Если же в Иер.41 упоминается «принесение в дом Господень», то лишь ливана и хлебных возношений, а не всесожжении и кровавых жертв, кои стали приноситься лишь с Зоровавеля и устроения им жертвенника ( 1Езд.3:6 ). В Плаче (2:6–7) и у Даниила (3:38; 9:17) ясно говорится о разрушении храма и жертвенника и отсутствии жертв в период плена. О возвращении храмовых сосудов " в землю иудейскую» ( Вар.1:8 ), также в пятом году плена, не может быть речи, потому что они возвращены уже при Кире ( 1Езд.1 гл.; ср. Иер.27:21–22 ). Очень загадочно и трудно изъяснимо выражение Вар.3:10 : " ты (Израиль) состарелся ( παλαιθης) в чужой земле». Как можно было употребить подобное выражение на пятом году плена? Очень и очень гиперболично было бы!.,. Подобное же выражение в Вар.4:32 : «несчастны города, которым служили дети твои», – также предполагает, что плен уже давно начался… Таким образом, в содержании книги встречаются такие качества, которые отличают ее авторитет от канонических писаний. Но, как выше сказано, некоторые христианские писатели, очень авторитетные в глазах современного православного богослова, относили эту книгу к числу «22-х книг» и вообще многие отцы Церкви уважительно относились к ней. В книге, действительно, очень много прекрасных по своему моральному и глубоко богословскому значению мест. Таковы: элегические воспоминания постигших иудеев бедствий в параллель с сознанием правоты Господа в наслании их и греховности еврейского народа, вполне заслужившего их своими беззакониями ( Вар.2 гл.). Молитва Богу о прощении их и о милости к Своему народу за его покаяние и отриновение неправд ( Вар.3:1–8 ). Восторженное пророчественное обращение к Сиону и утешение его будущей скорой славой ( Вар.5:1–9 ), очень много напоминающее радостные пророчества Исайи (40–66 глл.). Многими отдельными выражениями из этой книги часто пользовались отцы Церкви. Например, слова: «Сей есть Бог наш и никто другой не сравнится с Ним» ( Вар.3:36 ) приводятся в кондаке на память пророка Иеремии (1 мая), цитируются св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Деян. 4:32–37 ). 2) Богатства восточные изображаются несколько подробнее. «Придут к тебе (т. е. в Иерусалим) стада верблюдов, именно покроют (наполнят) тебя верблюды мадиамские и гефарские; все из Савы придут к тебе с золотом (носяще злато), принесут также и ливан и драгоценные камни, и будут благовествовать спасение Господне (6 ст.). И все овцы кидарские соберутся у тебя и овны навеофские придут к тебе и будут приноситься в приятную жертву на жертвенник Мой и тогда дом молитвы Моей (т. е. возносимой ко Мне) прославится» (7 ст.). Эти слова, как и предыдущие, в приложении ко времени возвращения евреев из плена вавилонского указывают на то, что с устроением в Иерусалиме сперва временного жертвенника ( 1Езд. 3:1–3 ), а потом постоянного храма ( 1Езд. 3:10–13; 6:15–18 ) установленное законом богослужение возобновилось и опять стали приносить обильные жертвы, чему особенно благоприятствовало скопление в Иерусалиме богатств соседних народов (см. выше). В приложении к временам Мессианским эти слова пророка указывают на то, что церкви Божии, обогащаемые доброхотными пожертвованиями верующих, будут всюду славиться своим благолепием. Верблюды мадиамские, овцы кидарские овны новеофские, золото, ладан и драгоценные камни из Савы, – все это предметы богатств восточных стран и народов, как показывают самые названия. Так, Мадиам это один из сыновей Авраама от Хеттуры ( Быт. 25:2 ), родоначальник народа мадиамского или мадианитян. Народ этот распадался на много племен, живших в разных местах и как видно непохожих друг на друга. К одному из таких племен принадлежал Иофор, тесть Моисея; это племя (или по крайней мере часть его) под именем Кенеев жило в соседстве и в дружбе с евреями ( Суд. 1:16; 4:11 ). Другие племена наоборот были весьма враждебны по отношению к последним ( Суд. 6:1–5 ). Последние кочевали в пустынях на восток от земли обетованной. О Кидаре см. выше ( Ис. 42:11 ). Навеоф (или Наваиоф) это первенец Измаила, сына Авраама, от Агари ( Быт. 25:13 ), родоначальник народа, известного под именем Наватеи или Навуфеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Почитание священных изображений Бог особою заповедью внушил людям благоговейное почитание рукотворенной святыни: «они (левиты) не должны подходить, смотреть святыню (Святое Святых с ковчегом откровения), когда покрывают ее, чтобы не умереть» ( Чис.4:20 ); и повелел совершать пред священными изображениями: а) каждение «Сделай жертвенник для приношения курений... и поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения... где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением... И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ... и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый..; это будет святыня великая» ( Исх.30:1, 6–7:34–36 ). Почитающих священные изображения Бог благословлял «И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его ... ради ковчега Божия » ( 2Цар.6:11–12 ). Не почитавших священные изображения Бог наказывал Два сына Аарона, «приступивши с чуждым огнем пред лицо Господне, умерли ..; скажи Аарону... чтобы он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку (очистилище), что на ковчеге (откровения), дабы ему не умереть» ( Лев.16:1–2 ). «И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» ( 1Цар.6:19 ). «Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» ( 2Цар.6:6–7 ). В храме Соломоновом были святые иконы «Сделал Соломон в давире (Святое Святых – 3Цар.8:6 ) двух херувимов из масличного дерева... и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов... На двух половинах дверей (для входа в давир) из масличного дерева он сделал резных херувимов» (Эти двери соответствуют царским вратам в православных храмах). На дверях (для входа в храм) «вырезал на них херувимов» ( 3Цар.6:23, 28–29, 32, 35 ). В день освящения храма Господь явил Свое благоволение к храму с его святынями: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 ; ср. 3Цар.9:2–3 ). В храме, построенном Зоровавелем (1Езд.5:2), были святые иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Самария , столица царства 10-ти колен. Этот город был построен царем Израильским Амврием. Амврий купил у некоего Семира гору Семерон, за два таланта серебра, (и) застроил ее и назвал построенный город Самарией, по имени владельца горы ( 3Цар.16:24 ). В царствование Ахаава, Самария была осаждена царем Сирийским Венададом. Он сделал Ахааву предложение – отдать ему серебро, золото, жен и детей. Ахаав согласился отдать все свое имущество, но отказал ему в выдаче имущества подданных. Тогда Венадад поклялся обратить Самарию в пепел ( 3Цар.20:3–5 ). Но этой угрозе не суждено было исполниться. Бог , чтобы наказать Венадада, хвалившегося числом своих войск, колесниц и конницы, объявил Ахааву чрез пророка, что предаст ему армию Венадада, и что для одержания этой победы достаточно 232 слуг ( 3Цар.20:13–15 ). И действительно, Венадад был принужден снять осаду и бежать. 14 лет спустя, Венадад снова осадил Самарию, в которой тогда открылся такой голод, что ослиная голова продавалась по 80 серебряных монет ( 4Цар.6:24, 25 ). В это время одна женщина жаловалась Иораму на свою подругу; они, вынужденные голодом, сговорились съесть своих детей; жаловавшаяся сварила своего ребенка и съела вдвоем с подругой, а последняя спрятала своего сына ( 4Цар.6:26–29 ). Царь, в отчаянии от такого бесчеловечного поступка, хотел обвинить пророка Елисея в тех бедствиях, которые терпели осажденные ( 4Цар.6:31 ); но Елисей, по повелению Божию, объявил ему, что на другой же день хлеб будет продаваться в Самарии по самой дешевой цене. Слова пророка исполнились. На Сирийцев напал страх: им послышался стук колесниц, ржанье коней, шум большого войска, и они бежали, оставив в лагере большие запасы провизии ( 4Цар.7:6–8 ). Наконец, Самария была осаждена Салманассаром, царем Ассирийским, в девятый год царствования Осии. Осада продолжалась три года; Самария была взята и разграблена, дома сожжены, стены города разрушены, и жители уведены в плен в Ассирию. Так исполнились слова пророков: «Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего: от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены» ( Ос.14:1 ). «Сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее, и обнажу основания ее» ( Мих.1:6 ). Уведенные в плен никогда не возвратились в Самарию, а те, которых Аснафар послал туда, не заботились много о восстановлении ее. Они построили только несколько домов на развалинах Самарии ( 1Езд.4:17 ). Разрушенная еще раз Иоанном Гирканом, Самария была восстановлена Габинием, проконсулом Сирии. Ирод Великий возвратил ей древнее великолепие и назвал ее Севастою в честь Августа. В Новом Завете она известна только под первым своим именем. Самария была просвещена светом Евангелия чрез проповедь диакона Филиппа ( Деян.8:5 ). Апостолы, узнав, что Самария приняла слово Божие, послали туда Петра и Иоанна ( Деян.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына» (1Парал.28:3, 6). Храм Соломона «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертежи притвора и домов его и кладовых его и горниц его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» ( 1Пар.28:11, 19 ). Соломон устроил храм из дорогих материалов ( 3Цар.6–7 гл.) и поставил в нем многие священные изображения ( 3Цар.6:23, 29, 32, 35 ). В день освящения храма «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 ). Явился Соломону Господь и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня... то Я истреблю Израиль с лица земли... и храм, который Я освятил имени Моему» ( 3Цар.9:3–7 ). За уклонение иудеев в идолопоклонство ( 2Пар.34:25 ) царь Вавилонский «сжег дом Господень» ( 4Цар.25:9 ). Храм Зоровавеля Так как иудеи после своего отступления от Бога раскаялись и обратились к Нему, то Он пророку Иезекиилю показал размер нового храма, «вид, расположение его» и сказал: «все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез.40:4–49, 41–42 гл., 43 гл.). Иезекиилю были показаны в храме и священные изображения ( Иез.41:17–20, 25 ). Бог возбудил дух Кира, царя Персидского, объявившего: «Бог повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме... Кто есть из вас, из всего народа Его... пусть он идет в Иерусалим... и строит дом Господа Бога Израилева» ( 1Езд.1:1–3 ). Через пророка Аггея Бог говорил: «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь... и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг.1:8; 2:7,9 ). «Встал Заровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме в присутствии пророков Господних, помогавших им» ( 2Езд.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Гораздо важнее приведенных возражений филологическое возражение нового времени, развитое Нольдэкке, Мейнгольдом, Кöнигом и другими учеными. По их мнению арамейский язык книги Даниила носит следы более поздней эпохи, чем время Даниила, и он не сходен с языком периода плена. Так здесь Навуходоносор называется , а у Иезекииля (26:7), также и в клинообразных письменах (вм. чит. ); произношение Даниила есть позднейшее перезвучие этого имени, имеющее параллель у LXX, Бероза, Иосифа Флавия. Но против этого возражения нужно сказать, что имя встречается и у более ранних писателей: у Иер.27:6; 28:11, 14 ; 4Цар.25:22 , – а потому ничего не может доказывать; встречается и не много позже Даниила: 1Езд.1:7; 5:12, 14 ; 1Пар.5:41 ; 2Пар.36:6 ; Неем.7:6 ; Есф.2:6 . Вообще у всех писателей кроме Иезекииля (и дважды у Иер.21:1, 7 ) это имя употребляется с указанным перезвучием. Имена: и (у Дан.1:7; 2:49; 3:12; 5:1, 30; 7:1; 8:1 ), употребительные у Даниила также с перезвучиями против клинообразных письмен: Bel-sar-usur и Abed-Nebo, более в Библии не встречаются и не могут решать вопроса о древности или новизне языка Даниила. Кажется в обычных же перезвучиях, при переходе одного и того же слова в другой язык, получает объяснение отмечаемая критиками фонетическая разность в арамейском языке Даниила в сравнении с языком клинообразных вавилонских письмен: у первого и , а во вторых . Эти разности неизбежны. Например, у Иезекииля (10:13), у ассир. issu; у Иез. (16:36), у ассир. nuhsu; у Иез. (24:7–8), у ассир. susu; у Иез. (8:3); у ассир. sisu (ср. Baer. L. Ezechielis. X-XVIII рр.). А какие перезвучия можно видеть у греческих писателей в греческом начертании ассиро-вавилонских имен, в сравнении с начертанием их в клинообразных письменах, и можно ли их исчислить и доказывать ими хронологические даты? Или об этом критики молчат? Между тем из перезвучий книги пророка Даниила (и то в одном слове: и ) делается очень обобщительный вывод: арамейский язык Даниила совсем не вавилонский язык пленников, а палестинский или западно-арамейский; в Вавилоне не могли так говорить, как здесь говорят, например, мудрецы ( Дан.2:4 ). Очевидно все это «сочинено» позднее… Не слишком ли поспешен такой приговор?!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

14, 4–9. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих «дню Господню», когда Господь проявит Свое величие и могущество в наказании злых и спасении избраннних; и будет Богом всей земли, а св. град – местом паломничества. Некоторые места этой главы экзегеты относят еще и к земной жизни Христа Спасителя. «И станут ноги его на горе Елеонской (4 ст.) – объясняют как пророчество о вознесении Господнем. Вознесение по кн. Деяний (1, 12) произошло именно на Елеонской горе. Землетрясение и тьму среди дня, упоминаемые в 6–7 стт., толкуют как пророчество о солнечном затмении, бывшем при распятии Спасителя. Ст.5 – »... и придет Господь Бог мой и все святые с ним» – предсказание о втором пришествии Христовом. Такими словами учил об этом событии и Сам Христос (ср. Мф. 24, 30 ). Ст. 8 «... в тот день живые воды потекут из Иерусалима...» Живая вода – благодать Святого Духа, о которой говорил Христос в беседе с самарянкой. Богослужебное употребление книги Из книги пророка Захарии читается 5 паремий: 1 . На Вход Господень в Иерусалим – 9, 9–15. 2 . В Великую Пятницу – 11, 10–13. 3, 4. В сырную Пятницу – 2 паремии. 8, 7–17; и 8, 19–23. 5. На Вознесение – 14, 1, 4. 8.11. Книга пророка Малахии 1. Личность и служение пророка Пророк Малахия (с евр. «Мой вестник») происходил из колена Завулонова. Сведения о пророке сохранило только Священное Предание(существовало древнееврейское сочинение: «О жизни и смерти пророков». Его, очевидно, использовал в своих трудах Епифаний Кипрский , а у него заимствовал сведения о пророке Св. Димитрий Ростовский (XVII-XVIII вв.)), указывающие, что пророк Малахия был, возможно, из священнического рода, ибо в книге весьма небезразлично относится к современному положению священства, имел отношение к Великой Синагоге. Умер в молодых летах. Пророчествовал он в послепленный период, после Аггея и Захарии. Из содержания книги видно, что Иерусалимский храм был уже восстановлен, но богослужение в нем совершалось с отступлениями от надлежащего порядка, которые обличал пророк (1, 6–14, 2, 1). В частности Малахия обличает иудеев за принесение жертвы с пороками, за неисправное внесение десятин и вообще за небрежение в исполнении закона (3, 8–10), за ропот на Бога, что Он медлит с исполнением обетований (о наступлении мессианских времен). Священников и народ пророк обличал за расторжение браков с законными женами еврейками и женитьбу на иноплеменницах (2, 10–16). Как известно, эти же нравственные недостатки обнаруживали нравственные недостатки среди послепленных иудеев Ездра ( 1Езд. 9–10 ) и Неемия по втором прибытии в Иерусалим ( Неем. 13, 23–27 ). Поэтому, сравнивая книгу пророка Малахии с книгами 1 Ездры и Неемии, можно заключить, что эти книги описывают одно и то же время, а, следовательно, Малахия был современником Ездры и Неемии. Время его служения приходится на период между 460–430 гг. до Р.Хр. Как последний по времени служения пророк-писатель, Малахия у евреев назван «печатью пророков». 2. Состав и содержание книги

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятикнижии ( Быт.18:19 ; Втор.31:29; 6 и др.). Соломон при построении храма постоянно руководился планом и узаконениями о скинии, начертанными в Пятикнижии, и главной святыней его храма признавались ковчег со скрижалями ( 3Цар.6–8 ­­ Исх.25:10–22; 34:1–28; 37–38 глл.). Молитва Соломона по освящении храма ( 3Цар.8 гл.) наполнена многими изречениями книг Исход, Левит и Второзакония ( 3Цар.8 ­­ Втор.10 – Господь живет на небесах небес; 3Цар.8 ­­ Исх.21:13 ; 3Цар.8 ­­ Втор.12:11 ; 3Цар.8 ­­ Втор.25:1 ; 3Цар.8 ­­ Втор.11:17 ; 3Цар.8 ­­ Лев.26 и мн. др.). В новоустроенном храме Соломон три раза в год приносит жертвы ( 3Цар.9:25 ) сообразно закону Моисееву ( Исх.23:17 ). Также поступает и недостойный преемник его Иеровоам. Существенно нарушая закон о кумирах, он старался формально соблюсти его, исполняя праздник 15-го дня 8-го месяца ( 3Цар.12 ­­ Лев.23:39 ). За уклонением от истинной веры массы народной в израильском царстве, знание и соблюдение Моисеева закона сохранялось здесь у пророков и выражалось в поступках Илии и Елисея: в их жертвах, избиении ложных пророков и т.п. ( 3Цар.18 ­­ Лев.1:6–8; 9:24 ; Втор.17:5; 18:20 ). Законы о прокаженных ( 4Цар.7 гл.), судопроизводство ( 3Цар.21 гл.) и другие законы основывались на Пятикнижии ( Числ.5:2–4 ; Лев.24:11, 14 ; Втор.33:17; 18:20 ). В иудейском царстве при Иосафате священники, согласно Моисееву предписанию, ходили с книгой закона Господня и учили ей народ ( 2Пар.17:7–10 ). Царю Иоасу, при его воцарении, вручена была книга «свидетельства» (edut – 2Пар.23:11 ), то есть закон Моисеев, называемый этим термином в Пятикнижии ( Исх.25:21–22; 16:34 ; Втор.31:26 ). При Иоасе найдена была книга закона в храме, «данная рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ; 4Цар.22:9 ) и хранившаяся там согласно его предписанию ( Втор.31:9, 24 ). Ее исполняли до плена ( 2Пар.35:12 ) и после плена читали и исполняли ( 1Езд.6:18 ; Неем.13:1 ). Согласно Моисееву Пятикнижию, священные историки судят жизнь израильтян и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

19) Пророк Илия. Идолы и кумиры суть придуманные злыми и неразумными людьми ложные боги и изображения ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его; таков языческий бог Ваал ( 3Цар.18:17–21 ). Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший ( 4Цар.13:20–21 ); посему подобает почитать кости и мощи святых. 20) Пророк Исаия. Он видел Господа Саваофа ( Ис.6:1–5 ); сообразно сему и у нас изображают Бога-Отца. Пророк Даниил. Сей пророк также видел Бога-Отца во образе Ветхого днями ( Дан.7:9–13 ). Язычники почитали своих идолов за настоящих богов, которые будто бы могут есть и пить; таков идол Вил ( Дан.14:3–22 ). 21) Построение второго храма. Второй храм по-своему устроению был подобен первому, т.е. имел изображения св. херувимов ( 1Езд.5:11 ; Иез.41:17–21; 43:5, 10, 11 ). Священная история Нового Завета 1) Посещение Божией Матерью праведной Елизаветы. «Отныне ублажат мя вси роди» ( Лк.1:48 ). Слова эти сбылись: все истинные христиане особенно усердно чествуют Матерь Божию. 3) Сретение Господа Иисуса Христа. Сорокадневного Младенца Иисуса принесли во храм ( Лк.2:22 ): посему и у нас новорожденных младенцев приносят в Божий храм. 4) Проповедь св. Иоанна Крестителя. Он питался акридами и диким медом ( Мф.3:4 ); у этого подвижника всегда была постная пища. 5) Крещение Господа Иисуса Христа. В Ветхом Завете, на горе Хориве (Синае), люди не удостоились видеть Господа, а только слышали Божий глас ( Втор.4:12–16 ); в Новом Завете, особенно при крещении Господа в реке Иордане, люди не только глас с неба слышали, но и видели Господа, т.е. здесь было истинное полное Богоявление ( Лк.3:21–22 ; Ин.1:14–18 ). Потому-то в Ветхом Завете не было изображений Господа, а только св. ангелов; в Новом Завете мы имеем изображения не только ангелов и святых человеков, но и Самого Господа. 6) Первые ученики Господа. Диавол, когда искушал Господа, то в доказательство приводил даже слова Св. Писания ( Мф.4:1–11 ). По сему-то и человека не всякого слушать нужно, который будто говорит от Писания: нужно слушать только людей на сие поставленных. Первое чудо. Господь Спаситель благословляет невинные радости и удовольствия, ибо Ему угодно, чтобы мы вели жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.2:1–4 ; Деян.2:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Землетрясение и тьму среди дня, упоминаемые в 6–7 стихах, толкуют как пророчество о солнечном затмении, бывшем при распятии Спасителя. Стих 5: «...и придет Господь Бог мой и все святые с Ним» – предсказание о втором пришествии Христовом. Такими словами учил об этом событии и Сам Христос (ср. Мф.24:30 ). Стих 8: «...в тот день живые воды потекут из Иерусалима, Живая вода – благодать Святого Духа, о которой говорил Христос в беседе с самарянкой. Богослужебное употребление книги Из книги пророка Захарии читается 5 паремий: 1 . На Вход Господень в Иерусалим (9:9–15). 2 . В Великую Пятницу (2:10–13). 3, 4. В сырную Пятницу – две паремии (8:7–17); и (8:19–23). 5 . На Вознесение (14:1–4; 8:2). 31. Книга пророка Малахии 1. Личность и служение пророка Пророк Малахия (с евр. – «Мой вестник») происходил из колена Завулонова. Сведения о пророке сохранило только Священное Предание, указывающие, что пророк Малахия был, возможно, из священнического рода, ибо в книге он весьма небезразлично относится к современному положению священства, имел отношение к Великой синагоге. Умер Малахия молодым. Пророчествовал он в послепленный период, после Аггея и Захарии. Из содержания книги видно, что Иерусалимский храм был уже восстановлен, но богослужение в нем совершалось с отступлениями от надлежащего порядка, которые обличал пророк (1:6–14; 2:1). В частности, Малахия обличает иудеев за принесение жертвы с пороками, за неисправное внесение десятин и вообще за небрежение в исполнении закона (3:8–10), за ропот на Бога, что Он медлит с исполнением обетовании (о наступлении мессианских времен). Священников и народ пророк обличал за расторжение браков с законными женами – еврейками и женитьбу на иноплеменницах (2:10–16). Как известно, эти же нравственные недостатки обнаруживали среди послепленных иудеев Ездра ( 1Езд. 9:10 ) и Неемия по втором прибытии в Иерусалим ( Неем. 13:23–27 ). Поэтому, сравнивая книгу пророка Малахии с книгами 1 Ездры и Неемии, можно заключить, что эти книги описывают одно и тоже время, а, следовательно, Малахия был современником Ездры и Неемии. Время его служения приходится на период межу 460–430 гг. до Р.Х. Как последний по времени служения пророк – писатель, Малахия у евреев назван «печатью пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010