мню многих бытии во иереях спасающихся, но множайших погибающих. На Деян. апост. нравоуч. 3. 7 Сие священнического чина достоинство, неудобность и опасность, долженствуют неотменно иметь предочима желающие получить священство, дабы тем сами себе прежде всего искушали: могут ли такое бремя понести. Имеются ли на то достаточные силы душевные: разум, учение, слова искусство, добрые нравы, житие беспорочные, примерное, как то всего того апостол во священстве требует; 1Тим.3 . и Тит.1 (о чем ниже в гл.2, во второй части подробно укажется). Имущии бо таковая совершенства и согрешать есть ли в чину сем Богу и ближнему послужить не захотят, особливо звании бывшее. Не имущии же, не только самоохотно к приятии. На себя сего чина да не текут примером лжепророков, но и звании будучи и убеждаемы, да отрицаются 3 . 8 Наиболее же приходящий к священству да испытует сердце свое. Чувствует ли оно Христа глаголющего: любяши ли мя; Паси овцы моя. И отвещает ли на тот вопрос с Петром святым нелицемерно: Господи, ты веси, яко люблю тя; Ин.21:15 . И паки: для пользы ли овец приходит во двор овчий, да живот имут, или для своей корысти, да украдет и убиет и погубит; Ин.10:10 . Есть ли с первым намерением входит дверьми, то бывает пастырь: есть ли же с последним, прелазить инуды, той есть тать и разбойник. 9 Должность и иго священническое состоит в четырех наипаче частях: 1) учити люди. 2) житии святого. 3) тайнодействовати. 4) молитися о людях. Первую и третью части ясно указуют апостол, сказывая: тако нас да непщует человек, яко слуги Христовы, и строители тайнам Божиим, 1Кор.4:1 . Вторую часть указывает сам Христос, глаголя: тако до просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрые дела, Мф. 5:16 . Последнюю же часть должности завещает Господь в Ветхом Завете, Левит: 16:34. Иоиля 2:17, и Павел апостол к Тим. 1Посл. 2:1,2. Иакова 5:14 . Деян. апостол: 6:4. но о том в четвертой главе пространно покажется. Глава 2. О первой части должности священнической, сие есть о учении прихожан

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В церкви от дней апостольских и во все последующее время действительно существовала и применялась к жизни членов церкви власть прощать или удерживать грехи. Этою властью пользовались апостолы, когда принимали приходивших к ним с исповеданием своих грехов ( Деян. 19, 18 ), тяжких грешников отлучали они от церкви ( 1Кор. 5, 6 ; 1Тим. 1, 20 ) и снова разрешали принимать в общение ( 2Кор. 2, 6 ). Ап. Павел свидетельствует о себе, что эта власть дана ему Господом на созидание церкви, и он готов применять ее по требованию обстоятельств со всею строгостью ( 2Кор. 13, 10; 10, 4. 6 ). В после-апостольское время эта же власть всегда была принадлежностью пастырей церкви. Когда возникли в церкви лжеучения монтанистов (II в.), новаиан (III в.) и донатистов (IV в.), которыми отнималась надежда на спасение у согрешивших после крещения, а также у т.н. падших во время гонений на христиан, то их мнения повсеместно (в Греции, Африке и Риме) были осуждены, и средство спасения указываемо было в том, что пастыри церкви имеют право разрешить кающегося грешника. Так, св. Киприан, доказывая, в обличение новатиан, что падшим во время гонения, но оплакавших покаянием свой грех, особенно в случае болезни, при смерти, не надлежит отказывать в общении с церковью, писал: «позволил (принимать их) Тот, Кто дал закон, чтобы связанное на земле было связано на небе, и что там только то может быть разрешено, что разрешено прежде здесь в церкви» 325 . Фирмиллиан свидетельствовал, что «апостолы, получив власть прощать грехи, передали ее в церквах, ими основанных, епископам, которые наследовали им по преемству посвящения» 326 . В «Апост. постановл.», с одной стороны, пастырям церкви напоминается, что им предоставлена от Бога власть вязать и решить (II, 11–12) и предлагаются многочисленные наставления, как судить различные виды грехов (II, 15–16), как поступать с кающимися (II, 38. 40–43. 48), с другой стороны, – заповедуется верующим чтить своих духовных отцов, «потому что они прияли от Бога власть жизни и смерти, власть судить грешников и осуждать на смерть вечного огня, кающихся же разрешать от грехов и возвращать к жизни» (II, 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

d) Поклонение одинаковое со Отцем ( Ин.5:23 ): Отец не судит никому же, но весь суд даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут отца, а иже не чтит сына, не чтит Отца, пославшего его ( Фил.2:9,10 ). Бог его превознесе, и дарова ему имя, еже паче всякого имене; да о имени Иисусов всяко колено поклонится небесных и земных, и преисподних. Иисус Христос, истинный Бог, есть и истинный человек. § 5 Иисус Христос, Спаситель человеков, истинным Бог, есть и истинный человек, Бог воплотившийся и вочеловечившийся. В сем удостоверяет нас Св. Писание, говоря, что Он имел а) тело ( Мф.27:58 ), и телесные ощущения, как то: жажду и голод ( Ин.19:28 ; Мф.4:2 ), b) душу ( Ин.10:17 ) с ее способностями, разумом ( Лк.2:47 ), волею ( Лк.22:42 ) и непорочными страстями, каковы радость ( Лк.10:21 ), печаль ( Мф.26:38 ), гнев, растворенный сожалением ( Мк.3:5 ), и проч. с) Сии части существа человеческого, т.е. душа и тело, в Нем были соединены. Так повествуется ( Лк.22:44 ), что в саду Гефсиманском Его движения душевные обнаруживались и в самом теле, так что от молитвенного подвига пот его был яко капли крове, каплющия на землю. Сверх того, Спаситель Сам весьма ясно называет Себя человеком ( Ин.8:40 ). Апостолы неоднократно возвещают сию истину с особенною выразительностию, так Апост. Павел ( 1Тим.2:5 ) говорит: един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( Евр.2:14 ). Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися техже. Бессемянное зачатие и рождение Иисуса Христа. § 6 Снисхождение Божества, состоящее в том, что Сын Божии принял на Себя естество человеческое, кроме греха, называется воплощением. Сын Божий нищего ради спасения воплотился от Духа Свята и Марии Девы. Ему надлежало соделаться истинным человеком, чтобы правосудию Божию, оскорбленному грехопадением человека, удовлетворить Своим страданием; Он Благодатию Божиею за всех должен был вкусить смерти ( Евр.2:9 ). Поскольку же пришедший спасти человека от греха и его последствий долженствовал искушен быть подобно нам по всяческим, кроме греха ( Евр.4:15 ), а со времени падения грех сделался неразлучным с естественным рождением человека, то рождение Спасителя долженствовало быть превыше естественное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

236 Ср. напр., Löning. Gemeindeverf. S. 46 ff., 58 ff.; Friedberg. Kirchen­recht (3 Aufl.). S. 13: «для древнего времени свойственно большое разнообразие правовых стремлений»; Möller. Kirchengesch. Bd. I. S. 63–64, 67–68. 237 Таким образом представляет себе противоположность устройства, напр., Löning. Сходные взгляды у Lechler " a (Apost. ZA. (3 Aufl.) S. 141 – 142), Hatch " а. S. 55 ff. и др. 239 1 Клим. 42, 2, 4–5: «Христос от Бога, а апостолы (оі apostoloi) от Христа... (Апостолы) поставили... епископами и диаконами (episkopous kai diakonous)... И это – не новое установление: ибо много веков прежде писано было об епископах и диаконах (peri episkoporr kai diakoncm). Так ведь уже говорит Писание: «Поставлю епископов (tous episkopous) их в правде и диаконов (diakonous) их в верности» (подразумевается Ис. 60:17)». 240 Исключения остаются, само собой понятно, оговоренными. Как в более позднее время (ср. известное место Игнатия. К Магнез. 3, 1, возвышение Киприана в епископы и Евсевия. Церк. ист. VI, 30), так, естественно, ранее тоже встречаются отклонения. В Основном тексте Апостольского церковного Устава говорится (II, 1) (в третьем столетии): епископ должен по меньшей мере быть в возрасте 50-ти лет («не менее пятидесяти лет»; так же точно говорит еще декрет папы Сириция от 385 г., Constant. Р. 624, с. 13). Если, однако, в какой-нибудь малой общине среди старых не находилось ни одного достойного, а молодой (neos) имел свидетельство, что он достоин, то должно было избрать этого последнего. Также и предпочтение мученику или воздержанному (см. ниже) можно отнести к отклонению от правила. Наоборот, тот факт, что диакон может подняться до должности епископа (ср.: 1Тим.3:13 и Основной текст Апост. церк. Устава, гл. 6: «Ведь достойно диаконствовавшие (oi kalos diakonesantes)... приготовили себе пастырское место (topon poimenikon)»: способные диаконы имеют виды на должность епископа), не представляет, как таковой, никакого исключения. Уже потому, что и диаконов также можно брать из ряда старых (пресвитеров, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Апост. кн. 8, гл. 13. „Осанна Сыну Давидову; Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, осанна в вышних“. 1169 Извещение веры совершается тогда сими словами: Верую, Господи, и исповедую и проч., которыя заимствованы из произнесенных верховными Апостолами Петром (Мф.гл. 16. ст. 17) и Павлом (1Тим.оф. гл. 1, ст. 15) Исповеданий. Смотри и выше § 134. 1170 Симеон Фессалонитск. в кн. о Таинств. гл. 79 „Приступающему причаститися надлежит 1) испросить прощение (у предстоящих); 2) сущему в потире живому хлебу с кровию, даже до земли вседушно поклонитися; 3) руки сложим крестовидно, в показание рабства и исповедания в Распятого (ибо Ему и приобщитися приходит). И тако, со страхом и трепетом и смирением сердца приступить». 1175 В древних Греческих списках Литургии Златоуста предписывается лику, по изречении Священником благословения народу: спаси, Боже, люди Твоя! возглашать к нему заимообразно, за благожелательное его приветствие Церкви:ες πολλ ετη Δσποτα, на многа лета Владыко! Сие приветствие ныне возглашается только Архиерею. Смотри Греческ. Требн., Гоаром изданн., стран. 67. 1176 Пс.27:9 . Николай Архиепископ Фессалонит. Кавасила в Толкован. Литург., гл. 40, слова сии изъясняет так: „Почто не глаголет (Иерей) благослови дела Твоя, ихже сам еси Творец: но (благослови) достояние Твое? Да более умолит, воспомянув убожество Его, им же нас ради обнищал. О сих прошу, говорит (священник), их же ради сам претерпел еси быти с рабами (во образе раба) и нарещися их наследником; тогда как ничего не можно прибавить к Твоему владению. Ибо воспоминание совершеннейшего нашего к Богу присвоения убедительнее преклоняет Его на милость. Гораздо совершеннее создания присвоение по наследию, и много лучше стяжал Он нас наследствуя, нежели имел прежде, произведши в бытие. По творению бо вещества, просто державствует над человеки; по наследию же, учинился разума и воли нашей Владыкою, что есть истинное Господство над человеки; а оное (т. е. по созданию) есть общее нам с бессловесными и неодушевленными (творениями).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Мнение произносите (вы, епископы) не о всяком грехе одинаковое, но каждому сродное, со многим благоразумием, обсуживая каждое прегрешение как малое, так и великое; и иначе осуждайте грех делом и опять иначе грех словом, иначе – грех намерением, иначе – грех злоречия, иначе – грех подозрения и одних подвергай только угрозам, других подаяниям нищим, тем назначь строгие посты, а других по великости преступления их отлучи. И закон не назначил одно и тоже наказание за всякий грех, но иное – за грехи против Бога, против священника, против храма, против святилища, иное – за грехи против царя, против начальника, против воина, против подчиненного, против равного или слуги или против имения или против бессловесного и опять различное за грехи против родителей и сродников,. иное также – за грехи вольные и невольные, и одних подверг смерти или на кресте или чрез побиение камнями, а других – пени или побоям или возмездию (око за око, зуб за зуб). Так в вы за различные грехи налагайте и наказания различные, чтобы не вкралась какая-либо несправедливость и не подвигла Бога к негодованию; ибо, на каком несправедливом суде будете вы посредниками, того и мзду получите от Бога: ибо каким судом судите, таким будете судимы ( Мф.7:2 ). Апост. Постанов., кн. II гл. 48. Человек может быть участником грехов и других людей, которые потому, соответственно его соучастию, и должны вменяться ему. Мы участвуем в чужих грехах тогда, когда поощряем кого-нибудь ко греху, особенно такого человека, который, кроме нас, нигде не может обрести для себя помощи и всю свою надежду на нас возлагает. Таковы суть те духовные отцы, которые попускают человеку вести жизнь распутную, противную Божественным заповедям и церковным преданиям. Равно также и господа, которые побуждают рабов своих к худым делам, или мужья своих жен, отцы своих детей, учители своих учеников, предоставляя им свободу грешить. Все таковые и подобные им в день суда отдадут ответ Богу за тех, которые находились под их управлением. Посему Павел так наставляет Тимофея: Руки ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым ( 1Тим.5:22 ). Испов. III отв. на воп.44.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Как же после этого православному христианину правильнее поставить себя к Господу Богу во всей своей нравственной деятельности? Где верная дорога, чтоб идти ему к Богу, не уклоняясь в стороны, и, чтоб, таким образом, удостоиться прежде истинной святости, а затем и царства небесного? Для этого вернейший путь, как уже видели мы из приведенных примеров, – «смирение: иже, смирится яко отроча... той есть... во Царствии Небеснем» ( Мф.18:4 ). Христианское смирение состоит в том, чтоб сознавать себя недостойным, грешным пред Богом и людьми. Мало этого: считать себя и ниже всех. Пример такого смирения первый показал в себе апост. Павел, когда назвал себя «первым из грешников» ( 1Тим.1:15 ). В молитвах церковных с покаянным духом христианин часто произносит: «никто же согреши на земли от века (т. е. от сотворения мира), якоже согреших аз, окаянный» (Из акаф. Сладч. Иисусу). Святые Божии, вообще, чем святее делались, тем более смирялись и считали себя хуже других. Но и опять, может быть, возразить нам: «правда ли это называть себя недостойным и многогрешным, – между тем, как в самой жизни нет грехов, между тем, как святой угодник какой-либо только и делом у себя имел, что молился и постился, стоя на молитве, как, например, Виссарион, по 40 дней? (Четь-Мин. под 6 июня). Не излишнее ли это смирение, не обман ли себя и других, – считать себя хуже всех, когда худшие начинаются от самого порога той комнаты или кельи, где живет христианин-подвижник, и следуют далеко-далеко, когда между людьми есть и страшные злодеи?» Слова нет, что и смирение может быть ложным: «никто же вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием» ( Кол.2:18 ). Смирение паче гордости даже и нередко бывает: например, оно намекает о себе или же прямо называет себя смирением. (Сделайте такому ложному смиреннику замечание, что он, действительно, негодный человек, хуже всех, и он тотчас оскорбится). Гордый и сановный человек смиренным же называет того низкопоклонника, который доискивается у него каких-либо милостей. Но мы говорим о христианском смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010