Вы абсолютно правы: это действительно будет лукавством и попыткой избежать настоящего покаяния, а также очень большой ошибкой, вызванной малодушным, совершенно неправильным страхом. Стыд, который нам приходится переживать на исповеди, спасителен. Память о том, что вновь придется каяться в одном и том же грехе, нередко удерживает от него, или же, по крайней мере, таким образом, раз за разом исповедуясь в своих преткновениях перед одним духовником, человек начинает приобретать угодное Богу более всех иных добродетелей смирение. Во время исповеди сердце человека должно " раскрыться " для действия благодати, чтобы она действительно очистила, преобразила его. А лукавство, попытка что-то " спрятать " , утаить от священника, у которого Вы обычно исповедуетесь, такому раскрытию помешают; у Вас останется мучительное чувство чего-то незавершенного, ощущение неполноты. Менять духовника, когда Вы видите, что общение с ним не приносит духовной пользы, можно. Но только тогда, когда это действительно так. А по страху человеческому - не стоит. Я, к сожалению, пока не воцерковленный человек, потихоньку начинаю читать духовную литературу, но многое неясно. Так, например, в книге " Полная исповедь " написано, что является грехом принимать у себя дома в качестве друзей людей, живущих в грехе. Получается, я должна судить, насколько те или иные мои друзья и знакомые грешны, чтобы принять их у себя, когда сама я мало чем от них отличаюсь? Также в этой книжке написано, что является грехом поменять приходскую церковь, а я в данный момент переехала, и мне теперь ближе другая церковь. Как же мне быть? И еще один вопрос: можно ли исповедоваться разным батюшкам? Желание глубже воцерковиться, по-настоящему узнать свою веру, наверное, одно из лучших желаний. Каждый священник может лишь радоваться, когда видит перед собой человека, подобное желание выражающего. Но каковы пути воцерковления? Прежде всего - сама церковная жизнь человека: ему необходимо чаще бывать в храме на богослужении, вслушиваться, всматриваться, вдумываться в то, что там происходит. Церковнославянский язык кажется вначале чужим, непонятным, но достаточно быстро внимательный человек начинает улавливать слухом знакомые слова, начинает проникать в смысл того, что читается и поется. И потом вдруг с удивлением видит, что язык на самом деле и понятный, и " свой " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2155...

Все, в том числе и болезни, посылается Господом, а посему терпеть их надо с должным смирением. Известны случаи, когда именно тяжелая болезнь вела в результате ко спасению. Эвтаназия страшна вдвойне, поскольку является двойным грехом: одна душа погибает безвозвратно (ибо самоубийца не может войти в Царствие Небесное), а другая (способствовавшая самоубийству) оказывается на пороге гибели. Вот что говорится об эвтаназии в «Основах социальной концепции РПЦ», п. 12.8: « Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств . Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси» (Требник. Молитва о долгостраждущем). Один Господь является Владыкой жизни и смерти ( 1Цар. 2, 6 ). В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти ( Иов. 12, 10 ). Поэтому Церковь , оставаясь верной соблюдению заповеди Божией: не убивай ( Исх. 20, 13 ), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. « Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств. Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства , в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Умышленный самоубийца , который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Алекс. прав. 14). Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал. 6, 2 )». Глава 6. Разочарования в церковной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

2.1). В конце времен лукавый, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное ( Откр. 20:10 ). При каком условии священник может нарушить тайну исповеди? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Тайну исповеди (sigillum confessionis) священник не может нарушить ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день должен класть сто поклонов. Почему после того, как заказали сорокоуст, начались неприятности? иеромонах Иов (Гумеров) Дорогая Наталья! Вполне объяснимо, что после того, как в Церкви за Вас начинается молитва , нередко возникают искушения. Смущаться не нужно. Если будем малодушествовать, то враг нашего спасения не даст совершить ни одного доброго дела. Бог попускает искушения для укрепления веры и для нашего стяжания духовной крепости. Господь не оставляет своих чад без попечения. Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк. 12:32 ). Что значит быть святым? иеромонах Иов (Гумеров) Святой (евр. кадош; греч. агиос) означает отделенный, чистый, избранный Божий ( Ис. 4:3 ). В точном значении святым является только Бог, не имеющий ничего общего с грехом и нечистотой. Когда Господь говорит: будьте святы, ибо Я свят ( Лев. 11:44–45; 19.2; 20.7,26 ; 1Пет. 1:15–16 ), то призывает всех людей к той праведной жизни, которую можно достигнуть только точным исполнением Божественных заповедей. «Свят же тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку» (преп. Макарий Великий . Духовные беседы). Что такое тайноядение и мшелоимство? иеромонах Иов (Гумеров) Тайноядение – вкушение пищи уединенно, чтобы скрыть свое невоздержание. Мшелоимство (от ц. – слав. мъшелъ – прибыль) – приобретение ненужных данному человеку вещей. Правда ли, что если Господь желает наказать человека, то отнимает разум? иеромонах Иов (Гумеров) Приведенная в письме мысль относится к области эллинской языческой мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Грех, совершённый с привлечением другого человека, считается более тяжким, чем тот, который был совершён наедине. Священные каноны не проводят схоластического различия между грехами к смерти и грехами не к смерти, поскольку такое различие заключало бы в себе опасность моралистического и юридического понимания греха 298 . «Грех к смерти» – это отказ от покаяния. «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают. Горше же сего то, когда жестоковыйно возстают на благочестие и истину, предпочитая мамону послушанию пред Богом, и не держася Его уставов и правил» 299 . Заметим, что пользование благами мира не является грехом, «ибо никакое создание Божие не предосудительно, если принимается с благодарением» 300 . Грех – это злоупотребление благами, то есть использование их не с благодарением, поскольку в этом случае мысль человека не возносится к Творцу. Согласно правилу 22-му VII Вселенского Собора: «Всё приносити Богу, и не порабощатися своими желаниями, есть великое дело. Ибо аще ясте, аще ли пиете, глаголет божественный апостол, вся в славу Божию творите». Относительно причин греха можно сказать то же, что и относительно причин, подвигавших людей в период гонений к отречению от Христа. Отречение от Христа, как и грех , объясняются «немощью плоти» 301 , которая, имея в себе болезнь первородного греха, постоянно склоняется ко злу. Другая причина – «скудость сил и некоторая слепота» 302 , а также «малодушие и страх» 303 . Наконец, некоторые побеждаются «многою силою элохитраго диавола» 304 . В священных канонах отмечается, что эти обстоятельства всегда должны приниматься во внимание при определении меры вины согрешившего и назначении ему соответствующего врачевства 305 . Но грех многообразен не только по своим проявлениям и причинам его вызывающим. Он также многообразен по своим последствиям, начала которых видны уже в этой жизни и переходят в жизнь за гробом, поэтому верующие всегда должны иметь перед своим взором «страшный день воздаяния Господня» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Рубрики Коллекции Почему православные офицеры кончали с собой во имя чести? 1 мин., 29.09.2010 Поделиться Вопрос читателя: Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь? Отвечает Сергей Худиев: Сергей ХУДИЕВ Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Можно ли поставить в Церкви принесенную из другого места свечку? 30.06.2021 29.06.2021 25.02.2020 30.12.2018 24.04.2016 27.11.2015 27.08.2015 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/prostyie-voprosyi-3.html

Его заповедей, в коих является любовь к Богу и к ближнему, и при всем оном стяжавай смирение по сладчайшему Его глаголу: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душами вашим ( Мф. 11:29 ). Но если бы ты попала на путь светского образования, то, кто знает, не увлеклась ли бы вольномыслием света в пагубное неверие и не пострадала бы от большего наказания? Ум очень удобен к ослеплению чувственностью и всегда желает идти путем пространным, ведущим в пагубу, и мнози суть ходящие по нему, сказал Господь, а путь тесный и прискорбный, ведущий в живот вечный, не многие избирают, по слову Господню, и малы суть ходящие по нем ( Мф. 7:14 ). Тогда сомнительно, могла ли бы ты избрать путь сей спасительный, итак, ты должна благодарить Господа, сохранившего тебя и призвавшего на служение Ему. В случавшихся же с тобой поползновениях приноси перед Богом покаяние сердцем и устами и веруй, что получишь прощение от Хотящего всем спастися и в разум истинный прийти ( 1Тим. 2:4 ). По изъяснению оных перед моим убожеством будь спокойна, но, памятуя грехи свои, всегда имей чувство мытаря смиренного, от сего, хотя ты и исправишь какую добродетель, не будешь ни возноситься сердцем, ни осуждать кого-либо и, получив от Бога прощение грехов твоих, сама должна прощать оскорбившим тебя. А возношение, т. е. гордость, так пагубна, что и с высоты добродетелей низвергает в бездну страстей и пороков, от чего да избавит тебя Господь, Коего всесильному покрову и заступлению Матери Божией вручая тебя, остаюсь желатель твоего спасения. И. М. Письмо 201 Какая ты малодушная! Огорчилась крепко о том, что стужали тебе на меня хульные помыслы, как же ты можешь запретить им стужать? Это не в нашей силе. Прилоги врага не суть наш грех , но тогда, когда мы примем оные, собеседуем с ними и соглашаемся, тогда они могут почесться грехом, а ты не только не соглашалась с ними, но даже и скорбела о том, что они тебе на ум лезут, думая, что тем уже и согрешила. Враг же, видя твое малодушие, радовался сему и больше на тебя восставал, а ты, напротив, нимало в этом не виновна, будь спокойна, и ежели бы в чем и согласилась, то и о том не беспокойся, я тебя прощаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что страх не является смертным грехом. В самом деле, мы уже говорили ( ΙΙ– Ι, 23, 1) о том, что страх находится в раздражительной способности, которая является частью чувственности. Но, как уже было сказано ( ΙΙ– Ι, 74, 4), в чувственности может наличествовать только простительный грех . Следовательно, страх не является смертным грехом. Возражение 2. Далее, любой смертный грех полностью отвращает сердце от Бога. Но со страхом дело обстоит иначе, поскольку, согласно глоссе на слова [Писания]: «Кто – боязлив и робок...» и т. д. ( Суд. 7:3 ), «человек боязлив, когда его бросает в дрожь самая мысль о борьбе, однако в сердце своём он ещё не настолько поддался страху, что уже не в силах овладеть собой и воспрянуть духом». Следовательно, страх не является смертным грехом. Возражение 3. Далее, смертный грех является отпадением не только от совершенства, но и от предписания. Но страх побуждает отпасть только от совершенства, но никак не от предписания; так, глосса на слова [Писания]: «Кто боязлив и малодушен» (Вт. 20:8), говорит: «Из этих слов мы узнаём, что нельзя становиться на путь созерцания или духовного подвижничества, пока не преодолён страх перед утратой земного богатства». Следовательно, страх не является смертным грехом. Этому противоречит следующее: муки ада, которые [являются наказанием] за смертный грех , ожидают боязливых, согласно сказанному [в Писании]: «Боязливых же, и неверных, и скверных... участь – в озере, горящем огнём и серою (это – смерть вторая)» ( Откр. 21:8 ). Следовательно, страх – это смертный грех. Отвечаю: как уже было сказано (1), страх греховен тогда, когда не упорядочен, то есть побуждает избегать того, чего, согласно предписанию разума, избегать не должно. Затем, подчас неупорядоченность страха не выходит за пределы чувственного пожелания и не получает согласия со стороны разумного желания, и тогда он является не смертным, а только простительным грехом. Подчас же эта неупорядоченность страха достигает разумного желания, называемого волей, которая намеренно избегает чего-либо вопреки предписанию разума, и такая неупорядоченность страха в одних случаях бывает смертным, а в других – простительным грехом. В самом деле, если человек из страха перед смертельной опасностью или любым другим преходящим злом намеренно совершает запрещённое или не совершает предписанное божественным Законом, то такой страх является смертным грехом; во всех же других случаях он является грехом простительным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не должно полагать лень главным пороком. В самом деле, как уже было сказано (34, 5), главным пороком считается тот, который подвигает человека к греховным поступкам. Но лень не подвигает кого-либо к действиям, напротив, она побуждает его отказываться от них. Следовательно, ее нельзя полагать главным грехом. Возражение 2. Далее, главным грехом является тот, которому усваиваются некоторые дочери. Затем, Григорий усваивает лени шесть дочерей, а именно «злоумышление, злобу, малодушие, отчаяние, апатию в отношении заповедей, умственное заблуждение относительно неправедного» 430 . Но похоже, что все это в действительности не является следствием лени. Так, «злоба», пожалуй, есть то же, что и ненависть, которая, как было показано выше (34, 6), является следствием зависти, «злоумышление» – это родовое понятие, включающее в себя все пороки, и таково же «заблуждение» ума в отношении всех тех беззаконий, которые обнаруживаются в любом пороке, «апатия» в отношении заповедей, похоже, есть то же, что и лень, в то время как «малодушие» и «отчаяние» могут быть следствиями любого греха. Следовательно, лень по справедливости не должно полагать главным грехом. Возражение 3. Далее, Исидор отличает порок лени от порока печали, и говорит, что когда человек уклоняется от исполнения своих обязанностей по причине их неприятности и обременительности, тогда это печаль, а когда он склоняется к недолжному покою, тогда это лень. О печали он говорит, что она обусловливает «злобу, малодушие, огорчение, отчаяние», а из лени, по его мнению, возникают семь вещей, а именно «праздность, вялость, беспокойство ума, неугомонность тела, непостоянство, болтливость, любопытство» 431 . Следовательно, похоже на то, что либо Григорий, либо Исидор допустил неточность в определении лени как главного греха вместе с его дочерьми. Этому противоречит сказанное Григорием о том, что лень является главным грехом, имеющим вышеупомянутых дочерей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Как сказано в Библии: «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Послание к Евреям 10:31). России пришлось выдержать страшную войну с немцами. Количество погибших огромнейшее. Никогда стольких погибших и умерших от ран, голода и болезней не было в России. Страдания и наказания России продолжаются и по сегодняшний день. В 1991 году произошел распад СССР , от России откололось обширные территории бывшей Российской Империи. Распад сопровождался кровавыми межнациональными конфликтами, экономическим кризисом 1990-ых годов, падением уровня жизни, высокой смертностью, низкой рождаемостью и общей деградацией страны, что в целом не преодолено и в настоящее время. В настоящее время численность населения России по основным возрастным группам в % от общей численности населения следующая: 1) Моложе трудоспособного возраста (моложе 18 лет) - 17 % - это четвертый род, подлежащий наказанию по слову Божию, - это праправнуки революционеров, бунтовщиков, предателей, трусливых, малодушных, равнодушных и поддержавших свержение Царя, его арест, заточение и цареубийство... 2) Трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет) - 60 % - это третий род, подлежащий наказанию по слову Божию, - это правнуки революционеров, бунтовщиков, предателей, трусливых, малодушных, равнодушных и поддержавших свержение Царя, его арест, заточение и цареубийство... 3) Старше трудоспособного возраста (старше 60 лет) - 23 % - это второй род, подлежащий наказанию по слову Божию, - это внуки революционеров, бунтовщиков, предателей, трусливых, малодушных, равнодушных и поддержавших свержение Царя, его арест, заточение и цареубийство (в этой группе есть еще некоторое количество и первого рода людей - детейсогрешивших отцов). Мы, ныне живущие, должны покаяться за грехи отцов, дедов, прадедов и прапрадедов, чтобы остановить анафему, действующую над народом России, чтобы изгладить грех клятвопреступления и нарушения обета 1613 года. Покаятся надо и в цареубийстве, так как народ России не предотвратил арест, заточение и убийство царя и его семьи с наследником и верными слугами. Грех цареубийства приравнивается к греху отцеубийства и является грехом, вопиющим на небо об отмщении.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Б) Что такое малодушие? Ответ: Признак нерадения. В) Что является матерью малодушия и нерадения? Ответ: Небрежность. Вопрос 10. Что рождается от малодушия? Ответ: Крайнее уныние. Вопрос 11. Что нам следует делать, когда мы впадаем в расслабление и леность? " Ответ: – вспоминать первое время нашего усердного подвижничества, – ревность по Богу и ненависть к нашему врагу, которую мы имели тогда, и прежние воздыхания и слезы о наших грехах. Вопрос 12. Какую духовную пользу приносят указанные выше воспоминания? Ответ: Благодаря им: – душа укрепляется от пламенной ревности, – с Божией помощью восстает после духовного падения и – с ненавистью и мужеством устремляется на борьбу с диаволом и грехом. Вопрос 13. Как мы можем прогнать нашего врага? Ответ: Изгнав свое самолюбие. Вопрос 14. Чего старается лишить монахов и всех христиан диавол? Ответ: – Непрестанной сердечной молитвы, – определенного времени молитвы и – выполнения правила, полученного от духовника (малых и великих поклонов). Вопрос 15. Чем является сон? Ответ: Образом истинной смерти. 6 лествица. БЛАГОЧИНИЕ РАЗУМА 14. Малодушие Вопрос 16. А) Что возбуждает расслабление во время сна? Ответ: Страсть блуда. Б) Что вызывают сон и охлаждение в уме? Ответ: Они угашают в душе святую горячность и умерщвляют ее стремление к Богу. Вопрос 17. К чему нам следует быть внимательными во время сна? Ответ: – К своим помыслам и – членам нашего тела. Вопрос 18. К чему приводит смех? Ответ: К тому, что расслабление и нерадение превращается в привычку. Вопрос 19. К чему приводят человека шутки и остроты? Ответ: – К охлаждению в его душе теплоты любви ко Христу, – к тому, что он становится причиной душевного падения для других, уготовляет острые терния искушений себе самому. Глава 9. О заботах и попечениях   Вопрос 1. К чему приводит неумеренное попечение о телесном? Ответ: К удалению от любви божией. Вопрос 2. А) Что приносит множество забот? Ответ: – Волнение и – смущение помыслов. Б) От чего рождается мужество сердца? Ответ: От ненависти к временной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010