3) Село Долгоруково. Храм во имя св. Живоначальной Троицы, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, каменный, построен в 1881 г., расстоянием от г. Пензы 70 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 41 д. Дом для священника церковный. Жалованье 217 р. 56 к. Прихожан м. п. 1364, ж. п. 1589. Приход состоит из одного села. Ц.-приход. школа. 4) Село Ива. Храм Богоявления Господня, с теплым приделом в память Покрова Божией Матери, деревянный, построен в 1843 г., расстоянием от г. Пензы 85 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 48 д. Дом для священника церковный. Жалованье 164 р. Прихожан м. п. 1313, ж. п. 1375. Приход состоит из села и дер. Стрелкового Хутора (в ½ в.), Дмитриевки (смежна с селом) и Александровки (в 1 в.). В селе училище земское. 5) Село Каремша. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, с приделом во имя свят. и чудотв. Митрофана, каменный, построен в 1876 г., расстоянием от г. Пензы 115 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., полевой 33 д. Жалованье 164 р. 64 к. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 847, ж. п. 873. Приход состоит из села и д. Колычевки (в ½ в.). В селе школа грамоты. 6) Село Кера. Храм Рождества Христова, с приделами в память Успения Божией Матери и во имя свят. Николая, деревянный, построен в 1868 г., расстоянием от г. Пензы 80 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 31 д. Жалованье 114 р. Прихожан м. п. 1095, ж. п. 1105. Приход состоит из одного села. Училище земское. 7) Село Кобяки. Храм Рождества Христова, деревянный, холодный, построен в 1863 г., расстоянием от г. Пензы 90 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 33 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 521, ж. п. 519. Приход состоит из одного села. 8) Село Кривозерье. Храм Успения Божией Матери, с приделами во имя архистратига Божия Михаила и Живоначальной Троицы, деревянный, построен в 1864 г., расстоянием от г. Пензы 100 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Причт пользуется процентами с двух облигаций в 100 р. Дом для священника церковный. Жалованья 144 р. Прихожан м. п. 614, ж. п. 605. Приход состоит из одного села. Училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Воспитание Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Воспитание " О, Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных, и во чреве матери носимых. Укрой[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Воспитание Тропарь, глас 4 Воспитавшейся во храме во святая святых, одеянней верою и премудростию и безмерным девством, Архистратиг Гавриил принесе с Небесе целование и, еже радуйся, радуйся, Благословенная, радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою. Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Воспитание Акафист Божией Матери перед иконой «Воспитание» Кондак 1 Взбранной Воеводе и благой Воспитательнице рода христианского, яко избавль шеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, но яко имущая державу непобедимую, от всяких бед моих чад свобод[...] Описание: Икона написана в Софрино, для храма иконы Божией Матери " Воспитание " в г.Спасск Пензенской области, храм располагается по адресу ул.Советская 20 Файл 24995.jpg:   Размер: 567x958, 0.54 MPix, 81 Kb. Дата: 2015-03-16, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (519) , (54) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Воспитание. Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 10,6 х 7,4 з 0,8 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 33227.jpg:   Размер: 563x800, 0.45 MPix, 219 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (135) , (8) . Описание: Изображение чудотв. иконы Богоматери, именуемой Воспитание. Древний византийский образ в России получил название «Воспитание», так как молящиеся перед ним получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона прославилась по всей России своими чудесами. Оригинал иконы находился в Казанском соборе на Красной площади, но после разрушения храма бесследно исчез. (Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными [...]

http://pravicon.com/icon-69

В 1760-х годах Казанский храм по пути из Переяславля Залесского посетила императрица Екатерина Вторая. Колокольня при храме обветшала еще в 18-м веке. И в 1865 году на средства Московского Кремлевского Благовещенского собора была построена новая трехъярусная колокольня. После революции храм был закрыт и доведен до удручающего состояния. Старая слобода находится в 120 верстах от губернского и в 5 от уездного городов. Начало этого поселения нужно относить к глубокой древности. Если первое известие о новой Александровской слободе (нынешний уездный город Александров), отделившийся от старой, относится к 1513 г., то очевидно, старая слобода основалась еще в XV ст. Принадлежала она в то время Суздальскому Александровскому монастырю (упразднен в 1764 г.), от которого и получила свое название, впоследствии стала дворцовым селом. Время первоначального основания здесь церкви неизвестно, но она существовала в начале XVII ст., была записана в патриаршие окладные книги под 1628 г. Эта церковь была деревянная и посвящена была «Обретению честной главы св. Иоанна Предтечи». В 1696 г. вместо нее начата была постройкою новая каменная церковь на средства «Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитера Великого Государя духовника Феофана Феофилактовича»; в 1698 г. постройка закончена и церковь освящена в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Эта каменная церковь существует и до настоящего времени; при ней каменная колокольня, под коей на паперти церкви сохранилась надпись: «Лета 7204 г. августа в 10 день начали сию каменную церковь созидать во имя Казанской Пресвятой Богородицы да в приделе святого Иоанна Предтечи Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитер Великого Государя духовник Феофан Феофилактович и совершилась сия церковь 206 года мая 4 день». Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотв. (устроен в 1865 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтится прихожанами местная икона Казанской Божией Матери; полагают, что эта икона принесена в Слободскую церковь из бывшего вблизи Симеоновского монастыря по его упразднении в 1724 г. и есть именно та икона, от которой в Симеоновском монастыре при старце Серапионе (1640-46 гг.) «было многим людям от разных недугах исцеление».

http://sobory.ru/article/?object=03537

Монастырь в г. Угличе на высоком ровном месте. Основан в 1371 г. Церквей три: все каменные и прочные. Первая - соборная, летняя, однопрестольная церковь во имя усекновения главы св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с приделом с северной стороны во имя вмч. Федора Стратилата и препод. Аркадия. Построена в 1681 г. 29 августа. Вторая – троеверхая, называемая «Дивною», теплая, в честь Успения Божией Матери, однопрестольная, при ней настоятельские кельи; построена в 1628 г. Третья - во имя св. Алексия митрополита московского чудотв., однопрестольная, зимняя, построена в 1522 г. благоверным угличским князем, наместником Фомою Семеновичем Колычевым. Две каменные часовни. Святыни монастыря: особо чтимые иконы Божией Матери, называемой «Вратарница», прославившаяся чудотворениями и древняя и чтимая Казанской Божией Матери. Монастырю принадлежит водяная мельница на реке Сити Мологского уезда, с землею при ней около 1 десятины, 2 десятины земли под огородом и часовней в Угличе и 216 десятин 803 кв. сажени земли под пустошами в Угличском и Мышкинском уездах. Капитала в билетах 79 081 руб. На средства монастыря содержится церковно-приходская школа. Казенного содержания 711 руб. 42 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Угличский Алексеевский третьеклассный мужской монастырь находится в самом г. Угличе Основание ему положил св. Алексий митрополит московский в 1371 г., с соизволения великого князя Дмитрия Ивановича Донского; и тогда же построил здесь через инока Адриана деревянную церковь Успения Божией Матери и таковые же кельи для монашествующих. По имени сей церкви монастырь сперва назывался Успенским. Настоящее же название усвоено ему в память основателя в 1439 г. и тогда же воздвигнута была во имя его деревянная церковь. Церквей в обители три и все они каменные: св. Иоанна Предтечи с приделом вмч. Федора Стратилата, сооруженная в 1681 г. игуменом Лаврентием; Успения Божией Матери, основанная в 1628 г. старцем Мисаилом; св. Алексия митрополита московского, построенная в 1482 г. князем Фомою Колычевым, который в ней и погребен. Земли при монастыре 223 десятины.

http://sobory.ru/article/?object=00229

В мае 1719 года обитель пострадала от сильного пожара. Её даже пытались объединить с Муромским Благовещенским монастырём, причём последний закрыть. Но жители Мурома воспротивились этому. И всё же существование Борисоглебского монастыря двигалось к концу. По указу Екатерины Второй он попал в число упразднённых. 26 января 1765 года Владимирский епископ объявил о закрытии монастыря. В 1992 году уцелевший Рождественский храм был приписан к муромскому Благовещенскому монастырю. Источник: Е.И. Сазонова " Муром. Прогулки по городу и окрестностям " . 2012.   Село Борисоглебское находится в 125 верстах от Владимира и в 17 верстах от Мурома. Село образовалось из слободки, расположившейся вблизи существовавшего здесь до 1764 г. Борисоглебского монастыря. Первое упоминание об этом монастыре относится к XIV в. В 1345 г., говорится в летописи, преставился князь муромский Василий и положен был в его вотчине в г. Муроме в церкви св. муч. Бориса и Глеба в монастыре на Ушне, при митрополите Феогносте. В писцовых книгах Муромского уезда 1628-29 гг. значатся церкви монастыря: «В монастыре церковь св. благ. вел. князей Бориса и Глеба древяна на подклетях; церковь во имя св. муч. Флора и Лавра древяна…» Вместо двух деревянных в XVII ст. в Борисоглебском монастыре построены две каменные церкви: во имя Вознесения Господня с приделом св. муч. Бориса и Глеба и во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы; год построения этих церквей неизвестен. В 1699 г. в Борисоглебском монастыре была построена третья каменная церковь во имя св. Николая чудотв. В 1764 г. Борисоглебский монастырь был упразднен и его церкви были обращены в приходские. Вознесенский храм каменный, пятиглавый, кресты на главах железные, прорезные; алтарь в храме троечастный, разделенный арками; за одной из арок устроен придел в честь св. муч. Бориса и Глеба; жертвенник при этом приделе устроен в нише стены. Иконостас в Вознесенском храме в 1827 г. устроен новый за ветхостью прежнего. Другая каменная церковь – двухэтажная, также пятиглавая; в нижнем этаже престол в честь Рождества Христова. В нижнем этаже престол в честь Рождества Христова, в верхнем этаже был престол в честь Казанской иконы Божией Матери, но этот престол за ветхостью давно уже упразднен. Внутри Рождественского храма в трапезе погребен граф боярин Иван Осипович Апраксин, в монашестве Иоасаф. С Рождественскою церковью соединена каменная с шатровым верхом колокольня; в ней сохранились две кельи для монашествующих и хлебная.

http://sobory.ru/article/?object=04295

В 80-х гг. XIX ст. и в Казанском храме, и в колокольне стали заметны следы обветшания и разрушения, а потому стены храма и колокольни были ремонтированы и покрыты цементом. В 90-х гг. ремонтирован был храм с приделами и внутри. Престолов в храме три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах – во имя св. и чудотв. Николая и Нерукотворенного образа Иисуса Христа. Современная утварь и ризница церковная не отличаются особенным богатством. Причта по штату положено – священник и псаломщик. Домов церковных для членов причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 431 душа муж. пола и 482 жен.; все православные и живут в городе. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Известна каменной с 1624 г., сгорела в 1630 г. Вновь отстроенный Никольский храм не ранее конца XVIII века переименован в Казанский. Большая пятиглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней, с боковыми одноглавыми объёмами приделов, несколько перестроенная в XVIII веке. Южный придел Николы Можайского, северный - Нерукотворенного Образа Иисуса Христа. Закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 г., снесена в 1936 году. Николо-Можайская церковь. Стояла на пересечении современных улиц Первомайской и Комсомольской (пл. Белякова). Построена в середине 16 в. на средства царя Ивана Грозного. В 17 в. перестраивалась местным купцом Веневитиным. 31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 20 января 1930 г. Снесена в конце 30-х г.г. Казанская церковь в старинных актах известна под именем " Николы Можайского " . Первое упоминание об этой церкви мы находим в сотной выписи г. Мурома 1574 г., а первое описание ее есть в писцовых книгах г. Мурома 132 (1624) г. По описи Бартенева " Да за городом же на посаде в Никольской улице церковь великого чудотворца Николы Можайского каменная. А по сказке Никольских попов попа Ивана да попа Василия и по допросу муромских земских старост Василия Зотикова да Оникия Колбина и выборных людей Самойлы Михайлова с товарищи в прошлом 138 г. декабря в 5 день в ночи та церковь и что в оной было по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. Божия милосердия местных образов и прикладов золотых и серебреных и книг и риз и колоколов и всякого строения церковного блаженной памяти царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всея Росии, а иное мирское приходных людей, а то все волей Божией сгорело, а церковь с жару расселась до подошвы и глава сверху провалилась. А что осталось горелых слитков золота и серебра и то де в съезжей избе у воеводы Федора Лызлова. И о том к воеводе Федору Лызлову да к подъячему к Владимиру Толстому послана память, чтобы они прислали с писцом роспись сколько фунтов и золотников осталось горелых слитков золота и серебра веса. А воевода (и) подъячей росписи не прислали и сказали, что они о том писали к Государю в Москву.

http://sobory.ru/article/?object=35995

2) Крестовый храм при архиерейском доме во имя Воскресения Христова. Братию составляют: иеромонахи – эконом и казначей, иеродиакон и 2 псаломщика. 3) Храм по имя св. Печерских чудотворцев, деревянный, построен в 1883 г. Храм сей находится в саду, принадлежащем архиерейскому дому. 4) Г. Пензы Николаевский храм построен (на месте прежнего) в 1734 г., каменный, с двумя теплыми приделами в честь Воздвижения св. Животворящего Креста и во имя Трех Святителей – Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, в 1833–4 г. пристроены еще два придела во имя св. и чудотв. Митрофана Воронежского и св. великом. Варвары. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. В пользу причта вклад 2544 р. Дома у членов причта церковные. Прихожан м. п. 352, ж. п. 371, в числе их лютеран м. п. 3. С 1871 г. при церкви открыто попечительство. 5) Храм в честь Введения во храм Пр. Богородицы, с теплыми приделами во имя св. архистратига Михаила и Трех Святителей Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, построен в 1767 г., каменный. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли пахотной 22 д. и сенокосной 11 д. В пользу причта вклад 3242 р. Прихожан м. п. 1678, ж. п. 1620. Приход состоит из горожан и слобод Подгорной, Тимаковки, Березовки, Оврага (смежны с городом) и Веселовки (в 3 в.). 6) Храм Покрова Пр. Богородицы, с теплыми приделами в честь Сретения Господня и Владимирской иконы Божией Матери, построен в 1765 г. Причт состоит из священника, штатного диакона, диакона на псаломщической вакансии и псаломщика. В пользу церкви вклад 4797 р. Земли 33 д., но причт ею не пользуется. В пользу причта вклад 2884 р. Прихожан м. п. 494, ж. п. 573. 7) Храм Преображения Господня двухэтажный, каменный, холодный, построен в 1667–9 г., до 1794 г. был соборным в существовавшем здесь мужском монастыре; в нижнем этаже – теплом – престолы в честь Казанской иконы Божией Матери и в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. При храме часовня с престолом во имя Пр. Богородицы Живоносного Источника, построенная в 1852 г. Церковь имеет вклад 2182 р. Причта положено: священник и псаломщик. В пользу причта вклад 1932 р. Прихожан м. п. 446, ж. п. 526.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

По переименовании слободки Судогды в город, решено было построить здесь городской собор на казенные средства. Постройка была начата близ деревянной Николаевской церкви, шла весьма медленно. В 1806 г. г. Судогда сгорел; в то же время сгорела деревянная церковь со всем имуществом, ризницей и утварью. При новой распланировке города после пожара для городского собора отведено новое место. Начатая постройка была разобрана, и у 1814 г. на новом месте был построен каменный соборный храм. Казенных сумм на постройку было израсходовано 16 000 руб., постройка же колокольни, внутренние украшения собора и т.п. произведены были на частные средства. Главный престол соборного храма был освящен во имя св. вмц. Екатерины в память того, что Судогда переименована в город императрицей Екатериной II, приделы были освящены во имя св. Николая чудотв. и св. муч. Мины – в память прежних деревянных церквей. В 1838 г. снова сильный пожар истребил большую часть города; во время пожара пострадал и собор: он сгорел снаружи и внутри, но иконы, утварь и ризница были спасены от огня. После пожара соборный храм отделывался в течение 10 лет, и богослужение совершалось только в теплой его половине. В холодном храме теперь было устроено три престола: главный – во имя св. вмц. Екатерины, в приделах – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. В 1853 г. теплая половина собора вследствие ее тесноты была разобрана и к 1855 г. построена вновь в больших размерах. Престолы и по перестройке остались здесь те же, что и прежде. В 1871 г. эта теплая половина собора перестроена была вновь: своды были разобраны, стены подняты выше, окна устроены в два света. В том же году работы были окончены и храм вновь освящен. В 1872 г. во время пожара, бывшего в Судогде, сняты были народом с престолов теплого храма «срачицы и опоясания», поэтому престолы эти были освящены вновь. В 1875 г. разобрана была до основания и холодная половина собора; каменная кладка была окончена в 1878 г.; на соборе устроено 5 глав. В 1882 г. собор вновь едва не пострадал от пожара, истребившего в Судогде до 150 дворов. На колокольне загорелся шпиль, который упал на землю. В 1878-85 гг. работы в холодном соборе были приостановлены вследствие появления трещин во внутренних столбах здания. В 1885-86 гг. собор был укреплен; с 1887 г. начались работы по внутренней отделке и украшениям собора. Работы были окончены и собор освящен в 1891 г.; перестройка собора стоила до 60 000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=06165

В 1764 г., при учреждении штатов, монастырь признан штатным и отнесен ко 2 классу. Первоначально монастырь был в ведении патриархов, потом Св. Синода; по разделении же епархий был в ведении преосвященных Рязанских, Суздальских, Тамбовских и, наконец, Пензенских. В монастыре находятся храмы: 1) Соборный в честь Казанской иконы Божией Матери, каменный, холодный, построен в 1712–22 г. 2) Храм во имя св. Иоанна Предтечи Господня, каменный, теплый, построен в 1759 г. В нем три престола: в память Богоявления Господня, во имя св. Иоанна Предтечи и св. и чудотв. Николая. 3) Храм во имя препод. Сергия Радонежского, каменный, холодный, построен в 1742–57 г. 4) Храм (в колокольне) во имя Всех Святых, каменный, построен в 1776–79 г. В ограде монастыря 4 корпуса с хозяйственными постройками. Вне монастыря два гостинных дома и 37 лавочек. В 8 в. от монастыря на р. Ломове мукомольная мельница о 6 поставах. На содержание монастыря отпускается из Госуд. казначейства 1005 р. 24 к. и на ремонт церквей, ризницу и проч. 186 р. В пользу церквей и братии монастыря вкладов на 18,940 р. Земли под строениями, пахотной и сенокосной 65 д., лесу 75 д. Монашествующих: настоятель, иеромонахов 7, иеродиаконов 4, монах, послушников 11, обучающихся псаломщическим предметам 8, живущих на призрении 4. 4) Вьясская Владимирско-Богородицкая пустынь основана в конце XVII стол. на правом берегу р. Вьяса, недалеко от впадения ее в р. Суру, в 43 в. от г. Саранска и в 75 в. от г. Пензы. По преданию, два благочестивых старца Иоанн и Тихон принесли (время точно неизвестно) Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее в устроенной ими деревянной часовне при источнике, вытекающем из пригорка, в непроходимой в то время чаще леса; с течением времени здесь построено было несколько келлий для искавших уединения богомольцев. В 1713 г. по челобитной владельца имений графа Г.И. Головина, согласно указу царя Петра Алексеевича, построена была церковь «Владимирской Богоматери», а вместе с тем построены были и келлии, а равно и другие монастырские службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Храм в честь с приделом во имя св. арханг. Михаила, каменный, теплый, построен в 1799 г. расстоянием от г. Пензы 60 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли – усадебной 1 д., пахотной 33 д., луговой 2 д.; завещано 2½ д. поруби и 2½ д. пахотной. Жалованья причту 188 р. Дом для священника церковный. Прихожан муж. пола 537, женск. пола 558. Приход состоит из одного села. С 1892 г. церк. приходское попечительство. Церковно-приходская школа. 5) Село Уранка. Храм (единоверческий) в честь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянный, построен в 1893–4 г. расстоянием от г. Пензы 60 в. Причта положено: священник и псаломщик. Жалованья священнику 392 р., псаломщику 122 р. 50 к. Прихожан м. п. 144, женск. п. 192. Сверх того, уклонившихся в раскол поповщинской секты и раскольников м. п. 295, ж. п. 309. 6) Село Нижний Катмис. Храм во имя свят. и чудотв. Николая с приделами в честь Покрова Пр. Богородицы и во имя великомуч. Феодора Стратилата, деревянный, теплый, построен в 1857 г. расстоянием от г. Пензы 73 в. При церкви часовня и в дер. Дмитриевке кладбищенский храм – деревянный, перестроенный в 1885 г. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли усадебной 4 д., пахотной и сенокосной 62 д. Жалованья духовенству положено по окладу приходов III-ro кл.; в пользу церкви вклад 325 р. Дом для младшего священника церковный, для диакона и псаломщиков дома общественные. Прихожан муж. п. 2395, женск. пола 2396. Приход состоит из села и деревень Дигилевки (в 7 в.), Дмитриевки (в 9 в.) и Водолей (в 2 в.). В селе училище земское. В дер. Дмитриевке школа грамоты. 7) Село Пичилейка. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянный, теплый, построен в 1859 г., расстоянием от г. Пензы 76 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 33 д. Жалованья причту по окладу приходов V кл. Дома для членов причта общественные. Прихожан мужск. пола 799, женск. пола 825. Приход состоит из села и дер. Катмиса (в 3 в.). Училище образцовое одноклассное инородческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010