Содержание Информация о первоисточнике    1) Ариане, как видно, однажды решившись быть отступниками и противниками истины, упорно домогаются, чтобы к ним относилось написанное: «егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит» (Притч. 18:3). Обличаемые не успокаиваются, введенные в затруднение не чувствуют стыда, но как «лице жены блудницы... не хотят... постыдитися ко всем» (Иер. 3:3) в своих нечестиях. Поелику изречения, которые выставляют они на вид: «Господь созда Мя» (Притч. 8:22), и: «лучший быв Ангелов» (Евр. 1:4), и: «первородный» (Рим. 8:29), и: «верна суща сотворшему Его» (Евр. 3:2), имеют правый смысл и показывают благочестивое верование во Христа, то (не знаю, почему), снова, как напоенные змииным ядом, не видя того, что должно видеть, не понимая того, что читают, изрыгнув из глубины нечестивого сердца своего, начали уже порицать сказанное Господом: «Аз во Отце, и Отец во Мне» (Иоан. 14:10), говоря: «Как может вмещаться и Сын в Отце и Отец в Сыне? Или вообще, как может Отец, который больше, вмещаться в Сыне, который меньше? Или что удивительного, если Сын в Отце, когда и о нас написано: «в Нем живем и движемся и есмы» (Деян. 17:28).    Они впадают в это вследствие своего злоумия, думая, что Бог есть тело, и не понимая, что такое истинный Отец и истинный Сын, что такое невидимый и вечный Свет и невидимое Сияние Его, что такое невидимая Ипостась, бесплотное начертание (χαρακτρ, σματος) и бесплотный Образ. А если бы знали, то не стали бы осмеивать и хулить Господа славы, и бесплотное понимая телесно, перетолковывать сказанное в добром значении. Слыша это, достаточно было бы знать то, что говорит Господь, и веровать, ибо вера в простоте лучше излишних словопрений. Но поелику вознамерились они к утверждению своей ереси ругаться и над сим, то необходимо обличать их злоумие, и для ограждения верных показать истинный смысл.    Слова: «Аз во Отце, и Отец во Мне», не означают, как думают еретики, будто бы Они один в другого перемещаются, подобно пустым сосудам наполняемые друг другом, так что Сын наполняет пустоту в Отце, а Отец наполняет пустоту в Сыне, каждый же из Них не полон и не совершен. Ибо это свойственно телам, потому даже и говорить это совершенно нечестиво. Отец полон и совершен, и Сын есть полнота Божества. И еще, Бог в Сыне не так, как бывает Он во святых, сообщая им крепость, потому что Сын есть Отчая сила и Премудрость. Существа созданные освящаются Духом через общение с Сыном, а Сам Сын не по причастию Сын, но есть собственное рождение Отца. И еще, не в таком смысле Сын в Отце, в каком мы в «Нем живем и движемся и есмы», потому что Сын есть, как из источника, из Отца льющаяся жизнь, которою все животворится и существует. А жизнь живет не другою жизнью, иначе не была бы она и жизнь, напротив же того, сам Сын все рождает в жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

Сортировать по Исключить новости Фрагменты из приходских бесед. О самоукорении Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Сегодня у нас тема самоукорения, которое в том и состоит, чтобы в разных обстоятельствах укорять себя, а не ближнего. Говоря о том, как учиться не осуждать другого, мы с вами касались того, что видим в других прежде всего те недостатки, те пороки, которыми страдаем сами. У некоторых вызвало смущение утверждение о том, что человек чистый никогда не увидит развращенности в другом, даже если она в том присутствует. И как будто специально мне попалась фраза отца Александра Ельчанинова: когда Христос говорит, будьте, как дети, Он хочет, чтобы мы действительно умели смотрели на мир глазами детей, потому что дети никого не осуждают. Трудно себе представить, чтобы кто-нибудь из детей мог увидеть развращенность другого человека, потому что они сами чисты. Они не могут этого осознавать, не имея в себе даже никакого такого приражения. А мы-то все всё в себе имеем, и очевидно, что в каждом из нас происходит узнавание греха. Когда в раю была дана заповедь не прикасаться к древу познания добра и зла, она была дана с определенной целью. Оно само по себе хорошее древо, доброе древо, потому что все созданное Богом прекрасно, а вот почему же было запрещено прикасаться? — Чтобы человек не учился оценивать, давать оценку. Мы сначала должны научиться любить ближнего, а потом его оценивать. А мы часто делаем наоборот. Отец Алексий: А вы думаете, есть что-то плохое в том, чтобы оценивать? — Ну, наверное, это все-таки идет отдельно. И опять же, если мы видим в другом те пороки, что есть в нас, то мы и оцениваем с точки зрения тех пороков. Отец Алексий: Значит человеку не надо знать, что такое добро и зло? — В первую очередь ему надо знать, что такое любовь, а потом — что такое добро и зло. — Приобщаясь злу, мы допускаем его к себе. — Оценивая, мы как бы прилипаем к этому. — Мы держим себя в клетке, а Господь нас создал свободными.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Сортировать по Исключить новости Что дает человеку Православие? Лекция профессора Осипова Очень важно, чтобы человек как можно раньше понял, для чего он живёт, что является смыслом его жизни. 11 мая, 2015 Очень важно, чтобы человек как можно раньше понял, для чего он живёт, что является смыслом его жизни. Зачем Православие современному человеку? Тому, кто хорошо живёт, ему и так хорошо, а тому, кто плохо живёт, ему, может, что-то и нужно, но что? Мы все прекрасно знаем, кому что не хватает: кому жениха, кому невесты, квартиры, дачи, машины… Мы постепенно переходим на рельсы «просвещённого» Запада, где уже давно основным принципом является мысль: а что мне это даст, какая мне выгода от этого? Если выгоды нет, то и не нужно. А что даёт Православие?   Что даёт мировоззрение человеку? Путешествующему важно знать цель, направление и средства для достижения этой цели. Жизнь каждого человека подобна кораблю, который спустили на воду, и он начал тонуть. Когда он потонет – никто не знает, но точно знает, что утонет. Для тех, кто достиг сознательного возраста, эта проблема встаёт в полную силу. Один из парадоксальных психологических феноменов: человек знает, что умрёт, но не верит в это. Другие умирают, но не я. Основная цель нашего мировоззрения: увидеть, зачем, для чего я живу и что мне для этого нужно. При такой постановке вопроса придётся решать: а какое мировоззрение верное, какое отвечает цели человеческого существования и какими средствами можно достичь этой цели. Что является целью человеческой жизни? Мы часто оперируем философскими понятиями, но можно просто заглянуть: что я хочу от жизни? Что все ждут от завтра? Сегодня прошло, ладно, а завтра?.. И так без конца. Интуитивное чувство в человеке всегда чего-то ждёт, на что-то надеется. Тот, кто считает, что испытал полноту счастья, ничего не ждёт. Он кричит: «Мгновение, остановись!» Что человек ждёт? Счастья? А что такое счастье? Наверно, это такое состояние, когда человеку больше ничего не нужно, он достиг всего, это цель жизни. Но если он знает, что это состояние обязательно угаснет, с ним придётся расстаться, то он невольно ищёт чего-то того, что может всегда присутствовать в его душе.

http://pravmir.ru/chto-daet-cheloveku-pr...

1. Всеведущий ли Бог? В 18 главе 21 стихе книге Бытия сказано: «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают, так каков вопль на них восходящий ко мне, или нет; узнаю» ( Быт.18:21 ). Зачем Бог сходит узнать, он же Всеведущий? Господь действительно Всеведущий, но даже свое всеведение Он ограничивает своей справедливостью. Для того чтобы никто не сказал, что Он без проверки, без суда, без следственного эксперимента, осудил содомитов, Господь сходит узнать. Не теоретически узнать, какая информация приходит. А для того чтобы конкретно, опытом узнать, что происходит в реальности. Вот именно поэтому так здесь и говорит Книга Бытия. 2. Что такое покаянный чин царственным мученикам? Сейчас среди православных организуется чин покаяния царственным мученикам. Кто сейчас участвует в этих чинах, тот после смерти минует мытарства? Так ли это? Мытарства минуют те, кто жил по заповедям Господа, кто умер после принятия Святого Причастия, достойный Причастия. Такой человек остается освобожденным от всякого нападения, которые мы слышим в 90-ом Псалме. Все чины покаяния запрещены Патриархом, и участвующие в них делают незаконное дело. Патриарх запретил эти действия. Сейчас делают чин покаяния царственным мученикам от лица русского народа. Но дело в том, что Библейская норма говорит о том, что Тебе Единому Согрешив и лукавое пред тобой сотворив ( Пс.50:6 ). Кому это сказано? Богу. Человек грешит перед Богом, а не перед человеком. И покаяние это личное исповедование греха человеком, а не какие-то действия, вдобавок еще запрещенные Епископом. Все эти действия противоречат воле правящего Архиерея, поэтому в таких вещах не участвуйте. 3. Попадут ли некрещеные младенцы в ад? Что такое ад? Слово ад имеет два значения. Первое, ад есть место безнадежности и место тьмы, но не наказание. Вот как шло в древности в Ветхом Завете, где люди находились в темноте, не видя Бога, но они не подвергались наказанию. Второе значение, ад в смысле наказания, та самая геенна огненная, о которой говорит Писание. Нужно различать две вещи. Младенец некрещеный не может войти в Царство Божье потому, что он не крещен, потому что у него нет глаз, чтобы увидеть Царство Божье, он не родился для Царства. И более того страшно то, что в нем есть первородный грех. Что такое первородный грех? В сердце каждого некрещеного человека живет злой дух, он выгоняется перед крещением. Именно сотрудничество со злым человеком порождает постоянное зло в сердце человека. Поток злых мыслей, поток злых желаний, происходит от одного из злых духов дьявола, который живет в сердце у некрещеного. На нас тоже этот же дьявол действует снаружи, а на некрещеного изнутри, как бы такой внутренней силой. Такой же злой дух живет в сердце любого младенца, именно вот эта злая сила, живущая в его сердце, мешает такому человеку войти в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

ОТКУДА В МИРЕ ЗЛО? Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался, Отрадой тихою, восторгом упивался... И где веселья быстрый день? Промчался лётом сновиденья, Увяла прелесть наслажденья, И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!.. А. Пушкин Наверное, главное, что вы видите вокруг, да и замечаете в самих себе, – это неустроенность, болезни, несправедливость. В мире слишком много такого, что огорчает сердце человека, приносит боль всему живому. Каждый сталкивается с тем, что называется злом, грехом, неправдой, смертью. Но если человек был создан прекрасным и добрым, а природа не знала катаклизмов и страданий, то куда же все это делось? Как зло появилось в мире, который создан и благословлен Богом, любящим нас Небесным Отцом? Сначала давайте выясним первый, исходный вопрос: что такое зло? Что такое зло? Видели вы, как кто-то закрывает в доме наглухо окна и двери? Иногда это делают так, что свет уже не проникнет внутрь. В комнатах воцаряется полный мрак. Отсутствие света есть тьма. Так и зло по своему содержанию есть отсутствие добра. Господь зла не сотворил. Разве допустит талантливый художник в своих произведениях какое-то уродство или изъян? Все, что существует, по самой своей природе добро и прекрасно. Тогда что же такое зло, откуда оно, как возникает? Зло не имеет самостоятельного бытия, своей собственной природы. Оно – порок, болезнь, искажение того, что уже существует. Оно похоже на вирус, который сам по себе, отдельно от живой клетки не существует. Это добровольное желание разумных существ жить без Бога. Зло явилось как сознательное уклонение от добра, противление ему. Оно – протест против Бога и всего, что от Бога. Поэтому зло есть уклонение от бытия к небытию, от жизни к смерти. Зло коренится в неправильно понятой свободе и неверно направленной воле. Оно ищет во всем самостоятельности, обособленности от Творца, и поэтому само по себе есть величина совершенно мнимая, в действительности равная круглому нулю. – То есть зло – это извращенное состояние воли разумных существ?

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Откуда взялось зло, ведь Бог благ и зла не творил? И что такое собственно зло? И что такое добро? Все ли, что кажется хорошим и приятным, является таковым на самом деле? Можно ли, делая добро любимому человеку, убить его? И может ли добро быть жестким и даже жестоким? Проблема зла, конечно, тревожила любую христианскую совесть и любой ум. Люди задумывались: если Бог зла не творил, то что такое зло? Глубже всех, пожалуй, понял суть проблемы святитель Григорий Нисский. Он говорит, что зло не имеет сущности, это есть некое удаление от добра, погружение в небытие, тьму. А у тьмы сущности нет. Тьма – это просто отсутствие света. У света сущность есть, а тьма – это его отсутствие. К рождению зла, к счастью, человек не причастен. Зло родилось в мире ангельском. К счастью, мы – жертвы зла, а не его творцы. Конечно, мы напридумывали много чего по части зла, по части его культивации, распространения, его рекламы, его оправдания, но это все не без бесов сделано было, потому, что они – начальники зла, любители всякой нечистоты и хитрые пиарщики всякой грязи. А мы жертвы. Повторюсь: зло родилось в мире ангельском. Это жуткая мысль: «Выше звезд поставлен престол мой, вознесусь выше всего, что называется святыней». И мы должны признать свою ограниченность в способности понимать инфернальные глубины. Глубины сатанинские, к счастью, человек, пожалуй, не может постигнуть. Человек, к счастью, не может узнать зло в той его конечной глубине, в которой оно существует в ангельском мире. Мы – жертва греха, он нас заразил некоей частью своей заразы, он внушил нам претензию на то, чтобы мы были тем, чем мы не были. Зло всегда обещает больше и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато «Будете, как боги». Зло всегда обещает больше, чем дарит, и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато. Оно обещает тебе нечто – заметьте, сегодня это реклама, кредиты, поездки, работа за рубежом… «Да, ты будешь там! Идем, идем, идем!.. Тебя ждет Олимп!» Но ты оказываешься потом в глубине какой-то жуткой грязи, думаешь: а как это я развалил свою семью? потерял здоровье? оказался в чужой стране без денег и средств, опозоренный и униженный? Да, это микросхема, действующая еще с момента обмана Адама и Евы. «Будете, как боги, не переживайте; Он лжет, а я не лгу. Он говорит, что вы умрете, – не умрете. Да не умрете вы, а будете, как боги…» Обещание того, что ты не заслужил, обещание того, что тебе вредно, и безмерное завышение претензий. Это зло в его человеческом измерении. Но приходит оно к нам из ангельского мира. Это не мы его выдумали.

http://pravoslavie.ru/91500.html

Священник Иоанн Павлов < >< назад > 42. О печали и унынии Печаль и уныние — это две из тех восьми основоположных страстей, о которых говорят в своих книгах святые отцы. В наше время эти два состояния души обычно не считаются страстями. Страсти в современном понимании — это что-то непременно пламенное, темпераментное, увлекающее за собой, например плотское вожделение, игровой азарт или, в крайнем случае, гнев и сребролюбие. Печаль же и уныние — это, напротив, что-то холодное, скучное, безразличное, то есть то, что на страсти совершенно не похоже. Однако и печаль, и уныние являются самыми настоящими страстями и, как прочие страсти, овладевают человеческой душой и приносят ей вред. Что же такое печаль, и что такое уныние, и в чем между ними разница? В современном языке слова «печаль» и «уныние» имеют сходный смысл, так что многие люди их не различают. Однако такое понимание является ошибочным. Хотя печаль и уныние между собой связаны, они, тем не менее, друг от друга отличаются, и каждое из этих состояний имеет свои характерные особенности. Можно сказать, что печаль и уныние — это две стадии одной и той же болезни. Первая стадия — печаль. Если печаль не будет вовремя уврачевана, то она переходит в хроническую стадию и становится унынием. Рассмотрим коротко обе эти страсти. В состояние печали мы впадаем, когда чрезмерно расстраиваемся от происходящих с нами неприятностей, скорбей и всякого рода проблем, неизбежно встречающихся в жизни. Например, кто-то нас обидел, или что-то у нас не получилось, или начальник сделал выговор, или мы заболели, или нас огорчают дети, или что-нибудь у нас украли, или мы с кем-нибудь поссорились. Из-за подобного рода проблем люди начинают расстраиваться, переживать и впадают таким образом в состояние печали. Признаки этого состояния следующие: огорчение, малодушие, нетерпеливость, ропот, упадок духа, потеря надежды на Бога, нежелание нести свой крест. Нужно сказать, что у печали есть одна особенность: степень этой страсти очень сильно зависит от нас самих — от того, как мы привыкли воспринимать жизненные трудности.

http://zavet.ru/b/ipavlov/042.htm

священник Т.С.Тихомиров Священник в личной жизни Самообразование священника. Что читать? Нельзя скрывать, что священник приходит на приход плохо или почти неподготовленным. Обрывки знаний, вынесенные из школы, оказываются цветными лоскутками, из которых не сошьешь рубахи, чтобы даже еле-еле прикрыть наготу неподготовленности. Многое оказывается совершенно неприложимым, другое недостаточным. На большинство вопросов практики и душепастырства и вовсе никаких готовых ответов нет. Еще меньше уменья приложить к делу то, что есть (например, пресловутую науку о проповедничестве). Приходится учиться снова, искать нужных знаний путем самообразования. Иначе говоря, путем чтения, так как другие способы самообразования – лекции, путешествия и т.п. для него закрыты. Отсюда вопрос, что читать, больной вопрос для очень многих и для священника-священнослужителя, может быть, более, чем для кого-нибудь. Книжный рынок полон книгами, но средства священника скудны, и нужно быть очень осторожным в выборе книг, чтобы не купить хлам. Несомненно, есть у священнослужителя под рукой и какая-нибудь чужая, общественная, благочинническая библиотека, но опять, что выбрать из нее. При выборе книги несомненно должна быть ясная и определенная цель. Можно брать книгу для целей самовоспитания и самообразования, можно брать ее для самообразования специального пастырского. Область самообразования вообще бесконечна, и нам не обнять ее в справочной заметке. Общие цели самообразования, его объем мы находим возможным коротко изложить в следующих определениях. Задача самообразования – выработать сознательное и разумное отношение к миру, к жизни, к своему «я». Быть образованным – значит, иначе говоря, знать «свое место» среди физического мира, среди общества, место в государстве, в семье, в Церкви. Образование – совсем не то, что ученость. Можно быть ученым – и в то же время совершенно необразованным человеком. Есть ученейшие профессора в своей области, которые вместе с тем вовсе не имеют цельного мировоззрения – замкнуты в узкой специальности, а потому вовсе не могут быть названы образованными людьми. Что должен знать образованный человек? Правило одного из семи мудрецов «познай самого себя» должно быть поставлено в основу самообразования. Человек должен знать, что он такое по своей физической природе и в жизни духа. И прежде всего – что он такое по отношению к внешней природе. Не может считаться образованным человек, который не знает даже земной своей квартиры, не понимает простейших явлений, окружающих его. Человек должен иметь «открытые глаза» – должен понимать, что над ним миллионы миров, а не голубое или черное полотно. Должен уметь видеть чудеса Божьего мира, понимать, как устроена и течет жизнь природы. Иначе сказать, самообразование начинается мироведением. Глубже идет тот, кого собственная любознательность влечет в глубины миропознания. Но такое увлечение лежит уже за пределами элементов самообразования.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Сортировать по Исключить новости “Когда я спрашивала, где папа, у мамы делалось такое лицо…” Екатерина Бурмистрова о родителях-подпольщиках и детях-сыщиках 14 февраля, 2017 Екатерина Бурмистрова о родителях-подпольщиках и детях-сыщиках Каково узнать, что тебя вырастил отчим, а папа жил в соседнем квартале? А если тебе всю жизнь говорили, что любимый дедушка уехал, а на самом деле он умер? А может, эти злые люди — не твои родители? Зачем семьи скрывают от детей правду, и к чему это приводит, рассказывает психолог Екатерина Бурмистрова. У нас считают, что правда вредна В моей практике нечасто бывают случаи с приемными семьями, но я много работаю с семьями смешанными, неполными. Консультируя семьи с детьми и работая со взрослыми проблемами, я часто сталкиваюсь с историями, связанными с тайной происхождения. Бывает, что приходит взрослый мужчина или взрослая женщина 30-40 лет, и говорит: «Я про отца своего ничего не знаю. Его никогда не было. С мамой про это невозможно было говорить. Она один раз мне сказала: «У тебя нет папы», – и потом, когда я спрашивала, где мой папа, у нее делалось такое лицо, что я спрашивать перестала». В итоге у человека огромное беспокойство, дыра в идентичности, он отчасти не понимает, кто он, и в результате строит всякие фантазии. И еще относительно благополучный вариант, когда просто информация отсутствует. А бывает, что история происхождения скрывается, и тогда человек получает ощутимый удар по самооценке.   Вообще в России есть тенденция к закрытию информации. Уверенность, что информация может быть опасна и вредна, – одно из частных проявлений общей стратегии. Например, только у нас в России терминальному больному не говорят, что ему осталось жить несколько дней или несколько недель. У нас к праву на знание правды относятся так, как будто человеку будет лучше, если он будет находиться в неведении. Непременно расскажет кто-то чужой В случаях с детьми эта ситуация усиливается, и если уж взрослый человек лишен права знать о болезни, то за ребенка вообще решают только взрослые. Ребенку подают некую версию, и кажется, что он никогда ничего не узнает, и ему так будет лучше. Примеров в практике у меня множество. И все же обычно что-то ребенок да узнает. Есть известная русская пословица: шила в мешке не утаишь. Действительно, информация тем или иным образом к ребенку просачивается.

http://pravmir.ru/kogda-ya-sprashivala-g...

Сортировать по Исключить новости «Ты мне больше не подруга» и холодный прищуренный взгляд. Как научить ребенка отвечать на такое Почему так важен учитель и что родители должны успеть до школы 14 октября, 2019 Почему так важен учитель и что родители должны успеть до школы Как реагировать родителю, если хорошие друзья их детей вдруг начинают вести себя зло: навязывают игру, заставляют принимать свои правила, угрожают тем, что не будут дружить? Что делать, если конфликты касаются учебы, оценок и полны презрения к «отстающим», может ли что-то сделать с этим учитель в своем классе и чем помочь своему ребенку перед школой, чтобы он сумел избежать такого отношения сверстников – рассказывает подростковый психолог Инна Пасечник. «Если не будешь играть в магазин, ты мне больше не подруга», – сказала лучшая подружка моей дочки и сощурила глаза так, что я отшатнулась. Дочке шесть. Она домашний и трепетный ребенок. Общительная, очень любит своих друзей, но среди них есть такие – хорошие, многих из них я знаю с рождения – которые начинают вести себя довольно зло. «Ты мне не подруга, если не отдашь свою куклу», «Это я тут решаю, как играть», «Мы тебя в игру не берем» и холодный прищуренный взгляд…  Дочка ни дня не ходила в детский сад, а на следующий год ей в школу. И тут я вспоминаю свой первый класс. В октябре за какую-то контрольную учительница влепила тройку. Одноклассница Маша получила «отлично». Сощурив глазки, она сказала: «Вот! Ты всегда будешь получать тройки и двойки, а я – пятерки, в крайнем случае четверки». Нет, она не сказала, что не будет со мной дружить, но вот противопоставление, «изгнание» мной было уловлено очень хорошо. Моя мама вовремя объяснила, что оценки в начальной школе – всегда за почерк. «Кто умнее, у того почерк хуже, так что не переживай, дочка». Прошло тридцать лет. Я закончила школу с медалью, Маша – на тройки. Но до сих пор, когда замечаю у подруг моей дочери взгляд с прищуром, меня передергивает и становится страшно за своего ребенка. Я в растерянности. Что будет в школе? Как себя вести, как научить дочь отвечать на такое? И как объяснить, чтобы она сама так никогда и ни с кем не разговаривала?

http://pravmir.ru/ty-mne-bolshe-ne-podru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010