– аборт – лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Стоит помнить, что причиной внутриутробной гибели плода могут стать заболевания, передающиеся половым путем, и таким образом блудные грехи могут повлечь за собой ещё более тяжёлый грех убийства. Серьёзным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его; – пренебрежение к воспитанию детей, нежелание уделять им время для совместных занятий, прогулок, игр, доверительных бесед, стремление «откупиться» от детей подарками, наказание детей в порыве гнева, без рассуждения; – малодушие, нежелание принимать на себя ответственность за свою жизнь и поступки, стремление переложить ответственность на других людей, в том числе на священника; – присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (например, безбилетный проезд), удержание заработной платы подчинённых или наёмных рабочих, неуплата долгов, строгость к взысканию долгов с других; – ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова; – пьянство и разного рода зависимости, лишающие человека свободы: пристрастие к наркотикам, табаку, азартным играм, интернету и пр. Зависимости являются не только грехом, но серьёзным заболеванием, разрушающим личность, преодолеть которое можно с квалифицированной врачебной помощью и твёрдой надеждой на Бога; – жадность, скупость, в том числе на милостыню (следует жертвовать с рассудительностью, наблюдая, чтобы подаянием не провоцировать грехи и асоциальный образ жизни); – зависть – скорбь о благополучии ближнего, отказ от способности радоваться успехам и достижениям других, что может привести даже к совершению злодеяний против объекта зависти; – пренебрежение к собственному здоровью и здоровью окружающих, отказ от необходимой медицинской помощи, применение средств, причиняющих вред здоровью;

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда у человека есть хотя бы немного любви, немного радости, немного мира, то в том случае, если это идет от Бога, он чувствует полноту своего бытия. Ему не кажется, что в его жизни чего-то не хватает. И несмотря на то, что нам всегда хочется большего, у нас нет ощущения неполноты. Когда в нас действует закон Святого Духа, Его Благодать, то мы начинаем чувствовать в себе все Его плоды, и прежде всего – любовь. Но и к этому также следует относиться благоразумно, не забывая о том, что главной целью нашей жизни является Бог, и ничто другое. То есть цель – не радость, не мир, не любовь, не долготерпение, благость, воздержание и прочие плоды Духа, а Сам Бог . Все перечисленное – это результаты нашей связи с Богом, которые в то же самое время являются и предпосылками для этой связи. То есть для достижения Бога нам необходимо совершенствоваться в любви, воздержании, долготерпении. Но когда мы постигаем Бога, то все это появляется естественным образом как следствие того подвига, который мы совершали в борьбе с грехом. То есть мы можем нервничать, сердиться, но при этом мы не должны позволять греху – ненависти или малодушию – поработить нас. И мы боремся с грехом, стараясь не делать и не говорить того, чего не хотим и что противно нашей природе. Эта борьба помогает нам приблизиться к Богу. Она – средство, инструмент, ступенька на пути к Нему. Но когда человек встречается с Богом, то все то, за что раньше ему приходилось бороться, становится для него естественным. Человек перестает нервничать, раздражаться, злиться. Все это уходит – одно за другим. Душевные ресурсы начинают активизироваться естественным образом, и человек, контролируя этот процесс, преуспевает в духовной борьбе. Возьмем, к примеру, гнев. Это чувство очень важно для человека, потому что оно сильное, оно показывает силу души. Поэтому иметь в себе гнев нужно, но это чувство должно быть бесстрастным. Нельзя направлять гнев на ближнего – ведь в таком случае будет разрушена любовь. Гнев должен быть направлен против собственных грехов, чтобы у нас появилась возможность утвердиться в чистоте, истине, вере, связи с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Отвечаю: как уже было сказано (II-I, 84, 3), главным надлежит полагать тот порок, который с легкостью обусловливает другие пороки, являясь их конечной причиной. Но подобно тому как мы совершаем немало поступков по причине удовольствия, либо потому, что желаем получить его, либо потому, что побуждаемся удовольствием к некоторым действиям, точно так же мы совершаем немало поступков по причине печали, либо потому, что желаем избегнуть ее, либо потому, что раздражены из-за того, что она вынуждает нас к некоторым действиям. Поэтому коль скоро лень, как было показано выше (2), является своего рода печалью, она по справедливости считается главным грехом. Ответ на возражение 1. Лень, отягощая ум, препятствует нам делать то, что причиняет печаль, но при этом она побуждает ум к некоторым действиям – либо таким, которые сообразны печали, например плачу, либо таким, которые представляются средством от печали. Ответ на возражение 2. Григорий правильно усвоил дочерей лени. В самом деле, коль скоро, согласно Философу, «никто не хочет долго пребывать в компании с тем, кто вздорен и неприятен» 432 , из этого следует, что некоторые следствия печали могут возникать двояко: во-первых, когда человек избегает всего, что причиняет печаль; во-вторых, когда он стремится ко всему, что доставляет ему удовольствие. Так, как говорит Философ, не имеющие вкуса к духовным удовольствиям прибегают к удовольствиям телесным 433 . Затем, в самом избегании печали обнаруживается тот порядок, что человек в первую очередь удаляется от неприятных ему объектов, а во вторую – борется с тем, что обусловливает печаль. Но духовные блага, каковые суть объекты печали лени, являются как целью, так и средствами. Избежание цели является следствием «отчаяния», в то время как избежание тех благ, которые являются средствами к достижению цели в том, что трудно и подлежит совету, следует из «малодушия», а в том, что касается общей праведности, из «апатии в отношении заповедей». Борьба с причиняющими печаль духовными благами подчас бывает борьбою с теми людьми, которые ведут других к духовным благам, и это называется «злобой», а подчас, когда человек доходит до того, что начинает питать отвращение к самим духовным благам, она простирается непосредственно на них, и это по справедливости называется «злоумышлением». В той мере, в какой человек ищет прибежища во внешних объектах удовольствия, дочь лени называется «умственным заблуждением относительно неправедного». Из сказанного очевиден ответ на возражение против каждой из дочерей. В самом деле, «злоумышление» в настоящем случае означает не то, что является включающим в себя все пороки родовым понятием, но его должно понимать так, как разъяснено [нами выше], «злоба» является не синонимом ненависти, а своего рода негодованием, и нечто подобное можно сказать обо всем остальном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Этому противоречит сказанное Григорием о том, что обман – это дочь жадности 173 . Отвечаю: как уже было сказано (3; 47, 13), плотская рассудительность и хитрость, а равно лукавство и обман в части использования разума имеют некоторое сходство с рассудительностью. Но из всех нравственных добродетелей использование правого разума наиболее очевидно проявляется в правосудности, поскольку правосудность находится в разумном желании. Поэтому недолжное использование разума в первую очередь проявляется в тех пороках, которые противостоят правосудности, главным из которых является жадность. Следовательно, вышеупомянутые пороки по преимуществу возникают из жадности. Ответ на возражение 1 . Похоть по причине страстных влечений и вожделения полностью отвлекает разум от осуществления им его акта, в то время как в вышеупомянутых пороках присутствует некоторое пользование разумом, хотя и неупорядоченное. Следовательно, эти пороки не возникают непосредственно их похоти. Когда же Философ говорит, что «Венера – кознодейка», то этим указывает на некоторое сходство, а именно, что она так же внезапно увлекает человека, как он бывает увлечен вводящими в заблуждение действиями, но не посредством хитрости, а посредством неистовства влечений и наслаждений, по каковой причине далее он прибавляет, что «Венера не раз уловляла умы и разумных». Ответ на возражение 2 . К уловкам, похоже, прибегают из малодушия, поскольку величавый, по словам Философа, предпочитает действовать явно 174 . И коль скоро гордыня является подобием или подражанием величавости, то из этого следует, что вышеупомянутые пороки, которые используют лукавство и обман, непосредственно возникают не из гордыни, а из жадности, которая ищет собственной выгоды и не придает большого значения превосходству. Ответ на возражение 3 . Движение гнева возникает неожиданно, и потому происходит стремительно и не прибегает к обсуждению разума, в отличие от вышеупомянутых пороков, которые пользуются этим, хотя и неупорядоченно. Те же, которые прибегают к уловкам с целью составления заговора, действуют не из гнева, а, пожалуй, из ненависти, поскольку разгневанный, как говорит Философ, желает причинять вред явно 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Для того чтобы бороться с этими грехами — а в той или иной степени все сказанное касается каждого человека, — нужно помнить, что есть или, по крайней мере, должны быть пределы греху. Есть грех, который прощается. Но есть грехи, которые Бог не прощает. Таким грехом является хула на Духа Святого (см. Мф. 12:31). Когда мы в своем лицемерии, в своем двоедушии, в своем внутреннем раздвоении, еще сохраняя где-то остатки веры, одновременно в силу разного рода обстоятельств — из-за трусости, малодушия, лицемерия, желания сделать карьеру — становимся противниками Богу, тогда преступается черта. Чтобы это не произошло, наша внутренняя духовная жизнь должна быть под строгим контролем. Собственно говоря, выработка неких навыков такого контроля — это и есть главное дело, которое мы должны совершать во время поста. Пост и дается нам для того, чтобы мы научились анализировать свои мысли, скрытые желания, подвергать глубокому и искреннему анализу происходящее в нашей душе. Если же человек перестает наблюдать за самим собой, он с легкостью делает ошибки, совершает грехи и преступления. Ведь Иуда не родился предателем. Наверное, вступая в круг ближайших учеников Спасителя, он и представить себе не мог, что предаст Господа. Но где-то произошел внутренний надлом, где-то были сняты внутренние тормоза, так что финалом стали предательство Божественного Учителя и самоубийство. Пример Иуды должен предостеречь каждого из нас от легкомысленного отношения к своей внутренней духовной жизни. Он должен призвать всех нас к духовному бодрствованию. Особенно это касается монашествующих — тех, кто уходит из мира именно ради духовного сосредоточения. Конечно, быть монахом в центре мегаполиса — дело непростое. Так или иначе все эти конфликты и скорби, которых исполнен большой город, касаются и жизни монашествующих. Тем не менее нужно помнить, что главной задачей для монаха является внутреннее самосозерцание, постоянное испытание своего ума и своей совести, постоянная работа над своими мыслями, над своими желаниями, над своими деяниями.

http://patriarchia.ru/db/text/2942824.ht...

Достижения современной биомедицины позволяют также прибегать к методам искусственного оплодотворения, что тоже не отрицается Православной Церковью в качестве средства полезного врачевства: «К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» . Однако и на этот путь супруги могут встать только в молитвенном духе и настроении, обращаясь к Богу за помощью в осуществлении их намерений и успешном проведении медицинских операций, а также последующей терапии. Расчет только лишь на современную биомедицинскую науку и ее достижения в ущерб упованию и надежде на божественную помощь является грехом маловерия и малодушия. Ведь без содействующей во всех человеческих делах Божественной воли ничего в земной жизни не происходит благоуспешным образом. Смирение перед сложившимися жизненными обстоятельствами – важнейший фактор супружеского отношения к данной проблеме. Если Господь благоволит идти по пути излечения бесплодия, то смущаться и сомневаться в избранном пути не следует: Бог создал врачей и врачевство для преодоления болезней и облегчения страданий, а новейшие биомедицинские технологий служат для сохранения жизни и здоровья людей, помогают преодолевать те или иные телесные недуги. Однако экстракорпоральное оплодотворение (т. е. оплодотворение вне материнской утробы) с использованием донорских половых клеток не благословляется Православной Церковью по причине отсутствия в этом процессе единоутробного родства и наличия анонимизированного источника плода помимо супружеской пары: «Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является “плотью от плоти” анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо “социальных”, еще и так называемых биологических родителей» .

http://bogoslov.ru/article/6025142

Самый верный и действенный способ побеждать восстания страстей (гнева, блуда, чревоугодия и др.) – это усердная молитва к Богу. (Особую благодатную силу имеет сердечное творение молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».) д) Грех, прежде чем осуществиться делом, зарождается в душе в помыслах. Необходимо пресекать греховные помыслы в самом их возникновении, призывая имя Божие. (О борьбе с греховными помыслами – подробнее см. далее §§ 7, 8 и 9.) е) Успешно искореняется каждая страсть деланием добрых дел, противоположных страсти. «Каждая страсть имеет противоположную добродетель». Поэтому каждая страсть и искореняется противоположной ей добродетелью: например, себялюбие – любовью ко всем, гордость – смирением, малодушие – терпением, чревоугодие и пьянство – воздержанием, плотская страсть – целомудрием и чистотой, гнев – кротостью, сребролюбие и корыстолюбие – милостыней и нестяжательностью и т. д. 155 Страсти в основном «суть сердечные движения» 156 ; они коренятся в сердце, как центре духовно-телесной жизни и средоточия всех сил духовных, душевных и телесных. К сердцу сходится вся духовная деятельность человека, поскольку оно является «исходящем» всех движений человеческой личности, исходищем всей его деятельности. Общение с Богом и людьми свершается через сердце ( Мф.5:8 ). Поэтому сердце является центром религиозно-нравственной жизни. Когда сердце сочувствует греховным приражениям, то этим оно обеспечивает развитие и господство их в душе человека, в результате чего, собственно, образуется в душе «страсть». Поэтому в христианском подвижничестве обращается особое внимание на деятельность сердца 157 , на очищение сердца от страстей. В борьбе с грехом необходимо приобрести, сохранить и поддерживать в сердце отрицательное, враждебное отношение ко греху, живую и интенсивную ненависть к нему. Нелюбовь же к страстям не будет прочной, постоянной и живой, если не воспитаем в себе любовь к добрым делам, противоположным страстям, любовь к вещам божественным, святым, духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Прародители не устояли в своей изначальной " правде», но, подвергнувшись, по попущению Божию, искушению от диавола, пали 708 , и внесли в жизнь человечества грех со всеми его последствиями. Если принцип истинной жизни для всякой твари заключается в соблюдении ею установленной для неё Богом «правды» или жизненной нормы, то грех по своему существу есть ни что иное, как отступление твари от этой нормы 709 . Как носительницей «правды», в смысле жизнедеятельности, подлежащий нравственному одобрению, является лишь свободно-разумная воля твари, так и субъектом греха, или «неправды» только она же 710 . Отсюда, по Ансельму, вытекает, что никакой акт сам по себе не является греховным, но таковым он бывает в зависимости от того, насколько в этом акте свободная воля человека нарушила данную ей Богом нравственную норму. Как, например, таких актов, которые подлежат различной нравственной квалификации, в зависимости от такого или иного отношения совершившей их воли к «правде» Божией, Ансельм указывает на убийство Финеесом идолопоклонников, и на половой акт, не порицаемый в законном супружестве 711 . Свободно-сознательное нарушение воли Божией или богоустановленной жизненной правды, составляло сущность и грехопадения прародителей 712 . Преступление их состояло даже не в самом содержании их желания быть якоже бози, поскольку богоуподобление и составляло идеальную цель их жизненного развития, но в том, что они возжелали богоподобия, «прежде, чем этого восхотел Бог», т. е. самовольно возжелали достичь высшей степени блаженства, не довольствуясь установленной для них Богом нормой жизни 713 . Как соблюдение тварью данной ей Богом «правды» обусловливает, с одной стороны, прославление ею Бога, а с другой стороны, её собственное блаженство, так нарушение тварью богоустановленной для неё жизненной нормы, представляет собой, прежде всего, поношение чести Божией, и затем ведёт за собой утрату тварью своего блаженства. С таковым именно характером выступает и грехопадение прародителей. Первый человек, предназначенный Богом, чтобы прославить Его послушанием Его правде, и посрамить диавола, сам нанёс оскорбление чести Божией, малодушно изменив Богу, хотя легко мог бы победить искушение диавола 714 . Это оскорбление чести Божией, разумеется, не относится к имманентной чести Божией, ибо честь Божия сама по себе – вседовольна и неизменяема 715 , но – к чести Божией, объективированной в мире, в частности, в самой человеческой природе, поскольку человек своим грехом унизил и осквернил свою природу, – это драгоценное создание Божие, – нанёс ущерб её изначальному достоинству, силе и красоте: в этом извращении человеческой природы, разрушившем изначальный план Божий о возведении её в равноангельское состояние, и заключается вина падшего человека пред Творцом, которую Ансельм иногда определяет, как похищение человеком достояния Божия, или его соучастие с диаволом в этом похищении 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

 Потому тот, кто премудро записал деяния апостольские, говорит о великом и истинном Боге, наставнике нашем: “...что Иисус делал и чему учил от начала”.   И Павел, великий сосуд избранничества, укоряя римлян, писал: “Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?”.  Потому же, что мы не можем дать поучения на примере собственной праведности, ибо обременены грехом, рассказом о подвиге других, потрудившихся в поте лица своего, да дадим вам ныне брашно нетленное, которое укрепляет наши души для вечной жизни. Ибо хлеб поддерживает тело, а слово Божие часто пробуждает душу к добродетели, особенно если кто малодушествует и пренебрегает житием по Богу. Людям ревностным и мыслью своей стремящимся к Богу для наставления довольно сознания, ведущего ко всему благому и отвращающего ото всякого зла. Тем же, кто хуже их, надобен писаный закон. Если же кто уклонится и от первого, и от второго пути, ведущего к добродетели, подвигнуть его любить Бога должно примером рвения других людей, который он воочию может увидеть и о котором может услышать, чтобы стряхнул с души своей сон и ступил на крутую и трудную стезю, и в будущем обрел вечную жизнь. От нас зависит и в нашей власти презреть ради грядущих благ преходящие блага сего мира или, наоборот, ради благ этого века лишиться неисчислимых благ. Справедливость сказанного подтверждают прежде жившие угодники Божии, люди, по природе своей такие же, как мы, особенно же мужи, в наши дни воссиявшие, подобно светильникам. Одним из таких светильников — и даже много славнее многих — был премудрый Симеон, ибо достиг столь великой чистоты и бесстрастия, что, пройдя через все, что для плотского и одержимого страстями человека является скверной, вредом и помехой в добродетельной жизни, праведник этот, подобно перлу чистому, не осквернился от грязи (я разумею его пребывание в городе, общение с женщинами и прочие мирские соблазны), желая воистину показать тем, кто слаб духом или выставляет свою слабость причиной того, что не ведет праведной жизни, власть свою над демонами зла, даруемую Богом тем, кто всей душой Ему служит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Настоящее чудо нужно заслужить, заслужить собственным мученичеством. «Возьми крест свой и иди за Мною», - призывает Господь каждого Своего последователя. Нельзя идти за Христом « налегке », без креста, без мученичества борьбы со своими страстями. Только так, своим собственным крестным путем идя за Христом на свою голгофу, можно узреть величайшее чудо победы над грехом и смертью силой крестной любви Христовой. Мученичество до крови, смерть за Христа является самой радикальной формой откровения этого чуда из чудес. Смысл всех других чудес, если, конечно, они не относятся к категории тех « знамений и чудес », от которых предостерегал нас Спаситель (Мф. 16, 4), только в напоминании об этом самом главном чуде, в указании на него. Во все времена мученический подвиг - жертвенная смерть за Христа - считался самым достойным и великим венцом человеческой жизни. И это потому, что мученики с максимально возможной силой и убедительностью утверждали своей смертью такие жизненные сверхценности, за которые не только не страшно, но даже радостно умирать. Своей смертью, как это ни парадоксально, они вливали в души и сердца людей новые потоки энергии жизни, освобождали их от страха, малодушия и греховного оцепенения, толкающих их на любые преступления ради сохранения своей крохотной и серенькой земной жизни. Страх, малодушие и греховное самолюбие раскалывают и разрывают все существо человеческое. Разрыв проходит по линии совести, наполняя душу густым мраком нравственных терзаний и сомнений. Этот внутренний разлад и вражда зачастую вырываются наружу вспышками ненависти на все и вся и заливают землю потоками крови ослепших от своей злобы людей. Всегда требовалась жертва, которая была бы способна успокоить своим неземным миром разрушительную стихию мятущейся совести и радостным светом разогнать мрак страха смерти, словно гвоздями прибивающий человека к праху и тлену земной жизни. Мученики Христовы - самые близкие и верные ученики Христа, вслед за Ним и вместе с Ним они несут нам весть о победе над смертью и о новой жизни...

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/23/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010