Село Старые Котлицы находится в 100 верстах от Владимира и в 19 верстах от Мурома. В писцовых книгах 1629-30 гг. на погосте Старые Котлицы значится деревянная церковь во имя св. и чудотв. Николая с приделом в честь Покрова пресвятой Богородицы и церковь во имя Архангела Михаила… Приход села значится в окладных книгах 1676 г.: с церковью Николая чудотворца, двор попа Стефана, дворы попов Бориса и Каллистрата, двор дьячков… Из надписи на старинном колоколе можно видеть, что в Старых Котлицах в 1690 г. была церковь Пресвятой Богородицы Казанской и чудотворца Николая. Эта церковь, по свидетельству местной церковной летописи, в конце XVIII ст. переделана заново. Вновь устроенная деревянная церковь существовала в погосте до 1867 г. В этом же году устроена трапеза каменного храма и каменная колокольня; главный же храм окончательно устроен и освящен в 1879 г. На колокольне сохраняется старинный колокол с надписью 1690 г.: «приложил сей колокол … в погост Старых Котлиц к церкви Пресвятой Богородицы Казанской и Чудотворца Николая… стольник Семен Матвеевич Коровков…» Престолов в новом храме три: главный – во имя св. Николая чудотв., в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон особенно чтима прихожанами Боголюбская икона Божией Матери. Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 1500 руб. в год; других источников дохода нет. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из Старых Котлиц и 11 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 728 дворов, 2383 души муж. пола и 2426 жен. При церкви имеется церковно-приходская школа, в дер. Михалеве устроена земская народная школа. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.

http://sobory.ru/article/?object=04296

В 1731 г. вместо обветшавшей деревянной Сергиевской церкви в Жерехове владельцем села Алексеем Степановичем Всеволжским построена каменная столпообразная церковь во имя преп. Сергия с приделом в честь св. и чудотв. Николая. При ней одновременно поставлена была шатровая колокольня. Другая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери построена в 1869 г.; обе церкви в 1887 г. были обновлены внутри и снаружи, а в 1889 г. обнесены новой каменной оградою. Описи церковному имуществу при церквах имеются отдельные; копии метрических книг с 1803 г., а исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости. В церкви находятся следующие замечательные иконы: большой древний образ Сергия в сребропозлащенной ризе; Казанская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе с венцом, обложенном двумя нитями жемчуга, и складень с древним резным изображением св. и чудотв. Николая. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес., пахотной 19 дес., покосной 6 дес.; плана на землю не имеется. Штат причта: священник и псаломщик. Дохода от земли, процентных бумаг и треб причт получает ежегодно до 360 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Никулиной, Б. Таратинки и М. Таратинки. Всех дворов в приходе 113, душ муж. пола 312, жен. 367. В 1882 г. в селе Жерехове открыта церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 1, Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Дворянская усадьба в селе Жерехово Собинского района носит имя своего владельца - князя Оболенского. А прежде село принадлежало Всеволожским и Зубовым. До половины XVII в. село Жерехово находилось примерно в двух километрах от нынешнего положения. Материалов по истории строительства и перестроек каменного храма не сохранилось. В 1731 г. вместо обветшавшей деревянной Сергиевской церкви в Жерехове построена каменная столпообразная церковь во имя преподобного Сергия, с приделом в честь Святителя и Чудотворца Николая, при ней одновременно поставлена была шатровая колокольня. Церковь существует в настоящее время в том виде, как устроена первоначально. В 1887 г. церковь была обновлена внутри и снаружи, а в 1889 г. обнесена новой каменной оградою.

http://sobory.ru/article/?object=06536

В дер. Кош-Карагае на средства местных крестьян и дер. Сажиной выстроена церковь-школа в честь св. вмц. Екатерины, приготовляется иконостас для нее. Церковь будет приписной к Боровской. Каменная часовня имеется в селе Боровском в честь св. и чудотв. Николая, построена на средства крестьянина Даниила Фризина. Население прихода: 3208 душ муж. пола и 3270 душ жен. пола. Приход состоит из села Борового и 12 деревень. Раскольников-поморцев имеется 5 семей в дер. Плешковой. Остальное население православное, старожильское. Переселенцы только в пос. Равнец из Херсонской, Орловской, Харьковской, Екатеринославской, Черниговской, Могилевской и Курской губерний. Среднее число за год крещений 330, браков 69 и погребений 270. Церковно-приходское попечительство есть. Церковно-приходских школ три: в дер. Макаровой открыта в 1886 г., помещается в собственном здании; школа грамоты в пос. Равнец, открыта в 1902 г. и школа грамоты в дер. Кош-Карагае открыта в 1906 г. и помещается в наемной квартире. Кроме этих имеются в приходе три министерских школы: в селе и деревнях Сажиной и Плешковой. Земли 198 дес., из них 180 дес. пахотной и 18 дес. сенокосной, план на всю землю есть. Для всех членов причта имеется 5 деревянных, с надворными постройками, домов; дрова покупает причт. Жалования от казны положено: священнику – 400 руб., диакону – 200 руб. и псаломщику – 125 руб. в год. Причтового капитала в 1910 г. имелось 183 руб., братских доходов в год бывает до 1500 руб. Один священник за преподавание Закона Божия в двух министерских школах получает в год 200 руб., второй священник в минист. школе получает 60 руб. в год. Отношение прихожан к содержанию храма удовлетворительное; причтовые дома ремонтируются за счет церковно-приходского попечительства. Пасхальное хождение со св. иконами бывает по всем деревням и почти в каждом доме служат молебны. По возвращении чтимой иконы Знамения Божией Матери из г. Ишима 8 июля бывают крестные ходы по полям всех селений прихода. После них служатся молебны в домах.

http://sobory.ru/article/?object=12878

В 1997 году была возведена коробка здания храма, а в 1998 году были произведены отделочные работы. 24 августа 1999 года, в день памяти священномученика архидиакона Евпла, состоялось освящение храма. Рядом с храмом была построена часовня-колокольня. В городе Екатеринбурге были изготовлены для звонницы железинского храма семь колоколов. Престольный праздник – День Святой Троицы (Пятидесятница) О ранее существовавшей в селе церкви Церковь каменная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, трехпрестольная. Главный престол – во имя Св. Троицы, в приделе: на правой стороне – во имя Казанской иконы Божией Матери, на левой – во имя св. и чудотв. Николая. Храм построен в 1786 г. усердием казаков и добровольных жертвователей, по размеру довольно вместительный; кругом обнесен каменной, с железными решетками, оградой. Церковный капитал в 1000 руб. заключается в непрерывно-доходном 4% билете, хранящемся в Омском отделении гос. банка. Приписная церковь есть в поселке Пятирыжском во имя св. апостолов Петра и Павла, в 24 верстах от пос. Железинки. Молитвенные дома имеются в пос. Башмаченском в честь св. вмч. Пантелеймона, освященный 15 апреля 1900 г., и в пос. Бобровском в честь св. вмч. Димитрия Солунского, освященный 26 октября 1901 г. Населения в приходе муж. пола 1350 душ и жен. пола 1350 душ, проживают в поселках: Железинка, Башмачное, Бобровка и Пятирыжск. Все поселки расположены на правом берегу реки Иртыш, имеют свои кладбища. Население православное. В приходе средним числом за год бывает крещений 140, браков 25-30 и погребений 60. В пос. Башмаченском есть церковно-приходская школа для девочек, которая содержится на церковные средства, кроме того, имеются казачьи школы в пос. Железинке. Для священника имеется деревянный дом; один псаломщик живет в собственном доме и получает квартирное пособие из войсковых сумм 36 руб. в год, для другого псаломщика хотя и выстроен общественный дом, но для жилья неудобный. Отопление причт приобретает за свой счет. Жалования от казны получают: священник 56 руб. и псаломщики по 16 руб. 80 коп. в год. От войска священник получает 82 руб. 80 коп. и псаломщики – по 102 руб. 84 коп. каждый в год. Братского дохода за год бывает средним числом до 500 руб. Причтового капитала, заключающегося в билете, имеется 100 руб. Прихожане к поддержанию в порядке церкви и причтовых домов относятся холодно.

http://sobory.ru/article/?object=26732

В состав прихода входят, кроме села, деревни: Налимова, Хайдука и Сарафанова. Общая цифра населения прихода простирается до 3884 душ обоего пола. Главное их занятие: земледелие и землепашество; занимаются и отхожими промыслами: рубка дров на соседних заводах, выработка древесного угля, заготовка торфа из болот и др. До постройки ныне существующего храма в Шогрыше была деревянная церковь, это видно из сохранившегося в церковном архиве плана кладбища, где на поле плана написано: «деревянная холодная церковь». Когда и кем она была построена – неизвестно. Существовала она до 20-х гг. XIX ст., когда был освящен один из приделов новой церкви. На месте престола старой церкви, находящейся в церковной ограде, устроен каменный памятник с крестом наверху. Нынешний храм каменный, построен на средства прихожан. Он начат постройкою около 1804 г., а окончен в 1830 г. В 1871-78 гг. колокольня и храм были перестроены, а в 1887-88 гг. к колокольне приделана каменная паперть. В храме три престола: главный – во имя св. и чудотв. Николая, правый придельный – во имя Казанской иконы Божией Матери и левый – во имя св. муч. Фрола и Лавра. В приходе сей церкви три деревянных часовни: в селе, в дер. Налимовой и Сарафановой. Домов церковных два. В дер. Сарафановой имеется школа грамоты, смешанная существует с 1888 г. и помещается в собственном здании. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Заложена в 1804 г. Закрыта в 1938 г. Каменная, трехпрестольная. В 1871-1787 г.г. колокольня и храм были перестроены, а в 1887-1888 г.г. к колокольне пристроена паперть. В настоящее время здание частично восстановлено - отремонтированы и отрыты для проведения богослужений основной четверик и алтарная часть. На фасадах частично сохранился богатый декор, при восстановлении его пытаются сохранить в историческом виде. Росписи внутри храма полностью утеряны. Н.Н. Бурлакова, «Забытые храмы Свердловской области». Екатеринбург: «Сократ», 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=11260

Вскоре Владимирский окружной суд приговорил Федорова к 10 годам лишения свободы, Бычкова, Ракчеева, Корева, Семенова - к 6 годам, Лукьянову - к 3, Хореву - к 2, а священника Рудакова - к высшей мере наказания - расстрелу. Кассационная коллегия областного суда постановила: в связи с преклонным возрастом Семенову сократить срок наказания с 6 до 2 лет, а Лукьяновой - заменить на условный; кроме того, привлечь к ответственности председателя сельсовета Гушенкова за бездействие во время инцидента. Остальные приговоры остались в силе. 1929 г. был временем завершения т.н. «религиозного нэпа» и началом волны новых гонений на Церковь. Это объясняет настороженное отношение ко всякому представителю власти, проявляющему интерес к храму. Нельзя не обратить внимания, что к высшей мере наказания приговорен только священник, что явно указывает на то, что в то время все духовенство воспринималось как классовый враг, а Церковь - как контрреволюционная организация (Организаторы самосуда//Рабочий край. - Иваново, 1929, 280, 10 декабря, с. 4). //Ершов А.Л. Судьба священника И.И. Рудакова из с. Чириково/сайт Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии http://www.vladkan.ru/articles/10000017k.html Село Чириково находится в 18 верстах от г. Владимира. В патриарших окладных книгах под 1628 г. записана «церковь страстотерпца Христова Георгия в селе Чирикове». В 1696 г. вместо этой церкви была построена новая и освящена также во имя св. вмч. Георгия. В 1816 г. на средства помещицы Репьевой в Чирикове построена каменная церковь, которая существует и в настоящее время. К этой каменной церкви в 1857 г. пристроена теплая трапеза; колокольня каменная, построена одновременно с церковью. Престолов в церкви три: в холодной – во имя св. вмч. Георгия, а в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя св. Николая чудотв. Из св. икон особым уважением в приходе пользуется икона святителя Николая; заслуживает также внимания резное распятие и резной «Спаситель в темнице». Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 21 дес. и сенокосной 1 дес. с четвертью. Плана и межевой книги на землю нет.

http://sobory.ru/article/?object=02482

Источник: материалы сайта " Архитектурные древности Орловщины " www.orelvkartinkax.ru . Когда возник и образовался приход села Шахова – достоверных данных не имеется. Из архивных документов известно, что село Шахово существовало до 1775 г., а в 1779 г. Шахово упоминается как двуштатное село. Свое название село получило от князя Шахова, посланного сюда проложить дорогу для защиты от крымских татар, которые часто делали набеги на русскую землю. Князь Шахов впоследствии сам поселился в том самом месте, где позже образовалось село, носящее его фамилию. В состав прихода села Шахова входят деревни: Легоща, Горки, Каменец, Голубицы, Шаховские выселки Кромского уезда и Хомуты, Хомутовские выселки Орловского уезда. Весь приход состоит из 554 домов, 1961 души муж. пола и 2085 душ жен. пола. Из прихожан более добрую память оставила по себе помещица М. А. Мовчан, строительница существующего ныне в селе Шахове каменного храма. В 40-х гг. XIX ст. существовавший в Шахове деревянный храм, о постройке которого ничего неизвестно, пришел в совершенную ветхость. Прихожанка села Шахова Мария Андреевна Мовчан, с благословения епископа Смарагда, на свои средства построила каменный храм взамен старой деревянной церкви. В 1845 г. храм окончен постройкой и освящен епископом Смарагдом. Храм построен в три престола: главный – во имя Св. Троицы, правый придельный – во имя св. Митрофана Воронежского чудотв. и левый – в память Казанской иконы Божией Матери. В 1886 г. усердием церковного старосты М. Торопова левый придел был обновлен и освящен. В 1900 г. старанием и средствами того же старосты весь храм внутри был значительно обновлен; 3 сентября того же года освящен епископом Никанором, а 4 сентября с его благословения был освящен левый придельный храм. В приходе две школы: церковно-приходская в селе Шахове и земская в деревне Голубице. Церковной земли – 135 десятин. Церковный причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=09357

Перестройки и утраты: второй ярус четверика надстроен позже (возможно, в 1813 г.) и судя по размеру кирпича, западная часть трапезной. Кровли в плохом состоянии. Село Мостцы находится в 37 верстах от г. Владимира. Исторические сведения относительно церкви восходят к началу XVII в. В патриарших окладных книгах под 1628 г. значится «церковь чудотв. Николы в селе Мосцах, в поместье вдовы Анны Ильиничны Туровой и стряпчего Дмитрия Ивановича Заболоцкого…» В писцовых книгах письма и меры кн. Григория Шеховского 1645-46 гг. у этой церкви записаны «двор попов, двор дьячков, в приходе 52 двора…» В 1702 г. Мостцы значатся «в вотчине вдовы стольника Ивана Волынского жены его Анны Михайловой дочери» В этом году здесь построена была новая церковь и освящена во имя Пресвятой Богородицы Казанской с приделом во имя Николая чудотворца. В 1703 г. по переписным Владимирским книгам при этой церкви значатся: поп Михаил, поп Никифор, дьячок Петр Никифоров и пономарь Алексей Михайлов. В 1710 г. значатся особые священники при Никольской и Казанской церквах, при первой – Никифор Данилов, а при второй – Михайло Данилов. В 1721 г. Казанская церковь сгорела, а в 1723 г. построена была вместо нее новая деревянная церковь, которая по просьбе местного священника освящена была игуменом Боголюбова монастыря Авраамием во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, придел же по прежнему посвящен Николаю чудотворцу. Вероятно, эта церковь и сохранилась до 1808 г., когда с разрешения епископа Владимирского Ксенофонта начата была постройкою существующая в Мостцах каменная церковь. Постройка окончена и церковь освящена в 1813 г.; одновременно с церковью выстроена каменная колокольня. Престолов в церкви три: в холодной - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах теплых - во имя св. вмч. Димитрия Солунского и Казанской иконы Божией Матери. Над главным престолом в холодной церкви устроена деревянная сень. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г., кроме годов 1830, 1833, 1836, 1847 и 1879, которые утрачены. Земли при церкви имеется: усадебной полдесятины, пахотной 22 дес., сенокосной 5 дес. План на землю имеется.

http://sobory.ru/article/?object=02469

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянный, построен в 1889–93 г., расстоянием от г. Пензы 140 в. Старая церковь во имя св. и чудотв. Николая, деревянная, построена в 1837 г. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Жалованье по окладу VI кл. Дома для священника и диакона общественные. Прихожан м. п. 963, ж. п. 1035. Приход состоит из села и дер. Щетинина (в 2 в.), Ивановки (в 6 в.). В селе училище земское. С 1887 г. церковно-приходское попечительство. 5) Село Городок. Храм Покрова Божией Матери, деревянный, холодный, построен в 1775 г., а перестроен в 1869 г., расстоянием от г. Пензы 130 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 45 д. Жалованья 168 р. Дом для священника церковный. В пользу церкви и причта капитал 200 р. Прихожан м. п. 1081, ж. п. 1114. Приход состоит из села и дер. Кукарки (в 1 в. за р. Чембаром), Исаевки (в 2 в. за р. Чембаром) и Выселка (в 12 в. за р. Чембаром). В селе церковно-приходская школа. 6) Село Грязнуха. Храм Покрова Пр. Богородицы, деревянный, холодный, построен в 1870 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли пахотной 33 д. Жалованья священнику 294 р., диакону 147 р. и псаломщику 98 р. Дома для священника и псаломщика церковные. Прихожан м. п. 1063, ж. п. 1102. Приход состоит из села и дер. Красавки (в 2 в. за р. Сюверней) и Алексеевки (в 2 в.). В селе училище земское. 7) Село Доншино. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, деревянный, построен в 1869 г., расстоянием от г. Пензы 125 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 33 д. Жалованья 168 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 990, ж. п. 971. Приход состоит из села и дер. Паркина (в 1 в.). В селе церковно-прих. школа. 8) Село Каменка. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянный, построен в 1876–78 г., расстоянием от г. Пензы 145 в. В церкви капитал 200 р. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 33 д. Дома для священнослужителей церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

6) Село Никольский Азясь. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, с теплым приделом Скорбящей Божией Матери, каменный, построен в 1829 г., расстоянием от г. Пензы 45 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли пахотной 33 д. Жалованья священнику 108 р., псаломщику 36 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 584, ж. п. 627. Приход состоит из села и деревень, смежных с селом, – Ивановки и Доможировки. 7) Село Рогожкино (Успенское тож). Храм Успения Б. Матери, холодный, каменный, построен в 1809 г., возобновлен в 1850 г., расстоянием от г. Пензы 45 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли пахотной 36 д. Жалованья священнику 108 р., диакону 36 р., псаломщику 24 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 1367, ж. п. 1365. Приход состоит из села и дер. Неяловки (в 1 в.), Алексеевки (в 7 в.), Нехотеловки (в 3 в.), Голодяевки (в 4 в.), Григорьевки (в 7 в.), Александровки (в 6 в.), Хохряковки (в 5 в.). В селе училище земское. 8) Село Фатуевка. Храм в честь Казанской иконы Б. Матери, с теплыми приделами во имя свят. и чудотв. Николая и св. Андрея Критского , каменный, построен в 1835 г., возобновлен в 1889–91 г., расстоянием от г. Пензы 50 в. Причт состоит из священника и псаломщика. Земли 56 д. Жалованья священнику 108 р., псаломщику 24 р. В пользу церкви вклад 150 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 799, ж. п. 920. Сверх того, раскольников беглопоповской секты м. п. 39, ж. п. 56. Приход состоит из села и сельца Андреевского Азяся (в 1½ в.). В селе церковно-приходская школа. 9) Село Бекетовка. Храм во имя Св. Троицы, деревянный, построен в 1860 г., расстоянием от г. Пензы 60 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 29 д. Жалованья не положено. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 682, ж. п. 710, в том числе, раскольников м. п. 81, ж. п. 85. Приход состоит из села и смежных с селом дер. Дмитриевки, Андреевкой Дмитриевки, Ивановки (в 5 в.). В селе церковно-приходская школа. 10) Село Свинуха. Храм в честь Казанской иконы Б. Матери, с теплым приделом во имя св. арханг. Михаила, каменный, построен в 1871–80 г., расстоянием от г. Пензы 60 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 33 д. Жалованья священнику 108 р., диакону 36 р., псаломщику 24 р. Дом для священника церковный, для диакона общественный. Прихожан м. п. 859, ж. п. 874; в том числе, раскольников м. п. 42, ж. п. 51. Приход состоит из села и дер. Ломовки (в ½ в.), Александровки (в 1 в.), Александровского Хутора (в 3 в.), Лидинки (в 5 в.). В 1872 г. открыто церк.-прих. попечительство. В селе церковно-прих. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010