Увидев в себе страсти, христианин не должен приходить в недоумение, но мужественно готовиться к духовной брани. По премудрому усмотрению Божию, постоянная борьба со страстями способствует духовному преуспеянию христианина. Изведав на опыте пользу от духовных браней, епископ-подвижник писал: «Тяжкая борьба со страстями стирает сердце человека, смиряет надменный дух его, заставляет сознаться в состоянии падения, опытно обнаруживает это состояние, — заставляет сознаться в необходимости искупления, уничтожает надежду на себя, переносит всю надежду на Искупителя» [ 1803 ]. На поприще борьбы с пороком у каждого христианина бывают победы, но нередко бывают и невольные поражения. За победы христианин благодарит Бога, даровавшего силы к победе, а от поражений он не должен приходить в уныние. Каждое поражение послужит его духовному росту, если христианин будет после поражений усиливать свое покаяние и приходить к большему смирению. Сколько бы раз воин Христов ни падал, сраженный грехом, если после каждого падения он будет укорять себя, смиряться и снова восставать на борьбу с пороком, то он в конце концов с Божией помощью выйдет победителем из духовной брани. В одном из писем, раскрывая законы духовной борьбы, Владыка сравнивает грехи с плевелами и пишет, что «…кто видит возникающие в себе плевелы, никак не должен удивляться этому, как чему-нибудь необыкновенному, не должен приходить в недоумение и малодушие. Так быть должно! Плевелы сердечные делают свое: растут, будучи выполоты, снова появляются. И мы должны делать свое: полоть и полоть плевелы. Таким положением укореняется в человеке смирение. К смирению нисходит милость Божия» [ 1804 ]. Труден подвиг борьбы со страстями, которые гнездятся в греховном естестве человека, и блажен тот, кто постоянно следит за каждым движением своего сердца и сразу же покаянием пресекает каждое греховное влечение и даже каждый порочный помысел. Любой грех, пораженный покаянием при самом его появлении, теряет свою силу, не может получить дальнейшего губительного развития и осуществиться делом. Но во много раз труднее подвиг борьбы с грехом, который овладел умом человека, свил себе гнездо в его сердце и, возможно, был совершен самим делом. Повторенный неоднократно, грех порабощает совершенно человека и становится страстью. Для борьбы с укоренившимся грехом нужен долгий и упорный труд. «Нужно много времени, нужен кровавый подвиг, нужно особенное Божие милосердие, особенная Божия помощь, чтоб свергнуть иго страсти, принятой произвольно, получившей власть над человеком или от падения человека в смертный грех, или для преступного произвольного наслаждения грехом…» [ 1805 ] — писал владыка Игнатий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Кто, скажи мне, злой человек, дал тебе право судить помышления сердечные других и думать, что такой-то человек, говорящий благо, говорит неискренно, не от души, лицемерно? Скажи, как ты смеешь это думать о человеке, всем известном по своей добродетели, о человеке, преосвященном Божественной благодатью и преклонном старце? Как ты думаешь это, лукавый, о святом отце? Есть ли после этого для тебя что-либо святое? Отыми лукавство от души своей, отыми гордость твою, злобу твою. Боже, очисти мя, грешного! Отнюдь духом не упадать ни после какого греха, намеренного или ненамеренного, ибо упадок духа, или уныние, малодушие, есть новый грех , убивающий дух человека и составляющий радость диавола. Христианину надо всегда уповать и быть мужественным и великодушным, надеясь на Христа – Агнца Божия, вземлющего грех мира и подающего нам мир и велию милость. Упадок духа всё дело портит. Преткнулся, пал – и сейчас вставай, ни на мгновение не унывай, ибо такова злоба диавола, что павшего по немощи или неосторожности, неосмотрительности, неподготовке к делу или по страсти, по насилию во грех , тотчас же устрашает содеянным грехом и усиливается ввергнуть его в уныние, малодушие, отчаяние. Злоба неописанная! Но и благость Господа бесконечна для уповающих на Него! Господь Иисус Христос Своими страданиями и смертью и вообще воплощением и земною, всесмиренною жизнью Своею заслужил нам всем, всему роду человеческому, прощение бесчисленных согрешений под условием веры в Него и покаяния во грехах и бесчисленную благодать для победы над грехом и смертью, воскресение из мертвых и вечное блаженство на небесах; щедроты Господа нашего Иисуса Христа со Отцем и Духом Святым бесконечны. Теперь – как мы пользуемся этими щедротами, как стараемся сделать других, братий наших, христиан православных, из коих есть много невежд и беззаконников или погруженных в язычество, магометанство, иудейство, наследниками этих щедрот Господа? И сами мало пользуемся, мало мудрствуем горняя, и других не стараемся привлекать к горнему Царству вечному, исходатайствованному кровию Сына Божия. А диавол внушает нам часто отчаяние в милосердии Божием, клевещет, что Бог скуп на милость (тогда как щедроты Его к грешникам бесконечны), и мучит сердце грешника безнадежностью и отчаянием. Бедные грешники! Считайте эти помыслы лукавого, мучащие ваше сердце, за мечту лукавого, и не упадайте никогда духом своим, но прилагайте к упованию упование!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Другое дело, что ложь и лицемерие ни при каких условиях не должны входить в нашу жизнь. Нельзя изображать то, чего нет. Нельзя по отношению к нашим близким изображать такую любовь, которой на самом деле мы не имеем. Отношения более холодные, но корректные и уважительные лучше фальшивых и смоделированных. Фальшь всегда вредна. Но, безусловно, речь идет именно о фальши, лжи и лицемерии, а не о разумном умолчании и необсуждении тех или иных тем, которые для наших близких сейчас могут оказаться неполезными. И ведь, в конце концов, родители при детях не должны обсуждать свои интимные проблемы, даже если они у них есть. Это понятно для любого трезвомысящего и нравственно здорового человека. Да и не только интимные, а и многие другие свои проблемы родителям при детях не стоит обсуждать, чтобы их душ не коснулась никакая греховность. В этом смысле можно сказать, что родители свои проблемы от детей, даже достаточно взрослых, должны утаивать. Но делать это не потому, чтобы в их глазах лучше выглядеть, а потому, чтобы не возлагать на них скорбь своих нынешних несогласий. И в этой как бы неискренности будет исключительное проявление родительской любви. 33. После смерти матери отец женился на женщине, с которой, как ты узнаёшь, он уже долгие годы жил параллельной жизнью. Не будет ли твое лояльное отношение к новому браку отца предательством по отношению к собственной матери? Будет. Будет, потому что то, что было грехом, если он не был исповедан и омыт слезами, грехом и остается. И твое примиренчество – это не только предательство по отношению к памяти матери, но и малодушное попустительство по отношению к душе отца, который теперь получил возможность как бы узаконить свой грех, так что он и грехом быть перестал. Другое дело, если эта связь твоим отцом и его новой спутницей омыта слезами покаяния и они воспринимают ее как свою немощь, с которой они когда-то не справились, но которую уже – у них общие дети или какие-то другие жизненные связи – нельзя расторгнуть, так как это может привести к еще большему греху, к еще большей немощи.

http://azbyka.ru/semya/rodnye-i-blizkie-...

И воздух заражен нашими грехами, и земля воссмердела от наших беззаконий, а огонь с яростью и ревностью ожидает времени, когда ему дозволено будет поглотить противников Божией правды. У нас все заражено грехами: и плоть, и кровь, глаза, и уши, и язык, и обоняние, и вкус, и осязание; все мозги; ум, память, воображение, желания, воля, все суще­ство, так что мы ни видим, ни слышим, ни вкушаем, ни осязаем – без греха. Чистому все чисто, а нечистому все нечисто, но осквернились у него и ум, и совесть, ему все блазнит, и святыня кажется нечистою. Вот как грех заразил сердце и все существо человеческое. Очищай же, человек, свое сердце день и ночь молитвой, покаянием слезным, пока продол­жается время испытания и делания. Сколь велико и глубоко растление нашей при­роды грехом в бесчисленных его видах и направлениях! Это я сознаю и чувствую всякий день, всякий час. Каждую минуту, как ураган, он готов охватить и всколебать, возмутить ее внезапно, при малейшем невнимании и поблажке своей чувственности, поколебать меня то гневом, раздражительностью, озлоблением на ближнего, особенно низкого и бедного, надоедающего попрошайством ежедневным; то блудными помыслами и похотями, и льстивым воспоминанием и воображением сладости греха; то завистью в самых пустых и маловажных вещах, то лицеприятием и человекоугодием, то корыстолюбием, любовещностью житейской; то тщеславием и сущностью; то непослушанием, упорством и леностью, то сонливостью и зевотой; то малодушием, гордостью, унынием и расслаблением души и тела, и всякими грехами усиливается оттолкнуть от Бога – Источника на­шей жизни, света, мира и блаженства. Нужно непре­станное бодрствование, внимание, потребна непрестан­ная молитва, непрестанное покаяние, непрестанная борьба с грехом, вера в Бога, надежда на Его помощь и милость, любовь к Богу неотпадающая, крепкая. И Господь, видя нашу немощь, наклонность к греху и прибегание к Его всесильной помощи, бу­дет непрестанно нам помогать, защищать, миловать и спасать нас. Слава Его милосердию! Только непрестанная борьба со грехом укрепляет нашу душу в терпении и любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И в этой как бы неискренности будет исключительное проявление родительской любви. 33. После смерти матери отец женился на женщине, с которой, как ты узнаёшь, он уже долгие годы жил параллельной жизнью. Не будет ли твое лояльное отношение к новому браку отца предательством по отношению к собственной матери? Будет. Будет, потому что то, что было грехом, если он не был исповедан и омыт слезами, грехом и остается. И твое примиренчество — это не только предательство по отношению к памяти матери, но и малодушное попустительство по отношению к душе отца, который теперь получил возможность как бы узаконить свой грех, так что он и грехом быть перестал. Другое дело, если эта связь твоим отцом и его новой спутницей омыта слезами покаяния и они воспринимают ее как свою немощь, с которой они когда-то не справились, но которую уже — у них общие дети или какие-то другие жизненные связи — нельзя расторгнуть, так как это может привести к еще большему греху, к еще большей немощи. Однако они не оправдывают себя, не считают себя нравственно благополучными. Вот тогда поддержи, не оставь. А если для них все о’кей, то малодушной неправдой твоей перед Богом и перед людьми будет делать вид, что все хорошо, прекрасная маркиза. 34. Что можно посоветовать своим престарелым и тяжело больным родственникам, которые уже сами не могут дойти до храма, а священник крайне редко имеет возможность прийти их причастить, и исповедь бывает очень краткой? Если нет возможности исповедаться подробно при редких посещениях священника, все равно нужно готовиться к исповеди в полной мере — говеть, насколько это можно, внутренне испытывать свою душу, свое сердце так, как если бы вы могли на исповеди все подробно сказать. Если же не представится такая возможность, принести покаяние в тех словах и за то время, которое вам будет отпущено, то есть предельно кратко. Главное — сердце повинное принести Богу, веря, что. Господь исповедь вашу примет и даст вам достойно причаститься. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/rodnye-i-blizkie/

◊ Память и размышление о смерти, о судьбе, об аде, о Царствии небесном, в несомненной вере – есть истинная мудрость. Такое памятование и размышление никак не допускает человека согрешить смертным грехом пред Богом, или чем-нибудь обидеть ближнего, или укорить, или озлословить. Забвение же сего вовлекает человека в такую тьму, в которой он никак не видит самого себя – ни дел своих, ни того пути, по которому идет, ни того конца, который внезапно может постигнуть его; забыв о праведном суде Божием, он небрежет о бессмертной душе своей и, лестно надеясь на единое милосердие Божие, не алчет, ни жаждет ее духовной пищи, да и помыслить о ней не хочет; питает же всяких вкусов изобретением свое гнилое тело и со всем усердием ему служит, чтобы усладить и успокоить похотение сердца своего, кипящего кровью от плотских вожделений: вот в чем более погружается весь ум его – сие тьмою ослепленное око души!.. Видите, что бывает, когда не помним и не размышляем о смерти, о суде, об аде и Царствии небесном: тогда всякое праздное слово, как гнилой ручей из навозной кучи, неудержно катится с языка и разливается от заразившегося на заражение многих всякою нечистотою сердца... Непрестанно нужно молиться: «Господи, избави мя от всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи, избави мя от всякаго искушения». ◊ Спасение вечное состоит в том, чтобы Бога любить более всего, и более души своей, а ближнего любить ради Бога, как самого себя, и помнить и хранить так слово Божие, чтобы жить и мудрствовать не иначе, но как Господь наш и Бог Иисус Христос научает. Любить же и не любить то или другое зависит от произволения души, которая не есть машина, движимая и движущая невольно. ◊ Кто ропщет на Бога и обвиняет Его, говоря, что Он причиною его малодушия и нетерпения, тот подражает и угождает тому змию, который в раю оклеветал Бога пред женою; а следствием сего было то, что она поверила обласкавшему ее клеветнику и преступила заповедь Божию. Господь грешника призывает на покаяние чрез смирение и труд, чрез пост и молитву, но змий, дух лукавый, шепчет к его сердцу: не трудись; Господь милостив; – только вздохни, и помилует. Уклоняющиеся же от Господних повелений слушают змия. Напротив того, спасающиеся о Господе не смехом и шутками спасаются, но идут вслед Христа тесным и прискорбным путем; между тем как неспасающиеся гуляют по изволению сердца своего и идут путем пространным; не рассуждая о том, что заповедано Богом, и не веря Его праведному воздаянию «комуждо по делом его». Подлинно милостив Господь и дарует прощение, но кому? – Только обращающимся и кающимся в сокрушении и смирении сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот основная причина нашего неуспеха – отсутствие истинного покаяния. У нас нет настоящего, покорного сознания своей виновности перед Богом и людьми. Нет у нас и безропотного терпения скорбей и болезней, нет и смиренной мольбы о помиловании и спасении, нет страха Божия и любви к ближним. Одной рукой мы созидаем, а другой рукой разоряем дело своего спасения. Хорошо говорит об этом народная поговорка: «И пятничает и понедельничает, а сплетничает». На вид мы будто бы благочестивы и идем ко спасению, а языком губим себя. Один подвижник сказал: «Кто плюет против ветра, тот плюет себе в лицо», то есть кто осуждает брата, тот тянет себя в пропасть на вечные мучения. Милосердный Господь всякую минуту готов сострадательно обнять нас и уврачевать наши раны. Но мы забываем об этом. Поэтому можем услышать слова укоризненные от Него: «Вы были немощны, бессильны в борьбе со грехом? Пусть так. Но почему же вы не просили и не хотели Моего милосердия, для всех открытого? Я готов был не требовать большего и умею миловать и за одно покаяние. Но вы и этого не хотели сделать... Где же место у вас Моему помилованию? Идите же туда и получите то, что себе избрали!..» Митрополит Антоний пишет: «Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми. Первая – беспечность; вторая – малодушие и третья – жизнь, недостойная человека по чуткости и человечности. Беспечность веселая, будто и не злая, беспечность безответственная, злонамеренная, жадная, злая; беспечность страшно обычная – завтра все успеем. Это первая группа предупреждений Господних. Далее – притча о талантах. Господь дает каждому дарование в меру его сил и призывает его принести плод, плод такой же богатый, как богаты сами дарования. И часто мы ничего из этих дарований не делаем. Нам дается ум, но этот ум мы не обогащаем ничем. Нам дается чуткое сердце, но это сердце остается только как возможность чуткости, дремлет в себялюбии, коснеет. Дается нам воля, порой сильная, которая остается бесцельной. Почему? Не всегда по беспечности, порой потому, что нами овладело малодушие, трусость. Чтобы чего-то достичь – и это правда, – нам надо всем рискнуть: покоем, обеспеченностью, отношениями, жизнью – всем или хотя бы чем-нибудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди — считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр. Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово — и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми. Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце. Там, где есть мужество, зло — покорный подданный; там, где его нет, зло — суверен. Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих. Грех: В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует. Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком. Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом. Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти. Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха. ...какой ужас, если твой день — то, что внешнее, твоя ночь — то, что внутри! Желание — семя греха. Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха. Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение. Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением. Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника. Вражда и обида: Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет. Никто так не боится мук, как мучающий других. Слабость:

http://foma.ru/svyatitel-nikolaj-serbski...

Так прекращается действие непогоды на путника, когда он войдет в благоустроенный дом, хотя бы непогода продолжалась, или свирепствовала еще более. – Возлюбленные братия, иноки! не будем малодушествовать и унывать. Не обратим внимания на бесов, влагающих нам недоверие к избранному нами пути; не обратим внимания на суждения и советы человеческие, произносимые из неведения или разврата и злонамеренности: поверим Господу Богу нашему, обетовавшему услышать нас, и помочь нам, если мы пребудем верными Ему. Верность эту засвидетельствуем постоянным стремлением к Нему и постоянным раскаянием в наших уклонениях от этого стремления. Не возможно не подвергаться большим или меньшим уклонениям, и по немощи нашей, и по ограниченности, и по повреждению естества грехом, и по злохитрости наших невидимых врагов, и по умножившимся до бесконечности соблазнам. Недолго нам потрудиться! недолго пострадать в борьбе с собою! Скоро настанет час смертный, который исторгнет нас из томления борьбы и из опасности впадать в согрешения. О! когда бы в этот час, во вратах вечности, мы узрели распростертыми к себе объятия Отца Небесного, и услышали Его утешительный глас: «Добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» ( Мф.25:23 ). До этого часа будем подвизаться мужественно, никак не доверяя плоти нашей, не доверяя нашему бесстрастию, ни мнимому, ни истинному. Понадеявшиеся на себя, на умерщвление плоти своей, на свое бесстрастие и благодатное состояние, подвергались страшным искушениям. Сказал святой Исаак Сирский: «Не удаляющий себя от причин греха произвольно, бывает против воли своей увлекаем грехом» 367 . Правило это, относясь вообще к монашескому жительству, особенно важно для тех, которые вступили в борьбу с свойством естества, явившимся в нем по падении. Нам полезно вовсе не видеть того плода, от вкушения которого мы отреклись. По этой причине правилами святых Отцов воспрещен вход женскому полу в монастыри мужские, что и поныне соблюдается в святой Афонской горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Дмитрий, высказано много, но у меня есть замечание. Вы пишите: «Именно это – а не возмущение поведением кого бы то ни было, не жалобы, не судебные тяжбы, не требования справедливости – будет началом изменения жизни к лучшему». Это место может быть понято как равнодушие к окружающему миру: обижают кого-то — отвернись, унижают — а тебе какое дело: о себе думай. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст об этом: «Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих. Великое нужно старание, чтобы узнать, в чем состоит кротость. Старание необходимо потому, что с этой добродетелью смешивается порок малодушия. Каждый должен следить, чтобы, предаваясь пороку, не приписать себе добродетели. Итак — что такое кротость, а что такое малодушие? Когда мы, видя, что оскорбляют других, не защищаем их, а молчим, то это — малодушие. Когда же сами, получая оскорбления, терпим, это — кротость. Кротость есть признак великой силы. Для того чтобы быть кротким, нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу». Да и Сам Господь нам дал заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан.15:13)». Бороться со страстями — наша обязанность как христиан, но малодушие не может быть оправдано личной греховностью. Дмumpiй Сапожниковъ 27 января 2014, 19:34 Спасибо за статью. Зацепило! Андрей 27 января 2014, 16:40 Извините за такой вопрос, но что именно считается блудом? Это именно когда муж или жена изменяют? Ольга 27 января 2014, 16:37 как же не хочется читать эту статью:))) глаза перескакивают со строчки на строчку :))) смысл ускользает:)))) значит она особенно мне нужна - спасибо! Нина 27 января 2014, 16:33 Спаси Господи,о.Дмитрий! Люблю читать ваши статьи.Да, нужна борьба, нужна война против страстей, но как достичь успехов в этой борьбе? Напишите подробнее,как бороться с грехом пьянства и курения.Благодарю Вас! Геннадий 27 января 2014, 16:15 Благодарю. Господи помоги нам грешным, в борьбе со своими страстями.

http://pravoslavie.ru/67881.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010