Все колебание таким образом ограничивается 30 или 40 годами из 5-го века до Р.Х. Причиной такого удивительного единодушия служило, вероятно, последнее место, занимаемое книгой Малахии в пророческих книгах, указывающее на ее позднейшее происхождение; затем на то же указывали несомненные даты послепленного происхождения ее, каковы: неупоминание о царях и князьях, как виновниках преступлений народа, такое же молчание о почитании языческих богов и вообще молчание о всем строе допленной жизни евреев. С другой стороны, ясное упоминание о построенном уже храме и совершавшемся в нем жертвоприношении ( Мал.1:6–2:9 ) делает несомненным появление Малахии по построении уже 2-го храма и после Аггея и Захарии, при коих храм еще строился. Упоминание Малахии (2:10–16) о браках евреев с иноплеменницами, имеющее себе ясную параллель в деятельности Ездры ( 1Езд.10:2–44 ) и Неемии ( Неем.13:23–29 ) и проступках современных им евреев, очевидно приближает время жизни Малахии к эпохе Ездры и Неемии. Что касается большей частности: деятельность Малахии предшествовала ли, или современна была, или следовала за деятельностью Ездры и Неемии, то в виду того что в русской литературе, согласно с многими западными исследователями (Рейсом, Блекком, Новакком, Каучем) очень обстоятельно доказывается предшествование Малахии Ездре и Неемии, и мы уступим автору и признаем, что Малахия произносил свои речи до прихода в Палестину Ездры и Неемии, хотя записывал их в книгу и жил и при них. Следовательно его служение и жизнь падают приблизительно на 460–430 гг. до Р.Х. Книга пророка Малахии различно делится исследователями западными и русскими на части, а издателями свящ. текста на главы. Кажется, наиболее естественное деление ее на две части: обличительную (1 и 2 глл.) и пророческую (3–4 глл.). В первой части пророк порицает священников и весь еврейский народ за небрежное отношение к жертвоприношениям и частые разводы с женами; во второй, на ряду с обличениями, пророк предвозвещает явление Ангела Завета – Мессии, как Судии, и его предтечи – Илии, и спасение евреев, благоговеющих пред именем Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 60 60:1–22 Пророчества Исаии о Божественном спасении получают дальнейшее развитие в рассматриваемой главе. Удивительные слова пророка о славном будущем Иерусалима в наши дни воплотились в образе Иерусалима небесного, а окончательно сбудутся в новом небе и новой земле. 60 Восстань. Слова, с которыми прежде пророк обращался к иудеям, томящимся в плену (51,17; 52,1), теперь адресованы участникам нового завета. светись. Лучи Божественного света пронизывают и наполняют Сион (ср. Лк. 1,78.79 ; Еф. 5,14 ; Откр. 21,11 ). 60 тьма покроет... воссияет Господь. Как и во времена исхода из Египта, Господь дарует Свой свет избранным, в то время как над всей землей простираете тьма ( Исх. 10,23 ). слава Его. См. 4,5; 40,5; Ин. 1,14 ; Откр. 21,11 . 60 придут народы. В 2,3 пророк говорил о народах, приходящих научиться путям Господним; ныне они восходят на Сион поклониться свету Божественной славы. Это пророчество продолжает исполняться в наши дни в каждом человеке, открывшем для себя Бога (2,2–4 и ком.). к восходящему над тобою сиянию. Т.е. ко Христу (42,6; 49,6). 60 Возведи. Эти слова обращены к спасенным верным сынам Израиля, перед которыми открывается величественная картина наступления века Мессии. 60 богатство... придет к тебе. См. Агг. 2,7 ; Зах. 14,14 . Это пророчество начало осуществляться, когда Дарий повелел возвратить иудеям захваченные вавилонянами сосуды иерусалимского храма ( 1Езд. 6,8.9 ). Окончательное исполнение этих слов наступит, когда новый Иерусалим восстанет над вечностью и в нем воцарится Христос ( Евр. 11,39.40; 13,14.15 ). 60 из Мадиама. Населявшие эту пустынную местность племена были известны как торговцы и проводники караванов ( Быт. 37,28.38 ; Суд. 6,5 ). Ефы. Местность в непосредственной близости от Мадиама ( Быт. 25,4 ). из Савы. Страна в юго-западной Аравии. Царица Савская нанесла визит царю Соломону ( 3Цар. 10 ). 60 Кидарские. См. ком. к 21,16.17. Неваиофские. Так называлось одно из измаильтянских племен ( Быт. 25,14 ), известное также под именем Нават.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Отсчет начинается с выхода повеления о восстановлении Иерусалима (Ездра). После плена царь Кир разрешил восстановить только Храм (восстановление Иерусалима произошло спустя несколько десятилетий после восстановления Храма – 1 марта 445 до Рождества Христова ( 1Езд. 7, 11–26 ). Седмина – это семь лет. В Ветхом Завете год имел продолжительность 360 дней, а месяц 30 дней. Длительность года изменилась в результате космических катастроф во времена пророка Исаии (тень отодвинулась на десять ступеней назад) и позже. Прибавляем 69 седмин – и получается 30 или 27 год по Рождестве Христовом, 1 марта. Распятие предсказано точно. Город и святилище будут разрушены вождем – Титом. Последняя седмина разделяется на две части: власть Христа и власть Антихриста. «И потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2, 7 ). Христос очищает от грехов. Он прекращает действие великого преступления (первородный грех). Беззакония сделаны беззаконниками – язычниками. Будет дано вечное оправдание и на Нем закончатся пророчества Ветхого Завета. Христос – Пророк. О том, что Он будет пророком, говорит Второзаконие: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор. 18, 18–19 ). Пророк, как Моисей, то есть Пророк, заключающий Завет. Мессия совершит много чудес. «Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки» ( Ис. 35, 4–6 ); «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос. 11, 1 ). Здесь речь идет об Израиле как усыновленном чаде Божием. Евангелист Матфей относит эти слова к бегству в Египет и возвращению. Мессия воспринимается Евангелистом как Вождь Израиля (вывел еврев из плена). Израиль и назван Сыном, потому что был руководим Сыном Божьим. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» ( Иер. 31, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

2) Матфей разделяет Его Родословие на три великие периода и в каждом полагает по 14 (2x7) родов – или по таинственному значению числа 7, или для облегчения памяти в вычислении родов – и потому, чтобы не нарушать общего числа 14, он в исчислении родов опускает имена царей Охозии, Иоаса и Амассии, бывших между Иорамом и Озиею, и – может быть – многих лиц из других периодов. Это разделение Родословной на три части соответствует трём периодам жизни Иудейского народа, под управлением: а) Патриархов и князей рода, б) Царей и в) Первосвященников. В отношении к раскрытию воли Божией о спасении Рода Человеческого первый период можно назвать периодом обетований, второй – пророчеств, третий – ожиданий. Примечание. Опущение имён некоторых предков было в обычае у священных писателей (Сравните: 1Езд.7:1–5 ; 1Пар.6:4–13 ), и у Евангелиста Матфея могло основываться также на какой-нибудь древней родословной таблице, или – как думают некоторые – на том, что не упомянутые цари были в родстве с нечестивым и отверженным домом Ахава, царя израильского, хотя из них Иоас и Амассия творили и угодное перед очами Господа ( 4Цар.8:26,27, 12:2, 14:3 ). Вернее же всего предположить, что Матфей хотел соблюсти везде определённое число 14 (2x7), и излишние против этого числа имена опустил. Такой же пропуск, на основании некоторых исчислений, можно предполагать в другие периоды составленной Матфеем Родословной. При этом следует заметить, как об этом можно заключить из того, что Лука на два последние периода – то есть между Давидом и Христом – полагает 40 или 42 рода, вместо 28 исчисленных у Матфея. Во всех почти рукописях греческих в исчислении царей пропущено имя Иоакима, отца Иехониина; но, по свидетельству Иеронима, этот пропуск произошёл не от Евангелиста, а от переписчиков, которые смешали имя Иехонии, по-иудейски Иоахин, с именем его отца Иоаким; но так как от этого пропуска нарушается принятое Евангелистом для каждого периода число 14, то в большей части изданий греческого текста и в переводах (например, Русском) имя Иоакима вносится в текст Евангелия; иначе пришлось бы имя Иехонии считать два раза, и в период царей и в период после плена (Сравните: подстрочное примечание в Слав.Библии Елисаветинского издания).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

69 седмин (7+62=69), или 483 года, отсчитанные от 458/7 года до Р.Х., приходятся примерно на 26-й или 27-й год христианской эры (483–457=26), бывший годом крещения Христа и выступления Его на общественное служение в 30-летнем возрасте. Стих 25б. Первые семь седмин выделяются, как период времени, в который завершится возвращение народа и восстановление святого города и его стен. «И возвратится, и соградится стогна, и забрала, и истощатся лета» «И возвратится (народ) и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». «И возвратится», Раб Божий добавляет для ясности: «народ». Стогна – улица, площадь; забрала – стены. «И истощатся лета», то есть в этом пройдут годы первой седмины. В МТ и РБ – «но в трудные времена». Из книг Ездры и Неемии известно, что возвратившиеся, действительно, восстанавливали святой город при самых неблагоприятных обстоятельствах – при противодействии враждебно настроенных соседей, особенно самарян. До времени Ездры – Неемии город все еще не был восстановлен и был баззащитным: не имея стен, подвергался вооруженным вторжениям соседей ( 1Езд.4:23 ); население было малочисленным, вследствие чего большие пространства внутри города оставались незаселенными ( Неем.7:11 ); стены, только восстановленные при Ездре, разрушили самаряне ( Неем.1:23 ), после чего они окончательно были построены прибывшим Неемией ( Неем.6:15 ). Но все же через 49 лет (семь седмин) город был восстановлен и укреплен, то есть пророчество исполнилось в точности. Древний историк Геродот, путешествовавший в конце V века по Палестине, свидетельствует, что город Иерусалим («Кадитие» – «святых») немногим меньше города Сард – столицы богатого Лидийского царства. А историк Гекатей Абдерский, живший во время Александра Македонского, то есть столетием позже Геродота, в своем описании изображает Иерусалим городом крепким, имеющим более 50 стадий в окружности, с населением 120 тысяч жителей. Стих 26 Когда, по истечении первых семи седмин, пройдут еще шестьдесят две седмины (7+62=69, «потребится помазание (греч. – _______) и суд не будет в нем»; в РБ – «предан будет смерти Христос (евр. Машиах – Помазанник) и не будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Бог , обещавший устами Иеремии, что храм будет снова построен, внушил Киру мысль – обнародовать указ, которым дозволялось Иудеям возвратиться в отечество и построить в Иерусалиме храм истинному Богу. Иудеи, отправившись в Иерусалим, под предводительством Зоровавеля, видя, что новый храм значительно уступает в богатстве и великолепии древнему храму, горько плакали ( 1Езд.3:12 ). За грехи Иудеев, Господь попустил Антиоха осквернить этот храм. Иудеям, под угрозою смертной казни, было приказано «прекратить всесожжения и жертвы, и возлияние во святилище» ( 1Мак.1:45 ; 2Мак.6:2 ). Три года спустя, Иуда Маккавей, освободивши страну от Сириян, очистил храм и восстановил Богослужение. В таком положении храм оставался до Ирода. Этот царь, желая приобрести любовь Иудеев, начал перестройку храма, что было исполнено им в девять с половиною лет, хотя работы над наружными пристройками продолжались долгое время после: «Сей храм строился сорок шесть лет» ( Ин.2:20 ). Общий вид и расположение этого храма были таковы. Храм занимал площадь в одну квадратную стадию; эта площадь разделялась на два квадратных двора, – наружный и внутренний. Наружный двор был вымощен узорчатою мостовою и обстроен в несколько рядов галереями. Крыши галерей были сделаны из кедровых дерев и поддерживались мраморными колоннами. (В этих галереях располагались, между прочим, упоминаемые в Евангелии торговцы и меновщики денег). Наружный двор назывался двором язычников, потому что в нем могли находиться лица всех наций. Он отделялся от внутреннего двора стеной. Внутренний двор лежал выше наружного; чтобы проникнуть во внутренний двор, нужно было подняться по 14-ти-ступенпой лестнице; от лестницы до стены была площадка в 10 локтей ширины, a чтобы войти в ворота стены, нужно было подняться еще на 5 ступеней. Внутренний двор был также вымощен и в него вели 10 ворот: 4 с севера, 4 с юга и 2 с востока. Внутренний двор назывался двором Израильтян и разделялся на три отделения: двор жен, двор мужей израильских и двор священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В наказание за это на них обрушивались величайшие бедствия. Противостояние израильтян и хананеев продолжалось очень долго, и лишь во времена Ездры было осуждено языческое идолопоклонство, расторгнуты все браки с язычниками и все иудеи поклялись исполнять заповеди Бога ( 1Езд. 9; 10 ; 2Езд. 8, 65–92; 9 ). 634 Якоже Соломон жены ради поклонился идоломъ и отступи от Бога жива... – Соломон, царь Иудейский, 10-й сын Давида, вступив на престол, женился на дочери египетского царя Фараона и, хотя поклонялся единому Богу своего отца, счел необходимым на время разрешить идольские богослужения и жертвоприношения ( 3Цар. 3, 2–3 ). Впоследствии, уже в старости, набрав себе в гарем множество наложниц из языческих стран, в угоду им построил капище Хамосу и Молоху и стал служить им и поклоняться Астарте и другим языческим божествам ( 3Цар. 11, 1–13 ). 635 ...Ероавамль в Самории... до разорения Самарии. – Иеровоам – царь Израильский (975–954 гг. до н. э.). Его резиденцией был город Сихем на западе Самарии – центральной области земли Ханаанской. Уже в начале своего царствования Иеровоам поставил в городах Дане и Вефиле, находящихся на противоположных концах царства, двух золотых тельцов с целью лишить народ Самарии потребности ходить для совершения жертвоприношений в Иерусалим – столицу враждебного царства ( 3Цар. 12, 25–28 ). И установил праздник, подобный празднику в Иудее, во время которого народ совершал жертвоприношения своим тельцам. Этот обычай поддерживался и последующими правителями вплоть до разорения Самарии во время правления царя Осии ( 4Цар. 17:1–6 ). 636 ...Христову бо икону равно Аполонову идолу судил ecu, Богородичну икону равно Диеву судил ecu, и прочих святых... – Аполлон, Дий (Зевс) – античные божества. Этот фрагмент послания Грозного – цитата из Послания Иоанна Дамаскина к Константину Копрониму о святых и честных иконах, памятника, традиционно использующегося в полемике с иконоборцами и вошедшего впоследствии в изданный Печатным Двором «Сборник о почитании икон» (ср. «Коему убо идолу кланяюся, рцы ми. Аполону ли, паче же погибшему, или образу Господа нашего Исуса Христа... Артемидину ли или образу Пресвятыя чистыя владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, матере Господа нашего Исуса Христа ...Дию ли или образу святаго Иоанна Предтечи и Крестителя? Киимъ идоломъ поклоняюся, Диеву ли или святыхъ апостолъ и мученикъ воображениемъ и всхъ святыхъ иже от вка угодившихъ Господеви?...» – Цит. по изд.: «Сборник о почитании икон». М., 1642. Л. 92–92 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

г) Никакие интриги «врагов Иуды и Вениамина» здесь не имеют места: им место лишь впосдедствии, во дни Артаксеркса, при построении стен и укреплении города. д) Ссылки Ездры на жалобы врагов Иудеи и Иерусалима царям Агашверошу и Артаксерксу, и распоряжение последнего об остановке работ, равно как донос ему Рехума и Шимшая, попали в дело о храме лишь по недоразумению составителя книги, и должны быть приняты во внимание лишь в представлении последующей истории Иеруеалима. Все эти соображения Stade, отрицательным путем добытые из неудачно приобщенных к делу о постройке ссылок Ездры на интриги врагов во времена Агашвероша и Артаксеркса, и положительным – из ясных свидетельств современников-пророков, – вынуждают нас, в видах столько же оправдания Иосифа, сколько вообще выяснения правильного представления хода постройки храма – попытаться скомбинировать более или менее ясные, точные и неопровержимые свидетельства библейских первоисточников в одно согласное целое, проверяя этими данными и оригинальное представление дела Stade. То прежде всего совершенно верно, что возвратившиеся из плена Иудеи на первых порах спешат пока лишь обзавестись жертвенником. Ясные и подробные свидетельства об этом Ездры (см. а) не допускают возражения. Но хотя это возобновление жертвенника и восстановление обычных жертвоприношений состоялось (к 7-му месяцу 1-го года) в то время, когда «храму Господню еще не было положено основание» ( 1Езд.3:6 ), однако, подготовительная работа уже кипела: каменотесы и плотники стали получать серебро за свои работы, Тиряне и Сидоняне – хлеб, вино и елей за доставку строевого леса из Ливанских рощ. Далее, ясно указано и начатие и самое время начатия храма, в словах 8-го стиха 3 гл.: « во второй год по приходе своем к Дому Божьему в Иерусалим, во второй месяц, Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим, положили качало, и поставили левитов от 20 лет и выше для надзора за работами Дома Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

И воздевать руки доселе имеют обычай священники во время литургии пред началом ее, во время пения Херувимской песни и пред благословением Святых Даров. Не возбраняется воздевать руки и прочим христианам, особенно во Святую Четыредесятницу. В Церковном Уставе читается следующее наставление о великих поклонах, употребляемых при молитве Ефрема Сирина во Святую Четыредесятницу: «Егда приближится время святым великим поклонам, тогда кийждо воздев руце , и купно чувственные очи и умные возведет к Богу, якоже божественный Павел учит к Тимофею: “Хощу, – рече, – да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления” ( 1Тим.2:8 )». б) В соответствие тому, что сказал апостол о воздеянии преподобных (чистых, святых) РУК, образовался древле обычай омывать руки при вступлении в храм, для чего в преддверии храма устрояемы были водоемы. Это внешнее очищение каждому напоминало о чистоте сердечной, с какою надлежит приступать к молитве, и вместе об обязанности удерживаться от тех грехов, которые совершаются при помощи рук, и которые могут повредить успеху молитвы. Обычай омывать руки при богослужении сохранился в Православной Церкви между священнослужащими, когда приступают к совершению литургии. (См. «Сборник для любителей духовно-назидательного чтения» прот. В. Нечаева ныне Виссариона, епископа Костромского, изд. 1884 г.). III. Итак, воздевая руки и умывая их, будем, братие, помнить, что при посредстве первого молитвенного знака мы должны напоминать себе о необходимости устремлять к Богу свое сердце, и в своих молитвах надеяться не на свои силы, а на силу Честного и Животворящего Креста Господня, а умовение рук да научит нас заботиться о чистоте сердечной. Беседа О стоянии во время молитвы. I. «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ), – говорит святой апостол Павел. К числу действий богослужебных, служащих к прославлению Бога в телах наших, относится, между прочим, стояние на молитве. II. а) Обычай стоять при богослужении соблюдаем был в ветхозаветной Церкви. Так, святая Анна, мать пророка Самуила, когда была неплодна, пред Скиниею свидения стоя молила Господа о даровании ей ребенка ( 1Цар.1:26 ). О богослужении при освящении храма Соломонова говорится, что левиты и поющие возглашали, стоя перед алтарем ( 2Пар.5:12 ; слич. 1Езд.3:10 ). Не во время только молитвы стояли, но также чтение и изъяснение Закона иудеи имели обычай слушать стоя. Так, при Ездре «левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте» ( Неем.8:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Какой авторитет в исторических сведениях нужно придавать надписаниям? Очевидно, особенно в сомнительных случаях, где есть разногласие между еврейским текстом и переводом LXX, нужно проверять их показания с содержанием самих псалмов и историческими ветхозаветными книгами. При отсутствии же подобных сомнений можно ими руководиться, и без нужды и обстоятельных мотивов игнорировать исторические сведения надписаний не следует. Принятое у отцов Церкви пророчески-таинственное понимание надписаний, особенно по тексту перевода LXX толковников, также не может быть игнорируемо православным толковником. О писателях псалмов в предании заключаются следующие сведения. В надписаниях псалмы приписываются различным лицам: Моисею, Давиду, Соломону, сынам Кореевым и др. В талмуде замечено, что «Псалтирь написал Давид рукою десяти мужей: Адама, Мелхиседека, Авраама, Моисея, Асафа, Емана, Идифуна, сынов Кореевых» (Baba Batra. 14b). Библейские писатели указывают на псалмопевцев кроме Давида: Асафа, Емана и Идифуна ( 1Пар.25:1–5 ; 2Пар.29:30 ; 1Езд.3:10 ; Неем.12:46 ). Отцы Церкви и древние христианские писатели: св. Ипполит, Афанасий, Ориген , Иларий, Феодорит, Иероним, Евсевий Кесарийский – приписывали происхождение псалмов различным лицам. Бл. Иероним говорит: «мы считаем заблуждающимися тех, которые приписывают Давиду все псалмы», т. е. и не надписанные его именем (Epist. CXL, 4). При этом, согласно новозаветному наименованию Псалтири «Давидом», т. е. писанием Давида ( Мф.22:43 ; Лк.20:42 ; Деян.2:25; 4:25 ; Рим.4:6 ; Евр.4:7 ), отцы Церкви признавали в Псалтири преимущественно богодухновенные мысли Давида и объединение в нем всех псалмопевцев (свт. И. Златоуст. Беседы на псалмы: Предисл.; Феодорит. Толк. на псалмы: Предисловие. Также: Афанасий и др.). Русские богословы также соглашались приписывать Псалтирь различным псалмопевцам (митрополиты Филарет и Арсений, отцы Павский и Вишняков). Поэтому и современный православный богослов имеет основание также приписывать псалмы различным псалмопевцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010