е. Иисус Христос) прежде в дальнейшия страны земли? Сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая ( Еф. 4:8–10 ; Пс. 67:19 ). В свидетельствах апостолов и древнеотеческих разъяснениях апостольского учения о сошествии Иисуса Христа во ад дается ответ на некоторые частные вопросы, вызываемые этим учением. Таковы следующие. I. Когда и как сходил Иисус Христос во ад: по воскресении ли Своем, в одухотворенном и прославленном уже теле Своем, или, как и все люди, т. е. только человеческою душею Своею, следовательно, до воскресения? Ап. Петр говорит, что Христос ϑανατωϑες μν σαρκ, ζωοποιηϑες δ τ πνεματι, ν κα τος ν φυλακ πνεμασι, πορευϑες κρυξεν, т. е. Христос, быв умерщвлен по плоти, оживотворен же по духу 313 ), в котором (Он) и духам, находящимся в темнице, сошедши, проповедал. ν – в котором, т. е. πνεματι, – нельзя понимать в отношении к той духовности, в которой Христос восстал из гроба и по телу, в которой Он являлся ученикам Своим дверем заключенных (каковое объяснение принимается многими в лютеранстве). Прямой смысл слов апостола тот, что Христос сходил в темницу духов тогда, когда был мертвым по плоти: тогда Он, умерщвленный по плоти, будучи живым по духу, или по душе (πνεματι – наречное выражение, как и σαρκ), сходил в темницу духов. Подтверждением того, что ап. Петр под ν разумеет дух или душу Христа, служат слова его в речи, сказанной в день Пятидесятницы, что пр. Давид не о себе, но о Христе сказале: не оставиши (Ты, т. е. Иегова) души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления ( Деян. 2:27. 31 ). Таким образом должно верить, что Господь Иисус Христос сошел во ад не божеством Своим, которым Он вездесущ, и не в Своем одухотворенном, прославленном уже теле, но только в Своей человеческой душе. Таково и древнее общецерковное учение о сошествии Господа во ад. Ориген пишет: «душею без тела Он проповедовал душам без тела» 314 ). По словам св. Афанасия: «тело (Христово) достигло только до гроба, а душа снизошла до ада... Места эти разделены великим расстоянием,.. гроб приял в себя телесное пришествие, и в нем было тело, а ад – бесплотное. Ад и не вынес бы пришествия непокровенного Божества» 315 ). Против Аполлинария, отвергавшего во Христе бытие души человеческой, учители церкви спрашивали: чем же сходил Христос во ад, когда тело Его лежало во гробе, а божеством Он вездесущ? 316 ) По словам И. Дамаскина, хотя Христос «умер, как человек, и святая душа Его разлучилась с телом по месту, однако божество Его пребыло неразлучно с обоими, – т. е. с душею, которою Он сошел во ад, и телом» 317 ). Это учение увековечилось в известной церковной песне: «во гробе плотски, во аде же с душею»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Отсюда видно, что понятием λγος’а в Сыне Божием отмечаются 1) вечность, 2) личность и 3) божеское существо. Эти именно свойства Апостол Иоанн и раскрывает, в Ин. 1:1 : а) ν ρχ ν λγος, b) κα λγος ν πρς τν Θεν с) κα Θες ν λγος. ν ρχ ν λγος: – здесь субъект определяется, как постоянное бытие, относительно которого всегда дозволителен только предикат «был» и к которому ни в малейшей мере не приложим термин «произошел». Он всегда есть ν, в каждое мыслимое мгновение, и потому не может иметь начала. Что такая форма ν в данном месте у Евангелиста не случайна – это ясно по 3-му и 14-му стихам «пролога»: когда тут Иоанн говорит о твари и об историческом явлении Логоса во Христе, мы читаем у него γνετο. Равным образом и сам Спаситель настойчиво утверждает это различие между γενσθαι и εναι, прилагая первое к Аврааму, для Себя же принимая лишь последнее ( Ин. 8:58 ): πρν βραμ γενσθaι, γ εμ. Итак: Логос есть бытие постоянное, и первым из существенных Его определений является ν ρχ. Это речение невольно напоминает начальные слова книги Бытия и заставляет многих комментаторов считать Иоаннов «пролог» философско-богословским изображением акта миротворения – подобно поэтическому его описанию в 103 (104)-м псалме 148 . Но 1) если бы Евангелист разумел такой точный хронологический пункт, как уже известный читателям, он сказал бы ν τ ρχ; 2) четыре предложения первых двух стихов представляли бы тогда странную тавтологию: «в начале было слово, т. е. Бог в начале создания сказал: да будет, и это творческое слово было к Богу, т. е. принадлежало Ему и было произнесено Им, и слово было Бог, т. е. говорившим так был Бог»; 3) Иоанново изложение оказывалось бы не совсем верным, ибо прежде творческого «да будет» Моисей описывает еще происхождение неба и земли; 4) речь о творении в 3-м стихе была бы излишня и своею наличностью неотразимо убеждает, что ранее говорится о моменте, предшествующем тварному явлению мира. А так как в обычном представлении (особенно – ориенталистически-еврейском) начало мира, движущегося хронологически по «векам» ( Евр. 1:2 ), и начало времени вообще между собою совпадают, то ν ρχ Иоанна указывает на безвременность или вечность, почему и употреблено без члена – в неограниченном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

А. С. Уваров Глава II Условные слова, выражения и предложения, распределённые по восьми предметам правила о Тайне: I Таинство Крещения: accipere, percipere, suscipere, acceptus, susceptus, dies acceptionis, albatus, in albis; νεοφτιστος, νεφυτος, illuminatus, δωρ τς ζως, δωρ ζν, πηγ, fons, τ φραρ, puteus, cisterna, θεο τκνον, λοπαις, puer, infans, fidelis, πιστς, γιος, renatus, renata; quod summitas dedit adsignavit, resurrecturas, in spe resurrectionis, λπς, spes, acceptus или susceptus apud deum, кεπτα in XPTO; ν ερν, in pace, in deo, и составные из них формулы; jacet in Christo, in sinn Abraham, ν κλποις βραμ κα σακ κα κωβ; некоторые символические выражения у церковных писателей. II Миропомазания: а) целование мира; cum pace, te in pace, tecum pax, ν ερν, in pace; in Christo, ν θε и прочие составные формулы; vixit in pace, in Deo vivas, ζσας ν ερν, ν ερν προγι, ν ερν κομησις, χομητε ν ερν; б) lavit, unxit; в) crucem accipere, cruce suscepta, in signo domini. III Рукоположение: разные степени духовного звания. IV Причащения: τ γαθν, τ γαθ, σμβολα, σμβολα μυστικ, σμβολα θεων μυστηρων; сосуды с надписями: PIE ΖΕΣΙΣ, ΖΕΣΕΣ, dignitas amicorum pie zeses, cum tuis, cum caris tuis, cum tuis omnibus bibe et propina; in bono, in agape, in refrigerio, refrigere, in bono refrigeres; τ φς, φωτισμς, ζω, σωτηρα, salus, λπς, spes, ερν, pax, χθος ερν. V. Литургия и другие церковные службы. VI. Учение о Св. Троице, VII. Символ веры , VIII. Молитва Господня: важность тайны для учения о Св. Троице; символический χθς; геометрические знаки; символические выражения в гимнах, гимн св. Климента; in pace, ν ερν, vixit in pace, ζσας ν ερν, ν ερν προγι и пр., относятся до Символа веры ; omnibus amicus, omnibus могут быть отнесены к молитве Господней; символические формулы существовали также и для Таинств Покаяния, Брака и Елеосвящения. При рассмотрении внутреннего значения символических выражений мы распределим их по тем Таинствам и по тому учению о догматах христианских, к которым они принадлежат. Обращая внимание только на главные символы, как основные части символического языка, мы в доказательство их значения проведём надписи, на которых они встречаются. I. Таинство Крещения, βαπτισμς или τ βπτισμα

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересно, как Златоуст объясняет имя «Адам». Он выводит его из названия «Эдем», что на еврейском языке означает «девственная земля». «Поскольку человек создан был из эдемской девственной земли, – говорит он, – то и назван Адамом по имени матери. [...] Та – Эдем; он – Адам» ( κενη δμ, ο τος δμ) 478 . При анализе смысла слова Златоуст часто обращает внимание на его грамматическую форму. Например, анализируя выражения евангелиста Иоанна Богослова: В начале было Слово ( ν ρχ ν Λγος) экзегет обращает внимание на форму глагола εμ который стоит в имперфекте, означающем длительное действие несовершенного вида в прошлом. Форма имперфекта подчёркивает безначальность и безграничность бытия Божия. Златоуст пишет: «Разум, восходя к началу, испытывает, какое это начало. Потом, встречая было ( ν), всегда предваряющее его мысль, не находит, где бы ему остановить свой помысел, но, напрягая взор и не имея возможности ничем его ограничить, утруждается и опять возвращается долу. Выражение в начале было ( ν ρχ ν) выражает не что иное, как бытие присносущное и беспредельное» 479 . Златоуст обращает внимание и на контекст, в котором употреблена та или иная грамматическая форма слова. «Здесь слово было ( ν) не одно, само по себе означает вечность, а в соединении с другими выражениями: в начале было Слово ( ν ρχ ν Λγος) и Слово было ( Λγος ν). Подобно тому, как выражение сущий ( ν) (participium praesentis activi от глагола εμ), когда говорится о человеке, показывает только настоящее время, а когда о Боге, то означает вечность, так и выражение было ( ν), когда говорится о нашем естестве, означает прошедшее для нас время, и именно известный предел времени, а когда – о Боге, то выражает вечность» 480 . Равенство Сына с Отцом Иоанн Златоуст выводит также из библейских слов Сотворим человека по образу нашему и по подобию. Златоуст обращает внимание на форму конъюнктива глагола сотворить ( ποιω). «Сказал не повелительно: сотвори ( ποησον – imperativus aoristi), как низшему или меньшему по существу, но как равночестному: сотворим ( ποισωμεν – conjunctivus aoristi activi)» 481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Σ Υ Ν Α Ξ Α Ρ Ι Ο Ν Τ Κ» το ατο μηνς, Μνμη το γου Μεγαλομρτυρος ρτεμου. Στχοι πντα λαμπρς ρτμιος ν β, Τμηθες πλθεν ες πρτατον κλος. Εκδι ρτμιος πυκινφρων αχνα τμθη. Μνμη το σου κα θεοφρου πατρς μν Γερασμου το νου, το κ Τρικλων τς Πελοποννσου, ο τ σεπτν κα γιον λεψανον σζεται φθορον ν Κεφαλλην. Ο γιοι Μρτυρες βρης, νης, Ζεβινς, Γερμανς, Νικηφρος, ντωννος, κα γα Μρτυς Μαναθ παρθνος, ξφει κα πυρ τελειονται. Τας ατν γαις πρεσβεαις, Θες, λησον μς. μν. Κανν α», δ ζ», το γου Μεγαλομρτυρος χος β " ντθεον πρσταγμα ττητον φρνημα, ρραγεσττην, ψυχς καρτερτητα, ρτμιε κτησμενος, χθρν πανουργεματα, Μρτυς κατργησας, μλπων μμελστατα· ν ελογημνος κα περνδοξος. οας τν αμτων σου, τν πηρμνην, βασνων κατσβεσας, πυρν Θεομακριστε, κα δρσ το Πνεματος περιχεμενος, χαρων νεκραγαζες, ν ελογημνος κα περνδοξος. σεων χριτας, ναπηγζων, παθν πεκκαματα, σβεννεις θε χριτι, δικεις δ πνεματα πιστασαις σου, νδοξε ρτμιε· δι μεγαλοφνως σε μακαρζομεν. Θεοτοκον Νεκρος τν πηγσαντα, θανασαν, Παρθνε πανμωμε, θεοπρεπς κησας, ατν ον κτευε, το θανατσαι μν, πθη τ το σματος γν, κα αωνου καταξισαι ζως. Κανν α», δ η», το γου Μεγαλομρτυρος χος β " Κμινος ποτ Μστιξι σφοδρας, ρτμιε τ σμα, κδαπανμενος πνεγκας, ναποσκοπομενος, τν ντδοσιν τν μλλουσαν, ν νμει σοι κραυγζοντι, νδοξε Δεσπτης· Πντα τ ργα, μνετε τν Κριον. Αμασι τος σος, γ καθηγισθη, κα ατρεον ναδδεικται, σμα τ πολαθλον, πσαν νσον, πσαν κκωσιν, πσαν δαιμνων πντοτε, βλβην ποδικον, κ τν πιστς προσφευγντων σοι. Κσμος θλητν, δεχθης τ ν κσμ, εσεβοφρνως πωσμενος, κα τ περκσμια, βραχυττ ξωνομενος, τιμ σου ρτμιε, αματι νακρζων· Πντα τ ργα μνετε τν Κριον. κλυστος λιμν, χειμαζομνοις φθης, κα θαλαττεουσιν κστοτε, κινδνοις κα θλψεσι, κα παθμασιν ρτμιε· ν διασζμενοι, χριτι μελδομεν· Πντα τ ργα μνετε τν Κριον. Θεοτοκον εσαντας μς, πικρ το ξλου βρσει, κα συμπτωθντας λισθμασι, Πναγνε νπλασας, Πλαστουργν ποκυσασα, κα Λγον νυπστατον, χραντε, ν μνομεν, πντα τ ργα ς Κριον. Ερμς «Κμινος ποτ, πυρς ν Βαβυλνι, τς νεργεας διεμριζε, τ θε προστγματι, τος Χαλδαους καταφλγουσα, τος δ πιστος δροσζουσα ψλλοντας· Ελογετε, πντα τ ργα Κυρου τν Κριον».

http://azbyka.ru/otechnik/greek/mineja-o...

Δν χω πευθνους πληροφορας κ τν συσκψεων κα συνδιασκψεων ατν. κοσαμεν μνον ν Συνδ τν εδησιν παρ το Σεβ. Μητροπολτου Μαρωνεας κα Κομοτηνς κ.Παντελεμονος, Συνοδικο Συνδσμου μετ τς Συνοδικς πιτροπς π τν Δογματικν κα Νομοκανονικν Ζητημτων, τι λλογιμτατος κ.Βλσιος Φειδς, μτιμος Καθηγητς Πανεπιστημου κα Μλος τς ν θματι πιτροπς, καμε εσγησιν πρ τς Ατοκεφαλας τς «νας Οκρανικς κκλησας». μολογ τι μ ξπληξε δυσμενς πληροφορα ατ, Μακαριτατε, δι τ βεβιασμνον τς ντς τριημρου ξαγωγς συμπερασμτων κα πορισμτων π τν ν λγ Συνοδικν πιτροπν. γεθην τς πικρας, τς ποας κα μες γεθητε τν παρελθντα κτβριον, ταν τ ΣτΕ σπευσε ν ξαγγ χαριστικν πφασιν δι τν Παναγιτατον Πατριρχην μας, σχετικς μ τν πθεσιν το ερο Ναο κα το κτματος Προμπον. «Κα δο πλεον (Προμπον) δε» (πρβλ. Λουκ. ια’ 31-32). ξ ρχς μετρα τοποθτησις κα σστασις π το Οκρανικο θματος το κα εναι ν ξετασθ κα θεωρηθ π πσης πλευρς τ φλγον κα περπλοκον ατ ζτημα π τν ν θματι ρμοδων Συνοδικν πιτροπν, π τς Διαρκος ερς Συνδου κα ν τλει π τς Σεπτς εραρχας μν, τις κα θ ποφανθ σχετικς ν μυστικ ψηφοφορ, φο γν συνολικ θερησις το λου ατο προβλματος κα μελετηθον πισταμνως παντα τ σχετικ γγραφα κα πομνματα. Ταπεινς φρον τι τ πολυδαδαλον κα πολπλοκον ατ θμα το Οκρανικο Ατοκεφλου, ες ος κα δι’ ο τρπου χορηγθη, χρζει πολλς κα μπεριστατωμνης μελτης, θερμν κα κατανυκτικν προσευχν κα πρωτστως το τηλαυγος φωτισμο το Παναγου Πνεματος. Δν εναι δυνατν ες λακς, σην λιπαρν πιστημονικν κα θεολογικν γνσιν κα ν χ, ν ποφανθ φ’ νς τσον εαισθτου κανονικο κα κκλησιολογικο ζητματος, ταν μλιστα κοιννητοι – σχισματικο, καθρημνοι κα ναθεματισμνοι πσκοποι «χειροτνησαν», μετ τς ς νω σοβαρωττας κκλησιαστικς ποινς, τρους «πισκπους» κα «Κληρικος». Σβομαι τν προσωπικτητα κα τν πιστημονικν κρσιν το λλογ. Καθηγητο κ.Βλασου Φειδ, λλ θεωρ τι δν εναι φρνιμον κα λυσιτελς ν περιορισθμεν ες τν γνμην νς κα μνου σοβαρο κατ τ λλα πιστμονος. Τοσοτον μλιστα, καθ’ σον τερος συνδελφος ατο μτιμος Καθηγητς, λλογιμτατος κ.Παναγιτης Μπομης τς δρας το Κανονικο Δικαου, χει λλοαν τοποθτησιν π το Οκρανικο ζητματος.

http://gr.pravoslavie.ru/124026.html

г) Указанием на свое восхищение до третьего неба ( 2Кор. 12:1–10 )? д) Указанием на знамения своего апостольства в Коринфе ( 2Кор. 12:11–18 )? 3) Как Апостол говорит о том, что в силу своей апостольской власти он придет и не пощадит виновных Коринфян ( 2Кор. 12:19–13:10 )? V) Из чего состоит заключение Послания ( 2Кор. 13:11–13 )? Вопросы для повторения прочитанного и объясненного в послании к Галатам На какие отделы или части разделяется послание, и какие главные предметы сих отделов? Предисловие Как Св. Павел с первых слов предисловия начинает раскрывать богоизбранность своего апостольства ( Гал. 1:1 )? В каких словах предисловия Св. Златоуст примечает огорчение и негодование Апостола на Галатов ( Гал. 1:2 )? Что особенного примечается в приветствии Галатам сравнительно с обычными апостольскими приветствиями ( Гал. 1:3–5 )? Чем можно объяснить быстрое отпадение Галатов от истинного учения ( Гал. 1:6 )? Как унижает Апостол лжеучение иудействующих, которому поддались Галаты ( Гал. 1:7 )? Как понимать слова Апостола об анафеме и Ангелу, если бы он стал благовествовать нечто несогласное с Апостолом (Га. 1:8, 9)? Чем могла быть вызвана оговорка Апостола насчет отсутствия в нем человекоугодливости ( Гал. 1:10 )? Защитительная часть Какие три пункта содержатся в защитительной части? Как заявляет сам Апостол о бывших ему откровениях от Иисуса Христа ( Гал. 1:11, 12 )? Как говорит он о прежнем образе жизни своей в иудействе ( Гал. 1:13, 14 )? Почему Апостол говорит, что Сын Божий открыт в нем, а не ему ( Гал. 1:15 )? Что значит не советоваться с плотию и кровию ( Гал. 1:16 )? С какой целью говорить Апостол, что он после обращения своего, не пошел в Иерусалим, но в Аравию ( Гал. 1:17 )? Что с Петром ходил только повидаться, а с другими Апостолами не виделся, и даже ни с одной из иудейских церквей не был знаком ( Гал. 1:18–24 )? Какие обстоятельства для своей защиты выставляет Св. Павел из истории своего путешествия на апостольский собор в Иерусалиме ( Гал. 2:1–3 )? Неужели Св. Павел не был уверен в истине своего благовествования, когда предложил его на обсуждение знаменитейшим ( Гал. 2:2 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Κανν α», δ ζ», τν Μαρτρων χος δ " Ερμς «ν τ καμν βραμιαοι Παδες τ Περσικ, πθ εσεβεας μλλον τ φλογ, πυρπολομενοι κραγαζον· Ελογημνος ε, ν τ να τς δξης σου Κριε». βραμιαους ν τ καμν υσμενος, οτος κα τν ξνην κρην τς χαλεπς, περιστσεως δισωσε, τ μεσιτε νν, τν ατο θεραπντων ς εσπλαγχνος. ταμωττης, πανθρωπας δκην δωκε, πντων τν κακν θρως παιτηθες, λστωρ κα δυσνυμος, κρσει δικα σου, Λγε Θεο σοφα κα δναμις. Νενευρωμνη, τ πρς μς λπδι νδοξοι, κρη καθειργμνη τφ μετ νεκρν, προσδοκας ο διμαρτεν· Ελογημνος ε, Θες μου βοσα κα Κριος. Θεοτοκον ς νεσμηκτον, κα φωταυγεας πμπον σοπτρον, αγλην θεκς Παρθνε μαρμαρυγς, προσβαλοσν σοι χρησας· Ελογημνη σ, ν γυναιξ πανμωμε Δσποινα. Κανν α», δ η», τν Μαρτρων χος δ " Ερμς «Χερας κπετσας Δανιλ, λεντων χσματα, ν λκκ φραξε, πυρς δ δναμιν σβεσαν, ρετν περιζωσμενοι, ο εσεβεας ραστα, παδες κραυγζοντες· Ελογετε, πντα τ ργα Κυρου τν Κριον». Παγκσμιος σμερον μν, λαμπρ πανγυρις, τν Μαρτρων Χριστο, περιαυγζουσα χριτι, τν θαυμτων τος προστρχοντας, κα χαρμον πνευματικ, πστει κραυγζοντας· Ελογετε, πντα τ ργα Κυρου τν Κριον. αδως ο μολογητα, τς σς θετητος, πσαν κατργησαν, τν θετητα Δσποτα, τν τυρννων μ πτοομενοι τς πειλς, λλ εσθενς νακραυγζοντες·Ελογετε, πντα τ ργα Κυρου τν Κριον. Ο πνσοφοι μολογητα, ο προστμενοι, το θεου δγματος, χθρν τς φλαγγας τρπονται, δι ξφους ναιρομενοι, νκην παρδοξον σαφς, κα διαλμπουσαν δεδειχτες, ππτοντες τος ναντους γρ ττησαν. Θεοτοκον Φσεσιν ρμενον διττας, Χριστν γννησας, τν μαν φροντα, σαφς πστασιν σνθετον, νθρωπτητι θετητος, συνεισδραμοσης πρ νον, ντως καθ» νωσιν· θεν πντες, σ ελογομεν Μαρα Θενυμφε. Κανν α», δ θ», τν Μαρτρων χος δ " Ερμς «Λθος χειρτμητος ρους, ξ λαξετου σου Παρθνε, κρογωνιαος τμθη, Χριστς συνψας, τς διεστσας φσεις· δι παγαλλμενοι, σ Θεοτκε μεγαλνομεν». σεσιν πμενοι θεαις, κα θεοπνεστοις το Σωτρος, μολογητα θεοφεγγες, σταυρν π» μων χαροντες ρασθε, τος ζωηφροις χνεσιν, κολουθοντες ξιγαστοι. λ τ φωτ τς Τριδος, μτ» εφροσνης ο γενναοι, μολογητα προσχωροντες, τ τν γνων γρα κομζονται, τας σωμτοις τξεσιν, ξιωθντες συναυλζεσθαι. Νν οκ ν σπτρ ρτε, τν μακαρων τς λπδας, μολογητα το Σωτρος, τς ληθεας μλλον δ πνσοφοι, τ κλλος νοπτρζεσθε, στεφανηφροι πανσεβσμιοι. ς τς περθου Τριδος, σαφς σριθμοι φανντες, μολογητα θεηγροι, τ τατης αγλ καταλαμπρνεσθε, ς δι» ατν θλσαντες, ζως φθρτου ξιομενοι. Θεοτοκον Σαρκ πιδημσαι θελσας, διακοσμσας πντα Λγος, ν σο κατεσκνωσε μνην, γιωτραν πντων ερμενος, κα Θεοτκον δειξεν, π» ληθεας Μητροπρθενε.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/mineja-n...

Ап. Павел не приводит подробностей относительно тех или иных собраний, но, по-видимому, различает 4 группы, участвовавших в дискуссии. Самую широкую аудиторию составляла собственно иерусалимская община, к-рой ап. Павел представил проповедуемое им Евангелие (Гал 2. 2а). Более узкую группу образовали «знаменитейшие» (возможно, ученики ап. Петра - Theoph. Bulg. In epistolam ad Galatas//PG. 124. Col. 969), с к-рыми он вел беседу «по отдельности, наедине» (Гал 2. 2б). Они не требовали обрезания от Тита (Гал 2. 3) и не возлагали «ничего более» на апостола язычников (Гал 2. 6). Третью группу апостол назвал «лжебратиями», к-рые, очевидно, были недовольны общением с необрезанным Титом (Гал 2. 4). Наконец, решающее значение для ап. Павла имело суждение 3 самых авторитетных фигур Иерусалимской Церкви, к-рых он называет «столпами». Это апостолы Иаков, Кифа (Петр) и Иоанн (Гал 2. 7-10). Кн. Деяний св. апостолов подробно останавливается на решениях И. С. а., изложенных в послании христианам Антиохии, Сирии и Киликии (Деян 15. 23-29). Эти решения рассматриваются как деяние Св. Духа. Слова «угодно Святому Духу и нам», которыми начинается изложение постановлений (Деян 15. 28), стали образцовой формулой для последующих церковных Соборов. В послании речь идет об офиц. признании Иерусалимской Церковью («апостолы, пресвитеры и братия») миссионерской деятельности ап. Павла среди язычников при условии соблюдения самых необходимых требований общения христиан из иудеев с христианами из язычников. Ап. Павел в Гал 2. 6-9 перечисляет результаты переговоров со «знаменитыми» и «столпами». Эти результаты принципиально те же, что и в кн. Деяния св. апостолов, и отличаются от последних только в деталях. «Знаменитые» ничем не ограничили христ. свободу, проповедуемую ап. Павлом: «знаменитые не возложили на меня ничего более» (Гал 2. 6б). «Столпы» признали равноправие и взаимное дополнение миссионерских задач, возложенных Богом на апостолов Петра и Павла (Гал 2. 7). «Столпы», признав Божественное призвание ап. Павла (Гал 2. 9а), символически подали апостолам Павлу и Варнаве руку в знак общения (Гал 2. 9б). Были разделены миссионерские сферы деятельности: апостолы Павел и Варнава благовествуют язычникам, а «столпы» - обрезанным (Гал 2. 9в). Упоминается единственное условие: те апостолы, кто проповедует язычникам, должны «помнить нищих» (Гал 2. 10), т. е. делать сборы пожертвований для Иерусалимской Церкви (ср.: 2 Кор 8-9).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

Противопоставление закона и благодати все более обостряется у ап. Павла и достигает антиномического, контрадикторного отношения между ними «, с особой силою выраженного в Послании к Галатам: закон и благодать Христова несовместимы, как несовместимо проклятие и спасение, рабство и свобода, надежда на плоть («закон заповеди плотской») — и надежда «не на плоть», а на дух как несовместимо, наконец, «покрывало на сердце» 34 и сердце, открытое Богу. Эту несовместимость ап. Павел еще раз нарочито подчеркивает и показывает с двух сторон: 1) Со стороны закона. Пребывание в законе исключает благодать: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати»; «если вы обрезываетесь (а обрезание здесь прямо определяется, как символ закона во всем его объеме), не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал. 5:2—5). 2) Со стороны благодати. Пребывание в благодати исключает закон: «Вы не под законом, а под благодатью» (Рим. 6:14—15). «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание (иначе говоря, не имеет силы никакой закон), но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6) — «ни обрезание, ни необрезание, ? новая тварь» (Гал. 6:15). Благодать духовного обновления исключает подзаконное состояние: «если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:18)… «на таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23). Тезис «закона» исключает антитезис «благодати»; и антитезис «благодати» исключает тезис «закона». Получаем настоящую антиномию двух великих систем ценностей двух религиозных святынь: антиномию закона и благодати. Первое решение, которое встает с диалектической необходимостью, есть решение, од- Гал. 2, 3: Тит. 3:4—7; 1:9; Еф. 2, 8, 9: Рим. 3:19. 20. Гал. 3:10 — 14: 4:2Iff; 5:8. 12. 13; Флп. 3:3—4: Гал. 4: :9. 10. носторонне утверждающее антитезис «благодати»; и через него необходимо пройти: в нем выражается трагическое столкновение двух систем ценностей и победа высшей системы ценностей, открытой Христом. Всякое смешение и наивное совмещение этих систем должно быть отвергнуто. Всякую попытку соблюдения «Закона», всякое возвращение в состояние подзаконности ап. Павел рассматривает как падение, как измену Христу, как потерю свободы, как возвращение к рабскому состоянию: «для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4:9—11; Кол. 2:16ff). «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» Иными словами, бойтесь впасть в «закон». Так и говорит апостол: «берегитесь обрезания» (Флп. 3:2). И так же думали о законе и другие апостолы (Деян. 15:10). Нужно «умереть для закона, которым были связаны, освободиться от него, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7:4, 6). Чтобы жить для Бога — нужно умереть для закона (Гал. 2:19). Трудно сильнее выразить отвержение закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010