Содержание Предисловие Истолкование Евангельского учения о Суде 1. Цель земной жизни – научиться любить Господа. О страхе 2. Мучения грешников – естественное состояние их собственной души 3. Страшный Суд – полное явление и приближение Творца к творению Своему 4. Причина страданий – следствие самопроизвольного отречения от Божественной любви 5. В чём состоит цель сошествия Христа во ад? 6. Что такое ад? 7. Что делает человека свободным и кто такие «сыны противления»? 8. Что называется хулой на Духа Святаго? 9. Что такое частный суд Божий? О существовании души после смерти 10. Прохождение мытарств как путь самопознания души 11. Что означают слова Спасителя об «обителях Отца»? 12. Учение Церкви о силе молитв за умерших 13. За кого запрещает молиться св. Церковь? 14. О последнем Суде и участи человека после Второго Пришествия Христова а) «Книга жизни» Апокалипсиса как предопределение, то есть предведение Божие б) Мучения грешников как свободное их противление истине в) Суд над каждым будет различен по мере познания им добра и истины г) Самоосуждение как единственно возможный над человеком вид Суда 15. Святые как судьи Вселенной 16. Притча о богатом и Лазаре 17. Когда исправление невозможно? 18. Что такое адский огонь (объяснение некоторых труднопонимаемых изречений св. Писания) 19. Что значит вечность адского огня? 20. Что означает гнев Божий? 21. О воскресении тел Заключение     Автор этой книги – священномученик Андрей, епископ Уфимский (1872–1937), известный миссионер и богослов. В юности произошла его встреча со св. прав. Иоанном Кронштадтским , которая и побудила его, несмотря на блестящие перспективы военной карьеры, принять решение о служении Богу. По окончании М.Д.А., он принимает постриг в мантию и рукоположение в сан иеромонаха. В 1907 году состоялась его хиротония во епископа. В 1918 г. он руководил духовенством 3-й армии адмирала А. В. Колчака. С 1920 года вплоть до мученической кончины Владыка неоднократно пребывал в заключении. С 1922 по 1933 годы по благословению св. Патриарха Тихона при участии епископа Андрея было тайно хиротонисано около 40 архиереев, большинство из которых приняли участие в организации Катакомбной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Что для нас Пасха? Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым – Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха , он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах? – В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце. – Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова? – Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять. – Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

http://pravoslavie.ru/30140.html

Изложение евангельской истории в хронологическом порядке Надписание Евангелий Общее надписание всех четырёх Евангелий в нынешнем тексте – Евангелие от Матфея, или от Марка, от Луки или от Иоанна: εαγγλιον κατ Ματθαον και τ. λ. Надписание это, очевидно, не принадлежит самим писателям, а принято Церковью, и характеризует собою, как содержание сочинений, так и взгляд Церкви на них. Впрочем, у Матфея и Марка есть нечто в роде надписания над их сочинениями. Так, Евангелист Матфей называет своё Евангелие Книгою Родства, Родословием (Ββλος γενσεως, то же, что у Иудеев Sepher tholdoth) Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Святый же Марк, писавший для язычников, противополагая языческим историям о схождении и жизни богов на Земле и о рождении замечательных людей от богов – истинную историю Единородного Сына Божия, называет её началом Евангелия Иисуса Христа – Сына Божия. Но оба Евангелиста выражают одну и ту же мысль. У Матфея Книга Родства не есть только Родословие, то есть счисление предков Иисуса Христа; но по употреблению у святых писателей, это – бытописание, или целая историческая записка о жизни Богочеловека ( Быт.2:4, 5:1, 10:1, 11:10, 25:19 и подобное), обнимающая, – как говорит Златоустый, – всё домостроительство спасения (на Мф.беседа 2:3), следовательно, то же, что у Луки повесть о сделавшихся повсюду известными событиях из жизни Богочеловека, как о том проповедали самовидцы и первоначальные слуги Его. В свою очередь, Книга Евангелиста Марка не есть только начало Евангелия, но целое благовествование о явлении Сына Божия, или, лучше, это такое же Богословие – слово о Боге – какое изложено у Иоанна. Равным образом и повествование Евангелиста Луки не есть только тщательно составленная, на основании преданий и письменных памятников, история жизни Иисуса Христа; но такое же Евангелие, как и Евангелие от Матфея и от Марка, и такое же Богословие, как и у Иоанна. Наконец, о всех вообще четырёх Евангелиях нужно заметить, что они имеют целью утвердить верующих в той истине, что Иисус, сын Марии, потомок Авраама и Давида, есть истинный Мессия (Христос), Сын Божий, воплотившийся Бог-Слово, пришедший на Землю для спасения Рода Человеческого, так что ко всем им приложимо замечание Евангелиста Иоанна, что они написаны для того, чтобы люди уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ); а потому все эти четыре писания исключительно и по-преимуществу заслуживают название Евангелий, то есть благовестий о Божественном Спасителе и о Вечном Спасении людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Насколько в христианской традиции корректно говорить о счастье? Может ли христианин стремиться земному счастью или у него должны быть более высокие цели в жизни? — Отец Валериан, насколько в христианской традиции корректно говорить о счастье? Может ли христианин стремиться   земному счастью или у него должны быть более высокие цели в жизни? — В Вашем вопросе уже присутствует ответ. Быть может, я ошибаюсь, но само слово «счастье» означает часть, которая сопричастна некоему целому понятию. Несчастье современного человечества заключается в том, что, как прекрасно сказал Святитель Николай Сербский, человечество перестало понимать. Он говорит: «Первые люди немного знали и все понимали, потом стали знать больше, но меньше понимать. Наконец (и это мы видим как раз сегодня), люди могут почти все знать, но ничего не понимать». Дело в том, что понятие счастья относится к духовным вещам, а их невозможно объяснить. Например, у святых отцов есть такое понятие — «смирение». Что такое смирение»? Как о нем говорить? Смирение касается мира духовного и потому непременно уже связано с тем, что непонятно и непостижимо. К нему можно только приблизиться. Поэтому многие духовные понятия интуитивно близки человеку, а что это такое — толком никто не знает. Я помню отца Николая Гурьянова, старца, человека удивительно святой жизни. С улыбкой он иногда говорил: «Какие вы счастливые, что в Истине». Вот это верное определение счастья. Часто приходится слышать: «Счастье в здоровье». Было бы счастье в здоровье, не было бы самоубийств среди здоровых людей. Часто многие здоровые люди несчастны. Может быть, счастье в богатстве? Среди богатых счастливых мало. А если власть? Человек во власти сам себе уже не принадлежит, ведь он должен выглядеть, должен присутствовать, он должен, должен, должен… Какое там счастье! Сказать: «Счастье в семейной жизни», — счастливых пар не так уж много… Сказать: «В детях»?.. Почему так много женщин избавляются от этого счастья абортами? Что ж они сами себя лишают этого счастья?

http://pravmir.ru/o-schaste-zemnom-i-bla...

прот. Вячеслав Марченков Предисловие В послании Поместного Собора Русской Православной Церкви 1990 года сказано, что одной из ответственных сфер приходской деятельности является организация религиозного образования. «Мы обязаны сделать всё, что в наших силах, дабы привить детям, юношеству и взрослым, лишённым религиозного воспитания, добрые начала, укоренить их в верности нашей христианской позиции». Данная книга – это попытка дать путеводную нить к церковному мировоспитанию и мышлению. Что такое вера? Только ли материя существует в мире? Можно ли доказать, что Бог есть? Почему существует зло? Это одновременно и вопросы, которые встают перед сознанием каждого мыслящего человека, и названия глав настоящей книги. Христианство даёт ответы на такие вопросы. Знал их и благочестивый русский народ, всегда живший в Православии. Однако житейские бури, пронёсшиеся над нашей страной в XX веке, смешали добро и зло, правду и ложь, праведность и злочестие. Десятилетиями многие из нас не слышали Слова Божия и теперь, не зная ничего о вере, Церкви, о Христе, вновь ищут ответы на вечные вопросы бытия. От других книг подобной тематики эта книга отличается тем, что она не ставит искусственно вопросы, а затем отвечает на них, а следует за психологией современного восприятия. Что такое Церковь ? Кто такие епископы, священники, диаконы? Почему существуют разные христианские конфессии? Возможно ли христианство вне Церкви? Эти вопросы встают перед нами уже тогда, когда мы, движимые жаждой познать Бога, впервые входим в храм. Попытку разобраться в этих вопросах вы найдёте в одноимённых главах данной книги. Секулярное сознание внесло в нашу жизнь новую терминологию. Многие богословские и церковные выражения сегодня бывают непонятны и требуется их объяснение. Язык данной книги доступен и прост. В ней читатель найдёт не только краткий словарь церковных терминов и объяснение трудно понимаемых нынешним человеком выражений, но также дана попытка по-новому осмыслить некоторые богословские понятия. Например, что такое церковные таинства. В жизни Церкви понятие «тайна» выражает гораздо больше, чем в обычной жизни. Соединение внешнего действия с актом веры становится в глубоком смысле знаком приобщения к жизни со Христом. Самые важные знаки единства с Иисусом Христом и называются таинствами. Возможно, такие объяснения помогут читателю правильно и углублённо понять таинства, богослужение и церковные праздники, которым посвящены отдельные главы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» На вопросы отвечают священнослужители и миряне Протоиерей Андрей Лобашинский, благочинный Малоярославецкого округа – Отец Андрей, как человеку в нашем суетном мире приобрести «мир и духовную тишину в сердце»? – Ответить на этот вопрос, значит, попытаться в нескольких словах передать весь опыт духоносцев Православной Церкви… Все, наверное, помнят призыв батюшки преподобного Серафима Саровского к необходимости стяжания мирного духа, речь идет о стяжании Святого Духа, что собственно и является целью сознательной христианской жизни… Однако этой цели добиваются единицы, потому что, если Евангелие Господа нашего Иисуса Христа не становится «единым на потребу», т.е. уникальным Откровением о мире и человеке и единственным руководящим принципом жизни верующего человека, его главной заботой, болью и любовью, то и вся его жизнь по-прежнему принадлежит только ему самому, а не Его Создателю, Спасителю и Промыслителю, и человек остается в том же замкнутом, порочном кругу земной жизни – умирания. Поэтому мирный дух в сердце христианина – это итог и результат жизни во Христе и ради Христа, как и свидетельствует св. апостол Павел: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал. 2:20-21 ) Для нас зачастую дело представляется таким образом, что эти слова апостола никаким образом не касаются нашей христианской жизни, а ведь это совершенно не так, ведь тот же апостол сказал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.14:16 ). Мир и тишина в сердце рождаются после бурь и тревог, сомнений и искушений, тягот страдного и крестного пути христианина, когда он спокойно и непоколебимо чувствует присутствие Сына Божия в своем сердце, дающего мир Божий, превосходящий всякую тревогу и сомнение. За это стоит бороться… – Что такое православная духовность? – Вообще-то на эту тему написаны целые библиотеки книг… И ответить на этот вопрос можно весьма разным способом, в зависимости от того, какое содержание мы будем вкладывать в этот термин. Можно рассуждать о православной духовности, как о соборном духовном опыте святых отцов Православной Церкви, и тогда это станет темой целой книги, можно также говорить о некоторой методологии православной аскетики, которая присуща духовным наставлениям преподобных отцов, уместно будет при этом остановиться на внешних устойчивых приметах, заметных в духовном облике святых Православия – и в каждом случае, говорить или писать на любую из этих тем будет сложно, потому что право говорить об этом достойно, означает обладание духовным правом на такое свидетельство. Поэтому заранее хочу сказать, что мои заметки носят характер наблюдений и размышлений над прочитанным…

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavnay...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» священник Димитрий Беженарь Возможно ли ребенка сделать счастливым? " decoding="" title="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. – Здравствуйте, уважаемые телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери села Ахтырка, иерей Дмитрий Беженарь. Батюшка, благословите наших телезрителей.  – Добрый вечер, Сергий. Господь да благословит всех вас, дорогие друзья, на все доброе! – Отец Димитрий, сегодня хотелось бы поговорить с вами на тему: «Возможно ли вырастить ребенка счастливым». И первый вопрос, который хотелось бы сегодня задать: что такое счастье? – Тема нашей с вами сегодняшней беседы, Сергий, и всех вас, дорогие друзья, приглашаем вместе с нами задуматься над этим вопросом: что такое счастье, что такое детское счастье, и возможно ли в наше (я думаю, вы все со мной согласитесь) непростое время воспитать, вырастить ребенка счастливым? Наверное, нет таких родителей, которые бы не желали бы счастья своим детям. Вопрос, конечно, в том, насколько по-разному сами родители понимают счастье. Есть родители, которые считают, что счастье для их детей – если они будут иметь гражданство иностранных государств. Есть даже родители, которые стараются уехать, улететь в другое государство, чтобы ребенок родился там, и по факту рождения имел иностранное гражданство. Есть родители, которые считают счастьем для своих детей, что они английский язык знают лучше, чем русский. Кто-то считает счастьем, что ребенок физически развит, что у него – простите меня за мою горькую иронию, размер стопы растет гораздо быстрее, чем душевные качества.

http://azbyka.ru/deti/vozmozhno-li-reben...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое икона? 9 мин., 20.10.2012 Эта статья начинается с вопроса. Причем, на первый взгляд, настолько смешного, что для людей, укорененных в церковной традиции, он покажется признаком глупости и безвкусицы. Ведь иконы окружают многих из нас с детства, и человеку, воспитанному в православной семье, святые лики привычны так же, как и солнце за окном. Но при всей кажущейся наивности вопрос о том, какое место в жизни Церкви занимают священные изображения, на самом деле не является праздным. И если попытаться честно подойти к этой проблеме, то окажется, что многие верующие так и не смогут сказать, что такое икона. Богословию иконы посвящено немало книг — и больших, и маленьких. Поэтому, как мне кажется, не стоит здесь повторять те аргументы и факты, которые любой человек может узнать, открыв эти самые книги. Эта статья — попытка в нескольких словах обозначить, чем для православного христианина является икона в наши дни, чем она в идеале должна являться, и чем она не должна быть при любых обстоятельствах. Правильное и неправильное почитание икон — вот ее главная тема. 1. Мост между небом и землей Священные изображения есть практически в любой религии. Исключение составляет разве что ислам и иудаизм с их строжайшим запретом изображать Бога. Так скажет любой человек, хорошо знающий историю искусств или археологию. Но это распространенное мнение — ошибочно. На самом деле изображать Бога запрещают все без исключения религии, в том числе — и христианство. Однако, и с этим запретом не все так просто. Для начала нужно понять, откуда он взялся, и почему, невзирая на него, священные изображения имеют место быть. Существует два типа религиозно-философского мировосприятия — дуализм и пантеизм. Дуализм, выражаясь крайне упрощенно, ставит Бога и мир по разные стороны бытия, и человек в рамках этой системы никогда и ни за что не познает Бога. Творец, по мнению дуалистов, принципиально непознаваем. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни — как следствие — изобразить. И действительно, что изображать, если Бог не имеет ни формы, ни облика. Он, как считает дуализм, есть совершенное ничто и совершенное все. А с такими понятиями на холсте оперировать практически невозможно.

http://foma.ru/chto-takoe-ikona.html

«Скорый помощник», заушение Ария и Санта Клаус (+ВИДЕО) Профессор А.И. Сидоров о святителе Николае Дмитрий Дементьев В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских , мы беседуем с доктором церковной истории, профессором Сретенской духовной семинарии Алексеем Ивановичем Сидоровым о житии этого святого, о том, почему на Западе закрепился карнавальный образ Чудотворца, а на Руси святитель Николай по-прежнему особенно почитаем. – Алексей Иванович, скажите, как могло такое случиться, что святитель Николай, великий святой, именуемый «образом кротости», на Церковном Соборе ударил Ария? – Надо быть очень внимательными к словам. Вот мы говорим «образ кротости», а что такое кротость? Кротость, смирение – это не раболепство и не порабощение человеческое. Эти слова имеют совсем другой смысл. Вот святые отцы, к примеру, разделяли печаль мирскую и печаль по Богу. Одно и то же слово, а включает совсем иные смысловые контексты. Мы говорим о Боге, что это бесстрастнейшее существо и в то же время говорим о праведном гневе Божием. А это заушение очень понятно: это стояние за истину. Святитель Николай бил ересь. Он не только образ кротости, но и правило веры. Как, например, мог преподобный Сергий Радонежский благословить Дмитрия Донского на кровопролитие, на битву? И послать даже своих чад духовных на эту битву. Почему? Потому что это было стояние за Русь, за Родину, а значит – за Православие, за истину. И ради этого, именно как стояние за истину, святитель Николай и позволил себе такое. А его потом даже на какое-то время отстранили от епископства, чуть не в темницу посадили, но вскоре правота его обнаружилась. Некоторым отцам Собора открылось, им было дано видение, что святитель Николай невиновен. Нельзя поступок святителя – его заушину Арию – оценивать в категориях человеческой психологии. Это совсем иной уровень. Онтологически иной Так что нельзя поступок святителя оценивать в категориях человеческой психологии. Что вот, мол, подошел и кому-то как следует врезал. Это совсем другой тип, иной уровень. Онтологически даже иной. Это духовный уровень. И совсем иное отношение к врагу истины. Этот супротивник – типично одержимый бесом, гордыней, человек, несущий противоправославное учение.

http://pravoslavie.ru/75949.html

Студентка в хиджабе: О свободе и светскости Что такое «светское государство» и почему его понимают неправильно 6 июля, 2016 Что такое «светское государство» и почему его понимают неправильно Как сообщают новостные ленты, В МГИМО на днях не впустили абитуриентку, одетую в мусульманский головной платок — хиджаб. Правда, после вмешательства Минобрнауки такое решение объявили инициативой охранника. Этот инцидент вызвал новую волну споров о том, правильно ли поступил охранник, что уместно и что неуместно в светском государстве. Сергей Худиев Принцип светскости может означать разные вещи. Речь может идти о том, что государство вообще не спрашивает о вашем вероисповедании (или его отсутствии). Вы можете быть православным, мусульманином, агностиком, атеистом, баптистом, свидетелем Иеговы и кем угодно еще — на ваших взаимоотношениях с государством это никак не отражается. Вы не сталкиваетесь с давлением с целью заставить вас поменять вероисповедание, ваша религия (или отсутствие таковой) никак не влияют на ваши перспективы получить у государства работу, образование или защиту в суде, занимать выборные должности или голосовать и т.д. Понятно, что преподавателем Православной Семинарии будет православный, а Медресе — мусульманин, но это уже относится к праву на свободу ассоциаций. Но МГИМО — не конфессиональное, а государственное учреждение, так что это не про него. В этом виде принцип светскости вполне сообразен христианской вере. Невольник- не богомольник, подлинное покаяние может быть только добровольным. Церковь — это добровольное сообщество, в которое входят личной верой, государство неизбежно охватывает всех людей, живущих на его территории. Вы не можете выбирать, платить ли вам налоги и соблюдать ли законы; но веровать или нет — должно быть вашим свободным выбором. При этом светское государство может активно сотрудничать с религиозными общинами в деле образования, социального служения или здравоохранения — как, например, в ситуации с католическими школами во Франции или католическими же госпиталями в США, в армии могут быть капелланы (разных вероисповеданий), а люди, находящиеся, скажем, в больницах, не имеют проблем с тем, чтобы призвать священнослужителя своего вероисповедания.

http://pravmir.ru/o-svobode-i-svetskosti...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010