Во-вторых, святой Апостол говорит о тех, которые верою творили правду, что относится преимущественно к пророкам, которые возвещали людям правду Божью, и сами жили в этой правде, усердно служа Господу. В-третьих, святой Апостол говорит о тех, которые верою получали обетования. Многие из судей, царей и пророков, по вере в Бога получали от Него те или другие обетования. Но в особенности царь Давид получил обетование от Бога, что от его семени произойдут цари, имеющие царствовать преемственно до плена Вавилонского (см. 2Цар. 7:12–16 ). В-четвертых, святой Апостол говорит о тех, кои поверив в Бога, заграждали уста львов. Под ними можно разуметь Самсона, растерзавшего льва (см. Суд. 14:5–6 ), в особенности же пророка Даниила, который дважды заключен был в львиный ров, и оба раза львы не причинили ему никакого вреда, ибо ангел Господень, по вере пророка, заградил им уста (см. Дан. 6:16–22, 14:31–42 ). В-пятых, святой Апостол упоминает тех, кои по вере в Бога угашали силу огня. Здесь нужно разуметь трех отроков (Ананию, Азарию и Мисаила), которых вавилонский царь Навуходоносор приказал, за непоклонение их идолу, бросить в огненную печь, но по вере их в Бога, ангел Господень охладил пламень огня, и они вышли из печи невредимыми (см. Дан. 3:17–94 ). В-шестых, святой Апостол упоминает о тех, которые по силе веры своей избегали острия меча, например, пророк Илия избег угрожавшей от меча смерти, по приказанию Иезавели ( 3Цар. 19:2–3 ), царь Давид избег смерти от меча Саула (см., напр. 1Цар. 19:2 ) и другие. В-седьмых, Апостол упоминает о тех, что по силе веры своей, укреплялись от немощи. Так, царь Езекия, будучи при смерти, молитвою веры получил исцеление и еще жил 15 лет (см. 4Цар. 20:1–11 ). Также Иову по молитве его, Господь возвратил здоровье (см. Иов. 42:10 ). Некоторые (Златоуст), под укрепленными в немощах по силе веры, разумеют и возвратившихся из плена Вавилонского, которые были истомлены пленом до того, что стали похожи на кости сухие ( Иез. 37:11–14 ). Но и такие, при помощи Божьей, построили и храм, и город Иерусалим (см., напр, 1Езд. 3:10–13, 6:14–17 ; Неем. 12:27 ) и защищались с успехом от врагов. В-восьмых, святой Апостол указывает силу веры в тех, которые были крепки на войне и прогоняли полки чужих. Не только во времена судей и царей верующие иудеи, через веру в Бога, были крепки на войне и прогоняли полки чужих, но и после возвращения из плена, были крепки на войне с окружающими их неприятелями, и особенно в последний период существования Ветхого Завета, они, во время Маккавеев, с блестящим успехом сражались с целыми полками египетскими и сирийскими (см., напр, 1Мак. 6:28–42 ; 2Мак. 8:1–6, 15:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Например, Исх.23 помещен по ватиканскому, александрийскому и оксфордскому спискам; Исх.33:23–28, 35 помещены по комплютенскому и оксфордскому изданиям; Исх.35:13–19; 40:7–18, 24:28–31 и Есф.10 гл. вновь переведены с александрийского списка, в) Стихи и речения, переведенные в старом славянском переводе с еврейского или Вульгаты, переведены или исправлены по греческому тексту: Исх.4:16 ; Втор.23:29; 33:2 ; 1Цар.11:32–33; 4:21 . Очень много таких поправок сделано в книге Есфирь. Чтения древнего славянского перевода, соответствовавшие лишь Вульгате или еврейскому тексту, исключены или помещены «во вносных», например 1Цар.1:6 ; 1Пар.11:14 ; 1Езд.4:13 ; Прем. Сол.13:19. Исключены также ошибочные повторные переводы одного и того же слова или по ошибке внесенные с полей пояснения и распространения священного текста, ошибочные переводы греческих слов и форм, происходившие от незнания греческого языка. Таких исправлений, как уже обследовано и доказано, много в кн. Иисуса Навина и Есфирь, но несомненно и в других книгах то же сделано было, г) Стихи и речения, употребленные в разных местах Ветхого и Нового Завета, приведены во взаимное согласие. Например Исх.4:16 : в Бога, исправлено: яже к Богу – по Евр.11:17 . Исх.33:21 : не опустит тя – переведено: не обинется бо тебе – по Деян.20:20, 27 . Втор.18:21 : князю идолу, поправлено: молоху – по Деян.6:43 ... д) При пересмотре особенно важных догматических мест, исправители пользовались отеческими на них толкованиями. Например, в Иов.19:25–27 при исправлении обращено внимание кроме греческих чтений на толкования Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова . У Исаии 1 частица: ни (струп, ни язва...) поставлена по толкованию Василия Великого . В Притч.8 оставлено двоякое чтение: создамя (по Вас. Вел.) и стяжа мя (по Афанасию и гекзаплам Оригена ); в Быт.49 поставлено отложенная Ему вместо на менение ему. е) Речения и обороты, устаревшие и сделавшиеся малопонятными, как в свое время поправлялись в древних рукописях, у острожских и московских издателей (1663 г.), так же поправлялись и Елизаветинскими справщиками и заменялись новыми, употребительными или близкими к разговорной современной речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Время и цель написания. Ездра мог приступить к писанию кн. Паралипоменон по сложении с себя занятий политических, – когда правителем Иудеи был назначен Неемия, т. е. около 456 г. до P. Хр. Целью написания родословных таблиц было то, чтобы дать возможность возвратившемуся из плена народу разобраться, кто из какой фамилии происходит и соответственно этому занять земельные участки. Вместе с тем, свящ. писатель хотел внушить народу, что только верность своей религии служит для них залогом политического обновления. Этим и объясняется подробность в повествовании о царях благочестивых и выпуски истории царей нечестивых. Краткое обозрение содержания. В первой книге сначала излагаются родословные таблицы от Адама до плена Вавилонского (Гл. 1–9). Потом идет история Давида от смерти Саула до воцарения Соломона (Гл. 10–29). Во второй книге сначала идет история царствования Соломона до распадения царства (Гл. 1–9), а потом история царства иудейского от Ровоама до плена Вавилонского (Гл. 10–36). Глава 17-я. Пророчество о происхождении Спасителя из дома Давидова. (Эта глава есть воспроизведение 7-ой гл. 2 кн. Царств). 6 ст. Отрицательные слова Господа на намерение Давида построить храм выражают то, что дом, достойный обитания Господня, не может быть построен руками человеческими, и что такой дом воздвигнет Тот, Кто будет иметь божественное достоинство, Которого царство вечное. Этот таинственный дом есть церковь , которую стяжал Мессия, потомок Давида, своею кровию. Та же мысль раскрывается и в стихах 11–14. В конце второй кн. Паралипоменон находится молитва царя Манассии, носящая покаянный характер. В Еврейской библии этой молитвы нет и никогда не было. Поэтому она считается не имеющей канонического достоинства, хотя древность происхождения ее несомненна. Первая книга Ездры содержит историю Еврейского народа после его пленения и служит как бы продолжением кн. Паралипоменон. В Еврейской библии называется «Ездра». Исторические сведения об Ездре. В 7-й главе, стихе 28-м, писатель книги говорит о себе, что он собрал «от Израиля князей взыти со мною», т. е. из Вавилона в Иерусалим. А это, как известно из той же главы, сделал по повелению царя Артаксеркса Ездра священник. Он то, значит, и был писателем книги, носящей его имя. О том же говорит общее мнение толковников и иудейское предание. Священник Ездра, столь много послуживший восстановлению истинной веры и благочестия в народе после плена Вавилонского, происходил ох первосвященника Сераия, убитого по приказанию Навуходоносора в начале плена Вавилонского ( 1Езд.7:1 ; 4Цар.25:18–21 ). Сераий же был потомком Елиазара, сына Ааронова ( 1Ездр.7:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Наконец, Моисей вписал в книгу слова Закона Божия, отдал ее для хранения при ковчеге завета и заповедал читать ее народу в субботний год, в праздник кущей ( Втор. 31:9–13 ). После сего Бог призвал Моисея с Иисусом Навином к скинии, предвозвестил им, что народ израильский отступит от Него и подвергнется за это бедствиям, и повелел написать это в особенной обличительной песне и научить ей израильтян. Моисей написал эту песнь и научил ей израильтян ( Втор. 31:14–30, 32:1–47 ). Наконец, получив от Бога повеление взойти на гору Нево, Моисей пророчески благословил народ израильский по коленам, взошел на гору Нево, посмотрел на обетованную землю и умер. После смерти его принял начальство над народом израильским Иисус Навин, который был исполнен духа мудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои ( Втор. 31:9–30, 33, 34 ). Законы Моисея Бог дал чрез Моисея законы нравственные, богослужебные и гражданские. Нравственные законы кратко изложены в десяти заповедях. Сущность этих законов выражается в следующих двух изречениях закона Моисеева: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» ( Втор. 6:5 ). «Люби ближнего своего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ). В законах богослужебных Бог определил место, лица, времена и действия, посвященные Богослужению. Местом общественного Богослужения Бог назначил скинию свидения и только при ней повелел приносить Себе жертвы ( Лев. 17:1–9 ; Втор. 12 ). Лица, определенные Богом для служения при скинии, были: первосвященник, или иерей великий, священники и левиты. Звание первосвященника после Аарона должно было принадлежать главе потомства Ааронова. Посвящение в первосвященника отличалось обильным излиянием освященного мира на главу посвящаемого. В полном облачении первосвященник мог, по вдохновению свыше, давать ответы вопрошающим о воле Божией ( Исх. 28:30 ; Чис. 27:21–23 ; 1Цар. 23:9–28 ; 1Цар. 28:6 ; 1Цар. 30и далее; 1Езд. 2:63 ; Неем. 7:65 ) 253 . Он распоряжался священнодействиями, приносил жертвоприношения, в день очищения входил с кровью очищения во Святое Святых. Первосвященник не мог жениться на вдове, не мог оплакивать даже умерших близких родственников 254 . Он был прообразом Великого Архиерея, Иисуса Христа. Священниками были потомки Аарона, законнорожденные, не имеющие телесных недостатков, женатые на деве или вдове священника. Посвящение их отличалось окроплением священным миром, смешанным с кровью. Они обязаны были приносить жертвы, очищать священнодействиями проказу и другие нечистоты, наставлять народ в Законе Божием и трубить в трубы для созыва народа в праздники и на войну. Священникам запрещалось пить вино пред священнодействиями, прикасаться к мертвым, исключая близких родственников, и, в знак печали, брить голову, подстригать бороду и делать нарезы на теле своем ( Лев. 10:9; 21 ; Чис. 10:1–10, 18:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

По смерти Дария Мидянина (царствовавшего в Вавилоне 2 года) царем вавилонской монархии сделался, как уже замечено выше, Кир (в 537 г. до Р. Хр.). С этою переменою положение Даниила не изменилось, он остался в прежнем достоинстве и прежней силе ( Дан. 6:28 , ср. 1:21; 14:1–2). Пользуясь близостью к царю, пророк Даниил употребил это на благо своего народа: он показал Киру известное пророчество о нем пр. Исаии, в котором почти за 200 лет до рождения названо имя его, и предсказано, что во всех своих завоеваниях он будет пользоваться Божественною помощью и что эта помощь ему дана будет ради народа еврейского, чтобы он возобновил Иерусалим и построил в нем храм ( Ис. 44:28; 45:1–13 ). Пораженный таким необыкновенным пророчеством, Кир признал над собою власть Иеговы, Бога еврейского, и благоговейно подчинился Его воле: в самый же первый год своего единодержавного властительства (в 537 г. до Р. Хр.), после смерти Дария он издал указ об освобождении евреев из плена и о разрешении им построить в Иерусалиме храм Богу Истинному ( 2Пар. 36:22–23 : 1Езд. 1:1–4 ). Пророк Даниил однако же не воспользовался этим указом и продолжал оставаться при дворе персидского царя. Было-ли это делом его свободного избрания или же необходимости, неизвестно. Может быть самый указ Кира об освобождении евреев не распространялся на тех из них, которые состояли на государственной службе, а может быть и сам Даниил предпочел остаться в своем высоком звании при дворе, чтобы быть более полезным для своих соплеменников как оставшихся еще в плену, так и возвратившихся на родину (ибо и эти продолжали оставаться под верховною властью царей персидских). Три недели пророк Даниил провел в скорби (бех рыдая) и посте, ожидая откровения (2–3 ст.), и только в 24-й день первого месяца, находясь на берегу большой реки, именно Тигра (еддекель, ср. Быт. 2:14 ) он увидел мужа 205 одетого в ризу льняну и опоясанного по чреслам светлым золотым поясом (златом светлым). Тело его было как фарсис (ср. Иез. 1:16 ), лице его было как вид (аки зрение) молнии, очи – как горящие (огнены) свечи, мышцы и голени – как вид (аки зрак) блестящей меди, звук речей (глас словес) его как шум (глас) народа (4–6 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

3327. Дом Константинопольского патриарха Нектария (381–397) был сожжен арианами в 388 г. 3328. Сын императора Феодосия Аркадий, август с 383 г. 3329. Часть римского права, регламентирующая отношения между римлянами и чужеземцами. 3330. См.: Ириней Лионский, haer. 1. 1 ; Тертуллиан, adu. ualent.; блж. Августин, haeres. 11. 3331. Юпитер, Юнона, Аполлон, Диана, Минерва, Марс, Нептун, Венера, Церера, Либер, Меркурий, Вулкан. 3332. Память семи братьев Маккавеев отмечалась 1 августа. 3333. См.: Числ 21:21–31; 21. 1–3; Исх. 14:4. Цар. 25:1; 1Езд. 1. 3334. Ср.:2 Цар. 7:8–16. 3335. Имеется в виду узурпатор Магн Максим. 3336. После поражений под Сисцией (совр. Сисак в Хорватии) и Петавионом (совр. Птуй в Словении) Максим бежал в Аквилею. 3337. Речь идет об Андрагафии, который, оставив армию под Сисцией, возглавил морскую флотилию Максима. Узнав о смерти Максима, покончил с собой. 3338. Войско Феодосия состояло из готов, гуннов и аланов. 3339. Ср.: Рим. 5:6. 3340. См.: Лк. 7:43. 3341. Ср.: Суд. 6:28–31. 3342. Ср.: Ин. 8:18–19. 3343. Возможно, свт. Амвросий имеет в виду указ от 388 г. (Cod. Theod. 16. 5. 14), запрещавший собрание еретических сект. – Примеч. пер. 3344. См.:4 Цар. 23:3–25. 3345. См. примеч. к epist. 73. 13. 3346. Комит Востока. 3347. Аркадий и Гонорий. 3348. Мятеж 387 г. в Антиохии с низвержением императорских статуй, которому посвящены знаменитые «Беседы о статуях» свт. Иоанна Златоуста. 3349. Узурпатора Максима. 3350. Написано в марте 386 г., во время конфликта между императрицей Юстиной, поддерживающей ариан, и свт. Амвросием. В ходе конфликта от святителя потребовали отдать одну из базилик арианам, см.: epist. 75а, 76, 77; блж. Августин, conf. 9. 7. См. также: Liebeschuetz. Р. 124–136. 3351. Арианский епископ г. Дуросторум (ныне г. Силистра в Болгарии) Меркурий по прибытии в Медиолан взял себе имя Авксентий в честь епископа–арианина Авксентия, предшественника свт. Амвросия на Медиоланской кафедре. 3352. Император Валентиниан I (364–375). 3353. См.: Сократ, hist. eccl. 4. 1; Феодорит, hist. eccl. 3. 16.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

60 . И Кир, царь Персидский, позволил пленным идти во Иерусалим. И Зоровавель и священник Иисус Иоседеков привели 42360 во Иерусалим и праздновали, и славили Бога, и положили основание храма ( 1Езд.1:13; 2:164 ). 61 . И священник Ездра учил народ: покайтесь пред Господом и исполните волю Его. И стали строить стену, и в 52 дня окончили ее, а народу Ездра читал закон Божий и толковал его ( 2Езд.9:4546 ). 62 . А в Книге Товита воспевается благочестие его, ибо он, живя на чужбине, в ассирийском плену, соблюдал закон Божий и любил истину и правду, отличался добротой, милосердием, сохранял веру, почитал праздники Божии ( Тов.1:18 ). 63 . Товит алчущим давал хлеб, нагим одежды и погребал умерших, выброшенных за стены Ниневии. Он помнил слово Господне, что милостыня избавляет от смерти вечной и ада ( Тов.1:17 ). 64 . И за добродетели Товита Господь послал Архангела Рафаила, и он сохранял сына его Товию в пути и устроил ему брак с девицею Саррою, и изгнал злого духа Асмодея, и исцелил от слепоты Товита ( Тов.3:1617 ). 65 . И, восходя от земли к пославшему его Богу, Архангел сказал: Я Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых, и вы на земле благословляйте Бога. Прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедайте Бога пред всеми живущими. Ибо многие народы языческие приидут издалека к имени Господа Бога, с дарами в руках, с дарами Царю Небесному, роды родов восхвалят Бога ( Тов.12:6 ). 66 . И прославил Бог Товита и даром пророчества, и он знал, что Ниневия будет разрушена, и повелел сыну переселиться в Мидию, и знал, что возвеличен будет Иерусалим и храм в нем, и все народы будут благословлять Христа Жизнодавца. Сто пятьдесят восемь лет было Товиту, когда душа оставляла его, и он говорил предсмертные слова: Итак, дети, знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость ( Тов.14:411 ). 67 . Олоферн, воевода второй после царя Навуходоносора, повел 120 тыс. пехоты и 12 тыс. всадников против всей земли, на западе, чтобы все народы служили одному Навуходоносору и призывали его как Бога ( Иудиф.2:513 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Sophoniae пророка Аггея ’Αγγαιος Aggaei пророка Захарии Ζαχαρασ Zachariae пророка Малахии Μαλαχας Malachiae 1 Маккавейская Μακκαβαον I Maccabaeorum 2 Маккавейская II Maccabaeorum 3 Маккавейская В древнем ветхозаветном каноне насчитывалось 22 книги, по числу букв еврейского алфавита, или 24 книги, по числу букв греческого алфавита, при этом: две кн. Самуила (1, 2 Царств), Царей (3, 4 Царств), Паралипоменон, кн. двенадцати «“малых”» пророков и кн. Ездры и Неемии считались за одну книгу ?24 кн.; а при соединении кн. Руфь и кн. Судей, и кн. Плач Иеремии к кн. Иеремии ?22 кн. В общем счете 39 книг. К неканоническим книгам принадлежат 11 книг, которые находятся в переводе LXX: послание Иеремии, кн. Варуха, Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, 2 и 3 кн. Ездры, Маккавейские 3 кн., и несколько неканонических отрывков: в кн. Есфирь, места не обозначенные счетом стихов; молитва Манассии во 2 кн. Паралипоменон (36 гл.); песнь трех отроков в кн. прор. Даниила (3,24–90); там же, повесть о Сусанне (13 гл.), история о Вилле и драконе (14 гл.) Вместе 50 кн. Третьей кн. Ездры нет в греческом тексте, в славянском и русском тексте переведена с Вульгаты, в латинском тексте отсутствует третья Маккавейская книга и кн. Неемии соединяется с 1 кн. Ездры. Главы и стихи в Ветхом Завете. Первоначально в Библии не было разделения на главы и стихи. Только в XIII веке архиеп. Кентерберийский Стэфен Ленгтон (1155–1228) создал для удобства пользования Писанием систему глав, которая удержалась до наших дней. В 1240 году кардинал Гуго Сен-Шерский разбил главы на подглавы, но в 1551 году в парижском издании Библии Робера Этьена эти подглавы были заменены стихами. Еврейский текст Ветхого Завета. (МТ) Происхождение еврейских текстов Священного Писания восходит к глубокой древности. Закрепленные на письме, они были, вероятно, утрачены или подверглись порче во время вавилонского плена. В V в. до Р. X. после возвращения евреев из плена все наличные книги Священного Писания были со­браны и отредактированы под руководством священника Ездры. Все эти тексты написаны на древнееврейском языке, но в произведениях, воз­никших после вавилонского плена, встречаются вставки на арамейском ( 1Езд.4:8-6:12, 7:12-26 ; Дан. 2:4-7:28 ).

http://azbyka.ru/ekzegeza

В Ветхом Завете этим словом (Евед Ягве) именовались особо избранники Божии: патриархи ( Быт.26:24 Исаак. Быт.24 – Иаков), пророки ( 4Цар.9:7 ; 1Езд.9:11 ; 3Цар.14:18 проч. – около 36 раз), вожди и праведники ( Суд.2:8 ; Иов.1:8 ), цари ( 2Цар.3:18 др. – около 30 раз), и весь Израиль ( Пс.135 ). В Песнях Раба Господня (42:19; 49:17; 50:49; 52:13,12) говорится о Рабе Господнем, проповедующем истинную веру, страдающим во искупление грехов человечества, приносящим свет всем народам и прославляемом Богом. Эти пророчества Иисус Христос применил к Себе ( Лк.22:19–20, 37 ), и первохристианская Церковь признавала в этом описании Раба Господня таинственное предвозвещение о жизни и искупительной смерти Господа Иисуса Христа ( Мф.12:17–21 ; Ин.12:9 ). Поэтому в свете новозаветного толкования, в полном объеме и совершеннейшим образом предречения Песней о Рабе Господнем исполнились только на Иисусе Христе и ни на ком другом. К ветхозаветному Израилю они могут относиться лишь отчасти, как к прообразу, и как народу Господню, которому была вручена на хранение истинная вера. Но еврейский народ, как известно, не был идеальным исполнителем данной миссии, и поэтому в ряде мест Песен он обличается как недостойный раб Господень (напр. 42,19: «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, т вестник Мой...»). Первая песнь. О кротком Отроке Господнем ( Ис.42:1–9 ) В стихах 1–9 этой главы содержится пророчество о Мессии, имеющим прийти на землю в образе кроткого и смиренного Раба Господня, благовестника спасения для всех жаждущих Его, также об установлении Им Нового Завета и просвещении язычников. С самого начала главы речь идет от лица Бога, говорящего о Своем Отроке: Вот Раб Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу ух Мой на Него, и возвестит народам суд». Согласно Евангелию от Матфея (12:15–21) это пророчество относится к Личности и служению Иисуса Христа, воплотившееся Сына Божия, Который пришел на землю в смиренном Облике человека, по выражению апостола Павла, «приняв образ раба, делавшись подобным человекам и по виду став как человек»: Филипп, 2:6–7). Но греческие переводчики, добавившие к оригинальному тексту первого стиха слова «Иаков» и «Израиль», очевидно, относили это пророчество к ветхозаветному Израилю, как хранителю и проповеднику истинной религии. Этих добавлений греко-славянской Библии нет в Евангелии от Матфея, где текст Ис.42:14 как пророчество, исполнившееся и Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Возвращу преселение Иакова, и пленники его помилую – этими, словами пророк повторяет мысль, высказанную выше, в 3, 8 и 17 ст. – Возградится град в высоту свою, и храм по чину своему утвердится, т. е. город (Иерусалим) будет построен снова на холме или на возвышении, и храм будет построен по своему плану, в прежнем порядке, короче – по прежнему (ср. подобное пророчество у Ис. 44:28 ). Исполнение этого пророчества указано в кн. Ездры ( 1Езд. 3:10–13; 6:15 ) и Неемии ( Неем. 2:18; 4:1; 6:1, 15; 7:1 ). – Изыдут из него (из храма) поющии и глас (звук) играющих, и умножу я, и не умалятся – это значит, что богослужение, сопровождавшееся обыкновенно пением и музыкой, возобновится в храме в прежнем благолепии (ср. Иер. 33:11 ); число певцов и музыкантов не только не уменьшится, а даже умножится. – И внидут сынове их якоже и прежде, и свидения их пред лицем Моим исправятся – потомки их будут входить (в храм) по-прежнему и религиозные собрания их (свидения, русск. – сонм их) пред лицом Моим (ср. выше – 23:39) возобновятся (исправятся). – И посещу на вся стужающыя им – Бог посещает людей или милостями или гневом; здесь разумеется последнее, и посему настоящие слова можно передать так: посещу гневом Своим т. е. накажу всех, которые притесняют иудеев (ср. выше, 16 ст.). – И будут крепльшии его на ня – этими словами пророк указывает самый образ наказания врагов народа Божия, именно – что «против них (на ня, ср. стужающыя) восстанут народы более сильные, чем иудеи» (крепльшии его). Под народами более сильными, чем иудеи (крепльшии его) разумеются (по блаж. Феодориту) мидяне и персы, которые действительно сокрушили могущество вавилонян (см. об этом Ис. 13:17 ), названных здесь стужающими т. е. угнетающими иудеев (ср. Ис. 47:6 ). – Князь его (т. е. Израиля) из него изыдет – это значит, что евреи по возвращении из плена будут жить под управлением не чужих, а своих правителей (ср. выше 8–9 ст.). – Соберу я, и обратятся ко Мне: кто бо есть той, иже приложит сердце свое обратитися ко Мне; Я Сам соберу их к Себе (противоположение этому: возму и повергу вас от лица Моего – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010