Только в таком случае для нас может быть понятной связь ветхозаветного откровения с новозаветным. Вот почему далее мы обязаны верить, что и для иудеев пророческий смысл книги пр.Ионы заключался не в одном её нравоучительном характере, а и в прямых предсказаниях её о назначенной нам чрез страдания и славу Христовы благодати спасения, равно как и для нас не в одном последнем предсказании, нужном для утверждения нашей веры в Божественность Христа, а и в нравоучительных выводах книги, полезных для нашего нравственного усовершенствования. Приступая теперь к положительному выяснению такого именно пророческого смысла истории пр.Ионы, мы считаем не лишним сказать несколько поподробнее о существе мессианских идей, о задачах ветхозаветной теократии и института пророческого вообще. Да не посетует читатель, что в этом очерке нам придётся повторять нечто и из сказанного выше в разных местах; для ясности и полноты речи нужно это. Идея ветхозаветного дохристианского детостроительства заключалась в приготовлении людей к принятию Искупителя и искупления от прародительского греха и его следствий 452 . Сила падения первого человека заключалась в том, что он, а за ним и всё его потомство, если бы они предоставлены были самим себе, должны были бы удаляться от Бога – Своего первообраза, постепенно погружаться в животную, плотскую жизнь и, главное, сами не сознавать этого удаления и погружения ( Рим.1:22–26 ). От этой-то бездны падения и должен был, по определению предвечного совета, спасти людей Единородный Сын Божий, Своей бесценной кровию принеся Богу выкуп за грехи человечества, и в этой же самой крови, как крови Богочеловека, давая людям силы и средства к восстанию и оживлению (см. Лк.2:11–14 ; Мф.20:28 ; Ин.1:7–18; 6:27; 10:28; 14:6–20; 17:2, 21–23 ; 1Ин.2:1; 5:11 ; 1Пет.1:19–23; 3:18 ; Рим. 5:9, 10, 21 ; Гал.3:13; 4:4, 5 ; Еф.1:7; 2:13–18 ; Евр.9:12–15 и мн. др.). Но прежде, чем спасти людей, нужно было приготовить их в принятию этого спасения. Само собой разумеется, что приготовление людей к принятию мессианского спасения должно было состоять, с одной стороны, в том, чтобы в людях всё более и более развивалось сознание своего падения без возможности восстать собственными силами, желание спасения, как общения с Богом через искупление Христово, и приноровлению жизни духа своего, грехом удалившегося от Бога, к умению восприять это общение, с другой стороны, – в том, чтобы пред духовным взором людей всё более и более прояснялось и раскрывалось это спасение в своей сущности и свойствах – в своём содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Нельзя же ограничивать значение их так, чтобы считать их деталями содержания, нужными для его пополнения и украшения. Такой способ толкования считается односторонним и узким даже в приложении к притчам, которые в некоторых случаях менее важны по своим мыслям мессианских пророчеств. И Сам Господь, предложивший толкование Своих притчей о сеятеле и плевелах, объяснял в них малейшие подробности рассказа ( Мф.13:3–43 ). На каком же основании мы станем оставлять без выяснения пророческого смысла те части книги пр.Ионы, которые не имеют непосредственного отношения к рассказу её о пребывании пророка во чреве рыбы? – Далее. Если мы будем ограничивать пророческий смысл книги пр.Ионы одним тем, что непосредственно даётся вышеприведёнными словами Спасителя; то выйдет, что этот смысл мог и может быть понятен одним христианам, и то только при свете данных слов Спасителя; для иудеев же, которым, собственно, и вверено было слово Божие ( Рим.3:2 ), этот смысл остался бы загадкой до самого пришествия Христа. Если же так, то в каком же смысле история пр.Ионы могла быть знамением для иудеев, даже современных Христу? Конечно, несомненно, что ниневитяне книги пр. Ионы восстанут на суд с родом сим и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Иониной ( Мф.12:41 ) – отступили от своего злого пути и от пороков, которые были на руках их, и обратились к Богу по слову пророка ( Ион.3 гл.), конечно, это несомненно, как несомненно и то, что много и других нравоучительных истин и правил могли извлекать для себя из книги пр. Ионы и иудеи точно так же, как всё это можем и должны делать и мы; ибо в этом нравственном исправлении, очищении, возвышении и усовершенствовании нашей души конечная цель всего писания ( 2Тим.3:16, 17 ; 1Пет.1:22, 23 ; Иак.1:18 и др.) как Ветхого, так и Нового Завета. Но из этого не следует, что св. писание – есть нравоучительная хрестоматия только, не больше. Оно и в частностях, и в общем есть живой организм, в котором все части, имея внутреннее отношение к единой основной идее его, существенно связаны между собой и каждая часть в то же время является живым членом целого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Некоторые великие люди обладали даром слова, способностью привлекать к себе сердца людей. Но кто из них может сравниться с Тем, о Котором слышавшие учение Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин.7:46 ), слово Которого было со властью ( Мк.1:22 ; Лк.4:32 ), о Котором самые враги говорили: откуда у Него такая премудрость?.. и как Он знает Писания, не учившись? ( Мф.13:54 ; Ин.7:15 ). Ни один из основателей религий не выдавал свое учение как всеобщее, предназначенное для всех людей и всех времен. Свое религиозное учение они предназначали прежде всего только для своего народа. Только один Господь Иисус Христос возвестил о Себе, что Он пришел от Отца, чтобы спасти род человеческий ( Мф.18:11 и др.), быть светом для всего мира ( Ин.8:12, 9:5 ), преподать учение, которое должно быть проповедано от Иерусалима до последних пределов земли ( Мк.13:10 ). Он не основатель только новой религии, не преподаватель нового религиозного учения, нет: Он – Искупитель рода человеческого, Он – Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира ( Ин.1:29 ), Он – Сын Божий, на Которого Отец возложил вину всех ( Ис.53:6 ), чтобы через Него примирить с Собою мир посредством Креста Его ( Кол.1:20 ). Он – Разоритель ада, отверзший двери рая, наполняющий его обитателями земли и возвращенными пленниками ада. Он – Истребитель греха, Победитель смерти, Обновитель твари, Отец будущего века, второй Адам, от Которого происходит обновленное человечество, предназначенное для жизни в обителях Отца Небесного, где не будет болезни, печали и воздыхания. Он – Бог , имеющий придти со славою, чтобы судить живых и мертвых ( 1Пет.4:5 ; 2Тим.4:1 ). Прошло девятнадцать столетий со дня явления на земле Краснейшего паче всех сынов человеческих ( Пс.44:3 ), и как никто из современников не мог обличить Его в грехе, так и впоследствии, даже до дня сего самая строгая критика не может обрести в Нем ни малейшего нравственного недостатка. Фаворский свет был отблеском Его величайшей святости. Он был не только Самосвятостью, но и Виновником освящения других: Он – Праведник, имеющий даровать оправдание многим ( Рим.5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Бесспорное и истинное доказательство сказанному можешь получить, не исследуя главы древних святых, но направив ум свой к самим святым апостолам. Ведь они, не оказав никакого нерадения любви ко Христу, но пребыв в Нём и ничего не предпочитая благочестию к Нему, соделались всеславными. А плодом своей добродетели они явили вселенную и, представив себя самих примером боголюбезной жизни, как бы некий блестящий образ для обитателей земли, стяжали себе неувядаемый —345— венец славы от Бога ( 1Пет.5:4 ). А уловленный в погибель, разумею легкомысленного и продажного Иуду, отсеченный от духовной лозы, то есть Христа, «засох» некоторым образом, вместе с достоинством ученичества лишившись и животворной силы Духа, ибо «бросается вон», по слову Спасителя, то есть, отлучен и предан в наказание огню на подобие соломы. Итак, Господь наш Иисус Христос счел благополезным указать слушателям на благополучие для них от старания их быть в единении с Ним, и противопоставить этому вред от отделения (от Христа), предложив двоякий способ спасения: или из стремления, направленного к славе и жизни, – или же из желания избежать наказания огнем, – мы должны всеми силами своей души стараться иметь общение с Ним. Земледельцем называет Отца, усвояя божественной природе призрение над нами, как это и в предшествующем рассуждении подробно раскрыто нами. А Сам Он должен представляться рукою Земледельца, не отличною от Него по единосущию и мыслимою существующею из Него и в Нём, как это можно видеть и в нас самих. А что все чрез Сына, как чрез руку Отца, об этом выслушай слова Его Самого о тварях: «рука Моя сотворила это всё» ( Ис.66:2 ; Деян.7:50 ), хотя всё произошло чрез Сына, по святым писаниям ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 др.). Должно заметить, что и божественный Павел указывает на разумеемое здесь отсечение, хотя и не прямо о винограде, говоря так: «итак, видишь благость и строгость Божию: к падшим строгость, а к тебе благость, если пребудешь в благости, – иначе и ты отсечен будешь» ( Рим.11:22 ). —346— Ин.15:7 . Аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, еже аще хощете, просите, и будет вам. 154

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5) Мы под благодатью и от греха освободились ( Рим.6:14–18 ; ср. 1Пет.2:24 ). В Послании к Римлянам ( Рим.6:14–18 ) апостол призывает христиан, возродившихся в таинстве крещения, к тому, чтобы грех не владел более их волею («да не царствует» Рим.6:12 ). Он хочет верующих отклонить от греха, чтобы они представили себя «в рабы праведности... на дела святые» ( Рим.6:19 ), достигали, побеждая греховные влечения, святости и конца ее – жизни вечной ( Рим.6:22 ). Апостол здесь не говорит, будто христиане совсем избавлены благодатью крещения от склонности ко греху и возможности греха. Такая мысль противоречит слову Божию ( Мф.6:12 ; Мк.10:18 ; 1Ин.1:8–10 ; Рим 3:4 ; Иак.3:2 ; 3Цар.8:46 ; Еккл.7:20 и др.). Напрасны были бы и нравственные увещания апостольские в посланиях, если бы человек по своем обращении ко Христу не грешил. Так может говорить только надменный сектант, «невежда, неутвержденный» в истинах веры, вопреки очевидному свидетельству из собственной жизни (отлучение порочных членов из сектантских общин). «Вы не под законом», который только усиливал сознание грехов и ответственность за них и, предписывая заповеди, не подавал никакой помощи и сил к исполнению их, «но под благодатью», которая дает силы побеждать греховные влечения и исполнять волю Божию ( Рим.6:14 ). Апостол Петр ( 1Пет.2:24 ) говорит, что Иисус Христос претерпел крестные страдания, «дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды», но христиане по своей свободной воле, склонной ко злу, «обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:14 ), грешат. «Человек может ли пасть, имея благодатное дарование? Если вознерадит», – наставляет преподобный Макарий Египетский , – «то падает; потому что враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености. Кольми паче не должен ты прекращать искания своего пред Богом. Ибо много бывает тебе вреда, если предаешься нерадению, хотя бы, по-видимому, испытан ты был в самом таинстве благодати». 114 6) Мы, овцы Христовы, не погибнем, и никто не похитит нас из рук Божиих ( Ин.10:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

п.; суд людской нередко бывает лицеприятен, но суд Божий не таков. Бог судит по существу намерений и действий человека, не принимая во внимание ничего постороннего, а потому судит по правде и истине. – По делам: так как в делах выражается все внутреннее настроение человека, его вера, или неверие, или слабоверие. Что суд основывается на делах, это общее учение новозаветное (ср. Мф. 7:19, 16:27, 25:31 и далее; Иак. 2:13 ; 1Пет. 2:12 ; Рим. 2:6, 8:13 и др.). Что здесь усвояется суд Отцу, тогда как Господь Иисус усвояет его Себе ( Ин. 5:22 ; ср. прим.), это нужно понимать в том же смысле, в каком Отцу приписывается творение мира, которое совершается Сыном ( Ин. 1:1 и далее), то есть что Отец судит чрез Сына (ср. Феофилакт).– Со страхом проводúте время: выражение, соответствующее выражению в предшествующем наставлении – будьте святы (ст. 15). Бог есть Отец любвеобильный, но вместе и Судия нелицеприятный; христианин при сознании любви к себе Божией, изливающейся в сердце его ( Рим. 5:5 ), и сыновства своего Богу не должен забывать, что Бог карает зло, и карает в каждом, следовательно – ив христиане, несмотря на его сыновство, что любовь Божия к нему есть святая любовь, что его сыновство обязывает его к послушанию (ст. 14), а вместе с сим к святости. Если же так, то со страхом должно проводить время. Это не тот рабский страх, который гонит из сердца любовь к предмету страха и несовместим с нею ( 1Ин. 4:18 ; 2Тим. 1:7 ; Рим. 8:15 ), а святой и чистый страх сыновний пред любящим Отцом и Его бесконечным величием. Такой страх необходимо должен быть и в чадах Божиих, если уже и сами ангелы со страхом предстоят престолу Божию. В призванных и предназначенных ко спасению чадах Божиих этот страх происходит от сознания неизмеримого величия Божия, святости и правды, от представления возможности отпадения от Бога (ср. Флп. 2:12 ), из опасения огорчить чем-либо высочайшую любовь Божию, прогневать Бога, сделать неугодное Ему, к чему есть возможность в самых совершенных людях, по греховному их расположению, пока они находятся во плоти, в мире, в постоянной борьбе с ними и с князем мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Оно стало источником веры в усыновление ( Рим. 8:14–15 ), воскресение ( Рим. 8:11 , ср. 2Кор. 5:5 ; Рим. 8:23 ), очищение от греха ( 1Фес. 4:3–8 ; 1Пет. 1:22 ). Так что тот, кто не имел бы Духа Святого, остался бы без Христа и не принадлежал бы Христу, оставаясь при своем несовершенстве, и не находя в себе сил уразуметь Христово учение, и уверовать во Христа. Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, – говорит Ап. Павел ( Рим. 8:9 ). Сотериология движется в области нескольких основных понятий, не имеющих вполне точных терминов на русском богословском языке. Спасение (Heіl) составляется совокупность следующих частных его моментов: удовлетворение (Genugthuung, ssatisfactio): это выражает только идею наказания за вину. Искупление, в тесном смысле, или очищение (Suhnung. Expiatio), оно дополняет Satisfactio и включает в себя положительный момент – жертвы. Примирение с Богом (Versohnung, Reconciliatio): это результат Satisfactio и Expiatio. Восстановление в первобытное состояние или искупление в широком смысле (Erlosung, Redemptio), оно результат или, лучше, выражение того, что есть Reconciliatio; это – освобождение от греха, как вины (проклятие), как состояния, от смерти, власти дьявола. У некоторых неортодоксальных богословов, вроде Шлейермахера, Шоберлейна, Ричля и др., Erlostmg применяется только к освобождению от греха, как состояния, и потому Erlosung – обновление. Satisfactio, Explatio и Reconciliatio употребляются только в ортодоксальной сотериологии; в неортодоксальной же Reconciliatio равно Erlosung (Redemptio, χαταλλαγη). Кроме того, так как в ортодоксальном богословии учени о спасении распадается на две части, обыкновенно, объективную, содержащую учени об искупительных заслугах Христа, представляемое в форме, так назыв. тройственного служения И. Христа, (Пророческого, Первосвященнического и Царского), и на субъективную, содержащую учение о способах усвоения каждым заслуг Христовых; то вышеуказанные термины прилагаются лишь к объективной стороне спасения. Состояние человека спасенного или усвоившего себе заслуги Христа, называется оправдание (Rechtfertigung, Justificatio), это Redemptio или Erlosung осуществившееся=спасение. Так как усвоение заслуг Христовых совершается чрез усвоение, приобретенной Крестом Христовым. благодати (усыновляющей, очищающей, животворящей, освящающей=Erlosung подаваемой в таинствах Церкви, то учение об оправдании раскрывается в учении об освящении (Sanctincatio, Heiligung) благодатью, где указываются условия освящения и со стороны самого человека (у протестантов – вера, у католиков – дела, у нас, православных, то и другое). Точное употребление сотериологических терминов на русском языке совершенно невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Таким образом, в Священном Писании нигде не утверждается, что число ангелов бесконечно, называются большие, но все-таки конечные числа. Поэтому однозначно утверждать, что число ангелов бесконечно, невозможно. Постоянно это число или нет? Можно утверждать, что число ангелов не уменьшается, поскольку ангелы бессмертны. Но может ли оно увеличиваться? На этот счет имеются различные мнения. Блаж. Феодорит считал, что не может, и аргументировал это так: «Для естества... бессмертного излишне разделение полов, потому что, как не умаляющиеся в числе, не имеют нужды в размножении...» 632 Однако эта аргументация не слишком убедительная, ведь Адам и Ева до грехопадения тоже были потенциально нетленны и бессмертны, однако им было дано повеление плодиться и размножаться. У свят. Григория Нисского встречается частное мнение, не нашедшее поддержки со стороны других свв. отцов, о некоем таинственном размножении ангелов и, как следствие, о возрастании их числа 633 . 3.9. Небесная иерархия Слово «иерархия» (греч. εραρχ α) в современном русском языке часто употребляется в несобственном смысле. Иерархией называется всякое соподчинение, например так может называться структура государственной власти. Но буквально греческое слово «иерархия» означает «священноначалие», и употреблялось оно свв. отцами только по отношению к «священному чину» – т. е. ангельскому миру и Церкви. Из Священного Писания следует, что существуют различные «чины» ангелов. Так, некоторые из небесных сил называются просто ангелами, а другие – архангелами (буквально «старшими ангелами»). В Священном Писании упоминается девять ангельских чинов: серафимы (см.: Ис.6:2 ), херувимы (см.: Быт.3:24 ; Исх.25:18–22 ; Пс.47:79, 98 ; Ис.36:16 ; Иез.1:10 ; Откр.4:6–8 и т. д.), силы (см.: Еф.1:22 ; Рим.8:38 ) и др. Престолы, начала, господства и власти упоминаются трижды у ап. Павла (см.: Кол.1:16 ; Еф.1:21, 3:10 ). Архангелы упоминаются в 1Сол.4 и Иуд.1:9 . Просто об ангелах говорится в Рим.8:38 ; 1Пет.3:22 . Среди древних церковных писателей перечни ангельских чинов, обычно неполные, приводятся свят. Кириллом Иерусалимским 634 , свят. Иоанном Златоустом 635 и другими. Ангельские чины также перечисляются в Книге VIII «Апостольских постановлений» (III в.) 636 . В окончательном виде классификация ангельских сил появляется в произведениях, надписанных именем Дионисия Ареопагита , ученика ап. Павла 637 . В византийском богословии авторитет этих произведений был очень высок, на них опирались такие крупнейшие богословы, как преп. Максим Исповедник , преп. Иоанн Дамаскин , свят. Григорий Палама .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

У нас один Бог Отец, говорит апостол Павел, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им ( 1Кор.8:6 ). Его явление в мире есть дело любви Его и послушание воле Отца небесного ( Флп.2:8 ). Явившись в мире и восприявши на Себя плоть человеческую, Он стал Богом во плоти. Великая благочестия тайна, говорит апостол Павел, Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Его рождение не было поэтому обыкновенным рождением. Нет, Он был послан от Бога ( Гал.4:4 ). Он пришел только в подобии плоти греха и не был причастен ни греху прародительскому, ни греху произвольному ( 1Ин.3:5 . 1Пет.2:22 ). Тем не менее Он был действительный человек ( Рим.5:15 ), приискренне приобщившийся плоти и крови ( Евр.2:14 ). Он родился во времени от жены ( Гал.4:4 ), стал потомком праотцов народа Еврейского ( Рим.9:5 ), и не стыдился освящаемых Им называть Своими братьями ( Евр.2:11–12 ). Он был, таким образом, и истинный Бог и истинный человек. В Нем обитает, говорит апостол Павел, вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 . Флп.2:6–7 . 1Тим.3:16 . Евр.2:14 и др.). Целию воплощения Его, по учению Апостолов, было: примирение человека с Богом ( Рим.5:10–11 ), принесение искупительной за человечество жертвы ( 2Кор.5:21 ), освящение человеческой природы ( Еф.5:26 ), избавление от греха ( Еф.1:7 ), проклятия или праведного гнева Божия ( Гал.3:13 ) и смерти ( Евр.2:14–15 ). Они называют Его поэтому ходатаем или посредником между человеком и Богом ( 1Тим.2:5 ), Спасителем ( 1Тим.1:1 ), освятителем ( Евр.2:11 ). В полном согласии с учением Христа Спасителя изображается Св. Апостолами и самое совершение дела спасения. Оно совершено было, по их учению, во-первых, самым вочеловечением, ибо, сделавшись для человечества вторым Адамом , Он дал ему новую жизнь, сделался для него духом животворящим ( 1Кор.15:45 ), во-вторых – страданиями, ибо, взамен нашего непослушания, ими проявлена была совершенная покорность воле Божией ( Флп.2:8 ), в-третьих – смертью, ибо смерть Его, как смерть безгрешного, заменила собою смерть всего человечества ( 2Кор.5:21 ) и, в-четвертых – воскресением и вознесением, ибо, воскресши Сам, Он воскресил с Собою все человечество ( 1Кор.15:20–23 ) и вознес человеческую природу на высоту славы ( Еф.4:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Им Самим Богом и пророком заповедано постоянно иметь пред собою и твердо и неуклонно хранить все заповеди и законы и постановления Господни ( Втор. 5 , Втор. 6 ). В Писании заключены изыскания и исследования пророков о нашем спасении чрез Христа ( 1Пет. 1:10–12 ; Рим. 14:25 ). Писание для царя и пророка Давида было главнейшим предметом изысканий, и училищем мудрости, и светильником, и оживлением, и отрадою, и утешением ( Пс. 118 ). Когда Господь, вступая в общественное служение Своего спасения человеков, после сорокодневного поста в пустыне, искушаем был от диавола, Он Писанием отражал все козни искусителя ( Мф. 4:1–10 ). Когда Господь свидетельствовал о Себе пред иудеями, как о Сыне Божием, Он к Писанию обращал умы их ( Ин. 5:39 ). Когда саддукеи, не веруя в будущую жизнь и воскресение, приступили ко Христу с своими возражениями, Господь в незнании Писания указал им причину их слепотствования: «вы заблуждаетесь, не зная Писания, ни силы Божией» ( Мф. 22:22–32 ). Когда двое из учеников, на пути своем в Эммаус, с недоумением рассуждали о чрезвычайных тогдашних событиях со Христом, Господь, явившись им, в Писании указал им разрешение их недоумений, и потом, явившись всем апостолам, объяснил им все писанное о Нем и отверз их ум к уразумению Писаний ( Лк. 24 ). Когда апостолы вступили на великое поприще апостольского своего служения, они постоянно обращались к Писанию и к нему обращали умы и сердца верующих ( Деян. 2:3, 18, 22–25, 7:13, 16–23, 15:15 и др.). Когда ап. Павел писал к римлянам о великих преимуществах иудеев по их первоначальному избранию Божию, он, как на особенное их преимущество, указал на то, что им «вверено слово Божие» ( Рим. 3:2, 9:4 ). Когда ап. Петр писал к верующим пред своею кончиною об истине, проповеданной им веры, он между прочим указывал на пророческое слово Писания, как основание истины своего учения, и хвалил верующих, что они обращаются к свету его, потому что его изрекли «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010