Основание для этой заповеди Господь указывает в Первоисточнике и Первообразе нравственного идеала Правды – в Небесном Отце людей, любвеобильно воссиявающем солнце Свое и посылающем дождь со всеми их благами как на лукавых и неправедных врагов Своих, так и на добрых и праведных чад Своих. Указанием на этот наивысший Первообраз Правды Царства Божия, как на неискоренимую основу и непреодолимую силу ее в человечестве. Спаситель оканчивает раскрытие идеалов Правды Своей через сравнение их с заповедями ветхозаветного Закона и их толкованием у книжников и фарисеев: будьте же (=итак будьте) вы совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть. Деятельная любовь не только к ближним своим, но и ко всем людям, даже к врагам своим, как детям Одного Небесного Отца и, следовательно, братьям своим, всего более уподобляет человека Богу и таким образом приближает его к конечной вершине идеала Правды, отпечатленного вдохновением Творца в богообразном духе человеческом. Идеал этот посему действенен в каждой душе человеческой, христианке по природе, а следовательно, как в естественном нравственном законе совести у язычников ( Рим. 1:19–21, 28, 32, 2:14–16, 26–29 ), так и тем более ясно поставлен он в богооткровенном Законе Моисеевом, где неоднократно и торжественно возвещается: будьте святы, потому что свят Я Господь Бог ваш ( Лев. 20:7, 11:45 , особенно 19:2 перед выше приведенной нами заповедью о любви к пришельцу, о воздержании от мщения и злобы против сынов народа своего и о любви к ближнему своему как к самому себе – ст. 10 и 18 34 ; ср. 1Пет. 1:15–16 ). Но в язычестве под влиянием плотяно-чувственной и греховно-эгоистичной стороны человеческого существа этот идеал богоподобия человека принижен и искажен до человекоподобия Бога, так что чувственность и эгоизм усвоены богам и язычник служил своим греховным страстям (см. Рим. 1 ). В Моисеевом Законе этот идеал хотя и поставлен ясно, но, во-первых, в виде святости и чистоты, или ветхозаветной праведности от дел закона, которыми не оправдается никакая плоть ( Гал. 2:16 и др.), и, во-вторых, по требованию Господа Бога повиноваться Ему и из страха Божия, основного побуждения ветхозаветной добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Указанием на этот наивысший Первообраз Правды Царства Божия, как на неискоренимую основу и непреодолимую силу ее в человечестве, Спаситель оканчивает раскрытие идеалов Правды Своей чрез сравнение их с заповедями ветхозаветного закона и их толкователь у книжников и фарисеев: будьте же (итак будьте) вы совершенны как Отец ваш Небесный совершен есть. Деятельная любовь не только к ближним своим, но и ко всем людям, даже ко врагам своим, как детям Одного Небесного Отца и, следовательно, братьям своим, всего более уподобляет человека Богу и такими образом приближает его к конечной вершине идеала Правды, отпечатленного вдохновением Творца в богообразном духе человеческом. Идеал этот поэтому действенен в каждой душе человеческой, христианке по природе, а, следовательно, как в естественном нравственном законе совести у язычников ( Рим.1:19–21, 28, 32; 2:14–16, 26–29 ), так и тем более ясно поставлен он в богооткровенном законе Моисеевом, где неоднократно и торжественно возвещается: будьте святы, потому что свят Я Господь Бог ваш ( Лев.20:7; 11:45 ; особенно 19:2 пред вышеприведенною нами заповедью о любви к пришельцу, о воздержании от мщения и злобы против сынов народа своего и о любви к —11— ближнему своему как к самому себе – ст. 10 и 18. 1058 Ср. 1Пет.1:15–16 ). Но в язычестве, под влиянием плотяно-чувственной и греховно-эгоистичной стороны человеческого существа, этот идеал богоподобия человека принижен и искажен до человекоподобия Бога, так что чувственность и эгоизм усвоены богам и язычник служил своим греховным страстям (см. Рим.1 ). В Моисеевом законе этот идеал хотя и поставлен ясно, но, во-1-х, в виде святости и чистоты, или ветхозаветном праведности от дел закона, коими не оправдается никакая плоть ( Гал.2:16 и др.), – и, во-2-х, по требованию Господа Бога повиноваться Ему и из страха Божия, основного побуждения ветхозаветной добродетели. Господь, указуя в своей Правде безусловно совершенное исполнение закона и пророков – до последней йоты и черты, как в рассмотренных нами частных заповедях, так и теперь, в заключении к ним, ставит также ветхозаветную заповедь, как общий и конечный идеал и новозаветной правды, но в наивысшем его выражении и осуществлении – богосовершенства, осуществленная в лице самого Еммануила вполне и совершенно, и богоподобия или богообразного совершенства в людях. Наглядно это сходство и это различие выражено в сходстве общего изложения (формулы) заповедей и в различии частных терминов. Будьте же – σεσθε ον, как и в Лев. по греческому переводу и по еврейскому подлиннику, указывает на то, что должно быть и будет. 1059 Вы –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В самом деле, из послания видно, что христиане много терпели за свою веру и за свой казавшийся для язычников странным образ жизни ( 1Пет.2:19, 3:14, 4 и далее). Общественное мнение о христианах было неблагоприятным для них ( 1Пет.4:4 ); язычники осыпали их злословиями ( 1Пет.2:12, 3:16 ) и самое христианство почитали опасным суеверием. Особую ненависть и вражду от нехристиан верующие встречали в своих семействах ( 1Пет.3:1 ). Их уклонение от идолопоклонства казалось для язычников безбожием, удаление от общественного нечестия – ненавистью к людям, скрытность и таинственность в совершении своего богослужения – заговором и преступлением. И в таком состоянии находились христиане во всем мире ( 1Пет.5:9 ). К этим чисто внешним бедствиям присоединились внутренние. Во многих местах Малой Азии, как видно из посланий апостол Павла, появились лжеучители, которые, будто бы опираясь на авторитет старейших апостолов, восставали против авторитета Павла, усиленно боровшегося за свободу язычников от ига закона Моисеева. Его послания, хотя и достигли своей цели, разоблачали неправду под прикрытием имен знаменитых апостолов. Ввиду таких неблагоприятных обстоятельств апостол Петр старается утешить их терпением в настоящих и предстоящих бедствиях, со стороны язычников, и при этом, вопреки уверениям лжеучителей, уверить, что проповеданное им через апостола Павла слово есть истинная благодать Божия ( 1Пет.1:25; 5,12 ). Тот факт, что апостол имеет в виду именно эту последнюю цель, наглядно доказывается сходством первого послания Петра с посланиями Павла к Римлянам, Ефесянам и другими, в учении и многих выражениях. Прочитав послания апостола Павла, может быть, принесенные к нему Силуаном, и узнав о клеветах лжеучителей на Павла, в извращении будто бы им истинного учения, апостол Петр в своем послании касается многих пунктов учения, проповеданного Павлом, и даже буквально повторяет его выражения. Место написания Место написания апостол прямо указывает в конце послания, посылая приветствие от Церкви в Вавилоне ( 1Пет.5:13 ). Но несмотря на такую определенность, вопрос о месте написания послания нельзя считать окончательно решенным с несомненной уверенностью. Римские писатели, сосредотачивая деятельность ап. Петра в Риме, стараются доказать, что под Вавилоном должно разуметь здесь Рим, который в Апокалипсисе ( Откр.17:5, 9 ) символически изображен под именем Вавилона, и подтверждает это мнение тем, что Марк, от которого Петр посылает приветствие, был спутником и Павла и находился вместе с ним в Риме, как видно из многих посланий апостола Павла ( Кол.4:10 и др.), но нет достаточного основания утверждать, что апостол Петр употребил в своем послании имя Вавилона в таком же собственном значении, в каком употреблял его апостол Иоанн в апокалипсисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Вопр. Как совершается духовное рождение или возрождение? Отв. 1) Верою во Христа, как говорит Апостол: всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть ( 1Ин. 5:1 ) 2) Духом Святым: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин. 3:5 ). 3) Крещением святым: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф. 28:19 ). 4) Возрастным нужно наставление из слова Божия прежде крещения. Ибо вера от слуха, слух же – глаголом Божиим ( Рим. 10:17 ), и св. Петр глаголет к верным: порождени не от семени, истленна, но неистленна Словом живаго Бога ( 1Пет. 1:23 ). Посему возрастным прежде крещения необходимо наставление, а младенцам крещеным – как только начнут в возраст приходить и учение понимать. (См. Рим. 8:12 ; 1Пет. 2:9 ; 1Кор. 6:15–20, 13:4–10  и мн. др.) Возрожденного человека святитель Тихон изображает в статье своего сокровища духовного: «Отец и дети». Дети от отца рождаются: тако христиане, людие обновления и сынове Божии по благодати, рождаются от Бога: елицы прияша Его (Христа Иисуса), даде им область, чадом Божиим быти, верующим во имя Его. Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася ( Ин. 1:12, 13 ). Дети рождаются от семени отчего: христиане рождаются водою и Духом, словом Божиим и верою ( Иак. 1:18 ; 1Пет. 1:23 ). Дети от отца по плоти рождаются, христиане рождаются от Бога по духу ( Ин. 3:6 ). В детях примечаются свойство и подобие отчее, тако в христианах должны быть свойство и подобие Отца небесного: должны и они быть святы, благи, милосерды, кротки, терпеливы и проч. ( 1Пет. 1:15 ). Дети отцу своему угождают тако и христиане должны Богу, Отцу своему, угождать. Отец с детьми, и дети с отцом любовно разглагольствуют: тако Бог с верными душами любовно в св. Писании беседует, и дети – верные души с Богом любезно в молитве и в славословии беседуют. Возлюбленнии, ныне чада Божии есмы, не у явися, что будем ( 1Ин. 3:2 ). Вопр. Как бл. Тихон в ином месте (книг. 7) изображает возрожденного благодатию человека?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Приведенные места первого послания ап. Петра служат, можно сказать, любимыми местами штундистов, на которые они постоянно ссылаются в своём отрицании храмов и церковной иерархии. Но есть ли, спрашивается, действительные основания в рассматриваемых местах для такого отрицания? Христос, говорит Апостол, есть живой Камень, т. е. камень, источающий нам жизнь и нетление, дающий нам возрождение и спасение. Приступая к живому Камню – Христу, т. е. веруя в Него, находясь в общении с Ним, пользуясь благодатными средствами спасения, принесенными Им, мы и сами становимся живыми камнями, или живыми членами Христовыми ( Рим.12:5 ; 1Кор.6:15; 12:12–28 ), и, как таковые, созидаемся в дом духовный, т. е. Церковь Христову, которая наздана на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 ). Христос… якоже Сын в дому своем, егоже дом мы есмы ( Евр.3:6 ). Этот дом духовный вовсе не исключает собою дома видимого, т. е. храма (ср. Мф.26:55; 21:13 ; Мк.11:17 ; 1Кор.11:18, 22; 14:35 и др.), ибо чем служит храм, как не видимым выражением, а вместе и важнейшим средством христианского единения, на основе христианской веры, надежды и любви. Созидаясь в дом духовный, христиане являются в нём «священством святым», «царственным священством», – в том смысле, что они освящены благодатию Христовою, представлены в царство Великого Первосвященника Сына Божия ( Кол.1:13 ; Евр.4:14 ), могут приносить духовные жертвы, т. е. представить тела свои в жертву живу, святу, благоугодну Богови ( Рим.12:1 ). Такое духовное священство вовсе не исключает собою священства в собственном смысле, т. е. церковной иерархии, о богоучрежденности которой ясно говорится в Свящ. Писании. См. 1Кор.12:28–30 ; Еф.4:11, 2 ; 1Сол.5:12, 13 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ; Деян.14:23, 20:28 . Только церковной иерархии дано право быть строителями тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ), пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею ( Деян.20:28 ; ср. 1Пет.5:2 ), Христиане называются в Писании царями ( Апок.1:6; 5:10 ), – в том смысле, что они введены в царство Христово; в таком же переносном смысле они именуются и священниками. На высоту христианского звания и назначения ап. Петр так же указывает, называя христиан «родом избранным», «языком святым», «людьми обновления». Род избран (ср. Ис.43:20 ; Исх.19:5 ), т. е. выделенный из среды неверующих; язык свят (ср. Исх.19:5 ; Втор.7:6 ), т. е. призванный жить во обновлении жизни ( Рим.6:4 ), во святыни Духа ( 1Пет.1:2 ); людие обновления (в снабдение), ср. Мал.3:17 , т. е. люди, составляющие наследие Божие, собственность Божию, как люди искупленные честною кровию яко Агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Пет.1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это естественное следствие непонимания благодатного, духовного, внутреннего возрождения человека естественного, непонимания основных начал, на которых устраивается царство Мессии и условий для участия в нем. Но это второе плотское рождение не сбыточное, не естественное и невозможное дело? Но как же иначе? Учитель, ты учишь невозможному, была мысль Никодима, како может человек родитися стар сый? Прежде всего, снова с клятвой (аминь, аминь) подтверждая необходимость возрождения, Спаситель яснее обозначает, в чем состоит оно и как совершается; отвеща Иисус: аминь, аминь глаголу тебе, аще кто не родишся водою и Духом, не может внити во царствие Божие (ст. 5). Родиться – употребляется в священных книгах в двух значениях, в значении собственном о плотском, естественном рождении, и в значении переносном – о рождении духовном, благодатном переходе человека из состояния естественного, греховного, в жизнь новую, благодатную ( Иак. 1:18 ), почему обратившиеся в веру Христианскую и называются новорожденными младенцами ( 1Пет. 2:2 ) и возрожденными ( 1Пет. 1:23 ). Речь идет, очевидно, о возрождении в этом последнем смысле. Это возрождение совершается водой и Духом. Что разумеется здесь под Духом и водой? Все толкователи согласно утверждают, что под Духом разумеется здесь Дух Божий, Бог, ибо в других местах называется рождение свыше рождением от Бога ( 1Пет. 1:3–23 , ср. Ин. 1:13 , 1Ин. 3:9 ). В следующем стихе рождение от Духа противополагается рождению от плоти, и так как слово плоть, по употреблению Священного Писания , означает не одно тело, но тело вместе с душей или духом человека ( Деян. 2:17 ; Рим. 8:1 ; 1Кор. 1:26–29 и др.); то под Духом нельзя разуметь духа человеческого, но Дух Божий, и дух человеческий представляется здесь возрождающимся, преобразующимся, очевидно, не своей силой, но силой и действием и наитием другого Духа, Божественного, Духа Святого, третьего Лица Святой Троицы, которому в других местах Нового Завета усвояется по преимуществу возрождение человека в новую благодатную жизнь в Христианстве ( Тит. 3:5 ). Под водою должно, очевидно, понимать воду в собственном смысле. Итак, рождение водой и Духом есть совершающееся силой и действием благодатных даров Св. Духа, под образом омовения водой, преобразование духовной природы человека из худшего состояния в лучшее, т. е. крещение. Название нового рождения, которое дается здесь крещению, легко объясняется из тех понятий, которые выражают в Св. Писании слова – плоть и дух, в которых Спаситель говорит в следующем за сим. Человек, живущий по плоти, есть человек мертвый прегрешениями, мертвый для добрых дел и для Бога, который есть источник жизни ( Ин. 1:4 ), и только живущий по духу, духовно есть живой. Переход из этого мертвого состояния в жизнь, из жизни по плоти в жизнь по духу, есть тоже, что рождение, приведение из небытия в бытие; потому-то возрожденный и называется новой тварью ( 2Кор. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

«Бог Своего Сына не щадил но за нас всех предал есть Его» ( Рим.8:32 ). «Неведавшего бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем» ( 2Кор.5:21 ). Христос «предан за грехи наши» ( Рим.4:25 ; Ин.3:16 ; 2Кор.5:15 ; Гал.1:4 ; 2Тим.2:14 ; Рим.14:15 ; 1Пет.3:18 и мн. др.) С другой стороны, и «Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания» ( Еф.5:2 ); «Христос за всех умре» ( 2Кор.5:15 ); «Он по нас душу Свою положи» ( 1Ин.3:16 ); при том умер именно за грехи: «Он явися, да грехи наши возмет и греха в Нем несть» ( 1Ин.3:5 ); «Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом» ( 1Пет.3:18 ); «Иже грехи наши Сам вознес на теле Своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем» ( 1Пет.2:24 ; 1Тим.1:15 ). Смерть Христова очень часто называется жертвою (в совершеннейшем смысле, как дело любви, где не может быть присуждения) умилостивления Богу, т. е. правде Его именно за грехи: «о сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, но яко Той возлюби нас и посла Сына Своего очищение» (в русском перевод – в умилостивление) о гресех наших» ( Ин.4:10 ). «Отовсюду должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен Первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людские» ( Евр.2:17 ; Еф.5:2 ); «ныне же единою в кончину веков, в отметание греха жертвою Своею явися» ( Евр.9:26 ). Посему, св. Иоанн Богослов говорит, что «сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Смерть Христова, как «оброцы» воспринятых Им на Себя грехов человечества, была полноценным умилостивлением Правде Божией, и грехи в ней были уничтожены. «Бог во Христе простил есть вас» ( Еф.4:32 ); «О Нем же имамы избавление Кровию Его и оставление прегрешений по богатству благодати Его» (Отца) ( Еф.1:1:7 ). «О Нем же имамы избавление (от властителя) Кровию Его и оставление грехов» ( Кол.1:13–14 ); «Христос Своею Кровию вниде во Святая, вечное Искупление обретый» ( Евр.9:12 (1:3)), мн. др. Вкратце, сущность указанных искупительных актов, во внутренней их взаимной связи, св. Ап. Павел так представляет: «вси согрешиша и лишены суть славы Божией, оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе, Его же предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление Правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов... и в показание правды Его во еже быти Ему праведну и оправдающу сущего от веры Иисусовы» ( Рим.3:23–26 ; ср. Евр.9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Иное. Если не одно только Слово Бога есть «Свет истинный», но подобно Ему также и тварь может быть «Светом истинным», то по какой причине говорит: «Аз есмь свет мира» ( Ин.8:12 )? Или каким образом мы можем лишиться превосходнейшего преимущества природы, если и мы можем быть истинным Светом, как (и всякая) тварная сущность имеет его (свет)? Если же Единородный говорит истину: «Аз есмь свет мира», то, очевидно, тварь может быть светом только чрез получение его от Него, и не иначе. А если так, то она не единоприродна Ему. Иное. Если не один только Сын есть истинный Свет, но свойственно это и тварям, то что же скажем в том случае, когда премудрейший Петр пишет нам в Послании: «вы же род избранный, царственное священство, народ святый, люди в приобретение, да доблести возвещаете из тьмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 )? Какая же вообще есть в нас тьма или в какой же мы оказались тьме, если и сами мы суть истинный Свет? И каким образом могли мы быть призваны к свету, если бы не находились во тьме? Но не говорит неправды и проповедник истины, дерзнувший сказать: «доказательства ли ищете того, что во мне говорит Христос» ( 2Кор.13:3 ). И мы призваны «в чудный Его свет» ( 1Пет.2:9 ), следовательно, от тьмы, и не иначе. А если это справедливо, то тварь не есть истинный Свет, но один только Сын есть собственно и истинно Свет, тварные же предметы – по причастию к Нему, и потому они не единоприродны (Ему). Другие доказательства с присоединением изречений (Писания), посредством простейших размышлений приводящие читателей к исповеданию того, что один только Сын Бога есть Свет истинный, природа же тварей освещается от сообщения (света) от Него, не имея возможности быть Светом по существу, как Тот Псалмопевец говорит: « да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи» ( Пс.4:7 ). Какое же это есть лицо Бога и Отца, коего (лица) свет назнаменован на нас, как, без сомнения, не Единородный Сын Бога, Его неизменно-точный Образ и потому говорящий: «видевый Мене виде Отца» ( Ин.14:9 )? Назнаменован же Он нам тем, что явил нас сообразными Себе ( Рим.8:29 ) и чрез Духа Своего 100 освещение начертал, как Божественный образ, верующим в Него, дабы и они сами могли бы уже (в переносном смысле) называться по Нему богами и сынами Бога ( Пс.81:6 ; Ин.10:34 , 1и др.). Но если бы какая из тварей была «светом истинным», то каким образом Он мог быть назнаменован нам? Ведь «свет во тьме светит», по неложному слову Духоносца ( Ин.1:5 ), – ибо свет во свете как может быть светлым?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010