Если какая-либо женщина ради мнимого аскетизма пременит одежду и вместо обыкновенной женской одежды наденет мужскую, да будет анафема. Гангр. соб. прав. 13. Если какая-либо женщина ради мнимого аскетизма острижет волосы на голове, которые Бог дал ей для напоминания об ее подчиненности, да будет анафема, как нарушившая заповедь о подчиненности. Гангр. соб. прав. 17. Истинные обеты, т.е., добровольные, сознательные, разумные, данные ради высших нравственных целей должны быть непременно исполняемы; нарушающие такие обеты грешат. (Третья заповедь десятословия учит), чтобы дающие обеты пред Богом приводили их в исполнение, как заповедует Писание, говоря: если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его; ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя и на тебе будет грех . ( Втор.23:21 ). – Испов., III, отв. на вопр. 58. Однажды причисленным к клиру и монахам определили мы не вступать ни в военную службу, ни в мирской чин; иначе дерзающих на это и не возвращающихся с раскаяньем к тому, что прежде избрали для Бога, анафематствовать. – IV Всел. соб. пр. 7. Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующему не позволять вступать в брак. Если же найдутся делающие это, да будут лишены общения (церковного). Впрочем, мы определили местному епископу иметь полномочие в оказании таким человеколюбия. – IV Всел. соб. пр. 16. См. также ниже немного правила, определяющие наказания за нарушение обетов девства и монашества. Если поставить во вдовический сонм молодую и она, не снесши вдовства по молодости, вступит в замужество, то причинит бесславие славному сонму вдовическому и воздаст отчет Богу не потому, что сочеталась вторым браком, но потому, что не сохранила обещания своего (пребыть безбрачною), впадши в роскошь в противность Христу ( 1Тим.5:11 ), потому что пришла сохранить обещание не с верою и страхом Божиим. Апост. Постанов. кн. III, гл. 1. Обет – а) девства: 1) понятие о нем; 2 ) девство выше вдовства; 3) возраст дев; 4) освящение дев совершает епископ. 1 и 2) Пр. 18 Вас. Вел. см. выше здесь же об обетах и ниже. – Гангр. соб. пр. 9. 3) VI Всел. соб. пр. 40 и Корф. соб. 140 (смотри выше).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Теперь рассмотрим происхождение тех апостольских правил, которые запрещают священнослужителям второй и вообще все незаконные браки (17, 18 и 19 апост. прав.). Обращая внимание на содержание этих правил, мы тотчас же можем заметить их апостольское происхождение. Так, первое из этих правил (17), которое не допускает во священство тех, кто по крещении обязан был двумя браками, разумея, конечно, один брак после другого, есть повторение уже того, что изложено в посланиях апостольских, апостол Павел в послании к Тимофею и Титу ясно высказал уже то, чтобы священнослужитель был «единая жены муж» ( 1Тим.3:2–12 ; Тит.1:6 ). Притом такое правило было общим постановлением первенствующей церкви, как показывают свидетельства Тертуллиана 87 , Оригена 88 , Епифания 89 . Далее, так как в Ветхом Завете запрещено служителям скинии: «жены блудницы и осквернены да не поймут, и жены избранная от мужа ее да не поймут: яко святи суть Господу Богу своему» ( Лев.21:7 , сн.14), то тем более апостолы могли требовать этого от новозаветного священнослужителя, который должен быть нравственно чист не только сам в себе, но и в супружестве. А потому нет ничего невероятного в том, что апостолы постановили такое правило (18), которое запрещает священнослужителю иметь в супружестве вдову, потому что, по понятию о превосходстве его звания естественнее всего требовать, чтобы он вступил в брак только с чистою и целомудренною девою, – которое запрещает далее священнослужителю брак с отверженной от супружества; так как по слову Спасителя: «иже пущеницу поймет, прелюбодействует» ( Мф.19:9 ); с блудницею, потому что сам апостол Павел говорит, «прилепляяся сквернодейце, едино тело с нею есть» ( 1Кор.6:16 ); с рабынею, так как и по еврейским, и по древним римским законам рождение от рабы делало рабами и детей, что было бы несообразно с достоинством и назначением духовного сана; правила всегда требовали, чтобы духовное сословие составляли лица свободного состояния (Ап. 82; IV Всел. 4); наконец, с позорищными, т.е. с лицами, действующими на зрелищах народных, потому что они были по большей части из язычников самого низкого звания и не отличались доброю нравственностию, так что всегда были в худом мнении и мирского общества, не только христианского, но и языческого. А семейство христианского пастыря должно быть образцом чистоты и нравственности для других семейств ( 1Тим.3:2–5,7,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

б) Скупость. Это есть безрассудная бережливость своего, по которой лишают нужного пособия не только других, но ча­сто и себя. Чем бы ни старались извинять её, например, нуждами семейства, потребностью пещись о будущем, и прочее – она всегда есть дело порочное и унизительное, и от нее хотя по-видимому при­обретают, но на самом деле более, рано или поздно, теряют. Она, сделавшись страстью, может также погубить чело­века, как и корыстолюбие. От ней пре­достерегает и Господь Иисус Христос ( Лк. 12:15–21 ), и Ап. Павел говорит, что сребролюбие есть корень всем злым, егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим ( 1Тим.6:9, 10 ). Воспрещают порок сей и правила церковные (Апост. 59. VII Всел. Соб. 19). § 71. Молитва Важнейшая из пастырских добро­детелей есть молитва. Пастырь в высшей степени должен быть исполнен молитвенным духом, должен быть мужем молитвы, как бы жертвенником, на котором постоянно должен гореть неугасаемый огнь молитвы, от которого бы и пасомые при всякой своей нужде заимствовали себе молитву, благоугодную Богу. Ибо он есть ходатай и посредник между Богом и людьми: следовательно – живой молитвенник – поскольку никакое ходатайство к Богу без молитвы невозможно. Он есть совершитель таинств и Богослужения церковного: молитва в священнослужении есть то же, что огонь в лампаде, что горящие уголья в кадиле; без неё все службы священнические – кадило без огня. Он проповедник Слова Божия, руководитель ко спасению вверенных ему душ: вообще во всей его деятельности необходима благодать содействующая, укрепляющая и восполняющая; а она привлекается только молитвенным духом, и без нее успех не надежен во всем его служении. Уста моя отверзох и привле­кох Дух, говорит Псалмопевец ( Пс. 118:131 ). Посему-то Слово Божие преимущественно Пастырям заповедует молитву. Ветхозаветным Священникам сказано было: и будет вам законное вечное, еже молитися о сынех Израилевых о всех гресех их ( Лев. 16:34 ); да помолится жрец о всем сонме сынов Израилевых, и оставится им ( Чис. 15:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

1) Недостаток возраста (defectus aetatis). Само собою понятно что поставляемый на ту или другую церковно-иерархическую степень должен быть в таких летах, чтобы в нем можно было предполагать зрелость ума, твердость убеждений, основательность в суждениях и поступках и понимание принимаемых на себя обязанностей. Понятно также, что возраст рукополагаемого сообразуется с самою степенью, на которую он посвящается. Так, для поставления в пресвитеры соборные правила определяют 30-летний возраст, для поставления в диаконы – 25-летний (неокес. 11, карф. 22, трул. 14). Что касается до возраста лиц, поставляемых в епископы, то он в первый раз точно определен в 123 новелле Юстиниана, в которой, сообразно каноническим правилам относительно низших иерархических степеней (диаконской и пресвитерской), постановлено, чтобы рукополагаемый епископ был не моложе 35 лет и лишь в исключительных случаях не моложе 25. Это определение, принятое в Фотиев номоканон (тит. 1, гл. 23), получило значение церковного закона. Последствием поставления на ту или другую церковно-иерархическую степень до определенного в канонах возраста должно быть, согласно с 15 правилом трульского собора, извержение из сана. Но как это, так и все другие выше поцитованные правила имеют в виду постоянный, обыкновенный порядок поставления иерархических лиц; а могут быть допущены и исключения по особым обстоятельствам, не подходящим под правила, и след. не в противность им: например, по уважению к чрезвычайным духовным дарованиям лица, по необходимости поставления на церковно-иерархическую степень лиц, хотя и не достигших канонического возраста, но достойных этого по своему образованию и личным качествам. В этом отношении сами Апостолы не придавали возрасту рукополагаемых ими лиц безусловного значения: так, Апостол Павел поставил епископом в Ефесе Тимофея, которого он сам называет —8— юным ( 1Тим.4:12 ): а в церковной истории были примеры поставления в епископы даже в 20-летнем возрасте (Niceph. Call. Hist. Eccl. III, 29 ). 2) Недостаток некоторых телесных свойств (defectus corporis). В этом отношении каноны требуют, чтобы рукополагаемый не имел таких физических недостатков, которые препятствовали бы совершению самых функций церковно-иерархической власти. Так 78 апостольское правило устраняет от епископства глухих и слепых, «да не будет препятствия в делах церковных». По смыслу этого общего правила должны быть разрешаемы вопросы о безрукпх, безногих, одержимых падучею или неизлечимою душевною болезнью, хотя специальных постановлений об этом мы и не находим в наших канонических источниках. Впрочем, 79 апостольское правило устраняет от принятия в клир так называемых бесноватых, то есть душевнобольных. Но другие телесные недостатки, не могущие препятствовать священнослужению, напр. Кривизна глаз, хромота, скопчество (насильственное или от природы) не признаются несовместными с иерархическим званием (апост. пр. 78; I всел. пр. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостольское происхождение этих степеней, как исторически, так и канонически, несомненно. Апостолы, по вознесении Спасителя, оставаясь еще в Иерусалиме, сами совершали священные тайнодействия ( Деян. 1:14 ; Деян. 2:42 ), и потому с самого начала они избрали и поставили, в помощь себе, только низших служителей Церкви, которые и названы диаконами ( Деян. 6:2–6 ). Потом, когда число верующих» умножилось, и уже вне Иерусалима начало распространяться, Апостолы рукополагали особых священнослужителей, которым преподавали уже власть совершать таинства. Они названы Пресвитерами ( Деян. 14:28 ; сн. Иак. 5:14 ). Наконец, при устроении отдельных поместных Церквей, Апостолы поставляли в них высших Иерархов, с полномочием церковного управления, которые в самих писаниях Апостольских именуются Епископами ( Деян. 20:28 ; 1Тим. 5:22 ; Тит. 1:5 ). При таком разделении служащих лиц священнослужение имеет свои степени – во-вторых в самих предметах своих: 1. Первой и высшей степени Священства принадлежит совершение не только всех вообще священнодействий, но и некоторых исключительно, именно: освящение мира, освящение храмов, рукоположение Священства. Такова степень Епископская (Карф. 6). 2. Вторую степень священнослужения составляет также совершение тайнодействий, но не всех, (исключая именно таинство Священства и др. действия, исключительно принадлежащие высшей власти) и притом не иначе, как по дарованию на то права от высшей власти, и под её управлением. Это степень Пресвитерская (Ап. пр. 31. 39. Лаод. 57. сн. грамоту ставлен. иерейскую). 3. Третьей, низшей степени, не принадлежит совершение таинств, а только служение при них, или вспомоществование высшим лицам при их совершении. Такова степень диаконская (1 Всел. 18). Впрочем это разделение степеней относится только к лицам священнослужащим и к правам их, но не касается ни сущности Священства, которое само по себе едино, так что степени его различаются между собой только частными действиями, а не составляют разных видов Священства; – ни сущности самих тайнодействий, сила которых всегда едина, и если некоторые из них принадлежат исключительно одной степени (Епископской), то те, которые принадлежат равно этой и другой (Пресвитерской) степени, имеют всегда одинаковую силу, – Епископ или Пресвитер совершает их. Таким образом в церковных правилах Священство вообще, или все степени его в совокупности называются одним общим именем: священного чина, клира и пр. И потому излагаются для всех их одни общие правила священнослужения и благоповедения. С другой стороны правила говорят так: Епископ или Пресвитер, крестящий не по Господню учреждению, и пр.; Епископ или Пресвитер обращающихся от греха не приемлющий, и пр. (Апост. 49. 50. 52 и др.). Сим выражается то, что священнодействия, совершаемые Епископом или Пресвитером, имеют равную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Требуя от кандидата священства нравственной безукоризненности его жизни, Церковь , в тех же целях, охраняет и чистоту его супружества. Именно: апостольские правила не допускают до рукоположения: а) двоебрачных (апост. 17), б) вступивших в брак в близких степенях родства (апост. 19) и в) имеющих в супружестве вдову или женившихся на женщине, отверженной первым ее мужем, а равно женившихся на блуднице или актрисе (апост. 18, срав. Лев. 21:7, 13:14 ). Постановление относительно двоеженства со всею строгостью подтверждено на всел. соб. (3 пр.). Исключение делается только для церковнослужителей; но и они, вступая во второй брак, лишаются права на священство. Строгость церковных правил относительно нравственной чистоты брака священнослужителей простирается до того, что если бы неправильность их брака, (служащая препятствием к получению священства), открылась уже после рукоположения, то повелевается вступившим в такие браки по неведению – запрещать священнослужение (VI всел. соб. 26; срав. неок. 8; Вас. Вел. 27). Даже в случае нарушения супружеской верности женою священнослужителя, правила повелевают ему развестись с нею, а иначе запрещают ему священнослужение (неок. 8). Все эти требования относительно супружества священнослужителей объясняются исключительно тем высоким взглядом христианства на Таинство брака, по которому муж и жена составляют одну плоть ( Ефес.5:31 ; срав. Быт.2:24 ; 1Кор.6:16 ). Таким образом, нечистота супружества не может не оскорблять достоинства священного звания. Апостол Павел семейство христианского пастыря представляет образцом нравственной чистоты для других семейств ( 1Тим.3:2–5, 7:11 ). Впрочем, православная Церковь брачную жизнь никогда не ставила непременным условием для получения священства (апост. 26, неок. 1; 1 всел. 3; Вас. Вел. 88; анкир. 10; карфаг. 4:81; VI всел. 3. 6; VII всел. 22); равно как и наоборот: – древняя Церковь никогда не принуждала священнослужителей к безбрачию, и не только не расторгала их брака по рукоположении, но положительно запрещала им разводиться с своими женами под видом благочестия, угрожая им в противном случае лишением сана (апост. пр. 5; срав. ганр. (376г.) пр. 4; 1 всел. 3; VI всел. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Для того чтобы клирик одной епархии мог получить место в приходе другой епархии, он должен иметь от своего прежнего епископа отпускную грамоту. Как гласит 17-е правило Трулльского Собора, «понеже клирики различных церквей, оставив свои церкви, в коих они поставлены, перешли к иным епископам, и, без воли своего епископа, определены в чужих церквах, чрез сие они оказываются непокоривыми: того ради определяем, дабы от месяца яннуария минувшаго четвертаго индикта никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права, без увольнительной от своего епископа граматы, определен быти в иной церкви. Не соблюдающий сего отныне, но постыждающий собою совершившаго над ним рукоположение, да будет извержен и сам, и неправильно приявший его…». Согласно канонам, пастырь обязан постоянно жить в своей общине и не вправе удаляться из нее, особенно если в приходе вспыхивает моровая язва (эпидемическая болезнь) или какая-нибудь иная грозящая народу опасность (апост. 62, 1 Всел. 11, Петра Алекс. 3, 10). Пастырь и всякий клирик обязан строго следить за своим поведением и в обществе, и у себя дома, должен носить одежду, приличную сану. Клирик обязан устраняться от мирских занятий (апост. 6, 81; 7 Всел. 10; Карф. 16), не посещать общественных увеселений, неприличных сану (апост. 54; Трулл. 1, 62), и не оставаться в домах своих прихожан на увеселение долее, чем того требует исполнение священнических обязанностей. Приходской священник обязан ежедневно служить утреню и вечерню. По воскресным дням и праздникам, а также в Великий пост по средам и пятницам – служить Божественную литургию (апост. 8; Трулл. 52, 80; Лаод. 49; Карф. 3; Архиер поуч.). К обязанностям приходского священника относится также постоянное проповедование в храме (см.: 1Тим. 2, 3, 5, 17 ; 2Тим. 3, 4 ; апост. 58; Трулл. 19). В соответствии со священными канонами приходской пастырь обязан следить за тем, чтобы никто из прихожан не употреблял на домашние потребности вещей, назначенных для богослужения. Он должен оберегать старые богослужебные вещи от злоупотреблений (апост. 73; Двукр. 10; Григ. Нисск. 8). Пастырь обязан следить за тем, чтобы никто не вводил в церковь чего-либо нового и неуместного в пении, чтении и обрядах. Приходской священник обязан в своем приходе крестить (апост. 50), исповедовать (апост. 52), венчать, погребать (Карф. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

16 . Рассуждено также и сие: если от каких бы то ни было судей церковных судное дело перенесено будет к другим судьям церковным, имеющим высшую власть, то да не будет никакого нарекания тем, коих, приговор отменен будет, если не могут быть обличены, что или по вражде, или по пристрастию осудили, или неким угождением прельщены были. «Некиим угождением прельщены были» надо понимать как разного рода подкуп. 17 . Если же по согласию обеих сторон судящихся избраны будут судьи, то хотя бы число их было менее определенного в правилах, да не будет позволено переносить суд к другим. 9 прав. IV Всел. Собора допускает обращение к третейскому суду, т.е. избранным по соглашению обеими спорящими сторонами судьям. В этом случае настоящее правило не допускает апелляции. 18 . Детям священников не представлять мирских зрелищ и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления. Ср. IV Всел. 14; VI Всел. Собора 24 и 51. Настоящее правило требует от детей священников такого поведения, которое не вызывало бы ни у кого соблазна и нарекания на их отца согласно наставлению ап. Павла ( 1Тим. 3:4 ; Тит. 1:6 ). 19 . Рассуждено, да не бывают епископы и пресвитеры, и диаконы откупателями ради корысти или управителями, и да не приобретают пропитания занятием бесчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирать на написанное: никто, воинствуя Богу, не обязуется куплями житейскими ( 2Тим. 2:4 ). Ср. Ап. 81; IV Всел. 3. Часть 2 20 . Чтецов, приходящих в совершенный возраст, побуждать или ко вступлению в супружество, или к обету целомудрия. По 26 пр. Апост. чтецы могут вступать в брак, что не дозволено другим членам клира. 21 . Рассуждено также, чтобы клирик, давший в займы деньги, столько же денег и получал, а давший вещи получал, сколько дал. Ср. Ап. 44; I Всел. 17; VI Всел. 10; Лаод. 4; Карф. 5; Василия Вел. 14; Григория Нисск. 6. 22 . Диаконы да не будут поставляемы ранее двадцати пяти лет возраста. Ср. VI Всел. 14. 23 . Чтецы во время Богослужения да не кланяются народу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

1. Должны быть христиане и христиане православные: так как предназначаются быть пастырями православной Церкви (I вселен. соб. прав. 1). 2. Должны быть люди, испытанные в слове веры и в житии, сообразном правому слову (лаодик. соб. прав. 12): якоже Божии строители ( Тит. 1:7 ), которые призываются учить других вере словом и житием ( 1Тим. 3:2; 4:12 ). Посему в законоположении Церкви постановлено: а) ищущий священнического достоинства должен знать Св. Писание и церковные правила, чтобы самому исполнять их и наставлять в них вверенную паству (VII всел. соб. пр. 2); б) от языческого жития недавно пришедшего и вообще новообращенного ( 1Тим. 3:6 ), или от порочного образа жизни обратившегося, не должно поспешно производить в епископа или пресвитера, но по надлежащем испытании (Апост. прав. 80; всел. соб. пр. 2, 9; лаодик. собор пр. 3); в) мирянин или монах должны восходить на высоту епископства не иначе, как по испытанию в низших церковных степенях (Двукр. 17; Сард. 10). 3. Должны быть, если избираются в сан епископа, свободными от уз брака (собор. трул. пр. 12), если же избираются в сан пресвитера или диакона, то могут, по желанию, находиться и в брачном состоянии (апост. прав. 26; неокес. пр. 1; I всел. соб. пр. 3; VI всел. 3, 6, 18). Глава II. О Боге как о Судье и Мздовоздаятеле § 174. Связь с предыдущим, понятие о Боге, как Судье и Мздовоздаятеле, и состав церковного о сем учения 1. Великое дело освящения людей или усвоения им заслуг Христовых Бог совершает не иначе, как при свободном участии в том со стороны самих людей, под условиями их веры и добрых дел (§§ 121, 122). Для совершения этого дела Богом назначен предел: для лиц частных оно продолжается до конца их земной жизни, а для всего рода человеческого будет продолжаться до самой кончины мира. По окончании же того и другого периода, Бог является и имеет явиться Судьею и Мздовоздаятелем для каждого человека и для всего человечества. Он требует и потребует у людей отчета, как они воспользовались средствами, данными для их освящения и спасения, и всякому воздает и воздаст по заслугам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Избранный должен был удовлетворять всем условиям, необходимым для получения епископского сана, именно кроме нравственных качеств, требуемых Апостолом ( 1Тим. 3 . Тит. 1 ) и Церковью (лаод. соб. пр. 12; VII всел. соб. пр. 22; Кар. соб. пр. 45; апост. пр. 80; 1 всел. соб. пр. 2), он должен был иметь зрелый возраст, за исключением случаев особенного призвания свыше, или особенных дарований и добродетелей избранного ( 1Тим. 4, 12 ), должен иметь физические совершенства (ап. пр. 78; Сард. соб. пр. 10; Двукр. соб. пр. 17) и безбрачен (VI всел. соб. пр. 12). Если же кто избирался в епископа из лиц, соединенных брачным союзом, – то он должен был до рукоположения разойтись со своей супругой. – По рукоположении он получал апостольскую власть учить, совершать богослужение и духовно управлять. И по отношению к этой власти все епископы были равны между собою; но по внешней чести не все были равны. Преимущество епископских кафедр сначала зависело то от уважения к древнейшим церквам, преимущественно основанным Апостолами, каковы, напр. были кафедры иерусалимская, римская и т.п.; то от личных качеств епископа, напр. св. Киприан, епископ карфегенский, председательствовал на Соборах не только африканских церквей, но и церквей западных и восточных. Когда же св. Константин великий разделил империю на четыре округа, а округи на епархии, – с тех пор епископ, управлявший целым округом, стал называться: Екзарх или Примат, а впоследствии Патриарх, – таковы были римский, константинопольский, александрийский, антиохийский, и, несколько позднее, иерусалимский (VI всел. соб. пр. 36). Епископ, управлявший целой епархией, назывался: митрополит или архиепискот. Епископ, управлявший городом с окружными селениями, назывался просто – епископ. Наконец, епископ, управлявший только частями уезда, назывался – хорепископ. Он был в полной зависимости от своего местного епископа, и помогал ему в делах управления; так напр., он рукополагал в своем месте в священные и церковные степени, но не иначе, как с изволения своего епископа, принимал от пресвитеров и дианонов отзывы о церковнослужителях и представлял о них отчет своему епископу; испытывал желавших вступить в клир (Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010