Закрыть itemscope itemtype="" > «Последний раз такое было при Царе Алексее Михайловиче» Архиепископ Михаил (Донсков) об итогах Архиерейского Собора 08.12.2017 1961 С 29 ноября по 2 декабря 2017 года в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви . Своими впечатлениями делится в интервью «Русской народной линии» участник Собора иерарх Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Михаил (Донсков): Архиерейский Собор прошел в исключительно торжественных условиях в присутствии всей полноты Православной Церкви. На Соборе были представлены почти все Патриархи, только три Патриарха не приняли участие. Я не уверен, но мне кажется, что последний раз такое было при Царе Алексее Михайловиче, когда на Соборе в Москве присутствовали все Поместные Церкви в лице первоиерархов и их представителей. Произошло очень впечатлительное, полезное и важное событие. Воссоединение, единство Русской Церкви является очень важным церковным событием. Весь 20-й век нанёс Церкви много ударов под давлением политических событий. Такое чувство, что из ситуации раздробления вдруг всё снова строится в направлении единства. Единство Русской Православной Церкви во вселенском плане - такое чувство охватывало всех участников Собора. На Архиерейском Соборе была дана информация об исследовании «екатеринбургских останков». Нам были изложены доказательства того, что делается под наблюдением Церкви тщательно и точно, чтобы Церковь могла дать свое определение. Но пока все исследования находятся в стадии продолжения, они не закончены. Но важно то, что изложена степень серьезности анализа во всех отношениях - это многогранное исследование, тщательный анализ всех предыдущих исследований. Подводятся итоги, но все исследования далеко не кончены, поэтому результатов пока нет. Через четыре года на Архиерейском Соборе могут рассматриваться и другие вопросы. А на этом Соборе были приняты документы и окончательно рассмотрены вопросы, которые изучались уже давно - это вопросы о монашестве и другие. С участием всех архиереев была отшлифована окончательная редакция документов. Каждый документ был принят с участием всех присутствующих преосвященств.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/08/po...

  Богословие   О неправославном учении профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова Роман Вершилло   ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Проф. Осипов учит, что первородный грех не является грехом в обычном смысле слова 1.1 что такое грех 1.2 что такое наказание за грех 1.2.1 проф. Осипов учит о возникновении в человеке непорочных страстей 1.2.2 проф. Осипов учит о рассечении единого человеческого естества 1.3 проф. Осипов учит, что первородный грех - это не грех и не наказание за грех 1.4 что такое грех с православной точки зрения 1.5 что такое наказание за грех с православной точки зрения   2. проф. Осипов учит, что Иисус Христос " принял " на себя первородный грех 2.1 проф. Осипов неверно учит об усвоении грехов 2.2 проф. Осипов отождествляет первородный грех с " непорочными страстями " 2.3 проф. Осипов учит о не добровольном, а вынужденном законом падшего естества страдании Спасителя 2.4 как учит Православная Церковь об усвоении Христом человеческой природы 2.5 как учит Православная Церковь о тлении и смерти 2.6 как учит Православная Церковь о двух видах изменения 2.7 как учит Православная Церковь о двух видах страдания 2.8 как учит Православная Церковь об искажении природы 2.9 как учит Православная Церковь о двух видах смерти 2.10 как учит Православная Церковь о двух вечностях 2.11 как учит Православная Церковь о добровольном страдании Христовом 2.12 как учит Православная Церковь об усвоении Христом грехов рода человеческого   3. проф. Осипов учит, что Искупление рода человеческого состояло в том, что Христос изжил в Себе первородный грех 3.1 проф. Осипов учит, что спасение происходит внутри естества человеческого и по законам этого падшего естества 3.2 проф. Осипов неверно учит о победе над грехом 3.3 проф. Осипов учит, что свое спасение совершает каждый человек, преодолевая первородный грех 3.4 проф. Осипов неверно учит о прощении грехов 3.5 проф. Осипов уничтожает Православное учение о таинствах 3.5.1 проф. Осипов неверно учит о таинстве крещения 3.5.2 проф. Осипов неверно учит о таинстве причастия

http://moral.ru/Osipov.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > У нас у всех большое горе: на 98-м году жизни почил о Господе архимандрит Кирилл (Павлов) 20.02.2017 2171 На 98-м году жизни почил о Господе архимандрит Кирилл (Павлов). О его кончине сообщает в социальной сети сотрудница Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви монахиня Феодора (Лапковская), передает Интерфакс-Религия. «Отошел ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов)... Царство Небесное новопреставленному. Еще один светильник угас, еще один проводник милости Божией...», - пишет она. Редакция РНЛ выражает глубокие соболезнования родным и близким покойного. Да упокоит Господь душу новопреставленного архимандрита Кирилла в селениях праведных и сотворит ему вечную память... Биографическая справка: Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год о. Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории. Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие. «Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся» (Архимандрит Кирилл).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/21/na...

Жить по Евангелию Почему у нас такое стремление все формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или Акафистов в метро, в суете, в беготне – кому нужна такая молитва? 16 ноября, 2010 Почему у нас такое стремление все формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или Акафистов в метро, в суете, в беготне – кому нужна такая молитва? Мы продолжаем цикл бесед о духовной жизни, приуроченный к проходящей в Даниловом монастыре конференции «Жизнь во Христе» . Сегодня на вопросы корреспондента портала « Правмир » отвечает протоиерей Алексий Уминский. Жить по Евангелию — Отец Алексий, чем руководствоваться современному человеку в духовной жизни? Все серьезные книги написаны для монашествующих, как быть простому сегодняшнему мирянину? — Духовную жизнь современному человеку прежде всего нужно выстраивать по Евангелию. У нас любят читать книги, что-то говорящие о духовной жизни, но все ответы на все вопросы есть в Евангелии. Поэтому, если человек живет или, по крайней мере, старается жить по Евангелию , то он на правильном пути. Евангельские тексты или Евангельские Заповеди в контексте нынешней жизни могут вызывать какое-то недоумение или представление о том, что современному человеку их выполнить невозможно. Но, по сути своей, если человек не ставит перед собой евангельской планки, то ни о какой духовной жизни в принципе говорить нельзя. Жизнь по Евангелию – это одна составляющая духовной жизни, другая — стремление жить жизнью церкви, т.е. жить в церковном Богослужении, хорошо его зная. Для многих людей церковное Богослужение – как книга за семью печатями. Не потому что оно написано на церковно-славянском языке, не потому что оно очень сложное, а потому что человек просто не ставит перед собой цели его узнать, не утруждает себя ничем. Ему достаточно выстоять службу, вычитать правило.

http://pravmir.ru/zhit-po-evangeliyu/

Иногда приходится слышать: «Я хотел бы чувствовать себя частицей целого, принадлежать к церковной общине. Должны же быть какие-то мероприятия по объединению, сплочению людей! Почему их нет в том храме, в который я хожу, почему священник их не организует?». Но в Церкви людей должно объединять богослужение, в котором выражается любовь ко Христу. Поэтому только вокруг богослужения может состояться приход. Если люди не объединены богослужением, если они этого не чувствуют — никакие мероприятия не помогут, все рано или поздно рассыплется. Кто-то скажет: а как же социальное служение, а как же миссионерство, а разве мы не должны помогать обездоленным? Но здесь надо просто все расставить по местам. Мы можем развести сколь угодно бурную деятельность, можем бегать по улицам и звать людей в храм, но если тем, кто уже пришел в храм, мы не в силах дать главного, то зачем мы их сюда звали? Мы говорим о миссионерстве, но, к сожалению, огромное количество наших постоянных прихожан плохо знают церковную жизнь, плохо знают Евангелие, вообще его не читали. То же можно сказать и о помощи обездоленным. Если мы поставим это выше богослужения, чем мы будем отличаться от обычной благотворительной организации? Мы кого-то накормим, может быть, кого-то оденем, но чью душу мы спасем? Долг священника — объяснить людям, что такое богослужение, научить их читать духовную литературу и соотносить то, что они слышат в храме, то, что они читают — о смирении, терпении, подвиге — с собою, своей жизнью и жизнью ближних. Центр церковной жизни — богослужение, центр богослужения — Евхаристия. Если человек в этой бескровной жертве участвует, значит, он призван переносить ее в свою повседневную жизнь. Жить с постоянной мыслью о том, что происходит за Литургией, как это должно влиять на него, на его отношения с другими людьми. Если священник выносит Чашу, и люди рвутся к ней, отталкивая друг друга локтями,— тогда непонятно, что и зачем они сейчас собираются делать. Люди ведут себя так зачастую по привычке. Мы ведь много чего делаем по привычке — обижаем друг друга, опаздываем на работу и т.д. А что такое трезвение? Это именно способность человека в любую минуту своей жизни дать себе отчет в том, что он на самом деле делает. А умная молитва — это когда человек каждое мгновение своей жизни оценивает себя по отношению к Богу. Видит свои слова, свои поступки в свете Евангелия. Тогда человек, даже и сорвавшись по греховности своей, даже и произнеся нечто вроде: «Женщина, отойдите от стола, вы мешаете!» (бывает такое — возле столика с «теплотой» после Причащения), тут же остановит себя и подумает: так, что это я такое говорю? Это не «женщина», это моя сестра, мы только что причащались с нею из одной Чаши; а когда мы причащаемся вместе, мы становимся одним телом, не только одной душой. И боль моего брата или сестры должна стать моей болью, как боль ребенка становится болью матери.

http://pravoslavie.ru/39184.html

— Различаются ли поколения священников — те, что начинали служение двадцать лет назад, и сейчас? — Здесь я буду субъективным. Для меня мой поток в Московской духовной академии, мои одноклассники — если не идеал, то качественный предел, который я когда-либо видел в духовных учебных заведениях. У нас был потрясающий коллектив и очень сильный набор в духовную академию. Почти все студенты нашего огромного курса (больше 120 человек) пели в хорах, у кого-то были художественные способности, литературные, кто-то учил языки. В голодные 90-е годы, в академии, которая выжила после советского прессинга, мы действительно пытались впитывать в себя все, что было возможно. Позже, сталкиваясь с уже более молодым поколением, я видел, что ребята понемногу перестают ценить те возможности, которые они имеют. Нынешние студенты практически ничем не отличаются от нашего поколения, но все равно мера ответственности у нас была, мне кажется, больше. Сегодняшние молодые люди очень талантливы, но не всегда их талант развивается, иногда они скользят по поверхности, не хотят копать глубоко. Это, конечно, обидно. Но они очень инициативные. Мне кажется, самое главное — это поддерживать их инициативу, и они способны многое сделать быстрее, качественнее и правильнее, чем мы. Если они начинают применять свои таланты, это правда дорогого стоит. Мне это очень нравится. Мне хотелось бы, чтобы эту инициативность молодежи наша Церковь взяла в расчет, чтобы этому повсюду нашлось применение. Потому что, к сожалению, образ Церкви сегодня складывается неправильно, в том числе по нашей вине. — А какой складывается образ? — Если сегодня спросить у людей, что такое Церковь, то большинство скажет, что это система запретов, это что-то чрезмерно серьезное, где нельзя разговаривать и много чего нельзя, это что-то такое мрачное, унылое. — Мне кажется, такое отношение усугубилось в последнее время. Нам довольно часто приходится слышать: «Православным сайтам не даем интервью» — в последние годы все чаще… — К сожалению, был такой период (возможно, мы его уже прошли), когда недостаток профессионализма пытались замаскировать или как-то восполнить определением «православный» — православные художники, православные врачи, православные психологи. Очень странное обозначение. Мне оно, честно говоря, не нравится, тем более, если качество того, что они делают, на плохом уровне. Поэтому сложилось такое отношение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5404202...

Тринадцатый день. Поуч. 2-ое. Праздник обновления храма Воскресения Христова. (Значение этого праздника). I. Настоящий праздник по-видимому незначительный, судя по тому, что в ряду других церковных праздников он не отличен никакою торжественностию. Но между тем по внутреннему своему значению он может стоять на ряду с важнейшими праздниками. II. а) В самом деле, что мы празднуем в настоящий день? Обновление храма не более; но какого храма? Храма во имя воскресения Христова. А воскресение Христово есть основание христианства. Аще Христос не воста, суетна вера наша. Но воскресение Христово есть залог и нашего воскресения, залог вечной жизни и вечного блаженства. Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Без воскресения Христова мы не имеем упования на жизнь вечную, а без упования жизни вечной что такое человек? Нелепое и несчастнейшее создание. В самом деле, последний червяк имеет свое определенное назначение в цепи созданий и свою долю счастия, потому что, как он ни ничтожен и слаб, он находит полное удовлетворение своих маленьких потребностей и вполне наслаждается своею жизнию, пока не прекратит ее клюв птицы или нога человека. Но что такое человек с своими высшими потребностями духа, которым нет здесь, на земле, удовлетворения, с своими идеалами, которым нет осуществления, с своими страстями, которыми он гнушается, которые терзают его и которым он или работает с проклятиями, или борется, не зная для чего, только по непонятному и неодолимому требованию своего духа, борется до истощения сил без всякой надежды одержать решительную победу, борется, пока не падает в этой бесплодной борьбе разбитый и истерзанный? Что такое человек, вечно порывающийся к небу и беспрестанно падающий в грязь, блуждающий во мраке сомнений и загадок, вечно недовольный, несчастный мученик если не своих страстей, то самолюбия других людей? Что такое он без упования вечности? Нелепое и несчастное произведение бессмысленной игры слепых сил природы. Аще Христос не воста, то не только мы можем сказать с апостолом, как христиане, что мы окаяннее всех человек, но и можем прибавить, как человеческие создания вообще, что мы окаяннее всех тварей. Поэтому воскресение есть не только основание христианства, но и основание человечества. Таково догматическое значение настоящего праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что для нас Пасха? Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Что для нас Пасха? Андрей Сигутин   Протоиерей Димитрий Моисеев   11.04.2015 581 Время на чтение 18 минут - Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха, - он ответил: " Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но даётся это трудно " . Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах? - В историческом смысле Пасха - это праздник Воскресения Христова. В этот день вспоминается конкретное событие, когда Господь после распятия в пятницу и пребывании во Гробе в субботу в третий день воскрес. Духовный же смысл Пасхи заключается, в первую очередь, в том, что благодаря воскресению Христову, нам дана возможность соединиться с Богом. Многие святые отцы повторяли одну и ту же замечательную фразу: Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом. То есть воскресение Христово дает возможность каждому человеку стать богом. Конечно, богом с маленькой буквы, богом по благодати, тем не менее, вновь вернуться в состояние нетления и Богообщения, стать причастными самому Богу и той радости, того блаженства, для которого и был создан человек. Без Воскресения Христова такое возвращение человека к Отцу Небесному было бы невозможно. Именно поэтому Церковь всегда боролась с различными ересями, которые отвергали либо человеческое естество Христа, либо Божественное Его достоинство. Поскольку если Христос - не Бог или не Человек, то получается, что мы не можем стать богами по благодати. Только при соблюдении всех условий, которые мы называем православной догматикой, вероучением, возможно возвращение человека в недро Отчее, то есть обожение. Если же что-то в этом вероучении изменить, то такая возможность для человека исчезает.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

Проповеди за 1894 год 2 января. «Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное». Эту проповедь величайшего проповедника предлагает нам мать наша Церковь для нашего спасения. Ее произносил величайший пророк своего времени, который был выше всех людей, живших до него. Сам Спаситель сказал про него: «Он болий из всех рожденных женами». Это Иоанн Предтеча. Иоанн Предтеча и Иоанн Креститель – одно и то же лицо. Проповеди его производили такое впечатление на людей, что действовали, как действует гром на сердце, и собирали около него множество народа. Если слышал их мытарь, то сокрушался и каялся в своих делах; если слышал их фарисей, то они заставляли его чаще заглядывать в его коварную душу; слышали их воины, привыкшие видеть спокойно человеческую кровь, и те умилялись и плакали. Вот и нам теперь есть возможность проверить себя по тому, как мы относимся к этой проповеди Иоанна Крестителя. Такое ли впечатление эта проповедь производит на нас? Да, мы слышали нынче с этого священного места проповедь Иоанна Крестителя, как бы мы самого его видели здесь проповедующим, и что же? Такое ли сильное впечатление произвела эта проповедь на нас, какое производила она на слушателей его? Будем надеяться, что такое же – что она так же поразила нас, так же возбудила к покаянию, к перерождению, как возбуждала прежних людей. Но что же нам нужно делать, спросим мы. Те люди, которые слушали проповеди Иоанна Крестителя, обращались к нему и спрашивали, что же им делать. И вот Иоанн Креститель ответствовал им: «Исправьте стези Ему», то есть иначе сказать, исправьтесь. Точно так же и нам он говорит: «Исправьтесь, исправьте себя, уничтожьте в себе все злое, уничтожьте в себе тот недостаток, который особенно кривит вас, если кто лгун, то уже и не лги». Но как исправиться нам, что нам нужно для этого делать? Мы только должны как можно чаще советоваться со своей совестью, взять ее своей собеседницей; спрашивай ее чаще, слушайся ее хорошенько, и ты не впадешь в грех, потому что совесть – самый строгий наш судья и обличитель. Совесть – особое сокровище человека, она всегда заговорит с ним, как бы ни был он омрачен грехами и пороками, а иногда заговорит так, как не заговорит самая любящая мать со своим ребенком. «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное». Да, Царствие Небесное приближается к нам, а мы удаляемся от него, оно все ближе и ближе к нам, а мы все дальше и дальше от него. Но горе тем, которые и не знают его; горе тем, которых солнышко, когда восходит, находит спящими; везде свет и радость, а у них мрак и тьма; солнышко повсюду проливает свои лучи, а они и не видят этого. Итак, настоящее время дано нам для нашего исправления, чтобы мы хорошенько всмотрелись бы внутрь себя и исправились бы. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Разделы портала «Азбука веры» чтец Сергий Федоров, магистр богословия, и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии «Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную. Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим. Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием. Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех… Когда Господь предупреждал апостола Петра о предстоящем страдании, апостол подумал по естественному порядку вещей (человеческой справедливости), что несправедливо допустить, чтобы жизнь была поругана, а слава обесчещена. Поэтому Господь отвергает его мысль: в сверхъестественном порядке вещей неправильно искать естественную справедливость. Дело в том, что Господь замыслил совершить наше Спасение посредством противоположностей: даровать нам жизнь – через смерть, и славу – через бесчестье. Так вот, Господь, желая показать, что человеческое рассуждение в данном случае неспособно понять Божественный Промысел, ответил Петру: „Иди позади Меня” ( Мф.16:23 ). Это означало: „Следуй Моему замыслу и не пытайся понять его через человеческую справедливость!”»  (прп.  Максим Исповедник . Три вида справедливости, или справедливость и суд ).  Что такое справедливость? В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как природный, божественный, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. Например, Платон описал человеческую справедливость как совершенство, гармоничное единство трех соподчиненных начал души: когда разумное начало господствует над яростным, и они вместе как союзники управляют вожделеющим началом. Справедливость у Платона соотносится с понятием красоты, здоровья, благоденствия души, по сути, это некий прекрасный порядок во имя блага целого (человека или общества). Несправедливость же, по Платону, «в каком-то раздоре указанных трех начал, в беспокойстве, во вмешательстве в чужие дела, в восстании какой-то части души против всей души в целом с целью господствовать в ней… Вот что, я думаю, мы будем утверждать о несправедливости: она смятение и блуждание разных частей души, их разнузданность и трусость и вдобавок еще невежество – словом, всяческое зло» (Платон, «Государство»).

http://azbyka.ru/opasnost-fenomena-very-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010