Мы видим теперь, что хотя свет беспрерывно сиял в мире, но последний мало просвещался по греховной неспособности к восприятию божественного блеска омраченным сердцем или извращенною волей: «своею премудростью мир не познал Бога в премудрости Божией» ( 1Кор. 1:21 ). Необходимо было новое средство богопознания в воплощенном Слове, – и тогда или весь мир станет οκεος для Бога, или же из него должны будут выделиться некоторые οκεοι, как прежде в κσμος обособлялись τ δια. Что же вышло фактически? Ответ гласит: σοι δ λαβον ατν, δωκεν ατος ξουσαν τκνα Θεο γενσθαι, τος πiστεουσιν ες τ νομα ατ ( Ин. 1:12 ). Адверсативная частица δ – единственная во всем «прологе» – ясно противопоставляет содержание стиха 12-го предшествующему, почему σοι – не часть только διος, но и всего космоса. Тесная же связь этого положения с мыслью стиха 11-го, при чем λθεν последнего относится фактически и к 12-му, сходство самих терминов (ο παρλαβον – λαβον): – все это показывает лишь то, что σοι параллельны с τ δια и представляются новым духовным Израилем, как «род избранный, царственное священство, люди взятые в удел» (1Пт. 2:9; ср. Тит. 2:14 ). Естественно, что они обладают еще более значительными преимуществами (ξουσα), как это несомненно удостоверяет стих 13-й. σοι – все, которые приняли – не механически, а с соответствующими делу настроениями и чувствами, – приняли, как «таковые» или вполне расположенные к сему. В свою очередь λαβον ( – по противности с ο παρλαβον стиха 12-го) убеждает, что здесь принятие, будучи внешним историческим фактом, мыслится в неразрывности от субъективного акта познания и признания: – σοι приняли, потому, что был известен принимаемый; διοι отвергли его, не смотря на свое ведение. Данное значение филологически нимало не обязательное для простого λαμβνω, Евангелист выясняет грамматически отдаленным для ατος определением τος πστεουσιν. По связи речи, πστς у Евангелиста Иоанна констатирует совершенное познание о Боге, подобное тому, какое было у евреев, но абсолютно неотделимое от сердечного влечения к Господу Творцу: посему там – отрицательное ο παρλαβον, теперь – положительное λαβον.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

13:1, также 1Пт 2:13), но теперь еще и Божьим помазанником ( Горский А. В., прот. О священнодействии венчания и помазания царей на царство//Прибавления к Творениям св. Отцев. 1882. Ч. 29. Кн. 1. С. 117–151; Успенский Б. А. Указ. соч. С. 14–29). Патриарх Антоний IV в послании к великому князю Василию I (1393 г.) доказывал выдающуюся роль православного царя в Церкви и христианском мире в согласии со сформированной византийской правовой традицией (Памятники древнерусского… Приложение 40. Стб. 265–276). Таким образом, в основу церковно-православной идеи о превосходстве царской власти над архиерейской, по сути, был положен библейский архетип древнеизраильского теократического государства со сложившейся в нем субординацией между вождем/царем и священством. Заметим, что в результате русско-польской войны 1609–1618 гг. Смоленск и Чернигов, упомянутые в Уложенной грамоте, оказались в пределах Польско-Литовского государства. Вскоре после восстановления иерархии Киевской митрополии (1620 г.) Смоленская и Черниговская кафедры оказались в подчинении Киевского митрополита. На двух документах Киевского собора 1628 г. присутствует подпись Исаии Копинского: «Архиепископ Смоленский и Черниговский», «Архиепископ Смоленский, Черниговский и всего Севера, архимандрит монастирей Заднепрских» ( Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники (Приложения к тому 1: Материалы для истории Западнорусской церкви). Киев, 1883. С. 312, 315). Какие-либо официальные документы о передаче Московским патриархатом Смоленской и Черниговской епископий в состав Киево-Галицкой митрополии при этом неизвестны. Возможно, по этой причине, а не только из-за сложного времени конца правления Бориса Годунова, Московский патриарх Иов в 1604 г. оставил без ответа просьбу Острожского князя Константина-Василия (назначенного в 1597 г. в качестве одного из «экзархов Константинопольского престола» для Церкви Малой Руси) вмешаться в дела западнорусской митрополии с целью оказания влияния на местных епископов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Эта характеристика отражает в себе специфическую особенность еврейского религиозного понимания, но с устранением его националистической терпкости. Глава царства Божия – все тот же любвеобильный и милующий отец, каким был и для Израиля, но пределы Его владычества распространяются на всех, кого Он обнимает со своего небесного престола и кто по духу уподобится родоначальнику верующих. Это – «Господь неба и земли» ( Мф. 11:25 , Лк. 10:21 ) и свободно располагает ими, как пренебесный ( Мф. 18:33 πουρνιος) и не подлежащий мирской соподчиненности, почему и при схождении к нам остается ξ ορανο, о чем напоминает Лука ( Лк. 11:13 ) согласно своей концепции – всеобщего примирения во Христе Иисусе. Таким образом, на основе ветхозаветно-теократической развивается система универсальных воззрений, как на почве и в среде еврейской возрос Искупитель всего мира. Он – иудей по крови, но это просто потому, что Израиль больше был подготовлен к принятию обетованного Избавителя. Он – иудей и по форме своего учения, но поскольку там было вечное, непреходящее, для всех и всегда обязательное. Он – Мессия Израилев, но лишь в том отношении, что воплощает в себе божественный идеал Спасителя, сообщенный некогда народу Божию. Он – царь Израилев, но единственно потому, что Его царство будет высшим осуществлением теократических начал, когда все будут род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, когда сбудется слово Божие через пророка ( Ос. 2:23 ): и помилую непомилованную и реку не людем моим: «людие мои есте вы», и тии рекут: «Господь Бог наш ты еси» (1Пт. 2:9). Так в строгой связи с национальною еврейскою историей, исходя из ветхозаветных теократических положений, фактически замыкаясь сначала тесными границами Палестины, – дело Христово естественно и неизбежно приобретает универсальный характер. Прежняя сановная оболочка оказывается уже непригодною, ибо новое вино в ветхие мехи не вливают... Старые национальные приемы отслужили свою службу: еврейская скорлупа сохранила божественное зерно во время зимы неверия и бурь безбожия, но настала весна, солнце правды воссияло на горизонте, – и новый росток пробивается наружу для пышного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

При таких обстоятельствах неизбежно, что – и по существу самого предмета и по общецерковному воззрению – Евангелие могло быть только изложено или описано кем-либо, но последний ни в каком случае не имел права усвоять его себе в «авторскую» принадлежность. Отсюда вполне вероятно свидетельство свт. Иоанна Златоуста , что как «Моисей, написавший пять книг, ни в одной не поставил своего имени, а равно и другие, после него описывавшие дальнейшие события, – так даже Матфей, Марк, Лука и Иоанн имен своих не выставили» 27 . Но, во всяком случае, эти персональные обозначения должны были появляться издавна даже по интересам различения отдельных Евангелий, ибо объединение их произошло очень рано и требовало обособления по писателям. Такая дифференциация и сделана была посредством предлога κατ с винительным падежом имени Евангелиста. Это сочетание во всех древних переводах принимается в смысл латинского secundum – за исключением лишь славянского, где «от» воспроизводит не κατ, а κ, которое было необходимо для указания богослужебных чтений из того или другого Евангелия. Для целого Евангельского состава подобная комбинация совсем не удобна, но она удержалась по традиции от первоначального славянского перевода, дававшего лишь богослужебные выборки из всего Евангельского текста. Посему авторски-квалифицирующим остается κατ, всегда констатирующее сообразность предмета с отмеченным лицом по его субъективной обработке (сравните например, Мк. 7:5 ; Лк. 1:9 ; Ин. 17:31 ; 1Пт. 1:5; Рим 1:15 ; Рим 2:16 ; Рим 15:5 ). Следовательно, мы имеем одно Евангелие Господа Спасителя по Матфею, Марку, Луке и Иоанну, – по четырем письменным изложениям этих мужей. «Евангелие» само по себе произошло от Бога и Христа, и потому κατ не может быть тожественным с еврейским lamed auctoris (у 70-ти дат. и род. пад.), как недопустимое для людей по отношению к делу божественному, превышающему человеческое творчество. Со стороны Церкви этим выражается твердое верование в божественную нераздельность Евангелия по его исключительному происхождению от божества, а наряду с этим точно определяется положение синоптиков и Иоанна в смысл «редакторов», индивидуально воспроизводивших истинное, но от них независимое и им ни мало не обязанное историческое событие, которое у них описывается по известным частным поводам и с определенными целями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             13 грудня 2007 р. 18:56 «Церковь отделена от государства, но не от общества». Интервью Святейшего Патриарха Алексия телеканалу «Россия». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал интервью телеканалу «Россия» (Вести, 13 декабря 2007 года). 29 жовтня 2007 р. 19:05 Ответы Святейшего Патриарха Алексия на вопросы членов ПАСЕ По завершении своего выступления в Парламентской ассамблее Совета Европы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы собравшихся. Пресс-служба Московской Патриархии публикует текст ответов Его Святейшества. 29 жовтня 2007 р. 19:05 Святейший Патриарх Алексий об итогах своего визита во Францию По окончании поездки во Францию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рассказал об итогах состоявшегося визита. Пресс-служба Московской Патриархии публикует текст речи Его Святйшества. 5 жовтня 2007 р. 15:00 Ответы Святейшего Патриарха Алексия на вопросы газеты «Новости Эльзаса» В преддверии визита во Францию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы газеты «Новости Эльзаса». 1 жовтня 2007 р. 15:35 Интервью Святейшего Патриарха Алексия агентству ИТАР-ТАСС в преддверии визита во Францию 1 октября начался 4-дневный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Францию. В преддверии визита Святейший Патриарх ответил на вопросы агентства ИТАР-ТАСС. 1 жовтня 2007 р. 09:53 Святейший Патриарх Алексий: «Русская Православная Церковь считает своим долгом поделиться со всем миром своим исповедническим опытом» Накануне визита во Францию Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журнала «Ля Ви» («La Vie», Франция, 26 сентября 2007 года).

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38016...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             15 червня 2009 р. 00:00 Петров пост [Стаття] В 2009 году православные христиане проходят поприще Петрова, или Апостольского, поста с 15 июня по 11 июля. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые воздержанием и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия и воспитывали своим примером учеников в деле спасительного служения. 7 червня 2009 р. 18:30 День Святого Духа [Стаття] В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. 5 червня 2009 р. 20:13 6 июня Троицкая родительская суббота [Стаття] В субботу 6 июня, в канун праздника Пятидесятницы, Святая Православная Церковь совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. По древней традиции суббота эта также носит название Троицкой родительской. Смысл этого поминовения очень глубок. 3 червня 2009 р. 00:00 3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери [Стаття] Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             30 2012 р. 17:05 Виступ митрополита Калузького Климента на «Руський Афон як фактор [Стаття] Голова Ради Церкви митрополит Калузький Боровський Климент виступив на «Руський Афон як фактор до на (1016-2016 рр.)». (рос.) 27 2012 р. 17:22 Духовна спадщина Оптинського старчества й [Стаття] Голова Ради Церкви митрополит Калузький Боровський Климент виступив на «Спадщина святих у " та До дня народження преподобного Оптинського» в рамках XX читань. (рос.) 4 2011 р. 20:12 65 з дня заснування церковних зв " [Стаття] 4 2011 року виповнилося 65 з дня заснування з синодальних установ Церкви — церковних зв " (рос.) 3 березня 2011 р. 15:14 Виступ митрополита Волоколамського на урочистому присвяченому скасування права в [Стаття] 3 березня 2011 року голова церковних зв " митрополит Волоколамський виступив на урочистому присвяченому скасування права в реформи Олександра II приклад (рос.) 9 вересня 2010 р. 16:15 Протоиерей Всеволод Чаплин: Уроки отца Александра [Стаття] 9 сентября 2010 года исполнилось 20 лет со дня гибели известного проповедника и публициста протоиерея Александра Меня. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на страницах газеты «Известия» рассуждает о личности и наследии отца Александра. 25 серпня 2010 р. 22:59 26 августа — день памяти святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского [Стаття] Строгий к себе, святитель Тихон был снисходителен к другим. Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             29 вересня 2022 р. 13:22 Митрополит Нижньогородський «Ми що Господь серед нас, коли ми проблеми чернецтва» [Ihmepb " ю] та Церкви голова з життя чернецтва митрополит Нижньогородський Арзамаський на запитання порталу «Монастирський (рос.) 5 жовтня 2021 р. 10:52 Митрополит Волоколамский Иларион: Церкви ищут единства по теме изменения климата [Ihmepb " ю] Посвященная изменению климата встреча представителей мировых религий, ученых и экспертов состоялась в Ватикане 4 октября с участием председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона. В интервью РИА «Новости» владыка Иларион, в частности, рассказал, что ему удалось обсудить с Архиепископом Кентерберийским и представителями Ватикана, как Церкви смотрят на проблему глобального потепления. 1 жовтня 2019 р. 15:01 Митрополит Нижньогородський «Важливо, щоб не по шляху змирщення» [Ihmepb " ю] " ю голови з питань життя чернецтва митрополита Нижньогородського присвячене в сучасних монастирях», що проходила 24-25 вересня в (рос.) 19 серпня 2017 р. 17:00 Интервью пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) порталу «Монастырский вестник» [Ihmepb " ю] На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству. 15 травня 2017 р. 18:59 Митрополит Волоколамський Багато гаряче симпатизують Президенту [Ihmepb " ю] Глава церковних зв " Московського митрополит Волоколамський дав " ю порталу в якому враженнями до Вашингтона для в на захист християн.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/90...

Постановка вопросов 4.3.3. Существующие объяснения 4.3.4. Определение контекста и жанра 4.3.5. Текстологические проблемы 4.3.6. Вопросы, гипотезы, анализ 4.3.7. Выбор стратегии перевода 4.4. Мф 5:39а – чему и как не противиться? 4.4.1. Текст отрывка 4.4.2. Постановка вопросов 4.4.3. Существующие объяснения 4.4.4. Определение контекста и жанра 4.4.5. Лингвистический и литературно-риторический анализ 4.4.6. Формулировка и оценка гипотез 4.4.6. Выбор стратегии перевода 4.5. 1 Петра 3– где, кому и что возвещал христос? 4.5.1. Текст отрывка 4.5.2. Постановка вопросов и существующие объяснения 4.5.3. Определение контекста и жанра 4.5.4. Текстологический анализ 4.5.5. Лингвистический и литературно-риторический анализ 4.5.6. Оценка гипотез 4.5.7. Следующая проблема: «добрая совесть» в стихе 21 4.5.6. Выбор стратегии перевода 4.6. 1 Коринфянам 7– что павел советует рабам? 4.6.1. Текст отрывка 4.6.2. Постановка вопросов 4.6.4. Существующие объяснения 4.6.4. Определение контекста и жанра 4.6.5. Лингвистический анализ 4.6.6. Формулировка и оценка гипотез 4.6.6. Выбор стратегии перевода Заключение Библиография     Книга российского филолога и библеиста А. Десницкого посвящена науке и искусству истолкования Библии . Она охватывает историю экзегетики, ее методологию и содержит многочисленные примеры. Книга рассчитана на широкого читателя и может использоваться в качестве учебника. Организованный в рамках научной и издательской программы ПСТГУ издательский проект «Библейские и патрологические исследования», руководителем и главным редактором которого является А. Р. Фокин , доцент кафедры патрологии богословского факультета ПСТГУ, старший научный сотрудник Института философии РАН, призван способствовать возрождению и развитию традиции библейских и патрологических исследований в России, что является важнейшей задачей современного православного научного сообщества. Проект осуществляется в тесном взаимодействии с «Центром библейскопатрологических исследований» Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Когда тело Христа покоилось во гробе, Его человеческая душа сошла во ад , чтобы и там проповедать и избавить души, которые с верою ожи­дали Его пришествия. «Он и нисходил в преисподние места земли» ( Еф. 4, 9 ). «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пт. 4, 6). Апостольская вера и проповедь была пропове­дью Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщет­на: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15, 17 ). Воскресение Иисуса Христа является залогом на­шего Воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Хрис­тос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15, 22-23 ). Слова Символа веры «воскресшаго в третий день по писанием» означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. Прообразом тридневного Воскресения было трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 40 ). По восточному обычаю часть дня считается за целый день, поэтому мы и говорим о «тридневном» Воскресении, хотя строго по календарю от распятия до воскресения и не прошло трое суток. Факт Воскресения Христа из мертвых подтверждается а) пустотой гроба . б) наличием в гробе погребальных одежд . Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно – состав смол надежно «приклеивал» ткань плащаницы к телу, проникая сквозь кожу. Это обстоятельство заставило ап. Иоанна Богослова уверо­вать в действительность Воскресения ( Ин. 20, 6-8 ). в) многократными явлениями Воскресшего ученикам в течение соро­ка дней после Воскресения ( Деян. 1, 3 ). Тема 27. О шестом члене Символа веры Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» ( Зах. 14, 4 ). Об исполнении этого пророчества говорят евангелисты Марк и Лука: «Господь, после беседы с ними, вознесся на небо» ( Мк. 16, 19 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010