Многие наши современники, к сожалению, выросли без веры в Бога, без познания глубокого смысла и высокого назначения человеческой жизни, которую Творец вложил при сотворении. Люди блуждают в потемках, они заняты суетой и заботами, собственным самоутверждением без готовности к самопожертвованию и воли терпеть неудобства, утеснения и лишения во имя ближнего, — как ветви, оторванные от Лозы жизни. Наше Патриаршее служение от выборов и интронизации было отмечено массовыми национальными протестами и недовольством гражданской властью в стране, кризисом государственности и глубоким расколом в обществе. Последовали тяжелые испытания для нашего народа: природные катаклизмы и катастрофы, которые принесли много жертв и разрушений. Отчаяние и потеря ясных ориентиров, цели и смысла жизни довели до серии публичных самосожжений наших соотечественников. И, как бывает в таких случаях, люди, ищущие утешения, упования и надежды, обратились к Церкви, дабы услышать ее голос. Страдания и испытания разного рода неизбежны в этом поврежденном грехом мире, но когда человек имеет ясное осознание того, что важно, что менее важно, что преходяще, а что непреходяще, в чем смысл и цель человеческой жизни; когда человек знает, что есть Бог — Бог всемогущий, но любящий и милостивый, Который держит все в Своих руках, он проходит через самые тяжелые испытания, не теряя веры, надежды и мира в своей душе. Уныние, отчаяние и малодушие, чувство безысходности, пустоты и бессмысленности жизни и существования бушуют там, где оскудевает вера. В мирные дни созидания и в дни тяжелых испытаний, мы православное духовенство, не устаем призывать к любви к Богу и ближнему, потому что любовь — основа и закон бытия. Если наши убеждения, культурная, социальная, политическая и национальная принадлежность являются поводом к разделению, то любовь — та сила, которая действительно может сделать нас едиными, устремленными к единой цели и сильными. Стабильным и преуспевающим является то общество, которое сплочено общими высокими идеалами, ценностями и целями.

http://patriarchia.ru/db/text/4394186.ht...

В духовном отношении патологические следствия тщеславия также многообразны. Оно приводит человека к духовной смерти 1644 , ослепляет его дух 1645 , смущает его 1646 , значительно уменьшает мыслительные способности 1647 . Тщеславие разрушает все приобретенные человеком добродетели 1648 и делает бессмысленными все его подвижнические усилия 1649 . По словам преподобного Максима Исповедника , многие действия, добрые сами по себе, перестают быть таковыми из-за тщеславия 1650 . Духовное делание и произрастающие из него добродетели имеют целью соединить человека с Богом и сделать его причастным Божественной славе. Под воздействием тщеславия человек отвращает их от естественной цели, заставляя служить своей собственной славе, дабы прославиться от людей или от самого себя, а не от Бога, как должно. Потеря плодов духовного делания и добродетелей, кроме того, что представляет сама по себе духовную катастрофу, неизбежно порождает в душе страдания: душа, лишенная самых драгоценных благ и духовных радостей, оказывается пустой, покинутой, наполняется волнениями и тревогами, считает себя обреченной на постоянную неудовлетворенность. Ибо если удовольствие, связанное с тщеславием, и может на некоторое время наполнить душу, то удерживать власть в ней оно будет недолго в силу его обособленного, скоротечного, ирреального характера, подобно питающим его телесным предметам, и в итоге будет погружать душу в разочарование и горечь. «Тщеславие есть пища, которая приятным вкусом на время услаждает душу, а после делает ее пустой, бесплодной, лишенной всех духовных плодов, так что не только губит заслуги значительных трудов, но и навлекает большее наказание» 1651 . Разрушая приобретенные добродетели, тщеславие помогает прежде всего возродиться в душе родственным страстям 1652 , затем открывает путь и всем остальным 1653 . Святые отцы относят тщеславие к трем родовым страстям, которые являются источником всех прочих. Преподобный Марк Подвижник называет его «корнем греховных желаний» 1654 , «причиной всех пороков» 1655 , «матерью зол» 1656 и учит, что эта страсть «ведет естественным образом к порабощению грехом» 1657 . Прежде всего тщеславие рождает гордость 1658 : оно является ее предшественницей 1659 , началом 1660 , матерью 1661 не только гордости, но и других грехов, связанных с ней: богохульства 1662 , осуждения 1663 и презрения к людям 1664 , духа главенства и любви к власти, ожесточения сердца 1665 , непослушания 1666 . Тщеславие равно порождает гнев 1667 и его спутников: ненависть 1668 , памятозлобие 1669 , зависть 1670 , разногласия 1671 , споры 1672 . Из него также проистекают: ложь 1673 , лицемерие 1674 , пустословие 1675 , малодушие 1676 , блуд146, сребролюбие илюбостяжание 1677 и, какмы говорили, печаль 1678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В случае смертного часа всякий священник имеет долг разрешить приближающегося к смерти от епитимии, хотя бы наложенной и высшею иерархическою властию, и сподобить приобщения Св. Таин, но с тем, что если это лицо выздоровеет, то должно продолжить епитимию. В меняемость чужих грехов: приказ, совет, соблазн, согласие, незамечание, одобрение (непротиводействие, необъявление). Д олжно знать, что напоминание грехов тогда бывает от благодати и спасительно, когда оно смиряет тебя и возбуждает в сердце сокрушение о том, что грехами своими ты оскорбил Бога, и вместе с тем поселяет в тебе надежду и упование на благость Его. Но когда напоминание грехов смущает тебя, ввергает в неверие и малодушие и заставляет считать себя человеком навеки осужденным, которому нет более времени ко спасению, – знай, что такое напоминание – от диавола. Посему, смиряя себя как можно более, отнюдь не оставляй надежды на Бога – и ты победишь врага его же оружием и воздашь славу Богу. Необходимо нам при воспоминании грехов своих питать и надежду на крестные заслуги Спасителя нашего и ради этих великих заслуг просить у Него прощения. Е сть мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедай перед духовником. Если нельзя сразу, то при первой возможности; ни в коем случае не откладывая на завтра и далее! Кто часто и сразу исповедает грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех, ненавидит плен диавольский. Н екоторые говорят: «Грехи у меня легкие, человеческие», – как будто нужно, чтобы были бесовские. Это сатанинская гордость. Т ак как мы немощны, испорченны и доступны бесам, то Господь дал нам Покаяние и другие Таинства. Если искренно покаемся, то Господь прощает нас, т. е. очищает нашу душу от греховных язв и обещает кающемуся Царствие Божие. Т олько кающемуся вменяется всемирная жертва крестная Спасителя. П еред священником утаишь (на исповеди), а перед Богом не утаишь. В конце исповеди священник может наложить на кающегося в особо тяжких грехах епитимию, что означает запрещение или наказание, имеющее лишь воспитательное значение, т. е. чтобы заставить кающегося глубже осознать свою вину, тяжесть содеянных грехов и освободиться от них. Следует всегда помнить, что епитимия никак не является удовлетворением Бога за содеянные грехи, ибо только Кровь Иисуса Христа избавляет нас от всякого греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

И в наши дни все народы на земле веруют в духов. И сия вера народов по сути правильная. Отрицающие духовный мир отрицают его потому, что смотрят только своими телесными очами — и не видят его. Но духовный мир не был бы духовным, если бы его можно было увидеть телесными очами. Всякий человек, ум у которого не ослеплен, а сердце не окаменено грехом, может всем своим существом почувствовать, каждый день и каждый час, что люди не одни в этом мире, исключительно в обществе бессловесной природы, камней, трав, животных и других составляющих природы, ее стихий и явлений, но что душа наша непрестанно соприкасается с миром невидимым, с некими невидимыми существами. Не правы, однако, те народы и люди, кои уничижают добрых духов, а злых называют богами и покланяются им. Когда на землю пришел Господь наш Иисус Христос, почти все народы верили в силу зла и слабость добра. И действительно, злые силы возобладали в мире, так что даже Сам Христос называл их предводителя князем мира сего. А старейшины иудейские приписывали демонам и их силе даже и все Божественные дела Христовы. Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы сломить и искоренить малодушную веру людей в зло и посеять в их душах веру в добро, во всемогущество добра, в непобедимость и вечность добра. Древнее и всеобщее верование в духов Христос не уничтожил, но подтвердил. Он лишь открыл духовный мир таким, каков он есть, а не каким представлялся людям по наветам диавольским. Единый благий, премудрый и всемогущий Бог является властителем миров духовного и физического, видимого и невидимого. Добрые духи суть ангелы, и трудно исчислить их множество. Добрые духи, или ангелы несравнимо сильнее злых духов. Злые духи на самом деле и не имеют сил учинить что-либо, чего бы не попустил им Всевышний Бог. И сегодняшнее Евангельское чтение описывает один из бесчисленных примеров того, как человеколюбивый Господь еще раз показал, что добро сильнее зла, и как Он постарался утвердить веру людей в добро, во всемогущество добра, в победу добра.

http://blog.predanie.ru/article/pochemu-...

Дальнейший перевод тропаря не имеет таких досадных ошибок, однако и, здесь есть нечто, вызывающее недоумение. В самом деле, разве «человеческия немощи» и «естества недуги» не одно и то же? И откуда переводчик взял слово «человеческия», которого в греческом оригинале нет? В греческом это место читается  νις ασθενεας κα φσεως νσοις. По-видимому, наш переводчик понял первое слово этой фразы как сокращенное  νθρποις, и ему ничего не оставалось делать, как допустить в переводе тавтологию – «человеческия немощи и естества недуги». В действительности же здесь никакой тавтологии не должно быть, и ключ к пониманию всей фразы лежит в правильном переводе слова  νις.   ανα – древнее ионическое слово, буквально означающее «мучение», «тягость», «печаль», «горе». Поставленное в прямой связи с ним  ασθνεια означает какие-то болезни, проявляющиеся в угнетенном, подавленном состоянии духа и которые теперь принято называть нервно-психическими или душевными. При таком значении первой половины фразы будет понятно, почему песнопи-сец далее говорит о  φσεως νσοις: здесь он имеет в виду уже собственно физические болезни, не связанные с поражением нервной системы и психики больного. Отсюда же будет понятно и то, что переводчик назвал «язи душ». Греческое  μαλακα имеет весьма широкое значение. Оно означает мягкость, нежность, изнеженность, роскошь, слабоволие, нерешительность, малодушие и даже грех . Если выше говорилось о душевных и телесных болезнях, то здесь, очевидно, имеются в виду всякого рода недостатки человеческой личности, делающие ее неустойчивой в борьбе с грехом. Переводчик не делает этой дифференциации физических и чисто духовных недугов, и наименование апостола Луки врачом, которое песнописец относил только к врачеванию душевных и телесных болезней  ( ς ατρν γενμενον της νις σθενεας κα φσεως νσοις), он придает и тому, что в греческом тексте обозначено как  μαλακα των ψυχν. Отсюда у него получается фраза «яко врача суща человеческия немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща». В греческом же в связи с упоминанием о малакии душ употреблено причастие  ξιμενος. ξιω буквально значит «очищаю от ржавчины» 2 . В переносном смысле это какое-то духовное исправление личности человека. Это еще раз подтверждает, что автор тропаря ясно дифференцировал душевные или нервно-психические болезни от собственно физических и отличал те и другие от духовных недостатков личности. Свой тропарь он заканчивает часто употребляемой в греческих песнопениях фразой о молитве святого пред Богом о душах наших. Но употребленное в славянском переводе слово «молящася» не вполне соответствует глаголу оригинала  πρεσβεοντα. Πρεσβεω не то же, что  εχομαι – «молюсь», «прошу».  Πρεσβεω имеет много значений и в данном случае может быть принято как соответствующее русскому «ходатайствую». По мысли поэта, апостол Лука является не просто просителем или молящимся, а высоким ходатаем о нас, живых членах Церкви, пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Злые духи все более и более мучили людей и ослепляли их, чтобы люди полностью стерли из своей памяти представление о Едином благом Боге и о данной Богом великой силе добрых духов. И в наши дни все народы на земле веруют в духов. И сия вера народов по сути правильная. Отрицающие духовный мир отрицают его потому, что смотрят только своими телесными очами - и не видят его. Но духовный мир не был бы духовным, если бы его можно было увидеть телесными очами. Всякий человек, ум у которого не ослеплен, а сердце не окаменено грехом, может всем своим существом почувствовать, каждый день и каждый час, что люди не одни в этом мире, исключительно в обществе бессловесной природы, камней, трав, животных и других составляющих природы, ее стихий и явлений, но что душа наша непрестанно соприкасается с миром невидимым, с некими невидимыми существами. Не правы, однако, те народы и люди, кои уничижают добрых духов, а злых называют богами и покланяются им. Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы сломить и искоренить малодушную веру людей в зло и посеять в их душах веру в добро, во всемогущество добра, в непобедимость и вечность добра. Древнее и всеобщее верование в духов Христос не уничтожил, но подтвердил. Он лишь открыл духовный мир таким, каков он есть, а не каким представлялся людям по наветам диавольским. Единый благий, премудрый и всемогущий Бог является властителем миров духовного и физического, видимого и невидимого. Добрые духи суть ангелы, и трудно исчислить их множество. Добрые духи, или ангелы несравнимо сильнее злых духов. Злые духи на самом деле и не имеют сил учинить что-либо, чего бы не попустил им Всевышний Бог. Но и число злых духов весьма велико. В одном одержимом человеке в Гадаре, которого Господь исцелил, находился целый легион, то есть несколько тысяч злых духов. Сии злые духи обманывали в те времена людей и целые народы, как и сегодня обманывают многих грешников нашептывая о своем всемогуществе, о том, что они - единственные боги и нет другого бога, кроме них, а добрых духов якобы и вообще не существует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

В случае смертного часа всякий священник имеет долг разрешить приближающегося к смерти от епитимии, хотя бы наложенной и высшею иерархическою властию, и сподобить приобщения Св. Таин, но с тем, что если это лицо выздоровеет, то должно продолжить епитимию. Вменяемость чужих грехов: приказ, совет, соблазн, согласие, незамечание, одобрение (непротиводействие, необъявление). Должно знать, что напоминание грехов тогда бывает от благодати и спасительно, когда оно смиряет тебя и возбуждает в сердце сокрушение о том, что грехами своими ты оскорбил Бога, и вместе с тем поселяет в тебе надежду и упование на благость Его. Но когда напоминание грехов смущает тебя, ввергает в неверие и малодушие и заставляет считать себя человеком навеки осужденным, которому нет более времени ко спасению, – знай, что такое напоминание – от диавола. Посему, смиряя себя как можно более, отнюдь не оставляй надежды на Бога – и ты победишь врага его же оружием и воздашь славу Богу. Необходимо нам при воспоминании грехов своих питать и надежду на крестные заслуги Спасителя нашего и ради этих великих заслуг просить у Него прощения. Есть мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедай перед духовником. Если нельзя сразу, то при первой возможности; ни в коем случае не откладывая на завтра и далее! Кто часто и сразу исповедает грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех, ненавидит плен диавольский. Некоторые говорят: «Грехи у меня легкие, человеческие», – как будто нужно, чтобы были бесовские. Это сатанинская гордость. Так как мы немощны, испорченны и доступны бесам, то Господь дал нам Покаяние и другие Таинства. Если искренно покаемся, то Господь прощает нас, т. е. очищает нашу душу от греховных язв и обещает кающемуся Царствие Божие. Только кающемуся вменяется всемирная жертва крестная Спасителя. Перед священником утаишь (на исповеди), а перед Богом не утаишь. В конце исповеди священник может наложить на кающегося в особо тяжких грехах епитимию, что означает запрещение или наказание, имеющее лишь воспитательное значение, т. е. чтобы заставить кающегося глубже осознать свою вину, тяжесть содеянных грехов и освободиться от них. Следует всегда помнить, что епитимия никак не является удовлетворением Бога за содеянные грехи, ибо только Кровь Иисуса Христа избавляет нас от всякого греха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Но Господь не простил Иуду – он закончил свою жизнь самоубийством и полностью испил до конца страшную чашу греха. Он оказался низверженным и в прямом, и в переносном смысле слова, продолжил Его Святейшество. – Предательство, которое является результатом лжи и лицемерия, через которое наносится удар во имя достижения своих целей, является страшным грехом. И, как свидетельствует Слово Божие, предательство Иуды оказалось грехом, который Бог не простил». «В истории Русской Церкви и в истории нашего Отечества было множество примеров и предательств, и измен, и малодушия. Гонения, обрушившиеся на Русскую Церковь в XX веке, разве все выдерживали? Разве выдерживали гонения и в древней Церкви все христиане? Кто-то по малодушию, кто-то по слабости не был способен пойти на мучения. Затем эти люди приходили в храмы, в христианские общины, раскаивались. Так было в древности, так было и в XX веке. Но ведь были и те, кто, лицемерно служа Богу, сознательно предавал и распинал Спасителя, боролся с Церковью, повторяя грех Иуды», – отметил Святейший Патриарх Кирилл. Засвидетельствовав, что для христианина измена Богу и близким является страшным грехом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Сегодняшний день, давая нам возможность поразмышлять над предательством Иуды, должен помочь осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему. И тот, кто вступил на путь лицемерия, ведущего к предательству, должен крепко задуматься – ведь никогда в истории ни одно предательство не помогало людям достигать благополучия в жизни. Предатель всегда отвержен и Богом, и людьми, и призрачным становится то счастье, к которому устремляется человек через лицемерие и измену». «Помня об этом, мы должны бдительно всматриваться в глубину своей внутренней жизни, прозревать движение своего сердца, чтобы никаким образом грех предательства не мог созреть в нашей душе. Всемилостивый Господь, простивший Петра, и нас прощает – и малодушие наше, и окамененное нечувствие, и слабость нашу. Он простирает к нам Свою руку и дает возможность преодолеть грех и неправду. Но, согрешая, мы никогда не должны переступать той черты, за которой нет возврата. И да поможет нам в этом Господь», – заключил Его Святейшество.

http://zavet.ru/a/post_1302961815.html

В предательстве же всегда присутствует стремление причинить зло другому человеку и через это обрести некую выгоду, пользу для себя. Именно поэтому предательство сопровождается лицемерием. Предатель создает видимость благополучия, видимость сохранения единства, общности, он никогда не говорит о своей готовности отказаться от взятых на себя обязательств, он демонстрирует верность и выжидает — он ждет того момента, когда другой человек или другие люди будут переживать трудности, проявят слабость, потому что против сильного ни один предатель не выступит: в этом есть большая опасность навлечь на себя беду, не получив никакой выгоды. Но если этот сильный человек переживает минуты слабости, если у него возникают сложные жизненные обстоятельства, то предатель непременно воспользуется этим для того, чтобы разрушить общность и, отказавшись от обязательств, достичь своих скрытых целей. Завтра, в Великий Четверг, мы будем вспоминать другой поступок, который также был осужден Господом, — предательство апостола Петра, которое, собственно, и не было предательством (Мф. 26, 69-75; Мк. 14, 66-72; Лк. 22, 56-62; Ин. 18, 17, 25-27). Это было малодушием: Петр испугался, что его арестуют, поведут на бичевание. Петр оказался слаб, но его отречение от Господа не усугубило положения Спасителя, ибо ученик был не властен над всем тем, что происходило вокруг Учителя. Конечно, Спасителя посетила скорбь, когда Он увидел во дворе Каиафы Петра, своего близкого ученика, который оказался слаб. Но малодушие может повлечь за собой предательство и измену, а может так и остаться малодушием. Вот почему Господь дает возможность Петру раскаяться — и тот оплакивает свое малодушие, свою слабость. И тогда Господь прощает его и восстанавливает в апостольском достоинстве. Предательство, которое является результатом лжи и лицемерия, через которое наносится удар по ближнему во имя достижения неких своих целей, является страшным грехом. И, как свидетельствует Слово Божие, предательство Иуды оказалось грехом, который Бог не простил, и Иуда закончил свою жизнь самоубийством, испив до конца страшную чашу греха. Он оказался низверженным и в прямом, и в переносном смысле слова.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

В предательстве же всегда присутствует стремление причинить зло другому человеку и через это обрести некую выгоду, пользу для себя. Именно поэтому предательство сопровождается лицемерием. Предатель создает видимость благополучия, видимость сохранения единства, общности, он никогда не говорит о своей готовности отказаться от взятых на себя обязательств, он демонстрирует верность и выжидает — он ждет того момента, когда другой человек или другие люди будут переживать трудности, проявят слабость, потому что против сильного ни один предатель не выступит: в этом есть большая опасность навлечь на себя беду, не получив никакой выгоды. Но если этот сильный человек переживает минуты слабости, если у него возникают сложные жизненные обстоятельства, то предатель непременно воспользуется этим для того, чтобы разрушить общность и, отказавшись от обязательств, достичь своих скрытых целей. Завтра, в Великий Четверг, мы будем вспоминать другой поступок, который также был осужден Господом, — предательство апостола Петра, которое, собственно, и не было предательством (Мф. 26, 69-75; Мк. 14, 66-72; Лк. 22, 56-62; Ин. 18, 17, 25-27). Это было малодушием: Петр испугался, что его арестуют, поведут на бичевание. Петр оказался слаб, но его отречение от Господа не усугубило положения Спасителя, ибо ученик был не властен над всем тем, что происходило вокруг Учителя. Конечно, Спасителя посетила скорбь, когда Он увидел во дворе Каиафы Петра, своего близкого ученика, который оказался слаб. Но малодушие может повлечь за собой предательство и измену, а может так и остаться малодушием. Вот почему Господь дает возможность Петру раскаяться — и тот оплакивает свое малодушие, свою слабость. И тогда Господь прощает его и восстанавливает в апостольском достоинстве. Предательство, которое является результатом лжи и лицемерия, через которое наносится удар по ближнему во имя достижения неких своих целей, является страшным грехом. И, как свидетельствует Слово Божие, предательство Иуды оказалось грехом, который Бог не простил, и Иуда закончил свою жизнь самоубийством, испив до конца страшную чашу греха. Он оказался низверженным и в прямом, и в переносном смысле слова.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010