Пророки Аггей, Захария и Малахия жили после плена Вавилонского и были последними ветхозаветными пророками. После них в продолжение 4 веков ветхозаветная церковь была предоставлена самой себе и самостоятельно должна была приготовляться к принятию Мессии. Пророки высказали все, что нужно было для того, чтобы люди могли узнать Мессию. Последний пророк, Иоанн Креститель, явился затем, чтобы, так сказать, перстом указать на Спасителя: Се Агнец Божий!.. Пророк Аггей (с Евр. торжественный) жил во времена персидского царя Дария (за 520 лет до Р.Х.). Он был из числа пленных, возвратившихся в Иерусалим с Зоровавелем ( 1Езд. 5, 1; 6, 14 ). Предание говорит, что он происходит из священнического рода и был погребен в священнических гробницах. На пророческое служение Аггей выступил в 15 год после плена, будучи уже стариком; он, может быть, видел еще 1-й храм Соломона. Задачей его пророческой деятельности было побудить Евреев к продолжению постройки 2 храма. Его деятельность продолжалась не более трех месяцев. Современное состояние иудеев по возвращении из плена Кир издал указ, которым Евреям дозволялось воротиться в отечество и построить храм. Эта милость Кира объясняется тем, что ему было показано пророком Даниилом пророчество Исайи об освобождении Евреев из плена через Кира; это, конечно, должно было поразить Кира и расположить к Евреям. Этим указом, однако, воспользовались далеко не все: воротились только 42,000 Евреев (больше бедных) и 4 чреды священнические (из 24). Все же богатые по расчетливости остались в Вавилоне. Возвратившиеся в Иерусалим Евреи в 7-й месяц по возвращению построили жертвенник, а во 2-й год была произведена закладка 2-го храма. Молодые, конечно, радовались этому, но старики, которые видели первый храм, зная, что, при бедности возвратившихся, второй храм далеко не может быть так великолепен, как первый, сожалели о последнем. При постройке храма Самаряне предложили свое участие Евреям, но последние отвергли их предложение, так как знали, что они двоеверцы, т. е. люди, поклоняющиеся как истинному Богу, так и богам языческим. Вследствие этого, Самаряне стали интриговать против Евреев при персидском дворе, чтобы остановить постройку храма, это не удавалось им при Кире, но при его преемниках (Камбизе, Лжесмердисе) они достигли того, что Евреям повелено было приостановить постройку храма; эта остановка длилась 15 лет (Самаряне впоследствии построили храм на горе Гаризин). Современные пророку Аггею Евреи думали, что и теперь еще не время строить храм, а потому продолжали холодно относиться к этому делу. Узнав из откровений, что время постройки храма наступило, пророк Аггей выступит с обличительной речью и побуждал Евреев к построению храма. Его речь имела успех: Евреи начали строить храм, и в 6-й год Дария постройка храма была окончена. Содержание пророчеств Аггея

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ст. 2. ...во дворе – в том дворе, который окружал святилище (скинию). Ст. 3. Могущество Божие прославляется в образе бури, которая все сокрушает на своем пути. Глас Господень на водах – св. отцы видели в этом стихе пророчество о том голосе, который раздался на Иордане во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 3:17 ). Ст. 5. Здесь упомянут кедр как дерево плохо гнущееся, оно служит символом стойкости и высокомерия. Ст. 6 . ...как тельца ливанского – толкователи предлагают отнести слово ливанский (греч. «из Ливана») к кедрам и читать: «Сотрет их в Ливане в прах, как тельца». Под тельцом подразумевается тот золотой телец, которого изваяли себе древние евреи для поклонения, пока Моисей предстоял Богу на горе Синай (Хорив). Спустившись с горы, Моисей сжег тельца и стер его в прах (см.: Исх. 32:20 ); ...единорог – животное, не терпящее насилия (см.: Иов 39:9 ). См. также примеч. к пс. 21:22. Ст. 7. ...пресекающего пламя огня – св. отцы видели здесь пророчество о трех юношах в Вавилоне, которые остались невредимы в раскаленной печи (см. Дан.3 ). Ст. 8. ...пустыню Каддийскую – то есть пустыню Кадес на южной границе Палестины , между Синаем и Елимом (оазисом к юго-востоку от Суэца). Ст. 9. ...обнажает дубравы – делает удобообитаемыми непроходимые леса. Ст. 10. ...после потопа – см.: Быт. 7–8 . Потоп – разлитие воды, которая очищает прежде оскверненное.   Псалом 29 Ст. 1. Псалом – игра на псалтири; ...песнь – пение; ...обновление дома Давидова – это надписание толкуется по-разному: тут может идти речь о строительстве дома для Давида (см.: 2Цар. 5:11 ), об освящении жертвенника при Давиде после прекращения моровой язвы (см.: 2Цар. 24:21–25 ), о знаменитом храме Соломона (см.: 3Цар. 6–7 ), об освящении Второго храма в VI в. до Рождества Христова (см.: 1Езд. 6:16 ), об обновлении храма в 164 г. до Рождества Христова (см.: 1Мак. 4:36–59 ). Святые отцы понимают под обновленным домом также и христиан, удостоившихся именоваться и соделаться храмом Божиим (см.: 1Кор. 3:16 ). Обновление дому бывает, когда через искреннее покаяние истлевает внешний наш человек и обновляется внутренний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эпоха книжников. После написания книг и составления канона Ветхого Завета начался новый период в истории Библии. Теперь главным было как можно точнее и полнее передать текст Библии потомкам. Однако в течение нескольких столетий текст Ветхого Завета, по-видимому, не был жестко зафиксирован, и существовало несколько вариантов. Необходимо было унифицировать текст. Эту работу взяли на себя книжники, которые в иудейском предании называются «соферимы» ( [софэрим]). Первым софером был Ездра ( 1Езд.6:1 ) одновременно книжник и священник ( Неем.8:9 ). Во II в. до Р.Х. большинство книжников было священниками ( 1Мак.7:12 ). Вероятно, они жили вместе по родам и цехам (ср. 1Пар.2:55 ) и непрерывно изучали Закон ( Сир.38:25–39 ). Таких учёных мужей, занимавшихся Законом Господним, даже до «исчисления его слов и букв», было много, и их преемственность не прерывалась до Рождества Христова. Текст ветхозаветных книг соферы часто могли писать на память и безошибочно. Во времена Нового Завета соферы переписывали Священное Писание, изучали и толковали его. Они же были авторами устных предписаний, которые представляют собой их попытки претворить Закон Моисея в жизнь. Так же книжники преподавали Писание ученикам. Это происходило в храме или в синагогах (ср. Лк.2:46 ; Ин.18:20 ). Они были и законоучителями, потому что в их обязанности входило применение Закона в Синедрионе, еврейском верховном суде, где они занимали должность судей (ср. Мф.22:35 ; Мк.14:53 ; Деян.4:5 ) 197 . Книжникам приписывают некоторые изменения, которые они несли в текст. Во-первых, это [иттур софэрим] – «украшение соферов», или пять слов в которых была удалена буква [вав]. Причиной удаления было отсутствие этой буквы в большинстве авторитетных списков ( Быт.18:5, 34:55 ; Числ.31:2 ; Пс.36:7, 68:26 ). Во-вторых, [микра софэрим] – «чтение соферов», установление традиции произношения консонантного слова. В-третьих, [тиккун софэрим] – «исправление соферов», исправление некоторых выражений, казавшихся им несогласными с вероучением и потому носивших, по их мнению, следы порчи. Обычно указывают на 18 исправлений. Например, глагол «проклинать» исправлен на «благословлять» 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Время жизни и личность писателя довольно ясно определяются. Так, писатель несомненно жил долго спустя после возвращения евреев из вавилонского плена. Он излагает не только указ о построении храма ( 2Пар.36:22–23 ), упоминает о Зоровавеле, но перечисляет и потомство последнего ( 1Пар.3:19–24 ). Иудейское предание (Baba Batra. 15а) утверждало: Ездра написал свою книгу и генеалогии Хроник «до себя», т. е. до своего времени (Магх. Traditio rabb. veterrima 55 р. Cornely. l. с. 2, 329 р.). Здесь естественно разуметь все книги Паралипоменон, начинаемые генеалогиями ( 1Пар.1–9 глл.). С этим пониманием согласны многие христианские ученые: Исидор Испалийский, Гуго, Лира, Сикст Сиенский, Серарий, Кейль, Вигуру, Корнели и др. (Cornely. l. с. 1, 330 р.). Указанная эпоха, обнимаемая книгами Паралипоменон, соответствует времени Ездры, так как последний жил около 80 лет спустя после первого возвращения евреев из плена и мог упомянуть не только о Зоровавеле, но и о потомстве его. Содержание книг Ездры и Паралипоменон тесно взаимно соединено: указ Кира о возвращении евреев наполовину помещен во второй книге Паралипоменон (36:22–23), он же полностью помещается в начале первой книги Ездры (1:1–4). Это дает повод думать, что первая книга Ездры есть непосредственное продолжение книг Паралипоменон и принадлежит одному с последними писателю, а таковым был Ездра. Еще более близкое подтверждение мысли о происхождении кн. Паралипоменон от Ездры заключается в сходстве языка первой книги Ездры и Паралипоменон. Так, в этих двух книгах употребляется язык полуарамейский с немалой примесью персидских слов. Это вполне соответствует эпохе Ездры. Здесь употребляется название современной монеты: «дарик» – adarkon ( 1Пар.29 ­­ 1Езд.8:27 ). Здесь употребляются характерные для персидской эпохи слова: – замок, крепость ( 1Пар.29 ­­ Есф.1:25; 2:3; 3:15 ; Неем.1:4; 2:8; 7:2 ; Дан.8:2 ; 1Езд.6:2 ); – родословная таблица и записи в нее ( 1Пар.5:1, 7; 9 ­­ Неем.7:5 ); – чреда левитов ( 2Пар.35 ­­ 1Езд.6:18 ); – священный дар ( 1Пар.29:5, 9, 14 ­­ 1Езд.1:6; 3:5 ); – слава ( 1Пар.16 ­­ 1Езд.6:6 ; Неем.8:10 ) и др. (ср. Clair. 1. с. 21–22 рр.). Некоторые слова с особенным техническим значением употребляются в книгах Паралипоменон и Ездры; например, – языческие страны ( 1Пар.29:30 ; 2Пар.12:8; 13:9; 17 ­­ 1Езд.5:6; 9:1, 11 ); – место, порядок (слав, «чин» – 2Пар.30:16; 35 ­­ Неем.8:7; 9:3, 13 – речь Ездры). Употребительно также слово (букв, «как закон») в значении: как предписано законом Моисеевым ( 1Пар.23:31 ; 2Пар.30:16; 35:13 ­ 1Езд.3:4 ; Неем.8:18 ). Употребление предлога для означения дополнения инфинитивной формы (лат. герундий) долженствования ( 1Пар.9:25; 13:4; 15 ­­ 1Езд.4:3; 10:12 …). Некоторые выражения богослужебного характера, например, «Хвалите Господа, яко благ, яко в век милость Его» ( 1Пар.16:34, 41 ; 2Пар.7 ­­ 1Езд.3:11 ), употребляются в книгах Ездры и Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Buches Iudith. 1886 г. На русском языке библиографическая монография: Дроздов. Исторический характер книги Иудифь. К. 1876. Вторая книга Ездры Вторая книга Ездры повествует о событиях, о коих повествуют исторические канонические книги. Начинается она историей празднования пасхи при иудейском царе Иосии ( 2Езд.1:1–24 ), затем смертью Иосии и падением при его преемниках иудейского царства и разрушением иерусалимского храма (1:25–58). Это как бы введение к главному предмету повествования – истории построения второго храма при Кире и Дарие Гистаспе Зоровавелем и первосвященником Иисусом ( 2Езд.2–7 глл.). К этому присоединяется повествование о прибытии Ездры в Иерусалим и его заботах об упорядочении жизни евреев в Палестине ( 2Езд.8 гл.). Заканчивается книга повествованием (неоконченным) о религиозном собрании евреев при Ездре ( 2Езд.9 гл.). Вторая книга Ездры существует в греческом тексте древних списков александрийского и ватиканского кодексов. В синайском ее нет. Латинский перевод составлен с греческого, сирский также составлен с греческого и не раннее происхождение имеет, хотя и точен. Сохранилась книга также в армянском и эфиопском переводах. Параллелизм повествований второй книги Ездры с каноническими историческими книгами дал основание современным ученым признавать бесспорным то положение, что вторая книга Ездры есть лишь не более, как выбор с незначительными (3–5 глл.) дополнениями повествований канонических книг. Сличая содержание рассматриваемой книги с последними, находят, что во 2 книге Ездры содержание извлечено из них следующим образом: 2Езд.1:1–20 ­­ 2Пар.35:1–19 1:23–31 ­­ 2Пар.35:20–27 1:32–55 ­­ 2Пар.36:1–21 2:1–14 ­­ 1Езд.1:1–11 2:15–26 ­­ 1Езд.4:7–24 5:7–46 ­­ 1Езд.2:1–70 2Езд.5:47–63 ­­ 1Езд.3:1–13; 4:1–5 6:1–7­­ 1Езд.5:1–6 7:10–15 ­­ 1Езд.6:19–22 8:1–66 ­­ 1Езд.7:1–8 8:67–9­­ 1Езд.9:1–109:37–55 ­­ Неем.7:73–8:12 Таким образом, за исключением 2Езд.1:20–22 и 3 гл. – 5:6, все содержание рассматриваемой книги признается заимствованным из книг Паралипоменон, Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Упоминается некоторый Атфария, иначе – Атфарат ( 2Езд.5:40, 9:49 ). Видимо, это греческая транслитерация слова со значением «губернатор» («тиршафа» в некоторых переводах). Это должность Неемии в книге, названной его именем ( Неем.8:9; 10:1 ). В некоторых случаях видно, что неправильно истолковывается раздел 1Езд4:7–23 (ср. 2Езд.2 гл.) и некоторые отдельные отрывки (ср. 2Езд. 5:70; 6:27; 9:49 ) 17 . Оригинальные места книги ( 2Езд.1:20–22, 3–5:6 ) вызывают сомнение, и скорее являются аллегорией, чем описанием реальных исторических событий. История трёх телохранителей Дария, решающих вопрос, «что всего сильнее», носит явно притчевый характер. Телохранители сами назначают себе чрезмерную награду, царь же, в конце рассказа, дарует им ещё большую. Зоровавель называется в числе спорящих «юношей» ( 2Езд3:4, 4:58 ). В то же время он уже имеет немолодого сына Иоакима, вместе с ним возвращающегося из плена в Иудею ( 2Езд.5:5–6 ). Все, указанные «недоумения» дают основания признавать дополнения в 2Езд.3–5:6 не имеющими канонического авторитета, несогласными с историей и противоречащими всем другим повествованиям книги 18 . 1.1.2. Авторство. Хотя книга надписывается именем Ездры, это говорит скорее о том, что в ней описаны события, относящиеся к его времени, чем о его авторстве. Маловероятно, что писатель канонической книги Ездры был составителем этого произведения. Неизвестно, сам ли компилятор приписал свой труд Ездре, скрывшись под этим авторитетным именем, или же имя Ездры присвоено было книге впоследствии, ввиду заимствования большей части её содержания из канонической книги того же названия. «Понятие индивидуального «авторства» неизвестно ближневосточным литературам, его функционально замещает понятие личного «авторитета» 19 . Возможно, автором книги был иудей-эллинист. Автор свободно пользуется своими источниками, больше заботясь о ясности мысли и лёгкости изложения, чем об исторической достоверности. Соответственно этому, он избегает гебраизмов ( 2Езд.8:6 , ср. 1Езд7:9 ) сокращает оригинал ( 2Езд.1:10 , ср. 2Пар.35:10–12 ; 2Езд.2:16 , ср. 1Езд4:7–11 ; 2Езд.6:3–4 , ср. 1Езд5:3–4 ), делает добавление ( 2Езд.1:56 ; ср. 2Пар36:20 ; 2Езд.2:5 , ср. 1Езд.1:3 ; 2Езд.2:9 , ср. 1Езд.1:4 ; 2Езд.5:46 , ср. 1Езд.2:70 и мн. др.), объяснение ( 2Езд.2:17, 24–25; 6:3 , ср. 1Езд.4:8, 13, 17 ; 2Езд.2:19 , ср. 1Езд.4:13 ; 2Езд.2:20 , ср. 1Езд.4:14,19 ), изменяет форму собственных имён (ср. 2Езд. 5 гл., 1Езд.2 гл.; Неем.7 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Из Св.Писания известны следующие четыре указа: а) указ Кира от 538 г., изданный им в первый год по завоевании Вавилона ( 2Пар.36:23 ; 1Езд.1:2–4 ); б) указ Дария I Гистаспа, изданный во второй год его царствования, т.е. в 520 г., о продолжении прерванных работ по построению храма ( 1Езд.6:1–3,6–8,12 ; ср.4:23); в) указ Артаксеркса I Лонгимана, данный Ездре в 7-й год царствования, т.е. в 458/7 году, о восстановлении Иудеи как национальной провинции персидской монархии ( 1Езд.7:8,11–14,21 ); г) указ Артаксеркса I, данный Неемии в 20-й год царствования, т.е. в 445 г., о возобновлении работ ( Неем.2:1–8,13,17 ). Первые два указа не могут считаться «повелением о восстановлении Иерусалима», – так как ими разрешалось построение храма, а не города, в то время как в ст.25а откровения говорится именно о восстановлении Иерусалима. Из двух указов, Артаксеркса I второй указ, разрешающий восстановление Иерусалима, изданный в 20-й год царствования (445 г, до Р.Х.; Неем.2:7–9 ), фактически был подтверждением его же первого указа, данного Ездре в 7-й год царствования ( 1Езд.7:1–26; 9:9 ; Неем.1:3 ), ибо в нём говорится об отстройке только что восстановленных, но разрушенных самарянами стен и ворот иерусалимских (ср. Неем.2:1–8,13,17 с 1Езд.4:23 ). Остается рассмотреть первый указ Артаксеркса I от 458/7 года до Р.Х., которым Ездре повелевается «обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога» Израилева ( 1Езд.7:14 ). «Обозреть» здесь означает не просто посмотреть, но и «устроить», «наладить» жизнь по иудейским законам, т.е. дать стране управление по этим законам и возродить Иерусалим как столицу возродившегося народа, как религиозно-государственный центр персидской провинции. Этот указ мы и должны считать за «повеление о восстановлении Иерусалима» и со времени его издания (458/7 г. до Р.Х.) вести отсчёт седмин. 69 седмин (7+62=69), или 483 года, отсчитанные от 458/7 года до Р.Х. приходятся примерно на 26 или 27 год Христовой эры (483–457=26), бывший годом крещения Христа и вступление Его на общественное служение в 30-летнем возрасте ( Лк.3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

с 2, 16–3l) и, наконец, завершение и освящение храма в царствование Дария (6 – 7 глл.; ср. 1Езд. 5 – 6 глл.). Глл. 8 – 9. Повествование о прибытки Ездры в Иерусалим во главе многочисленной партии репатриантов, по указу Артаксеркса, его мерах против смешанных браков и его заботах об устроении жизни послепленных иудеев соответственно предписаниям Закона (8, 1 – 9, 36; ср. 1Езд. 7 – 10 ). Эта часть и вся книга заканчивается рассказом, заимствованным из книги Неемии, о чтении и изъяснении Ездрой Закона на всенародном собрании в Иерусалиме (9, 37–55; ср. Неем. 8, 1–13 ). Конец книги такой же неожиданный, как и начало ее. 3. Источники, время происхождения и цель книги. Из обзора содержания 2-й книги Ездры видно, что она охватывает тот же период времени и те же темы, что и заключительные главы 2-й Паралипоменон, каноническая книга Ездры и частично книга Неемии, но история излагается в ней в несколько ином порядке, с опущениями и некоторыми оригинальными добавлениями. Для наглядности и облегчения запоминания параллельные места представим в таблице. 2Езд. 1, 1 – 2, 5 пересказывает 2Пар. 35 – 36 2Езд. 2, 1–15 пересказывает 1Езд. 1, 1–11 2Езд. 2, 16–31 пересказывает 1Езд. 4, 6–24 2Езд. 3, 1 – 5, 6 оригинальный отрывок 2Езд. 6, 1 – 7, 15 пересказывает 1Езд. 5 – 6 2Езд. 8, 1 – 9, 36 пересказывает 1Езд. 7 – 10 2Езд. 9, 37–55 пересказывает Неем. 8, 1–13 Вторая книга Ездры, таким образом, является работой компилятора, который использовал часть канонических книг – Паралипоменон, Ездры и Неемии – и добавил рассказ о состязании царских телохранителей (3, 1 – 5, 6) из неизвестного источника. Некоторые считают, что составитель этой псевдоэпиграфической книги, делавший заимствования из канонических писаний, имел под руками не еврейский текст, а греческий перевод Семидесяти, составленный, как известно, в III – II вв. до P. Х. Другие исследователи высказывали предположение, что она представляет собой независимый перевод с древнееврейского текста. Единого мнения пока еще нет. Большинство современных библеистов полагают, что она написана во II веке до Р.Х., возможно, иудеем-эллинистом, жившим в Египте, в Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

19). Малахиино „Я ненавижу развод“ теперь уже оставлено, теперь требуется развод, но цель его остаётся одна и та же – сохранение национальной чистоты: только очевидно, что ревнители этой чистоты теперь усилили свои требования, – несомненно, под влиянием некоторого успеха. Что касается настроения общества, то Ездре уже не приходилось встречаться с софистическими попытками оправдать своё беззаконие, а напротив, он уже в среде самой общины иудейской застал реакцию против смешанных браков, которой он, с своей стороны, и оказал энергичную поддержку. Наконец, и подкреплял свои требования Ездра более энергичным способом, так как наделён был большими полномочиями от царя – над всяким, „кто не будет исполнять закона Божия... немедленно производить суд над ним, на смерть ли, или на изгнание, или на пеню имущественную и на заключение в темницу“ ( 1Езд.7:26 ). И он на самом деле распоряжался весьма решительно (ср. 1Езд.10:8 ), а народ был ему покорен (ср. 1Езд.9:4,10:12 ) (стр. 68–71). По всем изложенным основаниям я и являюсь сторонником мнения о принадлежности книги Малахии ко времени до 458 г. Подробно разбирая аргументацию прочих мнений (стр. 71–86), я раскрываю невозможность согласиться с ними. Что же касается более точного определения времени Малахии, то, имея в виду упоминаемый им разгром Идумеи ( Мал.1:3 ), я полагаю, что Малахия проповедовал вскоре после 484 года, когда Ксеркс окончил свою войну с Египтом (стр. 86, ср. 49 и в коммент. § 16, стр. 184). 2000 В 4-ой гл. Ездры после замечания, что соседи иудеев, обиженные отказом от их участия в храмостроении, стали „ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строении“ ( 1Езд.4:4 ), содержится сообщение: „и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира царя Персидского и до царствования Дария царя Персидского“ ( 1Езд.4:5 ). Это всё относится к истории храмостроения. Но 6-й ст. и следующие, в теперешнем тексте долженствующие относиться к той же истории, на самом деле переносят нас к событиям позднейшим и именно – наполовину ко времени Малахииной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010