Вы абсолютно правы: это действительно будет лукавством и попыткой избежать настоящего покаяния, а также очень большой ошибкой, вызванной малодушным, совершенно неправильным страхом. Стыд, который нам приходится переживать на исповеди, спасителен. Память о том, что вновь придется каяться в одном и том же грехе, нередко удерживает от него, или же, по крайней мере, таким образом, раз за разом исповедуясь в своих преткновениях перед одним духовником, человек начинает приобретать угодное Богу более всех иных добродетелей смирение. Во время исповеди сердце человека должно «раскрыться» для действия благодати, чтобы она действительно очистила, преобразила его. А лукавство, попытка что-то «спрятать», утаить от священника, у которого Вы обычно исповедуетесь, такому раскрытию помешают; у Вас останется мучительное чувство чего-то незавершенного, ощущение неполноты. Менять духовника, когда Вы видите, что общение с ним не приносит духовной пользы, можно. Но только тогда, когда это действительно так. А по страху человеческому – не стоит. Я, к сожалению, пока не воцерковленный человек, потихоньку начинаю читать духовную литературу, но многое неясно. Так, например, в книге «Полная исповедь» написано, что является грехом принимать у себя дома в качестве друзей людей, живущих в грехе. Получается, я должна судить, насколько те или иные мои друзья и знакомые грешны, чтобы принять их у себя, когда сама я мало чем от них отличаюсь? Также в этой книжке написано, что является грехом поменять приходскую церковь, а я в данный момент переехала, и мне теперь ближе другая церковь. Как же мне быть? И еще один вопрос: можно ли исповедоваться разным батюшкам? Желание глубже воцерковиться, по-настоящему узнать свою веру, наверное, одно из лучших желаний. Каждый священник может лишь радоваться, когда видит перед собой человека, подобное желание выражающего. Но каковы пути воцерковления? Прежде всего – сама церковная жизнь человека: ему необходимо чаще бывать в храме на богослужении, вслушиваться, всматриваться, вдумываться в то, что там происходит. Церковнославянский язык кажется вначале чужим, непонятным, но достаточно быстро внимательный человек начинает улавливать слухом знакомые слова, начинает проникать в смысл того, что читается и поется. И потом вдруг с удивлением видит, что язык на самом деле и понятный, и «свой».

http://azbyka.ru/nedostoin-tot-kto-schit...

В канун Великого четверга Святейший Патриарх Кирилл совершил малое повечерие и утреню в Сретенском монастыре 15 апреля 2009 г. 22:11 15 апреля, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил малое повечерие и утреню в Сретенском ставропигиальном монастыре . По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Среда Страстной седмицы посвящена воспоминанию о двух событиях: о том, как жена возлила на Спасителя драгоценное миро, и о том, как Иуда, возмутившись такой огромной тратой денег, пошел к первосвященникам и за 30 сребреников согласился предать своего Учителя». «Предательство, — заметил Святейший Владыка, — есть разрушение верности, отказ от взятых обязательств — отказ, в котором преследуются корыстные цели. Предательство всегда связано с лицемерием, а в основе лицемерия — ложь. В предательстве человек всегда стремится причинить зло другому человеку и через это зло получить какую-либо выгоду». «Для того, кто предает сильного, существует большая опасность навлечь на себя беду, не получив никакой выгоды», — продолжил Патриарх. По словам Его Святейшества, когда у более сильного появляются трудные жизненные обстоятельства, предатель обязательно воспользуется этим моментом для достижения своих тайных желаний. «Завтра вечером, — сказал Предстоятель, — мы будем вспоминать другой поступок, который также был осужден Спасителем — предательство Петра». Этот поступок, собственно, и не был предательством, а малодушием, ведь отречение Петра от Господа не усугубило положения Спасителя. «Малодушие может повлечь за собой предательство и измену, а может и не повлечь. Вот почему Господь дает возможность Петру покаяться. Но Господь не простил Иуду. Иуда закончил свою жизнь самоубийством. Иуда испил до конца полную чашу греха». Святейший Патриарх обратил особое внимание на то, что предательство является страшным грехом, а предательство Иуды оказалось грехом, который Бог не простил, как говорит об этом Евангелие.

http://patriarchia.ru/db/text/618123.htm...

Не раз Божия Матерь являла свое заступление не только нашему народу, но и всем верным христианам и в Греции, и в Сербии, и на христианском Востоке. Множество чудес подобного рода знает история Церкви, а еще большее количество этих чудес нигде не записано, хранится на скрижалях наших сердец, в нашей памяти. Все, стоящие здесь, прекрасно это знают. Хотя бы по тому, что сам факт того, что мы сейчас здесь находимся, является тому подтверждением, еще одним чудом Божией Матери. Долгие десятилетия эта обитель была закрыта, здесь жили люди — служители государства, потом служители искусства. И вот такое преславное чудо явлено нам, людям грешным, ни в коей мере не заслуживающим той любви, которую простирает к нам Божия Матерь. В жизни каждого из нас были события, подобные тем далеким событиям конца XV века. Божия Матерь являет нам свое заступничество и покров, когда мы, полные решимости больше не служить дьяволу, не работать греху, не платить эту изнуряющую душу и тело дань, вступаем на путь истинный свободы. Свободы в Духе Святом. Да, бывают падения, бывают даже отступления. Как и было и в истории: иго было свергнуто, но еще не раз и не два, а сотни раз приходили иноплеменники, иноверные и разоряли труды, разоряли церкви, порабощали людей, уводили в полон. Так и в нашей жизни. Часто страсти вторгаются в нашу жизнь, когда нам кажется, что все уже спокойно, что мы свободны от ига греха. И вот все разоряется, сжигается огнем греха, и мы сидим на пепелище. Но главное — это решимость в борьбе со грехом. Такая же решимость, какая была у великого князя Иоанна в борьбе за свободу своей Церкви и народа. Часто наши близкие, друзья, наши собственные помыслы отговаривают нас от этой борьбы: «Не надо бороться, на этом поприще вас ждут одни страдания и неудобства». Так же, как и бояре говорили князю: «Да ладно, откупись, заплати дань и будем жить спокойно, как жили раньше и как уже привыкли жить». Вся жизнь христианина — это борьба. Бескомпромиссная, непримиримая. И в этой борьбе мы имеем великую силу — заступление Божией Матери. Это неистощимая сила, мощнее всякого оружия, изобретенного умом человеческим. Мы должны помнить, что покров, милость, заступничество Божией Матери — всегда с нами. И благодаря этому у нас есть особые, неиссякаемые силы для борьбы с грехом. Главное, чтобы мы сами по своей гордыне, малодушию и трусости, по своей слабости не отвергли эту божественную благодать, не оскорбили Божию Матерь своими словами и поступками. И тогда победа в этой борьбе будет за нами.

http://pravoslavie.ru/35966.html

Это бегство состоит в трезвении,  непрестанном пребывании в монастыре (для монашествующих), в подвиге и молитве. Подведем итоги. 1. Учение о страстях, их классификации и борьбе с ними, принадлежит как самому Иоанну Мосху, так подвижникам благочестия, с которыми общался Иоанн Мосх (авве Александру, авве Маркеллу, Иоанну Кизическому) и является общецерковным. Оно находит ряд параллелей  в творениях  греческого Ефрема Сирина и Макария Великого и египетских отцов-пустынников, но также и свят. Григория Нисского и Епифания Кипрского. 2. Матерью и корнем всех грехов является сребролюбие, которое может вести к тщеславию и гордости, жадности и гневу. Сребролюбие может уподобить человека неблагодарным израильтянам, отвергшим Бога и предателю Иуде. 3. Следующим по значению грехом является гордость, которая может привести не только к тщеславию и суетности, но, в особо тяжелых случаях, к блуду и убийству. 4. Со страстью уныния органически связаны небрежение или леность (ραθυμια)малодушие, понимаемое как небрежение (ολιγωπια), a также – праздность (αργια) и желание покоя. 5. Печаль является обратной стороной славолюбия и может довести человека до самоубийства. Для борьбы с ней потребна твердая решимость. 6. Гнев может довести человека до ненависти и убийства. Он изгоняется противоположным чувством – смирением. 7. В определении блудных грехов особую роль играют понятия ασωτια -распутство, связанное с материально-финансовым аспектом этого греха, а также ακολασια -невоздержанность, распущенность, связан с семантикой отсутствия воспитания или наказания. Иоанн Мосх подробно описывает механизмы этого греха, связывая его не только и не столько с демонской деятельностью, сколько с распущенностью самого человека, его податливостью блудным помыслам, которые действительно может вселять дьявол.  Похоть могут возбуждать различные причины – не только и не столько сверхъестественные – дьявольские искушения, сколько естественные – появление или присутствие женщины (19, 39, 204 рассказ), а также действие вина. Для избавления от похоти  необходимы трезвение,  непрестанное пребывание в монастыре (для монашествующих), в подвиге и молитве. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/1243145

Мы должны служить ближним безкорыстным сообщением им своих знаний. Мы должны вразумлять безчинных, утешать малодушных, заступаться за немощных, обиженных и оскорбленных, но все это совершать осторожно, не проявляя «ревности не по разуму». Одним из самых тяжких грехов против жизни ближнего является убийство. При этом надо иметь в виду, что можно убивать здоровье и даже жизнь ближнего и непрямым путем. Преступления против имущества ближних называется воровством и грабежом. Но надо не забывать, что грабителем и вором может быть назван и тот, кто непрямым образом совершает эти грехи, например, взимая лишнюю плату, или недоплачивая должное, или не возвращая взятого заимообразно. Грехом против чести ближнего является осуждение ближних и клевета на них. ОБЯЗАННОСТИ К БЛИЖНИМ, КАК ЧЛЕНАМ ОБЩЕСТВА а) Обязанности в обществе церковном. Особенные нравственные обязанности налагаются на пастырей. Пастыри обязаны проповедовать Слово Божие и совершать для паствы богослужения. Но этим не исчерпываются их обязанности. Пастырь обязан пасти вверенное ему стадо и вне храма: наставлять неверующих, заблуждающихся и сомневающихся, ободрять унывающих и больных, утешать скорбящих, мирить враждующих и т. п. Идеал пастыря – быть «всем для всех». Пасомые в ответ должны быть почтительны и благодарны пастырю, должны любить его и слушаться его разумных указаний. Обязанности же пасомых друг к другу определяются словами ап. Павла: «да делаим благо ко всем, паче же к присным в вере». Православная Церковь вступает в общение и с умершими вообще и, особенно, со святыми. И православный христианин обязан чтить святых, молиться им; за умерших же вообще молиться об упокоении их душ. Скорбь и слезы об умерших вполне законны, но у христианина эта скорбь (как это было указано выше) должна просветляться упованием на свидание в ином мире. Мы должны скорбеть не как «неимущии уповании». Похороны в землю – вполне оправданы («земля еси и в землю отъидеши»). Сжиганию же трупов (кремации) христианин должен противиться. По отношению к инославным христианам мы должны быть веротерпимы, но при всяком удобном случае обязаны принять участие и в миссионерском деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Николай Куприков «Не будем торопить всадников Апокалипсиса» Вопрос об отношении к жизни и смерти, в том числе и к жизни вечной, является одним из ключевых для христианина. Можно даже больше сказать: если человек живет лишь земным, здешним, если он не помышляет о вечности и своем месте в ней, то он и не христианин вовсе. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», – поем мы в Символе веры за каждой Божественной литургией, произносим при чтении утренних молитв изо дня в день. И если этим чаянием не наполнена душа верующего человека, то вера его неполноценна, ущербна. Но и жизнь земную дал нам Господь не как что-то маловажное, ничего не значащее. Она – время испытания, приготовления к вечности, время, когда мы можем обрести и познать Бога и доказать самыми делами своими, что хотим всегда быть с Ним, что Он для нас дороже всего видимого и невидимого. Однако глубоко неверно было бы относиться к временному бытию исключительно как к процессу «тренировки». Нет, оно гораздо более важно и значимо. В процессе него созидается, формируется наш внутренний человек, наполняется – любовью или ненавистью, святостью или грехом – наше сердце. Непредосудительно для православного человека тосковать по Небу, нет греха в том, чтобы помышлять о иной жизни, в которой нет порока и нечистоты, но Бог – «всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28). Но грешно роптать на нынешнюю жизнь, малодушествовать, стремиться поскорее оставить ее, выражать очевидное небрежение по отношению к ней – драгоценному дару Божию. В этом заключаются разом и гордость, и легкомыслие, и неблагодарность к Творцу. Господь Сам знает, когда пресечь наш земной путь, переселить от временных к вечным. Тогда когда мы будем к этому по-настоящему готовы. Или же когда уже не останется надежды на то, что мы хоть начнем готовиться всерьез. Как говорил кто-то из святых отцов: грешник, желающий прекращения своей жизни ввиду ее трудности и прискорбности, похож на больного, который покушается изрубить одр, на котором лежит. У святителя Феофана есть такой образ. Он уподобляет человека пирогу, который хозяйка поставила в печь. Сам пирог не знает, когда придет пора его вынимать, но хозяйка знает. И вынимает вовремя, когда он уже пропечен, но еще не пригорел. Так и Господь один знает, когда мы еще «сырые» и когда в самый раз.

http://pravmir.ru/chemodannye-xristiane/

— Да, часто приходится слышать: «Я читаю Евангелие, но все равно в какой-то конкретной ситуации не знаю, как мне поступить». Такое недоумение в абсолютном большинстве случаев возникает тогда, когда человек не живет по Евангелию и, слишком часто от него отступая, потерял ясность понимания воли Божией. Ситуаций, в которых возникает подлинное недоумение, немного, и люди на самом деле знают ответ, который им на тот или иной случай дает Евангелие, но чаще всего они пытаются это скрыть, в первую очередь, от самих себя. Однако, малодушно пренебрегая этим ответом изо дня в день, человек тем самым только усложняет ситуацию и нагромождает все новые и новые обстоятельства, складывает их в такую сложную конструкцию, которую одним движением исправить не получится, не поломав при этом свою и чью-то еще жизнь, а может быть, и не одну. Но Господь всегда оставляет шанс все-таки последовать Его воле и не повредить ни своей, ни чужой душе — подсказывает маленькие шажки, с которых нужно начинать. Только очень важно, делая эти шаги, не останавливаться, когда станет трудно. Очень хорошо это можно проследить на примере так называемого гражданского брака, точнее, того сожительства, в которое люди вступают, не узаконивая свои отношения. К сожалению, подобную ошибку допускают и те, кто уже пришел в Церковь и ощутил ее как центр своей жизни, исповедовался, причащался Тела и Крови Христовых. Человек вдруг, словно в каком-то ослеплении, переступает через свою совесть и идет против воли Божией и, как следствие, перестает жить полноценной церковной жизнью, не имея возможности из-за своего незаконного сожительства причащаться, потом в этой так называемой семье начинают возникать одна проблема за другой — и вот уже человек в тупике, он спрашивает: «А как мне быть?» Но ведь всегда есть что-то, что является наиболее тяжким грехом и причиной всех остальных бед. В данном случае — это грех блуда. Люди живут друг с другом вне брака, потому что они в чем-то не уверены, к чему-то не готовы, чего-то еще ждут. Основываясь на своем священническом опыте, могу сказать, что, как правило, когда один из них решается отказаться от физической близости в таком неполноценном союзе, то выход из тупика находится довольно скоро. Мужчина и женщина либо расстаются, понимая, что им все-таки не по пути, либо идут в загс, а порой и к венцу. Приняв то или иное решение, люди вздыхают с облегчением, потому что наступает ясность. И причина ее именно в том, что человек ради Бога делает первый шаг, а Господь постепенно вы­страивает и остальное. Поставь в своей жизни на первое место Бога, и тебе даже не придется думать о том, как все разложить по своим местам, потому что Он, Создатель всего, Сам это сделает.

http://pravoslavie.ru/49273.html

Текст книги Ларса Свендсена убеждает, что он, употребляя слово «скука», часто имеет в виду уныние. Идейная позиция Л. Свендсена непоследовательна и противоречива. Он сознает опасность состояния скуки для человека: «Скука – источник злоупотребления наркотиками, алкоголем, табаком. Скука провоцирует обжорство, тягу к азартным играм, к беспорядочным половым отношениям, вандализм, депрессию, агрессию, вражду, насилие, самоубийства, рискованные авантюры и т. д. На этот счет существует вполне конкретная статистика. Кстати, никого не удивляет тот факт, что еще отцы Церкви обнаружили связь между этими явлениями и рассматривали скуку как мать всех пороков (по-латыни acedia – самый страшный грех, который порождает другие грехи)». Однако как типичный западный интеллектуал, далекий от христианских ценностей, он беспомощен перед проблемой массового проявления скуки в современном обществе. Его позицию можно определить как своеобразный неостоицизм, который на деле ведет к примирению со злом: «Лишенный способности терпеть скуку, человек обречен на убогую жизнь, потому что жизнь – это непрерывный побег от скуки. Поэтому все дети должны научиться выносить скуку, и, если ребенок не адаптирован к скуке, это означает лишь серьезный пробел в его воспитании». Каков же выход из состояния уныния и скуки? Ответ можно найти в творениях святых отцов. Преподобный Нил Синайский († 450) советует два средства против этого духовного недуга – молитва и терпение (Об осьми духах зла. Об унынии). Он пишет: «Молитва есть врачевство печали и уныния». Как и во всяком деле, в молитве надо определить меру и точно ее соблюдать: «Молись разумно и усиленно – и дух уныния бежит от тебя». Поскольку охваченная духом уныния душа малодушествует, теряет твердость и бодрость, нужно собрать всю свою волю и противиться этой напасти. «От уныния врачует терпеливость, – пишет святой Нил Синайский , – и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия». Почему курение является грехом? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Различные болезни души святые отцы определяют понятием страсть.Существуют различные классификации страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дорогой Александр! Чтобы пришла к вам помощь от Бога для преодоления недуга, необходима вера, что Господь Вам поможет. Нужно покаяться во всех своих грехах и впредь делать это регулярно в две – три недели раз. Так же часто причащаться. Приступая ко святой Чаше с верой и благоговением пред величайшей святыней, Вы будете получать врачевание души и тела. Нужно иметь мирный дух. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ). Как можно чаще (хотя бы кратко, но горячо) обращайтесь с молитвой к Царице Небесной. Молитвенное обращение за помощью к Богу и к Пресвятой Богородице должно обязательно соединяться с решимостью оставить навсегда эту пагубную страсть. Всю свою волю надо направить на то, чтобы вернуться к нормальной жизни. Надо строжайше себе запретить до конца жизни даже самое малое количество алкоголя. В противном случае коварный враг легко воспользуется этим и ввергнет Вас в еще худшее состояние, чем прежде. Вообще надо иметь очень сильный страх: боязнь погибнуть как телесно, так и духовно. Тогда и проявиться воля. Надо постоянно возгревать в себе любовь к жизни. Увидеть ее высокий смысл и назначение. Нужно постараться найти себе какое-нибудь интересное и увлекательное занятие. Ни в коем случае не будь праздным. Многое зависит от того тепла, которым будут согревать Вас близкие. Однако решающим является ваше желание и твердая воля. Где грань между человекоугодием и любовью к ближнему? иеромонах Иов (Гумеров) Любящий всегда предполагает благо ближнего, а человекоугодник думает о своем благе. Исполняющий евангельские заповеди, даже снисходя к немощам другого, поступает по любви, потому что хочет избавить его от состояния уныния и печали о своем несовершенстве. Чаще всего человекоугодие порождается двумя причинами: малодушием (страх перед влиятельным человеком) или корыстью. Человекоугодие является грехом против первой заповеди, ибо мешает проявить ревность об угождении Богу. «Если бы я и поныне угождал людям, – говорит апостол, – то не был бы рабом Христовым» ( Гал. 1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такого механизма – человек зачат во время поста, значит, будет больным – нет. Во-первых, не все люди виноваты в том, что не соблюдают пост, ведь пост установлен для христиан. Если человек неверующий, то несоблюдение им поста не является грехом. Вот убийство или блуд – грех для всякого человека, независимо от его веры, нарушение же поста грешно не само по себе, а только как проявление страстей. Например, чревоугодия, когда человек ест скоромную пищу, потому что не может удержаться. Или гордости, когда человек отрицает пост, не желая оказать послушание Церкви. Или малодушия, когда стесняется поститься, боясь насмешек. А сама по себе пища не греховна и не греховны супружеские отношения, о чём прямо сказано у апостола Павла. Во-вторых, наказание Божие не бывает механическим – сделал грех, получи воздаяние. Преподобный Макарий Египетский пишет, что наказание не постигает человека сразу; если бы оно постигало нас сразу, то получалось бы, что Бог принуждает человека к добродетели насильно. Кто же не будет добродетелен, если над тобой топор занесен, со страху? Но Бог хочет нашего свободного послушания ради любви к Нему. В-третьих, смысл наказания Божьего – научение, а не кара. Бог наказывает для исправления, а не для уничтожения человека. Преподобный Амвросий Оптинский действительно пишет о современных ему людях, что их постигают болезни, потому что они пренебрегают постом. Но он имеет в виду не расплату болезнями за невоздержание, а то, что, если мы сами не хотим подвизаться, за нас подвизается Бог. Например, я люблю сладкое, раньше мог шоколад коробками есть, а теперь мне Господь послал аллергию на шоколад, и я больше его не ем. Любит человек поесть остренького до отвала, а тут на тебе – язва! И приходится кашку овсяную да понемножку. На самом деле это дары Божии. Если человек так их воспримет, с благодарностью, то будет преуспевать и в воздержании, и – самое главное – в смирении. Дети за грехи родителей В мире, конечно, всё связано, и бывает, что какое-то зло, которое совершают родители, распространяется на детей. Если родители, например, пьянствуют, то действительно есть статистика, что дети часто рождаются больными. Или если наследственность плохая, велика вероятность, что ребенок родится с тем же заболеванием, что и у родителей. Но какая бы ни была наследственность, дети не лишаются благодати, даже страдая за грехи отца и матери.

http://pravmir.ru/esli-rebenok-zachat-v-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010