Мироносиц: вт сб Во глубине греховней содержимь есмь, Спасе,/и в пучине житейстей обуреваемь,/но, якоже Иону от зверя,/и мене от страстей возведи и спаси мя. По алфавиту: Бездна мя многа греховная окружает,/и вопию Ти, пророка подражаяй:/от тли мя, Господи, возведи. Бездна согрешений обыде мя последняя,/но, яко пророка Иону, Господи,/Господи, возведи/из нетления живот мой. Во глубины достигша морския,/и тридневствовавша в китовех персех морскаго зверя,/древле Иону подражаяй, зову Ти: Спасе мой,/вопиюща, возведи мя из ада преисподняго,/яко да пожру Ти со гласом хваления. Возопих в скорби моей/ко Господу Богу моему,/и посла Спаса мира,/и избави от тли живот мой. пт Глас глагол молебных/от болезненныя, Владыко, души услышав,/от лютых мя избави:/Един бо еси нашего спасения виновен. Еже из глубины сердца,/не презри моление рабов Твоих, Господи:/но яко пророка Иону от китова чрева извел еси,/и нас от умнаго 6 зверя и душетлительнаго спаси. Из глубины возведи мя,/Иона к Тебе возопи,/образ погребения и воскресения сый,/еже нам даровал еси, Всесильне Спасе. Из чрева бездны долгов моих, Спасе, изведи дух мой,/яко древле Иону от китова чрева возвел еси,/да во храме святыя славы Твоея/Твою похвалю благостыню. Морскому зверю впад, Иона здрав спасеся,/аз же, содержимь многими моими лютыми, в пропасть отвержен бых,/но молю Тя, Иисусе, Боже мой,/предварив, ущедри мя/и от тьмы возведи живот мой, и от тли. Прообразуяй Твое погребение, Крест и страсть Иона,/во чреве китове, Спасе, тридневновав, от внутрь взываше:/да взыдет живот мой,/и приидет молитва моя в храм Твой Божественный,/о Господи милости. Песнь 7 Воскресен: ср чт пт Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя/высок пламень вознесло есть./Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную,/Сый благословен и препрославлен. Богоявлений: Юноши благочестивыя, пещи приобщившияся,/шумящ дух росный невредимы сохрани/и Божия Ангела снизхождение./Темже, в пламени орошаеми, благодарственно воспеваху:/препетый отец Господи и Боже, благословен еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Указания о посте в составе Месяцеслова там – почти в точности те же, что и в современном Типиконе, причем вместо дат праздников (см. выше, I.3. Б) имена почитаемых святых указаны явным образом . Единственное отличие – исключение из послениконовской редакции устава небольшой главы о переносе памятей наиболее почитаемых святых с понедельника, среды и пятницы на соседние дни ради того, чтобы можно было вкушать в эти праздники рыбу . Что же касается дисциплинарного устава, то в его содержании наблюдаются очень существенные различия. В двух из трех дониконовских изданиях (исключение составляет «Око…» 1633 г.) Рождественскому посту посвящены не один, а целых три параграфа в дисциплинарном уставе. Первый параграф предлагает разные уровни разрешения поста в зависимости от знака празднуемого святого ; второй говорит о делении Рождественского поста на два периода – до памяти святителя Николая и после нее ; третий касается темы различия меры поста у монахов и у мирян . Поскольку в послениконовском Типиконе имеется только первый параграф из этих трех (видимо, под влиянием издания 1633 г.), начать следует с него. Дониконовское «Око церковное» предлагает следующую классификацию праздников: без особого празднования, с полиелеем, с бдением, престольный праздник. Уже одно это – праздники начинаются не со «славословия», а с полиелея, и сама классификация содержит больше градаций – выглядит логичнее, чем указания в отредактированном уставе. Сами указания о мере поста в различные дни недели в зависимости от статуса праздника следующие: – день без особого праздника пн – сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером вт, чт – дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день ср, пт – сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером – полиелей пн – дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день вт, чт – дозволяется рыба, трапеза дважды в день ср, пт – дозволяется только вино, без растительного масла, трапеза дважды в день – бдение пн – дозволяется рыба, трапеза дважды в день

http://pravoslavie.ru/108588.html

5) Чудо о Симеоне (л. чи об.– р об.). В поздней рукописной редакции чуда о Симеоне нет характерных чтений, по которым могла бы быть произведена группировка существующих списков. Есть индивидуальные чтения отдельных списков, и как сближающее старопечатную версию чуда с рукописной традицией можно указать, например, следующее: никола преже помнтыи черно/риецъ, иже ученикъ симеонь/члка (л. ч об.; ср.: чернорие симе/оновъ слуга никола, Об. 20, л. 708 об.). Чудо о Симеоне принадлежит к группе небольших сказаний о чудесах, и в основном редакторская работа заключалась в добавлении, замене или исключении из текста отдельных форм, слов и словосочетаний во фрагментах, близких к рукописной традиции: корабль бо гор и ни вла/шес на влнахъ (л. ч об.; ср.: а корабль/гор хожаше на волна, Унд. 258, л. 57); ибави ны бри (л. ч об.; ср.: и иба/ви ны Унд. 258. л. 57); и не вдаждь/себ (л. р; ср.: ни/чтоже не дрмли, Унд. 258. л. 57); по/ид на сво порченое ти дло с сел с тобою бо есмь (л. р; ср.: поиди/на свою работ. им ра/дость сел с тобою Унд. 258. л. 57–57 об.). Как и в некоторых других чудесах в составе первого издания «Николина жития», в чуде о Симеоне иногда трудно разграничить частичную правку, заключающуюся в работе с отдельными лексемами и формами, и переработку фрагментов. В некоторых эпизодах хорошо виден механизм работы справщика с текстом. В основе правки приведённого ниже отрывка лежат синтаксические преобразования. Вместо исходной конструкции бше двма не/длма преити появилось бше пт, ко/двма недльми преходити. В новую редакцию было включено дополнительное упоминание имени свт. Николая ( молитвъ ради стаго нико/лы); исключены из текста въ к (видимо, как несущественная деталь), и бы тишина/велика (отчасти оно дублирует предложение бы тихо море). С точки зрения содержания трудно объяснить исключение фразы и кде же бше ити./то тамо втръ тихо потгаше. Возможно, оно связано с синтаксическими преобразованиями. В результате начало и конец фрагмента сохранены, а середина переделана: и того часа/бысть тихо море, преста тча/и втръ противныи. идже/бше пт, ко/двма недльми преходити./д же молитвъ ради стаго нико/лы, не рек бо днемъ, но единомъ/час преидоша (л. р об.; в рукописной традиции: и/того часа бы тихо море. к, преста и/тча и втръ. и бы тишина/велика. и кде же бше ити./то тамо втръ тихо пот/гаше. и бше двма не/длма преити. то реку бо дни. но придоша, Унд. 258. л. 57 об.). Правка не всегда улучшала исходный текст. Появившиеся в печатном издании формы двма недльми могут служить примером не столь уж тщательной работы с текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ПТ: Ну, так что же плохого, если такой Собор будет сейчас организован и проведён? ЗЧ: Тем не менее, всеправославное подтверждение автокефальности Русской Церкви не имело бы практической пользы и не оправдано с позиций церковного права. Неканоническое вторжение Царьграда на каноническую территорию РПЦ вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим, чтобы ради разбора этого инцидента стоило бы организовывать всеправославное подтверждение неприкосновенности юрисдикции РПЦ. Фанар вот уже почти сотню лет промышляет отчуждением в свою пользу епархий, некогда принадлежавших другим Поместным Церквам, особенно – Русской. Тем самым ширится раскол, ослабевает единство Православия. Но этого было им мало. И в 1924 году самовольной реформой календаря произвели ещё один тяжёлый раскол единого Тела Церкви. И на существование связи между неканоническими решениями Царьграда в календарном вопросе и в церковном вопросе на Украине – как источниками расколов в Православии – указал один видный греческий богослов и профессор Богословского факультета Аристотелевского Университета из Салоник протоиерей Теодор Зисис. ПТ: В чём будет проявляться авторитаризм Константинопольского патриарха, в том случае, если тенденции к утверждению восточного папизма не будут остановлены? ЗЧ: Цариградские патриархи вот уже сто лет, начиная от вольного каменщика на цареградском троне Мелетиоса Метаксакиса, упорно настаивают на папистском толковании 28 канона IV Вселенского Собора, что оправдывало бы их особую позицию во Вселенской Церкви. Как римские папы узурпировали право фабриковать общеобязательные нормы, и как следствие этого, стали единственными легитимными толкователями канонов, суверенно основывая новые бискупии, ликвидируя старые, меняя их границы, точно так же действуют и Цареградские патриархи и в ХХ-м, и в начале XXI века. Это ясно показывает то, что за противоканоничными актами П.Варфоломея стоит – о чём дважды проговаривалось в решении РПЦ о прекращении литургического общения с Царьградом – новое учение. И с точки зрения православной догматики, это новое учение – не что иное, как ересь.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/29/an...

Л. 430. Послание стаго иоанна дамаскина. ко иже во сты козм, сщенном епп манюмском. Слово, а е. глава, а . Нач. Еже бо тсное разма, и недоумтелное зыка моег свдыи. См. у Калайдовича в Иоанне экз. л. 81. 82., слич. в описываемой ркп. л. 452 об. 453 и 488 об. Л. 489. Максима грека стогорца, слово пространно, излагающе съ жалостию, нестроенн и безчинн. цреи и властеле послднг вка сег. глава, Нач. Шеств по пт жестоц, многи бдъ исполненемъ. обртохъ жен сдщ при пт. См. 191. л. 120 об. Слово писано со многими пробелами на каждой почти странице, назначаемыми, кажется, для картин. О переводчике творений св. Дионисия Ареопагита , Сербском иноке Исаии, г. Востоков предлагает догадку: не он ли быль посредником в примирении патриархов Сербских с Константинопольскими (стр. 157.)? Догадка вероятная. Но другое предположение, будто этот Исаия был в России в 1417–1419 г., основывается лишь на замечании пр. митрополита Евгения (Слов. о пис. дух. чина ч. 1. стр. 211.), который, кажется, смешал сего инока с святогорцем Исаиею, упоминаемым в летописях столетием позже 1517–1519. (Ист. Г. Рос. Т. VII. пр. 373). Перевод творений Дионисия Ареопагита отличается буквальною точностью и от того мало вразумителен, особенно при темноте самого подлинника. Так напр. начинается слово о таинственном Богословии л. 349. Трце пресществена и пребжтвена и преблга. хртиномъ дателю премрости. исправи насъ на таиныхъ словесъ преневдомыи и пресвтлыи, и верхъ. идже же проста и пщена и непрелжна. бгословию таиньстви. по пресвтломъ покровена сть. сокровеноучимаго молчани мрац. в темнеишемъ пресвтлостию и во нюднмъ и прекраныхъ свтлостей преисполнюща бе з чесъны мове. Τρις περοσιε, κα πρθεε, κα περγαθε, τς χριστιανν φορε θεοσοφας, θυνον μς π τν τν μυστικν Λογων περγνωστον, κα περφαν κα κροττην κορυφν, νθα τ πλ, κα πλυτα, κα τρεπτα τς θεολογας μυστρια, κατ τν πρφωτον γκεκλυπται τς κρυφιομστου σιγς γνφον, ν τ σκοτεινοττ τν περφανστατον περλμποντα, κα ν τ πμπαν ναφε, κα ορτ τν περκαλν γλαν περπληροντα τος νομμτους νας.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Связь этого стиха с предыдущим иногда выражается причинным τι. По ходу речи и по самому процессу возрождения, это возможно, но для него не было никакой обусловливающей причины, кроме исторического факта благоволения Божия в воплощенном Сыне. Удобнее фактическое сопоставление через κα, а разъясняющим элементом будет τ πλρωμα, как нечто переполненное, изливающееся и достаточное для всех и на все. Тогда это есть доступная людям полнота Воплощенного во всем Его божественном содержании, явленном в мире и для Мира. Посему μες πντες – все, подобные Евангелисту по единению веры со Христом, – ελαβον восприняли, конечно, по своей готовности и усилиями напряжения, но лишь потому что восприемлемое было в наличности и предлагалось всем неисчерпаемо. Однако преобладание пассивности говорит, что в этой области весь процесс должен соответствовать своему возникновению и не может изменяться индивидуальною активностью, когда например, человек, обязанный началом своей карьеры изустному патрону, продолжает возвышаться помимо его и даже вопреки ему. Здесь все это немыслимо, ибо законно и дозволительно лишь активное восприятие послушествующей веры. Тут все совершается исключительно по благодати Божьей, которая дается каждому из нас «по мере дарования Христова» ( Еф. 4:7 ; ср. Рим. 12:3 , Рим. 12:6 : δι τς χριτος τς δοθεσης μοι…, κατ τν χριν τν δοθεσαν μν). Естественно, что воспринявший должен и может только усвоять и применять полученный дар, как добрый домостроитель многоразличной благодати Божией (1Пт. 4:10). Он действует одною благодатью и лишь в сфере той благодати, которая сообщена свыше от единого Духа ( 1Кор. 12:4 сл.). Никакое постороннее участие недопустимо, а все личное усердие разрешается тем, что в душе человека создается благодатная почва для дальнейшего насаждения благоуханных цветов из необъятного вертограда благодати Господней. Всякое расширение и возрастание происходит только через благодать, которая, будучи вполне усвоена, открывает простор для новых своих проявлений в соответствии с уже закрепленым и функционирующим дарованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Они собирались по примеру св. апостолов, «ко­торые держали Собор в Иерусалиме» ( Деян.15:6 ). Мы придаем такое важное значение решениям соборов Церкви на основании слов Госпо­да Иисуса Христа: « если церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф.18:18-17 ). Вселенских Соборов в наше время насчитывается семь ; 1й – Никейский ( 325 г.); 2й – Константинопольский ( 381 г.); 3й – Ефесский ( 431 г.); 4й – Халкидонский ( 451 г.); 5й – Константинопольский второй ( 553 г.); 6й – Константинопольский третий ( 680 г.); 7й – Никейский второй ( 787 г.). До середины XV века православные не ограничивали число Вселенских Соборов семью. Св. Марк Эфесский называет Собор 880 года Восьмым Вселенским, а последующие отцы придавали вселенское значение и другим поместным Соборам – 1156–1157, 1341, 1348, 1351 гг. и пр. Тема 12: О Никео-Цареградском Символе веры В основе Никео-Цареградского Символа веры лежат древние крещальные символы , которые восходят к учению апостолов. Отцы I Вселенского Собора в Никее составили первые семь членов (пунктов) Сим­вола веры. На II Вселенском Соборе они были пере­работаны, и добавлены еще пять членов . Первый Вселенский Собор был созван против ложного учения александрийского священника А рия . Называется также собором 318 отцов, составивших 20 правил (или канонов); Второй Вселенский Собор был созван для утверждения учения о Боге Духе Святом против ложного учения константинопольского епископа Макед о ния; называется также собором 150 отцов, составивших 7 правил. Тема 13. О первом члене Символа веры Определение веры Веровать в Бога – значит быть уверенным в том, что Бог существует и заботится о спасении сотворенного им мира. Апостол Павел пишет, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». ( Евр.11:6 ). Христианин всегда должен быть готов дать исчерпывающий ответ на вопрос «как веруешь?» «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пт.3:15).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

А подобно сему и в добром деле: благодать не себе приписывает сделанное, но человеку и потому присвояет ему славу, что сам для себя стал он виновником доброго. Ибо благодать не делает волю его непременною, связав приневоливающею силою: но, пребывая в человеке, она дает место и свободе, чтобы ясным сделалось – склонна ли его воля к добродетели или к пороку» 425 . Таким образом, в искуплении рода человеческого смертью Христовою открывается чудная целесообразность, измышление и устроение которой возможно только всемогущей премудрости Божией. Воплотившийся Сын Божий приносит за людей совершеннейшее удовлетворение правосудию Божию и Своими безмерными заслугами перед Богом избавляет людей от всех заслуженных ими наказаний, приобретает им не оскудевающее обилие благодатных дарований, воссозидает человека, не разрушая его, истребляет греховность, не стесняя свободы грешника. Всякий ум возблагоговеет и перед Божиею правдою, потребовавшею за человека такой великой жертвы, и перед любовью Отца Небесного, не пощадившего для нас Своего Единородного, и перед Божиею премудростью, измыслившею такое чудное воссоздание падшего человека, и перед Божиим всемогуществом, приведшим в исполнение сие дивное дело. III. Спасительные плоды искупления Когда совершилось искупление на кресте, быстро последовали спасительные его действия, как то: разрушение ада, умерщвление смерти, основание и устроение благодатного царства на земле, отверстие для верующих царства небесного. Еще Господь продолжал Свое служение на земле, как Его Предтеча сущим во аде благовествовал Бога, явльщагося плотию и вземлюшего грех мира, так же, как тот же Предтеча на земле возвестил Его пришествие к людям. Когда Божественное тело Иисуса Христа почивало во гробе, – Он с душею, яко Бог, сходит во ад, в духовную темницу или в мрачное и унылое, – по выражению св. Григория 426 , – обиталище духов, грехом отчужденных от Божия лицезрения и соединенного с Ним света и блаженства; в сей-то «темнице сущим духовом» Господь «сошед проповеда», как говорит Апостол (1Пт. 3:19). Из сей темницы Разрушитель ада возводит с Собою в светлые обители Отца Небесного все души, сошедшие во ад, с верою и ожиданием предсказанного пророками Его будущего пришествия и души, уверовавшие в самом аде Его проповеди . «Обоженная душа Христова, – говорит Дамаскин, – нисходит во ад для того, чтобы, как живущим на земле воссияло Солнце правды, так и для седящих под землею, во тьме и сени смертной, воссиял Свет; чтобы, как находящимся на земле Христос благовествовал мир, пленным освобождение, слепым прозрение и для уверовавших был виновником вечного спасения, а для неверующих обличителем в неверии, – так и сущих во аде, «да всяко колено поклонится Ему небесных, земных и преисподних» ( Флп. 2:10 ). Таким образом, освободив узников, заключенных от века, Он восстал из мертвых, проложив и нам путь воскресения 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Раскрытие и прояснение обетования о Мессии способом наиболее доступным человеческому разумению – вот главное назначение Пророков. И Пророки исполняли сие назначение в такой мере, какую определил им бывший в них «Дух Христов» (1Пт. 1:11). Мы представим только в главных чертах пророческое объяснение обетования о Мессии или укажем на главные истины, раскрытые Пророками в сём обетовании. В самом начале времен пророческих, во дни Давида, уже было известно израильтянам что Мессия будет потомок и наследник Давида, Царь обетованный Израилю и благословляемый всеми народами земли. Сам Давид, получив обетование, прозрел в обетованном ему царственном Потомке более, чем обыкновенного земного царя, и вслух народа исповедует в Нем Владыку всех царей и народов ( Пс. 71:11 ), Сына Божия и Господа своего ( Пс. 2:7 ; Пс. 2:22 ; Пс. 109:1 ) и воспевает царство Его всемирное, непоколебимое и вечное ( Пс. 71 ). Но такое высокое созерцание Царя-Пророка еще недоступно было народу, ожидавшему в Мессии земного царя, но могущественного и победоносного, Который несокрушимо утвердит престол Давида и покорит ему все народы земли. Народ мечтал о земном всемирном владычестве и ожидал сего от Мессии. Призванием Пророков было очистить сии чувственные понятия о Мессии, приблизить к разумению людей истинное понятие о Нём, воспитать в народе веру в Него, как в Царя царства духовного и благодатного, как в Искупителя мира и Избавителя человеков от власти греха, смерти и диавола. Пророки единодушно предвозвещали в Мессии царственного потомка Давидова. Исайя называет жезлом от корня Иесеева ( Ис. 11:10 ), Иеремия – отраслью Давида ( Иер. 33:15 ), царем, во дни которого Иудея будет благоденствовать и Израиль будет жить безопасно ( Иер. 23, 5–6 ). Иезекииль возвещает в Мессии потомка Давидова. пастыря – с владычественною властью царя в Израиле ( Иез. 34:23–24 ). Михей проповедует в нем князя или владыку Израилева ( Мих. 5:2 ), Захария – царя Сиона, или Иерусалима ( Зах. 9:9 ). Изображая земное происхождение Мессии от дома Давидова, Пророки не останавливают взоров на человечестве Мессии, но возводят верующую мысль к созерцанию Божества Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Серафимом об орденах – названных им laqueus diaboli. Значит, не одни ордена могут быть сетью или петлею диавольскою, ... а даже и звание Епископское, аще кто безумно им возгордится или недостойно примет, а, пожалуй, и по так называемой симонии... – или приимет того только ради, чтобы быть, по изречению Апостола Петра, яко обладающим над причтом, а не быть образом стаду... и пасти стадо ради неправедных прибытков (1Пт. 5:2–3). Да и Сам Господь наш Иисус Христос, все дни земной Своей жизни проведший в самоуничижении и претерпевший все поношения от всех и пред всеми, благоволил, однако, явить Себя Царем во входе Своём в Иерусалим и восприять все почести Царские и неумолкаемые возглашения «Осанна Сыну Давидову!!; тогда как наоборот; когда Ап. Петр начат пререцати Ему… не имать быти Тебе сие, т. е. и страдание и убиение ( Мф. 16:22 ...), Он же – Господь Спаситель наименовал Петра сатаною, представлявшим Ему соблазн, т. е. ту же петлю подобо-сатанинскую... «Да, вот так-то я понимаю и смотрю по-своему на значение орденов Православных – Русских… и не согласен именовать их laqueus diaboli... А если и бывает тут подобная петля, то это уже от нас самих... А в частности, пожалуй, укажу ещё на то, в чем действительно заключается, по крайней мере, петелка...; это титулование нас духовных и в особенности Архиереев Кавалерами и даже Кавалерами разных орденов... И эта-то петелка образовалась даже прямо вопреки статуту. Всем известно и преизвестно, что в Высочайших грамотах буквально во всей подлинности выражается пожалование нам орденов такими словами: «Мы сопричислили вас такого-то к ордену такому-то такой-то степени», тогда как при пожаловании светских лиц выражается это иначе, именно, что они жалуются Кавалерами такого-то Ордена..., а потому и употребляется и во всех документах и вообще деловых бумагах титло «Кавалер». Вот эту-то петелку и следовало бы нам отринуть и не позволять писать и в прошениях и рапортах в титуле нашем слово – «Кавалеру… Правда, это писалось прежде даже и в указах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010