Едва ли они понимали своего Учителя, когда Он говорил им о Царстве Небесном, и совсем не верили, что Он – Сын Божий, пришедший в мир для спасения и искупления людей. Бывали дни, когда они теряли веру в Иисуса даже как в еврейского царя-завоевателя; были и дни полного разочарования в Нем и даже глубокого сожаления, что Он ввел их в заблуждение. Да, все это было. Но что же такое случилось с ними, что они мгновенно отрешились от всех своих заблуждений, от всех ложных взглядов на Иисуса и Его назначение? Что такое случилось, что они сразу уразумели все, чего прежде не понимали? Что такое случилось, что они стали открыто, всенародно проповедовать воскресшего Христа, Сына Божия, посланного Отцом в мир для спасения людей и искупившего их Своей Кровью? Что такое случилось, что они, некнижные люди, стали сразу же приводить все пророчества о Христе и объяснять их в их истинном значении, а не так, как объясняли книжники и фарисеи? Что такое случилось, что Апостолы стали исцелять больных от всех болезней и изгонять бесов? Что такое случилось с Апостолами, что на угрозы властного Синедриона, распявшего их Учителя, они, вместо того, чтобы с покорностью подчиниться приказанию молчать, отвечают смело, убежденно: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали»? Что такое случилось, что они начинают всенародно крестить всех, по слову их уверовавших во Христа, Сына Божия? Да, что такое случилось с Апостолами, что они мгновенно преобразились, стали не теми, какими были? Да, что такое случилось с ними? Объясните-ка это вы, неверующие в Господа нашего Иисуса Христа! Вы можете только отрицать это событие. Но как же вы объясните, что с этого именно момента, силой слова Апостолов, вера в распятого и воскресшего Христа, Сына Божия, стала быстро распространяться не только среди евреев, но даже и язычников? Этого вы не можете отрицать. Так подумайте же: какими Апостолы были до дня Пятидесятницы и какими стали тотчас же после описанного св. Лукой события? И вы вынуждены будете признать, что в этот день, в это знаменательное утро, с ними действительно случилось нечто необыкновенное, что они сразу преобразились, стали не теми, какими были.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   Поучимся: что такое Иерусалим, и что Иерихон; и кто разбойники, с которыми он нечаянно встретился; и что за одежда, которую они сняли с него; и что такое раны, которые они причинили человеку; и почему отошли, оставив полуживым; и кто иерей, и кто левит, и кто самарянин; и что такое елей, и что такое вино, и что такое повязки; и что такое скот; и что такое гостиница и гостинник; и что такое два динария, и что такое излишние издержки, которые он обещался отдать; и что такое возвращение самарянина?    Итак, один человек шел из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим — рай, Иерихон — этот мир; человек, шедший из Иерусалима в Иерихон — первозданный Адам; по изгнанник из рая, он шел в Иерихон, т. е., в этот мир. «И попался разбойникам» (_ " И прийдя, в разбойники впаде»), т. е., к жестоким лукавым демонам; они сняли с него одежду бессмертия, которую он носил до греха; одели его в листья смоковные. Почему в листья смоковные? Потому что они жестки и горьки. Так как после греха приключилась с ним жесткость дел и много горечи, то, поэтому, он был одет в листья смоковные. «Изранили его» («И язвы возложше»), т. е., житейские страдания. Именно: «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; в болезни будешь рождать детей» («в поте лица твоего снеси хлеб твой: терния и волчцы возрастит тебе земля; в болезнех родиши чада») (Быт. 3:16—19); это раны для души. «Ушли, оставив его едва живым» («И... отидоша, оставльше его едва жива суща»): преступив заповедь Божию, Адам не был ни между живыми, ни совершенно мертвым, так как не вполне отказался от Бога.    «По случаю один священник шел тою дорогою» («По приключению же священник некий схождаше путем тем»). Не сказал: по случаю, но: «по приключению»; «по случаю» — (значит) «не предусмотрено, неожиданно, когда происходит что-либо с кем-нибудь само собой»; «по приключению» — (значит) когда кто-нибудь совершает что-либо по промыслу Божию; здесь по промыслу Божию шел иерей тем путем. «И, увидев его, прошел мимо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3957...

Ты знаешь, что такое боль, что такое голод, что такое холод, что такое обездоленность, что такое одиночество, что такое позор, стыд, — ты все это знаешь на опыте в той или другой мере; как же ты отозвался на нужду других? Неужели они для тебя были чужие? Неужели ты весь сосредоточился только на себе? Электронная библиотека «Митрополит Сурожский Антоний» Говение — это момент в жизни, повторный, но всегда новый и всегда равно решающий для нашей вечной судьбы. Это момент, когда мы встаем перед своей совестью, стоим перед Живым Богом, и произносим над собой суд. Это очень важный момент; это момент, когда после рассеянной жизни, какую мы все ведем в той или другой мере, мы даем себе время вырваться из круговорота привычных действий, мыслей, переживаний и становимся перед вечностью, вне времени, перед лицом Того, Который есть Жизнь, и Правда, и Красота, и Смысл. Есть в Евангелии от Матфея одно место, которое я хочу вам напомнить, потому что оно никогда не читается в воскресный день: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Поистине говорю тебе, не выйдешь ты оттуда, пока не отдашь до последнего свой долг (Мф. 5,25-26). Отцы Церкви, комментируя этот отрывок, соперником называют нашу совесть. Наша совесть, как прилипчивый соперник, совопросник идет рядом с нами в течение всей нашей жизни. Соперник наш — совесть — каждую минуту жизни как бы пристает к нам, не дает нам покоя, все время напоминает нам о том, что должно бы быть — и чего нет; напоминает, как мы живем, что мы говорим, каковы наши мысли, не достойные ни нас, ни любимых, ни Бога, Который в нас верит и Который нас любит даже в грехе нашем. Соперник этот идет рядом с нами постоянно, напоминая нам, что рано или поздно этот путь будет закончен, что он не бесконечен, что в какой-то момент мы станем перед лицом Живого Бога; и тогда уже будет поздно, тогда надо будет дать отчет, как же прошли эти годы, что происходило на пути. И тогда, может быть, с болью наша совесть нас упрекнет, соперник наш станет свидетелем того, что мы знали правду, потому что он нам ее говорил, напоминал, внушал, и что мы отвернулись от Божией правды.

http://pravmir.ru/sovest-nash-sopernik-i...

Отношение Библии к медицинской науке ясно из слов 38 главы Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честию по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание... Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце... И дай место врачу, ибо и его создал Господь». Таково отношение Библии к врачам и к медицине. Наука есть дар Божий. Этот драгоценный дар вверяется ученым. Но им необходимо иметь ту скромность, без которой нет подлинного знания, нет настоящей науки. Парижский врач Арман Венсан был приглашен прочесть на медицинском конгрессе доклад на тему: «За гуманную медицину». В введение к этому докладу, он привел слова одной своей пациентки: «Нам мешают умереть, но нам не помогают и жить». Поль Турнье думает, что эти слова больной женщины вызов всей медицине. Перед врачами встают глубокие вопросы жизни, на которые наука не дает ответа и никогда на них не ответит: «Что такое жизнь?.. Что такое смерть?.. Что такое человек, его болезнь, его здоровье?» За молчанием науки кроется ее бессилие медицинскими методами решить основные вопросы жизни и даже такие свои прямые проблемы, как определение сущности болезни. Доктор Лериш, профессор Колеж де Франс, говорит: «Как только мы хотим вникнуть в то, почему дела у нас обстоят именно так, как мы их видим, как только мы хотим научно установить тайну возникновения человеческой болезни, мы ничего не можем найти в книгах, кроме поверхностных и наивных объяснений, за которыми или ничего нет, или мало что есть». Наука анализирует явления, дает им названия, наклеивает на них этикетки, но она не имеет ясного определения сущности человека, его жизни, болезни и смерти. И потому, говорит Турнье, мы, врачи, не можем не обратиться к Божиему Откровению, к страницам Библии. Нас к этому зовет Паскаль: «Что такое жизнь и что такое смерть, – говорит он,– мы знаем только через Иисуса Христа. Вне Христа нам непонятна ни наша жизнь, ни наша смерть, ни что такое Бог, ни что такое человек». Паскаль прав: Без Священного Писания , говорящего (прямо или преобразовательно), в сущности, лишь об Иисусе Христе, мы, конечно, ничего не знали бы о самом источнике нашей жизни и о своей человеческой природе. Без Откровения мы – во тьме. Мы можем прикрывать эту тьму учеными терминами, но за ними – ничего нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

6 июня. «Ищите прежде Царствия Божия». Эти слова вы слышали из Евангелия, читанного нынче за литургией, и принадлежат они Господу нашему Иисусу Христу. Спаситель сказал, что люди заботятся о пище, об одежде, о других разных предметах существования, а между тем что всего главнее и необходимее, о том они и не думают, не заботятся они о Царствии Божием. Но что такое Царствие Божие и как нам искать его? Вы, вероятно, и не вдумывались в это. Евангелист Иоанн Богослов за свою любовь и преданность Богу был осужден на изгнание на остров Патмос, и там он уразумел, что такое Царствие Божие, и он оставил нам книгу, из которой и мы можем познать, что такое Царствие Божие. Чтобы лучше уяснить это, представьте себе, что Царствие Божие – это такой город, в котором живет Бог и народ. В этом городе ни скорбят, ни ропщут, а если и плачут, то Сам Господь стирает слезы с глаз их; в нем нет ни воплей, ни стенаний, ни отчаяния; люди все спокойны, все радостны, все светлы, все чисты, так как там никакая нечистота не может быть; в этом городе нет ни солнца, ни звезд, а между тем все светло, все блистает, все лучезарно, потому что в нем присутствие Самого Бога; в нем люди всех званий, всех возрастов, всех поколений, в нем и старцы, и юноши, и младенцы, в нем нет порочных чувств, похотливых желаний, нет пола ни мужеского, ни женского. Итак, мы видим, что Царствие Божие – такое место, куда бы, кажется, только и должен стремиться человек, а между тем человек и не ищет его, и оно улетает от него, подобно тому как легкое облачко плывет наверху и исчезает в лучезарных небесах. Но как же можно попасть в Царствие Божие и кто попадает туда? Запомните хорошенько мои слова: по свидетельству святых отцев, в Царствии Божием могут быть все и никто; это такой город, куда нельзя войти через все ворота, и только Один Спаситель указал нам путь в него, дал нам ключи от него. Кто следует за Христом, кто идет по Его пути, тот попадет и в Царствие Божие. А как следовать за Христом, это всякий из вас знает. Сам Спаситель сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вас; наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». Как Он болел и страдал, так и мы должны, как Он был всемилостивым, так и мы не должны быть жадными, но быть милостивыми, и войдем мы тогда в Царствие Божие. Но что там делают, в Царствии Божием? Там вечное блаженство. Это такое пресветлое место, где ангелы славословят Господа, где непрестанно слышится херувимский восторг, где нет ни болезней, ни смерти; это такое счастье, выше которого и нет ничего; попасть туда трудно, но уже кто попал туда, тот вечно там будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

А эти слова -Божьи заповеди, которые устанавливают божественные приоритеты. Ведь грехопадение заключается в чем? Они божественное право решать, что такое добро и зло, присвоили себе. Змей им так и сказал: вы будете как Боги, знающие добро и зло. То -есть каждый со своим автономным пониманием добра и зла. И все зло, которое существует в мире, оно существует потому, что у каждого есть свое автономное представление о добре и зле. А так как мое добро может оказаться для другого человека злом, а мое зло добром, каждый имеет свое представление, что такое добро и что такое зло, вот весь хаос в мире существует именно поэтому. И когда мы хотим восстановить статус кво, то есть как бы вернуться назад к этому моменту до грехопадения Адама и Евы, значит мы должны постигать Закон Бога. Ибо Господь в Своем Законе показывает, что есть зло в его понимании, это запретительные заповеди. Например, такие: не убивай, не кради. И что есть добро, повелительные заповеди: почитай свою мать, и так далее. Таким образом, Закон Божий -это и есть постижение добра и зла. Потому что Закон Божий открывает нам то, что хорошо и что плохо. А когда человек подменяет заповеди Бога каким-то человеческим законами- вот это и есть адамов грех. Когда свое мнение в понимании такого случая человек исхитил как бы из рук Бога свою собственность, таким образом, он нарушил божественный приоритет, божественное право за человека и вместо человека решать, что такое добро и зло. Ибо грехопадение заключается в том, что люди присвоили себе божественное право или приоритет самими решать что такое добро и зло. И это относится к категории любви, потому что в Библии и в Новом, и Ветхом завете это понятие фигурирует тогда, когда речь идет о гармонии с волей Создателя. То- есть, когда мы выстраиваем такие отношения с Богом и с ближним, которые регулируются заповедями Бога. Если что-то иное мы выстраиваем с человеком, это никакого отношения к любви в библейском понимании не имеет. -Итак, у нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

http://radonezh.ru/text/prisutstvuet-li-...

Люди понимают, что такое образованность, ум. Но «мудрость»? Что это такое? Псалмопевец взывает к Богу: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89: 12). Цель счисления наших дней – приобретение мудрого сердца. Что же есть мудрость? В наши дни это малопопулярное понятие – «мудрость». Люди примерно понимают, что такое образованность: это обширный багаж знаний и навыков, которые позволяют добиваться своих целей в жизни. Понимают, что такое ум: это способность использовать все эти знания и навыки. Но «мудрость»? Что это такое? Можно быть умным и образованным и при этом немудрым. Можно быть мудрым и при этом не блистать интеллектом или глубокими познаниями. Во всех традиционных культурах именно мудрость считалась чем-то самым важным: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота» (Притч. 3: 13–14). Мудрость – способность не просто добиваться своих целей, но, прежде всего, правильно определять эти цели. Что самое важное в нашей жизни? В чем мы видим ее цель, смысл, достоинство и оправдание? Зачем мы живем? Библейское Откровение дает ответ: мы созданы для того, что познать Бога и возрадоваться Ему вовеки. Чтобы покаянием, верой и хранением заповедей войти в жизнь вечную и блаженную. И что в истории – и в ее радостные, и в ее трагические моменты – действует Промысл Божий. Как говорит апостол: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8: 28). В нашей жизни есть цель, смысл и задание – искать Бога и исполнения Его святой воли во всех обстоятельствах, в которых мы можем оказаться. Когда мы ставим на первое место что-то другое, мы неизбежно движемся к крушению – и как отдельные люди, и как общество. Как сказано в Евангелии: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 24–27).

http://pravoslavie.ru/76206.html

   Разве всё это не открывает и Существа Божия? Разве свойства Божии не относятся к этому существу? Разве не Бог-Любовь -- всемогущ, непостижим, невидим, благ, правосуден? Разве не объясняет нам это Существо Божие и создание, и бытие, и единство вселенной?     Неизвестный.  Значит, любовь и есть  личность Божия? Я не понимаю этого.     Духовник.  Когда мы говорим " личность " , мы разумеем  всё содержание данного существа -- все его свойства, силы, состояния, всё, что в нём содержится и чем оно проявляет себя вовне. Бог есть любовь. Что разумеем мы под этим словом? На языке философском это можно было бы объяснить так: мы знаем о вещественном мире лишь то, что познаём через наши восприятия. Что такое " вещь в себе " -- нам неизвестно. То, чем является в мире вещественном " вещь в себе " , -- в Боге есть любовь. Другими словами: любовь -- это  Бог в себе. Если ты спросишь: что такое Бог по существу, мы ответим: любовь. Это слово недоступно нашему разумению, но доступно нашему чувствованию. Если же ты спросишь дальше, что такое любовь  по существу, ты также не получишь ответа, как при вопросах о сущности физических явлений. И там ты познаешь лишь проявления той или иной силы, а не самую силу " по существу " . Ты изучаешь проявление и действие электричества или притяжения, но что такое по существу электричество или притяжение, остаётся совершенно непостижимым. Так же и здесь. Мы знаем о любви очень много. Нам открыты её свойства, её действия, её проявления. Но что такое она по существу -- вопрос и не разрешимый и праздный. Все, что  надо знать человеку в пределах земного бытия о Боге, он знает, зная, что Бог есть любовь и каковы свойства, действия и проявления любви.    Поэтому, если хочешь постигнуть тайну Существа Божия, читай в Слове Божием то, что говорится там о действии Любви в мире: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13, 4-8). " Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства " (Кол. 3, 14). " В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение " . " Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас " . " Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 18, 12, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Еще сильнее выражает те же переживания подвижник еще более строгий, 548 – св. Исаак Сирин . 549 «Совершенство всего подвига, – говорит он, – заключается в трех следующих вещах: в покаянии, в чистоте и в усовершении себя. – Что такое покаяние? – Оставление прежнего и печаль о нем. – Что такое чистота – καθαρτης? – Кратко: сердце милующее всякое тварное естество – καρδα λεμν πρ πσης τς κτιστς φσεως. – Что такое усовершение – τελειτης? – Глубина смирения – βθος ταπεινσεως, – т. е. оставление – κατλειψις – всего видимого и невидимого (– видимого – всего чувственного; невидимого же – мыслимого –) и освобождение от попечения о нем. «В другой раз был опять спрошен: «Что такое покаяние?» и сказал: «Сердце сокрушенное и усмиренное». – < «Что такое смирение?» > – «Сугубое, добровольно принятое на себя омертвение для всего». – « И что такое сердце милующее – κα τ στι καρδα λεμν?» – и сказал: « Горение сердца о всем творении – κασις καρδας πρ πσης τς κτσεως – о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всей твари. И от воспоминания о них и созерцания их очи его источают слезы, от великой и сильной жалости, охватывающей сердце. И от великой выдержки умиляется сердце его, и не может он вынести, или услышать, или увидеть вреда какого-нибудь, или печали малой, происходящей в твари. И вследствие этого и о бессловесных, и о врагах Истины, и о вредящих ему – ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы они очистились и сохранились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая возбуждается в сердце его без меры, по уподоблении в сем Богу… Достигших же совершенства признак – таков: если в день десятикратно преданы будут на сожжение за любовь к людям, то не насыщаются от этого, подобно как Моисей сказал Богу: «Если простишь им грех, то прости: если же нет, то изгладь и меня из книги, в которую вписал» ( Исх.32:32 ) и как говорит блаженный Павел: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих и т. д.» ( Рим.9:3 ); и еще «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас», язычников ( Кол.1:24 ). И прочие апостолы за любовь о жизни людей получили смерть во всех видах. – Высшая же степень всего этого вместе – Бог и Господь. По любви к твари, Сына Своего предал крестом на смерть…». В другом месте, авва Исаак передает следующее: 550 «Рассказывают также об авве Агафоне, будто бы сказал он: «Желал бы я найти прокаженного и взять тело его, и дать ему свое». Видишь ли совершенную любовь?..».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Итак, если хочем получить милость, мы должны подавать случай к такому милосердию от себя. Притом Он говорит, что и то самое, что я милую, я имею от Него. Видишь ли каково сокрушенное сердце? Я от тебя получил источники милости; Ты прибежище мое; ибо к Тебе прибегая я спасся. Ты заступник мой; ибо получив твою помощь, я стал выше врагов. Ты избавитель мой и защитник мой; Ты оградил меня во время брани, и избавил, когда осаждали меня. Итак, я, на Тебя возложу твердую надежду Многие, по словам Златоуста, часто становились победителями на брани, а во время мира были поражаемы, по незнанию, как править подчиненными. Посему подчиненность войск не зависит от силы царства, а от помощи Божией. 3. Господи! что есть человек, яко познался ecu (открылся) ему? или сын человечь, яко вменяеши его (помышляешь о нем)? Подобные слова сказал и в 8-м псалме: что такое человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Почему можешь найти изъяснение сего там. Что за великая вещь, восклицает, есть человек, Господи, что Ты позволил ему, не только познавать бытие Твое, Боже, но и наоборот, что Ты, Боже, Сам открываешь человеку бытие свое, и подлежишь познанию и помышлениям его? Ибо по истине это великое дело и превосходит ничтожность человеческой Евсевий говорит: Давид хочет показать, что человек есть важная вещь, иначе он не вместил бы в себе познание Бога, и Бог не помнил бы его столько, что послал к нему и Спасителя и избавителя - Слово свое. Посему вопрос: что такое человек, означает не уничижение, а удивление. Посему сии слова значат сие: человек есть нечто великое; потому что удостоился Твоего познания и попечения; ибо говорит λογιζη вместо φροτηζεις. Итак, кто имеет познать Бога или лучше быть познан Богом, тот должен (говорит Златоуст) быть велик, и не только он, но и тот, которому имеет открыть себя Бог. Посему весьма хорошо перевели Семьдесят таи: Ты познался ему; сим они показывают, что не мы нашли Его, но Он нашелся для нас. Ибо не сказал: что такое человек познавший Тебя? но: что такое человек, что Ты познался ему? почему и Христос: не вы Меня избрали, но Я избрал вас, и Павел: тогда же познаю так, как и я познан, и еще: но если кто любит Бога, тот познан от Него; также: стремлюсь же не постигну ли, как постиг и меня (Христос).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010