Проповеди за 1894 год 2 января. «Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное». Эту проповедь величайшего проповедника предлагает нам мать наша Церковь для нашего спасения. Ее произносил величайший пророк своего времени, который был выше всех людей, живших до него. Сам Спаситель сказал про него: «Он болий из всех рожденных женами». Это Иоанн Предтеча. Иоанн Предтеча и Иоанн Креститель – одно и то же лицо. Проповеди его производили такое впечатление на людей, что действовали, как действует гром на сердце, и собирали около него множество народа. Если слышал их мытарь, то сокрушался и каялся в своих делах; если слышал их фарисей, то они заставляли его чаще заглядывать в его коварную душу; слышали их воины, привыкшие видеть спокойно человеческую кровь, и те умилялись и плакали. Вот и нам теперь есть возможность проверить себя по тому, как мы относимся к этой проповеди Иоанна Крестителя. Такое ли впечатление эта проповедь производит на нас? Да, мы слышали нынче с этого священного места проповедь Иоанна Крестителя, как бы мы самого его видели здесь проповедующим, и что же? Такое ли сильное впечатление произвела эта проповедь на нас, какое производила она на слушателей его? Будем надеяться, что такое же – что она так же поразила нас, так же возбудила к покаянию, к перерождению, как возбуждала прежних людей. Но что же нам нужно делать, спросим мы. Те люди, которые слушали проповеди Иоанна Крестителя, обращались к нему и спрашивали, что же им делать. И вот Иоанн Креститель ответствовал им: «Исправьте стези Ему», то есть иначе сказать, исправьтесь. Точно так же и нам он говорит: «Исправьтесь, исправьте себя, уничтожьте в себе все злое, уничтожьте в себе тот недостаток, который особенно кривит вас, если кто лгун, то уже и не лги». Но как исправиться нам, что нам нужно для этого делать? Мы только должны как можно чаще советоваться со своей совестью, взять ее своей собеседницей; спрашивай ее чаще, слушайся ее хорошенько, и ты не впадешь в грех, потому что совесть – самый строгий наш судья и обличитель. Совесть – особое сокровище человека, она всегда заговорит с ним, как бы ни был он омрачен грехами и пороками, а иногда заговорит так, как не заговорит самая любящая мать со своим ребенком. «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное». Да, Царствие Небесное приближается к нам, а мы удаляемся от него, оно все ближе и ближе к нам, а мы все дальше и дальше от него. Но горе тем, которые и не знают его; горе тем, которых солнышко, когда восходит, находит спящими; везде свет и радость, а у них мрак и тьма; солнышко повсюду проливает свои лучи, а они и не видят этого. Итак, настоящее время дано нам для нашего исправления, чтобы мы хорошенько всмотрелись бы внутрь себя и исправились бы. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Разделы портала «Азбука веры» чтец Сергий Федоров, магистр богословия, и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии «Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную. Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим. Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием. Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех… Когда Господь предупреждал апостола Петра о предстоящем страдании, апостол подумал по естественному порядку вещей (человеческой справедливости), что несправедливо допустить, чтобы жизнь была поругана, а слава обесчещена. Поэтому Господь отвергает его мысль: в сверхъестественном порядке вещей неправильно искать естественную справедливость. Дело в том, что Господь замыслил совершить наше Спасение посредством противоположностей: даровать нам жизнь – через смерть, и славу – через бесчестье. Так вот, Господь, желая показать, что человеческое рассуждение в данном случае неспособно понять Божественный Промысел, ответил Петру: „Иди позади Меня” ( Мф.16:23 ). Это означало: „Следуй Моему замыслу и не пытайся понять его через человеческую справедливость!”»  (прп.  Максим Исповедник . Три вида справедливости, или справедливость и суд ).  Что такое справедливость? В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как природный, божественный, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. Например, Платон описал человеческую справедливость как совершенство, гармоничное единство трех соподчиненных начал души: когда разумное начало господствует над яростным, и они вместе как союзники управляют вожделеющим началом. Справедливость у Платона соотносится с понятием красоты, здоровья, благоденствия души, по сути, это некий прекрасный порядок во имя блага целого (человека или общества). Несправедливость же, по Платону, «в каком-то раздоре указанных трех начал, в беспокойстве, во вмешательстве в чужие дела, в восстании какой-то части души против всей души в целом с целью господствовать в ней… Вот что, я думаю, мы будем утверждать о несправедливости: она смятение и блуждание разных частей души, их разнузданность и трусость и вдобавок еще невежество – словом, всяческое зло» (Платон, «Государство»).

http://azbyka.ru/opasnost-fenomena-very-...

Священник Алексей Уминский: До сих пор существует такое предубеждение, что прививки – это что-то такое ужасное Интервью священника Алексея Уминского радио «Эхо Москвы» 1 сентября, 2017 Интервью священника Алексея Уминского радио «Эхо Москвы» Настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский отвечает на вопросы журналистов «Эха Москвы» А.Соломин: 15:06, в эфире программа «Персонально ваш», сегодня в порядке исключения ее ведут Алексей Нарышкин и Алексей Соломин (по четвергам я имею в виду в порядке исключения). А.Нарышкин Добрый день. А.Соломин Здравствуйте. И у нас в гостях рады приветствовать настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах Алексея Уминского. Алексей Анатольевич, здравствуйте. Добрый день. А.Уминский Здравствуйте. А.Соломин Сначала, вот, по поводу новостей. Кстати говоря, наши слушатели тоже, наверняка, сейчас слышали в эфире, в выпуске. В Общественной палате делают предложение о новой редакции закона о свободе совести и религиозных организаций. Причем, в чем интерес? Председатель профильной комиссии Иосиф Дискин сказал, что нынешний закон был написан в 90-х годах на основе либеральных представлений. А по его мнению, новая версия должна отвечать принципу новой светскости и учитывать, что 2⁄3 россиян рассматривают веру как нравственный ориентир. Вы здесь согласны с?.. А.Уминский Я не очень просто понимаю, что имеется в виду под термином «новая светскость» и в какую сторону должен меняться закон о свободе совести? Вполне возможно, что есть какие-то определенные положения этого закона, которые могут быть изменены в лучшую сторону, так сказать. А.Соломин Например, что можно поменять? А.Уминский Ну, вот, даже не знаю конкретно. Например, если это поменять в сторону запретительного, как это сейчас у нас популярно после выхода закона Яровой или после запрета Свидетелей Иеговы как целой религиозной организации. Более того, даже суд в Выборге решил (непонятно, на каком основании), что библейский перевод Свидетелей Иеговы носит экстремистский характер. Это полный совершенно бред, конечно, полная чушь, и специалисты, в том числе религиоведы уже выступили со своими заявлениями против этого. Вот. То тогда, конечно, не надо нам ничего менять, если это будет идти в сторону запретительных мер по отношению, там я не знаю, к каким-то определенным религиозным меньшинствам, в том числе на религиозной основе.

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksey-u...

Скачать epub pdf 5. Что такое апокрифы? Периодически можно слышать о сенсационных находках: новые «евангелия» и другие якобы неизвестные прежде тексты, возникшие на заре христианства, наконец-то расскажут нам всю правду… На самом деле, ничего принципиального нового в этих находках нет; чаще всего речь идет о новых рукописях текстов, известных с давних времен под названием апокрифов. Но что такое апокрифы, откуда они взялись и как к ним относиться? Книги на границе Библии Сегодня, когда Библия выглядит как цельный том, ее читатели привыкли думать, что канон Библии всегда был определен, а граница между Писанием и всей остальной литературой была четко проведена и всем хорошо известна. На самом деле это далеко не так: когда пророк или Евангелист начинал писать или проповедовать, он вовсе не ставил себе цели дополнить Библию еще одной книгой, нет, он сообщал людям то, что считал необходимым. И лишь затем община верующих – сначала древний Израиль, а затем христианская Церковь признавала его текст адекватным и точным изложением своей веры. При этом, конечно, всегда существовали лжепророки и лжеучителя, творения которых община верующих отвергала. Можно было бы подумать, что решающую роль здесь играло авторство текстов: скажем, Исайя или Павел – всем известные проповедники Истины, так что и книги, носящие их имена, будут признаны священными. Но это далеко не так: в каноне Писания на центральном месте стоят произведения Луки (Евангелие и Деяния), который не был даже свидетелем земной жизни Иисуса, а вот книга, которая называется «Евангелие от Петра», считается подложной. Ее явно не писал апостол Петр, которого мы знаем по двум новозаветным Посланиям – его имя было приписано к этому тексту, чтобы придать ему больше авторитетности. Такая ситуация типична для апокрифов. Так что же тогда такое апокриф? По-гречески это слово значит «тайный, сокровенный». Апокриф лежит где-то на самой границе Писания, но всё же по ту сторону границы. Точнее сказать трудно, потому что граница – точнее, канон Ветхого Завета – неодинакова в разных традициях, и само слово «апокриф» употребляется в них по-разному.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

1. О Церкви Христовой В. Почему мы называемся христианами? О. Потому, что верим во Христа Спасителя и принадлежим к Его Святой Православной Церкви. В. Что такое Церковь Христова? О. Церковь Христова есть общество истинных исповедников Христовых. В. Кто составляет Церковь Божию? О. Св. Ангелы и православные христиане, живущие и умершие; глава у них Христос Бог . – Христиане, живущие на земле, составляют Церковь земную, а умершие христиане и Ангелы составляют Церковь небесную. В. Как и когда устроилась Церковь Божия на земле? О. На земле устроил Церковь Свою Сам Христос Спаситель. – Господь во время Своей земной жизни проповедовал о Царствии Божием. Из всех уверовавших в Него, Господь избрал Апостолов, передал им Свое научение и обещал послать Духа Утешителя. После Воскресения Спасителя в пятидесятый день сошел на избранников Господних Дух Святый. С этого часа и началась Церковь Христова. Сначала она состояла из тех, на кого сошел Дух Святый, а затем Апостолы начали проповедовать христианство , и уверовавшие во Христа присоединились к первоначальной Церкви. Со дня Пятидесятницы Церковь начала множиться, и с того времени существует она изо дня в день, из года в год, до нашего времени и будет существовать до конца мира. 2. О свойствах церкви Христовой В. Какие свойства истинной Церкви Христовой? О. Церковь Христова вечна, непрерывна, никогда нескрывающаяся и только одна. В. Что такое вечность Церкви Христовой? О. Вечность Церкви Христовой состоит в том, что Церковь Божия, то есть спасительное общество Христово, никто и ничто не может одолеть, разрушить и уничтожить, но оно всегда будет в мире. В. Почему Церковь Христова не может уничтожиться? О. Потому, что Сам Спаситель обещал ей неодоленность, Он сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея » ( Мф.16:18 ). В. Что такое «врата ада», которые не могут одолеть Церкви? О. Под «вратами ада» должно разуметь все злые замыслы и дела самых сильных врагов Божиих, дьяволов и их приспешников и помощников-сектантов. В. Что такое непрерывность Церкви Христовой?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Государство обращается в церковь». Достоевский « Пушкин - это русский человек в развитии, каким он явится через 200 лет». Гоголь «Консервативный социализм - это просто другое название Традиционного общества». (Из разговоров) Столетний юбилей Русской революции заставляет нас не только внимательнейшим образом всматриваться в историю последних ста лет русской истории, но и вслушиваться в гораздо более далекие рифмы истории. Можно ли, например, не вспоминать в эти дни также и октябрь 1517-го, провозгласивший 95 тезисами Лютера грозное начало революционной эпохи в Европе. Эти же многозначные рифмы заставляют формулировать наши важнейшие вопросы максимально фундаментально. Чем были для мира прошедшие 500 лет Революции? Какова природа Революции и почему традиционная христианская Европа не устояла перед ее натиском? Что такое Революция и что такое Традиция в их онтологических началах? Наконец, что такое сама История? Очевидно, что лишь ответив на эти фундаментальные вопросы, можно подойти и к ответам на вопросы, более насущные. Именно этим путем (сколько бы трудным он не казался) мы и пойдем. Итак, прежде всего, нам необходимо понять, что такое в своих онтологических основаниях Революция и Традиция; затем - проанализировать исторические судьбы обоих начал (или, скажем иначе - исторических векторов); затем - вникнуть в духовные причины поражения Традиции и гибели традиционной Европы; определить место России в общей драме Христианского мира; проанализировать перипетии борьбы Традиции и Революции в русской истории и выяснить причины крушения исторической России; особенно внимательно вглядеться советский период, с его причудливым переплетением модернистских и консервативных элементов... Что бы, наконец, выйти вратами новейшего времени в наше настоящее. И лишь тогда почувствовать себя готовыми отвечать на насущные вопросы сегодняшнего дня. В какой фазе войны Традиции и Революции находится современный мир? Куда ведет его вектор Революции и что конкретно может противопоставить ему Традиция?

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/31/...

Любовь 17 ноября, 2015 Откуда произошло слово «любовь»? Что такое христианская любовь? Что есть любовь к Богу, а что — любовь к ближнему? Что такое любовь? Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же — самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба. Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь — там счастье и блаженство, а где самолюбие — там зло и страдания. Любовь с христианской точки зрения Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно – заповеди о любви: Что же есть любовь? Святые Отцы дают такое определение: Бог есть Любовь. Значит, вся любовь всего мира есть Бог. Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств. Любовь: этимология термина

http://pravmir.ru/lyubov/

«Отец Павел умел жить, любил жить и учил этому окружающих его людей» Воспоминания милиционера об архимандрите Павле (Груздеве) Владимир Валентинович Белов Вспоминается мне такой маршрут: от Ярославля через Большое село и Углич на Мышкин (точнее Шипилово), от Мышкина на Новый Некоуз, далее Шестихино, а потом — Борок, где находится Институт внутренних вод Академии Наук СССР... И маршрут этот, который занимает километров двести, у меня до сих пор перед глазами — километр в километр, год в год, день в день. А о чем речь? О том, что в Некоузском районе, в селе Верхне-Никульское я познакомился тогда с отцом Павлом. Это было примерно в 1978 году. Но по порядку. В 1975 году поступил я на работу в милицию. Два года в звании рядового работал по карманникам, а потом, учитывая боевые заслуги, направили меня в группу по раскрытию преступлений, связанных с предметами старины и религиозного культа. На мою долю выпало фотодокументирование этих предметов. Фотоаппарат «Зенит» со вспышкой «Луч-70» был в ту пору моим основным орудием производства. И вот я, уже к тому времени младший лейтенант, двигаясь по Ярославской области с попутными оказиями, должен был по приказу начальника областного УгРо фотографировать в церквях и музеях все, что могут украсть из предметов подобного рода. К тому же поездки мои имели еще и важное образовательное значение для всех нас, работников милиции. Похищена, Например, икона. Идет оперативно-розыскная работа. Но кто из оперативников знает, как выглядит и что такое икона «Покров» или «Знамение Пресвятой Богородицы», или даже — «Николай Чудотворец», «Неопалимая Купина», «Рождество», «Успение». Вот в розыске и решили, что должен быть сотрудник, который сфотографирует все эти предметы, создаст в УВД области фототеку, и будет возможность наглядно показать другим милиционерам, что такое лжица, что такое звездица; чем киот отличается от оклада, а кадило от паникадила. Или, если «совершено преступление в районе амвона», то что такое — амвон? В общем, все мы проходили тогда азы.

http://pravoslavie.ru/58742.html

поиск:   разделы   рассылка Виталий Каплан Редкий подвиг, или что такое юродство Беседа с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным Источник:  Фома Редкий подвиг, или что такое юродство Беседа с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным В реальной жизни мы с юродивыми не сталкиваемся, знаем о них либо из житийной, либо из художественной литературы. Между тем в последнее время стало модным называть юродством всякий художественный или общественный эпатаж. Что же такое подвиг юродства в церковном понимании? Кого можно, а кого нельзя считать юродивым? Как относиться к современному " юродству " ? Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным. Библейские корни – Владимир Михайлович, откуда вообще взялись понятия " юродство " , " юродивый " ? – Представление о юродстве появляется еще в Ветхом Завете. Некоторые пророки юродствовали, к примеру, пророк Исайя. Их пророчества могли облекаться в неожиданную для слушателей, парадоксальную, эпатажную форму. В Новом Завете о юродстве говорит в своих посланиях апостол Павел: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор 1:18) и дальше: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Мысль апостола Павла такова: христианство с точки зрения обывательского сознания – это безумие, это отвержение привычной, " мирской " системы ценностей. Вписать христианское упование в эту систему невозможно. Речь не о том, конечно, что у христианина не может быть обычных человеческих потребностей, но о том, что нельзя ставить эти потребности во главу угла, а напротив – нужно стремиться к духовному совершенству и отвергать всё, что этому мешает, всё, что " заземляет " христианина.

http://religare.ru/2_94995.html

Что такое индульгенция? Этот вопрос невольно возникает в уме наблюдательного православного христианина, постоянно живущего или временно пребывающего в странах латинских, потому что в этих странах весьма часто он прочтет или услышит это слово. Войдет ли он в латинский храм, при входе нередко увидит или надпись: indulgentia plenaria (полная индульгенция), или предуведомление об имеющем быть в известный праздник богослужении, оканчивающееся обещанием получения такой или другой индульгенции, смотря по выполнению требуемых для сего условий. Внутри храма также он встретит разные буллы или грамоты, жалующие индульгенции. Случится ли ему быть в доме латинян, и здесь услышит нередко разговор об индульгенциях, если в этом доме застанет латинского священника. Что ж такое индульгенция? Спросит православный христианин латинянина мирского звания, и на этот вопрос не получит удовлетворительного ответа. Даже не всякий латинский священник ответит ему на этот вопрос точно и определенно. Что такое индульгенция? Скажет тот, кто читает или изучает историю лютеранства. Ибо известно, что полная индульгенция, дарованная буллою римского папы Льва X от 13-го сентября 1517 года верующим 25-ти церковных областей, которые вместе с покаянием, сокрушением и исповедью, должны были способствовать своими пожертвованиями к окончанию базилики св. Петра в Риме, была виною первой искры лютеранства. Что такое индульгенция? Подумает мнительный православный христианин. И почему нет индульгенций в православной Церкви? Не имеет ли западная Церковь в сем отношении преимущества пред восточною? Не легче ли спастись в недрах первой при существовании в ней индульгенций? Все сии и подобные сим вопросы и недоумения сами собою разрешатся, когда будет изложено подлинное учение римской Церкви об индульгенциях. Чтобы составить себе ясное и верное понятие о латинских индульгенциях, для этого надобно предварительно знать: 1, что, по учению римской Церкви, в таинстве покаяния через священническое разрешение отпускается кающемуся вина (culpa) греховная и вечное наказание (poena aeterna) за грехи в преисподней, но не всегда отпускается временное наказание (poena temporalis) Божие за грехи, которое он должен понести в настоящей жизни или в будущей 1 и потому 2, после исповеди и разрешения грехов, полученного в таинстве покаяния, кающийся христианин, для искупления себя от временного наказания, должен, по мнению латинских богословов, удовлетворить правосудию Божию за свои грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010