Путь покаяния сопряжен с душевной болью и слезами, но только такое покаяние приносит свои плоды Подвиг покаяния, по учению отцов Церкви, очищает сердце человека. «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50: 9), – говорит божественный Давид в Псалтири. Сам путь покаяния сопряжен с сердечным сокрушением, с душевной болью, слезами и сожалением о соделанных грехах. Однако только такое покаяние приносит свои сладостные плоды, потому что лишь такое подлинное покаяние «смывает» с нас бремя греховности. Сердце, предочищенное покаянием, снова посещает Божественная благодать, которая нас обновляет, облегчает нашу совесть и возвращает нас в состояние первозданности, к тому, какими нас создал Бог, творя по Своему образу и подобию. Вот в чем заключается покаянный подвиг святой Четыредесятницы. Телесный пост, бдение, множество долгих богослужений и стояние на них, коленопреклонения – все эти подвиги Великого поста направлены на то, чтобы привести уязвленное грехом сердце человека в умиление. Это окаменевшее, бесчувственное ко всему духовному от бесчисленного множества грехов сердце человека, которое не в состоянии принести равносильный своим грехам плач, потому что удалилось от Бога, Церковь своим аскетическим, покаянным настроем и учением сначала раскрывает, делает более чувствительным и наконец «сокрушает» всю его окаменелость. От этого сокрушения, этих методических «ударов» по сердцу человек постепенно приходит в умиление, умиление же, в свою очередь, очищает нашу душу, обновляет ее и просвещает. В самом начале подвиг покаяния можно уподобить попаляющему огню, сжигающему в человеке все ветхое, он оставляет в душе некое томление; потом, когда христианин упражняется в покаянии постоянно, этот огонь уже не обжигает, но превращается в свет, который его просвещает, услаждает и извещает, что Иисус Христос простил его и Сам является Сладчайшим Светом, по сравнению с Которым все мирские блага меркнут. Так давайте же приступим к этому подвигу с большой ревностью, а не с малодушием и трусостью. Человек трусливый нисколько не преуспеет на сем пути, потому что он нисколько не причастен к Царствию Небесному, так как полагается только на свои собственные силы. Он забывает о Всемогуществе Божием, он забывает о том, что говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13); и еще: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27); и еще: «ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Я всё могу – не сам по себе, конечно, и не своими силами, но силой Христовой, которая меня укрепляет. С такими мыслями и радостным настроением мы должны приступить к этому благословенному подвигу; святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: мы, подобно львам, готовящимся к прыжку, даже и помыслить не должны, что не выдержим подвига Великого поста.

http://pravoslavie.ru/101738.html

Телесный пост, бдение, стояние на множестве долгих богослужений, коленопреклонения – все эти подвиги Великого поста направлены на то, чтобы привести уязвленное грехом сердце человека в умиление. Это окаменевшее, бесчувственное ко всему духовному от бесчисленного множества грехов сердце человека, которое не в состоянии принести равносильный своим грехам плач, потому что удалилось от Бога, Церковь своим аскетическим, покаянным настроем и учением сначала раскрывает, делает более чувствительным и наконец «сокрушает» всю его окаменелость. От этого сокрушения, этих методических «ударов» по сердцу человек постепенно приходит в умиление, умиление же, в свою очередь, очищает нашу душу, обновляет и просвещает ее. В самом начале подвиг покаяния можно уподобить попаляющему огню, сжигающему в человеке все ветхое. Он оставляет в душе некое томление. Потом, когда христианин упражняется в покаянии постоянно, этот огонь уже не обжигает, но превращается в свет, который просвещает человека, услаждает и извещает, что Иисус Христос простил его и Сам является Сладчайшим Светом, по сравнению с Которым все мирские блага меркнут. Так давайте же приступим к этому подвигу с большой ревностью, а не с малодушием и трусостью. Человек трусливый нимало не преуспеет на сем пути, ведь он нисколько не причастен Царствию Небесному, поскольку полагается только на свои собственные силы. Он забывает о Всемогуществе Божием, он забывает о том, что говорит апостол Павел: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп. 4:13 ); и еще: Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное ( 1Кор. 1:27 ); и еще: ...Сила Моя совершается в немощи ( 2Кор. 12:9 ). Я все могу – не сам по себе, конечно, и не своими силами, но силой Христовой, которая меня укрепляет. С такими мыслями и радостным настроением мы должны приступить к этому благословенному подвигу. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: «Мы, подобно львам, готовящимся к прыжку, даже и помыслить не должны, что не выдержим подвига Великого поста». «С нами Бог», – поется на великом повечерии, а если Он с нами, то нас не оставит, но даст нам силы. Дай Богу свое доброе расположение, и получишь от Него силу совершить дело спасения своей души, а не только пройти весь Великий пост .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Память смертная — не только сила, предотвращающая грех, но и сила, укрепляющая нас в борьбе с искушениями и грехом. Разумеется, это «полезное испытание» — умирать каждый день, как делал это Апостол Павел, помнить о смерти, чувствуя себя каждое мгновение готовым к ней. Но это «испытание» является источником мужества. Преподобный Иоанн Синайский [Лествичник] убеждает: «Память смерти есть повседневная смерть, и память исхода из сей жизни есть повсечасное стенание». Иными словами, память смерти — не нечто статичное, но плодотворная работа, заставляющая жизнедеятельного и благоразумного человека помышлять ежедневно о том, что он более мертвец, чем живущий. Преподобный Иоанн поистине удивлен, что и языческие философы (Платон) определяли философию как «помышление о смерти» [ 659 ]. Преподобный Ефрем Сирин также советует: «Брате, ожидай всякий раз своего исхода. И готовься к этому путешествию, ибо страшное повеление ты получишь в час, когда не будешь ожидать; и горе тому, кто обрящется неготовым». В другом месте он дополняет эти слова и наставляет: «Помни, возлюбленный, страшный престол (Судии) всегда. Память эта будет тебе большой опорой и сильным побуждением к войне добродетельной, чтобы успешно бороться с посягающими на твою душу». «Незабвенная память о смерти», то есть правильное и здравое мнение о нашем исходе из настоящего мира есть «добрый педагог и телу, и душе». Эта память делает ум бодрствующим, помогает внимательной молитве и отвращает нас от греха. Она приносит столько пользы христианину, что можно сказать: «всякая добродетель, живая и деятельная, из нее проистекает» [ 660 ]. Следовательно, когда человек памятует смерть, он думает не только о настоящей, временной, тленной жизни и ее выгодах. Ведомый и наставляемый смертью, он становится человеколюбивым, братолюбивым, боголюбивым и собирает сокровища на небесах. В собрании духовных подвигов безымянных воинов пустыни приводится случай с одной преподобной душой, которой удалось памятью смерти победить минуты трусости, малодушия и уныния. Человек этот говорил: «Во время работы, крутя и опуская веретено, я каждый раз, прежде чем снова поднять его, представляю перед глазами своими смерть». Так, имея «перед очами смерть на всякий час», он победил малодушие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

  Малодушие и трусость не имеют ничего общего со смирением Выступление по радио " Радонеж " Протоиерей Владимир Переслегин   Сегодня я хочу сказать об адекватной христианской реакции на демонстрацию садистских и кощунственных глумлений над Господом, Божией Матерью, над святынями нашей веры. О таких глумлениях в " Сахаровском Центре " уже сообщала радиостанция " Радонеж " , и о них многократно заявляли священнослужители. В Послании к евреям св. Ап. Павел говорит: " если отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которой освящен, и Духа Благодати оскорбляет " . То, что было сделано в этом " Сахаровском Центре " , - это как раз и было попрание святыни, Крови Нового Завета, попрание Личности Сына Божия. И Христианской мерой отношения к этому деянию, если оно совершено перед лицом христиан, перед лицом тех, кто принял этот Новый Завет, перед лицом крещеных людей, является смертная казнь. Почему мы можем так говорить? Это сделано не за запертыми дверями тайных масонских сборищ: это сделано в открытом музее и обращено, как говорится, к городу и миру. Это совершено в центре православной столицы, и призвано быть донесенным до сознания всего населения России, и, тем более, каждого верующего человека. " Вот ваш Христос, мы над ним глумимся, издеваемся, и вы ничего не можете сделать, и мы будем это делать, и вы будете обязаны принять то, что мы делаем, как норму, как часть ландшафта окружающей нас жизни " . Народ расслаблен, он во многом обращен в антихристианскую религию прав человека, толерантности, и т. д. Акция в Сахаровском музее была призвана, в случае безответной реакции народа, окончательно закрепить в его сознании измену Христу, то есть сделать народ наш изменником, отступником, запятнать его иудиным грехом. А чем кончает Иуда? Самоубийством, и к нему же хотят подтолкнуть наш народ. Видимо, и дальше сохранится (они позаботятся об этом) внешняя христианская атрибутика, возможность ходить в церковь, но при этом главные христианские ценности будут заменены, как это мы видим сейчас на примере " свободного мира " , на ценности Нового Мирового Порядка, прав человека и равности всех всему. То есть, их главная ценность - это отсутствие ценностей, отсутствие абсолюта, их главная ценность - это запрет на монополизацию истины и на догматическое сознание. И вот, ради этой главной ценности, ради нового догмата их религии, ради того, чтобы он вошел в душу русских людей, людей, населяющих Россию, финансировалась и организовывалась эта акция.

http://moral.ru/O_Vladimir_Muzei_Radonez...

Отступничество малодушных членов Церкви оттого не опровергает истины ее благовествования, потому что оно является лишь обратной стороной верности до смерти других членов той же самой Церкви. Человек, становящийся ее членом, не достигает сразу вершины святости, борьба между добром и злом не только не прекращается в нем, но, наоборот, обостряется до крайних пределов. Христианин подобен больному, осознавшему свое бедственное положение и вместе с тем уверовавшему в возможность своего исцеления. Но долог и нелегок путь лечения, и не все находят в себя мужество и постоянство для его сурового прохождения. Борьба с грехом и страстями есть огненное испытание, многие не выдерживают его, и делаются жестче и чернее, чем они были до своего обращения. Церковь есть лечебница, она принимает в свои палаты всех страждущих и обремененных. Только посетив госпиталь, можно увидать все разрушительные последствия болезней. Только войдя под кров Церкви, можно осознать всю смрадность греха и порока, на которые способен человек. Но как существование больниц помогает неустанной борьбе с болезнями тела, так и Церковь освобождает людей от плена страстей, подымает их на вершины святости, милосердия, смиренномудрия и веры. Беспристрастное изучение ее истории знакомит нас не только с падениями христиан, но и открывает перед нами величественную картину мужества, дерзновения и пламенной любви тех, кто был возрожден и очищен Святым Духом. Правда, что Собор Епископов предал Иоанна Златоуста в руки его придворных противников, возненавидевших смелого проповедника за обличения их неправды. Правда, что митрополит Филипп был также предан своими собратьями, иерархами Русской Церкви, пытавшимися этой ценой защитить себя от болезненной жестокости Иоанна Грозного. Епископ Арсений Мациевич, заживо замуравленный по приказу Екатерины Второй, также был послан на эту смерть Святейшим Синодом. Все эти мученики погибли за свою ревность об Истине и были осуждены церковной властью и не поддержаны запуганным церковным народом. Но их страдания и смерть не являются поражением Церкви, а, наоборот, ее победой. Ибо эти защитники правды не поколебались в своей вере, униженные и отверженные они остались до конца стойкими правовестниками христианства и в них и через них восторжествовала Церковь , ибо они, а не их гонители выражали ее подлинный голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Церковное предание говорит нам, что в течение всей своей жизни апостол Петр — тот, кто был уже прощен Христом и знал тайну Воскресения и Пятидесятницу, тот, кто приводил ко Христу тысячи и тысячи людей своим вдохновенным словом, — каждое утро при пении петуха, горько плакал, так что на его лице образовался глубокий след от прожигающих его слез. Мы не должны думать, что поведение Петра было малодушным. Напротив, он обладал великим мужеством. Но для каждого человека существует предел благородства, мужества, добра. Для того Христос и пришел, чтобы показать, что этот предел существует, и что в мире царствует грех и смерть. И апостол Петр является как раз тем, кто больше других проявил свое мужество и отдачу себя, и все равно был сокрушен грехом. На месте Петра девятьсот девяносто девять из тысячи отступили бы от Христа гораздо раньше, может быть, с первых же шагов. А он продолжает отчаянно бороться, чтобы не предать своего Спасителя. Господь обозначает предел каждому человеку, чтобы он знал, как мы услышим в Великую Пятницу, что «плоть убо сый, не хвалися», потому что только крепостию Христовой, только Его благодатью жив каждый человек. И мы узнаем об этом отречении от самого апостола Петра. Он говорит о своем позоре, чтобы все люди, которые когда-либо прочтут Евангелие, узнали, как предал он Христа, и как простил его Господь: «Посмотрите, — говорит он нам, — какая любовь у нашего Господа! Как продолжает Он меня любить после всего, что я совершил!» И это есть самая сильная проповедь Церкви. Мне приходилось слышать об одном священнике, который был очень благочестивым человеком, что называется, рабом Божиим. В юности, до принятия крещения, он вел дикую жизнь. Однажды в храм, где он служил, приехали люди из того места, где он провел свою юность. Один из них подал в алтарь записку-письмецо, что, дескать, как хорошо он проповедует и говорит о Христе. «Но если все это у тебя на самом деле серьезно, — было написано в записке, — так выйди и расскажи всем, как «замечательно» ты жил в молодости». Этот священник вышел на амвон, прочитал письмо и сказал, что все, что в нем написано, правда: «Все это было, но вот что сделал для меня Христос: Он простил мне все эти грехи, Он дал мне увидеть, что существует другая жизнь, и дал мне силы все преодолеть. Он дал мне узнать, что быть христианином это значит быть новым творением во Христе Иисусе». Так позор этого покаявшегося священника стал его славой, и это привлекло ко Христу многих из тех, кто пришел тогда в храм.

http://moral.ru/passia_marc/

В истории нашей Церкви, да и Отечества нашего было множество примеров и предательств, и измен, и малодушия. Вспомним гонения, обрушившиеся на нашу Церковь в XX веке, — разве все их выдерживали? Разве все христиане смогли вынести гонения и в древней Церкви? По малодушию или по слабости, но многие не были способны пойти на мучения. Затем эти люди приходили в храмы, христианские общины и раскаивались — так было в древности, так было и в XX веке. Но ведь были и такие, кто, лицемерно объявляя себя верующими, осознанно предавали и распинали Спасителя, сознательно боролись с Церковью, повторяя грех Иуды. Для христианина измена Богу, измена своим ближним, которая влечет за собой достижение корыстных целей и выгод, является тяжким грехом. Сегодняшний день, давая возможность поразмышлять на тему предательства Иуды, должен помочь нам осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему. Тот, кто ступил на путь лицемерия, ведущего к измене, должен не раз подумать, ибо никогда еще в истории ни одно предательство не помогало людям достигнуть благополучия в жизни. Предатель всегда отвержен и Богом, и людьми. Призрачным становится то счастье, к которому устремляется человек через лицемерие и измену. Помня об этом, мы должны внимательно всматриваться в глубину своей внутренней жизни, прозревать движения сердца, чтобы никоим образом грех предательства не смог созреть в нашей душе. Всемилостивый Господь, простивший Петра, и нас прощает — и малодушие наше, и «окамененное нечувствие», и слабость. Он простирает к нам Свою руку и дает возможность преодолеть грех и неправду. Но, даже согрешая, мы никогда не должны переступать той черты, за которой нет возврата. И да поможет нам в этом Господь. Аминь. Быть соучастниками тайны спасения. Слово в Великий Четверг в Кафедральном Богоявленском соборе (16 апреля 2009 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Я сердечно поздравляю всех с великим праздником — Великим Четвергом, днем установления святейшего таинства Евхаристии, когда Господь на пасхальной вечери, благословляя хлеб и вино, учредил это Таинство, через которое силой Святого Духа мы становимся соучастниками не только самой Тайной вечери, но и всего того, что совершил Господь ради нашего спасения. В Святой Евхаристии мы силой Святого Духа вспоминаем «Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и Славное паки Пришествие».

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Под самоотвержением ближайшим образом разумеется отречение от своей воли со всецелым покорением ее воле Божией, выражающейся в заповедях нравственного закона Господня, также в судьбах нашей жизни. Воля наша по самой природе своей, поврежденной первородным грехом, имеет неодолимую склонность к злу или противлению воле Божией. Не еже бо хощу доброе, сие творю; но еже не хощу злое, сие содеваю ( Рим.7:19 ). Еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю (ст. 18). Но как ни трудно по сей причине исполнять волю Божию, от ее исполнения уклоняться нельзя. Нужно всячески бороться с этими трудностями, приневоливать себя к борьбе с греховными искушениями и соблазнами, не жалеть для сего сил и трудов, и взывать к Богу о помощи для успеха в этой борьбе. В этом и состоит самоотвержение. Например, не хочешь молиться ни дома, ни в церкви, – употреби над собою насилие, заставь себя непременно молиться. Не жди времени, когда придет к тебе расположение к молитве, его, пожалуй, не дождешься; если же постоянно будешь упражняться в молитве не по свободному расположению, а по сознанию долга, то явится и расположение к молитве вследствие навыка к исполнению долга молитвы. То же должно сказать о других делах благочестия и добродетели. Без самоотвержения их нельзя исполнять, но, по мере неослабной ревности к исполнению их, тяжесть их будет умаляться: иго заповедей Христовых будет благо и бремя их легко. По воле Божией приходится испытывать разные житейские невзгоды и болезни. Является искушение малодушие, уныние, ропот на Бога, на людей, даже отчаяние. Потребно великое самоотвержение, чтобы стать выше этих искушений. Потребна всецелая преданность воле Божией в устроении нашей участи, и только под этим условием можно примириться с тяжкими испытаниями в надежде на милость Божию, все устрояющую к нашему благу. В самоотвержении должно упражнять не одну волю, но все силы душевные: ум, сердце, память, воображение, чувства телесные и совесть. Положим, Господь одарил тебя пытливым и обширным умом и вдобавок ты обладаешь многосторонним образованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопрос: Отче, разъясните, пожалуйста, где грань между человекоугодием и любовью к ближнему. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Любящий всегда предполагает благо ближнего, а человекоугодник думает о своем благе. Исполняющий евангельские заповеди, даже снисходя к немощам другого, поступает по любви, потому что хочет избавить его от состояния уныния и печали о своем несовершенстве. Чаще всего человекоугодие порождается двумя причинами: малодушием (страх перед влиятельным человеком) или корыстью. Человекоугодие является грехом против первой заповеди, ибо мешает проявить ревность об угождении Богу. «Если бы я и поныне угождал людям, – говорит апостол, – то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1: 10). Бывают сложные жизненные обстоятельства, когда грань между любовью к ближнему и человекоугодием трудноразличима. В таких случаях нужна усиленная молитва, чтобы Господь Бог дал дар рассуждения принять правильное решение. 4 февраля 2009 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29172.html

К делам милости духовной относятся следующие поступки. При помощи увещевания отвратить грешника от заблуждения. То есть путем уговоров и разъяснений (увещеваний) неверующего или иноверца, раскольника, пьяницу, блудодея или расточителя и тому подобное, наставить на путь истинной и честной жизни. «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» ( 1Фес.5:14 ). Невежду научить истине и совершению добра. То есть не умеющего молиться научить молиться Богу, незнающего заповедей Божиих, научить этим заповедям и их исполнению и так далее. «А кто не знает, тех учите» ( Ездр.7:25 ). А также несведущего человека научить отличать добро от зла, научить видеть в людях и в жизненных ситуациях истину, научить человека совершать добро и жить по законам совести, почитая Бога и Его заповеди. «Но наставляйте друг друга каждый день ... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» ( Евр.3:13 ). Подать ближнему добрый своевременный совет. То есть когда ближний будет находиться в затруднительном положении, помочь ему добрым и нужным советом. Например, показать опасность, которая угрожает ближнему, и рассказать, как нужно её избежать. Если ближний злоумышляет на чье-либо благосостояние или жизнь, отвратить его от этого, если ближний болен ,а вы знаете как ему помочь, то дать ему нужный совет для излечения. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ( Иак.4:17 ). Молиться за всех Господу Богу нашему, Иисусу Христу, то есть в своих молитвах просить Бога о прощении грехов ближних, о наставлении их на путь истинный. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). Утешать печальных, то есть уметь поддержать ближнего, когда он находится в унынии, в грусти, в растерянности. В трудной жизненной ситуации «утешайте малодушных» ( 1Фес.5:14 ). Нельзя воздавать или мстить ближним за причиненное ими зло. То есть не совершать ответного зла или мести злодеям за то зло, которое они причинили человеку, а предоставить совершать воздаяние Богу. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» ( Рим.12:17 ). «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.» ( Рим.12:19 ). «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» ( 1Пет.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010