261 Относительно епископов и диаконов значится в Первом Послании Климента, что они должны быть «испытанными» людьми, в Учении 12-и апостолов – «достойными Господа, кроткими, несребролюбивыми, правдивыми и испытанными», ср. выше, § 9, прим. 191 В Первом Послании к Тимофею (гл. 3) и в Основном тексте А и В Апостольского церковного Устава находятся особые предписания насчет свойств диаконов; ср. также Поликарп. К Флп.5:2; существенное, однако неполное, согласие этих свойств с затребованными для епископов вытекает из следующего. Постановления апостолов (Основной текст ІII в.), III, гл. 15 выразительно гласят: «Да будут и диаконы, как епископ, но только более крепкие (euskoloteroi)». Только «более крепкими», нежели епископ, должны быть диаконы, ибо они являются посредниками в сношениях со всеми членами общины; но в остальном они должны иметь такие же свойства. 263 Поэтому также и от диакона требуется, чтобы он был «одной жены мужем» (1Тим.3:12), «единобрачным» (Основной текст А Апост. церковного Устава, гл. 4), ср. выше, § 9, прим. 51; Поликарп. К Филипп. 5:2: «воздержанными во всем», – далее, чтобы он не был предан пьянству и был бы «несребролюбивым», вообще хорошим домохозяином (1Тим.3:8. 11–12; Основной текст А Апост. церковного Устава: «воспитателями детей целомудренными... и не употребляющими много вина»; Учение 12-и апостолов. XV; Поликарп. К Флп.5:2: «несребролюбивыми»); – особый вес здесь тоже придается личной благонадежности и чистоте характера: 1Тим.3:8: «недвуязычными». Основной текст А: «справедливыми, кроткими... недвуязычными, не лицеприятствующими богатому и не угнетающими бедного»; Основной текст В: «делателями достойных дел (ergatai ton kalon ergon)... и не презирающими бедного, и не лицеприятствующими богатому». У Поликарпа: «не клеветниками, недвуязычными... сострадательными». Все – как у епископа. Диаконы – органы епископского душепопечения и заведования дарами (забота о бедных), ср. ниже, прим. 281. Отсюда – та энергия, с которой напирается на честность Диаконов, и напоминание, что диаконы должны поощрять людей состоятельных к пожертвованиям (Основной текст А. Цит. выше) и заботиться о том, чтобы никакой нуждающийся не был исключен из разделения даров (Основной текст В. Цит. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Собора – то кольми паче служить в оной другим и упражнятися в том, что ему неприлично». Воспрещают сие и гражданские законы (Свод. Зак. т. IX. 288). 5) Вообще участие в мирских делах всякого рода и вмешательство в оные, как-то поручительство за других и подоб. (Апост. 6. 20. Свод. Зак. т. IX. ст. 286). в) Тем, что сообразно с званием Пастыря и позволено законами, он должен заниматься в следующем порядке: первее всего заботиться о существенно нужном и неизбежно потребном для себя и семейства, как то: жилище, одежда, пища. Если это есть, надобно быть довольным ( 1Тим. 6:8 ). Потом, когда есть время и достаток, можно промышлять и о полезном и приятном, но притом весьма умеренно и осторожно, так, чтобы отнюдь не выходить из пределов златой середины. Ибо надобно заметить, что для Пастыря всего лучше состояние посредственное – ни слишком бедное и недостаточное, что может лишать спокойствия духа, поставлять в крайнюю, вещественную зависимость от прихожан и отнимать средства благотворить другим – ни слишком богатое, что с своей стороны может надмевать его и увлекать в излишние заботы и суету, и – как говорит Апостол, в напасти, и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человека во всегубительство и погибель ( 1Тим. 6:9 ). § 79. Домашние занятия Пастыря 1) Занятие науками. Его завещает и Апостол Павел Тимофею: в сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех ( 1Тим. 4:15, 16 ). Оно, с одной стороны, совершенно необходимо для того, дабы Пастырю должным образом соответствовать своему назначению в приходе, быть истинным светильником между ними и наставником их. Ибо хотя бы он и получил образование в школе, но образование сие, без упражнения в последствии времени, без постоянного повторения изученного и без дальнейшего усовершенствования в оном, может не только остаться крайне незрелым и ограниченным, но и совсем потеряться, а таким образом Пастырь легко может возвратиться в состояние первобытного неведения, особенно если он будет окружен паствою, состоящею из людей вовсе необразованных, каковы поселяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

а) Пьянство. Оно вообще есть по­рок крайне унижающий и доводящий до скотоподобия природу человеческую, оскорбляющий Духа Святого, живущего в Христианине и прямо противоположный Его благодатному действию ( Еф. 5:18 ) и отверзающий широкую дверь в сердце множеству других пороков ( Притч. 23:29–32 ); почему и осуждается Словом Божи­им наравне с самыми тяжкими грехами, каковы прелюбодейство, идолопоклонство и др. ( 1Кор. 6:10 ; Гал. 5:21 ). Тем более пьянство есть порок, вовсе не терпимый в Священнике и крайне безобразит его. Он помрачает в нем разум, убивает доброе чувство, заглушает совесть, а поэтому есть самая неудобоисцелимая язва и влечет за собою множество других зол. Как дым прогоняет пчел, так пьянство оскорбляет и удаляет благодать, лишает дерзновения пред Бо­гом и служителя святейших таин делает крайне недостойным сего страшного служения. Оно унижает сан Свя­щенный и пред людьми и делает Свя­щенника презренным и ненавистным для Всех. Пьяница есть величайшая зараза и для общества, как своим примером, так и множеством самых низких и жалких судебных дел, каковые он заводит. Вообще, он есть позор для всего духовного сословия и зло для всей Церкви. Вот отчего так строго воспрещается Пастырям пьянство и св. Писанием, и церковными правилами. Вина и сикера не пийте, – заповедано еще Аарону и сынам его, – егда входите в скинию свидения, или приступающим вам к олтарю, да не умрете ( Лев. 10:9 ; Иез. 44:21 ) Подобает Епископу быти не пиянице, пишет Ап. Павел Тимофею ( 1Тим. 3:3 ) и Титу ( Тит. 1:7 ); Диаконом такожде не вину многу внимающим ( 1Тим. 3:8 ). Правила церковные повелевают неисправимого пья­ницу извергать из клира (Апост. 42) и для предотвращения самого подозрения в сем пороке воспрещают клирикам входить в корчемницу (Ап. 54. Лаод. 24. Карф. 49). Как, по свидетельству опыта, употребляющим вино нелегко соблюсти всегда строгую умеренность, особенно Пастырям в сельских приходах, и сверх того неприметно приобретаются к нему привычка и постоянная склонность: то весьма советуется молодым Пастырям совсем не употреблять вина. Ибо и Апостол Тимофею только ради болезни, и то мало позволил употреблять оное, как лекарство ( 1Тим. 5:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Заповедуя Пастырям кротость, слово Божие воспрещает следующие противопо­ложные пороки: а) Подобает пресвитеру быти не бийце, говорит Апостол ( 1Тим. 3:5 ; Тит. 1:7 ), и тоже заповедают церковные правила: Апост. 27. Двукрат. 9. Вас. Вел. 55. Ибо «Священник есть врач душ, – говорит Св. Златоуст , – орудие его власти не вещественное, а духовное – слово. Бийца обнаруживает в себе строптивый и не умеренный нрав, теряет к себе уважение и любовь прихожан и раздражает их против себя. Тем более позорно, дерзко и нечестиво Священнику Божию наносить удары в храме или священной вещью. Впрочем, это не уничтожает в Пастыре власти родительской – наказывать детей, в случае нужды. Ибо над детьми у него власть не только духовная, но и естественная – внешняя. б) Подобает быти не сварливу, не дерзу, не напрасливу ( 1Тим. 3:3 ; Тит. 1:7 ; 2Тим. 2:24, 25 ; Тит. 3:9 ; 1Кор. 11:16 ), т. е. должно Пастырю избегать всяких споров и тяжебных дел, тем более не заводить их самому, а все стараться оканчивать миром. Только в не многих и редких случаях необхо­димости может быть из сего исключение, когда требует польза службы, или когда другие невольно вовлекают. Всего же более должно избегать тяжб с своею братиею и пред гражданским судом. Это крайне вредно не только для блага тяжущихся, но и вообще для целого духовного сословия и целой Церкви, поскольку служит большим соблазном для прихожан и лишает уважения и дове­рия к Пастырям. В случае каких-либо не благоприятных отношений или распрей с прихожанами, лучше удалиться от них на другое место ( Мф. 10:23 ). Когда же невольно вовлекут Пастыря в тяжбу, то он в устных и письмен­ных объяснениях своих должен соблюдать строгую умеренность и Христианский дух миролюбия, и ничего не поз­волять себе неприличного, от излишней горячности: ибо таким образом всего скорее можно восторжествовать в своей тяжбе, тогда как горячностью можно только повредить и продлить дело. Но не только формальных ссор и тяжебных дел не должно заводить Пастырю, а должно избегать всяких вообще словес­ных распрей и ссор, как о делах част­ных, например, с домочадцами, тем бо­лее с посторонними, так даже и о пред­метах веры и благочестия – не словопретися ни на куюже потребу на разорение слышащих ( 2Тим. 2:14 ). Ибо такие споры и ссоры никакой доброй цели не достигают, а зла причиняют много: погашают взаимную любовь между людь­ми, нарушают спокойствие духа и по­селяют в нем весьма неприятное и тяжелое расположение, которое Пастырю может много препятствовать в его слу­жении.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

«Прилежащие же добре пресвитеры, говорит ап. Павел, сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиеся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). Он же говорит; «На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или трёх свидетелех» ( 1Тим. 5:19 20 ). «Како же проповедят, аще не послани будут»? ( Рим. 10:15 ). «Решительно никого ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковного чина, не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю». (IV вс. соб., 6 пр.). «Проповедники, говорит св. Златоуст, должны быть посланы» (т. IX. Рим. б. 18, 721). «Пресвитеры учат только по поручению епископов», говорит Вальсамон в толков. 58 апост. пр. «Пресвитеры не имеют места учителя», читаем в Синт. М. Власт. (сост. 5, гл. 29, стр. 217. Читай ещё наставление святительское иерею, ниже в гл. VIII). Таким образом из сказанного видно, что вообще пресвитеры самостоятельными учителями не могут быть и не должны, потому что это дело им ни Христом, ни апостолами, ни соборами не поручено. Если же где в писании пресвитеры и называются учителями, то потому, что они действительно есть учителя, так как учат, но учат вместо епископа и по его поручению. (Вальс.). Но у безпоповцев дело касательно учительства обстоит ещё хуже, чем у беглопоповцев и австрийцев, потому что эти хотя на самом деле и не имеют истинных пастырей, но по крайней мере считают необходимым иметь их, а те предоставляют право учительства избранному ими более других ловкому говоруну и мастеру перетолковывать вкривь и вкось писание, вроде Худошина, Коновалова и др. Какие же они могут указать тому основания, что и мирянин может быть учителем, если, как мы выше видели, Христос учителями поставил только 12 Своих ближайших учеников, не дав тех же прав 70 ученикам, не говоря о прочих, до тех пор, пока, они не были рукоположены во епископов? ( Деян. 13:4–5 ). А апостолы своё право учительства передали своим преемникам-епископам, о чём было сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

graec hist. et mon. t. I, p. 225). 134 Основание для такого устранения дано в апостольских наставлениях ( 1Тим.3:2, 12 ); ( Тит. 1:5–6 ) о том, что посвящаемые в сан епископа, пресвитера или диакона должен быть „мужем одной жены» (μας χυναικòς v). Принимаемые некоторыми из древних (напр., бл. Иеронимом в Ер. XXX ad Ocean., Migne, Patr. lat. t. XX, col. 657) и новых комментаторов (см. G. Kawerau, De digamia episcoporum, ein Beitrag zur Lutherforschung, S. 38–39, Kiel 1889) истолкование данного выражения в смысле отрицательного указания на настоящую полигамию, как препятствие к вступлению в разряд священнослужащих лиц, представляется на наш взгляд решительно неудобоприемлемым как по несоответствию с аналогичным ограничением касательно зачисляемых в чин церковных „вдовиц» (γεγεvυα vòς vδ òς γυν – ( 1Тим. 5:10 ), так и, в особенности, ввиду сказанного раньше (стр. 62–65) об изначальной недопустимости многожёнства в христианском мире вообще, а не для одних только лиц духовных (ср. Полянского П. Первое послание св. ап Павла к Тимофею, опыт историко-экзегетического наследования, стр. 356–361, Серг. Пос. 1898). Каноническое право Церкви в своих положительных предписаниях, примыкающих по содержанию. к указанным наставлениям даёт распространительный комментарий последних, устраняя от занятия высших священных должностей не только действительно имевших по крещении, одну за другою, двух жён (ап. пр. 17; св. Вас. В. пр. 12), но и тех, чьи браки представляют лишь аналогию последовательной бигамии по действительному или с вероятностью предполагаемому сожительству их жён ранее с другими мужчинами (см. ап. пр. 18 с толкованиями на него Зонары и Вальсамона в Σντ. Ралли и Паили, т. II, стр. 25–26; р. перев. в Правилах св. апост. с толкованиями, изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Просвещ., стр. 33–34, М. 1887). Ср. многочисленные свидетельства о том же древне-христианских писателей у Bingham» а, о. с. vol. II, р. 153–158, Halae 1725. Следует, однако, заметить, что данное ограничение церковной правоспособности не всегда и не везде признавалось безусловно обязательным: как видно из письма блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

207 «Св. соборы не полагают решительно никакой разницы, говорит Усов, между священником, рукоположенным православным епископом, и священником, рукоположенным еретичествующим епископом, если этот священник обратится от ереси к православию». (Усов стр. 122), Говоря так, Усов говорит неправду, потому что противоречит не только правилам апостольским и соборным, но и своим собственным действиям. Апостолы 33 пр., двукр. соб. 15 пр. и др. православного священника повелевают принимать с честью, а I вс. соб. 8 прав. наватианских клириков повелевает принимать уже как еретиков через покаяние, 19 же правилом павлианских клириков повелевает уже вновь рукополагать, (снес. 68 апост.; посл. к Март. Корм. 37 гл.; Феоф. 12). Да и австрийцы так поступают. Если бы из московской или другой какой губернии пришёл в Нижний к Усову австрийский священник, то он принял бы его с честью, как православного. Но если бы к нему пришёл неокружник, то он принял бы его уже третьим чином, священника же нашей церкви – вторым чином, а католика окрестил и вновь рукоположил бы. Как же он говорит, что между рукоположением православного епископа и рукоположением еретического епископа нет разницы? Напротив, разница есть и очень большая. 208 «Избирати имеющих произвестися во священство», читаем в 13 пр. Лаод. соб. (кн. прав.) «Может принят быти во священство», говорит св. Василий вел. (14 пр., кн. пр.) «Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества» ( 1Тим. 4:14 ). «Дарованием апостол назвал учение, говорит Феодорит, а священством называет здесь сподобившихся апостольской благодати», (ч. 7, стр. 696). 209 «Сила слова соделывает и священника важным и достаточным, говорит св. Григорий Нисский , отделяя его через новое благословение от сообщества многих. Быв вчера и прежде одним из простого народа, вдруг является он наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных таинств, – и это делает, нимало не изменившись по телу или виду. Но, оставаясь по-видимому тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе к лучшему невидимой некоторой силой и благодатью». (Бог. Мак. т. 11, стр. 419). «Есть особне действо другое самех точию трех св. таин, читаем в Б. Кат. сиречь крещения, св. мира, и священничества яко вам души начертание содевают и печатают, еже во веки не истребляется, ниже изменяется... Хиротонисанных разделяет святыня от мирских человек верных, и пребывает сие начертание на души во веки неотъемлемо на земли и на небеси». (л. 357), « Великая вещь предлежащее крещение, говорит св. Кирил. Иерус. Оно есть... святая нерушимая печать», (стр. 13), «Подобно тому, как воины запечатлеваются печатью, так и верующие – Духом Св., что бы всякому ты был заметен, если выйдешь из строя. Иудеи имели печатью обрезание, а мы обручение Духа», говорит Св. Злат. (т. X, 2 Кор., бес. 500; см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Таковы-то вы?!. И после этого, у тебя по крайней мере, Митрич, достанет духа утверждать, что вы «по Писанию» идете?.. Если и говоришь ты, что вы «по духу» больше поступаете, то каков же этот нечестный, лживый дух говорит и действует в вас, – судите сами!.. То ты говоришь: «все равно, что по букве что по духу», – то опять говоришь: буквой нельзя руководствоваться, запутаться можно… Чему тут у тебя верить? Вот поистине на ком, если и сбываются слова апостола, так это на вас: «желая, говорит он, быть законоучителями, ни разумеют ни того, о чем говорят, ни о чем утверждаются» ( 1Тим. 1:7 )!.. Никогда не говори, что Св. Писание различно учит. – Апост. Павел говорит: «слово наше не было к вам то «да», то «нет», но «да» и в том аминь» ( 2Кор. 1:19–20 ), так ты это знай и не пустословь никогда! К чему ты вычитывал мне «о яствах и питиях», «о различных омовениях» и т. п.? Без тебя знаем, что все то, что установлено было в ветхом завете, как-то: яства жертвенных животных, обрезание, различные измышления раввинами омовения и прочие обряды, которые были бессильны, и установлены были «до времени исправления», – утратили свое значение, т. к. с пришествием Христа, явилось новое, «в исправленном виде». Вместо жертвенного агнца – Христос ( Ин. 1:29,36 ). – Верно? Силантий . – Вместо обрезания – Крещение ( Кол. 2:11–12 ), которое «не есть (уже только одной) плотской нечистоты омытие, как говорит апостол ( 1Пет. 3:21 ), а есть нечто высшее, возрождающее человека, принижающее его. Итак, к чему, спрашиваю тебя, приводил ты то, чего у нас нет и о чем говорю, и без вас знаем, что оно утратило значение. Разве всеми теми обрядностями отвергает Св. Апостол новозаветные христианские таинства? Нисколько, и ты это хорошо, лучше, чем кто другой, знаешь! К свободе, говоришь, мы призваны? К тому ли, чтобы делать всякому то, что кому нравится? Пьяница к тому, например, чтобы без просыпу напиваться? Вору и грабителю, чтобы брать без зазрения совести чужое? Невоздержнику, – чтобы доходить до скотоподобия, валяясь в грязи разврата? – так что ли по твоему?..

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

б) Не только сами домочадцы Пастыря должны быть чужды всего бесчестного и низкого, но помня и уважая свое звание, должны остерегаться всяких связей и знакомств с людьми нечестными не должны ходить к ним в домы, и к себе принимать и угощать; особенно же не должны делать дома своего сборищем людей, занимающихся играми, плясками и подобным, равно как и сами не должны ходить туда, где бывают они, что воспрещает 18 правило Карфагенского Собора, и вообще в знакомстве с людьми мирскими должны быть очень умеренны и осторожны, и от них ничего не свойственного своему званию не перенимать. в) Должен Пастырь внушать и строго смотреть за домочадцами, чтобы они не унижали и его и себя вмешательством в его дела служебные, особенно в его доходы, чтобы отнюдь не принимали, а тем более не требовали подарков от прихожан, не ходили по домам их собирать деньги или вещи, или же, быв приглашены туда, не уносили с собою остатков от трапезы, как это именно воспрещает 27 правило Лаодикийского Собора. а) сам Пастырь должен любить искренней, чистой и полной Христианской любовью свою семью – жену и детей, не допуская себя ни до чего такого, что может ослаблять и погашать её, каковы распри и ссоры с ними, и с великодушием и благоразумием мужа перенося и исправляя самые слабости их. Таким образом, под влиянием любви, он не только добре будет править дом свой, но в круге семьи своей всегда будет находить для себя одно из лучших утешений и отдохновений от трудов и забот своего служения. Если есть, кроме своих детей, еще какие-либо родственники, наипаче же сироты: то и их вместе с своими Пастырь должен любить и быть им яко отец ( Сир. 4:10 ), а не обижать, не презирать, не изгонять, в особенности не отнимать им принадлежащего и в достояние их не входить; иначе же и его сирот Бог не помилует ( Притч. 23:10, 11 ; Сир. 21:9 ). Любовь Пастыря к домочадцам должна наипаче выражаться в усердной попечительности о них и доставлении им всего нужного и для телесной и для духовной их жизни. Таковую любовь и попечительность о домочадцах внушает Апостол Павел: аще кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отвергся есть и невернаго горший есть ( 1Тим. 5:8 ), и церковные правила, которые даже подвергают запрещению Пресвитера, бросающего семейство свое под предлогом благочестия (Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010